1. Сюжет, цепочка событий…………………………………………….……..3
  2. Герои. Характер………………………………………………………….….4
  3. Проблематика…………………………………………………………….….5
  4. Исход конфликта……………………………………………………………6
  5. Моральный и философский урок…………………………………………..7
  6. Эстетические достоинства………………………………………………….7

 

  1. Сюжет, цепочка событий

 

Действие романа Г. Петровича «Осада церкви Святого Спаса» развивается в нескольких эпохах. Все временные пласты связаны общими героями, которые проникают из эпохи в эпоху. Схожа и сюжетная линия событий: речь идет о падении Константинополя в 1203 году, об уничтожении сербского монастыря Жич (Жича) («самая старая церковь среди церквей патриархии») объединенным войском болгар и куманов в 1291 году, и о днях нынешних, о НАТОвских бомбежках на территории Сербии.

Но исторической хроникой здесь и близко «не пахнет»: с самого начала читателя погружают в ту область «магического» и «символического», где законы обыденного детерминистского мира терпят полный крах. Здесь, в византийских рудниках, добывают лунный свет, людей отправляют в «ничто», сжигая слухи о них, а церковь Святого Спаса имеет окна, через которые можно видеть прошлое, настоящее и будущее. Одним из главных сюжетообразующих принципов в таком пространстве служат сновидения, во всяком случае, «связь времен» осуществляется именно через сон жены византийского властителя Феодора Ласкариса (XIII век н. э.).

Сюжет: царица Филиппа, вторая жена Феодора Ласкариса, согрешила во сне и там же, во сне, родила сына. Умерла она от потери крови при этом в совершенно реальной жизни. Мальчик, опекаемый тремя мертвецами (впрочем, весьма безобидными), подрос в мире снов и перешел в нашу явь (ок. 1980 г.).

Вторая линия романа — о церкви Святого Спаса, которую осаждало войско болгар и куманов во главе с «многострашным князем». Осада была непростой: силой молитвы монахи и прихожане подняли собор, маленькую церквушку и прилегающие здания на двести метров выше земли.

Таким образом, роман основан на реальных исторических фактах, хотя сам писатель не претендует на роль историографа и умело стирает грань между реальными и вымышленными событиями. В то же время Петрович изящно и кропотливо плетет ткань повествования: из незначительных мелочей, потрясающих метафор возникают незабываемые персонажи, явь и сон плотно переплетаются между собой.

<!— admitad.banner: 7xfdw9vhuk4d886547d6f339406e2f Foxford —>
Foxford
<!— /admitad.banner —>

  1. Герои. Характер

 

Герои романа: игумен православного монастыря Жича. «Многострашный» болгарский князь и его слуги. Мальчик, родившийся во сне византийской царицы и переселившийся в XX век. Венецианский дож, коварный политик, мечтающий о бессмертии. Торговец временем.

Для характеристики центральных персонажей произведения важно, что, с точки зрения концепции романа, не столько важны конкретные детали их художественного «портрета», сколько те чувства, пробуждению которых у читателя служит фигура персонажа. Так, явно харизматичный сын византийской царицы Богдан, родившийся уже в наше время, олицетворяет преемственность и универсальность народной культуры с ее поиском правды. Верность истине и «искательство правды» – путеводные звезды его судьбы и истинная внутренняя суть его характера, которые и буквально делают его вневременным, типичным, например, для русской культуры. В этом качестве образ Богдана противостоит образу торговли временем, нарушающим естественную, Богом предопределенную последовательность событий и в этом качестве являющийся представителем «сил ада»: «В начале XX века Королевство Сербия делало попытки догнать ушедшую далеко вперед Европу, поэтому недостающие периоды закупались оптом, главным образом через Общество по торговле годами Новой истории. Купленные промежутки времени на судах доставлялись вниз по течению Дуная в тысячах и тысячах мешков. Получить более детальное представление об их содержимом можно было только в белградском речном порту после распаковки груза. Взамен европейские партнеры хотели получить не деньги, а некоторые особые вещи, которые в Западных краях давно исчезли. На тех же разбухших судах, только теперь уже вверх по Дунаю, перевозили застольные тосты и здравицы, отборные сновидения, заговоры против сглаза, умение сливать страх, в то время как собственная действительность чахла и повсюду расцветало чужое прошлое и будущее». Начало же «продажи времени», а в контексте романа – продажи правды, просматривается, начиная с наиболее древнего пласта времен, которым в романе является время построения Жичи (образ торговца временем, своеобразного «вечного жида», также является сквозным).

Несмотря на неприкаянность центрального персонажа (Богдана), понятно, что его гибель в конце несет символическую окраску: его подлинный дом, буквально выстроенный для него «приемными отцами» – по ту сторону обыденной реальности; в реальности же повседневной, несмотря на ее «ирреальность», т. е. искаженность хода ее времени, герой успел оставить свой след, протягивающий нить из прошлого в настоящее: финал романа – это эпизод крещения сына Богдана в монастыре Жича.

 

  1. Проблематика

 

Однако главным героем самого известного своего романа Г. Петрович сделал сам монастырь. С ним связана основная проблематика романа (повесть о народной душе, пространственно воплощенной в Жиче). Построенная в начале тринадцатого века обитель для сербов – то же, что для русских Киево-Печерская лавра: с Жичи началась самостоятельная сербская церковь; здесь короновали первых государей, отсюда начинается одновременный расцвет двух «ветвей власти» – духовной и монархической, – их единство, взаимность и долговечность: Жича явилась воплощением этой симфонии властей. Всего в Спасовом доме было венчано на престол 19 сербских правителей, последний раз в начале ХХ века. Характер Жичи как оплота православия и монархии обнаруживается и в самом выборе места: монастырь возвели точно так, чтобы он находится на одинаковом расстоянии и от Рима, и от Константинополя. Жича – единственный в христианском мире монастырь, который не имеет крепостной стены и стоит «на семи ветрах». Сколько ни разрушали храм Святого Спаса (последний раз Жичу бомбили американцы) – его отстраивали заново.

Роман «Осада церкви Святого Спаса» как раз о таком нашествии недругов и повествует.

 

  1. Исход конфликта

 

Как уже упоманалось, «многострашный» вединский князь Шишман попытался захватить Жичу, но молитвами насельников монастырь с комьями земли, с елками и надворными постройками поднялся в воздух. Войско осталось топтаться на земле и думать, как достать непокорных монахов. Болгарский князь больше всего хотел получить одну маленькую, но бесценную реликвию: перышко ангела, то, что носил в своей бороде, как в киоте, игумен монастыря. Пушинку первый архиепископ сербский Савва получил от византийского императора, и когда-то она входила в состав волшебного плаща из десяти тысяч перьев. Так символически у Петровича была описана передача частицы огромной византийской культуры сербскому народу.

За плащом из перьев в 1204 году в Константинополь пожаловал слепой старый византийский дож Энрике Дандоло. Руководимые им крестоносцы разрушили город до основания, разграбили его подчистую. Плащ они нашли, а одного перышка в нем все же не хватало – пера, переданного в Жичу. На Сербской земле перышко ангела тоже так никогда и не досталось завоевателям. Нашлось оно только в 1996 году, когда после землетрясения начали реставрировать Спасов дом. Подняли каменный пол, и перышко, как по волшебству, взлетело и с тех пор парит под куполом Жичи.

 

 

  1. Моральный и философский урок конфликта

 

Тесно связан с центральным образом романа, противостоящим образу торговли временем.

Один из современных героев книги, Богдан, занимается вроде бы бессмысленным делом: он ходит по лесам и собирает перья птиц. Но если внимательней всмотреться в эту символику, то мы опять можем разглядеть ту самую «связь времен». Связать времена в очередной раз не удается: герой погибает во время налета натовской авиации, и, как последняя надежда, остается смутный образ повести, которой так не хватало защитникам Жичи.

 

  1. Эстетические достоинства

Художественный метод автора «Осады церкви Святого Спаса» – магический реализм – метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира. «Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического — тех элементов, благодаря которым повседнев­ная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям» (Э. Жалу). Элементы магического реализма, присутствующие в романе:

1) Фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются.

2) Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.

3) Многочисленные детали сенсорного восприятия.

4) Часто используются символы и образы.

5) Эмоции человека как социального существа часто описаны очень подробно.

6) Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим («коллапс времени», когда настоящее повторяет или напоминает прошлое).

7) Меняются местами причина и следствие – например, персонаж может страдать до трагических событий.
<!— admitad.banner: ri5r7v0wzq4d886547d66d42ee1fea Postupi.online —>
Postupi.online
<!— /admitad.banner —>
8) Содержатся элементы фольклора и/или легенд. События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний.

9) Прошлое контрастирует с настоящим, персонажи друг с другом.

10) Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира — фантастическое или повседневное.

Своеобразие произведения Г. Петровича в жанровом отношении, по сравнению с жанром фэнтези, состоит в том, что в основе его текста лежит духовная реальность, в то время как автор, пишущий «фэнтези», воплощает в словах свободную выдумку, в лучшем случае работает с расхожими, доступными обывателю мифами, то есть ничем другим, кроме собственных желаний и желания угодить своему читателю, такая проза не обеспечена.

Проза Г. Петровича, напротив, обеспечена христианским мифом, точнее – православным мифом.  При этом в этическом плане картина местами выглядит даже черно-белой, то есть расклад «добро-зло» в лице венецианского дожа и князя Шишмана с его мусульманским подручным – с одной стороны, и обороняющимися из Жичи и Царьграда – с другой, на первый взгляд, представляется слишком простым. Но ведь и отношение к тому самому православному, а если точнее – постправославному типу сознания нынче вполне очевидно. Понятно, что «миф», за который на протяжении тысячелетий множество людей кладет жизнь, – это не какая-нибудь забавная «байка».  Следовательно, в тексте Горана Петровича отражена духовная реальность современного мира (что важно: отражена замысловато, изобретательно и не скучно).

Г. Петрович как талантливый современный сербский прозаик обречен долго (надеемся, что не всегда) существовать в одной связке с Милорадом Павичем. Действительно, у Петровича ткань текста так же замысловата, как и у Павича, но у него есть также и проработанный сюжет, что существенно облегчает чтение. Своеобразие метода Петровича – попытка сделать «пружинами» и «колесиками» повествования абсолютно не психологические сущности, например, «время», или «судьбу», которую можно разглядеть в колодце; а еще в этом колодце можно оставить свое отражение, которое не позволило бы осажденным черпать воду.

В романе «Осада церкви Святого Спаса» Петрович сумел показать логику жизни сербов, то, как они веруют и тем спасаются, то, по каким неписанным правилам и законам живет эта страна. «Осада церкви святого спаса» – трудная книга. Сквозь нее продираешься как через бурелом; но в этом буреломе легко наткнуться на зернышки света, крупицы алмазов и набрать полные ладони святой воды доброты и сожаления.

>

Доступа нет, контент закрыт

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

Доступа нет, контент закрыт



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.