Содержимое

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие экономики и общества предъявляет высокие требования к подготовке востребованных и конкурентоспособных кадров, к уровню их способности решать научно-технические, инновационные, управленческие и другие задачи.

Развитие системы образования в Российской Федерации осуществляется в условиях эффективного использования современных информационных и коммуникационных технологий, с акцентированием внимания на реализации приоритетных фундаментальных исследований на базе современных технологических платформ.

В соответствии с направлениями развития страны, предложенными в проекте «Инновационная Россия – 2020», разработана модель «Российское образование – 2020».

Основными направлениями развития системы образования является повышение качества профессиональных кадров, для этого охват профессиональным образованием должен составить более 80 % населения.

В качестве основных факторов, характеризующих систему должны выступать: количество учреждений образования, численность обучающихся и преподавательского состава, публикационная деятельность, научные исследования и разработки, материально – техническая база образовательных организаций, а также внедрение новых информационных и коммуникационных технологий и развитие образовательных услуг.

Объектом исследования в работе выступает органы местного самоуправления муниципального образования город Норильск.

Предметом исследования является деятельность органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации и развитию учреждений образования.

Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по организации содержания и развитию учреждений образования, на примере органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

  1. дана характеристика полномочий и компетенций органов местного самоуправления в сфере образования;
  2. проанализирована нормативно-правовая база и основные инструменты реализации государственной политики в сфере образования органами местного самоуправления;
  3. дана характеристика муниципального образования город Норильск;
  4. рассмотрена деятельность органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск в организации содержания и развития образовательных учреждений;
  5. выявлены проблемы в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания развития образовательных учреждений;
  6. разработаны мероприятия по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений;
  7. проведена оценка экономической эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений.

Степенью разработанности проблемы являются официальные данные Министерства образования и науки Российской Федерации, материалы научных публикаций, периодической печати и официальных сайтов сети Internet по исследуемой тематике.

Практической значимостью является внедрение разработанных рекомендаций по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений. Также, некоторые положения настоящего исследования можно использовать в процессе изучения дисциплин по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В ведении отражены актуальность темы исследования, объект, предмет, цель и задачи исследования, степень разработанности проблемы, раскрыта практическая значимость и структура работы.

В первой главе отражены теоретические и методические основы деятельности органов местного самоуправления по организации содержания и развития образовательных учреждений.

Во второй главе проведен анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений.

В третьей главе разработаны практические рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений.

В заключении отражены выводы по рассмотренной теме и подведены итоги исследования.

В списке использованных источников отражены все источники, которые были использованы для написания выпускной квалификационной работы.

В приложения материалы, которые способствующие лучшему пониманию выпускной квалификационной работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1. Полномочия и компетенции органов местного самоуправления в сфере образования

1.2. Нормативно-правовые аспекты регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере образования

 

Система образования в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ и госстандартов образования, которые взаимодействуют между собой.

Реализующие их образовательные сети состоят из независимых один от других учреждений со своими типами и формами организационно-правового подчинения контролирующим и управляющим органам (рисунок 1.1).

Рис. 1.1. Структура управления образованием

Система образования охватывает около 30 млн. детей и молодежи, включая 7,2 млн. дошкольников, 14,5 млн. школьников, 2,7 млн. студентов среднего профессионального образования и 4,7 млн. студентов высшего образования, которые обучаются в почти 100 тыс. образовательных организаций. В государственных и муниципальных образовательных организациях работает около 5,1 млн. работников, в том числе около 2,5 млн. педагогических работников[1].

Реализация государственной политики на всех уровнях управления обеспечивает развитие системы образования, а также стабильное функционирование ее ключевых элементов – организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Делается все необходимое для обеспечения образования квалифицированными педагогическими и руководящими кадрами, которые должны соответствовать современным требованиям.

Осуществляется разработка федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и образовательных программ, обеспечивающих единство образовательного пространства Российской Федерации и в то же время предоставляющих возможность при организации учебного процесса учитывать индивидуальные образовательные потребности и способности обучающихся.

Управление системой образования осуществляется во взаимодействии федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с участием представителей общественности и работодателей и базируется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования, носит общественно-государственный характер[2].

[1] Доклад Правительства РФ Федеральному собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования 2014 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://government.ru/info/19334/

[2] Зельгин С.Г. Образование как объект правового регулирования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2013. – № 2. – С. 24-26.

>

Доступа нет, контент закрыт

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОРИЛЬСК ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Общая характеристика муниципального образования город Норильск

2.2. Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений

2.3. Проблемы в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания развития образовательных учреждений

2.1. Общая характеристика муниципального образования город Норильск

 

Норильск расположен на севере Красноярского края к югу от Таймырского полуострова, примерно в 90 км к востоку от Енисея. Это самый северный в мире город с постоянным населением более 150 000 жителей.

Население города по данным на 2015 год – чуть больше 176 тысяч человек. Норильск – второй по численности населения город в регионе, после Красноярска. Сегодня в состав Норильска входят города-районы Кайеркан, Талнах, жилое образование Оганер, поселок Снежногорск[1].

Обеспечение благополучной жизни норильчан в условиях Заполярья является основным приоритетом городской власти. В значительной степени достижению этой цели способствуют социальные программы Норильского Никеля.

Для повышения комфортности проживания норильчан возводятся оснащенные самым современным оборудованием культурные и спортивные сооружения, открываются детские сады.

Только в 2013 году в Норильске открылись 3 новых дошкольных учреждения. Ситуация с обеспеченностью местами в детских садах на сегодняшний день в Норильске наименее напряженная в Красноярском крае.

Уже более полувека Норильский индустриальный институт готовит высококвалифицированные инженерные кадры для Норильского промышленного района.

В городе действует отработанная схема ведения городского хозяйства, развитые система учреждений образования и здравоохранения.

Для социальной поддержки жителей Норильска разработаны муниципальные целевые программы, реализуются мероприятия социальной направленности, в том числе осуществляется переселение пенсионеров и инвалидов на «материк».

Градообразующее предприятие – Заполярный филиал ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», основной продукцией которой являются никель, кобальт, медь, металлы платиновой группы, золото, серебро. Высокая экономическая и финансовая эффективность «Норильского никеля» обеспечивает освоение минерально-сырьевой базы Енисейского Севера, высокие позиции на мировых рынках металлопродукции, и, как следствие, развитие экономики территории. На предприятиях «Норильского никеля» занято более 50 % населения города[2].

Сегодня экономика – краеугольная отрасль городской жизни. И управление экономики Администрации города Норильска можно сравнить со штабом, где решаются самые важные для норильской повседневности вопросы:

  • программирование социально-экономических процессов;
  • содействие деятельности местного бизнеса;
  • формирование и управление муниципальной собственностью;
  • проведение и интеллектуальное обеспечение реформ.

Норильский бюджет более чем на 90 % зависит от налоговых поступлений Заполярного филиала «Норильского никеля». Для городской экономики крайне важно уметь планировать процессы, отталкиваясь не только от насущных проблем, но и от таких факторов, как конъюнктура мировых цен на никель и медь или изменения в сбытовой политике компании.

Множество факторов, оказывающих влияние на экономическую жизнь региона, требуется учитывать изучать, отслеживать их динамику. Благодаря этому экономический блок, отвечающий за координацию городской жизни – это эрудированные, разносторонне образованные и квалифицированные сотрудники.

[1] Официальный сайт города Норильска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://norilsk-city.ru/

[2] Официальный сайт города Норильска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://norilsk-city.ru/

Доступа нет, контент закрыт

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОРИЛЬСК ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений

3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений

Образование является одной из важнейших составляющих интеллектуального потенциала нации. Развитие образования невозможно без создания современной информационной и коммуникационной инфраструктуры регионального управления, внедрения моделей информатизации в процесс содержания и развития образовательных учреждений, соответствующего ресурсного наполнения сферы образования.

С целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений, автором разработана муниципальная ведомственная программа «Внедрение единой автоматизированной информационной системы в деятельность Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска с целью повышения качества управления, содержания и развития образовательных учреждений на 2017 – 2018 годы».

Паспорт программы «Внедрение единой автоматизированной информационной системы в деятельность Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска с целью повышения качества управления, содержания и развития образовательных учреждений на 2017 – 2018 годы» представлен в Приложении 1.

Осуществление мероприятий муниципальной ведомственной программы «Внедрение единой автоматизированной информационной системы в деятельность Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска с целью повышения качества управления, содержания и развития образовательных учреждений на 2017 – 2018 годы» продолжит совершенствование системы управления сферой образования города Норильска на основе применения современных инфокоммуникационных технологий

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Образовательная политика и крупномасштабные реформы, проводимые в настоящее время в сфере образования, представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием российского образования.

В настоящее время сфера образования является одной из основополагающих систем развития экономического кластера любой страны. Одной из ее важнейших составляющих является управление образовательной сферой муниципального образования, которое выступает в виде системы целей, задач и устройств реализации, нацеленных на обеспечение населения социальными благами.

Процесс управления муниципальной сферой образования характеризуется организованной информативной базой, сложными решениями, и включает в себя исследование, диагностику актуальных проблем. В целом от координации организационных операций управления зависит состояние муниципальной сферы образования.

На сегодняшний день Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска является крупнейшим ведомством социальной инфраструктуры территории муниципального образования город Норильск. В отрасли занято более 6 700 человек, что составляет около 61,2 % работников учреждений бюджетной сферы или 7,8 % трудовых ресурсов всей территории муниципального образования город Норильск.

Среди выявленных проблем в деятельности Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска наряду с недостаточным предложением в оказании услуг по реализации прав граждан в возрасте до 3-х лет на получение дошкольного образования при стабильно высоком спросе на дошкольные образовательные услуги, необходимо отметить неадекватность существующей системы управления образованием реалиям действительности и практическое отсутствие инфокоммуникационной инфраструктуры системы образования вместе со слабым оснащением и Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска и учреждений образования современной компьютерной и коммуникационной техникой.

Качество результатов функционирования и развития образовательной системы определяется качеством управления, которое в свою очередь, напрямую зависит от уровня информированности субъекта управления.

Привычка работать по-старому традиционными методами характерна для управления. Не желание менять привычный стиль деятельности приводит к тому, что управление теряет такие важные качества как оперативность и ритмичность. В результате управленческие действия зачастую запаздывают и отличаются неадекватностью решений по отношению к объективной ситуации. Добиться оптимального взаимодействия можно только в том случае, если будет обеспечено гибкое реагирование управленческих органов на полученную информацию, а также изменение деятельности самих управленцев.

Решение этих задач возможно лишь при изменении информационной инфраструктуры управления образованием на основе внедрения информационных технологий, создания единого информационного пространства. Перспективы использования информационных технологий в управлении образованием огромны.

С целью повышения эффективности и качества управления муниципальной сферой образования города Норильска, автором разработана программа «Внедрение единой автоматизированной информационной системы в деятельность Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска с целью повышения качества управления, содержания и развития образовательных учреждений на 2017 – 2018 годы».

Осуществление мероприятий программы продолжит реализацию государственной политики по информатизации и будет способствовать совершенствованию деятельности Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска.

Расчёт эффективности программных мероприятий показал результат 92,5 %, что позволяет считать проект эффективным.

В результате выполнения программы «Внедрение единой автоматизированной информационной системы в деятельность Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска с целью повышения качества управления, содержания и развития образовательных учреждений на 2017 – 2018 годы» будет создана инфраструктура информатизации и коммуникации образования, включающая:

  • территориально-распределенную информационно-аналитическую систему отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта;
  • систему информирования населения и организаций о деятельности органов управления образованием;
  • систему информационных образовательных ресурсов;
  • сеть ресурсных центров информатизации образования;
  • опорные зоны информатизации и коммуникации системы образования.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4LQxUqGUS
  4. Абанкина И. В. Финансовое обеспечение дошкольного образования, присмотра и ухода в соответствии с новым законом об образовании // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2013. – № 5. – С. 4-7.
  5. Алехин Э.В. Экономика государственного и муниципального сектора / Э.В. Алехин. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. – 288 с.
  6. Ариунаа С. Актуальные проблемы бюджетного финансирования дошкольного образования // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2014. -№ 14. – С. 106-111.
  7. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2013. – 525 с.
  8. Балацкий Е.В. Элементы экономики государственного сектора / Е.В. Балацкий. – М.: Капитал страны, 2013. – 312 с.
  9. Баллаева Е. А. Проблемы развития альтернативных форм дошкольного образования // Народонаселение. – 2013. – № 1. – С. 64-73.
  10. Баранов М.Л. Правовая природа государственного контроля // Правозащитник. – 2013. – № 1. – С. 11-14.
  11. Беспалов М.В., Котенов В.А., Кузьмин А.В., Ряховская Т.В. Государственная политика и правовое регулирование в сфере образования и системе образовательных услуг в современной России // Социум. – 2014.­ – № 7. – С. 21-25.
  12. Быкова Ф.К., Табольская В.В. Муниципальная экономика и муниципальное управление: учебное пособие. – Набережные Челны: Издательство Института управления, 2015. – 217 с.
  13. Гусаров В. Рейтинг как способ повышения качества образования // Народное образование. – 2015. – № 2. – С.124-128.
  14. Жупанов Е.Е. Взаимодействие муниципальных и рыночных структур // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 14. – С. 32-40.
  15. Зельгин С.Г. Образование как объект правового регулирования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2013. – № 2. – С. 24-26.
  16. Зыкова Н.Н. Механизмы трансформации системы дошкольных образовательных учреждений в современных экономических условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 648-654.
  17. Кандрина Н.А. О некоторых проблемах эффективности правового регулирования государственного управления в условиях централизации государственной власти // Административное право и процесс. – 2014. – № 10. – С. 33-36.
  18. Карманов М.В., Махова О.А. Электронное образование как благо современного общества // Проблемы современного образования. – 2015. – № 3. – С. 122-127.
  19. Караковский В. Тревоги российского образования // Народное образование. – 2016. – № 5. – С. 30 – 33.
  20. Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления: сравнительно-правовой анализ // Закон и право. – 2014. – № 11. – С. 143-144.
  21. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2014. – 223 с.
  22. Крупенков В.В. Государственное и муниципальное управление: учеб. практ. пособ. – М.: Евразийский открытый институт, 2012. – 335 с.
  23. Лозицкая О.И. Совершенствование финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.10 / Лозицкая Ольга Игоревна. – М., 2014. – 25 с.
  24. Лебедева М.В. Совершенствование финансирования образования на основе бюджетов разного уровня управления // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2013. – №5. -Т1. -с.95-100.
  25. Маилян С.С. Некоторые вопросы по повышению эффективности государственного управления // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 9. – С. 194-195.
  26. Маркина Е.В. Развитие финансового­ механизма функционирования бюджетных учреждений//Вестник Финансового университета. – 2014. – №4. – С.23-32.
  27. Мошкова Д.М. К вопросу о финансировании образования в РФ//Актуальные проблемы российского права. – 2013. – №3. – С. 265-268.
  28. Муниципальное управление. – М.: Академия народного хозяйства, 2015. – 380 с.
  29. Нестеров В. Национальный проект «Образование» // Народное образование. – 2015. – № 1. – С. 36-46.
  30. Образование в Российской Федерации, 2014: стат. сб. / Минобрнауки, ФСГС, ГУ-ВШЭ. М., 2014. – 488 с.
  31. Одинцов А.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. – М.: Экзамен, 2012. – 244 с.
  32. Плотников А.А., Петренко Н.И. Конституционное право на образование // Марийский юридический вестник. – 2015. – № 4 (15). – С. 57-60.
  33. Терентьева И.В. Государственно-общественное управление в сфере образования // Казанский педагогический журнал. – 2014. – № 8. – С. 14-22.
  34. Тимченко В. С. Роль местного самоуправления в обеспечении дошкольного и начального школьного образования//Практика муниципального управления. – 2011. – № 10. – С. 6-14.
  35. Фурсенко А. Система образования может и должна эффективно развиваться. // Народное образование. – 2016. – № 5.­ – С.10-17.
  36. Хохлова О.А. Сводный рейтинг образовательного учреждения: методические вопросы оценивания // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2013. – №7. – С. 86-90.
  37. Чепарина О.А. Новый закон об образовании в Российской Федерации // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2014. – № 4. – С. 19-23.
  38. Абдулатипов Р.Г. Очередные задачи российской власти [Электронный ресурс]: Режим доступа: abdulatipov.ru/Parts/1998.03.15
  39. Доклад Правительства РФ Федеральному собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования 2014 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://government.ru/info/19334/
  40. Официальный сайт города Норильска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://norilsk-city.ru/
  41. Поровская А.Я. Муниципальное образование как объект и субъект стратегического управления на современном этапе развития экономики России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/munitsipalnoe-obrazovanie-kak-o­bekt-i-subekt
  42. Сачков Д.И. Модернизация системы управления на уровне муниципалитетов // [Электронный ресурс]. Режим доступа: cyberleninka.ru /article/n/modernizatsiya-sistemy-upravleniya-na-urovne-munitsipalitetov



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.