Содержимое

«Один день Ивана Денисовича» — первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее ему мировую известность. Общественный резонанс рассказа вызван прежде всего тем, что в нем, впервые в советской литературе, читателям были правдиво, с огромным художественным мастерством показаны сталинские репрессии.

Рассказ был задуман в лагере в Экибастузе (Северный Казахстан), зимой 1950 – 1951 годов, написан в 1959 году (начат 18 мая, закончен 30 июня) [9, С.574] в Рязани, где в июне 1957 года Александр Исаевич окончательно поселился по возвращении из вечной ссылки. Работа заняла меньше полутора месяцев. В 1961 году создан «облегчённый» вариант, без некоторых наиболее резких суждений о режиме.

12 октября 1962 года под давлением Хрущёва Президиум ЦК КПСС принял решение о публикации рассказа, а 20 октября Хрущёв объявил А. Твардовскому, взявшего на себя заботы о публикации рассказа, об этом решении Президиума. Весть об этой публикации облетает весь мир. Солженицын сразу становится знаменитостью.

В 1971 – 1972 годах, в связи с изменением общественно-политической обстановки, все издания «Ивана Денисовича», включая журнальное, негласно изымались из публичных библиотек и уничтожались. Тем не менее, популярность произведения в настоящее время позволяет с полным правом относить его в разряд современной классики. Так, рассказ выдержал, по меньшей мере, четыре перевода на английский язык. Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода.

Глава 1. Проблематика рассказа

Сюжетная линия рассказа построена вокруг повествования об одном дне из жизни заключённого Ивана Денисовича Шухова. Обобщенный типаж главного героя рассказа так охарактеризован самим автором: «Ивана Денисовича я с самого начала так понимал, что не должен он быть такой, как вот я, и не какой-нибудь развитой особенно, это должен быть самый рядовой лагерник. Мне Твардовский потом говорил: если бы я поставил героем, например, Цезаря Марковича, ну там какого-нибудь интеллигента, устроенного как-то в конторе, то четверти бы цены той не было. Нет. Он должен был быть самый средний солдат этого ГУЛАГа, тот, на кого всё сыпется» [1]. Рассказ-повесть начинается со слов: «В пять часов утра, как всегда, пробило подъём – молотком об рельсу штабного барака» – и заканчивается словами: «Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…».

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Художественные особенности произведения

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

По отзывам в критической литературе, художественное своеобразие рассказа определяется тем, что в нем «лучшие традиционные черты русской прозы XIX века соединились с поисками новых форм, которые можно назвать как полифоничность, синтетичность» [2, С.214].

Сам Солженицын называл свое произведение рассказом, повестью его предложили назвать в редакции журнала «Новый мир», впервые опубликовавшего произведение. Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором на фронте, общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.

Доступа нет, контент закрыт



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Мифологичность системы представлений заключённого о воле, а также их эпическая обобщённость, то есть несводимость к конкретным реалиям его действительности, подчёркиваются в повести поэтическим образом ясного месяца, близким к фольклорной традиции. Этот образ появляется всего несколько раз, но несомненно любовное отношение к нему со стороны автора и героя, весьма близких по своей сути.

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

 

В рассказе-повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицын исследует проблему «человек и государство», художественными средствами раскрывает пагубное влияние тоталитарного режима на человека. Самое важное, чётко выделенное Солженицыным, – репрессии в нашей стране обрушились не только на руководящий состав и интеллигенцию: пострадал весь народ, а рядовые труженики – больше других. Искусство автора проявилось, прежде всего, в создании характера героя Шухова и одного дня, проведённого им в лагере: Солженицын помогает нам понять силу и мужество не сломленного духом русского человека, его натуру, умение выстоять в тяжёлых условиях и «не озвереть». Ярко описав жизнь этого человека, автор показал нам великую христианскую правду, рассказал о неисчерпаемых духовных ценностях, таящихся в народе: душевности, простоте, мудрости, жизнестойкости, трудолюбии.

Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. И в художественном пространстве, и в художественном времени «Одного дня Ивана Денисовича» мы встречаем резкую дихотомичность структуры: зона гулаговского времени и зона времени души личности; зона режимного пространства и зона воли как «пространства души». Насильственная их разведённость означает то, что лагерь стремится уничтожить в человеке «душу живу», свести его до уровня забитого и запуганного животного. Против этого и направлен основной пафос повести-рассказа, выраженный в стройной структуре, полноправными частями которой становятся художественное пространство и время.

 

 

 

Список литературы

 

  1. «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына: Художественный мир. Поэтика. Культурный контекст. Сборник научных статей. Благовещенск: Издательство Благовещенского государственного педагогического университета, 2003.
  2. Губко Н. Человек побеждает. // Звезда. 1963. № 3 // Г. Ю. Карпенко. Литературная критика 1960-х годов о повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». М., 2001.
  3. Ермилов В. Во имя правды, во имя жизни // Русский журнал. №9. 2006.
  4. Записка Прокуратуры СССР и КГБ при СМ СССР О мерах в связи с распространением анонимного документа с анализом повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» от 20 августа 1965 г. – ЦХСД. Ф.5. Оп.47. Д.485. Л. 40-41 // Континент. № 75. Январь-февраль-март 1993.
  5. Корней Чуковский. Дневник. 1930 – М., 1994.
  6. Молько А. Повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» на уроке литературы // Изучение литературы XIX – XX веков по новым школьным программам. Самара, 2004.
  7. Мурин Д. Н. Один день, один час, одна жизнь человека в рассказах А. И. Солженицына // Литература в школе. 1990. № 5.
  8. Семенов А. Н. Картина мира прозы А. И. Солженицына: Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2003.
  9. Солженицын А. И. Рассказы и Крохотки // Собрание сочинений в 30 томах. М.: Время, 2006. Т. 1.
  10. Солженицын А. Рассказы. М.: Центр «Новый мир», 1990.
  11. Чичеров И. Во имя будущего // Московская правда. 1962. 8 дек. С. 4. // Г. Ю. Карпенко. Литературная критика 1960-х годов о повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». М., 2001.
  12. Шаламов В. Новая книга: Воспоминания; Записные книжки; Переписка; Следственные дела. М., 2004.
  13. Ячменева Т. Лагерная проза в русской литературе (А. И. Солженицын и В. Шаламов). // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. № 32.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.