Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

В условиях сложившихся геополитических и экономических реалий современной России большая часть населения страны концентрируется в городах. Под влиянием жизнедеятельности людей природные комплексы (берега рек и озер, естественные зеленые насаждения и пр.) деградируют, природа в городах подвергается тяжелым испытаниям. Перенасыщение населением, производством, общественным и личным транспортом является причиной таких экологических проблем городов как загрязненность воздуха, почвы, подземных и поверхностных вод. В связи с этим становится актуальным вопрос развития благоустройства территорий.
Благоустройство территорий населенных пунктов городского района является одной из ключевых жизнеобеспечивающих сфер городского хозяйства, оказывающих непосредственное влияние на качество и уровень жизни населения, охватывающее вопросы технического и санитарного содержания территории городского района и одной из приоритетных задач органов местного самоуправления. Повышение уровня благоустройства территории стимулирует позитивные тенденции в социально-экономическом развитии муниципального образования, и как следствие, повышение качества среды проживания и временного пребывания гостей на территории городского района .
С каждым годом вопросы благоустройства и озеленения городов становятся все более значимыми для жителей нашей страны. Дальнейшее развитие этой деятельности требует поиска новых, инновационных решений, с учетом особенностей и традиций того или иного муниципального образования.
Для достижения эволюционного развития системы благоустройства необходима разработка таких мероприятий, которые должны формироваться и реализовываться как самостоятельное направление политики благоустройства и озеленения. Важным звеном в реализации данной политики является деятельность муниципальных органов власти.
Цель работы: разработать рекомендации по совершенствованию системы управления благоустройством территорий района Куркино г. Москвы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие благоустройства территорий муниципальных образований;
2. Охарактеризовать деятельность муниципальных органов власти по благоустройству территорий;
3. Изучить регулирование благоустройства территорий муниципального образования;
4. Охарактеризовать Управу района Куркино г. Москвы;
5. Провести анализ деятельности Управы района Куркино г. Москвы по благоустройству территорий;
6. Провести анализ проблем благоустройства территорий района Куркино г. Москвы;
7. Определить перспективы благоустройства района Куркино г. Москвы;
8. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности Управы района Куркино г. Москвы.
Объект исследования: район Куркино г. Москвы.
Предмет исследования: система управления благоустройством района Куркино г. Москвы.
В качестве методов исследования в настоящей работе были использованы: системный анализ, на основании которого отражены взаимосвязи между компонентами системы управления благоустройством на муниципальном уровне, графические и статистические методы обработки данных, сравнение, а также количественные оценки.
Эмпирическую базу исследования настоящей выпускной квалификационной работы составили нормативно-правовые акты, регулирующие организацию управления благоустройством муниципального образования, открытые статистические данные, а также работы отечественных ученых и специалистов, изучающих проблемы развития и организации управления благоустройством.
Практическая значимость исследования состоит в том, что по результатам исследования разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности в направлении благоустройства территории, которые могут быть применены практической деятельности Управы района Куркино г. Москвы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Система управления благоустройством территорий муниципального образования

1.1. Понятие благоустройства территорий муниципальных образований

1.2. Деятельность муниципальных органов власти по благоустройству территорий

1.3. Регулирование благоустройства территорий муниципального образования

1.1. Понятие благоустройства территорий муниципальных образований

Современный город – это административный, торговый, промышленный и культурный центр – это концентрация социальных, производственных, обслуживающих, и других объектов. Территориальное единство города как системы проявляется в том, что трудовые ресурсы, природные ресурсы, социальная и общая производственная инфраструктура охватывает все учреждения, организации и хозяйственные объекты независимо от их ведомственной принадлежности в единый хозяйственный механизм.
В современной России наибольшее количество населения проживает в городах. Для комфортного проживания необходимо соблюдение ряда требований к городской среде. Городская среда представляет собой совокупность природных, архитектурных, социально-культурных факторов, которые определяют уровень и качество жизни, комфортность проживания на данной территории.
Еще древние правители со времени античных поселений понимали, что для комфортного проживания нужно проводить работы по благоустройству городов: оснащать их акведуками и канализациями, создавать общественные парки, украшать памятниками архитектуры. Сохранение природного комплекса в современных городах также относится к числу наиболее актуальных проблем. Он несет серьезную нагрузку, особенно в крупных городах. Промышленность, интенсивность транспортных потоков негативно воздействует на природный комплекс городов, сказываясь не только на уровне комфорта проживания здесь, но и на здоровье горожан.
Благоустройство городов – одна из актуальных проблем современной жизни. Организация благоустройства включает в себя совокупность мероприятий и решает задачи создания благоприятной жизненной среды, с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности.
В законодательстве РФ под благоустройством понимается «комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории»
В.В. Мищенко, Е.Н Королева под благоустройством понимают «совокупность работ и мероприятий, которые осуществляются для создания комфортных и культурных условий жизни населения на муниципальной территории».
Система благоустройства и озеленения муниципального образования –
это система принятия решений, которые, как правило, направленны на социально-экономические, экологические, инженерные и архитектурно-планировочные решения на территории муниципального образования.
Для того, чтобы охарактеризовать содержание данного понятия, рассмотрим его развитие. Благоустройство территорий муниципальных образований в условиях спешной масштабной индустриализации страны, быстрого роста городского населения, отсутствия социально-культурных и экономико-технических предпосылок и финансовых возможностей не имело первостепенного значения в социалистическом обществе. Ключевой задачей того времени было создание мощного индустриального производства, которое подчиняло себе остальные сферы общественной жизни.
Развитие территорий происходило по отраслевому признаку и находилось в прямой зависимости от развития этих отраслей. Жилые районы были расположены в непосредственной близости от производств для экономии времени и средств работников на дорогу до работы. Благоустройство территорий осуществлялось по установленным стандартам, приоритетом которых было обеспечение комфортных условий для производства и стандартных норм в бытовом обслуживании трудящихся. Необходимость утверждения преимуществ социализма сказалась на обустройстве территорий, где внедрялись планы монументальной пропаганды, повсюду строились величественные монументы, которые имели преимущественно идейно-воспитательное значение и должны были стать украшением населенных пунктов и отдельных территорий.
Городские парки, например, рассматривались как культурно-образовательные учреждения, деятельность которых была направлена в основном на пропаганду политики партии. На их территории большое внимание уделялось наглядной агитации, проведению массовых мероприятий идеологической направленности, лекционной работе. Спортивные мероприятия и организованный досуг, которые проводились на территориях парков, должны популяризировать перемены к лучшему в условиях советской действительности. Несмотря на идеологизированность создана система обустройства территорий и населенных пунктов имела положительное влияние на воспитание и соответствующее формирование сознания граждан социалистической страны.
В тогдашних условиях стандартный, строго регламентированный официальными нормативными документами подход к планированию и благоустройству территорий не давал возможности при их составлении и обустройстве учитывать индивидуальные, местные этнические, исторические, культурные, ландшафтные, климатические и другие особенности и традиции строительства.
Поэтому в наследство постсоциалистическая Россия получила однотипную архитектуру жилых массивов низкого качества по всей территории страны, в нынешних условиях не может вызывать эстетическое восхищение и ощущение комфорта. При обустройстве населенных пунктов не всегда учитывались свойства территорий, подлежащей застройке, а также потребности человека в удобном и комфортном для пребывания среде. Примером этого могут служить территории парков, насыщенные незапланированными пешеходными дорожками.
В настоящее время в условиях экономических реформ организация территорий муниципального образования и развитие населенных пунктов по отраслевому признаку исчерпала себя и не соответствует потребностям граждан в комфортной среде. Становление рыночной экономики, появление различных форм собственности, информационная открытость общества, его демократизация и расширение прав территориальных общин, а также повышение требований к оптимизации и рационального использования окружающей среды, изменения в размещении производительных сил значительно влияют на организацию территориального развития муниципальных образований, на нужды обустройства населенных пунктов, обостряют проблемы и повышают требования к благоустройству населенных пунктов.
Однако, в нынешних политико-экономических условиях, в условиях глубоких внутренних противоречий социально-экономического развития, у России и кризисных явлений во всех сферах общественной жизни проблема благоустройства оказалась на соприкосновении интересов политиков и государственных деятелей, что приводит к деградации и развала созданной в прежние времена системы благоустройства без соответствующего замещения ее новыми подходами и идеями, адекватными новым реалиям, и их внедрение.
Несмотря на право граждан России на безопасную и благоприятную окружающую среду, условия для жизнедеятельности людей в большом количестве муниципальных образований из-за ряда причин ухудшаются.
Несмотря на ежегодное проведение месячников по благоустройству, ситуация в этой сфере не улучшается. Это объясняется бессистемностью мероприятий по благоустройству территорий, отсутствием целостной концепции благоустройства, научной неразработанностью проблемы, непониманием ее сущности властями для внедрения экономических реформ и безответственностью общин, должностных лиц и отдельных граждан за состояние благоустройства.
Успешное решение вопросов благоустройства является определяющим условием улучшения качества жизни населения как главного приоритета реализации национальных интересов страны. Кроме того, необходимо учитывать, что комфортная, эстетическая среда жизнедеятельности непосредственным образом влияет на формирование эстетических вкусов, культуры, мировоззрения личности, влияет на ее психологическое и эмоциональное состояние и поведение, формирует человеческие взаимоотношения и эстетический потенциал общества, от чего в конечном итоге зависит результативность проводимых реформ.
Еще в XIII в. Магдебургским правом был установлен порядок деятельности органов местного самоуправления и закреплено их права и свободы, в том числе в сфере благоустройства, которые впоследствии нашли свое отражение в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы в 1985 году. Поэтому вопрос строительства и содержания объектов благоустройства непосредственно относятся к компетенции местных органов власти и должны решаться в основном на региональном уровне.
Следует отметить, что экономисты зарубежных стран еще в 80-х годах прошлого века пришли к выводу, что кроме количественных показателей развития инфраструктуры на состояние экономики региона влияет также качество этой инфраструктуры. В результате исследований было установлено, что качественная инфраструктура побуждает бизнес перемещаться в те регионы, где она является более развитой, где, например, качественная питьевая вода, где рационально организовано транспортное сообщение, где эффективно функционируют очистные сооружения и т.д.. Таким образом, эти регионы получают от бизнеса новые рабочие места, повышение экономической активности и дополнительные доходы местного бюджета. И чем больше отчисления в местный бюджет, тем больше появляется возможностей у местных органов власти для решения проблем обеспечения населения социальными и другими благами, для направления средств местного бюджета на благоустройство и обустройство территории. Это, в свою очередь, увеличивает привлекательность региона для размещения в нем бизнес-структур и для проживания населения. При таких условиях укрепляется социально-экономический потенциал региона, предопределяет в дальнейшем рост налоговых поступлений в городские и высшие уровни бюджетов. С другой стороны, строительство или реконструкция существующих объектов благоустройства муниципального образования способствуют повышению занятости, увеличению деловой активности, повышению экономического потенциала региона, росту в нем производства валового регионального продукта.
Глубокая связь между благоустройством и экономическим развитием территорий муниципального образования особенно проявляется в крупных городах. Они могут полноценно развиваться только при условии сохранения природных ресурсов, которые обеспечивают их экономическое развитие и приемлемое качество жизни населения. То есть между благоустройством и экономическим развитием существует объективная взаимозависимость, которая свидетельствует, что не только экономика региона влияет на состояние благоустройства, но и благоустройство определяет уровень экономического развития территории.
Организационно-технические и социально-экономические проблемы сферы благоустройства территорий муниципальных образований России актуализируются по мере преодоления страной кризисных явлений. Формирование благоприятной, комфортной среды для жизнедеятельности людей становится одним из важнейших факторов, которые должны превратить регионы России в привлекательный объект как для привлечения кадров, так и иностранных инвестиций. Наконец, от состояние развития сферы благоустройства зависит уровень и качество жизни населения и наращивание экономического потенциала страны.

1.2. Деятельность муниципальных органов власти по благоустройству территорий

Главной целью благоустройства является «разрешение задач в создании благоприятной жизненной среды с обязательным обеспечением комфортных условий для различных видов деятельности всего населения» . Одной из приоритетных целей развития муниципального образования является обеспечение населения оптимальными условиями для жизни и деятельности, для труда, общения и отдыха.
Поддержание высокого уровня благоустройства зависит и от качества населения муниципального образования: степени его сознательности, желания и возможности помогать действующей местной власти. Большое значение имеет и степень самоорганизованности населения, поскольку именно самоорганизация является первым и решительным шагом к самоуправлению.
Таким образом, сфера внешнего благоустройства муниципального образования является одной из жизнеобеспечивающих отраслей муниципального хозяйства, оказывающих непосредственное влияние на качество и уровень жизни населения, и включает следующие элементы:
– дорожное хозяйство, представленное содержанием, ремонтом и строительством дорог, мостов, путепроводов, подземных пешеходных переходов;
– зеленое хозяйство, представляющее собой содержание и развитие зеленых насаждений, защитных зеленых зон, рекреаций, питомников;
– санитарная очистка и уборка муниципального образования – сбор и вывоз ТБО, уборка улиц, хранение и переработка отходов и мусора;
– ритуальное хозяйство – содержание и благоустройство мест захоронения;
– уличное освещение;
– содержание малых архитектурных форм .
Организация деятельности вышеперечисленных элементов должна осуществляться в совокупности и взаимообусловленности, и только в этом случае возможно повышение уровня благоустроенности территории, что в конечном итоге позволит значительно улучшить условия жизни населения и повысить привлекательность муниципального образования.
В сфере благоустройства территории необходимо рациональное размещение на ней всех зданий, сооружений, жилых, промышленных и деловых районов, мест отдыха, инженерного оборудования с сохранением архитектурного и исторического облика муниципального образования. Такие мероприятия зависят в основном от деятельности местной администрации и степени обоснованности выбора.
Такие специфические задачи проще решаются в городских и сельских района х и труднее в городских округах, которые располагаются на больших территориях и требуют соответствия градостроительным нормам и многочисленных согласований с органами власти иных уровней. Тем не менее, только городской округ полностью удовлетворяет сложившиеся потребности населения и минимизирует маятниковую миграцию. Поэтому следует максимально эффективно организовать работу по совершенствованию сферы благоустройства в городских округах.
Нормальное функционирование системы благоустройства муниципального образования зависит также от решения ряда проблем экономического и организационного характера, которые обусловлены недостаточным финансированием данной сферы, естественным монополизмом и, как следствие, отсутствием конкуренции.
Как показывает мировой опыт, не существует единой идеальной модели, организационно-управленческой структуры благоустройства муниципального образования, пригодной для всех стран. Напротив, эта сфера представляет огромное разнообразие национальных систем со сложившейся неоднозначной спецификой.
Поскольку данная сфера отнесена к компетенции муниципалитетов, в каждом муниципальном образовании разрабатываются Правила по организации благоустройства территории, которые устанавливают единые и важные для исполнения физическими и юридическими лицами нормы и требования в сфере внешнего благоустройства и содержания территорий по границам муниципального образования.
Правила благоустройства регулируют следующие вопросы:
– установка единого порядка по содержанию территорий муниципального образования;
– привлечение к отработке мероприятий по содержанию территорий как физических, так и юридических лиц;
– организация контроля за использованием и охраной, а также благоустройством территории: повышение уровня ответственности физических и юридических лиц за регулярное соблюдение чистоты и порядка в муниципальном образовании.
Для обеспечения выполнения всех видов работ в сфере благоустройства территория муниципального образования должна быть закреплена (в соответствии со всеми правилами в сфере благоустройства) за физическими и юридическими лицами, у которых есть право собственности на земельный участок или договор аренды постоянного либо бессрочного использования или же пожизненного наследуемого владения на данный земельный участок, а также всю прилегающую к нему территорию. При этом они обязаны своими силами или же по заключенному договору со специальными организациями осуществлять:
– уборку данных территорий, включая обязательную регулярную чистку всех тротуаров и других территорий со всеми видами твердого покрытия от грязи и мусора, снега и льда, а также очистку газонов от мусора и его вывоз, вывоз твердых бытовых отходов и снега, обязателен уход за всеми зелеными насаждениями, расположенными на данной территории;
– обязательное контролирование всех элементов во внешнем благоустройстве, включая все работы по восстановлению и ремонту памятников и мемориалов, которые имеют принадлежность к ним, по праву собственности или хозяйственного ведения и оперативного управления;
– обязательное контролирование и содержание в норме всех видов зеленых насаждений на территории.
К особенным видам работ в сфере благоустройства территорий относят:
– своевременную уборку территорий – регулярная очистка тротуаров и других территорий с твердым покрытием от грязи и мусора, снега и льда, а газонов – от мусора;
– обязательное контролирование и содержание всех элементов внешнего благоустройства;
– обязательное контролирование озеленения территорий МО;
– обязательное и своевременное выделение средств на содержание и эксплуатацию дорожного покрытия.
Соблюдение всех обязательных правил благоустройства позволяет достичь следующих результатов:
– обеспечение надлежащего вида архитектурных сооружений;
– своевременная уборка мусора и других загрязнений позволит повысить уровень экологической безопасности в районе;
– своевременный ремонт дорог снижает количество аварий и несчастных случаев, которые могут произойти из-за не отремонтированных дорог;
– увеличение числа зеленых насаждений и дальнейшая их охрана повышают качество экологии в районе.
Поддержание высокого уровня благоустройства важно не только для охраны окружающей среды, но и для здоровья населения, для проживания на ухоженной территории. Поэтому органы местного самоуправления должны своевременно и всеми силами помогать органам власти в поддержании чистоты и порядка на всей территории муниципального образования.
Кроме того, благоустройство территории должно осуществляться с учётом различных социальных процессов, которые происходят в пределах данных жилых территорий. Можно выделить ряд направлений муниципального управления, которые, в свою очередь, определяют практические градостроительные требования ко всей системе благоустройства территории.
К ним относятся, во-первых, активизация всех общественных форм жизнедеятельности в пределах заселенных территорий; во-вторых, создание комфортабельных условий для отдыха и для осуществления социально¬бытовых функций рядом со своими домами, так называемого приближенного или же первичного и повседневного обслуживания, требование зонирования и дополнительного благоустройства территорий жилых застроек с учетом демографического состава населения и степени его подвижности, структуры свободного времени и видов осуществляемой деятельности, а также качества жилищного фонда; в-третьих, систему благоустройства, которая должна способствовать улучшению санитарно-гигиенического и экологического состояния территории заселенной застройки не только на момент строительства и реконструкции, но и в период ее дальнейшей эксплуатации.

1.3. Регулирование благоустройства территорий муниципального образования

Смысл нормативно-правового регулирования в сфере благоустройства заключается в установлении общеобязательных требований, норм и правил, касающихся содержания территории, проектирования и размещения объектов благоустройства. Данные правила адресуются любым лицам и касаются любых объектов, расположенных на территории муниципального образования, независимо от формы собственности на них, наличия ограждений и тому подобных обстоятельств. Так, законом прямо предусмотрено, что правила благоустройство территории городского округа устанавливают в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения. В данной норме не содержится ограничений по форме собственности на указанные здания, сооружения и земельные участки.
За органами местного самоуправления законом закреплено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения (часть 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Муниципальные правовые акты могут содержать общеобязательные правила, которые подлежат исполнению на всей территории муниципального образования; за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 43 того же Федерального закона). Правила благоустройства принимаются в форме муниципального правового акта и, соответственно, могут содержать правовые нормы, обязательные для исполнения всеми лицами на территории муниципального образования.
Правовое регулирование в сфере благоустройства направлено на упорядочение публично-правовых отношений по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории, а не гражданско-правовых отношений собственности. Тот факт, что при этом устанавливаются условия, которые собственник имущества должен соблюдать при осуществлении своих гражданских прав по владению, пользованию и распоряжение имуществом, не означает, что тем самым регламентируются его гражданские права и обязанности. Такие условия представляют собой не гражданско-правовые требования к содержанию имущества, а публично-правовые требования к содержанию территории муниципального образования. Иное означало бы, что органы местного самоуправления при регулировании общественных отношений в рамках предоставленной им законом компетенции лишены возможности предъявлять обязательные для исполнения требования к гражданам и организациям, в т.ч. порождающие определенные права и обязанности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Такое толкование делает бессмысленным само закрепление за органами местного самоуправления каких-либо полномочий по нормативно-правовому регулированию общественных отношений. Более того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что акты органов местного самоуправления могут порождать гражданские права и обязанности, если они приняты на основе закона.
Таким образом, установление в правилах благоустройства, принимаемых органами местного самоуправления, требований к содержанию территории муниципального образования, обязательных для исполнения, в том числе собственниками имущества, не вступает в противоречие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целом, правовое регулирование отношений в сфере благоустройства территории муниципальных образований осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 613, иными областными законами и нормативными правовыми актами.
Сфера благоустройства в правовом плане – самая неопределенная по своему содержанию и границам. Никто не знает, где заканчивается благоустройство и начинается градостроительство, архитектура, природопользование и экология, санитарно-эпидемиологическое благополучие, автодорожная деятельность и дорожное движение, размещение рекламных конструкций, транспортное обслуживание и т. д.
Контрольно-надзорными органами и судами благоустройство рассматривается как отдельный круг вопросов (причем не ясно, какой именно), а не как продолжение всего вышеназванного. В результате, как только прокуратура или суд видят какое-то государственное нормирование по тому или иному вопросу, то считают, что сам этот вопрос уже априори не относится к сфере благоустройства и не может регулироваться муниципальными правовыми актами ни в каком объеме. Так, если установлен санитарный норматив по какому-либо поводу, считается, что органы местного самоуправления в этом отношении, уже не вправе осуществлять какое бы то ни было правовое регулирование (например, устанавливать дополнительные требования деятельности физических и юридических лиц в этой сфере). Представляется, что данный подход ведет к полному обнулению регулятивных полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства.
Следует исходить из того, что благоустройство – это не какая-то другая по отношению к названным сферам, особая область правоотношений. Это их продолжение, развитие и реализация на муниципальном уровне и не просто смежная с ними (лишь частично пересекающаяся) сфера, а вытекающая из них и на них основывающаяся,
Вероятно, предметно отграничить сферу благоустройства от иных вышеназванных сфер не представляется возможным. Так, из самого определения благоустройства данного в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации)) (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) следует, что: благоустройство территории-это комплекс предусмотренных правилами благоустройства соответствующего муниципального образования мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Согласно ст. 29.2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) нормативы градостроительного проектирования района , городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения района , городского округа, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения района , городского округа населения района , городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения района , городского округа. А санитарное состояние территории – это сфера регулирования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Все это подчеркивает теснейшую, неразрывную взаимосвязь и даже взаимопроникновение сфер градостроительства, санитарно-эпидемиологического благополучия и благоустройства. Это касается и всех других сфер, с которыми «соседствует» сфера благоустройства.
Благоустройство не имеет своего предмета, отличного от указанных сфер. Правила благоустройства неизбежно будут затрагивать вопросы, которые являются предметом регулирования градостроительного, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства.
Исходя из этого, полномочия органов местного самоуправления по правовому регулированию благоустройства частично «складываются» из их регулятивных полномочий в иных сферах, но не ограничиваются этим. Так, органы местного самоуправления должны обеспечить «улучшение санитарного состояния территории» и в этих целях логично признавать за ними право предъявлять определенные требования, которые по своему содержанию будут очень близки к санитарно-эпидемиологическим,
Необходимо найти критерий, который позволил бы очертить предмет и пределы компетенции органов местного самоуправления в сфере благоустройства, с одной стороны, обеспечив им пространство нормативно-правового регулирования, установления обязательных требований в сфере благоустройства территории, с другой – избежав фактического вторжения при этом в сферы, где осуществляется государственное регулирование и отсутствуют регулятивные полномочия муниципальных образований (например, путем установления под видом требований к благоустройству фактически дополнительных санитарных норм и правил). Это действительно сложная задача, и может быть, здесь даже невозможен универсальный подход, а необходимо точечно определять полномочия органов местного самоуправления по правовому регулированию отношений «на стыке» благоустройства с другими сферами: благоустройства и санитарно-эпидемиологического благополучия, благоустройства и дорожной деятельности, благоустройства и градостроительства и т. п.
Установление требований в сфере благоустройства направлено на обеспечение публичных интересов – обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Объектом нормативно-правового регулирования в сфере благоустройства является территория муниципального образования независимо от формы собственности и целевого назначения земельных участков, иных объектов движимого или недвижимого имущества. Соответственно нормы и правила по благоустройству территории могут и даже должны касаться любых территорий в границах муниципального образования, в т. ч. не относящихся к территориям общего пользования. В противном случае закрепление в Федеральном законе № 131-ФЗ благоустройства как отдельного вопроса местного значения вообще не имело бы смысла, поскольку земли в границах территорий общего пользования находятся в публичной, в т. ч. муниципальной, собственности (ст. 262 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ) и право устанавливать требования по их содержанию в значительной мере входит в полномочия собственника по содержанию имущества (п. 3 ст. 14, п. 3 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ).
Смысл нормативно-правового регулирования в любой сфере, отнесенной к ведению органов публичной власти, в т. ч. и в сфере благоустройства, заключается в установлении общеобязательных требований, норм и правил, в данном случае касающихся содержания соответствующей территории, проектирования и размещения на ней объектов благоустройства. Как общеобязательные данные правила адресуются всем лицам и касаются любых объектов, расположенных на территории муниципального образования, независимо от формы собственности на них, наличия ограждений и других обстоятельств.
Следует отметить, что регулирование сферы благоустройства регламентируется на региональном уровне. Так, например, в Москве существует закон «О благоустройстве в Московской области» , в котором отражены требования к благоустройству территорий.
Также разрабатываются правила благоустройства муниципалитетов. В настоящее время уже разработаны правила благоустройства в 54 муниципалитетах Подмосковья. Эта работа проводится в соответствии с требованиями закона «О благоустройстве в Московской области», который вступил в силу с 1 января 2015 года. Поставленный Правительством срок по разработке муниципальных правил – до 1 апреля текущего года. К этому времени правила должны быть разработаны во всем муниципальных образованиях Подмосковья.
Региональное законодательство регламентирует размещение шести обязательных элементов благоустройства – освещения, парковочных пространств, контейнерных площадок для сбора мусора, озеленения, информационных стендов и детских игровых площадок. Это тот минимум, который должен быть во всех дворах Подмосковья. Обязательные требования для всех одинаковы, но муниципальные инициативы в благоустройстве поощряются.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Анализ деятельности местной Управы по благоустройству территорий района Куркино г. Москвы

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Характеристика Управы района Куркино г. Москвы

2.2. Анализ деятельности Управы по благоустройству территорий района Куркино г. Москвы

2.3. Анализ проблем благоустройства территорий района Куркино г. Москвы

2.1. Характеристика Управы района Куркино г. Москвы

Управа района Куркино города Москвы – территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы. Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы района осуществляет префект Северо-Западного административного округа города Москвы в пределах полномочий, установленных правовыми актами города Москвы.
Управа района в своей деятельности руководствуется Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г № 157-ПП
В ведении управы района Куркино могут находиться государственные унитарные предприятия, организации, учредителем которых является город Москва.
Район Куркино состоит из 18 микрорайонов разноэтажной застройки по индивидуальным проектам.
Общая площадь района – 803,66 га, в том числе:
– площадь застроенных земель – 425,66 га;
– дороги и проезды – 37,2 га;
– территория природного комплекса – 273,5 га;
– прочие земли – 67,3 га.
Количество дворов – 117.
Количество скверов и парков -7.
Оргструктура Управы – линейно-функциональная (рис. 1)

Рис. 1 Организационная структура Управы района Куркино г. Москвы

Численность сотрудников Управы составляет 23 человека. Функции Управы района Куркино г. Москвы направлены на обеспечение полного его функционирования, обеспечения его жителей необходимой инфраструктурой.

2.2. Анализ деятельности Управы по благоустройству территорий района Куркино г. Москвы

Одним из приоритетных направлений деятельности по благоустройству является сфера жилищно-коммунального хозяйства.
Программа развития района Куркино в части жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства формируется управой, Советом депутатов муниципального округа, ГБУ «Жилищник», управляющими компаниями района прежде всего на основе мнений и предложений жителей района и основываясь на городских государственных программах. Работы выполняются под контролем Мосжилинспекции, административно-технической инспекции административного округа, депутатов и активных жителей района.
В 2016 году в рамках основных программных мероприятий по благоустройству района были проведены работы на общую сумму 5 миллионов 809 тысяч 600 руб. на 5 дворовых территориях
На реализацию мероприятий в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2012 №849 –ПП «О стимулировании управ районов города Москвы» выделено финансирование в размере 5 миллионов 336 тысяч 427 рублей и выполнены следующие работы:
– Соколово-Мещерская ул., д.32, 34 – устройство пешеходной дорожки из плитки
– Соловьиная Роща ул., д.4 – резиновое покрытие и установка МАФов
– Соколово-Мещерская ул., д.31 – ремонт лестницы
– Соколово-Мещерская ул., д.25-29 – ремонт клумб
Родионовская ул., д.12 – закуплены антипарковочные столбики, будут установлены в весенне-летний период;
– Воротынская ул., д.3, Юровская ул., д.95,корп.1-3 – ремонт асфальтобетонного покрытия;
– Родионовская ул., д.10,корп.1 – замена тротуарной плитки на асфальтовое покрытие
– мкр.3 «Детский парк» – ремонт асфальтобетонного покрытия
– Соколово-Мещерская ул., д.16/114, Родионовская ул., д.13/1-13/2 – понижение бордюрного камня
– Соколово-Мещерская ул., д.4 – повышение ограждения спортивной площадки
По 849-ПП были выполнены работы по выборочному капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по адресу Соколово-Мещерская ул., д.26,корп.1, на общую сумму 2 914 000,62.
Согласно городской целевой программе были выполнены работы по аварийному ремонту фасадов жилых домов по адресам Соколово-Мещерская ул., д.25, 29, 31. Заказчиком работ которых являлся ГКУ «УКРиС» города Москвы.
Одновременно выполнены работы в рамках реализации мероприятий в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 13.09.2012 N 484-ПП “О дополнительных мероприятиях по социально-экономическому развитию районов города Москвы» на общую сумму -293,8 тыс.руб., а именно:
ул. Воротынская, д.16- устройство дорожки из тротуарной плитки;
ул. Воротынская, д.14-замена облицовочной плитки на подпорной стенке.
-Воротынская ул., д.14 – замена облицовочной плитки на опорной стене
-Воротынская ул., д.16 – устройство тротуарной плитки
Весной будет проведена дополнительная проверка всех выполненных работ и все выявленные замечания будут устранены..
Был выполнен капитальный ремонт жилых помещений, в которых проживают инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов по адресам Юровская ул., д.45, стр.1, Новогорская ул., д.32.
В учреждениях образования были выполнены работы по благоустройству на территориях двух объектов:
– ГБОУ СОШ № 1387 по Соколово-Мещерской ул., д.28,корп.1;
– ГБОУ СОШ № 1387 по Новокуркинскому ш.51.
Работы по демонтажу ограждения выполнены с целью возвращения эстетического вида, газонам и клумбам района и сохранения бюджетных средств, направленных на ремонт и покраску ограждений.
На сэкономленные от ремонтных работ средства в 2017г. будут запланированы работы по альтернативному замещению ограждения, такие как посадка кустарника («живая изгородь») или установка газонных ваз. Одновременно, в случае необходимости, будут проводиться работы по восстановлению травяного покрова.
Одновременно с благоустройством территории ведется работа по ремонту подъездов жилых домов, которые были выполнены за счет средств управляющий компаний, в соответствии с дефектными ведомостями, согласованными с жителями. В 2016 году силами Управляющих Компаний района Куркино были приведены в порядок 8 подъездов.
На особом контроле управы района стоит вопрос брошенного и разукомплектованного транспортного средства (далее БРТС), находящегося на территории района Куркино, работа по которым велась в соответствии с 569-ПП.
Управой района в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 1018 в редакции от 23.08.2011 «Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечении чистоты и порядка в городе Москве» осуществляется координация работ по санитарному содержанию территорий района.
В рамках текущего содержания дворовых территорий ГБУ «Жилищник» осуществляет вывоз и утилизацию снега с территории района. В текущем зимнем сезоне имеются замечания к выполнению данного вида работы (вопрос от депутатов).
Одной из проблем по уборке закрепленной территории является долгое оформление рабочего персонала, в том числе дворников. Это связано с проведением всех проверок людей, принимаемых на работу и предъявленных ими документов, так из 10 человек после проверки принимаются 2 -3 человека. (на рабочие специальности в общей массе, идут соискатели, проживающие в других регионах).
В связи с этим уборка территорий выполняется с учетом перегруппировки сил. В первую очередь в период обильных снегопадов ведутся работы по уборке выходов из подъездов, тротуаров, пожарных проездов.
В настоящее время ГБУ «Жилищник» наращивает мощности уборочной техники и средств малой механизации. Вся техника, которая выходит на расчистку дворов и улиц, контролируется при помощи установленной на автомобилях ГЛОНАСС. Что позволяет в реальном режиме времени следить за маршрутами движения уборочных машин.
В связи с большими снегопадами снег с дворовых территорий и улиц временно складировался на разворотной площадке, в настоящее время снег вывозится на снегоплавильные пункты.
Имеет свою специфику такой непростой вид работы как уборка крыш. (вопрос от депутатов) Очистка кровель от снега и наледи производится в основном в дневное время. К работе по очистке кровель допускаются рабочие, достигшие 18 лет, прошедшие ежегодное медицинское обследование допущенные к работе на высоте после обязательного обучения безопасным методам работы и имеющие удостоверения на право производства этого вида работ. Для выполнения работ созданы специальные бригады в составе не менее 4 чел. Все рабочие обеспечены индивидуальными и страховочными испытанными средствами (предохранительными поясами, страховочными веревками, касками), необходимым инструментом(пластмассовыми лопатами, рациями, мегафоном). При сбрасывании снега с крыш до начала работ принимаются меры предосторожности: на время работы освобождаются от транспорта тротуары ,выставляются переносные ограждения на ширину возможного падения снега. Руководителем работ производится расстановка дежурных с целью исключения попадания людей в опасные зоны. Также опасные места огораживаются сигнальными лентами.
Обработка территории противогололедными реагентами вызывает у части жителей недовольство, особенно у кого, имеется аллергия с пожеланием упорядочить процесс обработки. В районе Куркино обработка противогололедными реагентами осуществляется в соответствие с пунктом 4.7. регламента механизированной и ручной уборки внутриквартальных проездов и дворовых территорий в зимний период (приложение 1 к распоряжению ДЖКХиБ г. Москвы от 31.05.2011 № 05-14-324/1).
Со стороны управы района и ГБУ «Жилищник района Куркино» установлен контроль соблюдения норм расхода противогололедного реагента, применяемого при обработке внутриквартальных проездов и дворовых территорий района Куркино.
Сегодня на городском уровне принято решение о закупке дополнительных материалов – это гранитная крошка и крупный зернистый песок. На сегодняшний день на отдельных покрытиях дворовых территорий противогололедная обработка осуществляется песком (например мкр4 по адресам: ул. Соловьиная роща, д.11,11, к.1).
Санитарная уборка территорий всегда вызывает наибольшее количество обращений граждан. Все поступающие обращения отрабатываются управой района совместно с балансодержателями территорий, с выходом на место и в непосредственном контакте с заявителем.
Традиционно весной территории района в рамках общегородского месячника благоустройства выполняются работы по уборке и благоустройству
В связи с реализацией Постановления Правительства Москвы № 644-ПП от 10.11.2014г. о проведении в некоторых округах Москвы эксперимента по обращению с отходами….. от жителей района поступают вопросы, связанные с раздельным сбором мусора. В рамках проводимого эксперимента государственный заказчик ГКУ «Мосэкопром» обязан создать производства по сортировке твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и провести работы обезвреживания/размещения твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с обеспечением раздельного сбора и/или сортировки отходов с выделением вторичного сырья.
В настоящее время предложения по организации пунктов сбора раздельного мусора (по 40 адресам) направлены в префектуру СЗАО
Важным направлением по благоустройству Управы является Благоустройство зон отдыха, «Народных парков» (парк «Дубрава»)
В 2015 году завершено благоустройство парка Дубрава, которое затянулось из-за недобросовестного подрядчика , с которым был расторгнут контракт и по результату проведенных торгов выбран другой подрядчик, который завершил благоустройство 05 сентября 2015 года состоялось торжественное открытие народного парка «Дубрава».
Также анализируя благоустройство района Куркино, следует отметить, что в рамках программы на уровне города, средства, собранные за пользование парковками в районах направляются на их благоустройство. Так в 2016 г. были проведены ряд работ по улице ул. Родионовская, д. 10/1, д. 12, ул. Соколово-Мещерская, 14 – ремонт спорт площадки, установка плиточного покрытия, установка МАФ, асфальтобетонное покрытие

2.3. Анализ проблем благоустройства территорий района Куркино г. Москвы

Несмотря на реализацию программ по благоустройству территорий, проблемы в данном направлении существуют.
Анализируя обращения граждан в Управу района Куркино г. Москвы, следует отметить, что наибольшее количество обращений – 112 из 301 – касалось жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Жители задавали вопросы по благоустройству дворовой территории, капитальному ремонту подъездов, проблеме загрязнения окружающей среды (пример обращения приведен в приложении 1). Отмечались проблемы с транзитным проездом, отсутствие указателей с названиями улиц и нумерацией домов. (рис. 2)
Анализ сложившейся ситуации показал, что для нормального функционирования района Куркино благоустройство территории имеет весомое значение. Данная сфера формирует общее впечатление о районе и является важнейшим аспектом в вопросах создания благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и отдыха населения в границах района.

Рис. 2. Структура обращений граждан по проблеме благоустройства территорий района Куркино

Нами был проведен опрос жителей района Куркино г. Москвы относительно удовлетворенностью сферой благоустройства территорий.
В исследовании приняло участие 130 человек, из них – 74 женщины и 56 мужчин.
Большинство опрошенных не отмечают в последнее время особых изменений в сфере благоустройства территорий и отмечают наличие определенных проблем. (рис. 3)

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Совершенствование деятельности местной Управы по благоустройству территорий района Куркино г. Москвы

3.1. Перспективы благоустройства территорий района Куркино г. Москвы

3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности местной Управы по благоустройству территорий района Куркино г. Москвы

3.1. Перспективы благоустройства территорий района Куркино г. Москвы
Перспективным направлением на 2017-2018 год в системе благоустройства территорий района Куркино г. Москвы считаем благоустройство территорий школ и дворов. Предлагаемый способ – усиление взаимодействия ее с другими органами власти в форме создания проектов. Таким проектом может стать проект о сотрудничестве между Министерством образования Московской области и Управой района в рамках проведения конкурсов по благоустройству школ.
Предлагаем создать и реализовать конкурс на лучший проект обустройства и оформления общеобразовательной организации района Куркино.
Цель:
– обеспечения стандарта оформления школы;
– включения участников образовательного процесса в социально-значимую деятельность по обеспечению благоустроенной, безопасной, эстетичной общеобразовательной организации;
– использования конкурсных технологий для развития комфортной воспитывающей образовательной среды.
Участником конкурса сможет быть общеобразовательная организация, подавшая в установленном порядке заявку на участие и необходимую конкурсную документацию.
Для подготовки и проведения конкурса необходимо создать конкурсную комиссию и утверждить их состав нормативным правовым актом муниципального образования.
Конкурс предлагаем проводить в два этапа:
1. Основной этап конкурса проводится по направлению:
– благоустройство территории общеобразовательного учреждения;
– обустройство внутреннего пространства помещений.
2. Дополнительные номинации конкурса по благоустройству территории общеобразовательного учреждения:
– «Красивый школьный двор»;
– -«Комфортная школьная территория»;
– «Лучший творческий проект по благоустройству школы (пришкольной территории).
Срок проведения: ноябрь 2017- апрель 2018 года.
Оргкомитет предлагаем создать из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов оргкомитета.
Определим функции оргкомитета:
1. Информирование о проведении Конкурса;
2. Определение требований к оформлению предоставляемых на Конкурс материалов;
3. Осуществления сбора материалов Претендентов на участие в Конкурсе;
4. Определение порядка, формы, места и даты подведения итогов Конкурса;
5. извещение претендентов о результатах Конкурса;
6. -контроль за сбором и предоставлением материалов школы победителя на зональный отборочный тур.
Следующим управляющим органом будет муниципальная конкурсная комиссия.
Определим ее функции:
1. Рассмотрение материалов, предоставленных на Конкурс
2. Осуществление выезда в общеобразовательные организации района Куркино;
3. Оценка деятельности общеобразовательных организаций по обустройству пришкольной территории и территории образовательного пространства (помещений здания), которая складывается из суммы баллов двух направлений Конкурса, полученных учреждением по каждому критерию оценки (каждый критерий оценивается от 0 до 5 баллов);
4. Определение победителя Конкурса (I место), призеров Конкурса (II, III место);
5. Передача результатов Конкурса в оргкомитет;
6. Определение победителей в дополнительных номинациях муниципального конкурса среди участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
Предлагаемые условия проведения конкурса.
1. Претендент на участие в Конкурсе предоставляет необходимые документы.
2. Материалы направляются в оргкомитет.
Общеобразовательная организации, победившая на 1-м этапе, на 2-й отборочный тур дополнительно предоставляет буклет модели школы, которая в полном объеме обеспечивает стандарт оформления.
3.Победителем конкурса признается общеобразовательная организация, добившаяся лучших результатов по двум направлениям (благоустройство пришкольной территории, обустройство территории (помещений) образовательного пространства).
Общеобразовательная организация (школа-лидер), признанная победителем на 1-м уровне, принимает участие в зональном отборочном туре на уровне г. Москвы, далее – в областном.
Предлагаем следующие направления и критерии оценки.
– Использование в образовательном процессе (в том числе дополнительном образовании) пришкольной территории (участка).
– Разграничение участка на разнообразные зоны в соответствии с требованиями и их благоустройство.
– Использование конкурсной и проектной деятельности в развитии благоустройства территории.
– Развитие материально-технической базы для проведения работ по благоустройству.
– Создание детских и разновозрастных объединений для проведения работ по благоустройству (кружки, отряды и др.).
– Творческий подход к организации деятельности по благоустройству территорий.
– Проведение социально-значимых акций.
– Привлечение родительской общественности к благоустройству территории общеобразовательного учреждения.
4. Подведение итогов конкурса и награждение победителей.
Основной этап муниципального конкурса необходимо завершить до мая 2018.
При подведении итогов Конкурса могут быть определены призёры в отдельных номинациях.
Кроме того, комиссией определяются победители среди участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
Победителю Конкурса (I место), призерам Конкурса (II – III место), победителям в отдельных номинациях вручаются дипломы и ценные подарки.
Награждение школы-лидера и победителей основного этапа муниципального Конкурса предлагаем провести в рамках празднования Дня весны и труда.

3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности местной Управы по благоустройству территорий района Куркино г. Москвы

В направлении совершенствования деятельности Управы района Куркино по благоустройству территорий считаем целесообразным привлекать в данные программы бизнес-структуры. Несмотря на то, что в районе Куркино при реализации программ благоустройства и озеленения требование участия бизнес-структур формально выполняется, в реальности этот процесс только начинает развиваться, и часто носит условный характер, что не позволяет в полной мере, во-первых, привлечь независимые бизнес-структуры к формированию и реализации стратегий и программ благоустройства и озеленения, во-вторых, использовать научную базу и опыт экспертов.
Разработка такой стратегии благоустройства района, которая учитывает не только один-два сценария, а весь перечень вариантов возможных будущих состояний процессов требует детального согласования огромных объемов зачастую неполной, неопределенной и противоречивой информации, поступающей из разных уровней государственной и рыночной систем управления районом Куркино. Это объясняется отсутствием в районе единых (общих) информационно-аналитических и коммуникационных систем с такими функциональными характеристиками, которые позволяли бы создавать более или менее адекватные математические модели развития сложных культурных, природоохранных процессов.
С нашей точки зрения, необходимо внедрять такие методологические подходы к формированию стратегии благоустройства района Куркино г. Москвы, которые позволят использовать не только качественные экспертные характеристики, но и количественные показатели оценки степени реализации стратегии.
Несмотря на то, что федеральным уровнем управления запущен принципиально важный процесс разработки региональных стратегий развития на длительную перспективу, его методологическое и методическое обеспечение в значительной мере снижает значимость результатов этого процесса и оставляет региональные системы управления с нерешенными проблемами.
На наш взгляд, формирование стратегий благоустройства должно стать поэтапным процессом, включающим разработку схем взаимодействия различных сфер деятельности и такие модели, как:
 имитационная (игровая), которая содержит схемы игрового взаимодействия основных участников социально отношений в сфере благоустройства и озеленения;
 математическая, которая описывает количественные характеристики процессов благоустройства и озеленения, исходя из тех теоретических и экспериментальных (в частности, статистических) данных, которые могут предложить в качестве прогнозов участники игрового взаимодействия;
 информационная, которая описывает структуру баз данных и информационные потоки в моделируемых средах Района Куркино.
Таким образом, на наш взгляд, необходимо сформировать научно- методологическую основу для создания общей методической базы по всему перечню проблем разработки и реализации стратегии благоустройства и озеленения района Куркино г. Москвы.
В научной литературе приводится описание частной методической основы проекта инновационного развития регионов под названием «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России».
Этот проект инициирован в рамках деятельности Экспертного совета по проблемам инновационной политики и развития человеческого потенциала при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, а его концепция получила поддержку на парламентских слушаниях, в Министерстве регионального развития РФ и Ассамблее европейских регионов в Страсбурге в виде документа «О законодательном обеспечении формирования и развития конкурентоспособной экономики РФ» 25 ноября 2005 г.
Данный проект и концепция разработан с целью комплексной реализации механизмов повышения конкурентоспособности регионов (включая муниципальный уровень), развития межрегиональных и международных связей в этой сфере, создания общего информационного пространства и методик оценки и прогнозирования конкурентоспособности и содержат следующие три раздела.
На наш взгляд, одной из главных причин неэффективной реализации этих программ является в том, что формируются федеральные программы, как правило, без учета специфики и динамики внутренней среды Московского мегаполиса, в которую они внедряются и являются типовыми, а также имеют отраслевой, а не системный подход к их разработке и реализации. Важнейшим недостатком этих проектов является то, что они не являются таковыми и не дают даже описание сущности того будущего, которое ими формируется, не дают логику реализации принципов и внедрения категорий будущего, а потому используются всего лишь как одно из ситуативных средств активации несовершенных, но функционирующих механизмов управления. Решение этой проблемы могло бы состоять в одновременном осуществлении целостного комплекса мер в виде проекга, направленного на повышение эффективности развития развитие различных сфер муниципальных районов. В данной работе объектом проекта предлагается сделать благоустройство района.
Этот проект мог бы стать, на наш взгляд, основой для эксперимента по повышению эффективности реализации национальных проектов в сфере благоустройства и озеленения. Результатом реализации является улучшение уровня стратегического планирования, квалификации управленцев и качества системы управления благоустройством.
В направлении совершенствования механизмов управления благоустройства района Куркино г. Москвы предлагаем следующие мероприятия:
системное, научно-методически обоснованное разграничение полномочий по благоустройству;
– передача части функций по предоставлению государственных (муниципальных) услуг на аутсорсинг частным организациям и предприятиям, специализирующимся в соответствующей области;
– расширение практики «эндаументов», то есть инвестиционных фондов, прибыль которых не облагается налогом и, в соответствии с мировой практикой может быть использовано для поддержки благоустройства;
– всемерная поддержка и распространение идеологии реализации бизнесом своей социальной ответственности, в рамках которой предприниматели принимают на себя обязательства проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны для сбалансированного устойчивого развития.
Рассмотрим их более детально.
В управлении благоустройством, самоуправление повышает эффективность всего управленческого процесса, так как основывается на заинтересованности людей и подключению их созидательной деятельности.
При формировании механизма управления благоустройством района Куркино г. Москвы предлагаем интегрировать функциональные блоки с методами и инструментами, ориентируясь на внешние условия и учитывая региональную специфику, в том числе – особенности целей благоустройства.
В рамках реализации политики благоустройства района необходима разработка комплекса мер по удовлетворению потребностей населения региона, что предполагает предоставление обществу услуг различной природы.
Как отмечалось, главной целью политики благоустройства является удовлетворение потребностей населения района Куркино г. Москвы, что предполагает предоставление обществу услуг различной природы.
Услуги предоставляются Управой района Куркино г. Москвы, бизнес-сообществом, общественными организациями и т.д.
Необходимо искать пути повышения доступности услуг а именно удовлетворения потребности граждан в чистых зеленых парках, скверах, детских площадках и т.п для широких слоев населения, в том числе для инвалидов, пенсионеров, подростков и детей, отрабатывать механизмы привлечения средств для развития обслуживающих организаций.
Также считаем целесообразным создать такую систему управления благоустройством, в которой процессы благоустройства будут совместной деятельностью Управы, жителей района и бизнес-структур. Так, жители будут подавать в Управу коллективные проекты развития дворовых и иных территорий, а бизнес-структуры будут содействовать их реализации. Поэтому необходимо создать систему консультационных и документационных услуг, которые позволили бы исключить или ограничить физическое участие заявителей в процессах сбора и предоставления данных, что позволяет обеспечивать прозрачность деятельности Управы при принятии решения о благоустройстве отдельной территории района.
Данный механизм должен предполагать:
– межведомственное и внутриведомственное взаимодействие Управы с уполномоченными организациями;
– организация электронного обмена документами и сведениями о заявителях, обязательным условием чего является создание ведомственных информационных систем в Управе района Куркино.
– создание единых общественных мест приема и обслуживания разных категорий заявителей с возможностью одновременного получения нескольких услуг.
Одним из способов получения гражданами комплекса взаимосвязанных муниципальных услуг, позволяющих исключить их участие в процессах сбора в разных инстанциях различных сведений о себе и иной информации, должны были стать многофункциональные центры, создаваемые муниципальными образованиями.
Многофункциональный центр – это единая организационная структура, сформированная по административно-территориальному принципу, в рамках которой обеспечивается взаимодействие представителей Управы, жителей и бизнес-структур. Создание таких центров является действенным инструментом управления благоустройством, поскольку позволяет рационализировать и синхронизировать предоставление комплекса мер по благоустройству и озеленению.
Особую категорию с превалированием социальной составляющей представляет собой малый бизнес, который в сфере благоустройства может обеспечить:
Создание дизайн-проектов отдельных территорий или объектов благоустройства;
Реализацию работ по благоустройству.
– повышение разнообразия и качества продукции и услуг в сфере благоустройства;
– решение комплекса проблем при проведении проектов благоустройства
– изменение установок населения к предпринимательской деятельности, к соответствующим структурам и к работающим в этой сфере людям, ориентирующимся не на сиюминутное извлечение прибыли любой ценой, а на активное участие в вопросах благоустройства я и развития конкретной территории района Куркино г. Москвы.
Здесь следует отметить, что перечисленные ориентации должны быть стратегическими приоритетами как для Управы, так и для самих предпринимательских структур, а также объектов территориальной рыночной инфраструктуры. Поскольку, если появляется возможность говорить о совпадении части стратегических интересов у субъектов, относящихся к различным сферам общественно полезной деятельности, то, следовательно, можно утверждать о наличии объективной основы для установления отношений партнерства между этими субъектами.
Помимо этого, успешная деятельность малых предпринимательских структур обеспечивает их вклад в решение таких вопросов, как благоустройство и озеленение.
Другим опосредованным каналом влияния малого бизнеса на развитие благоустройства территории являются предприятия и организации, специально создающиеся при участии Управы с целью их ориентации на приоритетное решение социальных проблем данной территории. Созданию подобных структур (как частных, так и находящихся в муниципальной собственности) должен предшествовать анализ факторов территории, выявление присущих ей проблем и нахождение адекватных путей (стратегий) их решения.
Второй путь подразумевает активное участие в формировании и развитии малого бизнеса, ориентированного на развитие территории, района. Например, если на территории района Куркино имеется крупное предприятие, находящееся в кризисной ситуации, то его реструктуризация и сопутствующие преобразования, которые вне зависимости от отраслевой принадлежности предприятия должны отслеживаться и согласовываться с местными органами власти.
В данном случае целесообразна совместная деятельность руководства предприятия и органа местного самоуправления (на договорной или партнерской основе) по стимулированию создания на базе части активов реструктурируемого предприятия группы малых предприятий и организаций, деятельность которых не только обеспечит занятость, но будет полезной и для материнской компании, и для решения тех или иных социально-экономических проблем территории.
Для реализации этой функции может использоваться, в том числе, механизм государственного (регионального) и муниципального заказов.
Важным здесь является то, что ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 94-ФЗ) обязывает заказчиков размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ.
Главной задачей Управы является создание системы взаимодействия между субъектами управления благоустройством (назовем его партнерство), способствующей с одной стороны повышению качества жизни населения (качества услуг в рамках социального развития), а с другой получению всеми субъектами максимального экономического и социального эффекта. Одним из результатов формирования партнерских взаимоотношений является обеспечение организационно-экономического единства субъектов управления в повышении эффективности деятельности, создании необходимых условий формирования и оказания услуг в сфере благоустройства в регионе, что предполагает разработку механизмов взаимовыгодного сотрудничества и кооперации, более глубокой интеграции субъектов управления благоустройством. Реализация партнерских взаимоотношений предполагает, как уже было сказано, формирование императивных и диспозитивных связей между субъектами управления благоустройством и озеленением района Куркино г. Москвы, которые могут осуществляться в следующих формах: делегирование полномочий, сопровождаемое софинасированием, совместное участие в проектах управления благоустройством, оказание помощи различного характера в рамках реализации социальной ответственности, законодательная инициатива, дополняемая общественным контролем. Рассмотрим эти субъектные взаимосвязи подробнее.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование, проведенное в работе строилось в три этапа, каждому из которых соответствует глава работы.
На первом этапе осуществлен анализ понятия благоустройства территорий, особенности развития управления благоустройством для России, регулирование на федеральном и региональном уровнях.
Было определено, что благоустройство территорий муниципального образования представляет собой систему принятия решений, которые, как правило, направленны на социально- экономические, экологические, инженерные и архитектурно-планировочные решения на его территории.
Сфера внешнего благоустройства муниципального образования является одной из жизнеобеспечивающих отраслей муниципального хозяйства, оказывающих непосредственное влияние на качество и уровень жизни населения.
Регулирование благоустройства осуществляется на основании Конституции РФ, Гражданского кодекса, федеральных и региональных законов. Для муниципалитетов разрабатываются правила благоустройства территорий. Важным аспектом в сфере управления благоустройством территорий является контроль.
На втором этапе был проведен анализ деятельности Управы района Куркино г. Москвы в аспекте благоустройства территорий.
Функции Управы района Куркино г. Москвы направлены на обеспечение полного его функционирования, обеспечения его жителей необходимой инфраструктурой.
Одной из функций Управы является благоустройство территорий. Именно данному вопросу было посвящено наше исследование.
Сфера благоустройства не только формирует общее впечатление о муниципальном образовании, но и создает комфортные условия жизни, трудовой деятельности и отдыха населения.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что управление благоустройством реализуется посредством реализации целевых программ и проведению массовых мероприятий по благоустройству и озеленению.
В районе Куркино реализуются целевые программы, направленные на развитие территории населенных пунктов. Планомерно проводятся работы по озеленению, освещению, реконструкции контейнерных площадок для сбора мусора, обустройству дворовых детских и спортивных площадок, а также мест массового отдыха.
Несмотря на ряд мер, проведенных в данном направлении, существует ряд нерешенных проблем, среди которых, прежде всего следует отметить экологическую проблему, требующую мероприятий по озеленению территорий, проблему освещения улиц, ремонта дорог.
На третьем этапе исследования нами были предложены рекомендации по совершенствованию деятельности Управы района Куркино г. Москвы в сфере благоустройства. Перспективным направлением на 2017-2018 год в системе благоустройства территорий района Куркино г. Москвы считаем благоустройство территорий школ и дворов. Предлагаемый способ – усиление взаимодействия ее с другими органами власти в форме создания проектов. Таким проектом может стать проект о сотрудничестве между Министерством образования Московской области и Управой района Куркино в рамках проведения конкурсов по благоустройству школ.
Предлагаем создать и реализовать конкурс на лучший проект обустройства и оформления муниципальной общеобразовательной организации.
В направлении совершенствования деятельности мУправы по благоустройству территорий считаем целесообразным привлекать в данные программы бизнес-структуры.
Был сделан вывод, что необходимо искать пути повышения доступности услуг а именно удовлетворения потребности граждан в чистых зеленых парках, скверах, детских площадках и т.п для широких слоев населения, в том числе для инвалидов, пенсионеров, подростков и детей, отрабатывать механизмы привлечения средств для развития обслуживающих организаций.
Также считаем целесообразным создать такую систему управления благоустройством, в которой процессы благоустройства будут совместной деятельностью Управы, жителей района и бизнес-структур. Так, жители будут подавать в Управу коллективные проекты развития дворовых и иных территорий, а бизнес-структуры будут содействовать их реализации. Поэтому необходимо создать систему консультационных и документационных услуг, которые позволили бы исключить или ограничить физическое участие заявителей в процессах сбора и предоставления данных, что позволяет обеспечивать прозрачность деятельности Управы при принятии решения о благоустройстве отдельной территории района.
Одним из результатов формирования партнерских взаимоотношений является обеспечение организационно-экономического единства субъектов управления в повышении эффективности деятельности, создании необходимых условий формирования и оказания услуг в сфере благоустройства в регионе, что предполагает разработку механизмов взаимовыгодного сотрудничества и кооперации, более глубокой интеграции субъектов управления благоустройством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. от 30.11.1994 г. в ред. от 06.04.2015 г.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Федеральный закон от 6 октября 2003 года
3. Закон Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ (ред. от 14.07.2014) “О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области” (принят постановлением Мособлдумы от 27.10.2004 N 2/114-П)
4. Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ “О благоустройстве в Московской области” (принят постановлением Мособлдумы от 18.12.2014 N 17/110-П)
5. Мищенко В.В, Королева Е.Н. К вопросу определения термина «Благоустройство» в современных условиях // Известия. – 2012.[Электронный ресурс] http://izvestia.asu.ru/2012/2-1/econ/TheNewsOfASU-2012-2-1-econ-12.pdf
6. Владимиров В.В. Управление градостроительством и территориальным развитием.- М. , 2011. – С.58.
7. Николаевская, И.А. Благоустройство территорий / И.А.Николаевская. – М. Академия, 2011. – С.101.
8. Валиахметов А.И., Юнусбаева В.Ф. Проблемы благоустройства в муниципальных образованиях // Экономика и социум. – 2014. – № 2. – С.28.
9. Владимиров, В.В. Управление градостроительством и территориальным развитием / В.В. Владимиров.- М. 2011. – С.60.
10. Юскевич, Н.Н. Озеленение городов России / Н.Н. Юскевич. – М.. : Академия, 2010. – С.78.
11. Осипов П.И., Данаева А.И., Удачин Н.О. Понятие и необходимость взимодействия органов госудрственной власти и бизнеса // Вестник Академии. – 2014. – № 2 . – С.50
12. Денисов, В.Н. Благоустройство жилых территорий / В.Н. Денисов, И.Н. Половцев, Т.В. Евдокимов. 2013. – С.52.
13. Валиахметов А.И., Юнусбаева В.Ф. Проблемы благоустройства в муниципальных образованиях // Экономика и социум. – 2014. – № 2. – С.28.
14. Белокаменский В.В. Городское самоуправление в России / В.В. Белокаменский. – СПб., 2013. – С.91.
15. Далеева A.A. Муниципальный контроль и его сущность // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 8. – С. 56.
16. Инновационное развитие – основа модернизации экономики России : Национальный доклад. – М. : ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. – 168 с.
17. Инновационное социально-ориентированное развитие экономики региона: методологоия и методы исследования: моногр./ под науч.ред. С.В.Кузнецова. ИПРЭ РАН. – СПб.: ГУАП, 2011. -265 с.
18. Колосов В. А. Создание новой предпринимательской среды в Москве // Известия Российской Академии наук. 2008. С. 95-109.
19. Лубашев Е.А. Современные подходы к рассмотрению процессов управления социальным развитием региона // Инновации.2013. – № 9(179) . – С. 75-80.
Рой О. Исследования социально-экономических и политических процессов. – СПб: Питер, 2008. – 187 с.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.