Содержимое

Введение
Социальная защита населения является одной из важнейших направлений социальной политики государства и заключается она в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. В связи с этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного источника обеспечения средств существования и создание условий для активного включения населения в социально полезную деятельность.
Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.
С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).
Целью ВКР является разработка мероприятий по совершенствованию механизмов социальной защиты населения на основе современных технологий.
Цели работы определила ее задачи:
– определить понятие, структура и значение социальной защиты населения;
– рассмотреть правовые основы организации социальной защиты населения;
– исследовать развитие современных технологий организации социальной защиты населения;
– дать общую характеристика Управы;
– провести анализ деятельности Управы в сфере социальной защиты населения;
– выявить проблемы социальной защиты населения;
– разработать направления совершенствования социальной защиты населения;
– разработать мероприятия по совершенствованию социальной защиты населения.
Объектом исследования ВКР является администрация муниципального округа Нагатино-Садовники. Предметом исследования выступает система социальной защиты, организованная в данном муниципалитете.
Цель и задачи ВКР определяют ее структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают следующие научные подходы: анализ теоретических источников, сбор информации, наблюдение, анализ собранной информации, разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане и другие методы.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность администрации.

Глава 1. Теоретические аспекты применения современных технологий в организации социальной защиты населения

1.1. Понятие, структура и значение социальной защиты населения

1.2. Правовые основы организации социальной защиты населения

1.3. Развитие современных технологий организации социальной защиты населения

1.1. Понятие, структура и значение социальной защиты населения
Сущность социальной защиты населения рассматривалась многими авторами и трактуется иногда по разному. По одному из вариантов под социальной защитой понимается «политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств… система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне культуры» .
На сегодняшний день социальная защита преследует основную цель, которая состоит в избавлении от нищеты населения в условиях низкого среднедушевого дохода, который зачастую значительно ниже, чем нужно для удовлетворения элементарных физиологических потребностей.
Исходя из цели социальной защиты, иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.
Основные принципы социальной защиты:
– гуманность;
– адресность;
– комплексность;
– обеспечение прав и свобод личности.
В более широком понимании и с токи зрения социального риска система социальной защиты населения рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать.
Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Она включает в себя (рис. 1):
1. Социальное обеспечение представляет собой систему обеспечения малоимущих слоев населения, таких как пенсионеры, семьи с малолетними детьми, нетрудоспособные граждане за счет общественных фондов потребления.
Социальное обеспечение включает в себя:
– пенсии (по старости, по инвалидности и др.);
– пособия по временной нетрудоспособности и родам;
– пособия по уходу за ребенком в возрасте до одного года;
– помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.);
– семейные пособия;
– содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.);
– бесплатная или на льготных условиях протезная помощь;
– предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов.
При переходе к рыночной экономике часть функций социальной защиты перестали функционировать, однако часть ее элементов трансформировалась и вошла в современную систему.

Рис. 1. Система социальной защиты населения

2. Социальные гарантии предполагают предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ . В нашей стране к социальным гарантиям относят :
– гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
– общедоступность и бесплатность образования;
– минимальный размер оплаты труда;
– минимальный размер пенсии, стипендии;
– социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
– пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
– ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.
К социальным гарантиям относятся и социальные льготы, которые предоставляются отдельным группам населения, например ветеранам ВОВ или ветеранам труда. С 1 января 2005 года получатели этих льгот могут получить их в денежном эквиваленте в виде получения денежных ежемесячных выплат. Постановлением Правительства практически ежегодно проводится индексация стоимости льгот на уровень инфляции. Льготы включают в себя проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения.
3. Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба . Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи) (рис. 2.).

Рис. 2. Формы социального страхования

Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.
В мировой практике выработаны три основные модели организации социального страхования: централизованная, децентрализованная и кумулятивная (рис. 3.).
В большинстве европейских странах существует достаточно развитая система социального страхования. Она характеризуется наличием индивидуальной ответственности человека за формирование условий своей жизни и одновременно солидарным социальным страхованием от опасностей, угрожающих самому существованию человека.

Рис. 3. Модели социального страхования

В большинстве западноевропейских стран вся система социального страхования подразделяется по следующим направлениям:
– страхование от риска заболевания;
– страхование по старости, включая страхование членов семьи в случае смерти застрахованного;
– страхование от потери доходов в случае безработицы;
– защита от несчастных случаев и страхование от потери доходов по причине утраты трудоспособности в связи с несчастным случаем.
4. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Система социальной защиты направленная на управление социальными рисками и должна состоять в компенсации ущерба, наносимого социальными рисками расширенному воспроизводству населения, и по возможности – снижении и предупреждении их действия. Следовательно, результатом организации социальной защиты выступает социальная защищенность населения, понимаемая как соответствие уровня и качества жизни каждого человека достигнутым общественным стандартам независимо от возможности наступления в его жизни негативных социальных или экономических событий
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.
Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр .
Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу . Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.
Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

1.2. Правовые основы организации социальной защиты населения

Российская Федерация в своём исключительном ведении регулирует основы социальной политики в области социального развития и защите прав человека и гражданина (ст. 71 Конституции РФ). В нормативно-правовой базе РФ закреплены правовой статус и социальное положение пожилых граждан, детей и инвалидов. Также российское законодательство в сфере социальной защиты представлено не только Конституцией РФ и федеральными законами, но и региональным и местным законодательством.
Первый уровень (законодательство общего характера) – это Конституция РФ (рис. 4).

Рис. 4. Уровни нормативно-правового обеспечения социальной защита населения

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита­ния детей и в иных случаях, установленных законодатель­ством.
41 статья Конституции установила, что пожилые люди наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бес­платную медицинскую помощь в государственных и муни­ципальных учреждениях.
Второй уровень (специальное законодательство) – это Федеральные законы. Остановимся на некоторых из них. В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
«Пенсионное» законодательство представлено феде­ральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, оно многогранно и даёт ответы практически на все вопросы в отношении пенсионного обеспечения граждан.
Социальное законодательство в отношении ветеранов представлено федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995г. №5-ФЗ. Несмотря на то, что на современном этапе по причине локальных войн контингент ветеранов значительно помолодел, закон охватывает граждан вне зависимости от их возраста. Меры социальной поддержки участников и инвалидов Великой Отечественной войны отражены в ст. 14, 15 Закона позволяют оказать им реальную помощь. Наиболее значимые это:
– обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
– оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающими;
– оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг; участникам Великой Отечественной войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, – топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;
– внеочередная установка квартирного телефона;
– сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации – законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
– обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
– внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Законодательство о здравоохранении представлено Основами Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487. В соответствии со ст. 2 Основ основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Право на доступную и гарантированную законодателем медицинскую помощь признаётся в равной степени за всеми гражданами РФ, вне зависимости от их возраста.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим, в том числе и пожилым гражданам. В состав предоставляемых гражданам набора социальных услуг включается:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Статья 5 Закона установила, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи определенным группам граждан, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Подведя некоторые итоги необходимо отметить, что существующая система оказания социальной помощи гражданам в РФ имеет многоуровневый характер, что позволяет говорить о её многогранности и эффективности. Конституционное закрепление прав граждан на социальную помощь является приоритетным и главенствующим в развитии государственной системы оказания социальной помощи в РФ.

1.3. Развитие современных технологий организации социальной защиты населения

Система социальной защиты населения начинается с 40-х годов XX века и основные ее постулаты опираются на работу английского ученого и государственного деятеля У. Бевериджа (Beveridge W., 1942). Эта работа построена на принципах идеологии «либерального коллективизма» и государственного регулирования рынка, обоснованных Дж. М. Кейнсом в 1930-40-х гг. Если Дж. М. Кейнса считали главным архитектором экономики регулируемого рынка, то У. Бевериджа – главным архитектором социального регулирования рынка.
Концепция социальной защиты У. Бевериджа построена на 3 основных принципах:
– организация социальной защиты должна трактоваться только как одна из частей общей политики социального прогресса;
– кооперация между государством и гражданином должна стать основой социальной защиты, в процессе осуществления которой государство обеспечивает минимально необходимые гарантии, при этом дополнительное обеспечение обеспечивается силами и средствами самого гражданина;
– одним из основных методов защиты должно стать социальное страхование, которое становится возможным при обеспечении государством трех условий: создание равных возможностей воспитании детей за счет детских пособий, всеобщего медицинского и реабилитационного обслуживания и отсутствия массовой безработицы.
У. Беверидж впервые обосновал трехзвенную систему социальной защиты (рис. 5.). Предлагаемая модель была наиболее прогрессивной из имевшихся, однако, содержала существенные пробелы.

Рис. 5. Система социальной защиты по У. Бевериджу

Первым недостатком являлось исключение таких классических методов обеспечения, указанных им самим, как детские пособия и медицинское обслуживание. Данное обеспечение автором было отнесено в разряд необходимых условий и предпосылок. По методологии Бевериджа данные методы обеспечения должны были обеспечиваться государством всем гражданам на равных условиях и вне зависимости от их доходов. В последующем в большинстве западных стран эти меры социальной поддержки были включены в систему социальной защиты и их финансирование производилось из тех же источников, что пособия и пенсии при потере дохода.
Вторым недостатком предлагаемой модели является фиксированные равные взносы для каждого участника социального страхования для обеспечения минимальной защиты. Данные положения противоречили самой системе и концепциям социального страхования, потому что достаточно обеспеченные граждане при такой системе не могли обеспечить себе высокий уровень достатка при достижении пенсионного возраста или потере трудоспособности.
Третьим недостатком является ограничение социальной защиты в период безработицы только выплатой пособия. При этом согласно концепции Бевериджа государство должно обеспечить гарантии полной занятости, что практически реализовать невозможно в условиях рыночной экономики, когда безработица стала непременным атрибутом экономики и требует более кардинальных решений в рамках социальной защиты.
У. Беверидж одним из первых предложил определение социальной защиты исходя из ее основной функции – возмещения потерянного заработка . У. Беверидж постоянно подчеркивал, что эта защита должна быть минимальной и способствовать скорейшему окончанию «перерыва в заработке». Некоторые экономисты до сих пор придерживаются понимания социальной защиты как программы защиты от возможной потери заработка.
В последующие годы западная система социальной защиты в условиях экономического подъема была пересмотрена в сторону увеличения доли участия государства в уровне социального обеспечения, которое было дополнено за счет достижения необходимого дохода и уровня жизни независимо от вклада гражданина в бюджет государства и стажа его работы. Данная система позволила западным странам достаточно быстро справиться с бедностью за счет системы основанной на социальной солидарности в распределении общественного богатства. Главной целью созданной системы социальной защиты является перераспределение доходов, связанное не с распределением социальных рисков, а распределением доходов между богатыми и бедными слоями населения.
Концепция социальной защиты, подразумевающая обязательное финансовое участие человека в ее реализации, была трансформирована во «всеобщую базовую социальную поддержку всем гражданам независимо от взносов или продолжительности трудового стажа» .
В результате была создана комплексная система социальной защиты населения со сложной многоканальной организационно-финансовой структурой. При этом в научных исследованиях произошло смещение анализа с системы в целом на отдельные ее элементы. Наибольший интерес со стороны научного сообщества и политиков вызывает система медицинского и пенсионного обеспечения. Такой интерес обусловлен все обостряющейся проблемой старения населения, удорожанием и усложнением медицинского обеспечения. Итогом стало возрастающая критика принципа всеобщности социальной защиты, а в качестве альтернативы предлагается создание системы, основанной на адресной помощи нуждающимся.
Приведенные мнения характеризуют позицию западноевропейских и американских экономистов. Японские ученые придерживаются иных взглядов. Представители Национального института изучения народонаселения и социальной защиты считают, что в современных условиях требуется такая система защиты, содержанием которой будет «перераспределение доходов, а не перераспределение рисков» . По их мнению, социальная защита исторически объединила две модели: социальное страхование и социальное обеспечение.
Если обратиться к мнению американских ученых, то по их представлению социальная защита представляет собой двухэлементную систему (рис. 6).
Система социальной защиты существует во всех странах с рыночной экономикой и имеют различные отличительные черты. Но в большинстве стран основными составляющими являются социальная помощь и социальное страхование.

Рис. 6. Американская система социальной защиты

Российская система социальной защиты приобрела современные черты с переходом страны к рыночной экономике. С 1991 года число стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов различных типов возросло с 737 до 1207, а количество мест в них – на 12,3 тысячи. В это период выросли темпы прироста отделений обслуживания на дому, специализированная стационарная помощь.
Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными пожилым населением являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными. Тем не менее, в развитых странах Европы к услугам институциональных учреждений прибегают, по разным данным, от 2% до 4% пожилых людей, в России в стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают примерно 0,7%-0,8% общей численности граждан пожилого возраста.
В целом новые технологии в сфере социального обслуживания населения можно представить в виде схемы на рис. 7.

Рис. 7. Программы социальной защиты населения РФ
Социальное обеспечение в РФ принимает различные формы, по возможности учитывающие потребности разных групп населения. При этом в течении всего времени существования современной модели социального обеспечения изыскиваются новые возможности методы социальной защиты населения, позволяющие повысить качество уровня жизни населения. Кроме того, совершенствуются формы предоставления социальных услуг населению, повышается эффективность деятельности социальных служб.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2.Анализ применения современных технологий защиты населения на примере Управы района Нагатино-Садовники

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Общая характеристика Управы района Нагатино-Садовники

2.2. Анализ деятельности Управы в сфере социальной защиты населения

1.1. Общая характеристика Управы района Нагатино-Садовники

Район Нагатино- Садовники был создан 5 июля 1995 года, а внутригородское муниципальное образование Нагатино- Садовники 15 октября 2003 года. Находится в составе Южного административного округа города Москвы и занимает площадь 8,17 км2. Насчитывает 18 улиц, на которых проживают 68, 4 тыс. граждан . Район Нагатино-Садовники получил свое название в ходе отмены старого административного деления Москвы в 1991 году. Границы муниципального образования определяются законом «О территориальном делении города Москвы», согласно которому его границы проходят по оси проспекта Андропова, после этого по западным границам территории заповедника «Коломенское», по Каширскому шоссе, Варшавскому шоссе, МЖД (малой железной дороги), оси русла реки Москвы и снова до проспекта Андропова.
Инфраструктура района довольно высокоразвита: школы, детские сада, спортивные площадки, поликлиники, находящиеся в хорошем состоянии и многое другое, улучшающее жизнь граждан, проживающих в данном муниципалитете. Сам район чистый и зеленый, так как в нем расположены знаменитые парки «Садовники» и «Коломенское». Несмотря на это, район считается промышленным, так как на его территории расположено около 20 предприятий, выпускающих продукцию для машиностроения, строительные материалы, мебель, лекарства, изделия пищевой промышленности. К ним относятся: НПО «Мосгормаш»; АМО ЗИЛ, Ремонтно- механический завод; Московский ювелирный завод; Фабрика по производству платков; Завод вакуумных электропечей; Завод строительных красок и мастик; ЗАО «Брынцалов А.», история которого уходит к 1832 году; Колбасный завод «Коломенский»; АООТ «Пластполитен»; Булочно- кондитерский комбинат «Коломенское»; МПО «Электротехника». Так же в районе расположены научно- исследовательские институты, такие как Онкологический центр РАМН; НПЦ Геоцентр- Москва; ЦНИИХМ; ГНПП «Темп»; Государственный центр по антибиотикам; НПО НИИТ-автопром; Государственная академия инноваций. Жилой фонд района обладает 176 зданиями, 161 из которых принадлежат муниципальному фонду, 12- ЖСК и 3- ведомствам.
Управа Нагатино- Садовники города Москвы- территориальный орган исполнительной власти, подведомственный Правительству города Москвы. Контроль за работой управы осуществляет префект Южного административного округа города Москвы в пределах полномочий, установленных актами города Москвы. Находится по адресу: Ул. Академика Миллионщикова, дом 37.
Основным направлением деятельности управы района Нагатино-Садовники является организация благоустройства территории района и обеспечение качественного содержания жилищного фонда, а также обеспечение социальной защиты населения района..
К вопросам местного значения управы Нагатино-Садовники относится:
– управление бюджетом;
– владение, пользование, распоряжение имуществом, которое находится в муниципальной собственности;
– управление проведением разного рода мероприятий;
– регистрация уставов, договоров и т.д. ;
– информирование жителей об общей деятельности муниципалитета;
– работа с жалобами населения, консультирование по интересующим их вопросам;
– взаимодействие с разными общественными объединениями;
– рассмотрение вносимых предложений;
– решение вопросов, связанных с ЖКХ и т.д.

Рис. 8. Структура Управы района Нагатино-Садовники
В 2015 году управа района Нагатино-Садовники осуществляла свою деятельность на основании постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы»
В 2016 году к распределению подлежало 33 229,56 тыс.руб. (32 842,76 тыс.руб. – финансирование 2015 года, 386,8 тыс.руб. – переходящий остаток 2014 г.), выделенных на проведение работ по благоустройству территории и капитальному ремонту жилых домов, из них:
– 10 684,25 тыс.руб. – лимиты 2016 года, выделенные в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 сентября 2012 г. № 507-ПП «О порядке формирования, согласования и утверждения перечней работ по благоустройству дворовых территорий, парков, скверов, компенсационному озеленению на объектах озеленения 3-й категории, расположенных в зоне жилой застройки, и капитальному ремонту многоквартирных домов»;
– 6 671,2 тыс.руб. – лимиты 2016 года, выделенные в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13 сентября 2012 г. № 484-ПП «О дополнительных мероприятиях по социально-экономическому развитию районов города Москвы»;
– 15 487,31 тыс.руб. – лимиты 2016 годы, выделенные соответствии с Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2012 г. № 849-ПП «О стимулировании управ районов города Москвы»;
– 386,8 тыс.руб. – переходящий остаток 2015 года, выделенный соответствии с Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2012 г. № 849-ПП «О стимулировании управ районов города Москвы».
В рамках реализации дополнительных мероприятий по социально-экономическому развитию района проведено благоустройство 6 дворовых территорий.
В результате проведения конкурентных процедур, заключены контракты и выполнены работы на сумму 9 018,22 тысяч рублей. Работы выполняли ООО «СтройСервис» и ООО «СК-Восток». Работы выполнены в полном объеме и сданы в установленные сроки, претензий к качеству выполнения работ нет.
Сложившаяся экономия в размере 1 666,04 тысяч рублей возвращена в бюджет города Москвы.
В результате проведения конкурентных процедур, заключены контракты и выполнены работы на общую сумму 5 021,19 тысяч рублей. Работы выполняли ООО «Страйд-Н» и ООО «Профи-Блик».
Сложившаяся экономия от проведения конкурентных процедур составила 1 650,01 тыс.руб.
В соответствии с действующим законодательством сложившаяся экономия в размере 990,09 тысяч рублей возвращена в бюджет города Москвы, 40% сложившейся экономии в размере 659,92 тыс.руб. Советом депутатов направлены на проведение благоустройства дворовой территории по адресу: ул.Нагатинская, д.27, кор.3.
По результатам проведения конкурентных процедур сложилась экономия в размере 93,55 тыс.руб. из которых 56,13 тыс.руб. возвращена в бюджет города Москвы; 37,42 тыс.руб. – переходящий остаток на 2017 год.
В рамках мероприятий по благоустройству и содержанию территории, капитальному ремонту многоквартирных жилых домов района Нагатино-Садовники города Москвы за счет средств стимулирования управы района в 2016 году были запланированы и согласованы с Советом депутатов мероприятия на следующие суммы:
– 1 транш – 8 418,0 тыс. руб.:
– 2 транш – 2 446,3 тыс руб.:
– 3 транш – 4 623,01 тыс.руб.
1.2. Анализ деятельности Управы в сфере социальной защиты населения

В соответствии с Окружной целевой программой развития потребительского рынка и услуг Южного административного округа города Москвы на территории района Нагатино-Садовники в 2016 году создано 113 новых рабочих мест, введены в эксплуатацию:
– предприятия розничной торговли – 15 (общей торговой площадью 2093 кв.м.);
– предприятия бытового обслуживания – 7 (16 рабочих мест);
– предприятия общественного питания – 3 предприятия открытой сети (85 посадочных мест).
На территории района Нагатино-Садовники располагается 6 крупных торговых центров, а также сетевые предприятия торговли, в которых представлен широкий ассортимент товаров продовольственной и непродовольственной группы («Дикси», «Перекресток», «Магнолия», «Магнит», «Пятерочка»). В указанных сетевых предприятиях жители района могут приобрести продукцию смешанного ассортимента по приемлемым ценам, дополнительно на отдельные виды товаров действует скидка «по акции» магазина. Также для льготных категорий населения действуют скидки по социальным картам москвича.
Предприятия бытового обслуживания активно участвуют в социальной жизни района, предоставляют скидки для льготных категорий населения, на благотворительной основе (к выпускным вечерам) производят обслуживание детей из малообеспеченных и многодетных семей. На территории района расположено 8 предприятий, осуществляющих обслуживание (по талонам) жителей льготных категорий населения, на безвозмездной основе. За 2015 год в данных предприятиях были оказаны услуги 648 жителям.
В рамках реализации программы «Доступная среда» в 2016 году на территории района были проведены работы по адаптации 5 предприятий потребительского рынка и услуг для маломобильных групп населения, для жителей с нарушениями опорно-двигательных функций, слабовидящих и слепых:
– магазин «Пятерочка», Варшавское ш., д.59А;
– ТСК «Каширский двор», пересечение Каширского шоссе и Коломенского проезда;
– салон красоты «Студия Александра Васильева», Нагатинская ул., д.9, корп.1;
– ТЦ «Конфетти», Нагатинская ул., д.16;
– кафе «Хинкальная», Нагатинская ул., д.31А.
В области социальной политики управа района Нагатино-Садовники города Москвы активно взаимодействует с социальными службами и общественными организациями района, осуществляет реализацию социально-экономических задач для улучшения качества жизни жителей района, защиты прав и интересов жителей льготных категорий.
В целях урегулирования порядка оказания адресной социальной помощи жителям района Нагатино-Садовники в управе района функционирует Комиссия по оказанию адресной социальной помощи жителям льготных категорий района Нагатино-Садовники в состав которой вошли представители ОСЗН района Нагатино-Садовники, ГБУ ТЦСО «Коломенское», ГБУ ЦСПСиД «Берегиня», депутат Совета депутатов муниципального округа района Нагатино-Садовники, руководителя Исполкома местного отделения партии «Единая Россия» района Нагатино-Садовники, представители районных общественные организаций ветеранов и инвалидов, многодетных и неполных семей.
В 2016 году оказана следующая материальная помощь:
1. Разовая материальная (денежная) помощь жителям, обратившимся в управу района Нагатино-Садовники города Москвы – 101 жителю на сумму 500 000 рублей;
2. Разовая материальная (денежная) помощь жителям, обратившимся в ОСЗН района Нагатино-Садовники 337 жителям на сумму 2 186 052 рубля;
3. Адресная социальная помощь жителям района, обратившихся в ГБУ ЦСПС и Д «Берегиня» в т.ч.:
– вещевая помощь семьям с несовершеннолетними детьми – 821 ребенку;
– продуктовые наборы семьям с несовершеннолетними детьми -75 человек;
– продуктовые электронные социальные сертификаты – 444 семьи;
– товары длительного пользования (стиральная машина – 23 семьи, холодильник – 37 семьи, телевизор – 23 семьи).
4. Адресная социальная помощь жителям района, обратившихся в филиал «Нагатино-Садовники» государственного бюджетного учреждения Территориальный центр социального обслуживания «Коломенский»:
– продовольственные сертификаты – 1694 шт.;
– вещевая помощь – 1 шт.;
– горячее питание в кафе – 217 человек;
– товары длительного пользования– 7 шт.
Общественным организациям были предоставлены бесплатные талоны на парикмахерские услуги, металлоремонт в количестве 648 шт.
Оплачена годовая подписка на периодические печатные издания в размере 14,7 тыс. руб.
В 2016 году в управу района поступило 6 письменных обращений от ветеранов ВОВ о проведении ремонтных работ в их квартирах. По адресам, указанным в обращениях проведено комиссионное обследование, составлены акты и сметы. По результатам проведенной работы отремонтировано 3 квартиры ветеранов ВОВ, на общую сумму 287,14 тыс.руб.
По трем квартирам ветеранов ВОВ подготовлена сметная документация на общую сумму 136,54 тыс.руб. Проведение работ планируется в 2017 году.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2013 № 931 «О юбилейной медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», во исполнение распоряжения Мэра Москвы от 25.08.2014 № 694-РМ «Об организации работы по вручению юбилейной медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» жителям города Москвы» управой района Нагатино-Садовники города Москвы совместно с ГБУ Территориальный центр социального обслуживания «Коломенское» филиал Нагатино-Садовники и районным Советом ветеранов проведена работа по формированию списков и награждению юбилейной медалью «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» участников, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, блокадников, бывших несовершеннолетних узников концлагерей.
Подлежало к награждению и награждено 893 чел., из них
– вручение в торжественной обстановке с проведением праздничного концерта и чаепития – 267 человек.
– вручение на дому – 626 чел.
Также ко Дню Победы жители льготных категорий были обеспечены продуктовыми наборами в количестве 600 шт. (571,7 тыс. руб.) и подарками (пледы) в количестве 200 шт. (257,4 тыс. руб.), проведены экскурсии в г. Сергиев Посад и г. Серпухов, на общую сумму 41,1 тыс. руб., в которых приняло участие 60 человек; организованы культурно-массовые мероприятия: «Встреча друзей» на Ветеранском дворике и «Победа в сердце каждого живет» на территории парка «Садовники» с количеством участников 300 чел. (250,0 тыс. руб.).
Для участия в окружных праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы обеспечена доставка автобусом ветеранов и участников ВОВ (13,0 тыс. руб.).
Проведены праздничные концерты: ко Дню защитника Отечества и Международному женскому дню 8 марта на общую сумму 199,1 тыс. руб.
Организованы благотворительные обеды: ко Дню защитника Отечества (20 чел.), Международному женскому дню (20 чел.), Дню Победы (55 чел.)
Совместно с Советом ветеранов, общественными советниками и молодежным сообществом проводились траурные митинги с возложением цветов к бюсту Г.К. Жукова, приуроченные к Дню защитников Отечества 23 февраля, Дню Победы в ВОВ 1941-1945гг. 9 мая, Дню памяти и скорби 22 июня, Дню контрнаступления Советских войск под Москвой 5 декабря.
Управой района совместно с ОСЗН района Нагатино-Садовники за 2016 год было организовано вручение 83 ветеранам ВОВ персональных поздравлений Президента РФ, в связи с традиционно считающимися юбилейными днями рождения, начиная с 90-летия. Каждому ветерану были вручены памятные подарки, цветы и поздравительные открытки от главы управы района Нагатино-Садовники города Москвы.
Для организации отдыха и оздоровления детей города Москвы действует система электронной записи регистрации заявлений от граждан в выездные детские оздоровительные лагеря, организованная на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В период с 25 апреля по 1 июня 2016 года управой района Нагатино-Садовники осуществлялся прием документов на основании электронных заявлений о предоставлении путевки на отдых детей, отдых семейного типа, с частичной оплатой стоимости путевок для детей творческих коллективов в едином электронном реестре учета заявлений (АС ГУФ).
В период с 1 июня до 10 июля управой района осуществлялся прием документов от жителей льготных категорий для подтверждения выплаты частичной компенсации за самостоятельно приобретенную путевку в ГАУК «Мосгортур».
Префектурой Южного административного округа выделено 15 путевок в выездной спортивный лагерь «Алмаз» для детей, занимающихся в ГБУ ЦД «Садовники».
Некоммерческими организациями района был проведен мониторинг выявления нуждаемости в предоставлении детского оздоровительного и семейного отдыха. В период летней оздоровительной кампании в 2016 года некоммерческими организациями (РООИ «Анисия», НОУ «Московская школа «Таэквон-до») за счет средств родителей и спонсоров был организован отдых для 263 человек в спортивные лагеря и пансионаты.
В период летних школьных каникул для детей льготных категорий работала группа дневного пребывания в Центре помощи семье и детям «Берегиня» (ул. Нагатинская, д.27, корп.3), которую посетили 90 детей.
Организация досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства на территории района осуществляется ГБУ Центр досуга «Садовники» и некоммерческими организациями.
ГБУ ЦД «Садовники» включает в себя 5 филиалов:
– досуговые клубы: «Икар», «Радуга»,
– спортивный клуб «Юность»,
– спортивно-технический клуб «Виктория»,
– военно-спортивный клуб «Дубовый лист».
Вся работа в ГБУ организуется в соответствии с государственным заданием. Всего в клубах функционирует 49 кружков и секций общим охватом занимающихся 1190 человек.
В 2016 году на территории района работало четыре некоммерческие организации:
– АО по работе с молодежью «Молодежная перспектива»;
– АНО «Счастливая семья»;
– РООИ «Анисия»;
– НОУ «Московская школа таэквон-до».
В НКО функционирует 33 кружка общим охватом занимающихся 890 человек.
В досуговые кружки и клубы, спортивные секции государственного бюджетного учреждения и НКО привлекаются дети и подростки, состоящие на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Нагатино-Садовники (9 чел.), а также посещают дети, подростки и молодежь с ограниченными физическими возможностями (15 чел.).
В декабре 2016 года проведен конкурс на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы. По итогам конкурса в 5-ти помещениях будет осуществляться работа 3-мя НКО, в связи с отсутствием заявок на помещение, расположенное по адресу: ул.Садовники, д.10, в феврале 2017 года будет проведен дополнительный конкурс.
В 2016 году для оборудования нежилых помещений, переданных управе района Нагатино-Садовники Департаментом городского имущества города Москвы под досуговую социально-воспитательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с населением по месту жительства затрачены финансовые средства в размере 817,5 тыс.руб. Из них:
– 443,7 тыс. руб. на оформление технической документации по технологическому присоединению энергопринимающих устройств;
– 373,8 тыс. руб. на установку приборов учета энергопринимающих устройств.
На территории района Нагатино-Садовники расположены 30 дворовых спортивных площадок, активно используется территория парка Садовники.
Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением на территории района работают 9 тренеров по следующим видам спорта: футбол, женский футбол, настольный теннис, легкая атлетика, бадминтон, волейбол, стритбол, хоккей, футбол на снегу, лыжные гонки, спортивное ориентирование на лыжах, скандинавская ходьба.
Дворовые команды обеспечиваются спортивной формой и спортивным инвентарём.
Каждый организатор по спортивной работе с населением проводит на спортивной площадке дворовое соревнование. Данный принцип разработан и внедрен для выявления сильнейших спортсменов и для проведения последующих районных соревнований: двор – улица – микрорайон – район. Впоследствии районные команды выступают на округ. Участвуют в окружных спартакиадах: «Спортивное долголетие», «Московский двор – спортивный двор», «Спорт для всех», «Всей семьей за здоровьем», «Мир равных возможностей».
В зимний период задействована 21 дворовая спортивная площадка. Из них:
– 9 дворовых спортивных площадок для катания на коньках и игры в хоккей;
– 11 площадок для футбола на снегу;
– 1 площадка с искусственным льдом.
На территории парка «Садовники» сотрудниками ГАУК г. Москвы ПКИО «Кузьминки» для жителей и гостей района проложены лыжные трассы длиной 1,5 и 2 км и организован прокат лыж, также ежегодно на территории парка жителями района санками и ледянками раскатывается снежная горка.
Во время проведения спортивно-массовых мероприятий, организованных управой района и ГБУ ЦД «Садовники», осуществляется прокат коньков на безвозмездной основе.
В ходе реализации календарного плана 2015 года положительно себя зарекомендовала практика участия жителей в мероприятии «Ледовая дискотека».
Всего за 2016 год проведено:
– 143 спортивных мероприятия, количество участников 4 888 человек;
– 380 досуговых мероприятий, количество участников 11 318 человек.
Информация о проводимых мероприятиях размещается на сайте управы района, информационных стендах досуговых клубов и спортивных площадок.
За 2016 год команды района Нагатино-Садовники заняли призовые места (1 место – 18 наград, 2 место – 18 наград, 3 место – 12 наград) в окружных и городских мероприятиях по следующим видам спорта:
– эстафета по спортивному ориентированию,
– соревнования по легкой атлетике в рамках окружных спартакиады «По профилактике правонарушений среди несовершеннолетних», «Спортивное долголетие»,
– соревнования по мини-футболу среди лиц с ограниченными возможностями здоровья,
– окружной этап соревнований спортивных семей «Туристический слет»,
– соревнования по плаванию среди лиц с ограниченными возможностями здоровья,
– соревнования по шахматам и плаванию в рамках «Мир равных возможностей»,
– соревнования по плаванию в рамках межокружной спартакиады «Всей семьей за здоровьем!», «Весеннее многоборье»,
– соревнования по плаванию, легкоатлетическому кроссу в рамках межокружной спартакиады «Спорт для всех»,
– городские соревнования по конькобежному спорту «Лед надежды нашей – 2016».
За отчетный период 2016 года в управе района сформирован актив общественных советников главы управы, который составляет 241 человек. В состав общественных советников входят: активные жители района, члены общественных и ветеранских организаций, сотрудники подведомственных учреждений и предприятий района.
За указанный период общественные советники участвовали в следующих мероприятиях:
– Коммуникация «Бессмертный полк», охват 141 ОС;
– Коммуникация «Капитальный ремонт», охват 76 ОС;
– Коммуникация «Здравоохранение», охват 20 ОС;
– в акции «Миллион деревьев», охват 30 ОС;
– встречи главы управы с жителями района, охват более 150 ОС;
– встречи главы управы с общественными советниками, охват 472 ОС;
– встреча жителей района с Префектом ЮАО участвовало 35 ОС;
– встреча с представителями Департамента транспорта- 25 ОС.
За указанный период общественные советники района Нагатино-Садовники принимали участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях проводимых на территории района (по отдельному плану работы ОС), окружных и городских мероприятиях, приуроченных к праздничным и знаменательным датам, программе «Зритель», управой района организовано посещение ими концертов, театров и выставок, а также в канун Нового 2017 года в ресторане «Сытый лось» организован концерт и чаепитие.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Мероприятий по совершенствованию механизмов социальной защиты населения

3.1. Направления совершенствования социальной защиты населения

3.2. Мероприятия по совершенствованию социальной защиты населения

3.3. Анализ экономической эффективности разрабатываемых мероприятий

3.1. Направления совершенствования социальной защиты населения

1. Выделение в структуре Управы отдела социальной политики и социального обеспечения.
Рассматривая систему управления муниципальным образованием (см. рис. 8) необходимо отметить, что в структуре управления нет отдела, занимающегося социальной политикой. Эти функции частично возложены на отдел по вопросам ЖКХ и благоустройства и частично на отдел по работе с населением.
В качестве первого мероприятия предлагается выделить в структуре Управы отдел социальной политик и социального обеспечения. Для этого из отдела по ЖКХ и благоустройству и отдела по взаимодействию с населением будет переведена часть сотрудников, которые уже выполняли соответствующие функции и знакомы со спецификой работы. Руководителем отдела предлагается назначить сотрудника этих отделов путем конкурсного отбора.
В результате проведенных мероприятий структура Управы будет выглядеть так как на рис. 12.

Рис. 12. Структура управления районом Нагатино-Садовники после реструктуризации

2. В последние годы управление социальной защиты населения района Нагатино-Садовники сделали многое для улучшения качества обслуживания населения. Но, чтобы выстроить систему сбора, актуализации и обработки социально-значимой информации, предстоит сделать ещё больше.
Информационные технологии быстро развиваются быстро и поэтому крайне трудно чётко предвидеть их конкретное техническое применение в перспективе 12 лет. Поэтому надо сосредоточиться на постоянных факторах, которыми являются пользователи, люди, которые работают с этой техникой, и их основные проблемы.
Первая категория – граждане. У них две основные проблемы, связанные с информацией: недостаточная информированность о своих правах и процедурах по их защите, а также раздражение, которое вызывает потери времени в очередях.
Поэтому главная задача в отношении этой категории – это автоматизация процессов оказания государственных услуг, в т.ч. назначения и контроля предоставленных мер социальной поддержки.
Для этого необходимо:
1. Развить «Электронный социальный регистр населения» за счёт расширения функциональности, включения новых служб и направлений.
2. Сформировать инфраструктуру коллективного доступа к информации о правах граждан в сфере социальной защиты и способах их реализации:
– создание единой справочной службы управления социальной защитой населения района (внедрение единого контакт-центра с системой управления телефонными соединениями, интегрированный с системой информационных киосков и сайтом Управы);
– модернизация сайта Управы;
– создание сети из 10 информационных киосков в отделах и подсистемах Управы. С помощью таких информационных Интернет -киосков граждане смогут получать информацию о социальных законах федерального, регионального и муниципального уровней в одном месте.
3. Автоматизировать процессы, связанные с социальным положением клиента.
Успешное выполнение этих мероприятий создаст предпосылки для улучшения условий доступа граждан к информационным услугам Управления, повышения оперативности ответа на обращение гражданина, а также повышения производительности труда сотрудников, занятых работой с обращениями граждан.
Вторая категория – сотрудники Управы, служащие в территориальных органах, которые непосредственно работают с посетителями. Для оказания им качественных услуг необходима высокая квалификация инспекторов. Основной задачей является выравнивание и поддержания квалификационного уровня сотрудников. Особенно остро эта проблема стоит для вновь принятых работников.
Разработка и внедрение системы дистанционного образования сотрудников Управы позволит снизить затраты на повышение квалификации.
В свою очередь, руководители и ведущие специалисты Управы нуждаются более современных инструментах для повышения качества оперативного управления и контроля происходящих процессов.
Автоматизация управления сферой социальной защиты в районе Нагатино-Садовники рекомендуется вести по двум связанным друг с другом направлениям:
1. Разработка и внедрение автоматизированной информационной системы поддержки управления сферой социальной защиты населения района.
2. Совершенствование системы электронного документооборота Управы.
Эти системы расширят возможности руководителей в оперативном контроле и управлении системой социальной защиты населения района по целям и ключевым показателям; обеспечит защищенность, управляемость и доступности документов; повысит производительность труда при работе с документами.
Так как Управа работает с персональными данными с помощью программного обеспечения, то на всю эту деятельность накладываются требования законодательства в отношении защиты информации ограниченного доступа, а также охрану интеллектуальной собственности. Поэтому, безусловно, следует обеспечивать максимально высокий уровень безопасности информационного обмена в телекоммуникационных и информационных системах Управы в соответствии с требованиями законодательства.
Рассматривая мероприятия, направленные на повышение технической эффективности базы данных, необходимо отметить, что система непрерывно совершенствуется и дорабатывается коллективом высококвалифицированных программистов и специалистов органов социальной защиты района и города, имеющих многолетний опыт и глубоко изучивших проблему.
В целом направления совершенствования организации социальной защиты населения в Управе района Нагатино-Садовники можно представит в виде следующей схемы:

Рис. 13. Направления совершенствования системы социальной защиты населения района Нагатино-Садовники

Необходимо развитие системы баз данных, направленное на:
– представление пользователю дополнительного сервиса и создание условий для более производительной работы, основанной на современных технологиях;
– комплексное решение в одном пакете всех вопросов, относящихся к сфере деятельности органов социальной защиты населения района, милиции и др. органов;
– создание дополнительных удобств для обслуживания населения, оперативное решение вопросов, связанных с отправлением функций социальных выплат и социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;
– существенная доработка блока логического контроля и обеспечение ежемесячного тестирования БД с целью предотвращения ошибок и возможного нецелевого расходования государственных средств;
– расширение интеллектуальных возможностей системы при вводе информации, ее анализе и реализации прикладных функций;
– перевод системы в графику и создание на этой основе дополнительных для пользователя возможностей и сервиса;
– развитие внутренних и внешних Интранет-сетей с отделениями милиции, участковыми и др.;
– доработка системы формирования отчетов по базе данных возможностью формирования диаграмм и графиков по выбранным показателям;
– переработка имеющейся системы гипертекстовой помощи по законодательным актам возможностью редактирования ее конечным пользователем, оперативного пополнения обновленной нормативной информацией, а также возможностью просмотра извне и контекстного поиска.
В результате внедрения предложенных мероприятий Управа достигнет следующих основных целей:
1. Снижение затрат труда и времени клиента на получение государственных услуг в сфере социальной защиты населения района Нагатино-Садовники.
2. Рациональная поддержка квалификационного уровня сотрудников Управы.
3. Совершенствование механизма управления сферой социальной защиты в районе Нагатино-Садовники.
3.2. Мероприятия по совершенствованию социальной защиты населения

В период кризиса, когда все усилия правительства направлены на поддержание социального благополучия населения и, выделяемые финансовые средства, нередко поступают неритмично, очень важным оказывается надежный и оперативный обмен информацией и базами данных между городским Комитетом по социальной защите населения администрации г. Москва и районными органами (рис. 14).

Рис. 14. Схема обмена информацией и базами данных между районными органами социальной защиты и городским комитетом по социальной защите населения
Только в случае безотказной работы системы, обеспечивающей круглосуточный информационный обмен между всеми звеньями, можно рассчитывать на правильное и своевременное назначение и выплату пенсий и пособий (рис.15).

Рис. 15. Схема обмена информацией между районными и городским комитетами по социальной защите населения

Для осуществления расчетов по выплате пенсий и пособий гражданам района в отделе по социальной защите населения предлагается использовать локальную вычислительная сеть (ЛВС), включающая в себя 2 файловых сервера и около 30 рабочих станций, которая дутее работать под управлением операционной системы фирмы Novell «NetWare 9.26», которая обеспечивает высокую надежность и безопасность (рис. 16).
Рассмотрим более подробно работу предлагаемой сети.
Один из серверов – 4300 является основным файловым сервером, обеспечивающим технологический процесс расчета пособий. На сервере развернута база данных всех получателей пособий района, архивы выплатной и другой документации, также сервер служит для обмена данными между специалистами отдела. Второй сервер BM_GATEWAY служат непосредственно для связи с городским отделом социальной защиты населения.

Рис. 16. Схема локальной вычислительной сети отдела социальной защиты населения

Сервер имеет процессор Pentium-VI с тактовой частотой 750 MHz, высокопроизводительный RAID-контроллер 7-го уровня, позволяющий производить замену вышедшего из строя жесткого диска без выключения системы, а также накопитель на магнитно-оптическом диске емкостью 12 GB для ежедневного резервного копирования данных.
На сервере BM_GATEWAY установлен программный продукт «Novell Connect» фирмы «Novell» (клиентская часть), позволяющая удаленным пользователем подключаться к ЛВС городского Комитета по социальной защите и связываться с отделами других районов и осуществлять сеанс связи, в течение которого передается или принимается оперативная расчетная информация, а также обновления или исправления программного обеспечения, свежие антивирусы, служебная почта и т. д. Технически это реализуется следующим образом: к серверу, работающему под управлением «Novell Connect», через последовательные порты подключены два модема U.S.Robotics Courier 56k, которые в свою очередь соединены с телефонными каналами связи, обслуживающими только эту систем. Планирование входа в ЛВС Комитета удаленных клиентов, их регламент работы, безопасность – все это управляется посредством операционной системы «Novell NetWare 9.26» и «Novell Connect».
Существует график работы удаленных пользователей, жестко отслеживаемый системой, отключая пользователей, которые могут нарушить регламент работы с ЛВС отдела социальной защиты.
По разработанному графику администратор баз данных районного звена запускает команду, которая подгружает клиентскую часть операционной системы «Novell Connect», следует автоматический набор номера и соединение с ЛВС Комитета. Находясь в традиционной, удобной для работы районного звена инструментальной оболочке Norton Commander, администратор получает на время сеанса связи дополнительные диски, являющиеся каталогами сервера городского Комитета, предназначенные для данного органа социальной защиты населения. Инспектор передает и принимает данные (информацию) просто копируя ее, то есть, переписывая файлы в нужные каталоги. График регламентирует сеанс связи удаленного клиента с 8 до 18 часов, после 18 часов и до 8 утра вход в сеть свободный.
В рамках мероприятий по повышению эффективности взаимодействия и сохранности личных данных населения района предлагается переход на более скоростные, современные протоколы передачи информации по каналам связи. Для этого используется сервер BM_GATEWAY с программным обеспечением «Border Manager» фирмы Novell, которая позволила сконфигурировать сервер FTP, использующий для передачи файлов типовой протокол сети INTERNET (File Transport Protocol). Экспериментально было установлено, что использование протокола FTP сокращает сеанс связи, позволяя за одно и тоже время передавать в 1,4 раза больше информации, чем клиентам «Novell Connect». Еще одним достоинством является возможность реализовать процесс дописывания (докачки) файла, в том случае если сеанс связи обрывается и происходит повторное соединение.
Отдел социальной защиты населения района должен иметь собственную внутреннюю сеть, аналогичную сети ОАО «Сбербанк», через которую осуществляется доступ к Интранет-сети городского отдела социальной защиты населения (рис. 17). Это выведет на качественно новый уровень организацию работы и позволит передавать отчетные документы и другие необходимые сведения по всем категориям граждан, имеющих социальную защиту, на серверы вышестоящих организаций, ежедневно получать законодательную и иную информацию из Министерства здравоохранения и социального развития РФ, следить за событиями в социальной сфере. При этом данные серверов будут более надежно сохранены от доступа посторонних лиц и от взлома, а также хакерских атак. Это уменьшит шансы мошенников на доступ к базе данных населения района.

Рис.17. Схема работы с Internet через локальную сеть районного комитета по социальной защите населения и администрации г.Москва через Internet-сервер городского отдела социальной защиты
Между Комитетом по информационным ресурсам и телекоммуникациям администрации города и районным Комитетом социальной защиты должна быть организована хорошо защищенная выделенная телефонная линия, установлены модемы ZYXEL 1496Е, хорошо адаптированные для работы на выделенных каналах связи. Один из модемов привязан через маршрутизатор к Интернет-серверу администрации области а другой через последовательный порт к серверу BM_GATEWAY.
На сервере BM_GATEWAY, работающем под управлением «Border Manager» установлен IP-IP шлюз, а на определенных клиентских рабочих станциях Отдела, связанных по локальной сети с сервером проинсталлирована поддержка протокола TCP/IP с индивидуальным IP-адресом. Это решение позволяет одновременно нескольким работникам, назначенным руководством Отдела работать в сети Интернет со своих рабочих станций.
Все районные комитеты социальной защиты и городской Комитет включены в список пользователей Интранет-сети городской администрации и работают с почтовым сервером (рис.18).

Рис.18.Схема работы городского и районных комитетов по соцзащите с Интранет-сервером администрации г. Москва
Это дает возможность иметь дополнительный постоянный параллельный канал передачи информации, а также обеспечивает доступ к нормативным правовым, информационно-аналитическим, социально-экономическим базам данных городской администрации.
3.3. Анализ экономической эффективности разрабатываемых мероприятий

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

Целью ВКР являлась разработка мероприятий по совершенствованию механизмов социальной защиты населения на основе современных технологий.
В соответствии с поставленной целью в работе был решен ряд задач и сделаны следующие выводы:
Социальная политика в настоящее время находится на таком переломном моменте, когда, по сути, не выработаны направления российского общества, по какому пути развития пойдет государство неизвестно. Идет реформирование пенсионной системы, социального, медицинского страхования, жилищно-коммунального хозяйства и образования.
Главными задачами системы социальной защиты являются: борьба с бедностью, поддержка пожилых людей, решение демографической проблемы, защита детей, поддержка и укрепление семьи. Одной из адресных мер социальной поддержки являются жилищные субсидии. Круг их получателей, установленный федеральной нормативной базой, был областью инициативно расширен за счёт многодетных семей, пенсионеров, одиноких матерей. На органы социальной защиты были также возложены назначения и выплата различных видов компенсаций. Социальное обслуживание детей, оказавшихся в трудной ситуации, семей с детьми, пожилых людей и инвалидов осуществляют комплексные центры, центры помощи семье и детям, специализированные учреждения для несовершеннолетних, социально-реабилитационные центры и дома-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Управление социальной защиты населения района Нагатино-Садовники осуществляет свою деятельность под руководством Управы района и Управления социальной защиты населения Южного административного округа и Департамента социальной защиты населения города Москвы во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с общественными, благотворительными и другими организациями.
Управление социальной защиты населения района обеспечивает реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
В работе была проведена оценка организации работы отдела социальной защиты населения Управы района Нагатино-Садовники г.Москва. Управа проводит активную политику по организации поддержки населения района в трудных жизненных ситуациях. Проводится активная политика с малоимущими слоями населения, ветеранами, детьми и подростками.
На основании проведенного исследования сделаны выводы, что основными организационными проблемами управления социальной защитой населения района Нагатино-Садовники являются: кадровая проблема, низкий уровень взаимодействия Управления с населением, проблема информационной безопасности (утечки информации), проблема сбора и обработки статистической информации.
В результате было рекомендовано:
1. Развить «Электронный социальный регистр населения» за счёт расширения функциональности, включения новых служб и направлений.
2. Сформировать инфраструктуру коллективного доступа к информации о правах граждан в сфере социальной защиты и способах их реализации.
3. Автоматизировать процессы, связанные с социальным положением клиента (разработка и внедрение автоматизированной информационной системы поддержки управления сферой социальной защиты населения района; совершенствование системы электронного документооборота Управы).
Необходимо развитие системы баз данных, направленное на:
– представление пользователю дополнительного сервиса и создание условий для более производительной работы, основанной на современных технологиях;
– комплексное решение в одном пакете всех вопросов, относящихся к сфере деятельности органов социальной защиты населения района, милиции и др. органов;
– создание дополнительных удобств для обслуживания населения, оперативное решение вопросов, связанных с отправлением функций социальных выплат и социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;
– существенная доработка блока логического контроля и обеспечение ежемесячного тестирования БД с целью предотвращения ошибок и возможного нецелевого расходования государственных средств;
– расширение интеллектуальных возможностей системы при вводе информации, ее анализе и реализации прикладных функций;
– перевод системы в графику и создание на этой основе дополнительных для пользователя возможностей и сервиса;
– развитие внутренних и внешних Интранет-сетей с отделениями милиции, участковыми и др.;
– доработка системы формирования отчетов по базе данных возможностью формирования диаграмм и графиков по выбранным показателям;
– переработка имеющейся системы гипертекстовой помощи по законодательным актам возможностью редактирования ее конечным пользователем, оперативного пополнения обновленной нормативной информацией, а также возможностью просмотра извне и контекстного поиска.
В результате внедрения предложенных мероприятий Управыдостигнет следующих основных целей:
1. Снижение затрат труда и времени клиента на получение государственных услуг в сфере социальной защиты населения района.
2. Рациональная поддержка квалификационного уровня сотрудников Управы.

Список использованных источников
Нормативно – правовые источники:
1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года) – М.: Право, 1993. – 130 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51.
3. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». ФЗ № 8 от 8.01.1998
4. «О государственной службе в городе Москве». Закон города Москвы от 29 октября 1997 г. № 43
5. «О ветеранах» ФЗ № 5 от 12.01.1995
6. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ФЗ № 81 от 19.05.1995
7. «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» ФЗ № 20 от 23 февраля 1996 г
8. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года.
9. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Собрание законодательства РФ. 1995. № 32
Учебники, монографии, брошюры:
10. Авакьян С. А., Лютцер В. Л., Пешин Н. Л., Сивицкий В. А., Тимофеев Н. С.. Муниципальное право России. 2012. – 316с.
11. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 243 с.
12. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. М.: РАГС, 2013. – с.28
13. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2006.- 546 с.
14. Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы аналитический обзор направлений и содержания реформирования государственной службы в РФ. – СПб.: Питер, 2015. – с. 52.
15. Борисоглебская Л.Н., Кирсанов С.А. Государственные и муниципальные финансы. Финансирование социальных услуг. Андреевский Издательский дом, 2014. – 360 с.
16. Виханский О.С. Менеджмент: учебное пособие/ О.С. Виханский. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2015. – 459 с.
17. Волгин Н.А., Егоров В.К., Калашников С.В. Социальная политика в муниципальных образованиях. – М.: Альфа-Пресс, 2016. – 568 с.
18. Волкова, В.В. Государственная служба : учебное пособие / В.В. Волкова, А.А. Сапфирова. – М. : Юнити-Дана, 2015. – 207 с. – (Экзамен). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-01741-9 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114695.
19. Государственная служба: Учеб. пособие для вузов / Волкова В.В., Сапфирова А.А. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 207 с. пособие для вузов. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 287 с.
20. Государственная и муниципальная служба : Учебник для вузов / Под ред. В.И. Петрова. – М. : Юрайт, 2014. – 365 с.
21. Государственная служба :учебное пособие /В. В. Волкова, А. А. Сапфирова. -М. :Юнити-Дана :Закон и право, 2012 -208 с.-(Экзамен).- Библиогр. : с. 203 – 205
22. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
23. Дафт Р.Л. Теория организации: учебник для студентов вузов/ Р.Л.Дафт. – М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 736 с.
24. Елагин Р. И. Административное право России. – М.: Книжный мир, 2011. – 384 с. Эл. адрес: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89879
25. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2015.- 340 с.
26. Зайнышев И.Г., Ерохин Ю.С. и др. Технология социальной работы, Владос, 2016. – 240 с.
27. Захарова, Т.И. Государственная служба и кадровая политика : учебное пособие / Т.И. Захарова. – М. : Евразийский открытый институт, 2011. – 312 с. – ISBN 978-5-374-00365-9 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90960
28. Кабашов, С.Ю. Государственная служба в РФ : учебное пособие / С.Ю. Кабашов. – М. : Флинта, 2009. – 304 с. – ISBN 978-5-9765-0253-6, [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=54556
29. Кеворков В.В., Кеворков Д.В. Практикум по маркетингу – М.: КНОРУС, 2008. – 544 с.
30. Кутелев П. В. Организационный инжиниринг: Технологии реинжиниринга бизнеса. – Ростов: Феникс, 2013. – 224 с.
31. Лапина М. А. Административное право Часть 1. М.: Московский Университет им. С.Ю. Витте, 2013. https://online.muiv.ru/media/lib/books/administrativnoe-pravo-chast-1/xbook380/book/index/index.html
32. Лапина М. А. Административное право Часть 2. М.: Московский Университет им. С.Ю. Витте, 2013. https://online.muiv.ru/media/lib/books/administrativnoe-pravo-chast-2/xbook381/book/index/index.html
33. Латфуллин Г.Р. Теория организации: учебное пособие / Г.Р.Латфуллин. – СПб.: Изд-во Лань, 2009. – 392 с.
34. Мазур, И.И. Реструктуризация предприятий и компаний: учебное пособие/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – М.: Изд-во Высшая школа, 2008. – 281 с.
35. Марк Донброк. Монография «Стратегия – это просто!»
36. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 5-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 456 с.
37. Потапова А. А. Административное право. Конспект лекций. М.: Проспект, 2015. https://online.muiv.ru/lib/books/100246/
38. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Портер; Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
39. Право социального обеспечения: Учебное пособие /Под ред. К. Н. Гусова. М.: Рассвет, 20104. – 345 с.
40. Фатхутдинов Р.А., Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Изд-во Эксмо, 2012.- 544с.
41. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2008. – 656 с.
Периодические издания:
42. Ивантер В.В., Узяков М.Н., Шокин И.Н. и др. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007–2030 гг. (по вариантам) // Проблемы прогнозирования. — 2007. — 6(105). — С. 21–26.
43. Московцев А.Ф. Институциональные факторы становления современной модели корпоративного управления // Региональная экономика. — 2015. — 18(75). — С.9–17.
Электронные ресурсы:
44. Материалы официального сайта издательства «Российская газета». Режим доступа: [http://www.rg.ru/]
45. Материалы официального сайта Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
46. Материалы официального сайта Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.economy.gov.ru
47. Материалы сайта Института экономики переходного периода. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.,1998]. – Режим доступа: http://www.iet.ru/
48. Официальный сайт социальной защиты населения г.Москва – www.kszn.ru
49. Официальный сайт Управы района Нагатино-Садовники г.Москва http://n-sadovniki.ru/



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.