Содержимое

Введение

Постперестроечный период развития литературы в России ознаменовался возрождением интереса к периоду конца XIX – начала XX веков, который в истории литературы осознается как рубежный, породивший целую эпоху новаторского подхода в освоении художниками слова реальности самого себя и окружающего мира. Ключевым в анализе творчества поэтической плеяды «серебряного века», непосредственное отношение к которой имеет и А. Блок, является художественный метод символизма – «самого парадоксального из модернистских литературных течений», в огромной степени предопределившего дальнейшую эволюцию литературной мысли, вплоть до настоящего времени.

Давая историко-психологическую характеристику эпохи рубежа, М. Г. Неклюдова пишет: «При крайней обостренности чувства своего «я» каждого отдельного человека, тема «взаимоотношений» личности и мира, включающая характер восприятия последнего, отношения к миру художника и поэта, особенностей их собственного самосознания в ту эпоху, становится одной из основных в психологии творчества»[1]. Тема «страшного мира» в творчестве А. Блока в буквальном смысле символична уже в силу того, что является сквозной, пронизывая все этапы его становления.

Актуальность обращения к теме «страшного мира» в творчестве А. Блока диктуется тем, что, как заметил Е. Б. Тагер еще в 1980 г., «в литературе о Блоке до недавнего времени нередко можно было встретиться с интерпретацией темы «Страшного мира» лишь как воплощения «капиталистического правопорядка» с его «властью чистогана», «мещанским самодовольством», мира «сытых», в котором «вновь богатый зол и рад», «мира буржуазной пошлости», а порой и как сатирического изобличения царской бюрократии и столыпинской реакции. Во всем этом справедливо только то, что мир реакции, буржуазной пошлости и т. п. – это действительно страшный мир (без кавычек) и что Блок относился к нему действительно с гневным презрением. Но в системе поэтических мифологем Блока символика «Страшного мира» далеко не равнозначна отражению растленной буржуазной действительности»[2].

В современной литературе не существует работ, посвященных комплексному исследованию идейных и художественных особенностей темы «страшного мира» в лирике А. Блока и ее символистскому аспекту. Несмотря на многочисленные работы, посвященные анализу жизни и творчества поэта, не целостная история живописного символизма «страшного мира» еще не написана, что обусловило актуальность данного исследования. Вместе с тем ценное замечание относительно методологии исследования заявленной темы, пока не примененное на практике, высказал Г. А. Гуковский: «Блок — это не частное или случайное явление. Блок — это гениальный поэт в полном смысле слова, и, стало быть, идейная значительность его творчества не может быть ни осознана, ни измерена только масштабами окружавшей его литературной ситуации или  злободневной конкретности фактов его литературной биографии, хотя, разумеется, и эмпирическая современность, и  биография  существенно  выразились  в  индивидуальной  специфике его творчества. Общий смысл его искусства шире; он возникает из вековой истории социальной действительности и эстетического сознания, а обращен в будущее»[3].

Цель данной работы – раскрыть художественные особенности изображения темы «страшного мира» в поэтическом наследии А. Блока.

Для достижения поставленной цели в работе решаются задачи:

1) На основе теоретического анализа литературы выявить особенности формирования и развития символистского поэтического образа.

2) Охарактеризовать основные этапы духовной эволюции А. Блока как поэта-символиста и определить в ней значение темы «страшного мира».

3) Проанализировать динамику развития и художественные особенности отображения темы «страшного мира» в поэзии А. Блока.

Объект исследования – лирика А. Блока.

Предмет исследования – тема «страшного мира» в поэтическом наследии поэта.

Задачи работы предопределяют ее структуру: исследование включает введение, теоретический и практический раздел, заключение, приложение в виде конспекта урока, список использованной литературы.

Методами исследования являются: описательный метод, методика контекстуального анализа, сравнительный метод.

Теоретико-методологической базой исследования являются труды крупнейших философов и теоретиков литературы, среди которых С. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, М. М. Бахтин, Д. Л. Андреев, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и другие.

[1] Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. М., 1991. С.11.

[2] Тагер Е. Б. Мотивы «Возмездия» и «Страшного мира» в лирике Блока / / Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1. М., 1980. С.57.

[3] Гуковский Г. А. К вопросу о творческом методе Блока // Литературное наследство. Т. 92. М., 1980. С.107.

Глава 1. «Страшный мир» в поэтической картине реальности эпохи «Серебряного века»

1.1 Особенности формирования и развития символистского

художественного образа

 

1.2 Духовный путь А. Блока как поэта-символиста

 

А. Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой рус­ской литературы XIX в. и как зачинатель новой русской поэзии XX в.; в аспекте реалистических традиций и как наследник и продолжатель традиций романтических; как автор вдохновенных  «эсхатологических»  пророчеств о гибели старого мира — и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатством и многогранностью творчества Блока. Однако в этой многообразной и многогранной картине особо значимо место Блока в том литературном окружении, которое он с считал для себя наиболее органичным, те связи, которые в значительной мере определили самооценку поэта и разрыв с которыми на определенном этапе эволюции был основным событием его духовного развития. «Нет сомнений, что таким литературным направлением для Блока явился символизм,  а такой средой — символистская»[1].

[1] Цит. по: Минц З. Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1. М., 1980. С.97.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Характеристика мотива «страшного мира» в лирике А. Блока

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

1.1 Основные мотивы и место темы «страшного мира» в поэзии

А. Блока

В одном из своих ранних писем к Андрею Белому Блок признавался, что для него «макрокосм (мир), как и микрокосм (личность) ближе, чем все посредствующие между ними звенья». Прикованность художественного внимания к этим двум полюсам бытия составляла важнейшую черту мировосприятия Блока, как в известной степени и символизма в целом. Пропуск «посредствующих звеньев», тот вакуум, который возникал там, где пролегали пути, связующие личность с «макрокосмом» – миром, был, конечно, не безвреден, т. к. пустовавшая промежуточная зона представляла собой объективную реальность, реальность конкретных общественных отношений. Тем не менее не следует забывать, что в пересечении «микрокосма» личности с «макрокосмом» бытия по-своему отражалась коренная проблема новой эпохи, XX века, — проблема судьбы личности в потрясенном мире. Правда, в своем письме 1903 г. Блок подходил к этой проблеме с позиций «мистика». Но в какие бы идеалистические одеяния туманно-космического, религиозно-мистического покроя ни рядилось это «бытие», в конечном счете за ним таилось пусть не до конца осознаваемое поэтом, но реально-историческое содержание. И вся дальнейшая эволюция Блока неотделима от неуклонного углубления и проявления подспудного исторического смысла этих категорий – «микрокосма-личности» и «макрокосма – мира».

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Философские уроки «Страшного мира»



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Начиная с 1909 года, лирика А. Блока в обрисовке темы «страшного мира» приобретает относительную простоту. Происходит не утрата символа, а избавление от прихотливой образности, появляется сжатый оборот, экспрессия глаголов, повышается уровень обобщения, появляются приёмы сведения воедино различных пространственных и временных точек, конкретизированный пейзаж, внутренний конфликт стихотворения приобретает больший масштаб.

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

Творчество А. Блока – это отражение его духовного пути – сложного, противоречивого, сопровождаемого его свободной волей, пути внутреннего противодействия высшего – низшему, небесного – земному, духовного – плотскому.  Погруженный с юности в мир мечты и мистики, молодой Блок испытал увлечение поэзией Вл. С. Соловьева, с его культом “вечно-женственного” и “мировой души”, что и отразилось в его книге “Стихи о Прекрасной Даме” (1904). Вслед за разочарованием в соловьевской мистике в стихах Блока возникают мотивы “жестокой арлекинады” (цикл “Распутье”), позднее вырисовывается урбанистическая тема: “черный город”, “пузатый паук”, “черный ад”.

Религиозно-мистическая трагедийность А. Блока предопределила трагический пафос его ключевых произведений, оформила загадочный, «ночной» колорит лирики и одновременно сопровождала ход его поэтического развития, «его нисходящего движения по лестнице жизни, его роковой конец и искупительное посмертие» (Д. Андреев).

Экспликация темы «страшного мира» прослеживается на протяжении всего творческого пути Александра Блока, что связано с особенностью личности поэта. В антитезе «небесного – земного» поэт осмысливает важнейшие проблемы в целом и бытия человеческой личности. Будучи близким к плеяде «петербургских мистиков» по вектору своего творчества, он принимает зло в своей художественной системе не как таковое, а как стадию становления мира и ипостась добра, «исторически» и ограничительно.

На гипотетическом уровне предлагается и периодизация творческого наследия А. А. Блока, осмысливаемая в духовно-нравственном аспекте:

– первый период (1898 – 1907) рассматривается как становление творческого самосознания А. А. Блока;

– второй (1907 – 1918) – характеризуется как утверждение поэтической зрелости поэта;

– третий (1918 – 1921) – как период духовно-нравственных потрясений и уточнения, обновления, пересмотра прежних идеалов и устремлений.

Ключевым в раскрытии темы «страшного мира» в творчестве Блока является второй период, ознаменованный появлением одноименного поэтического цикла. Революция 1905 ускорила процесс отхода поэта от ортодоксального символизма. В его стихах и пьесе “Балаганчик” осмеивается декадентская мистика, Блок обращается к народной мифологии, антитезой которой и выступает мотив «страшного мира», теряющий свою мифологическую компоненту.

Поэтическая  генерализация значений образов в «трилогии» идет по двум линиям. С одной стороны, лирический герой и «ты» в лирике Блока живут «как все», в их неповторимо личном отражено социально, исторически и национально характерное – «типическое», в терминах реалистической эстетики. С другой стороны, история «я» и «ты» «соответственна» истории мира в целом и в каких-то его частях, т. е. оказывается их символом. В этом смысле «упадок символизма» в творчестве позднего Блока означает не только развитие ключевых тем его творчества, в т. ч. темы «страшного мира», по пути «насыщения реалистичностью», но и неизбежный глубокий разлад внутреннего «я» лирического героя с окружающей реальностью, разрыв ткани двух миров.

Мифопоэтический облик блоковской картины «страшного мира», ее неполная переводимость на язык логики, научных концепций человека и истории – черты символистского художественного метода с его представлением об искусстве (символе,  мифе)  как  наиболее  глубоком отображении действительности. Но на языке символизма Блок говорит о том, о чем символизм никогда не говорил с такой ясностью.

 

Список литературы

  1. Аверин Б. В. Блок и Т. Карлейль. Серия «Литературные направления и течения». Вып. 32. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009.
  2. Безродный М. В. К характеристике «авторской мифологии» А.Блока // Функционирование русской литературы в разные исторические периоды. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Тарту, 1988.
  3. Бекетова М. А. Воспоминания об Аяександре Блоке. М.,1990.
  4. Белый А. Воспоминания о Блоке. М., 1995.
  5. Блок А. Искусство и газета // Блока А. Собр. Соч. в 8-ми томах. М.-Л.: ГИХЛ, 1962. Т. 5.
  6. Блока А. Собр. Соч. в 8-ми томах. М.-Л.: ГИХЛ, 1962.
  7. Бройтман Н. Источники формулы «нераздельность и неслиянность» у Блока // Александр Блок. Исследования и материалы. Л., 1987.
  8. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974.
  9. Гречаник И. В. Религиозно-философские мотивы русской лирики рубежа XIX – ХХ в. Монография. М., 2003.
  10. Гуковский Г. А. К вопросу о творческом методе Блока // Литературное наследство. Т. М., 1980.
  11. Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.
  12. Ильина Н. В. Генезис и духовно-содержательный аспект художественно-философской концепции символизма. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Рн/Д, 2007.
  13. История русской литературы: в 4 т. Л., Т. 1 – 1980; Т. 21981; Т. 3 – 1982; Т. 4 – 1983.
  14. Королева В. В. А. Блок и Э. Т. А. Гофман: традиции романтизма в символистской поэтике. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Иваново, 2007.
  15. Краснова Л. Поэтика Александра Блока. Львов, 1978.
  16. Крохина Н. П. Мифопоэтизм А. Блока в контексте символистского мифомыпшения // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1990. Т. 49. № 6.
  17. Лавров А. В. «Соловьиный сад» А. Блока. Литературные реминисценции и параллели // Ученые записки Тартуского госуниверситета. Вып. 857. Биография и творчество в русской культуре начала ХХ века. Блоковский сборник IX. Памяти Д. Е. Максимова. Тарту: ТГУ, 1984.
  18. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М.О поэтах и поэзии. СПб., 1999.
  19. Лохшина Б. С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. Л.: «Просвещение», 1978.
  20. Минц Г. Блок и Пушкин // Минц 3. Г. Александр Блок и русские писатели. СПб., 2000.
  21. Минц З. Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. Т. 92. Кн. М., 1980.
  22. Наследие А. А. Блока и актуальные проблемы поэтики. Блоковский сборник IV. Тарту, 1981 (Учен. зап. Тарт. ун-та; Вып. 535).
  23. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. М., 1991.
  24. Правдина И. История формирования цикла «Страшный мир» // В мире Блока. М., 1981.
  25. Сейфи Т. Б. Формосодержательная функция цвета в творчестве русских символистов: На материале поэзии А. Белого и А. Блока. Дисс. канд. культурол. наук. Владивосток, 1999.
  26. Серебряный век русской литературы: Сборник статей. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009.
  27. Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М., 1977.
  28. Тагер Е. Б. Мотивы «Возмездия» и «Страшного мира» в лирике Блока / / Литературное наследство. Т. 92. Кн. М., 1980.
  29. Трубина Л. «Верю в Россию»: Историко – философские символы Блока и Белого // Лит. в шк.. 2001. №5.
  30. Царик Д. К. Типология неоромантизма. Киев, 1984.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.