Содержимое

Введение

 

Управление образованием – это не только управление отраслью, замкнутой на себе самой (в частности, управление образовательными системами, процессами и институтами), но и управление на стыке образования и общества. Разумная образовательная политика должна учитывать не только интересы общества в целом, которые представлены главным образом государством и его организациями на разных уровнях, но и специфические интересы субъектов общества: социальных институтов, классов, хозяйственных и технологических укладов, интересы отдельных людей.

Перспективы дальнейшего развития российского образования в значительной степени определяются тем, в какой степени удастся включить в этот процесс потенциал регионов, муниципалитетов, всех образовательных учреждений. Эффективное использование совокупного потенциала возможно только при наличии межуровневого взаимодействия систем управления.

Цель работы – анализ  государственного управления развитием системы образования и разработка предложений по его совершенствованию.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

1 .Раскрыть сущность системы образования как объекта управления;

  1. Выделить основные направления государственного управления системой отечественного образования;
  2. Определить основные модели государственного управления образованием в развитых странах;
  3. Дать общую характеристику Министерства образования и науки РФ, его полномочий и функций в сфере государственного управления развитием системы образования;
  4. Оценить основные направления и методы Минобрнауки РФ в сфере государственного управления системой образования
  5. Проанализировать эффективность системы государственного управления развитием системы образования в РФ
  6. Разработать предложения по совершенствованию системы государственного управления развитием системы образования;
  7. Обосновать социально-экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Объектом исследования является Министерство образования и науки РФ.

Предметом исследования выступает государственное управление системой образования на базе данного учреждения.

Теоретической базой исследования послужила научная и учебная литература, труды ученых, статьи сборников и периодической печати, электронные ресурсы по исследуемой теме.

В качестве методологической основы выступили методы анализа и синтеза полученной информации, диалектический метод познания позволил объективно и всесторонне подойти к решению поставленных задач.

Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственного управления системой образования

1.1 Сущность системы образования как объекта управления

 

1.2 Основные направления государственного управления системой отечественного образования

 

1.3 Основные модели государственного управления образованием в развитых странах

Анализ литературы показал, что единства в терминологическом аппарате понятий ряда «образовательная система» нет. Ряд учёных (Л. Д. Плотников, В. В. Сериков, В. С. Собкин и др.) подменяют понятие «система образования» понятием «образовательная система», полагая, что данные категории являются синонимами. Следует отметить, что понятие «образовательная система» чаще всего отождествляется с понятием «система образования». Однако мы придерживаемся позиции исследователей, которые разделяют эти два понятия. Уточняя сущность категории соотнесём понятия «система образования» и «образовательная система».

Система[1] – это общенаучное понятие, обозначающее особое видение вещей как совокупности элементов, объединённых закономерными устойчивыми связями (структурой) и характеризующихся целесообразностью функционирования в качестве подсистем. Система – это всегда множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее определённую целостность, единство на основе каких-либо интегративных (системообразующих) свойств, которые обеспечивают её целостность как условие относительно обособленного функционирования и в некоторых случаях развития системы.

Система образования, согласно п. 1. ст. 10 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», определяется как «комплекс образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов различного вида, уровня и (или) направленности; организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования; организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; объединений юридических лиц, работодателей, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования».

[1] Дмитриев Н, Константинова Л. Региональная система образования и управление ее развитием на основе программно-целевой модели//Известия Тульского Государственного Университета. Гуманитарные Науки. 2014.-№4-2.-С.65.

 

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Анализ эффективности деятельности Министерства образования и науки РФ в сфере государственного управления развитием системы образования

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Общая характеристика Министерства образования и науки РФ, его полномочий и функций в сфере государственного управления развитием системы образования

 

2.2 Оценка основных направлений и методов Минобрнауки РФ в сфере государственного управления системой образования

 

2.3 Анализ эффективности системы государственного управления развитием системы образования в РФ

Управление образованием – это управление процессом его развития.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, который создан с целью управления образованием в Российской Федерации. Минобрнауки России осуществляет свою деятельность, основываясь на Положении о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Правительством РФ 15 июня 2004 г и обладает функциями и полномочиями по разным вопросам создания и осуществления деятельности системой образования. Данное Министерство выполняет функции по разработке политики государства и законодательному регулированию в области образования, молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений[1].

Организационная  структура Минобрнауки России  представлена  на рисунке.

Во главе Минобрнауки стоит министр образования и науки, которого назначает на должность и освобождает от нее президент России по представлению председателя правительства РФ. Заместители министра получают должность и уходят в отставку по решению Правительства РФ.

Министр образования и науки несет персональную ответственность за качество и сроки выполнения министерством своих обязанностей и за реализацию государственной политики в соответствующей области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Организационная структура Минобрнауки России[2]

 

Министерство образования и науки состоит из нескольких департаментов:

-департамент государственной политики в сфере общего образования — отвечает за дошкольное и общее (школьное) образование;

-департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (дополнительного профессионального образования) — работает в сфере начального профессионального, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки;

-департамент государственной политики в сфере высшего образования — разрабатывает федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования; списки специальностей, по которым можно получить высшее образование, порядок приема в вузы, список вступительных экзаменов, формы проведения учебной практики, итоговой аттестации студентов и т.д.;

-департамент аттестации научных и научно-педагогических работников — разрабатывает детали, связанные с защитой кандидатских и докторских диссертаций и присвоением ученых степеней кандидата и доктора наук (список кандидатских экзаменов, требования к оформлению диссертаций и т.д.);

-департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи — работает в сфере детского дополнительного образования, воспитания детей и молодежи (в частности, нравственного и патриотического), решает вопросы российского образования за границей, а также отвечает за тестирование иностранцев по русскому языку как иностранному;

-департамент государственной политики в сфере защиты прав детей — действует в области опеки и попечительства несовершеннолетних; образования детей с ограниченными возможностями, инвалидов и детей с девиантным поведением; профилактики асоциального поведения учащихся;

-департамент науки и технологий — проводит государственную политику в области научной, научно-технической и инновационной деятельности;

-международный департамент — ведает международным сотрудничеством в сфере образования, науки, технологий, инноваций, молодежной политики и защиты прав детей, а также решает вопросы о признаний документов иностранных государств об образовании, ученых степенях и ученых званиях;

-департамент стратегии, анализа и прогноза — занимается разработкой государственной стратегии в области науки, образования и инновационной деятельности; следит за деятельностью остальных департаментов по мониторингу в соответствующих сферах образования и науки; составляет план работы министерства и отчет о его исполнении; работает над прогнозированием научно-технического развития ;

-департамент информационной и региональной политики;

-департамент управления делами — отвечает за делопроизводство и работу с корреспонденцией в министерстве, за донесение приказов и распоряжений до адресатов и т.д.;

-департамент финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки;

-департамент управления программами и конкурсных процедур — занимается Федеральными и ведомственными целевыми программами, государственными программами РФ, в частности — управлением и государственными заказами в рамках этих программ;

-департамент управления сетью подведомственных организаций;

-департамент по вопросам государственной службы, кадров и профилактики коррупции — осуществляет кадровую работу в министерстве;

-правовой департамент — осуществляет разного рода юридическую работу в министерстве, например, проводит правовую и антикоррупционную экспертизу подготовленных министерством правовых актов, защищает интересы ведомства в суде и т.д.

 

[1] О министерстве [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

[2] Составлено  автором

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию государственного управления развитием системы образования

3.1 Разработка предложений по совершенствованию системы государственного управления развитием системы образования

3.2 Социально-экономическое обоснование предложенных мероприятий

Мы стали свидетелями того, как изменились за последнее десятилетие российские образовательные учреждения. Стремительная модернизация стала возможна благодаря качественно другому уровню открытости со стороны Минобрнауки России, для этого необходима согласованность действий с  общественным советом. Общественный совет создается с целью обеспечения взаимодействия Минобрнауки России с общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, повышения гласности и прозрачности деятельности Минобрнауки России

Ключом к позитивным изменениям явилось формирование системы партнерских отношений между всеми заинтересованными сторонами, в том числе – новый уровень организации работы.

Другими словами, сегодня мы идем к государственно-общественной системе управления образованием.

Предложенный механизм  взаимодействия Минобрнауки России
с общественным советом представлен в  таблице 11.

Таблица 11

Механизм  взаимодействия Минобрнауки России с общественным советом

  Механизм: взаимодействие Минобрнауки России
с общественным советом
Период Ответственный
1. Регулирование деятельности Общественного совета при Минобрнауки России в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 2.8. Методических рекомендаций) Постоянно Департамент информационной политики
2. Утверждение плана проведения заседаний Общественного совета при Минобрнауки России на год и размещение его на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет (абзац 5, п. 2.8. Методических рекомендаций) 1 квартал

2017 года

Департамент информационной политики
3. Анонсирование заседаний Общественного совета при Минобрнауки России, а также размещение на официальном сайте Минобрнауки России материалов заседаний (п. 2.8. Методических рекомендаций) Постоянно Департамент информационной политики
4. Подведение итогов деятельности Общественного совета при Минобрнауки России (п. 2.8. Методических рекомендаций) 1 квартал

2017 года

Департамент информационной политики
5. Размещение на официальном сайте Минобрнауки России ежегодного публичного отчета об итогах деятельности Общественного совета при Минобрнауки России (абзац 6, п. 2.8. Методических рекомендаций) 1 квартал

2017 года

Департамент информационной политики
6. Создание при Общественном совете при Минобрнауки России специализированной интернет-площадки или интерактивного Общественного совета (абзац 7, п. 2.8. Методических рекомендаций от 26 декабря 2013 г.№ АМ-П36-89пр) 4 квартал

2017 года

Департамент информационной политики
7. Использование информационных ресурсов Минобрнауки России для обеспечения информационной открытости деятельности Общественного совета (абзац 8, п. 2.8. Методических рекомендаций Постоянно Департамент информационной политики
8 Взаимодействие с общественными советами при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования Постоянно Департамент информационной политики

 

Данные  мероприятия  не  требуют  дополнительных  расходов со  стороны  Минобрнауки России.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

 

В результате проведенного исследования установлено, что:

  1. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
  2. К основным направлениям государственного управления системой отечественного образования относят:

– модернизацию институтов образования как инструментов социального развития;

– формирование механизмов оценки качества востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;

– обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;

– создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

  1. Управление образованием в современном мире развивается в русле следующих общих тенденций, составляющих основу государственной образовательной политики любого государства: от централизации в управлении образованием и жесткого государственного регулирования к децентрализации и привлечению к управлению общественно-государственных структур; от излишней замкнутости, непрозрачности происходящих внутри системы процессов к открытости системы, к попыткам открытого обсуждения возникающих проблем; от излишней ригидности системы образования, её неэффективности к более гибким формулам, открывающим доступ к образованию все более широких масс населения и повышающим эффективность образования на всех его уровнях.
  2. Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 337, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере, области нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), а также в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
  3. Развитию образования способствует режим продуктивного диалога всех субъектов образовательной политики, грамотное распределение и координация их действий и ответственности в этой области. Требуется расширение возможностей участия общества в разработке, принятии и исполнении политических, юридических и управленческих решений в образовании. Это должно подкрепляться как определенной законодательной базой, так и конкретными механизмами эффективного участия общественности в развитии образования.
  4. Проведенная оценка эффективности системы государственного управления развитием образования в РФ позволяет говорить о достаточной эффективности деятельности системы государственного управления развитием системы образования в РФ в 2015 году, однако есть ряд проблем с управлением развития дошкольного, общего и дополнительного образования детей.
  5. Разработаны предложения по совершенствованию системы государственного управления развитием системы образования, а именно. В рамках мероприятий, предусмотренных в ближайшей перспективе Минобрнауки России  и с  целью  развития системы образования, мы  предлагаем внедрение интерактивного Общественного совета, которое будет способствовать повышению открытости и доступности Минобрнауки России. Помимо внедрения интерактивного Общественного  Совета,  продолжая  тему информационной открытости Минобрнауки России, мы  предлагаем создание информационно-аналитического портала Минобрнауки России. Цель ресурса – создание уникального информационного пространства, объединяющего различные аспекты тематики оценки и управления качеством образования в Российской Федерации.
  6. В работе обоснована социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий.

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
  3. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 (ред. от 01.07.2016) «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 19.12.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»
  5. Борисенко Л. Административно-правовые особенности формирования российской модели компетенций министерства образования как органа исполнительной власти // Черные дыры в российском законодательстве. 2015.-№ 6.- С.82.
  6. Брызгалина Е. Управление образованием как сложным социальным институтом: философские проблемы/Management of education as a complex social institution: the philosophical problems. Вестник Томского Государственного Университета. Философия. Социология. Политология . 2012. -№ 4-вып. 1. –С. 12.
  7. Брязгунова Ю. Управление развитием образовательных организаций в условиях реформирования образования//Интернет-Журнал Науковедение. 2013.-№6 (19).
  8. Булгакова С.П, Неделюк В.В. Модель образовательной системы//Сборник Материалов Ежегодной Международной Научно-Практической Конференции «Воспитание И Обучение Детей Младшего Возраста». 2016.- №5.- С.448-451.
  9. Власенко В, Гамова С, Солнцева Е. Программа развития ДОУ: структура, содержание, экспертное оценивание// Челябинский Гуманитарий. 2015.-№2.-С.93.
  10. Грязнова Е. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы//NB: Административное право и практика Администрирования. 2015.-№6.-С.10.
  11. Дмитриев Н, Верховская Е. Региональная система профессионального образования в современных условиях//Современные тенденции развития науки и технологий . 2016. -№ 1-9. – С. 42.
  12. Джаббарова С., Денисова Н. Экономический кризис и система образования в России//Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015.-№11.-С.548.
  13. Дмитриев Н, Константинова Л. Региональная система образования и управление ее развитием на основе программно-целевой модели//Известия Тульского Государственного Университета. Гуманитарные Науки. 2014.-№4-2.-С.65.
  14. Дмитриев Ю., Миронов В. Образовательное право в системе права России//Актуальные вопросы образования и науки. 2014.-№3-4.-С.20.
  15. Зайцева Е. Система образования в Швейцарии: структура, преимущества и недостатки. Современное образование. 2015.-№3.-С.1.
  16. Замошникова Н. Реформирование образования в РФ 1991-2015 годы: от структурно-функционального диссонанса социальной системы к поиску баланса интересов её субъектов // Гуманитарный Вектор. Серия: Философия, Культурология. 2016.-№2.-С.49.
  17. Кондрашова Т. Управление образованием в условиях модернизации. Дополнительное образование и творческое развитие//Научно-методический электронный журнал Концепт .– 2015. -№ S20. – С. 1-5.
  18. Копаев Е. Российская система образования на переходном этапе//Молодой ученый. 2016. – № 7-6. – С.130.
  19. Копенкина Ю. Российская система образования в условиях глобализации: к постановке проблемы//Society: Philosophy, History, Culture . December 15, 2016.-№8. –С.1-5.
  20. Кузнецова Н., Фатхуллина Л. Система управления инновационной активностью муниципального образования как социально-экономической системы//Евразийский юридический журнал . 2016.-№2.-С.355.
  21. Кукина Т. Система образования в соответствии с федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» // Молодий Вчений. 2014.-№1.-С.104
  22. Левина Е. К проблеме управления развитием образования: стейкхолдерский подход//Казанский педагогический журнал. 2015;(6-1):11.
  23. Лоскутова М. Анализ социально-экономической эффективности моделей и инструментов трансформации системы образования//Социально-экономические явления и процессы . 2016. -№ 1. – С.63.
  24. Малахова О. Кооперационно-сетевое управление развитием дошкольного образования//Начальная школа плюс до и после. 2010.-№7.-№87
  25. Матронина Л. Управление образованием в обществе знаний: современные стратегии/Management of Education in a Knowledge Society: Contemporary Strategies. Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Философские Науки [serial online]. 2015. №1. –С.20.
  26. Министерство образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере общего образования Письмо от 7 августа 2015 г. № 08-1228 О направлении рекомендаций// СОТИС – Социальные технологии, исследования. 2015.-№4.-С.116.
  27. Насуцева Ф. Государственно-общественное управление образованием как приоритетное направление современной образовательной политики//Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского Института Бизнеса. 2015.-№4.-С.358
  28. Николаева А. Управление по задачам как особая форма стратегического управления образованием//Инновации в образовании. 2013.-№12.-С.27.
  29. О министерстве [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
  30. Озеров А, Тюриков А, Черницкая А. Управление образованием: инновации и модернизация/Management education: innovation and modernization. Инновации в образовании. 2015. -№ 12. – С, 23.
  31. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» НА 2013–2020 годы в 2015 году [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/8257
  32. Петрова Э. Управление образованием: личность или общество//Идеи и идеалы. 2012.-№2.-С.9
  33. Рудакова О. Российская система образования: история становления и развития//Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015.№ 4. –С. 217.
  34. Сафаралиева С. Государственное управление в области образования и науки // Мир экономики и права. 2016.- №11.- С. 82.
  35. Скоролупова О. О перспективах развития дошкольного образования в Российской Федерации// Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012.-№ 1.
  36. Скрыпников А, Долгов А, Долгов К. Образовательное законодательство и образовательные инициативы сегодня: критический взгляд // Гуманитарный вестник. 2013.-№3-4.-С.46.
  37. Тезисы выступления Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова на коллегии Минобрнауки России «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2014 году и задачах на 2015 год» [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://vestniknews.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1335
  38. Темрюкова С. Развитие системы управления образованием в России в конце XX начале XXI вв. в работах российских исследователей//Теория и практика общественного развития. 2015. – № 8. – С. 239-241.
  39. Федина Н. Управление дошкольным образованием: оценка качества//Психология образования в поликультурном пространстве. 2012.-№20.-С.11.
  40. Чибинёв В. Административно-правовое регулирование в сфере образования// Мир экономики и права. 2011.-№9.-С.71

 



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.