Содержимое
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что развитие экономики и общества предъявляет высокие требования к подготовке востребованных и конкурентоспособных кадров, к уровню их способности решать научно-технические, инновационные, управленческие и другие задачи.
Развитие системы образования в Российской Федерации осуществляется в условиях эффективного использования современных информационных и коммуникационных технологий, с акцентированием внимания на реализации приоритетных фундаментальных исследований на базе современных технологических платформ.
В соответствии с направлениями развития страны, предложенными в проекте «Инновационная Россия – 2020», разработана модель «Российское образование – 2020».
Основными направлениями развития системы образования является повышение качества профессиональных кадров, для этого охват профессиональным образованием должен составить более 80 % населения.
В качестве основных факторов, характеризующих систему должны выступать: количество учреждений образования, численность обучающихся и преподавательского состава, публикационная деятельность, научные исследования и разработки, материально – техническая база образовательных организаций, а также внедрение новых информационных и коммуникационных технологий и развитие образовательных услуг.
Объектом исследования в работе выступает органы местного самоуправления муниципального образования город Норильск.
Предметом исследования является деятельность органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации и развитию учреждений образования.
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по организации содержания и развитию учреждений образования, на примере органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- дана характеристика полномочий и компетенций органов местного самоуправления в сфере образования;
- проанализирована нормативно-правовая база и основные инструменты реализации государственной политики в сфере образования органами местного самоуправления;
- дана характеристика муниципального образования город Норильск;
- рассмотрена деятельность органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск в организации содержания и развития образовательных учреждений;
- выявлены проблемы в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания развития образовательных учреждений;
- разработаны мероприятия по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений;
- проведена оценка экономической эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений.
Степенью разработанности проблемы являются официальные данные Министерства образования и науки Российской Федерации, материалы научных публикаций, периодической печати и официальных сайтов сети Internet по исследуемой тематике.
Практической значимостью является внедрение разработанных рекомендаций по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений. Также, некоторые положения настоящего исследования можно использовать в процессе изучения дисциплин по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ведении отражены актуальность темы исследования, объект, предмет, цель и задачи исследования, степень разработанности проблемы, раскрыта практическая значимость и структура работы.
В первой главе отражены теоретические и методические основы деятельности органов местного самоуправления по организации содержания и развития образовательных учреждений.
Во второй главе проведен анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений.
В третьей главе разработаны практические рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений.
В заключении отражены выводы по рассмотренной теме и подведены итоги исследования.
В списке использованных источников отражены все источники, которые были использованы для написания выпускной квалификационной работы.
В приложения материалы, которые способствующие лучшему пониманию выпускной квалификационной работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Полномочия и компетенции органов местного самоуправления в сфере образования
1.2. Нормативно-правовые аспекты регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере образования
Система образования в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ и госстандартов образования, которые взаимодействуют между собой.
Реализующие их образовательные сети состоят из независимых один от других учреждений со своими типами и формами организационно-правового подчинения контролирующим и управляющим органам (рисунок 1.1).
Рис. 1.1. Структура управления образованием
Система образования охватывает около 30 млн. детей и молодежи, включая 7,2 млн. дошкольников, 14,5 млн. школьников, 2,7 млн. студентов среднего профессионального образования и 4,7 млн. студентов высшего образования, которые обучаются в почти 100 тыс. образовательных организаций. В государственных и муниципальных образовательных организациях работает около 5,1 млн. работников, в том числе около 2,5 млн. педагогических работников[1].
Реализация государственной политики на всех уровнях управления обеспечивает развитие системы образования, а также стабильное функционирование ее ключевых элементов – организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Делается все необходимое для обеспечения образования квалифицированными педагогическими и руководящими кадрами, которые должны соответствовать современным требованиям.
Осуществляется разработка федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и образовательных программ, обеспечивающих единство образовательного пространства Российской Федерации и в то же время предоставляющих возможность при организации учебного процесса учитывать индивидуальные образовательные потребности и способности обучающихся.
Управление системой образования осуществляется во взаимодействии федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с участием представителей общественности и работодателей и базируется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования, носит общественно-государственный характер[2].
[1] Доклад Правительства РФ Федеральному собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования 2014 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://government.ru/info/19334/
[2] Зельгин С.Г. Образование как объект правового регулирования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2013. – № 2. – С. 24-26.
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОРИЛЬСК ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Общая характеристика муниципального образования город Норильск
2.2. Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений
2.3. Проблемы в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания развития образовательных учреждений
2.1. Общая характеристика муниципального образования город Норильск
Норильск расположен на севере Красноярского края к югу от Таймырского полуострова, примерно в 90 км к востоку от Енисея. Это самый северный в мире город с постоянным населением более 150 000 жителей.
Население города по данным на 2015 год – чуть больше 176 тысяч человек. Норильск – второй по численности населения город в регионе, после Красноярска. Сегодня в состав Норильска входят города-районы Кайеркан, Талнах, жилое образование Оганер, поселок Снежногорск[1].
Обеспечение благополучной жизни норильчан в условиях Заполярья является основным приоритетом городской власти. В значительной степени достижению этой цели способствуют социальные программы Норильского Никеля.
Для повышения комфортности проживания норильчан возводятся оснащенные самым современным оборудованием культурные и спортивные сооружения, открываются детские сады.
Только в 2013 году в Норильске открылись 3 новых дошкольных учреждения. Ситуация с обеспеченностью местами в детских садах на сегодняшний день в Норильске наименее напряженная в Красноярском крае.
Уже более полувека Норильский индустриальный институт готовит высококвалифицированные инженерные кадры для Норильского промышленного района.
В городе действует отработанная схема ведения городского хозяйства, развитые система учреждений образования и здравоохранения.
Для социальной поддержки жителей Норильска разработаны муниципальные целевые программы, реализуются мероприятия социальной направленности, в том числе осуществляется переселение пенсионеров и инвалидов на «материк».
Градообразующее предприятие – Заполярный филиал ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», основной продукцией которой являются никель, кобальт, медь, металлы платиновой группы, золото, серебро. Высокая экономическая и финансовая эффективность «Норильского никеля» обеспечивает освоение минерально-сырьевой базы Енисейского Севера, высокие позиции на мировых рынках металлопродукции, и, как следствие, развитие экономики территории. На предприятиях «Норильского никеля» занято более 50 % населения города[2].
Сегодня экономика – краеугольная отрасль городской жизни. И управление экономики Администрации города Норильска можно сравнить со штабом, где решаются самые важные для норильской повседневности вопросы:
- программирование социально-экономических процессов;
- содействие деятельности местного бизнеса;
- формирование и управление муниципальной собственностью;
- проведение и интеллектуальное обеспечение реформ.
Норильский бюджет более чем на 90 % зависит от налоговых поступлений Заполярного филиала «Норильского никеля». Для городской экономики крайне важно уметь планировать процессы, отталкиваясь не только от насущных проблем, но и от таких факторов, как конъюнктура мировых цен на никель и медь или изменения в сбытовой политике компании.
Множество факторов, оказывающих влияние на экономическую жизнь региона, требуется учитывать изучать, отслеживать их динамику. Благодаря этому экономический блок, отвечающий за координацию городской жизни – это эрудированные, разносторонне образованные и квалифицированные сотрудники.
[1] Официальный сайт города Норильска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://norilsk-city.ru/
[2] Официальный сайт города Норильска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://norilsk-city.ru/
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОРИЛЬСК ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений
Образование является одной из важнейших составляющих интеллектуального потенциала нации. Развитие образования невозможно без создания современной информационной и коммуникационной инфраструктуры регионального управления, внедрения моделей информатизации в процесс содержания и развития образовательных учреждений, соответствующего ресурсного наполнения сферы образования.
С целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск по организации содержания и развития образовательных учреждений, автором разработана муниципальная ведомственная программа «Внедрение единой автоматизированной информационной системы в деятельность Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска с целью повышения качества управления, содержания и развития образовательных учреждений на 2017 – 2018 годы».
Паспорт программы «Внедрение единой автоматизированной информационной системы в деятельность Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска с целью повышения качества управления, содержания и развития образовательных учреждений на 2017 – 2018 годы» представлен в Приложении 1.
Осуществление мероприятий муниципальной ведомственной программы «Внедрение единой автоматизированной информационной системы в деятельность Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска с целью повышения качества управления, содержания и развития образовательных учреждений на 2017 – 2018 годы» продолжит совершенствование системы управления сферой образования города Норильска на основе применения современных инфокоммуникационных технологий
Доступа нет, контент закрытДоступ закрыт
Полный текст и возможность скачивания доступны только для пользователей с Премиум подпиской.
Если вы уже имеете Премиум подписку, то авторизируйтесь для доступа к полному тексту и возможности его скачать.
ВЫБЕРИТЕ ВАШ ТАРИФ
-
- PREMIUM_30
-
599
-
- PREMIUM_60
-
999
-
- PREMIUM_90
-
1599
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательная политика и крупномасштабные реформы, проводимые в настоящее время в сфере образования, представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием российского образования.
В настоящее время сфера образования является одной из основополагающих систем развития экономического кластера любой страны. Одной из ее важнейших составляющих является управление образовательной сферой муниципального образования, которое выступает в виде системы целей, задач и устройств реализации, нацеленных на обеспечение населения социальными благами.
Процесс управления муниципальной сферой образования характеризуется организованной информативной базой, сложными решениями, и включает в себя исследование, диагностику актуальных проблем. В целом от координации организационных операций управления зависит состояние муниципальной сферы образования.
На сегодняшний день Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска является крупнейшим ведомством социальной инфраструктуры территории муниципального образования город Норильск. В отрасли занято более 6 700 человек, что составляет около 61,2 % работников учреждений бюджетной сферы или 7,8 % трудовых ресурсов всей территории муниципального образования город Норильск.
Среди выявленных проблем в деятельности Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска наряду с недостаточным предложением в оказании услуг по реализации прав граждан в возрасте до 3-х лет на получение дошкольного образования при стабильно высоком спросе на дошкольные образовательные услуги, необходимо отметить неадекватность существующей системы управления образованием реалиям действительности и практическое отсутствие инфокоммуникационной инфраструктуры системы образования вместе со слабым оснащением и Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска и учреждений образования современной компьютерной и коммуникационной техникой.
Качество результатов функционирования и развития образовательной системы определяется качеством управления, которое в свою очередь, напрямую зависит от уровня информированности субъекта управления.
Привычка работать по-старому традиционными методами характерна для управления. Не желание менять привычный стиль деятельности приводит к тому, что управление теряет такие важные качества как оперативность и ритмичность. В результате управленческие действия зачастую запаздывают и отличаются неадекватностью решений по отношению к объективной ситуации. Добиться оптимального взаимодействия можно только в том случае, если будет обеспечено гибкое реагирование управленческих органов на полученную информацию, а также изменение деятельности самих управленцев.
Решение этих задач возможно лишь при изменении информационной инфраструктуры управления образованием на основе внедрения информационных технологий, создания единого информационного пространства. Перспективы использования информационных технологий в управлении образованием огромны.
С целью повышения эффективности и качества управления муниципальной сферой образования города Норильска, автором разработана программа «Внедрение единой автоматизированной информационной системы в деятельность Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска с целью повышения качества управления, содержания и развития образовательных учреждений на 2017 – 2018 годы».
Осуществление мероприятий программы продолжит реализацию государственной политики по информатизации и будет способствовать совершенствованию деятельности Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска.
Расчёт эффективности программных мероприятий показал результат 92,5 %, что позволяет считать проект эффективным.
В результате выполнения программы «Внедрение единой автоматизированной информационной системы в деятельность Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска с целью повышения качества управления, содержания и развития образовательных учреждений на 2017 – 2018 годы» будет создана инфраструктура информатизации и коммуникации образования, включающая:
- территориально-распределенную информационно-аналитическую систему отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта;
- систему информирования населения и организаций о деятельности органов управления образованием;
- систему информационных образовательных ресурсов;
- сеть ресурсных центров информатизации образования;
- опорные зоны информатизации и коммуникации системы образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – ст. 3301.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4LQxUqGUS
- Абанкина И. В. Финансовое обеспечение дошкольного образования, присмотра и ухода в соответствии с новым законом об образовании // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2013. – № 5. – С. 4-7.
- Алехин Э.В. Экономика государственного и муниципального сектора / Э.В. Алехин. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. – 288 с.
- Ариунаа С. Актуальные проблемы бюджетного финансирования дошкольного образования // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2014. -№ 14. – С. 106-111.
- Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2013. – 525 с.
- Балацкий Е.В. Элементы экономики государственного сектора / Е.В. Балацкий. – М.: Капитал страны, 2013. – 312 с.
- Баллаева Е. А. Проблемы развития альтернативных форм дошкольного образования // Народонаселение. – 2013. – № 1. – С. 64-73.
- Баранов М.Л. Правовая природа государственного контроля // Правозащитник. – 2013. – № 1. – С. 11-14.
- Беспалов М.В., Котенов В.А., Кузьмин А.В., Ряховская Т.В. Государственная политика и правовое регулирование в сфере образования и системе образовательных услуг в современной России // Социум. – 2014. – № 7. – С. 21-25.
- Быкова Ф.К., Табольская В.В. Муниципальная экономика и муниципальное управление: учебное пособие. – Набережные Челны: Издательство Института управления, 2015. – 217 с.
- Гусаров В. Рейтинг как способ повышения качества образования // Народное образование. – 2015. – № 2. – С.124-128.
- Жупанов Е.Е. Взаимодействие муниципальных и рыночных структур // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 14. – С. 32-40.
- Зельгин С.Г. Образование как объект правового регулирования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2013. – № 2. – С. 24-26.
- Зыкова Н.Н. Механизмы трансформации системы дошкольных образовательных учреждений в современных экономических условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 648-654.
- Кандрина Н.А. О некоторых проблемах эффективности правового регулирования государственного управления в условиях централизации государственной власти // Административное право и процесс. – 2014. – № 10. – С. 33-36.
- Карманов М.В., Махова О.А. Электронное образование как благо современного общества // Проблемы современного образования. – 2015. – № 3. – С. 122-127.
- Караковский В. Тревоги российского образования // Народное образование. – 2016. – № 5. – С. 30 – 33.
- Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления: сравнительно-правовой анализ // Закон и право. – 2014. – № 11. – С. 143-144.
- Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2014. – 223 с.
- Крупенков В.В. Государственное и муниципальное управление: учеб. практ. пособ. – М.: Евразийский открытый институт, 2012. – 335 с.
- Лозицкая О.И. Совершенствование финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.10 / Лозицкая Ольга Игоревна. – М., 2014. – 25 с.
- Лебедева М.В. Совершенствование финансирования образования на основе бюджетов разного уровня управления // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2013. – №5. -Т1. -с.95-100.
- Маилян С.С. Некоторые вопросы по повышению эффективности государственного управления // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 9. – С. 194-195.
- Маркина Е.В. Развитие финансового механизма функционирования бюджетных учреждений//Вестник Финансового университета. – 2014. – №4. – С.23-32.
- Мошкова Д.М. К вопросу о финансировании образования в РФ//Актуальные проблемы российского права. – 2013. – №3. – С. 265-268.
- Муниципальное управление. – М.: Академия народного хозяйства, 2015. – 380 с.
- Нестеров В. Национальный проект «Образование» // Народное образование. – 2015. – № 1. – С. 36-46.
- Образование в Российской Федерации, 2014: стат. сб. / Минобрнауки, ФСГС, ГУ-ВШЭ. М., 2014. – 488 с.
- Одинцов А.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. – М.: Экзамен, 2012. – 244 с.
- Плотников А.А., Петренко Н.И. Конституционное право на образование // Марийский юридический вестник. – 2015. – № 4 (15). – С. 57-60.
- Терентьева И.В. Государственно-общественное управление в сфере образования // Казанский педагогический журнал. – 2014. – № 8. – С. 14-22.
- Тимченко В. С. Роль местного самоуправления в обеспечении дошкольного и начального школьного образования//Практика муниципального управления. – 2011. – № 10. – С. 6-14.
- Фурсенко А. Система образования может и должна эффективно развиваться. // Народное образование. – 2016. – № 5. – С.10-17.
- Хохлова О.А. Сводный рейтинг образовательного учреждения: методические вопросы оценивания // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2013. – №7. – С. 86-90.
- Чепарина О.А. Новый закон об образовании в Российской Федерации // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2014. – № 4. – С. 19-23.
- Абдулатипов Р.Г. Очередные задачи российской власти [Электронный ресурс]: Режим доступа: abdulatipov.ru/Parts/1998.03.15
- Доклад Правительства РФ Федеральному собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования 2014 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://government.ru/info/19334/
- Официальный сайт города Норильска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://norilsk-city.ru/
- Поровская А.Я. Муниципальное образование как объект и субъект стратегического управления на современном этапе развития экономики России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/munitsipalnoe-obrazovanie-kak-obekt-i-subekt
- Сачков Д.И. Модернизация системы управления на уровне муниципалитетов // [Электронный ресурс]. Режим доступа: cyberleninka.ru /article/n/modernizatsiya-sistemy-upravleniya-na-urovne-munitsipalitetov