Содержимое

Введение

Творчество М.А. Шолохова, великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии, занимает особое место в русской и мировой литературе XX и XXI вв. Его произведения обладают огромной художественной и культурно-исторической ценностью. Писатель раскрывает историю и жизнь донского казачества, живая разговорная речь казаков как персонажей его произведений отражает многовековую устно-поэтическую культуру Донского края. Изучением художественной прозы М.А. Шолохова занимались многие исследователи (И. Лежнев, Ф. Бирюков, В. Петелин, Ф. Кузнецов, Л. Якименко, М. Сойфер, Н. Маслин, Д. Молдавский, Е. Диброва, Г. Ермолаев, К. Прийма и др.). Изучение особенностей эстетики и стиля языка М.А. Шолохова является важным этапом в осмыслении языка русской классической литературы XX века.
Одним из важнейших произведений в творческой биографии М. Шолохова выступает роман «Поднятая целина». Не было романа знаменитей. О нем самом написаны горы книг, по нему сверяли параметры соцреализма, народности и партийности, историзма, коммунистического идеала и много чего подобного. «Поднятая целина» была обязательна для изучения в средней школе, ее дважды экранизировали, переложили на язык оперы, много раз воспроизводили на драматической сцене. За нее автор был удостоен Ленинской премии, высшей в стране.
Сразу после выхода в свет «Поднятой целины», началось ее «триумфальное шествие»: роман миллионными тиражами распространялся по стране, переводился на языки народов СССР, проникал в самые отдаленные уголки. По всей стране проходили диспуты, массовые читки, заседания партийных организаций, посвященные обсуждению романа.
В. В. Гура и Ф. А. Абрамов сообщают: «Ко дню начала Тюменской районной партийной конференции разыгралась пурга, замело все дороги. Пурга сменилась крепким сибирским морозом. И, несмотря на это, делегаты конференции вовремя съехались в отдаленный от железной дороги райцентр». О героях «Поднятой целины» они говорили так, будто это были «не литературные типы, а живые члены их Тюменской партийной организации». Такое отношение к роману было характерно для почти всей тогдашней критики.
Например, из статьи А. Аграновского «Кусок жизни» можно узнать и о вероятном будущем героев «Поднятой целины», и о том, какую оценку получила бы деятельность подобных героев в жизни, не в литературе.
«Новый роман Михаила Шолохова «Поднятая целина», — пишет Аграновский, — вышедший недавно в издании «Федерации», принадлежит к числу крупных произведений современной пролетарской литературы [Аграновский 1933: 5].
Роман Шолохова может послужить своеобразным учебником о деревне.
Цель курсовой работы– изучение крестьянского мира в романе «Поднятая целина» М. Шолохова.
Поставленная цель определили задачи:
– раскрыть основную идею и охарактеризовать героев романа «Поднятая целина»;
– изучить изображение крестьянского мира в романе.
Цели и задачи работы определяют ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Глава 1. Роман «Поднятая целина: идея и герои

1.1 Идейно-художественное своеобразие романа «Поднятая целина»

1.2 Образы главных героев в «Поднятой целине»

Если рассматривать роман «Поднятая целина» в контексте всего творчества М.А. Шолохова, то окажется, что в «Тихом Доне» он сказал правду о революции и Гражданской войне, а в «Поднятой целине» — правду о коллективизации. Причём, сказал эту правду как художник, а не политик, сказал не прямо, а с помощью образной системы, которую надо разгадать. М.А. Шолохов верил в неизбежность и даже необходимость революции, верил в конечный благой результат коллективизации, но, следуя правде жизни, высказал всемирно значимую для человечества мысль о том, что по существу революции и гражданские войны античеловечны — таков смысл «Тихого Дона». Главная мысль «Поднятой целины» — бесчеловечно ломать сознание, привычный уклад жизни простого народа, следуя политическим намерениям, преобразования нельзя делать в спешке. Роман заставляет задуматься над многими современными вопросами.

Процесс коллективизации не мог быть простым уже потому, что ломал привычный уклад жизни крестьянина, связанный с единоличным хозяйствованием на земле. Переход к коллективному труду, отказ от собственности не мог быть не болезненным. Кстати, первый польский перевод романа назывался «Стон и плач».

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Изображение крестьянского мира в романе «Поднятая целина»: образы героев

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Образ деда Щукаря

Многие эпизоды «Поднятой целины» до того, как попасть на страницы романа, были фактами действительности, давшими материал для творческого обобщения. Фигура деда Щукаря – типична: М.А.Шолохов посетил  многие станицы и хутора Ростовской области, много общался с жителями родного края, среди которых встречал писатель веселых стариков-балагуров. Одним из таких шутников-стариков явился Тимофей Иванович Воробьев, бригадир колхоза хутора Волоховского. Его характер был близок характеру деда Щукаря. Некоторые факты из жизни есаула Александра Сенина легли в основу биографии есаула Александра Анисимовича Половцева. У Семена Давыдова – прототипами стали двадцатипятитысячники Плоткин, Красюков, Баюков, появившиеся в Вешенском районе в 1930 году. В своей работе над образами «Поднятой целины» М.А. Шолохов опирается на рассказы свидетелей, подлинные биографии казаков, подчиняя собранный материал задаче объективного воссоздания жизни донского казачества в период 1920-х – начала 1930-х гг.

Доступа нет, контент закрыт

Образ земли в романе



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

В романе “Поднятая целина”, как это было принято в советской литературе, господствует жесткий детерминизм, вписанность индивидуальных судеб в историю, в цепь политических перемен. Разумеется, в романе о коллективизации, опубликованном в 1932году, внешний событийный ряд мог быть только таким, как он представлен у М. Шолохова. И это было нe только выполнением “социального заказа”, но и отражением реальных событий в cтpaнe, переживающей массовую коллективизацию.

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

 

Заканчивая изучение данной темы, можно сделать следующие выводы:

Главная сила книги Шолохова в том, что она учит познавать людей в действии и, познавая их, определять следующий этап борьбы. Кто с нами и будет с нами, кто возле нас, кто против нас, кто отстает и отстанет, кто забежал вперед и в беге может вовсе оторваться.

Второе, чем сильна книга, — это правдивым художественным показом мелкособственнической природы крестьянства. Здесь писатель безжалостен: он не щадит никого, даже лучших, любимых героев.

В этом смелом и исключительно умелом показе природы крестьянства — огромная заслуга автора. В конце концов, в этом ведь, в мелкособственнической ограниченности крестьянства, корень всех трудностей социалистического переустройства и перевоспитания деревни.

Крестьянский мир в романе «Поднятая целина» предстает в свете коллективизации. Как относятся крестьяне к коллективизации и к колхозам?

Одни (у которых есть свое крепкое хозяйство) против колхозов, против того, чтобы у них отбирали с таким трудом нажитое, и поэтому попадают в разряд кулаков.

Вторые, у которых и до колхозов ничего не было – за них, поскольку тогда у них что-нибудь появится.

Однозначной оценки по поводу коллективизации не дает и сам автор романа. Он показывает неправоту тех, кто раскулачивает, и одновременно раскрывает сложную гамму чувств, одолевающих героев.

Бесспорно одно, автор поддерживает коллективизация, но категорически не принимает методы её осуществления.

Гуманизм художника, проявленный во всей структуре романа (в теме детства, описаниях красоты донского края, многогранном изображении классовых врагов советской власти, в общем стиле), определяет основной его пафос и делает произведение неотъемлемой частью нашей духовной жизни и истории литературы советского периода.

 

Наиболее ярким персонажем среди крестьян, конечно же, выступает дед Щукарь.

Его фигуру можно охарактеризовать как трагикомическую. В романе «Поднятая целина» М.А. Шолохов изображает человека, который создает вокруг себя веселье и смех, тем самым помогает людям уйти от реальных тяжелых будней, а также позволяет взглянуть на мир позиций шутовства. За внешним смехом скрывается глубокая трагедия всей жизни этого несчастного персонажа.

Еще одним ярким образом в романе выступает земля. В сквозном сюжете земли реализована главная шолоховская идея, сохраняющая роман как художественное целое.

Изысканность поэтического языка, свойственная шолоховским описаниям природы, неизменно точным и детализированным (“грустный, чуть внятный запах”, “тонкий многоцветный аромат”, “тончайшее дыхание опаленной морозами полыни” и др.), апеллирует к бунинской  образности, вызывает в сознании читателя глубинную память о неостановимом жизненном ритме, о пробуждающейся земле, о ее животворящей силе и красоте. Жизнь земли, ее закономерная неотвратимость создает истинный фон того, что происходит в Гремячем Логу,

В контексте романа “целина” – это оставленная без человеческого попечения земля, нарушение естественной жизни хлебороба, смысл которой – разумная забота о земле. А потому в контексте романа поднятая целина – это не оставленная человеческим попечением земля, пашня. И лишь в общении с землей человек у Шолохова реализует свое главное назначение.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Художественные тексты

  1. Шолохов М.А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 5. М., 1962.
  2. Шолохов М.А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 6. М., 1962.

Научная литература

  1. Аграновский А. Кусок жизни («Поднятая целина» Мих. Шолохова)// Правде. 1933. 3 марта.
  2. Бекедин  П.В. Неподатливое поле «Поднятой целины»// Русская литература. 1978. №4.
  3. Бирюков Ф.Г. Шолохов сегодня//Литература в школе. 1980. №2.
  4. Герасименко А.П. “Поднятая целина” М.А.Шолохова в контексте современного романа о коллективизации //Вестник МГУ. 1989. № 2.
  5. Гура В.В., Абрамов Ф.А. М.А. Шолохов. Семинарий. Л., 1962.
  6. Дворяшин Ю.А. Поднята ли целина в романе Шолохова?// Литература в школе.- 1990.- № 2.
  7. Егорова Л. Не умирающая сила романа (О “Поднятой целине” М.Шолохова)// Литература в школе.1988. №1.
  8. Ильин Е.Н. Роман М. Шолохова «Поднятая целина». М., 1985.
  9. Коновалова И. Михаил Шолохов как зеркало русской коллективизации// Огонёк. 1990. № 25.
  10. Крживинская Л.В. Перечитывая «Поднятую целину»//Литература в школе. 1991. №22.
  11. Кудлай Ю.В. Речевой портрет деда Щукаря как преемника русской смеховой культуры (по роману М.А. Шолохова «Поднятая целина») // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки. М., 2008.
  1. Литвинов В. Уроки «Поднятой целины»// Литература в школе. 1991.№ 9-10.
  1. Литвинов  В. «Поднятая целина» М. Шолохова. М., 1975.
  2. Минакова А. О художественной структуре эпоса М.Шолохова// Проблемы творчества М.Шолохова.- М., 1984.
  1. Осипов В. “Поднятая целина”. Презумпция невиновности?// Дон.1996. №5-6.
  1. Патралов Б. С. Старшеклассники знакомятся с экранизацией романа «Поднятая целина» // Литература в школе.  1982.  №1.
  2. Попов Г. А. Уроки Шолохова вчера и сегодня // Веч. сред. шк.  1990.  №2.
  1. Рыбинцев И. В., Мазур Р. А. Изучение творчества М. А. Шолохова в школе: Пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1985.
  2. Семёнова С. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005.
  1. Соболев К. Помеченные злом: Урок по рассказу М. Шолохова “Родинка” // Литература (Прил. к газ. «Первое сентября»).  1996.  №43.
  1. Творчество М.Шолохова. Сб. статей. /Сост. П.Н. Павловский. М., 1964.
  1.  Хватов А. Художественный мир Шолохова. М., 1970.
  2.  Холодяков  И.В. Прокляты и убиты – или мертвые сраму не имут?// Литература в школе. 2001. №8.
  3.  Чекалов П.К. Судьба крестьянства в произведениях Шолохова// Материалы по литературе для выпускников средних школ и инновационных учебных заведений.- Ставрополь, 1996.
  1. Чернова И.И. «Так это было на земле». Тема коллективизации в советской литературе 30-80 годов// Литература в школе. 1991. №6.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.