Содержимое

Сегодня поэзия А. С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения. С произведениями великого поэта читатели знакомятся едва ли не в самом раннем возрасте, они включены в школьную программу и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления. Между тем изначально его стихотворения, повести, сказки не были написаны специально для детей и не рассматривались как произведения детской литературы.

Тем не менее, трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка. А. Ахматова в статье «Пушкин и дети» пишет: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который всё равно будет при них как вечная драгоценность» [3, С.107].

С середины XIX в. предпринимались попытки составить сборники произведений Пушкина, ориентированные на юных читателей, но первое издание непосредственно для детей появилось только в начале ХХ века: в 1913 г. в Петербурге вышла в свет книга, которая так и называлась – «Пушкин для детей». Составители включили в неё около ста произведений: стихотворения, сказки, отрывки из поэм, повестей, пьес, отобрав из огромного пушкинского наследия то, что доступно и важно для детей среднего возраста.

Знакомство с образцами пушкинской лирики, относимыми к кругу детского чтения, как правило, происходит чуть позже, чем со сказками. Это стихотворения самой разнообразной тематики: о природе, о дружбе и любви, об истории Родины и т. д.

Глава 1. Значение поэзии А. С. Пушкина в детском чтении

Как поэт, Пушкин стремился быть доступным читателям всех возрастов, о чем прямо заявил еще в начале творческого пути.

Я хочу, чтоб меня поняли

Все от мала до великого,

– говорил 15-летний лицеист в незаконченной сказке «Бова» и этому правилу следовал в течение всей своей творческой жизни.

По словам Н. В. Гоголя, А. С. Пушкин писал только для читателей, одаренных поэтическим чутьем, и к своим произведениям «не подставлял… лестницы ни для кого из тех, которые глухи к поэзии».

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Тематика, особенности образности лирики А. С. Пушкина в детском чтении и ее раскрытие в дошкольном и начальном образовании

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

У А. С. Пушкина мы найдем стихи для детей начиная с четырех-, пятилетнего возраста: о птичке, яблочке, кораблике, сороке, чижике, волне, ветре, коне, пчелке. «Последняя туча», «Утро», отрывки из «Евгения Онегина», воспроизводящие так ярко и художественно различные моменты времен года, великолепный «Сказ о медведице» – все это может служить материалом в формировании круга литературного чтения ребенка (на первоначальном этапе – чтения вслух), при условии учета при выборе того или другого стихотворения не только возрастом, но и развитием, речевой и литератур ной подготовленностью ребенка. Раз, другой мы ошибемся, дадим кому-нибудь стихотворение преждевременно, но это меньшее зло, чем лишить творений Пушкина детей, созревших для их восприятия.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Методические особенности использования лирики А. С. Пушкина в дошкольном и начальном образовании



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Как показывает проведенный обзор, в круг детского чтения включены самые разнообразные лирические произведения поэта. Такой подход основывается на предположении, что не столько точное понимание, сколько образное восприятие общей идеи, тональности, поэтики предлагаемым детям стихотворений позволяет черпать материал для занятий в творчестве классика русской литературы.

Одновременно педагогу нужно помнить, что в пушкинских стихотворениях могут встретиться слова, без понимания которых ускользает основной смысл, тускнеет художественный образ.

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

Значение пушкинской лирики в детском чтении обусловлено ее удивительным соответствием одной из важных особенностей начального образования – нацеленности не только на конкретные знания, но на формирование кругозора ученика и его мировоззрения, основанного на восприятии традиций отечественной и мировой культуры. Уроки чтения, литературы в начальной школе несут большую долю ответственности именно в этом отношении: прочитанная в раннем возрасте литература дает основы гуманитарной культуры в очень широком диапазоне – от навыков чтения и обращения с книгой до опыта восприятия литературного образа, начала познания исторического прошлого и многого другого. Пушкинское творчество, в силу его универсальности, в этом отношении представляет собой незаменимый источник дидактического материала.

Включение в круг детского чтения большого числа лирических произведений поэта также основано на признании глубоко ошибочным мнения, что художественное поэтическое произведение, непонятное детям во всех своих художественных подробностях, во всех деталях содержания, вовсе не должно иметь к ним доступа. Это верно в отношении к прозаическим произведениям, сообщающим детям конкретные факты, но неверно в отношении к лирике, преследующей другие цели. В стихотворениях дети должны понять главное, кое-что может и пройти мимо их сознания.

Чуткость к музыкальности поэтической речи, быть может, и не всегда понятной, присуща уже детям 6 – 7 лет, и это чувство необходимо использовать в интересах их художественного литературного воспитания.

Так же, как и сказки, стихи великого поэта становятся частью той языковой среды, в которой формируется речь и сознание подрастающего человека. Часто это происходит незаметно для него самого, но эти стихи легко запоминаются и остаются в памяти едва ли не на всю жизнь, незримым образом определяя весь духовный строй личности, ведь именно А. С. Пушкин считается создателем современного русского литературного языка, языка, на котором говорит современный образованный человек.

 

 

Список литературы

  1. Детская литература / Под. ред. Е. Е. Зубаревой. – М., 2006.
  2. Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения / сост. А.В. Дановский. – М., 1997. – 640с.
  3. Минералова И. Г. Детская литература. – М., 2002.
  4. Минералова И. Г. Практикум по детской литературе. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
  5. Русская литература для детей / Под. ред. Т. Д. Полозовой. – М, 1998.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.