Содержимое

Введение

Актуальность исследования. Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. Затянувшийся инвестиционный кризис затронул практически все регионы страны, в том числе и г. Березники. Однако в данном городе инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности.
В городе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность данного района, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального потенциала. Инвесторы не вкладывают свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными.
Таким образом, тема исследования является актуальной и значимой, так как формирование и реализация инвестиционных программ в г. Березники будет способствовать социально-экономическому его развитию.
Объектом исследования выступает администрация г. Березники.
Предметом исследования являются деятельность администрации по формированию инвестиционной привлекательности территории.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование инвестиционной привлекательности территории и разработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата территории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
– изучить инвестиционную привлекательность территории как фактор ее социально-экономического развития;
– раскрыть основные факторы инвестиционной привлекательности территории страны;
– рассмотреть отечественный и зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности территорий;
– дать общую социально-экономическую характеристику г. Березники;
– проанализировать современное состояние инвестиционной деятельности в г. Березники;
– дать оценку деятельности местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности г. Березники;
– представить алгоритм внедрения предложений по улучшению инвестиционного климата г. Березники;
– провести обоснование социально-экономической эффективности предложенных мероприятий.
Исследованию проблем формирования механизмов инвестиционной привлекательности посвящено множество научных работ отечественных авторов, таких как: Мартынов А.С., Вознесенская Н.Н., Игошин Н.В., Сергеев И.В., Сухаев О., Новиков А.В., Перская В.В., Ларин С.Н., Богомолова Н.В., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Маренков Н.Л. Золоторёв М.А. и т.д.
В процессе подготовки работы использовались следующие методы исследования: системного анализа, графического моделирования, абстрактно-логический, сравнительный и экономико-статистический.
При написании работы была использована информационно-эмпирическая база: законодательные акты и постановления правительства; статистические данные; научная литература; методическая литература.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Теоретические основы инвестиционной привлекательности территорий

1.1. Инвестиционная привлекательность территории как фактор ее социально-экономического развития

1.2. Основные факторы инвестиционной привлекательности территории страны

1.3. Отечественный и зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности территорий

1.1. Инвестиционная привлекательность территории как фактор ее социально-экономического развития

Инвестиционная привлекательность – это не только финансово-экономический показатель, а модель количественных и качественных показателей – оценок внешней среды (политической, экономической, социальной, правовой) и внутреннего позиционирования объекта во внешней среде, качественная оценка его финансово технического потенциала, что позволяет варьировать конечный результат.
Под муниципальной инвестиционной деятельностью следует понимать систему мер и механизм их реализации, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятного инвестиционного климата района.
Муниципальные особенности инвестиционной деятельности обосновывают важную задачу обеспечения новых эффективных условий инвестиционного роста региональной экономики. Необходимо учитывать влияние комплекса факторов развития рынков инвестиционных ресурсов, мотивационных факторов поведения инвесторов, государственной бюджетной и инвестиционной политики. На первое место выходит потребность активизации инвестиционной деятельности района с учетом совокупности инвестиционных интересов всех региональных субъектов и стратегических целей социально-экономического развития [19, с. 48].
Очевидно, что перед экономической наукой встает задача научно обоснованного формирования новых условий повышения инвестиционной активности в районе через совершенствование системы регулирования инвестиционной деятельности, анализ факторов активности инвесторов, разработку мотивационного механизма инвестиционного рынка, целевое увеличение объемов инвестиций с направлением ресурсов в приоритетные направления экономики [9, с. 75].
Степень зрелости муниципальных инвестиционных рынков в Российской Федерации неодинакова. Но в целом, учитывая переходный период, им свойственна следующая общая особенность: в большинстве муниципальных образований такие рынки являются «закрытыми», т.е. инвестиционная деятельность в определенной своей части реализуется в виде встречной торговли субпоставок, «открытое» функционирование муниципального рынка средств производства (через биржевую торговлю, инвестиционные торги и т.п.) не является характерным. Важно отметить, что рынок строительных подрядных работ жестко привязан к системе инвестиционных рынков в регионе, хотя обращает на себя внимание тенденция вторжения на местные инвестиционные рынки иностранных подрядчиков [13, c.38].
Инвестиционную деятельность могут осуществлять как хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в муниципальном образовании местонахождения инвестиционного проекта, так и субъекты других районов, а также зарубежных стран. В процессе прединвестиционной деятельности и в ходе реализации инвестиционных проектов в рамках своей компетенции принимают участие органы исполнительной власти муниципального образования, особенно того района, где находится инвестиционный проект, и, если это требуется, соответствующие исполнительные органы федерального уровня.
При этом цели и функции хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти неодинаковы как по качественным характеристикам, так и во временном режиме их проявления. В связи с этим по каждому из инвестиционных проектов, осуществляемых на территории конкретного муниципального образования в виде муниципальной инвестиции, выражающейся во множественности видов, функций и структурных содержаний, возникает сложная система причинно-следственных связей, которая существует не «сама по себе», а является органической частью деловой активности не только региона, но и страны в целом, а в некоторых случаях соответствующего зарубежного государства или группы стран – места происхождения инвестиций [16, с. 73].
На современном этапе развития реального сектора российской экономики привлечение инвестиций, является необходимым элементом развития производства, повышения уровня жизни населения и глубокого преобразования хозяйственной системы страны.
Инвестиционный процесс необходимо рассматривать с точки зрения системности, так как он обладает всеми признаками: инвестор, объект инвестиционных вложений, связь между объектом и инвестором, и инвестиционная среда. Основным звеном в данном случае выступает связь между объектом и инвестором, которая объединяет все элементы в единое целое [10, c. 41].

Рис. 1. – Схема инвестиционного процесса [10, c. 42]

Рассматривая инвестиционный процесс с точки зрения системного подхода, можно более детально описать данный процесс. Муниципалитеты стремятся более полно использовать свои территории для того, чтобы стать наиболее инвестиционно привлекательными. Следовательно, на сегодняшний момент инвестиционную привлекательность можно считать одним из ключевых моментов развития территорий.
Инвестиционная привлекательность является важным звеном в процессе социально-экономического развития муниципального образования. Развитие инвестиционной деятельности напрямую определяет экономический рост и занятость населения муниципального образования. К основной проблеме в данном вопросе следует отнести отсутствие эффективной системы управления инвестиционной привлекательностью территорий. При построении результативной инвестиционной системы управления необходимо учитывать основные принципы, такие как [35, с. 74]:
– формирование целенаправленных действий на достижение конкретного результата;
– разработка комплексного подхода системы управления;
– разработка перспективного и текущего планирования;
– разработка контрольных мероприятий и т.п.
Наличие эффективной системы управления является основной составной частью инвестиционного процесса в муниципалитете. Снижение инвестиционной привлекательности в муниципальных образованиях связано со снижением развития промышленных предприятий и с оттоком молодежи.
Рассматривая вопрос инвестиционной привлекательности, важно помнить, что результативные показатели в данной области могут быть достигнуты при условии квалифицированных кадров. В муниципальных образованиях эта проблема стоит особо остро, так как большинство молодежи уезжает учиться в более крупные города и там в дальнейшем остается жить и работать. Такая ситуация обязывает административные органы муниципалитетов задуматься о том, как остановить отток молодежи. Одним из способов является создание новых рабочих мест на градообразующих предприятиях. Постоянное социально-экономическое развитие муниципалитета влечет за собой улучшения качества жизни местного населения. В данном развитии должно уделяться внимание таким составляющим [38, с. 42]:
– повышение уровня оказания услуг населению;
– улучшение жилищных условий;
– развитие инфраструктуры;
– улучшение социального климата и т.п.
Такой подход будет положительно сказываться не только на социальном и экономическом развитии муниципалитета, но и будет способствовать снижению уровня оттока молодежи. В процессе рассмотрения инвестиционной привлекательности особого внимания заслуживает инвестиционная активность муниципального образования. Административные органы муниципального образования должны вести постоянную работу в направлении развития инвестиционной активности, как среди руководящих структур градообразующих предприятий, так и среди руководителей малого и среднего бизнеса.
Инвестиционная активность муниципальных образований состоит из ряда показателей, которые напрямую оказывают свое влияние на развитие инвестиционной привлекательности. При рассмотрении инвестиционной привлекательности муниципалитетов особое внимание следует уделять инвестиционной политике. Инвестиционную политику в муниципалитетах следует рассматривать, как целенаправленную и, в тоже время, научно обоснованную деятельность местных властей. В ее основе должны лежать привлечение и максимальное использование всех имеющихся на территории инвестиционных ресурсов. Такой подход к формированию инвестиционной политики позволит не только обеспечить рост качества жизни местного населения, но и положительно скажется на социально-экономическом развитии муниципального образования в целом [32, c. 5].
При развитии инвестиционной деятельности в муниципалитетах важными составляющими являются: инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Рассматривая вопрос инвестиционной привлекательности, особое внимание необходимо уделять факторам, которые определяют инвестиционный климат (экономические, природные, инфраструктурные, демографические, ресурсные составляющие).
Существуют инвестиционный потенциал и известная степень инвестиционного риска; они формируют инвестиционную привлекательность региона. Инвестиционная привлекательность региона определяет инвестиционную активность. Инвестиционный климат определяется инвестиционной активностью и инвестиционной привлекательностью
Сегодня муниципалитетам не приходится надеется на всестороннюю финансовую поддержку инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета. При этом бюджетная ситуация самих муниципалитетов тоже остается напряженной. В такой ситуации может помочь опыт регионов, которые активно инвестируют денежные средства в развитие своих территорий. Затрагивая проблему зарубежного иностранного инвестирования, отметим, что приток иностранных инвестиционных вложений в региональную экономику очень мал. Такая ситуация обусловлена следующими причинами:
– несовершенство экономического законодательства;
– высокий уровень налогообложения;
– высокий политический риск.
Эти и другие причины являются препятствием для иностранных инвесторов.
Рассматривая инвестиционную привлекательность муниципального образования (рис. 2), особое внимание следует уделять таким показателям, как:
– инвестиционный потенциал муниципального образования;
– факторы инвестиционного риска в муниципальном образовании.

Рис. 2. – Инвестиционный климат муниципального образования [17, с. 45]

В муниципальных образованиях инвестиции могут поступать из таких источников, как:
– поступление инвестиционных вложений как из частных, так и из общественных источников;
– инвестиции муниципальной собственности;
– инвестиции немуниципальной собственности.
Из представленной на рисунке схемы мы можем сказать, что инвестиционная привлекательность напрямую зависит от показателей названных выше, так как степень реализации инвестиционной привлекательности муниципального образования складывается из отношения инвестиционной активности муниципалитета к его инвестиционной привлекательности, которая включает инвестиционный потенциал и факторы инвестиционного риска [21, c. 11].
Таким образом, активность инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов города (территории), можно сгруппировать следующим образом:
1. Территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат города):
– экономические;
– политические;
– законодательные;
– природоохранные;
– инфраструктурные;
– природно-климатические;
– ресурсные;
– демографические.
2. Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования):
– финансовые показатели;
– производственно-технологические;
– инфраструктурные;
– входящие ресурсы;
– состояние менеджмента, маркетинга.
Для определения уровня (индекса) инвестиционного климата территории выделяются наиболее важные факторы на момент определения данного показателя.

Iинв. климат = Iинв. потен./Iинв. риска (1)

где I инв потен – индекс инвестиционного потенциала;
I инв риска – индекс инвестиционного риска.

Высокий индекс инвестиционного климата получают город или территория, имеющие стабильную политическую, законодательную, природоохранную ситуацию, высокий уровень экономических, инфраструктурных, демографических, природно-климатических показателей в сочетании с ресурсной обеспеченностью.
Для привлечения инвестиций в городскую экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента – активизация инвестиционного процесса в городе и повышение его эффективности. Следовательно, в муниципальном образовании необходимо проводить определенную инвестиционную политику.
В целом, инвестиционная деятельность по конкретному проекту муниципальных инвестиций может выходить далеко за рубежи территории региона, не переставая при этом быть региональной.

1.2. Основные факторы инвестиционной привлекательности территории страны

Факторами инвестиционной привлекательности территорий являются в основном определенные макроэкономические показатели развитости страны в целом, зависящие от развития производства, уровня развития технологий, уровня жизни и многих других, связанных между собой параметров, объединяя которые можно составить цельную картину инвестиционной привлекательности той или иной страны или региона. От уровня развития и состояния этих факторов зависит практически вся жизнь экономики любой страны. Сейчас им уделяется огромное внимание, но улучшение их показателей является долгосрочным и достаточно сложным заданием [22, c. 15].
1. Фактор риска.
При выборе направления инвестиций перед любым участником экономических отношений стоит задача определения не только выгодных отраслей, но и наименее рискованных. Для этого инвестор может использовать как распространенные методы оценки рисков, так и разрабатываемые модели прогноза экономического развития страны в целом. Представляется целесообразным наряду с привычными методами использовать нестандартные и менее формализованные средства анализа. При этом необходимо учитывать большое количество параметров: статистические данные по экономике и отраслям за длительный период; наличие и качество нормативно-правовой базы, регулирующей экономические отношения; положение иностранного капитала; макроэкономические показатели состояния регионов; ситуация в мировой экономике; внутри- и внешнеполитическая обстановка; социальный, этнический, религиозный состав общества и пр.
Вместе с тем следует отметить недостаточную разработанность вопроса об использовании не формализуемых показателей для анализа и управления рисками. Одна из причин этой ситуации заключается в недостатке информации о регионах, об их экономическом положении, нехватке систематизированной информации о социальных, демографических и прочих процессах, протекающих в регионах России. С другой стороны отсутствуют модели анализа и управления рисками, возникающими на уровне регионов России. Поэтому одной из проблем, возникающей как на федеральном и местном уровнях, так и у частных компаний, планирующих выходить на региональные рынки, является разработка собственных моделей и методов анализа и управления рисками.
Подобные модели призваны решать следующие задачи [24, c. 88]:
• определение факторов риска;
• выбор ограничений и методов оценки;
• количественная и качественная оценка рисков;
• рекомендации по принятию решений об использовании складывающихся рисковых ситуаций;
• рекомендации по инвестированию;
• рекомендации по применению методов управления рисками;
• контроль хода инвестиционных процессов.
Точность данных моделей можно проверять при определении точек экстремумов – точек вхождения в инвестиционный проект, выхода из него; точек безубыточности, прибыльности, сроков окупаемости и пр. Это необходимо на начальном этапе для внесения отдельных корректировок в модели. На основе этого можно сделать частичные выводы о степени эффективности тех или иных методов и моделей анализа и управления рисками [12, c. 17].
В данном случае идет речь об определении ограничений, накладываемых на инвестиционные процессы в российских регионах. Можно сформулировать следующие ограничения и особенности обеспечения безопасности инвестиций.
Во-первых, целесообразнее вложение средств в проекты, находящиеся под контролем инвестора. Необходимо обладать не только общепринятыми в мировой практике экономическими механизмами контроля над ходом проекта, но и располагать рычагами воздействия политического и непрямого экономического характера. То есть надежнее осуществлять инвестиции в собственные и аффилированные структуры.
Во-вторых, требуется объективно оценивать значение той или иной отрасли в экономике страны с учетом утвержденных или рассматриваемых программ развития и государственной поддержки. Это связано с тем, что в ситуации искажения принципа конкуренции в большинстве отраслей экономики России одним из определяющих факторов развития является позиция органов государственной власти [23, c. 95].
В-третьих, большую роль играет фактор политических рисков внешнего и внутреннего характера, создающий настрой неопределенности у инвесторов в выборе момента и объектов инвестиций. Поэтому, как уже сложилось, вложение средств благоразумнее осуществлять в периоды между выборами и другими значительными внешне- и внутриполитическими событиями.
В-четвертых, большинство специалистов не принимают во внимание тот факт, что российская экономика обладает многими специфическими чертами, связанными с ее ролью в мировом разделении труда и специализации производства. И эти особенности дают основание предполагать, что те отрасли, которые представляются перспективными с точки зрения закономерностей развития экономики других стран, отнюдь не являются наиболее выгодными для вложения.
В-пятых, очень низкая производительность труда на российских предприятиях позволяет говорить о необходимости резкого изменения менеджмента, корпоративной культуры. Тем самым перед инвестором встает задача реформирования системы управления на предприятиях, при этом необходимо учитывать этнокультурный фактор при размещении средств.
Итак, можно сделать следующие выводы об ограничениях, накладываемых на инвестиционные процессы и направленных на минимизацию рисков.
Инвестору целесообразнее вкладывать средства в проекты, находящиеся у него в собственности; в регионы, где он располагает экономическими и политическими рычагами воздействия; в отрасли, недооцененные другими участниками рынка. При вложении средств он должен учитывать необходимость кардинальной перестройки системы менеджмента и формирования собственных управленческого аппарата и корпоративной культуры [27, c. 99].
2. Уровень экономического роста.
Этот фактор является своеобразным индикатором для потенциального инвестора состояния экономики страны, в которую он потенциально может вложить свой капитал. Показателем же данного фактора является коэффициент прироста уровня валового регионального продукта на определенном временном промежутке (обычно инвестор просматривает сравнительно небольшие временные промежутки, но не стоит забывать, что они зависят от того, какое время инвестор будет ожидать отдачи от собственных вложений).
3. Политическая стабильность.
Этот очень важный фактор может легко объяснить причины инвестиционного кризиса в некоторых развивающихся странах, например в России. Как известно от различных политических маневров зависит многое и в экономике, поэтому, когда происходят жесткие и непредсказуемые перемены в политической жизни страны ее рынок, а возможно, что и рынки соседних государств реагируют незамедлительно, и в подавляющем большинстве случаев – обвалом. Как самый яркий, не требующий комментариев пример можно привести кризис 1998 года в России, а также многие другие: неожиданный уход Ельцина в 2000, различные острые заявления политиков и т.д. В таких условиях невозможно привлечь большие объемы иностранного капитала, что объясняется элементарным неоправданным риском для инвесторов, который к тому же абсолютно безвозмезден.
4. Размеры рынка.
Этот параметр определяет размеры потенциального спроса, поэтому имеет очень важное значение в оценке инвестиционной привлекательности той или иной страны. Размер рынка определяется, опираясь на многие факторы и показатели, такие как например: количество населения (или потенциальных потребителей), конъюнктура спроса, величина спроса на аналоги проектируемого товара или же прогнозный спрос и другие. Объем и целесообразность инвестиций в целом во многом зависят от этого фактора.
5. Зависимость от иностранной помощи [33, c. 68].
Вполне обоснованный интерес инвесторов к этой проблеме объясняется тем, что в зависимые страны сложнее инвестировать, если инвестор сам не является представителем одной из стран – помощников. Также зависимость других стран свидетельствует о несвободной экономике, неспособности к самостоятельным реформам, развитию, торможению на пути к процветанию и др. Таким образом,
глубокая зависимость страны от других встает на пути свободного капитала, и как следствие, на пути развития отечественной экономики.
6. Размеры внешнего долга.
Очень важный показатель для любого крупного инвестора это, конечно же, размеры внешнего долга страны. Большой размер внешнего долга вкупе со слабой экономикой и зависимостью от других стран вряд ли привлечет крупные, а главное долгосрочные инвестиции в страну. Слишком высокий риск одномоментного обрушения экономики такой страны позволит делать лишь краткосрочные, точечные вливания в определенные, прибыльные сектора экономики, но за развитие больших, мощных отраслей возьмется далеко не каждый.
7. Конвертируемость валюты.
Данный фактор опять же показывает фактический уровень развития страны. Свободно конвертируемая валюта – это естественно большое преимущество в условиях выбора инвестором того или иного полигона для своих действий. Объясняется это в основном свободой внешней конвертируемости валюты, а также возможностью репатриации прибыли.
8. Сила валюты
Под этим понятием подразумевается инфляционная стабильность валюты (относительно корзины ведущих валют мира – SDR «9»). И также как и предыдущие факторы, этот является показателем развития экономики отдельно взятой страны. Слабая валюта требует постоянного контроля и также является одним из сильнейших факторов риска.
9. Уровень внутренних накоплений.
Этот показатель характеризует возможные колебания уровня ВВП. Разница между ВВП и потреблением, оптимально 24% от ВВП, дает 4-5% роста ВВП в год, соответственно намечая определенный рост экономики и некую экономическую стабильность [40].
10. Уровень развития инфраструктуры.
Последний из рассматриваемых факторов имеет более практическое значение, но так же рассматривается и аналитически во время предварительных инвесторских оценок. К нему относятся: уровень обеспеченности транспортными артериями (автодорогами, железными дорогами, авиалиниями), электроэнергией, средствами коммуникаций и другими необходимыми каналами связи. Очень важным параметром этого фактора привлекательности стоит отметить равномерность распределения перечисленных выше показателей.

1.3. Отечественный и зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности территорий

Рассмотрев факторы, влияющие на формирование благоприятного инвестиционного климата территории, нельзя не отметить, что, прежде всего, необходимо целостное представление государства с точки зрения инвестиционной привлекательности на мировой арене. Стратегия продвижения инвестиционного имиджа имеет большое значение для привлечения прямых иностранных инвестиций.
Исследования, опирающиеся на опыт 50 промышленно развитых и развивающихся стран, показали, что маркетинговые расходы на поощрение инвестиций способствуют росту прямых иностранных инвестиций. Был сделан вывод, что каждый доллар, потраченный на продвижение инвестиционного имиджа, мог создать чистую приведенную (дисконтированную) стоимость в 4 доллара [39].
Исследование работы отдельных инвестиционных агентств выявило, что наиболее эффективным являются инвестиции, четко ориентированные на те или иные сектора, в совокупности с активной маркетинговой стратегией, разработанной под конкретных потенциальных клиентов данной страны [39].
В составе основных направлений государственной политики, ориентированной, в том числе, на улучшение инвестиционного климата, заслуживают внимания следующие [11, c. 58]:
– поддержка инновационной и исследовательской активности, первоклассных исследовательских центров в сфере информационных технологий;
– создание технопарков и инновационных кластеров;
– формирование инфраструктурных и финансовых условий, благоприятных для иностранных инвесторов. В их числе: предоставление им земельных участков для строительства промышленных помещений, грантов на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки, капитальных субсидий для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудования, предоставление капитальных субсидий, налоговых льгот;
– формирование института государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры инвестиционного процесса. Так, для удовлетворения запросов ведущих компаний в сфере информационных технологий реализуются проекты по расширению и модернизации сетей для передачи информации, которые предполагают: модернизацию локальных внутренних сетей с переходом на усовершенствованные телефонные линии и беспроводные методы соединения; модернизацию в более отдаленной перспективе линий международной связи с использованием оптоволоконных соединений.
Стратегия продвижения инвестиционной привлекательности имеет большое значение для привлечения прямых иностранных инвестиций. В этой связи особенно интересен зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности территорий.
В оценке опыта США следует обратить внимание на ряд важных положений [14, c. 86]:
1) создание благоприятной инвестиционной привлекательности определяется как одно из ключевых направлений деятельности территориальных органов власти. Особое внимание уделяется экономико-организационному обеспечению притока иностранных инвестиций. В настоящее время на уровне местных органов власти действуют около 10 тыс. программ стимулирования экономического развития, предусматривающих широкие нефинансовые льготы для иностранных инвесторов. В рамках деятельности по стимулированию экономического развития местные органы власти 25 штатов создали около 1500 так называемых предпринимательских зон, в которых иностранные инвесторы пользуются широкими льготами. Всё множество методов, используемых правительствами штатов с целью создания благоприятного инвестиционного климата, можно условно разделить на группы:
– прямые финансовые стимулы (предоставление ссуд, грантов, займов и кредитов правительствами штата);
– фискальные меры (введение различных налогов на предпринимательскую деятельность);
– льготы по налогообложению и специальные методы (налоговые изъятия, скидки, а также налоговые кредиты).
2) использование комплексного подхода, ориентированного на взаимосвязанные изменения разных групп условий инвестиционной деятельности (институциональных, финансовых, инфраструктурных). Его реализация сопряжена в первую очередь с апробацией механизма государственно-частного партнерства, позволяющего улучшать инвестиционной климат посредством [16, c. 94]:
– создания структурных элементов новой экономики на основе интеграции предпринимательских организаций реального и финансового секторов экономики, с одной стороны, и исследовательских структур высшей школы, с другой;
– объединением финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления, прежде всего на развитие инновационного компонента территорий.
В Ирландии сформулирована активная политика, направленная на развитие конкретных отраслей промышленности. В настоящее время более двух третей всей промышленной продукции Ирландии производится иностранными фирмами, а иностранные инвестиции позволили в последние годы добиться высоких темпов экономического роста.
В Шотландии улучшение инвестиционного климата связывается с развитием процессов кластеризации экономического пространства. Создание интегрированных предприятий и подготовка для них специалистов осуществляются через создание сетей местных компаний (the Local Enterprise Companies – LECs), которые координируют формирование экономической инфраструктуры территории, включая административную, бухгалтерскую помощь, услуги по предоставлению недвижимости, маркетинг, разработке инвестиционных программ, защите земель.
В Индии государственные органы, прежде всего Министерство торговли и промышленности и Министерство иностранных дел, оказывают активную поддержку объединениям промышленников и предпринимателей Индии в осуществлении деятельности по продвижению национального и региональных брэндов, а также формированию благоприятного образа страны за рубежом [25, c. 42].

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности территории (на примере г. Березники)

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Общая социально-экономическая характеристика г. Березники

2.2. Современное состояние инвестиционной деятельности в г. Березники

2.3. Оценка деятельности местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности г. Березники

.1. Общая социально-экономическая характеристика г. Березники

Березники – второй по величине город Пермского края, крупный промышленный центр, имеет статус городского округа.
Площадь города 431,1 км². Город расположен на обоих берегах реки Камы (основная часть — на левом). Расстояние до Перми по железной дороге 278 км, по воде — 208 км, по региональной трассе Пермь-Березники 180 км. В 1981 году город был соединён мостом с городом Усолье.
Первые русские поселения на территории города возникли в XVI—XVII веках на базе соляных промыслов. Впервые в 1570 году упоминается селение Зырянка. В 1579 году основано Абрамово — первое русское поселение на территории современного города, в этом же году впервые упоминается починок Бурундуков (Сёмино). В 1670 возникает поселение, а позже горный город Дедюхин. В XVII веке вблизи солеварен формируется ряд поселений — Лёнва, Березники, Веретье и др.
Причиной возникновения города послужило также уникальное (одно из богатейших в мире) Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей. Непосредственно на территории города находятся Березниковский и Дурыманский участки месторождения с балансовыми запасами калийных солей 2,4 млрд тонн.
20 марта 1932 года состоялось заседание президиума ВЦИК РСФСР, где документально было закреплено создание нового города (протокол № 10). Слушали проект постановления президиума ВЦИК «Об объединении г. Усолья с рабочими посёлками: Веретия, Дедюхин, Лёнва, Усть-Зырянка и Чуртан Березниковского района Уральской области в один город Березники с расширением его городской черты».
В структуре экономики Пермского края удельный вес основных социально – экономических показателей города составил в 2015 году:
– численность населения – 5,65%;
– численность работающих на крупных и средних предприятиях – 8,21%;
– объем отгрузки – 15,97%;
– объем инвестиций в основной капитал – 9,18%;
– оборот общественного питания – 6,04%;
– оборот розничной торговли – 4,93%;
– объем платных услуг – 1,55%.

Рис. 3. – Динамика основных социально – экономических показателей города Березники в 2015 г., %

На территории города Березники осуществляют хозяйственную деятельность 2559 предприятий и организаций, 2728 индивидуальных предпринимателей.
Березники – один из 12 крупнейших центров сосредоточенного строительства Урала с исходным объёмом выполняемых работ около 100 млн руб. (в ценах 1989 года). Крупнейшая строительная организация – трест «Березникихимстрой».
Промышленные предприятия и объекты производственной инфраструктуры образуют три промышленные зоны:
– западную (БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий», ОАО «Азот», ОАО «Березниковский содовый завод» и др.);
– северную (филиал «АВИСМА» ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» и др.);
– северо-восточную (БКПРУ-4 ПАО «Уралкалий»).
Березники отличаются чрезмерной концентрацией промышленного потенциала и особенно тяжёлой промышленности, её базовых отраслей. В экономике города сосредоточено 13,8 % промышленно-производственных основных фондов области. На предприятия химического комплекса приходится 87,3 % основных фондов и 79,2 % промышленной продукции Березников, на топливно-энергетический соответственно 8,2 % и 8,8 %, тогда как комплекс по производству товаров народного потребления объединяет 1 % фондов и производит 6,7 % промышленной продукции. Слабо развито машиностроение (1,2 % фондов и промышленной продукции города).
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по крупным и средним предприятиям в действующих ценах за 2015 год, составил 236849 млн руб.
На развитие экономики и социальной сферы организациями города за счет всех источников финансирования использовано 16608 млн руб.
Среднемесячная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства составила 33,9 тыс.руб.
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях (за период январь-декабрь 2015 года) составила 50986 чел. Вследствие модернизации производства на крупных предприятиях города происходит оптимизация численности работающих.
Оборот розничной торговли в городе Березники за 2015 год по всем каналам реализации составил 24008 млн руб., оборот общественного питания 1393 млн руб., объем платных услуг населению (без досчета) по крупным и средним организациям 1983 млн руб.
По состоянию на 01.01.2016 года предварительная численность населения города составила 146627человек.
Число родившихся детей за 2015 год 1864 новорожденных, число умерших граждан 2307 чел. За счет естественных процессов убыль населения составила 443 человека.
Миграционный отток населения, за период 2015 года «отрицательный» и составил 1324 человека, число прибывших 1748 человек, число выбывших 3072 человек.
Город является крупным транспортным узлом области: через город проходит железнодорожная ветвь Чусовская—Соликамск, автомобильная дорога «Пермь—Соликамск», имеется речной порт на левом берегу Камского водохранилища.
До 2001 года работал аэропорт «Березники», который обеспечивал город авиасообщением с другими районами региона, а также выполнял регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург и другие города России. Сейчас рассматривается возможность возобновления регулярных пассажирских рейсов из аэропорта, а также возможность принимать бизнес-авиацию.
С 15 мая 2010 года автобусные и троллейбусные маршруты объединены в единую маршрутную сеть с единой нумерацией. В связи с чем и изменилась их нумерация и маршрут следования. Введены новые маршруты. Более точная информация о маршрутах в разделах «Автобусное движение» и «Троллейбусное движение».
С 2008 года город Березники является членом Евразийского регионального отделения всемирной организации «Объединённые города и местные власти» (Евроазиатское региональное отделение ОГМВ). Созданная в 2004 году при поддержке ООН всемирная организация «Объединённые города и местные власти» (ВО ОГМВ) объединяет более 1000 городов и ассоциаций мира из 136 стран. Евразийское региональное отделение включает в себя 109 городов и ассоциаций местных властей стран СНГ и Монголии. Штаб квартира Евразийского отделения базируется в г. Казани.
Для города характерна развитая социальная инфраструктура. Жилой фонд составляет 300,8 тыс. м² общей площади, в том числе 94,8 %, составляет обобществлённый фонд. Уровень благоустройства обобществлённого и кооперативного жилищного фонда (доля оборудованной жилой площади, в %): водопроводом 99,4; канализацией 99,4; центральным отоплением 99,5; ванной или душем 96,3; газом 94,0; горячим водоснабжением 99,2. 83 % горожан имеют отдельные квартиры, 8,5 % живут в коммунальных квартирах, 4,8 % проживают в общежитиях, 3,6 % занимают собственный дом.
Березники — второй по величине научный центр в Пермском крае. Научные организации города располагают (1991 г.) основными средствами научной деятельности на 7,8 млн руб., в том числе 2,1 млн руб. — машины и оборудование (в ценах 1989 г.), в организациях трудится около восьмисот сотрудников (в том числе 309 имеют высшее образование, 35 из них — кандидаты наук).
Основные научные учреждения: Российский институт титана и магния (200 сотрудников, в том числе 23 кандидата наук, 2,9 млн руб. основных средств, научные подразделения ПО «Сода» (28 сотрудников), ПО «Азот» (22 сотрудника, в том числе 1 кандидат наук).

2.2. Современное состояние инвестиционной деятельности в г. Березники

Ведущими промышленными предприятиями города Березники являются:
– ПАО «Уралкалий»;
– «АВИСМА» филиал ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»;
– Филиал ПАО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Березники;
– АО «Березниковский содовый завод»;
– ООО «Сода-хлорат».
Динамика производства основных видов продукции представлена в таблице 1.
Таблица 1
Производство основных видов продукции в городе Березники в 2013-2015 гг.
Вид продукции 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Карналлит обогащенный, тонн 47 733,0 179 846,0 322 075,0
Сода кальцинированная 100 %, тыс. тонн 426,4 515,1 530,4
Калий едкий, тыс. тонн 12,1 17,1 21,9
Удобрения минеральные (100 % питательных веществ), тыс. тонн 3 780,8 5 939 6 205,1

ПАО «Уралкалий» является крупнейшим предприятием по производству химических удобрений не только в Пермском крае и России, но и в мире. Компания является мировым лидером по производству хлористого калия. Ее доля на рынке составляет около 20% мировых поставок калийных удобрений.
В 2013 году наблюдался значительный рост объемов отгрузки (231,2% по отношению к 2012 году). Динамика объемов отгрузки и инвестиций предприятия представлена на рисунке 12.
В ближайшем будущем ПАО «Уралкалий» планирует запуск крупных инвестиционных проектов: расширение СКРУ-3, увеличение нагрузок производства хлористого калия, строительство нового рудника на Усть-Яйве, строительство горно-обогатительного комбината.
Ключевыми потребителями продукции предприятия являются Россия, Бразилия, Индия, Китай, США, страны Европы, Юго-Восточная Азия.

Рис. 4. – Объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами и инвестиций в основной капитал ПАО «Уралкалий» в 2011-2015 гг.

«АВИСМА» филиал ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» («АВИСМА») – химико-металлургическое предприятие, занимающееся производством титана губчатого. Титан губчатый, произведенный в «АВИСМА», служит сырьем для производства титановых изделий ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА».
Продукция Корпорации поставляется на внутренний рынок, а также экспортируется: в 2015 году экспорт составил 58% всех продаж. Поставки титановой продукции осуществляются в США (21%), страны Европы (24%), страны Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии (3%), страны Северной и Южной Америки (без США, 3%). Объемы отгрузки и инвестиций в основной капитал «АВИСМА» представлены на рисунке 5.

Рис. 5. – Объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами и инвестиций в основной капитал «АВИСМА» в 2013-2015 гг.

Ближайшими крупными инвестиционными проектами филиала станут: увеличение производства губчатого титана (2017 г.), техническое перевооружение отделения электролиза хлористого магния (2017 г.).
Филиал АО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Березники – один их крупнейших российских производителей аммиака и азотных удобрений на его основе. На сегодняшний день предприятие остается единственным в стране производителем высших алифатических аминов, калиевой и натриевой селитры, кристаллического нитрита натрия. Предприятие реализует долгосрочную инвестиционную программу, которая подразумевает ввод новых и модернизацию действующих производственных мощностей.
АО «Березниковский содовый завод» (ОАО «БСЗ») занимает 3-е место в России по выпуску кальцинированной соды. Основным рынком сбыта продукции АО «БСЗ» является внутренний рынок России. Кроме того осуществляются поставки в страны СНГ (Казахстан, Белоруссия).
Динамика объемов отгрузки и инвестиций предприятия представлена на рисунке 6.

Рис. 6. – Объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами и инвестиций в основной капитал АО «БСЗ» в 2013-2015 гг.

Объемы отгрузки АО «БСЗ» за анализируемый период существенно выросли. С 2013 по 2015 год рост составил 60%, но в 2015 году замедлился. Стабильно увеличивался объем инвестиций в основной капитал.
В 2017 году на заводе планируется осуществление крупных инвестиционных проектов: повышение мощности действующего производства до 600 тыс. тонн, строительство собственного рассолопромысла, строительство ТЭС.
ООО «Сода-хлорат», крупное предприятие химической отрасли, обеспечивает выпуск таких продуктов, как гидрат окиси калия, хлорат калия, метасиликат натрия пятиводного и других.
Динамика объемов отгрузки и инвестиций предприятия представлена на рисунке 7.
Объемы отгрузки ООО «Сода-хлорат» за период с 2013 года выросли на 20,9%. К 2015 году также вырос объем инвестиций в основной капитал. Предприятие планирует осуществить реконструкцию производственных площадей, а также создание новых площадок для организации производства хлора и калия едкого чешуированного, карбоната кальция и хлористого кальция жидкого.

Рис. 7. – Объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами и инвестиций в основной капитал ООО «Сода-хлорат» в 2013-2015 гг.

На территории города наблюдается высокая инвестиционная активность (рисунок 8).

Рис. 8. – Бостонская матрица по показателю объема инвестиций в основной капитал по территориям сравнения
По результатам сравнения город Березники отнесен к развитым территориям со значительным объемом инвестиций в основной капитал, но относительно низким темпом их роста. Рост объема инвестиций практически в полном объеме обеспечивается за счет крупнейших предприятий города. Привлечению внешних инвесторов может способствовать реализация организационных мероприятий, направленных на определение и учет потенциальных инвестиционных площадок на территории города, формирование инвестиционного паспорта города.
Значительным инвестиционным потенциалом для развития бизнеса обладают мероприятия, связанные с новым строительством. ООО «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат» до 2018 году планирует осуществить строительство жилого микрорайона «ЕвроХим» в восточной части города с общим объемом инвестиций в 2,6 млрд руб. Развитие инфраструктуры и строительство в правобережной части города также даст существенный стимул к развитию бизнеса, обеспечивающего потребности жителей, в том числе в сферах торговли и бытовых услуг.
Еще одним важнейшим инвестиционным проектом, закладывающим значительный потенциал для развития экономики города, является строительство Новоберезниковской ТЭЦ, обеспечивающей увеличение суммарной мощности вырабатываемой в городе электроэнергии за счет более современной технологии выработки.
Динамика объема инвестиций в основной капитал, в том числе за счет средств муниципального бюджета, свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате, сложившемся в городе Березники.

2.3. Оценка деятельности местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности г. Березники

Данный анализ начнем с рассмотрения организационного управления в г. Березники.
Администрация города Березники – исполнительно-распорядительный орган города, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами субъекта.
В Уставе города в ст. 48 гл. 5 «Органы и должностные лица местного самоуправления» прописана структура администрации города. В нем указано, что Администрация города обладает правами юридического лица, образуется для осуществления управленческих функций, действует на основании общих для организации принципов местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Структура Администрации г. Березники представлена на рис. 9.
Первый заместитель главы администрации осуществляет руководство деятельностью администрации города в период временного отсутствия главы города. Осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью управлений городского хозяйства и благоустройства, архитектуры и градостроительства администрации г. Березники. Курирует деятельность МУП «Автотранспортное предприятие № 2 г. Березники», МУ «Служба благоустройства г. Березники», МКУП «Полигон твердых бытовых отходов г. Березники», МУП «ЖПЭТ г. Березники», МКУП «Ритуал г. Березники», ОАО «Комфорт», МУП «Водоканал г. Березники», МУ «Управление капитального строительства г. Березники».

Глава г. Березники

Первый заместитель главы администрации

Управление благоустройства

Управление городского хозяйства

Заместитель главы администрации

Отдел аналитики и безопасности

Управление имущественных и земельных отношений

Управление архитектуры и градостроительства

Заместитель главы администрации

Финансовое управление

Планово-аналитическое управление

Отдел информационных технологий

Контрольно-ревизионное управление

Заместитель главы администрации

Комитет по вопросам образования

Комитет по физической культуре, спорту

Управление культуры и молодёжной политики

Отдел по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Березники

Заместитель главы администрации

Управление по вопросам потребительского рынка и развитию предпринимательства

Отдел по охране окружающей среды и природопользованию

Управление по связям с общественностью и вопросам внутренней политики

Управление правовой экспертизы

Департамент инновационного развития

Управление делами:

Отдел ЗАГС

Рис. 9. – Структура Администрации г. Березники

Также в городе Березники существует Департамент инновационного развития. Он создан для развития инновационной активности города, формирования и координации управления проектами технологической и опытно-конструкторской направленности; организации взаимодействия с ведущими высокотехнологичными предприятиями страны и региона.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Разработка предложений по повышению инвестиционной привлекательности г. Березники

3.1. Алгоритм внедрения предложений по улучшению инвестиционного климата г. Березники

3.2. Обоснование социально-экономической эффективности предложенных мероприятий

3.1. Алгоритм внедрения предложений по улучшению инвестиционного климата г. Березники

Основным принципом инвестирования для муниципального образования является повышение комплексности и конкурентоспособности муниципалитета.
Для этого необходимо создать условия для создания благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании, так как это одно из наиболее приоритетных направлений деятельности местных властей. Местная власть привлекает к этой деятельности местное сообщество и бизнес элиту, тем самым, осуществляя комплекс мер по наращиванию инвестиционного потенциала и минимизации инвестиционных рисков.
Основные мероприятия, которые должны проводиться в г. Березники для улучшения инвестиционного климата:
1. Улучшение делового климата:
 разработка местных правовых актов о поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципального образования;
 разработка системы взаимоотношений инвестора с местной властью по принципу “одного окна” с целью оказания реального содействия бизнесу;
 стимулирование практики заключения договоров о намерениях, соглашений, договоров между участниками инвестиционной деятельности;
 доступность квалифицированной рабочей силы с высоким уровнем трудовой этики;
 ответственный подход к решению проблем, связанных с состоянием окружающей среды;
 доступность недвижимости на правах аренды и купли-продажи;
 доступ к финансированию.
2. Инфраструктура:
 дальнейшее улучшение, модернизация и поддержание в должном порядке дорог, коммуникаций, систем общественного транспорта;
 дальнейшее благоустройство муниципального образования;
 реконструкция инженерных сетей;
 укрепление спортивной базы, поддержка спортивных клубов;
 создание сети парков, скверов и мест отдыха, в том числе обустройство внутренних водоемов.
3. Формирование благоприятного социального климата:
– рационализация систем социальной поддержки;
– проведение качественного мониторинга социального обслуживания;
– переход к оказанию адресной социальной помощи;
– развитие партнерских отношений между государственным и некоммерческим секторами в области гражданских инициатив;
– создание системы жилищного кредитования, в т. ч. в форме ипотеки;
– реформирование системы жилищно-коммунального обслуживания;
– развитие сети образовательных учреждений с широкой профессиональной подготовкой;
– развитие мероприятий, направленных на улучшение системы здравоохранения.
4. Поддержка фирм и индивидуальных предпринимателей:
 информационная поддержка путем предоставления информации о местной экономике и социальной сфере, чтобы решить, возможно, ли осуществление бизнес планов;
 помощь бизнесу в приобретении или аренде недвижимости: помощь в отыскании подходящих объектов недвижимости или зданий; составление и обновление списков местных адвокатов и нотариусов, имеющих опыт и навыки оформления сделок с недвижимостью; использование общественной распродажи земли с аукционов и тендеров; использование долгосрочных арендных договоров;
 привлечение фирм-инвесторов; сотрудничество с фирмами, профессионально занимающимися территориальным расположением предприятий; организация контактов с предприятиями, заинтересованными в ресурсах муниципалитета; размещение рекламы в деловых публикациях общего профиля; участие в профессиональных торговых выставках в целях рекламы товаров, производимых на территории муниципалитета; создание условий для обеспечения нужд потенциального инвестора: финансовых, информационных, нормативных, связанных с обучением персонала.
Итак, представим рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности г. Березники:
1) Инвестиционно-финансовая и имущественная поддержка малого предпринимательства.
Суть мероприятия заключается в следующем. Субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, по уплате лизингового процента по договорам финансовой аренды (лизинга) субъектам предпринимательской деятельности, реализующим инвестиционные проекты.
Основные критерии преоставления субсидии:
– субъект предпринимательства обязан находиться на территории города Березники;
– субъект предпринимательства реализует только инвестиционные проекты.
Соблюдаяя данные критерии, бюджет г. Березники будет выделять таким предпринимателям 9% от общей суммы банковского кредита по уплате уплате лизингового процента по договорам финансовой аренды.
Для предоставления данной субсидии, предпринимателям необходимо обратиться в городскую межведомственную инвестиционную комиссию при администрации города Березники.
Для реализации мероприятия из бюджета города было выделено 16126,3 тыс. руб. на 2017 год.
Данное мероприятие повлечет за собой создание благоприятного инвестиционного климата, удешевление кредитных ресурсов, привлечение внешнего финансирования в развитие малого предпринимательства.
2) Организация проведения конкурсов.
Проведение городского конкурса на присвоение званий «Лучшее малое предприятие года» и «Лучший предприниматель года» среди представителей малого бизнеса.
Для этого необходимо утвердить Положение о проведении городского конкурса на присвоение званий “Лучшее малое предприятие года” и “Лучший предприниматель года” (Приложение 3).
В состав конкурсной комиссии по проведению конкурса будут включены сотрудники Департамента экономики и финансов.
Департаменту экономики и финансов были выделены средства на финансирование мероприятий в размере 106,5 тыс. руб. на 2017 год, связанных с награждением победителей конкурса, предусмотренные в бюджете города в рамках комплексной городской целевой программы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в городе Березники.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя директора Департамента экономики и финансов.
Результатом будет являться стимулирование предпринимательской активности в приоритетных направлениях развития малого бизнеса, повышение статуса предпринимателя.
3) Поддержка в области инноваций и промышленного производства.
Формирование и ведение реестра направлений инновационного поиска (определение направлений, инновационного поиска, создание инструмента, информирующего об инновационном поиске).
Ответственные за мероприятие: управление экономического развития и инвестиций департамента экономики, финансов и инвестиционной политики.
1. Цели ведения Реестра:
– создание новых инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства;
– формирование единой базы данных об организациях, нуждающихся в инновационных продуктах;
– формирование единой базы данных об инновационных идеях, внедрении инновационных идей и реализации инновационных проектов;
– содействие развитию инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
– привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к воспроизводству инноваций.
2. Принципы ведения Реестра:
– обеспечение единого порядка учета для организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность инновационного поиска;
– открытость и общедоступность сведений, содержащихся в Реестре.
Полномочия и ответственность организаций, участвующих в формировании Реестра:
1. Администратор Реестра:
– обеспечивает прием от физических и юридических лиц заявлений;
– размещает Реестр на официальном сайте органов местного самоуправления города Березники;
– обновляет Реестр по мере поступления заявлений от физических и юридических лиц.
2. Ответственность за достоверность сведений, занесенных в Реестр, несет предприятие, организация или физическое лицо, предоставившее информацию для включения в Реестр.

Это приведет к формированию единой базы данных об организациях, нуждающихся в инновационных продуктах.
Таким образом, успех инвестиционной деятельности в г. Березники определяется эффективностью управления и развитостью инфраструктуры, без которой инвестиции практически не поступят. Альтернативой развитию муниципального образования по сценарию «обедняющего роста» может стать движение по «высокой дороге» – на основе передовых технологий и инноваций.

3.2 Обоснование социально-экономической эффективности предложенных мероприятий

Далее рассмотрим прогноз ожидаемых социально-экономических результатов после предложенных мероприятий (таблица 5).

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

Одной из наиболее актуальных проблем современной экономики России является недостаток инвестиций в реальное производство, без которых невозможны ни эффективный выход из кризиса, ни дальнейшее цивилизованное развитие России.
Инвестиционная политика выступает одним из важнейших постоянных средств целенаправленной деятельности государства в социально-экономическом развитии.
От инвестиций и инвестиционной политики государства зависит в огромной степени рост производственного потенциала страны, темпы экономического роста, увеличение объемов и качества производства материальных и духовных благ, развитие всей инфраструктуры. Инвестиционная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по мобилизации инвестиционных средств на организацию воспроизводства материальных и духовных благ в обществе.
Современная инвестиционная политика – основной рычаг осуществления структурных изменений в экономике, освоения территории и природных ресурсов, устранения диспропорций в экономическом развитии территорий, обеспечения занятости населения, развития науки и техники, проведения в жизнь модернизации сельского хозяйства, решения экологических проблем.
Высокий уровень организации инвестиционной деятельности зависит от эффективного использования муниципальных инвестиций. Инвестиции – затраты различных субъектов хозяйствования, управления, населения в форме долгосрочного вложения капитала в различные отрасли экономики на конкретной территории. Целью инвестиций является получение наибольшего предпринимательского дохода. Результаты эффективного использования инвестиций отражаются в совершенствовании структуры производства, ликвидации диспропорций в развитии отдельных секторов экономики территории, в повышении уровня их финансовой самостоятельности, решении социальных проблем. Основная особенность муниципальных инвестиций заключается в их преимущественном осуществлении за счет местных источников (региональных и муниципальных источников, средств предприятий, населения региона).
В результате проведенного анализа инвестиционной деятельности г. Березники было выявлено, что переход к рыночным условиям хозяйствования в районе сопровождался целым рядом проблем, которые на данный момент остаются нерешенными. Наиболее приоритетными являются следующие:
– Недостаточная диверсификация производственной деятельности предприятий;
– Недостаточная инвестиционная активность предприятий;
– Недостаточность высококвалифицированных кадров.
Эти и другие проблемы накладывают существенный отпечаток на инвестиционную деятельность г. Березники, на его инвестиционную привлекательность.
Инвестиционная политика г. Березники – это система мер, осуществляемых на уровне муниципалитета, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования. Ее целью является подъем экономики, повышение ее эффективности и обеспечение самофинансирования развития района.
Муниципальная инвестиционная политика направлена на решение следующих задач:
– создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
– определение приоритетных направлений инвестирования;
– поддержка инвестиций со стороны местных властей;
– обеспечение интеграции муниципального инвестиционного рынка в общеэкономический;
– создание условий для притока инвестиционных ресурсов в районы;
– формирование инвестиционной открытости и привлекательности города, их инвестиционного менеджмента.
Особенности муниципальной инвестиционной политики определяются спецификой экономической и социальной политики, проводимой в регионе, уровнем производственного потенциала, природными и климатическими факторами, географическим положением, привлекательностью для инвесторов (в том числе иностранных).
В настоящее время, создание благоприятного инвестиционного климата – одно из наиболее приоритетных направлений деятельности местных властей. Местная власть привлекает к этой деятельности местное сообщество и бизнес элиту, тем самым, осуществляя комплекс мер по наращиванию инвестиционного потенциала и минимизации инвестиционных рисков.
Основными направлениями совершенствования разработки и реализации муниципальной инвестиционной политики, на наш взгляд, являются:
– инвестиционно-финансовая и имущественная поддержка малого предпринимательства.
– организация проведения конкурсов.
– поддержка в области инноваций и промышленного производства.
Инвестиционный процесс, как инструмент управления, имеет смысл только тогда, когда создается специальная структура и организационный механизм управления им. Успех инвестиционной деятельности в муниципальном образовании определяется тем, насколько эффективно разрабатывается и реализуется на практике инвестиционная политика.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ: [Электронный ресурс] – принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. – [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 № 154-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г. N 298-ФЗ).
5. Аликаева М.В. Источники финансирования инвестиционного процесса // Финансы. – 2013. – №5. – С.12-14.
6. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.М. Александров. – М.: Дашков и К, 2013. – 486 с.
7. Альвинская Н.В. Местные бюджеты в условиях бюджетной реформы // Финансы. – 2013 г. – № 2.
8. Басенко А.М. Свободные экономические зоны – инструмент привлечения инвестиционных ресурсов для развития регионального хозяйства // Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2015. – № 4. – С.75-79.
9. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. – М.: АОЗТ «Интерэксперт», «Инфра-М», 2015. – 528 с.
10. Бланк Н.А. Инвестиционный менеджмент. – Киев: МП «ИТЕМ» ЛТД «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 2015. – 120 с.
11. Богатаева Е., Былов Г. и др. Развитие инвестиционной ситуации в регионах России. – М.: Экспертный институт, 2014. – 180 с.
12. Булатов А.С. К вопросу о трансформации сбережений в инвестиции // Деньги и кредит. – 2013. – № 4. – С.38-47.
13. Бухвальд Е.М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. – М.: Наука, 2014. – 234 с.
14. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. – М.: Наука, 2015. – 315 с.
15. Важнейшие задачи органов финансовой системы // Финансы 2014. – № 6. – с. 7-9.
16. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / П.И. Вахрин. – М.: Дашков и К, 2014. – 342 с.
17. Высоковский А. Доходы муниципальных образований // Финансы 2015. – № 2. – с. 9-10.
18. Гришина И.В. Региональные особенности инвестирования в современной России: методология и результаты исследования // Финансы и кредит. – 2016. – №6. – С.46-57.
19. Дерябина Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов // Инвестиции в России. – 2013. – №8. – С. 9-20.
20. Иванов Г.И, Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 352 с.
21. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Уч. для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014. – 413 с.
22. Инвестиции: региональный аспект / Дробышевский С., Днепровская С., Изряднова О. и др. – М.: Институт переходного периода, 2012. – 316 с.
23. Ищенко Е.Е. Лизинг – как вид инвестиционной деятельности // Закон. – 2016. – №3. – С.25-27.
24. Караваев В. Региональная инвестиционная политика: российские проблемы и международный опыт // Вопросы экономики. – 2015. – № 3. – С.135-143.
25. Кашина Н. Система управления инвестициями на региональном уровне // Инвестиции в России. – 2015. – №8. С.35-40.
26. Ковалёва С.И. Механизм управления инвестиционным климатом и инвестиционной политикой в регионе: Автореф. Дис…..канд.экон. наук: 08.00.15// Санкт-Петербургский гос. ун-т аэрокосмического приборостроения, СПб, 2015. – 18 с.
27. Краткий энциклопедический словарь, т. 2 / Сост. А.П. Горкин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2014. – 671 с.
28. Ларин С.Н., Богомолова Н.В.Основные тенденции инвестиционной деятельности в регионе: зарубежный опыт и Российская действительность // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – №5. – С.102-105.
29. Маренков Н.Л. Золоторёв М.А. Инновации в России: учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2015. – 320 с.
30. Новиков А.В. Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций. – Новосибирск: Изд-во МГАЗиУ, 2014. – 156 с.
31. Отнюкова Г.Д. Об инвестициях и инвестиционной деятельности // Закон. – 2016. – №3. – С.5-12.
32. Перская В.В. Глобализация и государство. – М.: Изд-во РАГС, 2015. – 208 с.
33. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Содержание региональной политики взаимодействия государства и бизнеса // Вестник Воронежского государственного университета. – 2014. – №1. – С.55-60.
34. Самогородская М.И. Управление инвестициями: Монография / Под ред.Б.Г. Преображенского. – Воронеж: ВГТУ, 2012. – 164 с.
35. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. – М.: МП «Алгон», 2014. – 284 с.
36. Самылина Е.С. Венчурные фонды и инновационная деятельность // Закон. – 2016. – №3. – С.42-48.
37. Слипенчук М.В. Структурные особенности источников инвестиций // Экономист. – 2012. – № 10. – С.38-42.
38. Сухаев О. Государственное регулирование экономики: инвестиционные аспекты промышленной и региональной политики // Инвестиции в России. – 2015. – №2. – С.37-40.
39. Модели региональной инвестиционной политики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.traktat.ru
40. Министерство финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mfin.permkrai.ru/contact/berezniki



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.