Содержимое

Введение

Актуальность темы исследования. Государственная Дума РФ является структурной составляющей Федерального Собрания, ее деятельность основана на принципе политического многообразия и свободном обсуждении при решении вопросов. Государственная Дума РФ – общегосударственный представительный орган, функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. По своей сути она призвана представлять и защищать интересы народа, являясь его представителем, согласно положениям действующей Конституции.
В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались начиная с XVII-XVIII веков, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в современном понимании этого органа) – Государственная Дума – было создано лишь в 1906 году. Изначально с момента учреждения Николаем II Государственной Думы в России была фактически образована двухпалатная система высших законодательных органов. Нижней палатой первого российского парламента являлась Государственная Дума, а верхней – Государственный Совет. В то же время по своей природе Государственный Совет не в полной мере являлся представительным органом. Одна половина членов Государственного Совета избиралась от духовенства, дворянства, земств, Академии наук и профессоров университетов, крупнейших организаций промышленников и торговцев; другая половина, а также Председатель и вице-председатель Совета назначались Императором .
Государственная Дума и Государственный Совет имели равные законодательные права. На рассмотрение Императора представлялись только законопроекты, одобренные обеими палатами парламента.
Создание двухпалатной системы законодательной власти, близкой к парламентскому типу, имело важное значение для становления в России бикамерализма. Однако события того времени, когда в стране обострилась борьба с системой царского самодержавия, породили адекватную реакцию со стороны Императора. Николай II и царское правительство с 1913-1914 гг. практически прекратили взаимодействие с законодательными палатами.
В советскую эпоху двухпалатная система законодательной власти присутствовала только на уровне высшего законодательного органа власти Союза ССР. Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат на 300 тыс. человек населения. В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от автономной республики, по 5 депутатов от национальной области и по 1 депутату от национального округа. Обе палаты обладали равными правами. Их сессии проходили одновременно и на них рассматривались одни и те же вопросы. В случае разногласия между палатами вопрос рассматривался согласительной комиссией, образуемой самими палатами на паритетных началах.
Россия, как республика в составе СССР, долгий период имела однопалатный высший орган государственной власти – Верховный Совет РСФСР. Лишь в 1990 году в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты – Совет Республики и Совет Национальностей. По своим полномочиям, структуре и принципу формирования палат учредители российского бикамерализма в значительной мере использовали подходы, аналогичные тем, что применялись в отношении Верховного Совета СССР.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. в России сформировался принципиально иной двухпалатный законодательный орган – Федеральное Собрание Российской Федерации. Принципы формирования палат парламента – Государственной Думы и Совета Федерации – и разграничения между ними компетенции отличаются от тех, что имели место в дореволюционную и советскую эпохи. По аналогии со многими зарубежными странами палаты Федерального Собрания Российской Федерации имеют разные полномочия. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации их рассматривает и утверждает.
Объект исследования – Конституционно-правовой статус Государственной Думы Российской Федерации.
Предмет исследования – Государственная дума РФ, как система органов государственной власти.
Цель – в соответствии с действующим законодательством определить место и роль Государственной Думы РФ в системе органов государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– определить порядок формирования Государственной Думы;
– обозначить основные функции Государственной Думы;
– охарактеризовать общую характеристику полномочий;
– описать организацию деятельности Государственной Думы РФ.
В работе были использованы общенаучные и частнонаучные методы исследования, а именно приемы индукции, дедукции, описания и группировки.
В процессе написания работы использованы актуальные нормативно-правовые акты, научная литература, обращено внимание на мнение различных ученых правоведов.

1 Место и роль Государственной Думы РФ в системе органов государственной власти

1.1 Порядок формирования Государственной Думы

1.2 Основные функции Государственной Думы

Порядок формирования государственной думы – выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы – прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.
Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.
По федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избираются все 450 депутатов. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер. C 2007 года процентный барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 % до 7 %. Тем не менее на выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов (на практике столько голосов не набрала ни одна партия). В октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года. Эта норма будет задействована только на выборах 2016 года.
После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов – перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте. Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам.
Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной Думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах. Таким образом голоса избирателей, голосовавших за партии-аутсайдеры достаются партиям-победительницам, хотя им и не предназначались.
Следующие выборы в Государственную Думу Российской Федерации пройдут 18 сентября 2016 года. Ранее выборы были назначены на декабрь того же года, но в середине 2015 года решили осуществить их перенос по различным соображениям. Пропорциональная система, по которой проходили выборы прошлых созывов, канула в лету. На ее смену приходит мажоритарно-пропорциональная система. В результате чего, половина народных избранников войдет в Думу по спискам своих партий, а вторая половина будет сражаться за право получения почетного звания «депутат» на своих одномандатных округах. У нынешних избранников народа, которые хотят продолжить свою законодательную деятельность в зале Государственной Думы, уже начался подготовительный этап к старту предвыборной кампании. Полным ходом идут консультационные переговоры с Кремлем, а после всенародного празднования 70-летия Великой Победы многие из нынешних депутатов начнут выбирать себе одномандатный округ для его «окучивания». Опытные парламентарии знают, что «чем раньше посеешь, тем больше пожнешь». Молодые политические силы пока не замечены в особой предвыборной активности. Возможно, они считают, что еще рано, а может, не хотят заранее нервировать своих более именитых конкурентов. По данным на середину сентября 2014 года, 14 партий, претендующих на участие в предвыборной гонке 2016 года, освобождены от необходимости сбора подписей. Кроме нынешних представителей Госдумы, в этот список вошли: Список партий, избирающихся в Госдуму в 2016 году «Правое дело»; «Гражданская платформа»; Российская партия пенсионеров «За справедливость»; РПР-ПАРНАС; «Гражданская сила»; «Яблоко»; «Патриоты России»; «Коммунисты России»; «Родина»; «Партия зеленых». По мнению политических аналитиков, из нынешнего состава депутатского корпуса от партии «Единая Россия» не более пятидесяти человек имеют шанс быть избранными по одномандатным округам. Поэтому, руководство партии и кураторы в Кремле уже сейчас дали поручение своим представителям в регионах, а также активистам «Народного фронта», после проведения местных выборов в сентябре, активизировать поиск достойных кандидатов в седьмой созыв Государственной Думы России. Такое задание спущено на места неспроста, все дело в том, что у большей части «единороссов» нынешнего состава депутатского корпуса нет практических навыков работы с избирателями в регионах. Планируется, что специально созданный аналитический отдел «Единой России» будет наблюдать за активными претендентами на местах и в итоге выберет из них лучших. После этой процедуры начнется активная фаза «промоушена» выбранных активистов. В начале 2015 года они начнут «светится» на различных значимых мероприятиях и событиях на доверенных им территориях и выступать от имени своей родной партии. Но, это не значит, что они станут «неприкасаемыми». У каждого из таких активистов может быть дублер, и, в случае «прокола» основного претендента или его низкого рейтинга у местных избирателей, на «сцене» появится «обновленный вариант» кандидата от «партии власти». По словам члена высшего совета партии «Единая Россия», политолога Дмитрия Орлова, около семидесяти процентов претендентов по мажоритарным округам будут новыми лицами в политике, а в составе «списочников» новые имена будут занимать половину фракции После принятия нового Закона о выборах в обществе большое значение будут играть личностные качества будущих политиков. Поскольку половина депутатского корпуса будет состоять из одномандатников, в претенденты попадут те, кто обладает харизмой, имеет хорошие ораторские способности и умеет отвечать на вопросы избирателей. Кроме того, в число кандидатов попадут «люди дела» — успешные промышленники и предприниматели, которые доказали свое умения добиваться успеха не на словах. И немного интересных фактов из истории выборов в России: — Только три политические силы принимали участие во всех шести предвыборных кампаниях в Госдуму – ЛДПР, КПРФ и «Яблоко»; — Партиями, которым удалось получить депутатские мандаты во всех шести созывах, стали только ЛДПР и КПРФ; — Трем представителям политических сил России удалось набрать наибольшее число голосов во время выборов в Государственную Думу РФ: в 1993 году – ЛДПР; в 1995 и 1999 годах – КПРФ; в 2003, 2007 и 2011 годах – «Единой России».

>

Доступа нет, контент закрыт

2. Полномочия Государственной Думы РФ. Порядок их осуществления

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Общая характеристика полномочий

Основы организации и деятельности Государственной Думы Российской Федерации раскрыты в Главе 5 Конституции Российской.

Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране.

В соответствии со ст.104 Конституции Российской Федерации Государственная Дума обладает правом законодательной инициативы.

Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение:
– законопроекты и поправки к ним;

– законодательные предложения о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;

– законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.

Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу (ст.104 ч.2 Конституции).

Специальная компетенция Государственной Думы –  эта компетенция, или вопросы ведения Государственной Думы, установлена в ряде статей Конституции РФ (в основном в ст. 103) и федеральных законов. Регламент Государственной Думы предусматривает специальный порядок рассмотрения каждого такого вопроса.[1]

В компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы:
а) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Государственная Дума рассматривает официально представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения представления. Кандидат на должность Председателя Правительства РФ докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее.

В случае отклонения кандидатуры Президент РФ в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. В случае двукратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ в течение недели вправе представить третью кандидатуру.

б) Выражение недоверия Правительству РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Предложение о выражении недоверия может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты.

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

Предметом отчета Правительства РФ являются результаты деятельности Правительства, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Содержание отчетов Правительства увязано с его деятельностью, что вызывает необходимость определения общего содержания правительственной деятельности как предмета отчета. В содержании отчетов Правительства РФ в Государственной Думе преобладают вопросы социально-экономического порядка, что вытекает из природы Правительства как органа, преимущественно, социально-экономического управления.
Законодательство не ограничивает содержание и параметры правительственных отчетов, кроме общего указания на результаты правительственной деятельности, что оставляет Правительству широкое поле в формулировании своих докладов.

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Кандидатура на должность Председателя Центрального банка РФ представляется Президентом РФ. Назначение производится на сессии Государственной Думы, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Центрального банка РФ. Вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка решается по представлению Президента РФ. Решение об этом принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Если же решение об освобождении от должности не принято, освобождение от должности считается несостоявшимся.

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты представляются Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Назначение производится на первой сессии Государственной Думы первого созыва, а в последующем – на сессии, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Счетной палаты и ее аудиторов.

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.

 

Доступа нет, контент закрыт

2.2 Организация деятельности Государственной Думы РФ

В соответствии с Регламентом Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю – с 12 января по 20 июля; осеннюю – с 1 октября по 25 декабря.
Государственная Дума правомочна начать свою работу, если общее число избранных в нее депутатов не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
В соответствии со ст.96 ч.3 Конституции Российской Федерации первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя или заместителя Председателя Государственной Думы председательствуют представители всех избирательных объединений. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, но Президент России может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
На первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов избирает: Счетную комиссию, Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования, Временную комиссию по Регламенту, Временный секретариат и Мандатную комиссию Государственной Думы. А также на первом заседании депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей. Заседание Государственной Думы может быть открыто, если на нем присутствует более половины от общего числа депутатов палаты.
Заседания проводятся открыто, гласно, освещаются в печати, по радио и телевидению; на заседания приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, представители средств массовой информации, независимые эксперты, ученые и специалисты, необходимые для дачи заключений по рассматриваемым палатой вопросам.
Депутаты могут принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Президентом России, комитетом или депутатским объединением в Государственной Думе, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства России.
Заседания стенографируются. Представители прессы, радио и телевидения на закрытые заседания палаты не допускаются.
Заседания проводятся в соответствии с принятой Конференцией Государственной Думы общей программой сессии Государственной Думы, утвержденной на ее первом заседании и заблаговременно разосланной депутатам, и календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, утвержденным Конференцией Государственной Думы.
Продолжительность и порядок проведения заседаний палаты определяются Регламентом.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

Значение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации заключается в главной функции осуществления законодательной власти.
Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.
Государственная Дума и Совет Федерации – это две палаты Федерального Собрания, эффективное взаимодействие которых является необходимым условием политической стабильности в России, не смотря на то, что каждая из них имеет свой порядок формирования, сферу своей компетенции, сроки полномочий членов палат, процедуры роспуска и режим работы.
Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Палаты Федерального Собрания РФ осуществляют законодательную и представительскую функции. При этом Государственная Дума выражает представительство населения, отсюда ее неофициальная характеристика народной палаты. Государственная Дума олицетворяет прямое представительство населения, Совет Федерации – особую форму представительства, территориальную. Если Государственную Думу безоговорочно признают символом прямого представительства, то за Советом Федерации справедливо сохранить роль выразителя интересов населения, выявляемых, опосредуемых органами государственной власти регионов. Совет Федерации – участник системы отношений опосредованного народного представительства.
Наиболее важные взаимодействия Государственной Думы, Президента и Правительства осуществляются в сфере законодательного процесса. Целесообразно расширить обязанности Правительства в информационной сфере, имея в виду возложение на него обязанности информировать Государственную Думу не только о ходе исполнения федерального бюджета, но и о ходе исполнения других федеральных законов. Представляется возможным воспользоваться практикой подготовки правительственных законопроектов во Франции. Министерство – разработчик законопроекта при предоставлении проекта в Правительство обязано представить ему и прогноз возможных последствий принятия закона, которое после проведения ряда экспертиз, включая политическую оценку проекта премьер-министром, передается в парламент.
Возможность принятия Государственной Думой нормативных правовых актов предусмотрена Конституцией РФ. Регламент – это подзаконный акт, принимаемый не для развития норм конституции и соответствующих законов, а для определения порядка реализации содержащихся в них правовых предписаний конкретным государственным органом: парламентом, его палатами, правительством и т.д. Формой принятия Государственной Думой решений по вопросам своей компетенции являются постановления. Они являются подзаконными актами, которые должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.
Государственная Дума РФ выступает самостоятельным органом в сферах своего ведения, которыми выступает промышленность, народное образование, оборона, и иные сферы, где общественные отношения регулируются законом.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. 25.12.93г. № 237.
2. Авакьян С. Парламентаризм в России: идеи и решения // Вестник Московского университета. 2011. № 2. С. 30-35.
3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник
для Вузов / М.В. Баглай. изд. 6-е. М.: Норма. 2012. 423 с.
4. Крылов Б. С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журн. рос. права. 2013. № б. С. 4-8.
5. Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. 515 с.
6. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2010. С. 350.
7. Козова Е. И. Конституционное право России. 2-е изд. М., 2010.
8. Колпаков Я. Разделение властей в современном Российском государстве // Конст. и муни-цип. право. 2011. № 2. С. 19-23.
9. Конюхова И. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 113-118.
10. Конституционное право России / под редакцией Постникова А.Е., Проспект – Москва, 2013. 504 c.
11. Любимов А.П. Комментарий к Конституции Российской Федерации: толкование и истолкование Конституции РФ в решениях Конституционного Суда РФ / А.П. Любимов. – М.: Экзамен. 2009. С. 655.
12. Нудненко Л. А. Конституционное право; Юрайт – Москва, 2012. 592 c.
13. Попова А. В. Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс лекций; Юрайт-Издат – Москва, 2012. 160 c.
14. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2011.
15. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт / Под ред. С. А. Аванекяна. М., 2013. С. 10-16.
16. Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. – 3-е изд., испр и доп. – М. : Юрист, 2012. С. 188.
17. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко – Москва, 2012. 576 c.
18. Смоленский М. Б. Конституционное право для студентов вузов; Феникс – Москва, 2013. 192 c.
19. Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право России; КноРус – Москва, 2013. 224 c.
20. Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право Российской Федерации; Дашков и Ко, Наука-Пресс – Москва, 2013. 288 c.
21. Сывоськин А.В. Функции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 7. С. 110-118.
22. Тлебзу А.Д. О Российских традициях законодательной власти // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. № 1. С. 12-18.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.