Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.
Культура формируется веками и является основой общественной жизни, поскольку содержит нормы и ценностные установки, определяющие как поведение отдельных индивидов, так и взаимодействия больших групп людей между собой. Попытка государственного воздействия на культуру с целью ее преобразования, изменения влечет за собой исключительно негативные последствия, среди которых можно назвать открытый бунт, эмиграцию или маргинализацию носителей культурных традиций.
Сфера культуры и идеологии — деликатная сторона жизни общества, но государственное регулирование в какой-то мере распространяется и на нее. Функции государственного управления в области культуры, в основном, связаны с охраной культурного наследия и обеспечением доступа граждан к культурным ценностям общества. Однако общество развивается и попытка сохранить отжившие культурные образцы, по сути, будет столь же антиобщественным действием, как попытка уничтожить произведение искусства, имеющее непреходящую культурную ценность.
Степень разработанности темы характеризуется усилением внимания к вопросу повышения эффективности выполнения функций органов власти в области культуры. При этом крайне мало внимания уделяется проблеме корректировки и пересмотра самих функций, часть которых явно утрачивают свою актуальность.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государственное управление сферой культуры нуждается в постоянном теоретическом и методическом обеспечении. Важность этой проблемы повышается не только в связи с той ролью, которую культура играет в системе общественных отношений, но и в силу огромного разнообразия национальных и этнических культурных традиций в нашей стране. В связи с этим, особую актуальность приобретает совершенствование системы государственного управления в сфере культуры именно на региональном уровне, где и учитываются особенности национальных и культурных традиций.
Объектом исследования является Департамент культуры Брянской области.
Предмет исследования – механизмы совершенствования деятельности органа государственного управления в области культуры.
Целью написания выпускной квалификационной работы является выявление путей совершенствования системы государственного управления в области культуры в субъекте Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
1 Рассмотреть теоретические аспекты государственного управления в сфере культуры.
2 Охарактеризовать структуру и функции Департамента культуры Брянской области как органа государственного управления субъекта РФ.
3 Проанализировать систему государственного управления сферой культуры в регионе.
4 Разработать основные направления совершенствования системы государственного управления в области культуры.
Теоретической базой для выпускной квалификационной работы послужили нормативные акты Российской Федерации и Брянской области, научные труды ученых и специалистов практиков в области государственного управления.
Среди авторов, посвятивших свои работы исследованию проблем государственного управления в области культуры, необходимо указать Л.А. Батурина, В.А. Гневко, Н.И. Глазунову, М.А. Савину, В.М. Соколова и др.
В выпускной квалификационной работе использовались такие методы как: абстрактно-логический метод, метод анализа и синтеза, сравнения метод анализа, статистико-аналитический метод, табличный метод, монографический, экономико-статистический, графический метод.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике и последовательности поставленных задач.
Первый раздел работы посвящен рассмотрению теоретических аспектов государственного управления в области культуры.
Во втором разделе дан анализ системы государственного управления в области культуры в Брянской области.
В третьем разделе представлены мероприятия по совершенствованию государственного управления в области культуры в субъекте РФ.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 61 листе печатного текста, содержит 3 рисунка, 40 наименований библиографии.

1 Теоретические аспекты государственного управления в области культуры

1.1 Сущность государственной культурной политики

1.2 Система органов государственного управления в области культуры

1.3 Финансирование сферы культуры

 

Управление сферой культуры является важным направлением государственной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на территории страны.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры. [1; 8; 9]

Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения. [8]

Культурное наследие – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.[8]

Культурные блага – услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность – деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ. [26; С. 103]

К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности:

– культурно-просветительская деятельность;

– театрально-концертная деятельность;

– цирковая деятельность;

– декоративно-прикладное искусство;

– библиотечное дело;

– музейное дело;

– историко-архивная деятельность;

– кино-видеопроизводство;

– изобразительные искусства;

– содержание и реставрация памятников истории и культуры;

– радио и телевидение;

– краеведение.

Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений культуры. [8]

На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.

Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора). [9]

 

1.2 Система органов государственного управления в области культуры

 

Государственное управление в области культуры осуществляют Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), а также находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральное архивное агентство. [8]

Рис. 1. Федеральные органы управления сферой культуры

>

Доступа нет, контент закрыт

2 Анализ системы управления в области культуры Брянской области

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Организационная характеристика Департамента культуры

2.2 Анализ проблем государственного управления в области культуры

 

Управление культуры Брянской области было создано в 1958 году по решению Брянского областного исполнительного комитета и Совета народных депутатов и именовалось: управление культуры Брянского облисполкома.

В 1991 году в связи с ликвидацией областного исполнительного комитета его полномочия были переданы новому органу – администрации Брянской области. Постановлением № 1 от 19.12.1991 администрации области функции по осуществлению культурной политики в регионе были переданы управлению культуры администрации Брянской области.

В 2004 году произошла реорганизация этого органа исполнительной власти и в соответствии с постановлением администрации Брянской области № 131 от 02.03.2004г. учреждение стало носить название «Управление культуры Брянской области».

В 2006 году управлению культуры области были переданы функции по охране и сохранению историко-культурного наследия области, а именно:

– недвижимых памятников истории и культуры;

– уникальных музейных экспонатов, литературных фондов, произведений искусства, уникальных и особо ценных предметов материальной культуры, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, искусства, науки и техники, традиционной народной культуры, так как сохранение национальных культурных ценностей – приоритетное направление как для Российской Федерации в целом, так и для Брянской области в частности. Необходимость сохранения культурного наследия обусловлена проблемой стремительного разрушения памятников истории и культуры, неудовлетворительным состоянием сохранности музейных и библиотечных фондов, особенно в муниципальных образованиях, утратой основ традиционной народной культуры.

1 марта 2008 года произошла реорганизация управления культуры, в результате которой был упразднен отдел по охране и сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и созданы два исполнительных органа, наделенные соответствующими функциями: управление культуры области и комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия области.

Указом Губернатора Брянской области от 1 апреля 2013 года № 293 утверждено Положение о Департаменте культуры Брянской области.

Департамент культуры Брянской области — орган исполнительной власти Брянской области. Департамент культуры проводит государственную политику в сфере развития культуры и искусства Брянской области, разрабатывает стратегию и оптимальные условия их развития, содействует демократизации процессов культурного строительства и в пределах своей компетенции несет ответственность за практическое осуществление своей деятельности на территории области.

Работники Департамента культуры являются государственными гражданскими служащими Брянской области в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы области.

Департаменту культуры подведомственны государственные областные учреждения культуры и искусства, образовательные учреждения, включающие в себя профессиональные специальные учебные заведения отрасли культуры, образовательные учреждения дополнительного образования детей и учреждения образования, осуществляющие переподготовку творческих и управленческих кадров сферы культуры и искусства.

В этот перечень включены следующие государственные областные учреждения культуры и искусства:

– ГАУК «Брянский областной ордена Трудового Красного Знамени театр драмы им. А.К. Толстого»;

– ГАУК «Брянский областной театр кукол»;

– ГАУК «Брянский областной театр юного зрителя»;

– ГАУК «Брянская областная филармония»;

– ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева;

– ГБОУ СПО «Брянский областной колледж музыкального и изобразительного искусств»;

– ГБОУ СПО «Брянский областной колледж искусств и культуры»;

– ГБОУ ДПО (повышения квалификации) «Брянский областной учебно–методический центр культуры и искусства»;

– ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей»;

– ГАУК «Брянский областной методический центр «Народное творчество»;

– ГАУК «Музей дятьковского хрусталя»;

– ГАУК «Государственный мемориальный историко – литературный музей – заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»;

– ГАУК «Мемориальный комплекс «Партизанская поляна»;

– ГАУК «Брянский областной планетарий»;

– ГБУК «Брянский областной художественный музейно – выставочный центр»;

– ГКУ Брянской области «Государственный архив Брянской области»»;

– ГБУК «Центр историко – культурного наследия и туристско – информационной деятельности Брянской области»;

– ГБУК «Брянская областная детская библиотека»;

– ГБУК «Брянская областная специальная библиотека для слепых и слабовидящих».

Помимо государственных учреждений культуры в этой сфере осуществляют деятельность иные организации.

Имущество Департамента культуры является собственностью Брянской области и состоит из закрепленных за ним на праве оперативного управления основных и финансовых средств.

Департамент культуры является юридическим лицом, имеет гербовую и другие печати установленного образца, угловой штамп, бланки с символикой Брянской области и своим наименованием, расчетные и другие счета в органах казначейства.

Департамент культуры возглавляет Директор Департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Брянской области. Он руководит деятельностью Департамента, его структурными подразделениями и подведомственными организациями, несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение Департаментом возложенных на него задач и осуществление им своих функций, осуществляет прием и увольнение с работы руководителей, заместителей и главных бухгалтеров подведомственных организаций сферы культуры и искусства. Директор Департамента утверждает правила внутреннего распорядка и функциональные обязанности сотрудников Департамента, представляет к награждению, материальным поощрениям наиболее отличившихся сотрудников,

Доступа нет, контент закрыт

3 Совершенствование государственного управления в области культуры Брянской области

3.1 Основные направления совершенствования управления в области культуры

3.2 Мероприятия по совершенствованию управления в области культуры

 

Сотрудники учреждений культуры в значительной степени загружены «текучкой» и не в состоянии уделять время и энергию на реализацию коммерческих проектов. Однако существуют механизмы разового привлечения к деятельности большого количества людей. Наиболее эффективным из этих механизмов является волонтерство.

Помимо традиционных штатных сотрудников, некоммерческие организации культуры активно привлекают к работе добровольцев.

Труд добровольцев, или волонтеров, с каждым годом становится все более важным ресурсом развития мировой экономики. Наиболее давние традиции волонтерства принадлежат США, где уже в XIX в. добровольческое движение оказывало заметную роль в функционировании различных некоммерческих организаций. Ежегодно около 45,9% населения США задействовано в роли волонтеров в среднем 4 часа в неделю, из них в сфере культуры — 4,1%. Участие в добровольчестве принимают все слои населения, независимо от уровня образования, профессии и доходов. Волонтерство рассматривается населением как форма гражданского участия в общественно-полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социальных проблем. Таким образом, добровольчество является важной составляющей демократического общества.

Бурное развитие волонтерства в США привело к использованию многими некоммерческими организациями культуры труда добровольцев в качестве основного ресурса. Чаще всего подобная практика характерна для небольших музеев, галерей и др.

Кроме того, популярность добровольчества стала причиной появления в США отдельных организаций, занимающихся подготовкой и распределением волонтеров в некоммерческие структуры. Это различного рода благотворительные центры, агентства, специализирующиеся в сфере добровольческих трудовых отношений.

В России, в отличие от США, уровень развития добровольчества остается крайне низким. Привлечение волонтеров в целях поддержки некоммерческих организаций развито слабо.

Однако необходимо заметить, что добровольчество для России не выступает новым явлением, оно имеет давние традиции еще с XIX в. Различные слои населения в годы царской власти активно принимали участие в помощи малоимущим, детям-сиротам, работая на добровольной и безвозмездной основе в приютах, больницах, школах. В годы советской власти волонтерство приняло новую форму. Участие в общественных работах на безвозмездной основе приобрело принудительный характер. Таким образом, основной принцип добровольного участия перестал соблюдаться, что оказало негативное воздействие на отношение населения к труду волонтеров.

В РФ институт волонтерства начал законодательно оформляться только с середины 1990-х гг., в связи с чем крайне актуальными остаются вопросы правового и экономического регулирования добровольческой деятельности.

Волонтерство основывается на добровольном, не требующем оплаты труде. Следовательно, мотивами волонтерства являются не материальное поощрение, асоциальные, благотворительные и духовные интересы. Труд волонтеров в организации культуры обычно сводится к работе с посетителями, помощи в проведении мероприятий, сбору внешней информации и т. д. Однако добровольность труда отнюдь не предполагает хаотичный характер работы. Как правило, отношения между добровольцем и нанимающей организацией регулируются договорными обязательствами, которыми строго определяется объем работ.

Кроме того, несмотря на добровольность, волонтерство сопряжено с определенным уровнем ответственности. К примеру, волонтеры несут ответственность за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, а также деятельность, подрывающую репутацию организации и т. п. Все это позволяет рассматривать волонтерство как особую систему трудовых отношений.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.
В связи с этим, государственное управление сферой культуры нуждается в постоянном теоретическом и методическом обеспечении. Эта проблема приобретает особую актуальность не только в связи с той ролью, которую культура играет в системе общественных отношений, но и в силу огромного разнообразия национальных и этнических культурных традиций в нашей стране.
Государственное управление в области культуры осуществляют Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), а также находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральное архивное агентство.
Управление сферой культуры в нашем регионе осуществляется Департаментом культуры Брянской области, созданным в апреле 2013 года в результате слияния следующих органов исполнительной власти Брянской области: Управление культуры Брянской области и Управление архивов Брянской области.
Департамент культуры Брянской области — орган исполнительной власти Брянской области. Департамент культуры проводит государственную политику в сфере развития культуры и искусства Брянской области, разрабатывает стратегию и оптимальные условия их развития, содействует демократизации процессов культурного строительства и в пределах своей компетенции несет ответственность за практическое осуществление своей деятельности на территории области.
Основными стратегическими целями государственной политики в сфере культуры Брянской области являются:
1 Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям.
2 Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни.
Департаменту культуры в его деятельности подведомственны государственные областные учреждения культуры и искусства:
– ГАУК «Брянский областной ордена Трудового Красного Знамени театр драмы им. А.К. Толстого»;
– ГАУК «Брянский областной театр кукол»;
– ГАУК «Брянский областной театр юного зрителя»;
– ГАУК «Брянская областная филармония»;
– ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева;
– ГБОУ СПО «Брянский областной колледж музыкального и изобразительного искусств»;
– ГБОУ СПО «Брянский областной колледж искусств и культуры»;
– ГБОУ ДПО (повышения квалификации) «Брянский областной учебно–методический центр культуры и искусства»;
– ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей»;
– ГАУК «Брянский областной методический центр «Народное творчество»;
– ГАУК «Музей дятьковского хрусталя»;
– ГАУК «Государственный мемориальный историко – литературный музей – заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»;
– ГАУК «Мемориальный комплекс «Партизанская поляна»;
– ГАУК «Брянский областной планетарий»;
– ГБУК «Брянский областной художественный музейно – выставочный центр»;
– ГКУ Брянской области «Государственный архив Брянской области»»;
– ГБУК «Центр историко – культурного наследия и туристско – информационной деятельности Брянской области»;
– ГБУК «Брянская областная детская библиотека»;
– ГБУК «Брянская областная специальная библиотека для слепых и слабовидящих».
Помимо государственных учреждений культуры в этой сфере осуществляют деятельность иные организации.
Представляет интерес практика организации использования труда волонтеров в учреждениях культуры. В качестве организационной формы можно предложить создание Центра волонтеров Брянской области, ориентированного на участие школьников и студентов, однако с широкими возможностями участия представителей различных слоев населения, в том числе пенсионеров.
Для придания работе с волонтерами систематического характера предлагается проект Положения о волонтерской службе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.01.2016 № 7-ФЗ)
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.01.2016 № 7-ФЗ
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».
5. Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. от 30.12.2015)
6. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 г. (в ред. от 30.12.2015);
7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003г. (в ред. от 15.02.2016)
8. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» №3612-I от 9 октября 1992 г. (в ред. от 28.11.15) (с изм. и доп. вступившими в силу с 01.01.2016)
9. Федеральный закон от 25.06 2007 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред.от 09.03.2016)
10. Федеральный Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (действующая редакция от 24.11.2014)
11. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 года № 808 № «Об утверждении Основ государственной культурной политики Российской Федерации»
12. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2606-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры».
13. Закон Брянской области от 10 июля 2005г. № 46-3 «О государственной гражданской службе в Брянской области». [Электронный ресурс] //Консультант-Плюс, октябрь 2007.
14. Закон Брянской области от 7 апреля 1999г № 23 – З «О культурной деятельности на территории Брянской области» (с изм. и доп. от 25. 03.2009г.
15. Закон Брянской области от 09.06.2015 № 41-З «Об инвестиционной деятельности в Брянской области»//Консультант-Плюс, октябрь 2015
16. Указ Губернатора Брянской области от 9 июля 2013 г. № 451 «Об утверждении сводного перечня основных мероприятий по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 – 606»
17. Указ Губернатора Брянской области от 22 июля 2013 г. № 467 «О внесении изменений в Указ губернатора Брянской области от 9 июля 2013 года № 451 «Об утверждении сводного перечня основных мероприятий по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 – 606»
18. Указ Губернатора Брянской области от 21 февраля 2013 г. № 154 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на повышение эффективности сферы культуры Брянской области»
19. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. — М.: ОАО «НПО «Экономика», 2010. 302 с.
20. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление – М.: Финансы и статистика, 2012.
21. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.; ЮНИТИ, 2014. – 624 с.
22. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: ИЗД-ВО ТА-ТУ, 2011. – 486 с.
23. Гончаров В.В. В поисках совершенного управления: Руководство для высшего управленческого персонала. В 2 т. М.: МНИИПУ, 2014. С. 492.
24. Гневко В.А. Государственное и муниципальное управление: менеджмент территорий и отраслей; СПб, 2011. – 401 с.
25. Государственное и муниципальное управление: справочник / Под. ред Н.И, Глазуновой. – М.: Изд-во «МАГИСТР», 2012 г. – 496 с.
26. Искусство решения государственных проблем / под ред. К. Мослевского. М.: Мир. 2014. С. 220.
27. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФРА – М.,2014. – 208с.
28. Конов В. Экономическая политика региона в аспекте реформ. М.: Экономист. 2011. С. 307.
29. Наговицина Л.П., Семенова А.К. Тактика и стратегия государственного и муниципального управления. СПб. 2012. С. 158.
30. Пикулькин А.И. Система государственного управления. М. 2014. С.300.
31. Румянцева З.П. и др. Общее управление государством: принципы и процессы. М.: ИНФРА-М. 2015. С. 546.
32. Савина М.А. Система управления учреждениями культуры// Труды СГА. Гуманитарные науки. М.: СГА. Выпуск 107. № Сентябрь. С. 98-107. – (0,5 п. л.)
33. Соколов В.М. Социологический анализ этических проблем государственной службы//Служба кадров 7/2015, с.16.
34. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ,2014. – 560с.
35. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2013 г. – 304 с.
36. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 310 с.
37. Чаянов А.В. Структура и стратегия государственного управления. М. 2014. С. 255.
38. Широков А.Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправлении: Учебное пособие. – Спб., 2014. – 400с.
39. Экономика и социология труда: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.:ИНФРМА-М, 2012. – 584с. – (Серия «Высшее образование»).
40. Экономика социальной сферы / Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И. и др. Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2010. – 170с.



Соблюдайте авторские права

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Не сдавайте скачанную работу

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.