Содержимое

В российском литературоведении и критике до сих пор не сложилось единого подхода к литературе для детей как к самоценному культурному феномену, который складывался в противоборстве двух тенденций: так называемой «охранительной», воспринявшей основные тенденции «дидактической» и назидательной детской литературы предыдущих эпох, и «демократической», утверждавшей равенство детской и взрослой литератур в нравственном и эстетическом отношении [3, С.6]. Можно отметить, что именно первое направление наиболее ярко проявилось в русской детской литературе: так, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский, подчеркивая именно воспитательную функцию книг для детей, утверждали: «.. .в них должны сообщаться положительные сведения о мире и человеке, рассказы из действительной жизни, разъяснение тех вопросов, которые теперь волнуют общество и встретят нынешних детей тотчас, как только они вступят в жизнь». Вместе с тем объективность требует (и это требование реализуется современной словесностью в анализе детской литературы), чтобы изучение художественного творчества для детей исходило из диалектического единства формы и содержания (пример – работы С. Н. Брайловского, Д. Ровинского, А. И. Соболевского и др.). Вновь приходит понимание, что воспитательное воздействие литературы для детей не менее важно, чем образовательное, и что ее «воспитательное» воздействие может осуществиться даже помимо «рационального» восприятия художественного текста ребенком (как отмечал В. Г. Белинский в отношении отрывков из творчества А. С. Пушкина для детского чтения, «прямо через сердце, мимо головы»). Решение детской литературой этой специфической задачи и предполагает обращение к шедеврам русского классического наследия, среди которых почетное место занимают произведения Серебряного века.

Глава 1. Поэзия «Серебряного века» в детском чтении

Творчество А. Блока, представленное в детском чтении, принадлежит именно к направлению «демократической» линии в его развитии и так же, как и «взрослое» творчество поэта, несет на себе отпечаток символизма.

А. Блок никогда не был отцом, и психология его детских стихов – это его собственные воспоминания о детстве, точнее, его перевоплощение в детское состояние души. Таково его самое яркое детское стихотворение «Сны» (1912):

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Сказка «Серебряного века»

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

О популярности сказочного жанра в России рубежа веков может свидетельствовать количество публикаций в периодических изданиях, предназначенных для детей, в журналах «Тропинка», «Светлячок», «Задушевное слово», «Галчонок». Наряду с переводами фольклорных сказок (малорусских, английских, японских, эскимосских, эстонских, норвежских), там печатались литературные сказки Л. Чарской, Б. Верхоустинского, Л. Арманд, Г. Ландау, Е. Шведер, В. Вальверан, С. Либрович, В. Русакова, М. Климова, О. Белявской, В. Домбровского, В. Алешина, В. Брусянина, Г. Галиной, кн. Е. Львова, Т. Львова, А. Ишимова, Кл. Лукашевич, М. Коваленской, Н. Орлова, Ткача Основы, Инны К-вой, Н. Познякова. К этим именам можно добавить таких авторов, как Д.Я. Айзман («Светлый бог»), Г.А. Эйнерлинг (Галина) («Сахарный принц и пряничная принцесса»), С. Я. Басов-Верхоянцев («Конек-скакунок»), Н.А. Крашенинников («Две жизни», «Сказка любви»), ALLEGRO (П.С. Соловьева) («Жизнь Хитролиса», «Крупеничка», «Чудесное кольцо»), Д.М. Цензор («Сказки северного города») и т.д.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Общий обзор и характеристика творчества для детей Л. Чарской



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Л. А. Чурилова, Л. Чарская (1875-1937) — одна из самых известных русских писательниц, ставшая в начале ХХ столетия “властительницей сердец” юных читателей. Ее детские рассказы и сказки пользовались небывалой популярностью и были переведены на немецкий, английский, французский, чешский языки. За пятнадцать лет выпустила около восьмидесяти книг. Современные литературоведы относят ее творчество, в т. ч. сказочное, к ряду первых проявлений в России феномена массовой литературы [1].

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

Итак, развитие литературы в эпоху «Серебряного века» (конце XIX – начале XX вв.) тесно связано с общественной жизнью и литературным процессом, который характеризуется борьбой стилей и течений. Детская литература в этот период привлекает внимание крупных писателей.

В то же время, обзор работ, посвященных истории и теории жанра литературной сказки и детской поэзии в России эпохи Серебряного века показывает, что из сферы внимания современного литературоведения этот период практически выпал. Причиной тому могли быть малодоступность художественных текстов и невозможность обращения к ним в постреволюционные годы. Но и сейчас, когда литература серебряного века стала популярной, работ, посвященных этим темам, кроме предисловия к их переизданию, практически нет.

Религиозная и художественная мысль рубежа XIX-XX веков, как всякого переходного периода, – эклектична. «Искалась связь, как с христианской религией, так и с классической античностью и азиатскими религиями»; все это окрашивалось изрядной долей «мистицизма, оккультизма и теософии», против чего позже восставали вышедшие «из лона символизма» Мандельштам). Взаимодействие реалистической и романтической интенций создает особый тип отношений человека и мира, что создало условие для продуктивности жанра сказки, обращенной как к взрослому, так и к ребенку. Пласт «детской» литературы по сей день остается сокровищницей, далеко не исчерпанной в методике и практике школьной и дошкольной педагогики.

 

 

Список литературы

  1. Агафонова Н. С. Проза А. Вербицкой и Л. Чарской как явление массовой литературы. Дис. канд. филол. наук. Иваново, 2005.
  2. Детская литература / Под. ред. Е.Е. Зубаревой. М., 2006.
  3. Ковалева Т. В. Эволюция русской поэзии для детей (стиховедческий аспект). Дисс. докт. филол. наук. М., 2006.
  4. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века (поэтика символизма). М., 1999.
  5. Русская литература для детей / Под. ред. Т.Д. Полозовой. М, 1998.
  6. Сказка серебряного века: Сборник / Сост. и коммент. Т. Берегулевой-Дмитриевой. М. ТЕРРА, 1997.
  7. Чарская Л.А. Записки институтки / Сост. и послесл. С.А.Коваленко. М.: Республика, 1993.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.