Содержимое

Введение

Пожалуй, до сих пор в российском литературоведении вопрос о возникновении российской художественной прозы остается открытым. Но, несмотря на существование множества точек зрения на эту дилемму, большая часть современных исследователей все же соглашаются с тем, что родоначальником российской прозы был Николай Михайлович Карамзин, а её истоком – повесть «Бедная Лиза». По словам В. Н. Топорова, «в плане карамзинского творчества «Бедная Лиза» практически открывает десятилетие его уникальной художественной прозы и становится некой мерой отсчета».

После публикации повести «Бедная Лиза» («Московский журнал», 1792 г.) к Н. М. Карамзину пришла подлинная литературная слава. Как точно заметил В. Н. Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь» [20, С.6].

Как отмечает О. Б. Лебедева, «и все современники, и литературные потомки, начиная с Белинского, означившего именем Карамзина допушкинский период русской литературы, видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Так же, как имя Сумарокова стало синонимом понятия «русский классицизм», имя Карамзина неразрывно связано с понятием «русский сентиментализм»» [12, С.106].

В свою очередь, исключительное место в раскрытии таланта Карамзина-сентименталиста принадлежит именно повести «Бедная Лиза». Как пишет В. Н. Топоров, «именно «Бедная Лиза», более чем что-либо иное из сделанного Карамзиным в художественной литературе, слилась с именем автора, стала как бы его личным знаком: он создал ее, и она навеки сделала ему имя, и потому в ходячей формуле «певец «Бедной Лизы»» ничто не может заменить названия этой повести» [20, С.6]. В плане карамзинского творчества «Бедная Лиза» фактически открывает десятилетие его оригинальной художественной прозы и становится некоей мерой отсчета.

Долгие годы, вплоть до 1980-х годов, в критике господствовало мнение, что в по­вести дается не социальное, а моралистическое истолкование событий, что социальный конфликт в ней затушеван. В 80-х же годах широкое распространение получает суждение противоположное: Карамзин изображает Лизу и Эраста с симпатией и сочувствием, он отмечает положительные черты их характеров и этим утверждает, что причина трагиче­ской развязки повести – не в личных свойствах героев, а в существующем социальном устройстве общества, в том, что Эраст — дворянин, а Лиза — крестьянка. В силу имеющего места переосмысления повести, которая литературоведами советского периода рассматривалась уже как достояние истории, задача вчитывания, правильного понимания Карамзина и определения того духа, который веет в его произведении и составляет его существо, и сейчас стоит как перед исследователями, так и перед читателями.

Цель данного исследования состоит в изучении особенностей поэтики в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Поставленная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:

1) Выявить особенности жанра сентиментальной повести в русской литературе XVIII в. и показать роль Н. М. Карамзина в ее развитии.

2) Определить место повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина в ряду сентиментальной прозы России рубежа XVIII – XIX вв.

3) Охарактеризовать общие художественные особенности текста повести «Бедная Лиза».

4) На основе анализа поэтики повести показать художественное новаторство Н. М. Карамзина, определившее развитие сентиментальной прозаической литературы в России в исследуемый период.

Объектом исследования выступает повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как элемент литературного развития в России рубежа XVIII – XIX вв.

Предметом исследования является поэтика повести и ее вклад в литературное развитие России рубежа XVIII – XIX вв.

Новизна исследования заключается в анализе элементов поэтики повести в тесной связи со становлением предромантических тенденций в российской прозе исследуемого периода.

Теоретическую основу исследования составили труды таких литературоведов, как А. Я. Кучеров, Б. Эйхенбаум, О. Б. Лебедева, В. Н. Топоров, П. А. Орлов, Ю. М. Лотман и др.

Глава 1. Становление и развитие жанра сентиментальной повести в русской литературе XVIII в.

1.1. Особенности жанра сентиментальной повести в русской литературе

XVIII в. и роль Н. М. Карамзина в ее развитии

 

1.2. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина в ряду сентиментальной прозы

России рубежа XVIII – XIX вв

1.1. Особенности жанра сентиментальной повести в русской литературе

XVIII в. и роль Н. М. Карамзина в ее развитии

Весной 1793 г. Н. М. Карамзин написал заметку под названием «Что нужно автору?», напечатанную в первой части альманаха «Аглая» за 1794 год. В этой заметке уже умудренный опытом «Бедной Лизы» автор, между прочим, пишет: «Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо: но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей… Творец всегда изображается в творении и часто — против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии, сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души…

Когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде всего в верное зеркало: может ли быть лицо твое предметом искусства… Если творческая натура произвела тебя в час небрежения или в минуту раздора своего с красотою: то будь благоразумен, не безобразь художественной кисти – оставь свое намерение. Ты берешься за перо и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренно: каков я? ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего…

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Поэтика сентиментальной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Общие художественные особенности текста повести «Бедная Лиза»

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» Лизы и Эраста – «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так, как подобный конфликт скорее всего разрешился бы в реальных условиях русской жизни: гибелью героини.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Художественное новаторство Н. М. Карамзина в повести «Бедная Лиза»



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Новшество литературной манеры Карамзина не исчерпываются интеграцией в ткань повести «Бедная Лиза» фольклорных мотивов: сам образный строй повести, манера повествования и угол зрения, под которым автор заставляет своих читателей смотреть на повествуемый, им сюжет, отмечены печатью яркого литературного новаторства. Повесть «Бедная Лиза» начинается со своеобразной музыкальной интродукции — описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» (1, 606): «Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей…: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах… Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые… наделяют алчную Москву хлебом…

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

Сентиментальная повесть XVIII в., сформировавшая отношение к природе эстетической реальности и принципы образно-речевой организации повествовательного текста, играет особую роль в становлении русского повествования. Освоение сентиментально-идиллического модуса художественности формирует в русской традиции комплекс приемов выразительности, общую топику или «литературный словарь» будущей русской прозы.

Эстетика сентиментализма в лице М. Н. Муравьева, Н. М. Карамзина, А.Н. Радищева выступила закономерным развитием просветительской программы. Сентиментализм стремился к замене энциклопедического подхода синтетическим, не столько разграничивавшим свойства, сколько открывавшим их взаимосвязь в свете индивидуального восприятия. Исходя из принципов сенсуализма, сентименталисты отдавали предпочтение элементарным чувственно-эмоциональным реакциям, которые для внешнего наблюдателя могли представать хаотическими, но с имманентной точки зрения их сила заключалась не в систематичности, а в актуализации всех духовных ресурсов личности, в конечном итоге нацеленной на совершенствование, гармонизацию, возможную благодаря исконному стремлению человека к общению.

Трагизм жизни человека — вот что прежде всего обнару­жит современный читатель в повестях Карамзина, вот что привлечет его внимание.

Повесть «Бедная Лиза» посвящена традиционной любовной теме, истории двух любящих существ. Но при решении этой темы Карамзин разрушил ка­ноны любовной повести. Его герои ищут счастья а любви, но, странное дело, чувства их лишены камерности, они жи­вут даже не в привычных домашних условиях, а в большом и жестоком мире, оказавшись втянутыми в какой-то непости­жимый для них конфликт с действительностью. Бесчеловеч­ный, фатальный закон этой жизни лишает их счастья, делает жертвами, обрекает на гибель или постоянные страдания. Герои Карамзина — словно люди, потерпевшие кораблекру­шение, выброшенные на суровый и дикий берег, одинокие на безлюдной земле.

Своеобразным эстетическим ориентиром для писателя при создании характера героини и организации сюжета явились народная лирическая песня и баллада. Ориентация писателя на поэтику этих жанров способствовала созданию в его повести человеческой личности, отмеченной высокой нравственностью, духовной красотой, предельной искренностью и чистотой чувства. Во второй части монолога героини народно-поэтическая лексика создает социальный колорит речи.

Повесть «Бедная Лиза» выявляет глубокий интерес писателя к народной культуре. Анализ текста повести показывает, что взаимодействие литературной традиции и фольклорной выходит на структурообразующий уровень. Нами отмечена ориентация Н. М. Карамзина на поэтику жанров баллады и народной лирической песни. Связь развития сюжета с народной лирической песней здесь более сложная, внутренняя. Писатель обращается к психологическому параллелизму, который становится главным приемом в раскрытии тяжелых душевных переживаний героини. Ориентация на эстетический мир русского фольклора, на высоту его нравственных ценностей позволила Н. М. Карамзину изобразить яркую личность, ее неповторимый внутренний мир. Таким образом, в повести нашла свое воплощение многовековая эволюция народного художественного мышления. Идея свободы чувств, главная для творчества Н. М. Карамзина в целом, нашла свое яркое воплощение благодаря обращению писателя к фольклору.

Образ автора-повествователя, включенный в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, — это своеобразный эстетический центр всей повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и формальные уровни, поскольку автор-повествователь — это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Карамзин, перенося формулы авторского обращения рассказчика в повествовательную прозу, добился того, что проза приобрела проникновенное лирическое звучание и начала восприниматься так же эмоционально, как поэзия. Образ повествователя в «Бедной Лизе» — это основной генератор эмоционального тона повести, создаваемого авторским переживанием судеб героев как своей собственной, и проводник, по которому эмоция передается читателю.

В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной.

 

 

 

Список литературы

  1. Берков П. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1981.
  2. Берков П. Н., Макогоненко Г. П. Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. Н. М. Карамзин. Избр. сочинения: В 2-х т. М.-Л., 1964.
  3. Вайль П., Генис А. Родная речь. Наследство «Бедной Лизы». Карамзин// Звезда. 1991. № 1.
  4. Вознесенский М. В. Народная музыкальная культура в русской сентиментальной повести //ХVIII век. Сборник 17. СПб.: Наука, С.-Петербургское отд-ние, 1991.
  5. Канунова Ф. 3. Из истории русской повести: Историко-литературное значение повестей Н. М. Карамзина. Томск, 1967.
  6. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984.
  7. Карамзин Н. М. Сочинения: В 2 т. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1984. 2 т.
  8. Ковалевская Е. Г. Анализ текста повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» // Язык русских писателей ХУШ века. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981.
  9. Колпакова Н.П.. Русская народная бытовая песня. М.-Л: Изд-во АН СССР, 1962.
  10. Кочеткова Н.Д. Формирование исторической концепции Карамзина-писателя и публициста //ХУШ век: Сб. Л., 1981.
  11. Кучеров А. Я. Сентиментальная повесть и литература путешествий [начала XIX века] // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т лит. М., 1988.
  12. Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000.
  13. Лотман Ю. М. Карамзин. СПб.: Искусство-СПБ, 1997.
  14. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина / Пред. Б. Егорова. М.: Книга, 1987.
  15. Марченко Н. А. Карамзин Николай Михайлович // Уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе”. №7. 2002.
  16. Медриш Д. Н. Взаимодействие двух словесно-поэтических систем как междисциплинарная теоретическая проблема //Русская литература и фольклорная традиция. Сборник научных трудов. Волгоград, 1983.
  17. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М: Рольф, 2000.
  18. Орлов П. А. Русский сентиментализм. М, 1977.
  19. Сурков Е. А. Русская повесть в историко-литературном процессе XVIII – первой трети XIX в.: становление, художественная система, поэтика. Дисс. канд. филол. наук. М., 2007.
  20. Топоров В. Н. “Бедная Лиза” Карамзина – Опыт прочтения. М., 1995.
  21. Фохт Г. П. Литературные и фольклорные традиции в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» //Фольклорная традиция в русской литературе: Сборник научных трудов. Волгоград: Волг. гос. пед. ин-т им. А.С. Серафимовича, 1986.
  22. Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М., 1988.
  23. Эйхенбаум Б. М. Карамзин // Эйхенбаум Б. М. О прозе: Сб. статей. Л., 1969.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.