Содержимое

Введение

 

В последние годы судьба и творчество Марины Цветаевой привлекают самое пристальное внимание филологов. Цветаева, как и любой талантливый поэт такого уровня, чрезвычайно многогранна: в её творчестве отразились и перевыразились и исторические катаклизмы, свидетельницей которых ей пришлось быть, и личные трагедии, которые суждено было пережить. Отвергая вульгарный биографизм, рассматривающий литературные произведения как воспроизведение ситуаций, из которых они возникли, мы воздержимся и от догматического отрицания любой связи между произведениями и событиями жизни автора. Наиболее разумным представляется подход к литературному тексту как к опредмеченной человеческой субъективности: авторский процесс усмотрения жизненных содержаний “угасает” в средствах текста; понимание текста состоит в восстановлении (“распредмечивании”) ситуации мыследействования продуцента. Таким образом, выход к смысловым мирам лежит через средства построения текста, которые являются материальной “одеждой” идеальных смыслов и служат для активизации рефлексии читателя над всем своим опытом освоения окружающей действительности и над всем своим опытом коммуникации. Сама Марина Цветаева неоднократно отмечала, что от своего читателя она ожидает сотворчества: разгадывания, толкования того, что осталось за пределом слов, движения от текста – к его замыслу.

При всём разнообразии форматов исследования творчества Марины Цветаевой как специалисты-филологи, так и рядовые читатели единодушно отмечают необыкновенную искренность и обнаженность чувств, присущую этому выдающемуся поэту.

Тематика поэзии М.Цветаевой достаточно разнообразна и многогранна и требует более детального рассмотрения, что и определяет актуальность данной темы сегодня.

Цель данной курсовой работы – исследовать тематику лирики М.Цветаевой.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

–  кратко описать жизнь и творчество Марины Цветаевой;

– раскрыть основные мотивы лирики Цветаевой;

– исследовать тему любви в поэзии Цветаевой;

– исследовать тему поэта  в лирике Цветаевой;

– исследовать тему любви в поэзии Цветаевой.

Цели и задачи работы определяют ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Методами исследования являются: описательный метод, методика контекстуального анализа, сравнительный метод.

В процессе написания курсовой работы были проработаны труды современных исследователей творчества М.Цветаевой.

Глава 1. Творческая биография поэта Марины Цветаевой: поэт и мир

1.1 Краткая биография М.Цветаевой.

 

1.2 Мотивы лирики Марины Цветаевой.

«Незаконная комета» поэзии Марины Ивановны Цветаевой вспыхнула на небесах русской литературы, когда ей было всего восемнадцать лет – сборник «Вечерний альбом.) (1910) стал первым шагом юной гимназистки в творческое бессмертие.

В этом сборнике она определила свое жизненное и литературное кредо – утверждение собственной непохожести и самодостаточности, обеспеченных глубиной души.

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Mоскве и всегда ощущала себя детищем города, «отвергнутого Петром». Ее детство «лучше сказки» – прошло в непростой семье. Отец -искусствовед европейского масштаба, основатель и директор Музея изящных искусств, мать – редкостно одаренная в музыке ученица Рубинштейна.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Любовь, поэзия и Россия – важнейшие темы лирики Цветаевой

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Тема любви в поэзии М.Цветаевой.

 

2.2 Тема поэта в лирике Цветаевой.

2.1 Тема любви в поэзии М.Цветаевой

 

Поэзия Цветаевой – до самых последних ее дней – это поэзия любви. Любви, разные ипостаси которой – “любовь к мужчине”, “материнская любовь”, “любовь к родине”, “любовь к творчеству” и т.д. – сливаются в её творчестве в одну большую Любовь длиною в жизнь:

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

(“Летят они, – написанные наспех…”, 1916)

Вечной спутницей любви в поэзии Марины Цветаевой является боль (сторонники биографического метода несомненно обнаружили бы в личной судьбе поэта массу тому объяснений). О болевой природе любви Цветаева писала: “Болевое в любви лично, усладительное принадлежит всем. Боль называется ты, усладительное – безымянно… Боль есть ты в любви, наша личная в ней примета…” Любовь-боль в поэзии М. Цветаевой выступает в качестве одного из важных метасмыслов, т.е. совокупности категоризованных частных смыслов (смысл понимается как конфигурация всех связей и отношений между различными элементами представленной в тексте ситуации мыследействования и коммуницирования). Метасмысл “любовь-боль” управляет множеством частных вводимых и развиваемых смыслов, исчислить которые в рамках всей поэзии Цветаевой вряд ли возможно.

Доступа нет, контент закрыт

2.3 Образ России в лирике Цветаевой



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

 

Произведения М. Цветаевой отмечены глубоким чувством родины. Россия для нее — выражение духа бунтарства, непокорности, своеволия. Московская Русь, ее цари и царицы, ее кремлевские святыни, Смутное время, Лжедмитрий и Марина, вольница Степана Разина и, наконец, неприкаянная, кабацкая, подзаборная, каторжная Россия — все это образы одной народной стихии:

Непотоптанный путь,

Непутевый огонь, —

Ох, Родина —

Русь, Неподкованный конь!

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

 

Заканчивая рассмотрение данной темы, можно сделать следующие выводы:

Творчество Марины Цветаевой выдающееся и самобытное явление как культуры серебряного века, так и всей истории русской литературы. Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.

Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, живущего, по словам о. Мандельштама, в «огромное и жестоковыйное столетие».

Важнейшие темы цветаевской поэзии –  тема любви, поэта и России.

Поэзия Цветаевой – до самых последних ее дней – это поэзия любви. Любви, разные ипостаси которой – “любовь к мужчине”, “материнская любовь”, “любовь к родине”, “любовь к творчеству” и т.д. – сливаются в её творчестве в одну большую Любовь длиною в жизнь.

Главное противостояние в мире Цветаевой – это вечное противостояние поэта и черни, творца и мещанина. Цветаева утверждает право творца на свой собственный мир, право на творчество. Подчеркивая вечность противостояния, она обращается к истории мифу, преданию, наполняя их собственными чувствами и собственным мироощущением.

Поэтический дар, по мнению Цветаевой, делает человека крылатым, возносит его над житейской суетой, над временем и пространством, наделяет божественной властью над умами и душами. Согласно Цветаевой, боги говорят устами поэтов, возводя их в вечность. Но тот же поэтический дар и отбирает очень многое: отбирает у богоизбранного человека его реальную земную жизнь, делает невозможными для него простые радости быта.

Примирение поэта с миром возможно только в случае его отказа от поэтического дара, от своей «особости». Поэтому Цветаева с юности бунтует против обыденного мира, против беспамятности, серости и смерти

Произведения М. Цветаевой отмечены глубоким чувством родины. Россия для нее — выражение духа бунтарства, непокорности, своеволия. Московская Русь, ее цари и царицы, ее кремлевские святыни, Смутное время, Лжедмитрий и Марина, вольница Степана Разина и, наконец, неприкаянная, кабацкая, подзаборная, каторжная Россия — все это образы одной народной стихии.

Трагизм цветаевской тоски по России усиливается и тем, что тоскует поэт опять-таки по несбывшемуся, ибо «Той России – нету, // Как и той меню». Знаком той – цветаевской – России в поздней лирике остается любимая с юности рябина – последнее спасение в чужом мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

Художественная литература

 

  1. Цветаева М. В певучем граде моем: Стихотворения, пьеса, роман в письмах /Сост. К.В. Смородин. Саранск, 1989.

 

Научная литература

 

 

  1. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиографические очерки.  М., 1993.
  2. Белкина М. Скрещение судеб. М., 2006.
  3. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.
  4. Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы XX века. Учебное пособие. Выпуск второй. Советская классика. Новый взгляд. М., 2005.
  5. Карлинский С. Марина Цветаева: женщина, ее мир и поэзия. М., 1998.
  6. Кедров К. Россия – золотая и железная клетки для поэтесс //Новые Известия. 1998. №66.
  7. Клинг О.А. Поэтический мир М. Цветаевой. М., 2006.
  8. Копылова Н.И. О любви в лирике М. Цветаевой и А.Ахматовой: сравнительный анализ// Вопросы литературы. 1998. № 4.
  9. Кудрова И. «Версты…дали»: Марина Цветаева: 1922- М., 2001.
  10. Кудрова И. В. Гибель М. Цветаевой. М., 1999.
  11. Кудрова И. В. Верхнее «до»// Вопросы литературы. 1997. №8.
  12. Лосская В. Песни женщин: Анна Ахматова и Марина Цветаева в зеркале русской поэзии XX века. СПб., 2005.
  13. Павловский А.И. Куст рябины: о поэзии М. Цветаевой. Л., 1989.
  14. Разумовская М. Марина Цветаева: миф и действительность. М., 1997.
  15. Саакянц А. Три Москвы Марины Цветаевой// Литература в школе. 2004. № 2.
  16. Саакянц А.А. М. Цветаева. Жизнь и творчество. М., 1999.
  17. Соловьева В.С. Метасмысл “любовь-боль” в поэзии Марины Цветаевой// Вопросы литературы. 2003. № 6.
  18. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. М., 1992.
  19. Шевеленко И.Д. Литературный путь М.Цветаевой. Идеализм – поэтика – идентичность автора в контексте эпохи/ И.Д. Шевеленко. М., 2002.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.