Содержимое

Введение

Исторические произведения Н. М. Карамзина вызывали большой читательский интерес во все времена. Современную популярность писателя-историка профессор А. Ф. Смирнов объясняет общественно-политическими, государственными проблемами современной российской действительности: «В процессе возрождения России … народам ее предстоит заново воссоздать, «сотворить» и себя, свою цивилизацию, преодолеть атеизм и доктринерство, едва не загубившие Русь. Для этого и надобно нам взглянуть на былое и днесь Отечества глазами последнего летописца, который, отбросив «метафизику», политические догмы, идеологизирование, взглянул на государство российское как на естественно сложившийся народный организм, структуру национальной жизни, неподвластную волюнтаризму, произволу преобразователей общественного бытия» [20, С.126].

В связи с этим пристального внимания заслуживает не только многотомный труд Карамзина-историографа «История государства Российского», но и повести, прежде всего «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» – художественный результат его исторических занятий. Именно эти произведения Карамзина в XVIII в. явились первым шагом в освоении исторического материала его современниками.

С другой стороны, в последние десятилетия возрос интерес к жанру повести, к проблемам эволюции русской повести, к ее поэтике, поэтому закономерно и плодотворно обращение к изучению первых опытов русской литературы в этом жанре – повестей Н. М. Карамзина. К сожалению, долгое время повести «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» оставались вне поля зрения отечественного литературоведения и критики, хотя еще В. Г. Белинский, неоднократно обращавшийся к творчеству Карамзина, в ряде работ высоко оценил прозу писателя-сентименталиста, увидев «в Карамзине писателя, который выразил дух своего времени» [1, С.256].

Богатый биографическими фактами материал, освещающий эстетические, философские и общественно-политические взгляды писателя, знание которых необходимо при всестороннем рассмотрении текстов исторических повестей, мы находим в двухтомном труде профессора М. П. Погодина, опубликованном в 1866 году к 100-летию со дня рождения Н. М. Карамзина. Дополняют эти сведения мемуары И. Дмитриева, мемуары и статьи П. Вяземского, а также письма самого Н. М. Карамзина.

Наиболее обширным историко-литературным исследованием являются монография В. В. Сиповского «Н. М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника» и его труд «Очерки по истории русского романа XVIII века». В последней работе автор рассматривает художественные особенности повестей Карамзина, устанавливает связь произведений писателя-сентименталиста с литературой предшествующих эпох.

XX век открыл новую страницу в изучении художественного наследия писателя. В 1916 году впервые была опубликована статья Б. М. Эйхенбаума «Карамзин» (сборник «О прозе. О поэзии»). 50-60 гг. XX века – это также период глубокого изучения особенностей языка и стиля прозы Карамзина. В этом отношении интерес представляют исследования В. В. Виноградова: среди многочисленных работ, в которых ученый касается различных проблем литературного языка в произведениях Карамзина, следует отметить исследование текстов повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» [4, С.237]. Огромный вклад в изучение прозы Н. М. Карамзина внесла Ф. З. Канунова [7, С.152 – 173]. Много внимания изучению поэтики прозы Карамзина уделяет в своих работах Н. В. Кочеткова (сборник статей «Русская литература и фольклор XI – XVIII веков, девятая глава – «Карамзин и литература сентиментализма» представляют Н. М. Карамзина и И. И. Дмитриева как писателей, возглавивших сентиментальное направление).

В 1968 выходит в свет статья П. А. Орлова «Повесть Н. М. Карамзина “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода”», в которой автор рассматривает историю публикации повести, ее тематику; расхождения, которые имеют место между сюжетом исторической повести о падении Новгорода и описанием этих же событий в «Истории государства Российского».

Огромный вклад в изучение творчества Н.М.Карамзина внесли работы Ю. М. Лотмана [14], Л. Н. Лузяниной, Л. И. Кулаковой [13]. 1980 г. ознаменован появлением «Истории русской литературы» в четырех томах под редакцией Д. С. Лихачева, Г. П. Макогоненко. В главе «Сентиментализм. Карамзин» дается обзор сентиментализма как направления русской литературы конца XVIII- начала XIX века. Н. М. Карамзин признается главой русского сентиментализма. Авторы «Истории русской литературы» дают краткий обзор литературной деятельности Карамзина, не останавливаясь подробно ни на одном этапе его творчества. В 1991 г. выходит учебное издание П. А. Орлова «История русской литературы XVIII века» [16, С.241 – 245], в котором Н. М. Карамзин представлен как писатель-сентименталист; рассматривается его творческий путь: повести, поэзия, «новый слог», значение в развитии русской литературы. Таким образом, обширная литература не исчерпала всех проблем в изучении исторических повестей Н. М. Карамзина и как жанра, и как фактов историко-литературной жизни конца XVIII- начала XIX вв.

Объектом исследования данной работы являются сентиментально-исторические повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода».

Предметом изучения – особенности жанра и поэтика названных произведений Н.М.Карамзина как образцов исторической повести конца XVIII- начала XIX вв.

Цель работы – охарактеризовать жанровые особенности и особенности поэтики исторических повестей Н. М.Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть основные положения философско-эстетической системы писателя.
  2. Выявить предпосылки возникновения жанра повести в русской сентиментальной литературе, отметив художественное своеобразие карамзинской прозы в сравнении с произведениями других авторов последней четверти XVIII века.
  3. Проследить развитие исторической темы и жанра исторической повести в творчестве Н. М. Карамзина от «Натальи, боярской дочери» к «Марфе-посаднице».
  4. Дать всесторонний анализ названных произведений в единстве идейного и художественного содержания.
  5. Показать своеобразие поэтики сентиментально-исторической повести.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного, всестороннего анализа повестей «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» в преемственной взаимосвязи, что позволяет проследить процесс развития исторической темы в творчестве Н. М. Карамзина как писателя-сентименталиста. Это и определяет актуальность темы.

В качестве одного из основных методов используется историко-культурный метод, предполагающий рассмотрение литературы как органической части сложной системы во взаимодействии с другими видами искусства. В работе применяется методика целостного анализа, позволяющего раскрыть содержательность формы, смысловую наполненность художественной структуры.

Глава 1. Становление и развитие жанра исторической повести в творчестве Н. М. Карамзина

1.1. Общественно-политические и философско-эстетические взгляды

Н. М. Карамзина

 

1.2. Проза второй половины XVIII века и повести Н. М. Карамзина

1.1. Общественно-политические и философско-эстетические взгляды

Н. М. Карамзина

В переломные периоды истории, подобные тому, который переживает в настоящее время российское общество, с особой остротой возникает вопрос о соотношении старого и нового, прошедшего и будущего, отжившего свой век и только начинающего жить. В этой связи неизбежно возрастает интерес как к историческому прошлому страны в целом, так и к изучению наследия отечественной социально-политической мысли в частности. В рамках такой ретроспективной направленности научных исследований в обществе формируется определенного рода мода на консерватизм, что, конечно же, не случайно и, отражая реальные потребности, во многом объясняется ощущением «политической “безродности” или “сиротства” в идейной ориентации» [22, С.51].

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Поэтика исторических повестей Н. М. Карамзина

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Сюжет и композиция

Карамзинский рассказчик в “Наталье, боярской дочери” не просто открывает для нас историю героев, сопереживая тому, о чём ведётся речь, он свободен в своей беседе с читателем, часто весел и ироничен, подобно найденному “образцу” – английскому писателю Лоренсу Стерну в его романе “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (по меткому выражению В. Б. Шкловского, “романе о невозможности написать роман” – из-за бесконечных отступлений, увлекающих и уводящих в сторону подробностей – своего рода оборотной стороны слишком живой авторской активности в повествовании). На первом месте среди предметов такой весёлой “беседы” (и Стерн, и Карамзин здесь не исключение) всегда оказывается литература – произведения, которые всем хорошо известны, чужие и даже собственные “штампы”, характерные приёмы знакомых жанров, такие привычные для читателя, желающего узнать: что же всё-таки случилось с Натальей, боярской дочерью? – и не так скоро получающего ответ на этот вопрос.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Художественное пространство и время



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Жизнь сердца, равно занимающая автора-повествователя в современности и истории, предопределила поэтику его исторических повестей в двух аспектах. Проанализируем их на основе повести «Наталья, дочь боярская», в которой, во-первых, исторический колорит повествования, вовлекающий в него бытописательные мотивы образа жизни, одежды, оружия XVII в., выполняет эстетическую функцию — поскольку в окружении этого исторического колорита стало возможно осуществление эстетического идеала автора: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили как думали? По крайней мере я люблю сии времена; люблю … под сению давно истлевших вязов искать брадатых моих предков … и с нежностью целовать ручки у моих прабабушек, которые не могут … надивиться моему разуму, потому что я, рассуждая с ними о старых и новых модах, всегда отдаю преимущество их подкапкам и шубейкам перед нынешними … галло-албионскими нарядами, блистающими на московских красавицах в конце осьмого-надесять века».

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

Для исследования были взяты повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Созданные в разные периоды жизни писателя-сентименталиста, эти произведения с наибольшей полнотой отражают сложность и противоречивость общественно-политических взглядов Н. М. Карамзина, эволюцию его творчества, растущие мастерство художника и увлеченность историческими исследованиями.

Повесть «Наталья, боярская дочь» – первое обращение писателя к исторической теме. Художник-сентименталист пока еще далек от подлинно исторического освещения событий прошлого; несмотря на это, повесть воспринималась многими современниками Карамзина в качестве исторического произведения, и многие писатели более позднего времени по достоинству оценили сентиментальную по весть писателя, увидели в ней образец, достойный подражания.

Повесть «Марфа-Посадница» построена целиком на исторических событиях. Центральное место в ней занимает не сентиментальная любовь, как в «Наталье, боярской дочери», а героико-патриотическая деятельность Марфы, ее свободолюбивый, страстный характер. И хотя Карамзин далеко не во всем следует исторической правде, сюжет повести конкретнее и реальнее, чем в «Наталье, боярской дочери». В качестве основной проблемы Карамзин ставит в повести проблему характера, пытается дать ей последовательное разрешение. Писатель не только сумел героизировать Марфу, он стремился объяснить ее характер.

Рассматривая композицию, сюжет исторических повестей Карамзина, мы отмечаем все более возрастающий интерес писателя к событиям прошлого, что проявляется в расширении исторического материала, включенного в повести «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-Посадница». Сюжет «Марфы-Посадницы» основан на фактах отечественной истории, большинство персонажей – исторические личности. Сознательно нарушая историческую достоверность, предавая эпическому повествованию черты драмы (т. е. прибегая к большому количеству диалогов и монологов), автор усиливает эмоциональное воздействие произведения на читателя, и эта ярко выраженная эмоциональная окрашенность текста является особенностью сентиментальной школы. Воспитательным целям подчинено введение в повесть сцен, эпизодов героико-патриотического характера. Через систему событий, через конфликт и систему образов писатель проводит мысль о необходимости сильной, справедливой государственной власти, поэтому конфликт между монархической и республиканской формой правления в повести разрешается победой самодержавия.

Исходя из уроков прошлого и настоящего, Карамзин делает заключение, что монархия наиболее соответствует нравственному состоянию русского общества XVIII века. Образ идеального мудрого правителя- «отца народа» – один из центральных персонажей в исторических повестях. Но, будучи в душе республиканцем, писатель с не меньшей симпатией изображает сторонников республиканской власти, описывает жизнь и традиции вольного Новгорода. Важно отметить, что у Карамзина народ становится активно действующим персонажем. Одним из первых в русской прозе Н. М. Карамзин подошел к проблеме «власть и народ».

У Карамзина народ обретает голос, собственное мнение. Об этом свидетельствуют многочисленные массовые сцены и в «Марфе-Посаднице» и в «Наталье, боярской дочери». Рассматривая сюжетно-композиционные особенности повестей, мы обратили внимание на тесную связь прошлого и настоящего, на наличие нескольких временных пластов. Анализ пространственно-временных отношений исторических повестей позволяет отметить оригинальность художественного мира писателя-сентименталиста. В повестях наблюдается расширение изображаемого исторического времени и пространства. Действия повестей относит от времени их создания в «Наталье, боярской дочери» на 100 лет в «Марфе Посаднице» на 200 лет, и предметом изображения является не только судьба героев, но и само историческое время. Также Н. М. Карамзин обращался к непреходящим, вечным нравственным ценностям.

Жанр исторической повести во многом определяет пространственно-временную структуру произведений. Изображаемые события связаны с историей, судьбы героев определяются историческими событиями. Художественное время в повестях включает не только непосредственно изображаемое историческое время, но также происходит постоянное его расширение за счет воспоминаний героев, упоминания событий прошлого и проекции этих событий на современную жизнь, рассказа о прошлом того или иного персонажа. Расширяется и художественное пространство: действие повестей происходит не только в Москве и Новгороде, но и в окрестностях, монологи героев переносят читателей и в другие географические пункты и в другие времена, вглубь веков вплоть до времен язычества.

Анализ повестей позволил выявить особенности взаимодействия автора, рассказчика и героев. Образ рассказчика помогает организовать текст так, что у читателя возникает ощущение сопричастности изображаемому. Рассказчик – человек чувствительный, он является связующим звеном между автором и читателем.

Многочисленные комментарии, мотивировки, короткие замечания призваны приобщить читателя к сюжету, миру персонажей и, что самое главное, – увидеть глубокий смысловой слой произведения. В повествовании о Наталье улавливаются самые различные интонации: от шутливо-иронических до высокой патетики; в «Марфе-Посаднице» преобладает возвышенно-торжественный тон, что объясняется стремлением автора придать повести форму старинного летописного рассказа.

Идеальные герои сентиментально-исторических повестей – личности яркие. Прежде всего автор отмечает в них огромное чувство ответственности и патриотизм. Автор применяет различные приемы создания образа персонажа. Так, портрет героя, не лишенный некоторого сентиментального стандарта, показывает богатый внутренний мир, глубину чувств, отражает различные оттенки на строения. Явно прослеживается внимание автора к психологии героя. Карамзин стоит у истоков глубокого психологического анализа, основными способами раскрытия внутреннего мира героев является описание состояния, комментарий рассказчика, внутренний монолог, сон, предчувствие. Большую роль в повестях играет пейзаж, который также «психологизирован»: наряду с тем, что картины изменяющейся природы помогают передать течение времени, различные этапы физического и духовного роста героя, они оттеняют различные настроения, чувства. Карамзин создает городской и сельский пейзаж, противопоставляя их, отдавая предпочтение сельской природе, которая воспитывает в героях самые лучшие качества.

Таким образом, мир исторических повестей Н. М. Карамзина сложен и оригинален. Лаконичные по форме, но глубокие по содержанию исторические повести «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница» несут огромный воспитательный заряд. Поэтическое совершенство произведений делает их интересными для всех поколений читателей.

Художественно-историческая проза Карамзина оказала влияние на писателей, обратившихся в своем творчестве к исторической теме.

 

 

Список литературы

  1. Белинский В. Г. Очерки русской литературы. Сочинения Николая Полевого // Собрание сочинений: В 9 т. Т.2: Статьи, рецензии, заметки, апр. 1838 – янв. 1840 г. М., 1977.
  2. Берков П. Н. Проблемы исторического развития литератур. М., 1981.
  3. Верхов П. Н., Макогоненко Г. П. Жизнь и творчество Н. М. Карамзина // Карамзин Н. М. Избранные сочинения: В 2 т. М.; Л., 1964.
  4. Виноградов В. В. О стиле Карамзина и его развитии (Исправление текста повестей) // Процессы формирования лексики русского литературного языка (от Кантемира до Карамзина) Сборник статей. М.- Л., 1966.
  5. Гуковский Г. А. Карамзин//История русской литературы. М; Л., 1941. Т. 5.
  6. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ч. Л., 1991.
  7. Канунова Ф. 3. Историко-литературное значение повести Н. М. Карамзина (Ст. II) // Ученые записки Томского университета. Выпуск. 46. Томск, 1964.
  8. Канунова Ф. 3. К эволюции сентиментализма Н. М. Карамзина («Марфа-посадница») // Ученые записки Томского университета. Выпуск 50. Томск, 1965.
  9. Кислягина Л. Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина (1785–1803). М., 1977.
  10. Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. М., 1989.
  11. Кочеткова Н. В. Русская литература и фольклор XI – XVIII вв. Л., 1970.
  12. Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма. Л., 1994.
  13. Кулакова Л. И. Эстетические взгляды Н. М. Карамзина. Русская литература XVIII века: эпоха классицизма М.-Л., 1964.
  14. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина / Пред. Б. Егорова. М.: Книга, 1987.
  15. Макогоненко Г. П. Литературная позиция Карамзина в XIX веке // Русская литература. 1962. № 1.
  16. Орлов П. А. История русской литературы XVIII в. М., 1991.
  17. Орлов П. А. Русский сентиментализм. М, 1977.
  18. Подлесова С. Е. Исторические повести Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь” и “Марфа-посадница, или Покорение Новагорода”: особенности жанра, поэтика. Автореф. дис. канд. филол. наук. Самара, 2000.
  19. Позднякова Е. Г. Фольклоризм прозы Н. М. Карамзина. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Челябинск, 2003.
  20. Смирнов А. Ф. Николай Михайлович Карамзин. Страницы жизни и творчества // Карамзин. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. М., 2001.
  21. Смирнов А.Ф. Н. М. Карамзин и духовная культура России // Н.М. Карамзин. М., 1999.
  22. Филиппова Т. А. Мудрость без рефлексии (Консерватизм в политической жизни России) // Кентавр. 1993. № 6.
  23. Эйдельман Н.Я. Последний летописец (о Н.М. Карамзине). М.: Книга, 1983.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.