Содержимое
Введение
«Слово о полку Игореве» — уникальное явление русской и мировой литературы, доказательством чего является существование музея этого литературного памятника в Ярославле, словаря и пятитомной энциклопедии «Слова…», а также неослабевающий интерес к произведению исследователей и читателей разных стран. Обширна библиография работ по «Слову о полке Игореве». Об обстоятельствах открытия «Слова…» и основных направлениях его изучения писали Г.Н. Моисеева, Л.А. Дмитриев, О.В. Творогов; проблему жанровой природы произведения решали в своих работах А.Н. Робинсон и Д.С. Лихачев; фольклорную основу поэтической образности «Слова…» исследовала В.П. Адрианова-Перетц; реконструкцией системы ударений и ритмического строя памятника занимались В.В. Колесов и В.И. Стрелецкий. Благодаря коллективному труду ученых разных специальностей «Слово о полку Игореве» вошло в круг чтения современного человека, приобщая его к историческому опыту и духовному наследию прошлого.
Богатая образно-символическая насыщенность «Слова» — отличительное его качество. Поэтическое олицетворение, метафора, сравнение, параллелизм – всем этим в избытке переполнено «Слово о полку Игореве». Важнейшее место в «Слове» занимают образы природы, тесно переплетенные с образами героев. Изучения выразительности «Слова» также посвящено множество трудов, но мы считаем нужным еще раз обратиться к данному вопросу, вследствие того, что появляются все новые и новые исследования, раскрывающие многие неизвестные стороны «Слова о полку Игореве».
Сказанное определяет актуальность исследования данной темы на сегодняшний день.
Курсовая работа посвящена исследованию поэтики природоописания в «Слове о полку Игореве».
Актуальность исследования определяется, прежде всего, стремлением выявить специфику описаний природы в «Слове…».
Основная цель работы – выявление особенностей природоописания в «Слове о полку Игореве»– обусловила решение следующих задач:
— раскрыть особенности сюжета и композиции «Слова…»;
— охарактеризовать героев «Слова…»;
— раскрыть специфические черты поэтики «Слова…» и особенности его ритмического строя;
— исследовать вопрос о природе как самостоятельном герое «Слова о полку Игореве»
— исследовать образы затмения и заката-зари как важнейшие символы в произведении.
Цели и задачи работы определяют ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Методами исследования являются: описательный метод, методика контекстуального анализа, сравнительный метод.
Глава 1. Проблемные вопросы в исследовании «Слова о полку Игореве» и общая характеристика произведения
1.1 Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Основная идея «Слова» и ее раскрытие в сюжете и композиции.
1.2 Герои «Слова…». Образы князей.
1.3 Поэтика «Слова…». Ритмический строй произведения.
1.1 Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Основная идея «Слова» и ее раскрытие в сюжете и композиции
Сюжетно-композиционное оформление «Слова о полку Игореве» уникально, оно не подчиняется канону ни одного из известных нам жанров древнерусской литературы. В то же время построение памятника отличается художественным совершенством и целесообразностью. Текст принято в современном литературоведении делить на три части: вступление, основную часть и заключение.
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Глава 2. Природа в «Слове о полку Игореве»: ее место в образной системе и неразрывность связи с человеком
2.1 Природа как самостоятельный герой «Слова»
Древнерусские авторы не стремятся писать картины природы, описывать ее статические состояния, спокойные пейзажи. Древнерусские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она теснейшим образом связана с судьбою действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние, когда она проявляется в действии: в грозе, в буре, в разливах рек, в засухе, в затмениях солнца, в явлениях комет, в темноте ночи, мешающей сражающимся, в жаре, истомляющей воинов и т.д. В древнерусских произведениях нет описаний бездействующей природы, служащей только фоном для повествования. В тех немногих случаях, когда природа присутствует в древнерусских произведениях, она играет в них прямую, а не косвенную роль, она «событийна», описываются только ее изменения, ее влияние на человека, она включена в самый ход повествования, в развитие сюжета. Средневековые писатели как бы еще не осознают самостоятельной ценности картинных описаний природы для литературы.
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
2.2 Образы затмения и заката-зари как важнейшие символы в произведении
В приведенных выше примерах пленение князя непосредственно отождествлялось с затмением солнца. Отождествление имеет настолько прямой характер, что числу князей, участвовавших в, битве, соответствует число затмевающихся соднц; летопись зафиксировала участие в битве на Каяле четырех русских князей: двух старших — Игоря и Всеволода, и двух младших — старшего сына Игоря, Владимира, и племянника Игоря и Всеволода, Святослава Рыльского [19, с. 402-403]. Второй пример идет в этом отношении еще дальше и различает два солнца и два «молодых месяца», соответствующих старшим и младшим князьям.
Впрочем, даже эта сложная метафора может иметь и буквальный смысл. Можно объяснить ее следующим образом: «два солнца» и «два огненных столпа» как особые атмосферические явления (появление на небе «ложных солнц»). Данное объяснение, разумеется, не превращает это место «Слова» в чисто реалистическое писание, а лишь соотносит символико-метафорический план образа с феноменами, которые в принципе (не обязательно в этом конкретном случае) существуют на уровне непосредственно наблюдаемой реальности.
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Заключение
Заканчивая исследование данной темы, можно сделать следующие выводы:
Русская природа выступает самостоятельным героем «Слова о полку Игореве».
Важнейшей особенностью, обусловливающей богатство поэтических красок «Слова», является неразрывная связь в нем мира природы и человека. Природа принимает здесь активное – дружеское или враждебное – участие во всех происходящих событиях; животные и растения, земные и небесные стихии очень живо отзываются как на горе, так и на радость Игоря, его войска и всех тех, о ком упоминается в «Слове».
Природа в «Слове» — не немая, бессловесная, а звучащая и даже говорящая.
Обильные и богатые эпитеты и сравнения в «Слове» — сплошь из мира природы.
В «Слове…» использованы символы, отражающие нераздельность человека и природы. Одними из важнейших символов в произведении являются символы затмения и заката-зари.
С затмением солнца непосредственно отождествлялось пленение князя.
Другой устойчивый символ в произведении – это закат, представляемый в виде погружения солнца в море и приравниваемый к затмению.
Наряду с этим, в «Слове» используется еще один вариант образа заката, также имеющий повсеместное распространение в литературе и фольклоре: солнце, скрывающееся за холмом.
Отождествление князя с солнцем, и гибели князя — с закатным погружением солнца в море закрепляется еще в нескольких контекстах, в которых гибель рисуется как погружение в воду, утопление.
В тесной связи с закатом находится также образ зари, многократно упоминаемый в «Слове». Все основные события в произведении приведены в связи с картинами вечерней либо утренней зари.
Образ вечерней зари естественно связывается с образами заката и затмения как символами гибели, добавляя к данному смысловому комплексу еще один, специфический, эмоциональный и символико-изобразительный оттенок, связанный с «кровавой» окраской зари.
Специфическое использование образа утренней зари, свойственное поэтике «Слова» позволяет включить в семантику анализируемого комплекса мотивов, связанных с идеей гибели/мрака, целый ряд смысловых компонентов, ассоциируемых именно с утренней зарей.
Политическая злободневность, высокохудожественная народная форма выражения обеспечили «Слову о полку Игореве» бессмертие в веках. Оно было популярно среди современников и оказало влияние на последующее развитие нашей литературы. К «Слову» обратился автор «Задонщины», прославляя победу русского народа на поле Куликовом.
Появление первого печатного издания «Слова о полку Игореве» в 1800 г. сделало бессмертный памятник достоянием новой русской литературы. Поэтическая образность «Слова» творчески осваивается поэтами и писателями XIX века. Особой популярностью у поэтов-романтиков пользуется «древний русский бард», «соловей древних лет», как его называли вначале прошлого века,- Боян.
«Слово о полку Игореве»,- писал поэт П. Антокольский,- представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от плодов ветви в будущее. Поэтому мы слышим прямые и косвенные отголоски «Слова», переклички с ним во многих произведениях нашей культуры и искусства … Из памятника старины оно превращается в живое достояние созидательной культуры».
Список литературы
- Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI-XIII вв. – Л., 1968.
- Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. – М., 1947.
- Булахов М.Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке: Краткая энциклопедия слов/ Под ред. Л.А. Дмитриева. – Минск, 1989.
- Гаспаров Б. Поэтика «Слова о полку Игореве». – М., 2000.
- Гетманец М.Ф. Тайна реки Каялы: «Слово о полку Игореве». – Харьков, 1982.
- Гудзий Н.К. История древнерусской литературы: Учебник/ Н.К. Гудзий. – М., 2003.
- Демкова Н.С. Проблемы изучения «Слова о полку Игореве». – В кн.: Чтения по древнерусской литературе. – Ереван, 1980.
- Древнерусская литература XI-XVII вв.: Учеб. пособие для студ./ Под ред. В.И. Коровина. – М., 2003.
- Зализняк А.А. «Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста/ А.А. Зализняк. – М., 2004.
- Зимин А.А. «Слово о полку Игореве»/ А.А. Зализняк. – М., 2006.
- Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие системы. (Древний период). — М., 1965.
- Имедашвили Г.И. «Четыре солнца» в «Слове о полку Игореве»//»Слово о полку Игореве». Сборник исследований и статей/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. — М., 1950.
- История русской литературы XI-XIX вв./ Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.
- История русской литературы XI-XVII вв.: Учебник/ Д.С. Лихачев, А.А. Дмитриев, Я.С. Лурн/ Под ред. Д.С. Лихачева. – М., 1985.
- Колесов В.В. Ритмика «Слова о полку Игореве». К вопросу реконструкции// Исследования «Слова о полку Игореве». – Л., 1986.
- Кусков В.В. История древнерусской литературы: учебник. – М.: Высшая школа, 1998.
- Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. — Л., 1978.
- Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» — героический пролог русской литературы. – Л., 1967.
- Лихачев Д.С. Исторический и политический кругозор автора «Слова о полку Игореве»//»Слово о полку Игореве». Сборник исследований и статей/Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. — М., 1950.
- Робинсон А.Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве»//»Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков/ Под ред. О.А. Державиной. — М., 1978.
- Сперанский М.Н. История древней русской литературы/ М.Н. Сперанский. – СПб., 2002.
- Стрелецкий В.И. К вопросу о ритмическом строе «Слова о полку «Игореве// Русская литература. 1964. № 4.
- Струмила А. Еще раз к «Слову о полку Игореве». – М., 1995.
- Тимофеев В.П. Другое Слово о полку Игореве/ В.П. Тимофеев. – М.,
- Шарлемань Н.В. Природа в «Слове о полку Игореве»//»Слово о полку Игореве». Сборник исследований и статей/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. — М., 1950.