Содержимое

Введение

 

Во всей мировой литературе  не много книг, которые по богатству содержания и художественной силе могли бы сравниться с «Войной и миром» Л. Н. Толстого. Историческое событие громадного значения, самые глубокие основы национальной жизни России, ее природа, судьба лучших ее людей, народная масса, приведенная в движение ходом истории, богатство нашего прекрасного языка – все это воплотилось на страницах великой эпопеи. Сам Толстой говорил: «Без ложной скромности, это – как «Илиада»», т.е. сравнивал свою книгу с величайшим созданием древнегреческого эпоса.

«Война и мир» – это один из самых увлекательных и захватывающих романов мировой литературы. Действие его совершается то в зареве московского пожара, заливающего трагическим светом неисчислимые толпы народа, то при восковых свечах в великосветских салонах, в гостиных и кабинетах Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных, то при свете лучины в крестьянской избе, то при отблесках партизанского костра в зимнем лесу, то при свете солнца, освещающего деревенские избы и барские особняки, поля сражений и поля посевов, города, леса, деревни, дороги России.

Необозрим горизонт огромной книги, где мир и жизнь преодолевают смерть и войну, где с такой глубиной, с такой проницательностью прослежена история души человеческой – той «загадочной русской души».

С ее страстями и заблуждениями, с неистовой жаждой справедливости и терпеливой верой в добро, о котором столько писали во всем мире и до Толстого и после него, но после – уже со ссылками и на него, с цитатами из «Войны и мира». Да, метко было сказано однажды: «Если бы господь-бог заxотел написать роман, он не мог бы этого сделать, не взяв за образец «Войну и мир»».

Это великая книга жизни, где рассказ об отдельных людях, о самых глубоких, скрытых от внешнего взгляда движениях их души соединяется, «сопрягается» с повествованием и размышлением о судьбах поколений, народов, всего мира.

Война 1812 года занимает в романе важнейшее место.

Все сказанное определяет актуальность исследования данной темы на сегодняшний день.

Основная цель работы – исследовать место и способы раскрытия войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»– обусловила решение следующих задач:

– раскрыть сущность философии войны в романе;

– изучить описание партизанской войны в романе;

– исследовать образы Наполеона и Кутузова в толстовской интерпретации;

– изучить подачу образов Андрея Болконского и Пьера Безухова в военных сценах.

Методами исследования являются: описательный метод, методика контекстуального анализа, сравнительный метод.

В процессе написания курсовой работы были проработаны труды исследователей творчества Л.Толстого.

Глава 1. Война 1812 года в романе «Война и мир»: описание сражений и героев

1.1 Философия народной войны

 

Теоретическая ценность философской концепции, высказанной в историческом романе и обусловленной литературно-творческой задачей, определяется тем, как она помогла художнику осмыслить событие прошлого и показать его в своем произведении. Забегая вперед, скажем, что попытка объяснить Отечественную войну с точки зрения исторической роли народных масс открывала писателю многие тайны общественных связей между людьми и позволила создать картину войны и нравов эпохального значения.

Философский подход к явлениям жизни определяет в романе Толстого и авторское восприятие события, и творческие приемы его изображения. Нас интересует здесь своеобразие и степень правдивости авторской трактовки военных действий и всего того, что примыкает к ним исторически: как Толстой понимает стратегическую сторону войны русского народа с Наполеоном и каким образом его взгляд отражается в батальных картинах романа.

>

Доступа нет, контент закрыт

1.2 Партизанская война в романе

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

Такой взгляд на события позволил писателю в ярких художественных картинах запечатлеть героику партизанской войны. В этих картинах он был реалистичен и точен.

Об этом же свидетельствует близость его к «Военным запискам» Дениса Давыдова, от которых он воспринял  не только ощущение колорита и представление о специфике партизанской воины, но и конкретные действительные факты из военного опыта их автора.

Доступа нет, контент закрыт

1.3 Наполеон и Кутузов в «Войне и мире»: «правда» о полководцах в трактовке Толстого



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Наибольшие разноречия с историками возникли при оценке двух важнейших фигур начала XIX века – Наполеона и Кутузова.

Наполеон и Кутузов противостоят друг другу в романе.

Чрезвычайно важно, что это противопоставление принадлежит Толстому. Во всех исторических сочинениях, какие он читал, русских и французских, Наполеону противопоставлялся Александр 1. И Толстому поначалу приходила мысль «написать психологическую историю романа Александра и Наполеона» (т. 48, с. 60). Но в «Войне и мире» спор «узурпатора» Наполеона с «ангелом» Александром Павловичем обсуждается только в салоне Анны Павловны Шерер. Императору Александру Толстой отказывает в праве быть вершителем исторических событий; он не согласен отдавать ему и его придворным генералам славу русского оружия. «Освободитель Европы», как именовали его верноподданные историографы, представлен в романе слабым, тщеславным человеком, который верил австрийцам больше, чем Кутузову, и своими распоряжениями немало мешал ему.

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

 

Заканчивая рассмотрение данной темы, можно сделать следующие выводы:

Картина Отечественной войны, конечно, имеет иной вид по сравнению с тем, как выглядят в романе первые походы против Наполеона, но обусловлено это не авторским сопоставлением, а новыми особенностями события.

Теперь Толстой запечатлевает высокое патриотическое воодушевление всего русского народа, действие партизан, участие в войне ополчения и дает почувствовать большой масштаб событий, открывающий самому автору широкий простор для философских размышлений.

Не случайно мысль писателя получает философско-публицистический размах, начиная с 3-го тома эпопеи, когда перед ним развертывалось событие, причины и следствия которого нельзя было традиционно объяснить одной лишь волей и повелением отдельных исторических личностей. Нужна была другая философия. Теперь Толстой должен был по-иному говорить, в частности, о роли главнокомандующего в военных действиях, поскольку она менял ась. Во время заграничной кампании Кутузов командовал одной только армией, имея большие возможности непосредственно своей волей воздействовать на каждый более или менее значительный момент ее участия в деле; с иным театром боевых действий он имел дело теперь, когда война стала отечественной, народной, тесно связанной со всей государственной жизнью страны. Теперь он должен воздействовать на всю кампанию главным образом силой своего верного понимания хода событий и умением управлять духом войска.

С 3-го тома «Война и мир» становится ярко выраженным философским романом. Толстой делает попытку теоретически объяснить причины одного из крупнейших исторических событий, опираясь на свой основополагающий тезис о том, что все сущее в истории совершается не по воле царей, полководцев и выдающихся личностей, а в силу множества причин и обстоятельств, связанных с повседневной жизнью народных масс.

Толстой, конечно, был не в состоянии вскрыть конкретные причины нашествия Наполеона, так как ему недоставало знания и понимания классовой борьбы в обществе, но ищет он их там, где следовало искать. В его глазах нашествие французов не было одним только исполнением воли Наполеона, оно при всех завоевательных планах этого полководца  могло произойти в силу известных исторических условий. Движение народов с запада на восток рассматривается им в виде следствия бурных событий французской революции.

Идея обусловленности поступков исторических деятелей становится одним из основных слагаемых показа событий 1812 года. Как мы уже говорили выше, писатель не только объясняет их, но и обосновывает ими свою философию. Поэтому он часто прибегает к абстракции, и, чтобы понять его в этих случаях, надо знать его философский язык, привыкнуть к нему. Многие его высказывания и парадоксы становятся ясными лишь в свете его концепции.

Наибольшие разноречия с историками возникли при оценке двух важнейших фигур начала XIX века – Наполеона и Кутузова.

Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. «Он деспот не только по положению, но и по убеждению». «Историческими», «государственными» . интересами он оправдывал убийства, расстрелы пленных, свои захватнические войны, в которых погибали миллионы людей.

Толстого не интересует количество выигранных Наполеоном сражений и число покоренных государств.

Он подходит Наполеону с иной мерой, которую считал единственно правильной: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Создатель «Войны и мира» заявил о своем праве «просто и прямо смотреть на дело» – и от этого простого и прямого взгляда с Бонапарта спала мишура величия, ибо «признание величия, не измеряемого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малостью». Толстой подчеркивает в романе, что это не только его собственный, но исторически оправданный, необходимый взгляд. «Мы заплатили за то, чтобы иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права».

Наполеон и Кутузов противостоят друг другу в романе.

Кутузов в «Войне и мире» еще больше, чем Наполеон, явился историческим и художественным открытием Толстого.

Общая оценка Кутузова повторяет пушкинскую его характеристику: «Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!» У Толстого это мельком брошенное замечание составило основу широко показанного художественного образа, одного из главных в исторических картинах романа.

В художественной системе «Войны и мира» огромная роль принадлежит сцеплению, сопряжению исторических лиц и событий с вымышленными персонажами и их судьбами.

Рисуя сложные, богатые в умственном и нравственном отношении натуры Болконского и Безухова, Толстой не погрешил против исторической правды. Он лишь применил для раскрытия этой правды свой новый художественный метод, которого до него не знала литература,- метод «диалектики души».

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бочаров С. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1987.
  2. Гринева И.Е. «Война и мир» Л.Н. Толстого. – Тула, 1976.
  3. Громов П. О стиле Л.Толстого «Диалектика души» в «Войне и мире». – М., 1977.
  4. Ермилов В. Толстой – художник и роман «Война и мир». – М., 1997.
  5. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1987.
  6. Потапов И.А. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1970.
  7. Розова З.Г. «Дневник партизана» Д.Давыдова как материал для «Войны и мира» Л. Толстого. В кн.: «Труды кафедры русской литературы Львовского университета», вып. 2, 1958.
  8. Тарле Е. Наполеон. – М., 1991.
  9. Толстой Л.Н. Война и мир. В 3-х. т. – М., 1998.
  10. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1993.
  11. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. – М., 1963.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.