Содержимое

Введение

 

 

Путевой очерк прошел долгий путь своего становления и развития. При этом он проявил себя как жанр гибкий, быстро приспосабливающийся к внешним условиям.

В XIX веке к очерковому жанру прибегали многие известные русские писатели (А. С. Пушкин, А. П. Чехов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский и др.) Ведь именно путевой очерк является одной из «наиболее открытых форм выражения публициста-художника. Писатель вступает в нем в непосредственное общение с читателем, свободно излагая материал. Он может соединять в одно элементы истории, статистики, естественных наук, высказывать свои взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказывать о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми»[1]. Автор может в любой момент остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, вставить в ткань своего произведения какую-либо новеллу, использовать лирическое отступление и т. п.

Первым глубоким потрясением для очеркового жанра явилась революция 1917 г. После нее на первое место стали выходить иные ценности, нежели те, которые существовали в прежней России. Возникали и совершенно новые тематические разновидности очеркового жанра, например, очерк о советской деревне, очерк социалистического строительства. Большое развитие получил портретный очерк.

После распада Советского Союза в журналистике произошли известные качественные преобразования, следствием которых явилось ослабление внимания к художественно-публицистическим жанрам. Основная причина кризиса очеркового жанра состоит в частичном отказе от публицистики как метода журналистского творчества. Журналистика, которая пришла на смену советской, партийной печати, сместила профессиональные приоритеты, сделав ставку на информационные жанры. Очерку на газетной полосе стали отводить значительно меньше места.

Сказанное определяет актуальность исследования данной темы на сегодняшний день.

Основная цель работы – раскрыть основные черты жанра путевого очерка в русской классической литературе и литературе советского времени –  обусловила решение следующих задач:

– исследовать проблему определения понятия путевого очерка;

– рассмотреть особенности путевого очерка XIX века на примере произведений И.А. Гончарова, А.С. Пушкина и А.П. Чехова;

– проанализировать специфику советского путевого очерка на примере произведений В.В. Конецкого и В. Овчинникова.

Цели и задачи работы определяют ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Методами исследования являются: описательный метод, методика контекстуального анализа, сравнительный метод.

В процессе написания курсовой работы были проработаны труды разных исследователей данного вопроса.

[1] Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966. С. 114.

Глава 1. Проблема определения понятия «путевой очерк»

Путевой очерк является одним из наиболее ярких, но в то же время и самых трудоемких жанров публицистики. Надо отметить, что в  литературе всегда особое место отводилось произведениям, которые являлись результатом наблюдений, сделанных автором во время путешествия по родной стране или за ее пределами. «Этот жанр давал возможность, писателю непринужденно и увлекательно показать жизнь страна народов, раскрыть важные проблемы современности. Мысленно совершая вместе с автором путешествие, читатель оценивает увиденное публицистом-путешественником»[1].

Надо отметить, что в теории жанра существует много определений очерка.

[1] Маслова Н. М. Путевой очерк: проблема жанра. М., 1980. С. 3.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Путевой очерк в XIX веке: проблемы становления и развития

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 «Фрегат Паллада» И.А. Гончарова.

 

2.2 «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г.» А.С. Пушкина.

 

2.3 «Остров Сахалин» А.П. Чехова.

Прежде чем очерк окончательно сформировался как самостоятельный жанр публицистики, он прошел долгий путь становления и развития.

XIX век – это период расцвета очеркового  жанра как такового. Беглый анализ этого столетия позволяет выявить следующие основные тенденции.

Прежде всего, следует отметить, что такого понятия, как путевой очерк, в принципе, тогда еще не существовало. Очерковый жанр долгое время развивался в рамках художественной литературы, зачастую просто сливаясь с ней. Это был художественный очерк, который, как жанр, «объединяет собой большое разнообразие литературных произведений, одни из которых граничат с литературой исследовательской, другие смыкаются с рассказом, новеллой, повестью»[1].

Среди произведений русской литературы XIX века мы не найдем произведений, которые можно было бы отнести к той классической литературе «путешествий», основы которой были заложены еще Н. М. Карамзиным.

[1] Росляков В. П. Советский послевоенный очерк. М., 1956. С. 26.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Творчество советских очеркистов как социокультурный феномен



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

3.1 Очерки первых лет советской власти.

 

3.2 Очерковая проза В.В. Конецкого.

 

3.3 «Ветка сакуры» В. Овчинникова.

Революция оказала существенное влияние на дальнейшее развитие очерка. Связано это было, прежде всего, с появлением единой концепции развития советских средств массовой информации. Пресса должна была стать орудием партии, пропагандировать коммунистический  строй и строительство мирового социализма. Очерк сделался «боевым жанром» советской партийной печати. Тот очерк, который получил широкое распространение после революции 1917 г., – это был действительно очерк нового типа.

Очерки первых лег становлении советской власти – это очерки о победоносном шествии по стране Краской Армии, о героизме бойцов, о моральном разложении Белой Гвардии. Такой характер имеют, например, очерки А. Серафимовича и Д. Фурманова. Появление  очерков было обусловлено тем временем, в котором они жили. Оба они – ярые сторонники революции, хотя в их произведениях  революция предстает с различных углов зрения.

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Заключение

 

 

Завершая изучение темы «  », нужно сделать следующие выводы:

Путевой очерк – это один из наиболее ярких, живых, интересных, но в то же время и самых трудоемких жанров публицистики.

Зарождение путевого очерка в России было обусловлено насущной необходимость познакомить широкую русскую общественность с зарубежной жизнью. В принципе, это была та задача, которую успешно удалось решить Н. М. Карамзину в         «Письмах русского путешественника», которые можно поставить у истоков русского путевого очерка.

Путевой очерк прошел долгий путь своего становления и развития. При этом он явил себя как жанр гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям.

В XIX веке к очерковому жанру прибегали многие известные русские писатели (А. С. Пушкин, А, П. Чехов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский и др.) Ведь именно путевой очерк является одной «из наиболее открытых форм выражения публициста-художника.

Многие писатели (А. Н. Радищев, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский), осознав в полной мере возможности очеркового жанра, стали прибегать к путевому очерку для того, чтобы поделиться с читателями своими мыслями относительно будущего России. Тем самым в своих произведениях они поднимали животрепещущие проблемы современности, которые будоражили умы просвещенной российской интеллигенции. Путешествию в таких произведениях места просто не оставалось. Так зарождался очерк проблемный.

Первым глубоким потрясением для очеркового жанра явился Октябрь 1917 г. И связано это прежде всего с тем, что после революции на первое место стали выходить иные ценности, чем те, которые существовали в дореволюционной России. Возникали и совершенно новые тематические разновидности очеркового жанра, например, очерк о советской деревне, очерк социалистического строительства. Большое развитие получил портретный очерк.

Вторым глубоким внутренним потрясением для очерка явился распад Советского Союза, поскольку старые советские ценности и традиции полностью исчерпали себя, а новые сложиться еще не успели. Вот те проблемы, которые предстояло потягаться самостоятельно решить публицистам новой России. И в настоящее время эта задача решается.

Основную причину кризиса жанра мы усматриваем, в частичном, во временном отказе от публицистики как от  метода журналистского творчества. Журналистика, которая пришла на смену советской, партийной печати, сместила приоритеты, сделав ставку на информационные жанры. Очерку на газетной полосе не нашлось достойного места.

Однако при всем этом мы не можем утверждать, что очерк является реликтом. Сегодня все чаще журналисты начинают обращаться к этому сложному и трудоемкому жанру. Современное российское общество остро нуждается в аналитике. И очерк, поднимая острые животрепещущие проблемы современности, предоставляет ему эту аналитику, но оформленную в яркую художественную форму.

Создавая художественно-публицистическую картину действительности, автор очерка вскрывает актуальные проблемы современности, облекая их в яркую художественную форму. Тем самым очеркист формирует сознание читателя. В этой связи было бы ошибкой рассматривать путевой очерк в отрыве от социальных процессов, поскольку очерк оказывается погруженным в систему социальных отношений, он – составная часть общесоциального дискурса.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. I. Художественно-публицистические тексты

 

  1. Гончаров И.А. Фрегат Паллада». М., 1976
  2. Конецкий В.В. Соленый лед. М., 1969.
  3. Овчинников В. Ветка сакуры. М., 1971.
  4. Чехов А.П. Из Сибири. Остров Сахалин. М., 1984.

 

 

  1. Научная литература
  2. Алексеев В. А. Газетный очерк сегодня // Советская печать в наши дни / Отв. Ред. А Ф. Бережной. Л., 1963.
  3. Гусева Е.А. Зарисовки природы в художественном мире книги очерков А.П. Чехова «Остров Сахалин» //Литература в контексте культуры. Сб. науч тр. Днепропетровск: РВВ ДНУ , 2001.  Вып. 6.
  4. Ким М. Н. Очерк. Теория и методология жанра. СПб., 2000.
  5. Колосов Г. В. Очерк и жизнь. Алма-Ата, 1966.
  6. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: Учебник / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.
  7. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987
  8. Маслова Н. М. Путевой очерк: проблема жанра. М., 1980.
  9. Михельсон В.А. Путешествие в русской литературе. Р н/Д., 1974.
  10. Пивоварова Л. М. От описательности к проблеме // Логика и образ в публицистике / Под ред. М. С. Кашафутдинова. Казань, 1973.
  11. Росляков В.П. Советский послевоенный очерк. М., 1956.
  12. Савенков А. А. Очерк в газете. Л., 1963.
  13. Сафронов А.В. Жанр «путешествий» и художественная документалистика. «Из жизни отверженных» (преемственность поэтики) // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Сб. науч. тр. Т. 1. М., 2003.
  14. Сорокин В. Теория литературы. М., 1960.
  15. Холмов М. И. Художественно-публицистические жанры газеты: очерк, фельетон: Учебно-методическое пособие. Л., 1988.
  16. Шкловский В.Б. «Путешествие в Арзрум» кА преодоление очерка-путешествия//Повести о прозе: В 2 т. Т.2 М., 1966. С. 23.
  17. Костелянец Б.О. Русский очерк//Русские очерки: В 3 т. Т.1/Сост. Б.О. Костелянец. М.. 1956.
  18. Усманов Л.Д. Литературный процесс и развитие научной мысли в России конца XIX – начала XX веков. – В кн.: Стиль писателя и эпоха. Ташкент, 1981.
  19. Файнберг Р.В. В.В. Конецкий. Л., 1980.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.