Содержимое

Введение

 

 

Октябрьская революция положила начало процессу преодоления противоречий между личностью и обществом. Идеологически осознать эту решающую сторону революции, проникнуть в душевный мир тех, кто пересоздавал общество, в глубины социально-психологической ломки, в самые неожиданные, невиданные движения человеческой психики – такова была задача лирики как самого «внутреннего» из родов литературы.

Правдиво, глубоко воплотить наиболее характерные душевные движения человека на грани эпох, с болью и кровью отрывающего от себя все, веками враставшее в психику, могла только лирика новаторская, преображенная новыми потребностями эпохи социализма.

Стремления коллектива, огромной массы людей создать гармонические отношения между личностью и обществом отразились в лирике нового типа, воскресившей традиции русской классической поэзии: гуманизм, демократичность, стремление к идеалу гармонического человека.

В свете одного из основных принципов марксистской философии, обосновавшей необходимость не только объяснения мира, но и изменения его, встали новые задачи перед литературой социалистического общества, и в частности перед лирикой.

Идея изменения мира, коренной перестройки его проникает в поэзию, обусловливая стремление познать объективные закономерности бытия, желание бороться за победу социалистического сознания в массах.

В гуманизм классической лирики история вносила четкий революционый идеал, ее демократические основы утлублялись новым положением поэта, находящегося в гуще самих масс и борющегося в первых ее рядах. Это положение постоянно обогащало проблематику новой лирики и давала ей ту перспективу исторического предвидения, которой не могло быть у поэзии ни в одну эпоху.

Активное участие в политической борьбе масс обогащает творчество. поэта новыми чувствами, идеями, образами, а мировоззрение его- пониманием социально- экономических основ борьбы пролетариата. Отсюда высокая тенденциозность лирики, героем которой становится преобразователь мира – советский человек.

Стремление поэта постичь душу революционного народа, увидеть в чертах современника его будущий едва намечающийся коммунистический облик предполагает в художественном методе героический пафос, насыщает лирику особой одухотворенностью, революционной романтикой.

Наиболее полным выражением такой открытой связи поэта и революции явилась творчество Маяковского.

Ему посчастливилось поэтически выявить особые качества нового человеческого характера, воплотить необычайно широкий крут переживаний, изменить представления о личном, общественном, интимном, собственно «лирическом».

Сказанное определяет актуальность данной темы на сегодняшний день.

Основная цель работы – изучение революционного идеала в лирике Маяковского 1917-1920 гг. и раскрыть противоречивую позицию поэта между гуманизмом и экстремизмом – обусловила решение следующих задач:

– изучить лирические искания Маяковского после революции 1917 года;

– проанализировать стихотворения «Наш марш», 2Хорошее отношение к лошадям» и «Ода революции» как проявления высочайшего гуманизма в творчестве Маяковского;

– проанализировать «Левый марш» как призыв к конкретным действиям и проявление экстремизма в творчестве Маяковского

Методами исследования являются: описательный метод, методика контекстуального анализа, сравнительный метод.

В процессе написания курсовой работы были проработаны труды исследователей творчества В. Маяковского.

1. Лирические «искания» Маяковского после революции 1917 года

В творчестве Маяковского по-новому раскрылась свойственная реалистической лирике объемность. За кажущейся частностью, единичностью переживаний отдельного человека существует перспектива породившей эти переживания социальной действительности, единой материальной природы. Эту закономерность, воплощенную великими лириками мира, поэт революции открыл для себя и современников в сложную эпоху становления социалистических отношений.

Необычайно широко использовать лирические жанры в решении основных задач времени Маяковскому удалась потому что в его творчестве впервые столь полно и  глубоко раскрылась способность осознавать общественные вопросы как сугубо личные. «Поэтому собственные переживания, чувства, мысли поэта зачастую становились отражением общественных настроений, тревог и запросов» [2, с. 25].

>

Доступа нет, контент закрыт

2. «Наш марш», «Хорошее отношение к лошадям» и «Ода революции» как проявления высочайшего гуманизма в творчестве Маяковского

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

Если же сгруппировать перечисленные выше стихи по основной тональности, то «Наш марш», «Хорошее отношение к лошадям» и «Ода революцию) объединяются тем лирическим ощущением времени, которое можно назвать постижением радости бытия, возникшей из социального освобождения человека. В этих стихах поэт как бы проникает в суть невиданных перспектив человеческого творчества. Поэтому в каждом поэтическом прикосновении к обновленной действительности, в каждой пробе пера трепещет предчувствие большого и главного – общего счастья. Именно эта радость жить в новом мире, остро засквозившая в поэзии Маяковского, «спасает» отчасти наименее удачное из стихотворений 1918 года – «Наш марш». В нем, конечно, есть отвлеченная декларативность, породившая наибольшую усложненность поэтики, неоправданные инверсии («Видите, скушно звезд небу!»), трудно воспринимаемые неологизмы («золот небесней») и не  всегда уместные, отвлекающие внимание от содержания, самодовлеющие аллитерации («бог бег», «лаг, луг», «дно дням»).

Доступа нет, контент закрыт

3. «Левый марш» как призыв к конкретным действиям и отражение черты экстремизма в творчестве поэта



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Призывная сила в лучших стихах поэта неотделима от задушевности. Он умел найти нежное “человечье” слово, способное “подымать и вести, и влечь…”.

Границы мира, который может быть освоен средствами поэзии, для Маяковского безмерно широки. Его стихи буквально вырастают из самой действительности, наполнены конкретными приметами сегодняшнего дня, густо ” населены “. Но конкретика эта ложится в основание поэтической мысли, стремящейся к высоким обобщениям, прозревающей открывающиеся перед человеком исторические дали. На пересечении заинтересованного  отношения к сегодняшним будням и устремленности к их завтрашним итогам – и возникает новое качество поэзии. Поиск новых художественных средств проходит по всему поэтическому фронту: обновляется лексика, образность, ритмика, изменяется даже графическая запись стиха – стихотворная строка разбивается ” лесенкой “, чтобы точнее донести до читателя все оттенки поэтической речи.

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

 

Заканчивая рассмотрение данной темы, можно сделать следующие выводы:

Если в предреволюционных стихах Маяковского все больше и больше усиливались трагические ноты, то после октябрьской победы рабочего класса начинает звучать боевое, призывное, мажорное начало, с особой силой выраженное в знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Заключительные строки этого стихотворения ложатся эпиграфом ко всему послеоктябрьскому творчеству поэта.

Новая боевая тональность звучит в кованых ритмах «Нашего марша» и «Левого марша». Солнечный свет гуманизма пронизывает лирическое стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Неистребимой верой в победоносное шествие революции насыщены и «ростинские» агитки Маяковского, и созданная им первая политическая советская пьеса “Мистерия-буфф”.

Сказав революции:

Тебе … мое,

поэтово,-

о, четырежды славься, благословенная!

Маяковский отдает Октябрю, рабочему классу, народу “всю свою звонкую силу поэта”. О себе и своих соратниках он пишет в стихотворении “С товарищеским приветом, Маяковский”:

Пусть

хотя б по капле,

по две

ваши души в мир вольются

и растят

рабочему подвиг,

именуемый

“Революция”

Под влиянием огромных событий революционных лет изменилась не только тональность стихов Маяковского.

Появилась острая потребность говорить со вчера еще “безъязыкой улицей” новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя замечательных поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые тематические пласты в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционном подвиге народа, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих “от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия”. И хотя впоследствии Маяковский справедливо предостерегал пролетарских поэтов от возведения в поэтический сан “плоскости раешников и ерунды частушек”, сам он, в поисках доходчивости до тогдашнего массового читателя, не гнушался и этими формами, неизменно поднимая их до уровня большой поэзии.

Послеоктябрьское поэтическое наследие Маяковского – это яркий, отмеченный печатью его новаторской гениальности лирический дневник подвигов и дел революционного народа, победившего в Октябре, разметавшего своим героизмом всех вооруженных врагов революции, победившего разруху и голод и первой пятилеткой сделавшего решительный шаг в социализм.

Но эстетическая палитра Маяковского была многоцветной: он выступал за богатство эмоций нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному. Именно поэтому в его стихотворениях имеет место и высокий гуманизм и низменный экстремизм.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения. – М., 1983.
  2. Денисова И. Революция – любовь. – М., 1988.
  3. Карабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. – М., 1990.
  4. Карпов А.С. Маяковский-лирик: Кн. для учителя. – М., 1988.
  5. Катилин Н. Слово и время. – М., 1967.
  6. Кормилов С.И., Искржицкая И.Ю. Владимир Маяковский. В помощь преподавателям. – М., 1998.
  7. Михайлов А. Маяковский. – М., 2003.
  8. Никольская Л.Н. Человек и время в художественной концепции В. Маяковского. – Львов, 1983.
  9. Паперный З. О мастерстве Маяковского. – М., 1957.
  10. Перцов В.О. Маяковский – жизнь и творчество. – М., 1976.
  11. Пицкель Ф.Н. Лирический эпос Маяковского. – М., 1964.
  12. Раков В.П. Маяковский и советская поэзия 20-х гг. [Учебное пособие]. – М., 1976.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.