Содержимое

Введение

 

 

Проза В.П.Астафьева (1924 – 2001), одного из крупнейших русских писателей второй половины XX века, является важным объектом исследования для современного литературоведения. Сегодня особый интерес представляют как анализ творческой эволюции писателя, так и осмысление литературно-художественного и философского контекста, в котором создавались астафьевские произведения.

Уникальность творчества В.П.Астафьева определяется двумя противоположными и взаимопроникающими тенденциями. Первая из них может быть охарактеризована как тяготение к универсальности, реализовавшееся в особом восприятии писателем функции литературы, проявившееся на всех уровнях и этапах его художественного творчества. Вторая тенденция реализовалась в его особом видении общественных проблем, в оригинальных концепциях исторических событий, что нередко приобретало характер перманентного отрицания сложившихся в литературе схем и стереотипов.

Большое место в творческой биографии Астафьева заняла работа над двумя прозаическими циклами “Последний поклон” и “Царь-рыба”. С одной стороны, в этих книгах автор ведет поиск основ нравственного “самостоянья человека”, и ведет в тех направлениях, которые представлялись очень перспективными в 1970-е годы: в “Последнем поклоне” это “возвращение к корням народной жизни”, а в “Царь-рыбе” — это “возвращение к природе”. Однако, в отличие от множества авторов, которые превратили эти темы в литературную моду — с клишированным набором лубочных картинок из легендарной старины и кликушеских ламентаций по поводу наступления асфальта на землю-матушку, Астафьев, во-первых, старается создать в своих новеллистических циклах максимально широкую и многоцветную панораму жизни народа (из множества сюжетов и массы персонажей), а во-вторых, даже собственно повествовательную позицию его герой, alter ego автора, занимает внутри этого мира. Подобное построение произведений сопротивляется заданности авторской позиции и “чревато” романной диалектикой и открытостью.

Сказанное определяет актуальность данной темы сегодня.

Цель данной контрольной работы – раскрыть образы тружеников и браконьеров в повести «Царь-рыба» В.Астафьева.

Работа основывается на монографических трудах по данной теме, материалах учебных пособий и прочей литературы.

1. Образы тружеников в повествовании в рассказах «Царь-рыба» В.П. Астафьева

Народ у В. Астафьева изображен многомерно, с выведением его контрастирующих характеров и социальных трупп, и конфликты его никак не назовешь просто бытовыми. Разве можно примирить Акима и бывшего бандеровца Грохотало, разве можно поставить рядом Николая Петровича, живущего для семьи, для людей, и Георгия Герцева, индивидуалиста и эгоиста? Невозможно как-то уравнивать Кирягу-деревягу, Парамона Парамоновича с тремя молодцами-гра6ителями …

Свободная структура романа позволила В. Астафьеву обратиться к разным слоям общества, то подчиняя описание какому-то внутри главы развивающемуся сюжету, то изображая несколькими мазками эпизодически, то есть предельно кратко, как бы мимоходом, как старуху-переселенку, которая не могла и за тридцать лет забыть своего скорбного пути по Угрюм-реке.

>

Доступа нет, контент закрыт

2. Образы браконьеров в повествовании в рассказах «Царь-рыба»

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

Все «видные» браконьеры, как Дамка, Грохотало, Командор и Игнатьич, вышли в основном из старинного рыбацкого поселка Чуш или оказались тесно с ним связанными. В поселке создан рыболовецкий совхоз, предприятие вполне современное, в нем работает подавляющее большинство чушанцев. Но, несмотря на эту внешне благополучную форму его существования, Чуш, у В. Астафьева,- своеобразная база браконьерства.

Живет в поселке «пестрое население», «угрюмый и потаенный сброд». Внешний вид селения непригляден, он захламлен, рядом течет речушка с «зловонной жижей», и есть еще «гнилой прудок», куда сваливали «дохлых собак, консервные банки, тряпье». В центре поселка была когда-то сколочена танцплощадка, но танцы не привились, и «парк» скоро «оккупировали козы, свиньи, куры». Магазин «Кедр» – самое загадочное помещение поселка. Его особенность – он почти никогда не торгует, так как «хозяева» магазина быстренько проворовываются, да и на полках его по существу нет необходимых товаров. Выглядит магазин под стать всему, что есть «приметного» в поселке.

Доступа нет, контент закрыт



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Дамка появился в Чуше случайно – отстал от парохода. Но «притерся Дамка к поселку … Рыбаки охотно брали его с собой – для потехи. И, притворяясь дурачком, показывая бесплатный «тиятр», он между делом освоился на самоловах, схватил суть рыбной ловли, обзавелся деревянной лодчонкой … и, к удивлению мужиков, стал довольно-таки бойко добывать рыбу и еще бойчее ее сбывать встречным и поперечным людям».

Еще один тип чушанского браконьера, посложней Дамки. Командор умен, деятелен, знающ, потому более агрессивен н опасен. Сложность его и в том, что временами он задумывался о своей душе, дочь свою Тайку-красавицу любил до самозабвения и готов был для нее сделать все. Тоска его иногда захватывала: «Проклятая житуха! Не помнит, когда летами вовремя ложился, когда нормально жрал, в кино ходил, жену в утеху обнимал. Ноги простужены, мозжат ночами, изжога мучает, из глаз метляки летят, и пожаловаться некому» [1, С.48].

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

 

В заключение данной темы сделаем следующие выводы:

Темы “природа” и “детство” становятся одними из ведущих в «Царь-рыбе». Они в тех или иных образах, мотивах, вариациях входят в структуру практически всех положительных астафьевских персонажей. Глава «Уха на Боганиде» посвящена им полностью. Аким, его мать в этой системе ценностей – фигуры ключевые. Им выделяются роли “неучастников” социума, к цивилизованным приобретениям которого писатель относится довольно негативно. Поэтому много в них социальной пассивности, терпения, всепрощения, молчаливого согласия. Они живут по своим “природным” законам. И только за пределами оседлости человеческого биоценоза они чувствуют себя свободными и полноценными.

Уводя своих героев как можно дальше от пороков цивилизации, Астафьев в повествовании в рассказах руководствуется не логикой развития характера, а логикой развития проблемы и личным пристрастным убеждением. Пристрастность в отборе материала, в построении образов, в авторской позиции сохранит писатель и в последующих своих работах – «Печальном детективе», романе «Прокляты и убиты». Здесь выйдет на поверхность и закрепится публицистичность как определяющее свойство “поздней” астафьевской прозы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Вахитова Т.М. Повествоание в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». М., 1998.
  2. Ерошов Л.Ф. В. Астафьев и лирико-философская проза// Русская литература. 1984. №1.
  3. Ланщиков А.П. В. Астафьев. М., 1992.
  4. Лейдерман Н. Крик сердца. М., 2004.
  5. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990 г.: Учебное пособие. В 2 т. Т. М., 2003.
  6. Лобанов М.Надежда исканий. М.. 1978.
  7. Селезнев Ю. В преддверии героя// Москва. 1977. №8.
  8. Хватов А. Размышления о «Царь-рыбе» В. Астафьева// Литературная учеба. 1978. №5.
  9. Шилин К. Выступление за «круглым столом»// Литературное обозрение. 1976. №10.
  10. Яновский Н.Я. В. Астафьев. Очерк творчества. М., 1982.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.