Содержимое

Из далекой дали, через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной Русской земле. В гениальной древней поэме “Слово о полку Игореве” Душа автора “Слова…”, до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в “Слове…” заодно с человеком, выступает вместе с воинами-русичами, перегородившими “великие поля червлеными щитами”[1].

С другой стороны, давно замечено, что при всей своей монументальности «Слово о полку Игореве» буквально пронизано движением[2]. Мчатся всадники, летят птицы, рыщут звери, все переполнено звуками и отзвуками бурлящей жизни XII в. и прошедших времен. Все сферы бытия: пространство и время, земля, воздух и вода — все в «Слове» вместе с героями динамично связано в единый поэтический мир[3]. Считая, что в своем ощущении времени «Слово» фольклорно[4], Д. С. Лихачев вместе с тем отождествляет дистанцию во времени с исторической, вскрывает исторические корни мотива движения в «Слове о полку Игореве»: «Там, где в искусстве динамизм, там обычно вступает в силу и историческая тема, появляется обостренный интерес к истории. Движение в пространстве тесно связано законами стиля с движением во времени»[5].

Проблема хронотопа в «Слове о полку Игореве» разработана учеными фрагментарно, хотя ее значение – достаточно весомое. Раскрытие особенностей пространства киеворусских памятников определяет закономерности и противоречия в восприятии этих категорий сознанием средневековой человека, позволяет сравнивать модели художественного мира произведений этогоо периода, проливает свет на черты творческого метода Средневековья. Сказанное определяет актуальность исследования данной темы на сегодняшний день.

Почти 170 лет находится «Слово о полку Игореве» в поле зрения издателей, исследователей, переводчиков, поэтов, художников и просто читателей. Оно породило огромную исследовательскую литературу, вошло в русскую поэзию, в русскую художественную литературу, в русскую музыку, отразилось в живописи, во всех исследованиях древней русской культуры[6].

На сегодня некоторые аспекты проблемы хронотопа «Слова…» рассмотрены исследователями древней литературы. Д. Лихачев, характеризуя влияние на “Слово о полку Игореве” эпохи монументального историзма, параллельно обращает внимание на восприятие пространства этой эпохой. Т. Чумакова, учитывая религиозное мировоззрение, представляет пространственный образ христианизированного Средневековья[7]. П. Белоус анализирует образ времени как один из объединяющих и конституционных факторов художественного мира «Слова»[8]. Тем не менее, важной остается необходимость основательного анализа временно-пространственных характеристик киеворусских достопримечательности.

Дипломная работа посвящена исследованию поэтического времени и пространства в «Слове о полку Игореве» (цель исследования).

Актуальность исследования определяется, прежде всего, стремлением выявить специфику описания данных литературоведческих категорий в «Слове…».

Основная цель работы обусловила решение следующих задач:

– раскрыть понятия и охарактеризовать средства выражения художественного пространства и времени;

– раскрыть особенности изображения пространства и времени «Слова…»;

– охарактеризовать хронотоп «Слова…»;

– раскрыть специфические черты категории движения в «Слове…».

Цели и задачи работы определяют ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, имеет приложение.

Методами исследования являются: описательный метод, методика контекстуального анализа, сравнительный метод.

[1] Булахов М. Г. Слово о полку Игореве” в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь. М., 2008. С.14.

[2] Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы // Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985. С. 32—33.

[3] Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С.209.

[4] Лихачев Д. С. Представления о времени в «Слове» // Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985. С. 260.

[5] Там же. С.55.

[6] Цит. по: Лихачев Д. С. Изучение «Слова о полку Игореве» и вопрос его подлинности М., 1978. С.4.

[7] Чумакова Т. “Странник я на земле”. Человек в поисках рая (по материалам древнерусской книжности) // Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 55-60.

[8] Білоус П. Світло зниклих світів (художність літератури Київської Русі): Зб. cтатей. Житомир, 2003.

Глава 1. Теоретические основы исследования категорий художественного пространства и времени в «Слове о полку Игореве»

1.1 Художественное пространство как категория литературоведения

 

1.2 Литературоведческая характеристика категории времени

1. 1 Художественное пространство как категория литературоведения

Пространство, наряду со временем, является одним из важнейших элементов в построении художественной модели мира. Его сущность заключается в идее прогрессивно нарастающего развертывания, апеллирующего к таким смысловым дефинициям, как «вперед, вширь, вовне». Пространство характеризуется вещественным наполнением, оно предметно и антропоцентрично. «Мифопоэтическое пространство всегда заполнено и всегда вещно; вне вещей оно не существует»[1].

В литературоведении к проблеме художественного пространства обращались Ю. М. Лотман, В. Н.Топоров, М. М. Бахтин и др.

[1] Топоров В. М. Пространство и текст// Текст: семантика и структура. М., 1983. С.234.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Анализ особенностей художественного пространства и времени «Слова о полку Игореве»

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Исторический контекст сюжета «Слова…»

 

2.2 Особенности художественного времени в «Слове…»

 

2.3 Особенности художественного пространства в «Слове…»

2.1 Исторический контекст сюжета «Слова»

„Слово о полку Игореве“ создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных „полугосударств“ — княжеств — враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов. Падает значение Киева как центра Русской земли. Галич, Рязань, Смоленск, Владимир Волынский, Владимир Залесский, Ростов, Новгород — все эти областные центры решительно стремятся к политической самостоятельности, уходят из орбиты влияния слабеющего золотого киевского стола, замыкаются в своих эгоистических местных интересах, вступают в борьбу друг с другом, князья про малое говорят: „се великое“ и погрязают в бесконечных братоубийственных войнах. Отходят в прошлое времена политического единства и внешнего могущества Руси.

 

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Мотив движения в «Слове…»



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

Все сферы бытия: пространство и время, земля, воздух и вода — все в «Слове» вместе с героями динамично связано в единый поэтический мир.

Подвижную манеру своего рассказа о походе князя Игоря Святославича на половцев и исторических судьбах Русской земли автор «Слова» возводит к творческому авторитету дружинного певца XI в. Бояна[1], который «растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы»[2]. Чаще других встречаются в «Слове» традиционно символизирующие быстроту передвижения образы волка[3] («куряни сведоми къмети… скачють, акы серыи влъци въ поле, ищучи себе чти, а князю славе») и соколиной охоты[4] («пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей, которыи дотечаше, та преди песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы Касожьскыми…»). По сути дела, нет ни одного эпизода в «Слове», связанного ли с образами природы или параллельно с нею действующих героев похода 1185 г., других русских князей XI—XII вв. – Олега Святославича (Гориславича), Святослава Всеволодовича Киевского, Всеслава Полоцкого, Евфросинии Ярославны, где бы отсутствовал ярко выраженный пафос активности, деятельности, движения, бесспорно идущий в значительной степени от фольклора, эпоса.

[1] Цит. по: Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С.209.

[2] Текст «Слова о полку Игореве» цит. по: Слово о полку Игореве. Л., 1967.

[3]Сапунов Б. В. Всеслав Полоцкий в «Слове о полку Игореве». ТОДРЛ, М.; Л., 1961. Т. 17. С. 75.

[4] Дмитриев Л. А. Два замечания к тексту «Слова о полку Игореве». ТОДРЛ, Л., 1976. Т. 31. С. 287.

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

Таким образом, можно сделать следующий вывод: одной из самых ярких особенностей композиции «Слова о полку Игореве» являются время и пространство в произведении. Главная временная характеристика – нарушение хронологии. Автор свободно перемещается во времени от времен Бояновых до времен междоусобиц и походов на половцев. Главная пространственная характеристика – масштабность, «панорамное зрение» (как бы с высоты птичьего полета, как отмечал М. Д. Лихачев). Это дает автору возможность включить в действие произведения огромные географические пространства, при этом не упустив ни одной детали. Эти аспекты оказали влияние на другие композиционные элементы.

Обращаясь с призывом к русским князьям встать на защиту Русской земли, автор „Слова“ в разных князьях рисует собирательный образ сильного, могущественного князя — сильного войском („многовоего“), сильного судом („суды рядя до Дуная“), вселяющего страх пограничным с Русью странам („ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Донъ шеломы выльяти“; „подперъ горы угорскыи своими желѣзными плъки, заступивъ королеви путь, затворивъ Дунаю ворота“), распространяющего свою власть на громадную территорию с центром в Киеве („аще бы ты былъ…“ — на юге), а не в своем уделе, славного в других странах („ту нѣмци и венедици, ту греци и морава поютъ славу Святъславлю“). Перед нами образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти. Эта идея сильной княжеской власти, с помощью которой должно осуществиться единство Русской земли, только еще рождалась в XII в. Впоследствии этот же самый образ „грозного“ великого князя создаст „Слово о погибели Русской земли“. Он отразится в Житии Александра Невского, в „Молении“ Даниила Заточника и в других произведениях XIII в. Не будет только стоять за этим образом „грозного“ великого князя — Киева как центра Руси. Перемещение центра Руси на северо-восток и падение значения Киевского стола станет слишком явным.

Однако автор „Слова“ сумел заметить идею сильной княжеской власти в ее жизненном осуществлении — на том самом северо-востоке Руси, чьих притязаний стать новым центром Русской земли он еще не хотел признавать.

Список литературы

  1. Текст «Слова о полку Игореве» цит. по: Слово о полку Игореве. Л., 1967.
  2. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004.
  3. Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII вв. Л., 1968.
  4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.
  5. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М., 1986.
  6. Білоус П. Світло зниклих світів (художність літератури Київської Русі): Зб. cтатей. Житомир, 2003.
  7. Булахов М. Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь. М., 2008.
  8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
  9. Гетманец М.Ф. Тайна реки Каялы: «Слово о полку Игореве». Харьков, 1982.
  10. Дмитриев Л. А. Два замечания к тексту «Слова о полку Игореве». ТОДРЛ, Л., 1976. Т. 31.
  11. Еремин И. П. Лекции и статьи по истории Древней русской литературы. Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987.
  12. История русской литературы XI-XIX вв./ Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. Учебное пособие для вузов. М., 2001.
  13. Лихачев Д. Избранные работы: В 3 т. Т. 3. Человек в литературе Древней Руси: Монография; О “Слове о полку Игореве”; Литература – реальность – литература; О садах. Л.: Худож. лит., 1987.
  14. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» 9историко-литературный очерк). М., 1976.
  15. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и особенности русской средневековой литературы // Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985.
  16. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968. № 8.
  17. Лихачев Д. С. Изучение «Слова о полку Игореве» и вопрос его подлинности М., 1978.
  18. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб, 1999.
  19. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
  20. Лихачев Д. С. Представления о времени в «Слове» // Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985.
  21. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. М., 1988.
  22. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.
  23. Памятники литературы древней Руси XI — начала XII века / Сост. и ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. М., 1978.
  24. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
  25. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и древнерусские княжества XII—XIII вв. М., 1982.
  26. Сапунов Б. В. Всеслав Полоцкий в «Слове о полку Игореве». ТОДРЛ, М.; Л., 1961. Т. 17.
  27. Скупейко Л. Выявление творческой индивидуальности автора в “Слове о полку Игореве” // Советское литературоведение. 1986. № 5.
  28. Топоров В. М. Пространство и текст// Текст: семантика и структура. М., 1983.
  29. Философский энциклопедический словарь / Ред. колл.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М., 2006.
  30. Чумакова Т. «Странник я на земле». Человек в поисках рая (по материалам древнерусской книжности) // Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
  31. Шелемова А. О. «Слово о полку Игореве»: поэтика пространства и времени. М.: Прометей, 2000.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.