Содержимое
Введение
Проза В.П.Астафьева (1924 — 2001), одного из крупнейших русских писателей второй половины XX века, является важным объектом исследования для современного литературоведения. Сегодня особый интерес представляют как анализ творческой эволюции писателя, так и осмысление литературно-художественного и философского контекста, в котором создавались астафьевские произведения.
Уникальность творчества В.П.Астафьева определяется двумя противоположными и взаимопроникающими тенденциями. Первая из них может быть охарактеризована как тяготение к универсальности, реализовавшееся в особом восприятии писателем функции литературы, проявившееся на всех уровнях и этапах его художественного творчества. Вторая тенденция реализовалась в его особом видении общественных проблем, в оригинальных концепциях исторических событий, что нередко приобретало характер перманентного отрицания сложившихся в литературе схем и стереотипов.
Большое место в творческой биографии Астафьева заняла работа над двумя прозаическими циклами “Последний поклон” и “Царь-рыба”. С одной стороны, в этих книгах автор ведет поиск основ нравственного “самостоянья человека”, и ведет в тех направлениях, которые представлялись очень перспективными в 1970-е годы: в “Последнем поклоне” это “возвращение к корням народной жизни”, а в “Царь-рыбе” — это “возвращение к природе”. Однако, в отличие от множества авторов, которые превратили эти темы в литературную моду — с клишированным набором лубочных картинок из легендарной старины и кликушеских ламентаций по поводу наступления асфальта на землю-матушку, Астафьев, во-первых, старается создать в своих новеллистических циклах максимально широкую и многоцветную панораму жизни народа (из множества сюжетов и массы персонажей), а во-вторых, даже собственно повествовательную позицию его герой, alter ego автора, занимает внутри этого мира. Подобное построение произведений сопротивляется заданности авторской позиции и “чревато” романной диалектикой и открытостью.
Сказанное определяет актуальность данной темы сегодня.
Цель данной контрольной работы – раскрыть образы тружеников и браконьеров в повести «Царь-рыба» В.Астафьева.
Работа основывается на монографических трудах по данной теме, материалах учебных пособий и прочей литературы.
1. Образы тружеников в повествовании в рассказах «Царь-рыба» В.П. Астафьева
Народ у В. Астафьева изображен многомерно, с выведением его контрастирующих характеров и социальных трупп, и конфликты его никак не назовешь просто бытовыми. Разве можно примирить Акима и бывшего бандеровца Грохотало, разве можно поставить рядом Николая Петровича, живущего для семьи, для людей, и Георгия Герцева, индивидуалиста и эгоиста? Невозможно как-то уравнивать Кирягу-деревягу, Парамона Парамоновича с тремя молодцами-гра6ителями …
Свободная структура романа позволила В. Астафьеву обратиться к разным слоям общества, то подчиняя описание какому-то внутри главы развивающемуся сюжету, то изображая несколькими мазками эпизодически, то есть предельно кратко, как бы мимоходом, как старуху-переселенку, которая не могла и за тридцать лет забыть своего скорбного пути по Угрюм-реке.
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
2. Образы браконьеров в повествовании в рассказах «Царь-рыба»
Все «видные» браконьеры, как Дамка, Грохотало, Командор и Игнатьич, вышли в основном из старинного рыбацкого поселка Чуш или оказались тесно с ним связанными. В поселке создан рыболовецкий совхоз, предприятие вполне современное, в нем работает подавляющее большинство чушанцев. Но, несмотря на эту внешне благополучную форму его существования, Чуш, у В. Астафьева,- своеобразная база браконьерства.
Живет в поселке «пестрое население», «угрюмый и потаенный сброд». Внешний вид селения непригляден, он захламлен, рядом течет речушка с «зловонной жижей», и есть еще «гнилой прудок», куда сваливали «дохлых собак, консервные банки, тряпье». В центре поселка была когда-то сколочена танцплощадка, но танцы не привились, и «парк» скоро «оккупировали козы, свиньи, куры». Магазин «Кедр» — самое загадочное помещение поселка. Его особенность — он почти никогда не торгует, так как «хозяева» магазина быстренько проворовываются, да и на полках его по существу нет необходимых товаров. Выглядит магазин под стать всему, что есть «приметного» в поселке.
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Дамка появился в Чуше случайно — отстал от парохода. Но «притерся Дамка к поселку … Рыбаки охотно брали его с собой — для потехи. И, притворяясь дурачком, показывая бесплатный «тиятр», он между делом освоился на самоловах, схватил суть рыбной ловли, обзавелся деревянной лодчонкой … и, к удивлению мужиков, стал довольно-таки бойко добывать рыбу и еще бойчее ее сбывать встречным и поперечным людям».
Еще один тип чушанского браконьера, посложней Дамки. Командор умен, деятелен, знающ, потому более агрессивен н опасен. Сложность его и в том, что временами он задумывался о своей душе, дочь свою Тайку-красавицу любил до самозабвения и готов был для нее сделать все. Тоска его иногда захватывала: «Проклятая житуха! Не помнит, когда летами вовремя ложился, когда нормально жрал, в кино ходил, жену в утеху обнимал. Ноги простужены, мозжат ночами, изжога мучает, из глаз метляки летят, и пожаловаться некому» [1, С.48].
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
Заключение
В заключение данной темы сделаем следующие выводы:
Темы “природа” и “детство” становятся одними из ведущих в «Царь-рыбе». Они в тех или иных образах, мотивах, вариациях входят в структуру практически всех положительных астафьевских персонажей. Глава «Уха на Боганиде» посвящена им полностью. Аким, его мать в этой системе ценностей — фигуры ключевые. Им выделяются роли “неучастников” социума, к цивилизованным приобретениям которого писатель относится довольно негативно. Поэтому много в них социальной пассивности, терпения, всепрощения, молчаливого согласия. Они живут по своим “природным” законам. И только за пределами оседлости человеческого биоценоза они чувствуют себя свободными и полноценными.
Уводя своих героев как можно дальше от пороков цивилизации, Астафьев в повествовании в рассказах руководствуется не логикой развития характера, а логикой развития проблемы и личным пристрастным убеждением. Пристрастность в отборе материала, в построении образов, в авторской позиции сохранит писатель и в последующих своих работах — «Печальном детективе», романе «Прокляты и убиты». Здесь выйдет на поверхность и закрепится публицистичность как определяющее свойство “поздней” астафьевской прозы.
Список литературы
- Вахитова Т.М. Повествоание в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». М., 1998.
- Ерошов Л.Ф. В. Астафьев и лирико-философская проза// Русская литература. 1984. №1.
- Ланщиков А.П. В. Астафьев. М., 1992.
- Лейдерман Н. Крик сердца. М., 2004.
- Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990 г.: Учебное пособие. В 2 т. Т. М., 2003.
- Лобанов М.Надежда исканий. М.. 1978.
- Селезнев Ю. В преддверии героя// Москва. 1977. №8.
- Хватов А. Размышления о «Царь-рыбе» В. Астафьева// Литературная учеба. 1978. №5.
- Шилин К. Выступление за «круглым столом»// Литературное обозрение. 1976. №10.
- Яновский Н.Я. В. Астафьев. Очерк творчества. М., 1982.