Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

Социальная политика является важной составной частью национальной политики каждого государства и занимает особое место в общей системе государственного управления. На каждом этапе своего развития государство отдает приоритет тому или иному ее направлению и направлена на решение важных социально-экономических проблем населения, которые связаны, главным образом, с поддержкой достойного уровня жизни и доходов населения, обеспечением его занятости, развитием отраслей социальной сферы, формированием и регулированием трудовых отношений, социальной защитой, смягчением влияния экономических реформ, предупреждением возникновения социальных конфликтов.
В современной научной литературе и отечественной практике государственного управления вопрос предпочтения модели государственной социальной политики, которая отвечала бы всем потребностям общества, актуализируется в связи с тем, что реализуемые в России рыночные преобразования и реформы неизменно сопровождаются определенными кризисными процессами и явлениями в социальной сфере государства, что обуславливает необходимость своевременной адаптации модели социальной политики к поменявшимся условиям. Все это делает актуальным исследование вопросов модели государственной социальной политики, позволяющее с различных сторон охарактеризовать происходящие изменения, сопоставить мировые и отечественные тенденции развития, выявить причины существующих проблем и разработать направления повышения эффективности мер в современной модели социальной политики российского государства.
Целью выпускной квалификационной работы явилось исследование и предложение мероприятий по оценке моделей социальной политики в государственном управлении на примере пенсионной. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи работы:
 раскрыть понятие и сущность государственной социальной политики и ее моделей;
 изучить ососбенности формирования российской модели социальной политики;
 дать оценку модели государственного управления социальной политикой на примере сферы пенсионного обеспечения;
 провести анализ современного состояния пенсионной системы и пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
 обозначить основные проблемы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
 предложить направления развития и условия повышения эффективности социальной пенсионной политики в России.
Объект исследования – модель государственной социальной политики Российской Федерации. Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе реализации и развития государственной социальной политики.
Теоретические основы выпускной квалификационной работы представлены фундаментальными и прикладными работами современных отечественных и зарубежных ученых, посвященных различным аспектам социальной политики: исследованию ее содержания, моделей функционирования, инструментария, взаимодействия экономических процессов развития социальной политики, таких как: А. Аверин, И. Благих, Н. Волгин, В. Григорьева, В. Роик, А. Шевяков и др. Эмпирическая база исследования представлена официальными документами федеральных и региональных органов власти Российской Федерации; материалами текущих архивов, данными социологических исследований, статистики, материалами СМИ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Понятие и сущность государственной социальной политики

1.2. Модели государственной социальной политики

1.3. Формирование российской модели социальной политики

1.1. Понятие и сущность государственной социальной политики

Социальная политика является сферой государственного управления, роль и значимость которой высока для каждой общественной системы. Рассмотрим имеющиеся определения социальной политики государства. Широко известный «Словарь социальной работы» Р. Баркера дает следующее развернутое определение социальной политики: социальная политика – это деятельность и принцип общества, формирующие способ, при помощи которого оно вмешивается в отношения между индивидами, группами, общинами, социальными учреждениями и регулирует их. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и ценностей общества в большой степени определяют распределение ресурсов и уровень благосостояния его людей.
Н.А. Волгин дает следующее определение: социальная политика – это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально – профессиональных групп, социальных общностей (семей, народов, населения города, поселка и т. п.) .
По мнению П.Д. Павленока – социальная политика государства – это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей .
Резюмируя приведенные определения, необходимо отметить, что они рассматривают социальную политику как безусловную функцию общества, как взаимодействие социальных групп, минуя государство. Обозначим этот подход как общественный.
Другой подход (обозначим его как государственный) в понимании социальной политики реализует этатические традиции России и представляет социальную политику, прежде всего, как функцию государства, как его деятельность, выраженную в совокупности (системе) мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения, развитие социальной сферы. Обществу как субъекту социальной политики (чаще всего в лице общественных организаций и институтов) отводится второе место. Так, в работе С.Н. Смирнова социальная политика определяется как «совокупность решений, принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзами и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) и направленных на повышение уровня жизни населения (объектов социальной политики), а также мероприятий, способствующих практическому осуществлению этих решений» .
С точки зрения политико-правовой трактовки рассматривает социальную политику и В.М. Капицин: «Социальная политика в широком смысле слова обозначает управляющее воздействие государства, основанное на системе правил (норм), нормативных структур, принимающих решения и организующих деятельность, которая способствует вовлечению в политические процессы различных субъектов. Цель такого воздействия – способствовать формированию общности интересов широких слоев населения и консолидировать тем самым общество, добиваясь поддержки им деятельности государства» .
Определение также в рамках государственного подхода дает И.Г. Зайнышев: «Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения» .
Существуют определения, синтезирующие государственный и общественный подходы. К их числу относится, например, определение И.А. Григорьевой, которое гласит: «Социальная политика – это деятельность государства и/или общества (общественных институтов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющих согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества» .
Также для понимания сущности социальной политики важно различать ее трактовки в широком и узком понимании. Так, социальная политика, по мнению многих исследователей социальной сферы, охватывает два относительно самостоятельных блока:
1) собственно социальную политику в узком смысле слова, элементами которой являются социальная защита и поддержка населения, а также развитие на некоммерческой основе различных сфер деятельности, влияющих на уровень жизни людей;
2) социальную политику в широком смысле, которая охватывает мероприятия и решения, затрагивающие все стороны жизни населения, включая обеспеченность людей товарами, жильем, услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, необходимыми денежными доходами, благоприятными экономическими условиями.
Различие общественного и государственного подходов сохраняется и в понимании субъектов социальной политики. В учебнике Н.А Волгина дается следующее определение субъектов социальной политики: «Субъекты социальной политики – это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере» . Такое понимание отражает установки общественного подхода.

>

Доступа нет, контент закрыт

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Функции и задачи деятельности по организации пенсионного обеспечения

2.2. Анализ современного состояния пенсионной системы и пенсионного обеспечения в Российской Федерации

2.1. Функции и задачи деятельности по организации пенсионного обеспечения

Россия согласно ст. 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ней охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конкретизируются данные конституционные положения в ст. 39, определяющей, что каждому гарантируется социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом). Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения .
Пенсионная система Российской Федерации является одним из важнейших компонентов социальной политики, так как от состояния пенсионной системы зависит жизнь огромного числа людей и экономики государства в целом, так как ее функционирование оказывает огромное влияние на стабильность всей финансовой системы государства.
В России ключевые вопросы пенсионной системы и пенсионного обеспечения до 2002 г. регулировались Федеральным законом №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» , который устанавливал единую федеральную систему государственных пенсий. Согласно Закону основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавались труд и его результаты. В настоящее время в соответствии с действующим пенсионным законодательством (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ») назначаются трудовые и государственные пенсии. Пенсионное обеспечение населения РФ реализуется через систему обязательного государственного социального страхования, представляющего собой «часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным, законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам» .
Важной правовой основой пенсионной системы Российской Федерации выступает структура пенсионных институтов и их сочетание. Современная пенсионная система Российской Федерации является смешанной (распределительно-накопительной). Приоритетными пенсионными институтами являются:

Доступа нет, контент закрыт

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

3.1. Основные проблемы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

3.2. Основные мероприятия повышения эффективности социальной пенсионной политики в России

3.1. Основные проблемы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Основной проблемой действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации следует признать существующий дисбаланс финансовой организации системы обязательного пенсионного страхования.
Как уже отмечалось ранее, по законодательству Российской Федерации расходы на обязательное пенсионное страхование должны обеспечиваться взносами на обязательное пенсионное страхование. В таблице 3.1 представлено соотношение выплат на страховые пенсии и источники их формирования.
Как показано в таблице 3.1 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не обеспечивали расходы на выплату страховых пенсий за весь период анализа. Таким образом, дефицит ПФР на выплату страховых пенсий в 2013 г. составил 1356,6 млрд. руб., в 2014 г. – 1265,3 млрд. руб. и 1903,8 млрд. руб. по итогам 2015 г., который компенсировался за счет средств трансфертов из федерального бюджета РФ, при этом рост таких трансфертов к концу 2015 г. по сравнению с уровнем 2014 г. составил 50,5%.
Таблица 3.1 – Источники финансирования страховых пенсий за 2013 – 2015 гг. (млрд. руб.)
Показатель 2013 2014 2015 Изменения Темп роста, %
2014 – 2013 2015 –2014 2014 к 2013 2015 к 2014
1. Расходы на выплату страховой пенсии 4835,4 4977,1 5782,1 141,7 805 102,9 116,2
2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 3478,8 3711,8 3878,3 233 166,5 106,7 104,5
3. Выпадающие доходы, финансируемые из федерального бюджета (п.1-п.2) 1356,6 1265,3 1903,8 -91,3 638,5 93,3 150,5
Графически источники выплат страховых пенсий за 2013-2015 гг. представлены на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Источники выплат страховых пенсий из бюджета ПФР
за 2013 – 2015 гг., %
Из данных рисунка 3.1 следует, что в 2013 г. взносы на обязательное пенсионное страхование обеспечивали расходы на выплату страховых пенсий на 71,9%, в 2014 г. на 74,6%. По результатам 2015 г. доля взносов на обязательное пенсионное страхование снизилась на 7,5% и составила 67,1%. Существенное снижение взносов на обязательное пенсионное страхование объясняется, прежде всего, сложным экономическим положением предприятий и России (источников уплаты страховых взносов), которые в условиях кризиса существенно снизили уровень заработных плат или уклоняются от уплаты страховых взносов путем выплаты «серых» зарплат.
Актуальной проблемой пенсионного страхования РФ является неоднородная структура формирования взносов на обязательное пенсионное страхование в разрезе регионов (Приложение 2). Как следует из исследования С.С. Михайловой, в рамках которого проведено ранжирование регионов России по уровню поступления страховых взносов, абсолютным лидером по уровню поступления страховых взносов в работе обозначена г. Москва и Московская область. Следовательно, в этих регионах уровень жизни пенсионеров выше.
Сравним эффективность пенсионного обеспечения в регионах с крайне низким уровнем поступления страховых взносов (табл. 3.2) и г. Москва на основании показателей результативности установленных Стратегией развития пенсионной системы.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью выпускной квалификационной работы явилось исследование и предложение мероприятий по оценке моделей социальной политики в государственном управлении на примере пенсионной. Результатами исследования явились следующие итоги.
Под социальной политикой понимается система конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Государство путем реализации социальной политики регулирует социальные процессы в обществе, формирование социальных отношений между его членами, осуществляет социальную справедливость, социокультурное развитие своих граждан, обеспечивает рост их благосостояния и качества жизни. Существует несколько классификаций моделей социальной политики государства, каждая из которых считается одинаково верной. Однако наиболее употребляемой считаются четыре модели социальной политики: социал-демократическая, консервативная и либеральная. В настоящее время для России до сих пор остается открытым вопрос о том, какая именно модель государственной социальной политики будет более эффективной для развития страны, т.е. модель социальной политики России только формируется. Основными приоритетами в современной социальной политике и социальной сфере России являются: здоровье человека, улучшение демографической и экологической ситуации; качественное и доступное здравоохранение; удовлетворение потребностей в современном образовании; развитие культуры; качественное жилье; создание условий для стабильного роста доходов населения. К важнейшим направлениям модернизации политики Правительства РФ на ближайшие годы относятся два направления. Это сокращение дифференциации по уровню доходов, включая разрыв между уровнем жизни работающего и нетрудоспособного населения, последовательная политика адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьбы с бедностью, формирования и реализации эффективной политики занятости. Другим направлением является развитие государственной системы здравоохранения: улучшение показателей здоровья населения, обеспеченность государственными гарантиями бесплатной медицинской помощи. Вместе с этим до сих пор существует некая неопределенность в установлении доли бесплатных услуг, которые могут быть профинансированы государством.
Реализация государственной социальной политики РФ была рассмотрена на примере сферы пенсионного обеспечения. Пенсионная система Российской Федерации представляет собой совокупность социально-экономических отношений и правовых норм основной целью которых является защита граждан от рисков необеспеченности в старости, наступления инвалидности, в случае потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, которая обеспечивается через основные институты: пенсионное обеспечения и пенсионное страхование. Действующая в настоящее время в России пенсионная система является распределительно-накопительной, и включает в себя: государственное обеспечение, обязательное (государственное) пенсионное страхование и добровольное (негосударственное) пенсионное страхование (обеспечение). Основу современного пенсионного законодательства составляют федеральные законы: от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»; от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Анализ современного состояния управление финансами пенсионного обеспечения в рамках государственного обязательного пенсионного страхования, который осуществляет ПФР показал, что на протяжении всего периода анализа численность получателей страховых пенсий выросла на 2 млн. чел. и составила на конец 2015 г. 35,6 млн. человек. Средний размер страховых пенсий за 2013-2015 гг. увеличился в среднем на 19,1% и составил на конец 2015 г. 12379,9 руб. По итогам 2014-2015 г. по сравнению с уровнем 2013 г. средней размер трудовой пенсии по старости доведен до 1,8 прожиточного минимума пенсионера, при этом коэффициент замещения трудовой пенсией по старости от утраченного заработка на конец 2015 г. составил 37,7%, что выше уровня 2014 г. на 2,1%. Численность получателей пенсионных накоплений не превышала 1,6 млн. человек, средний размер накопительных пенсий в системе негосударственного пенсионного обеспечения за период увеличилась с 2130,2 руб. за 2013 г. до 2567,7 руб. за 2015 г. или на 19,6%.
В выпускной работе сделан вывод, что действующая система формирования и назначения страховых пенсий носит уравнительный характер и никак не связана с уровнем получаемого дохода будущих пенсионеров. Кроме того, установленная формула расчета пенсий лишает смысла зарабатывать больше порога максимальной заработной платы. Недостатками современной системы пенсионного страхования и пенсионного обеспечения в работе также обозначены не прозрачная система индексаций пенсий, а также установление стоимости пенсионного балла. Кроме того, в работе сделан вывод на необходимость пересмотра источников финансирования досрочных пенсий.
Направлениями дальнейшего реформирования системы государственного пенсионного страхования в работе обозначены: закрепление за ПФР дополнительного независимого источника пополнения бюджета, не связанного с увеличением фискальной нагрузки на фонд оплаты труда (например, часть НДС); пересмотр законодательной нормы об установлении максимальной величины пенсионного балла и/или введение дополнительного коэффициента, для регионов, где уровень социально-экономического развития в разы ниже регионов лидеров; разработка мер по легализации рынка труда; введение новых видов социального страхования с целью финансирование досрочных пенсий и выплат по уходу за одинокими, инвалидами и другими категориями граждан; разработка мер по дальнейшему развитию негосударственного пенсионного обеспечения и повышению привлекательности накопительной пенсии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: новая редакция от 28.03.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ popular/bkrf/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая: новая редакция от 28.03.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/
4. О страховых пенсиях: федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ: ред. от 19.12.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191411&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9385833291450858#0
5. О накопительной пенсии: федеральный закон от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ: ред. от 23.05.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=156541&fld =134&dst=1000000001
6. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ: ред. от 03.07.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34419/
7. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ: ред. от 19.12.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=182957#0
8. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ: ред. от 28.12.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? 197490&rnd=235642
9. О негосударственных пенсионных фондах: федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ: ред. от 03.07.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18626/
10. Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2016 год: федеральный закон от 29.12.2015 г. № 384-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 1. – Ст. 4.
11. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год: федеральный закон от 31.10.2016 г. № 378-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 45 (часть II). – Ст. 6197.
12. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год: федеральный закон от 05.10.2015 г. № 279-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 41. – Ст. 5633.
13. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год: федеральный закон от 14.10.2014 г. № 298-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 2014. – №42. – Ст. 5606.
14. Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2015 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии: постановление Правительства РФ от 23.01.2015 г. № 40 // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 5. – Ст. 820.
15. Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2016 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2017 года: Постановление Правительства РФ от 19.01.2017 № 35 // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 5. – Ст. 785.
16. Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2017 года размера фиксированной выплаты к страховой пенсии: постановление Правительства РФ от 19.01.2017 г. № 36 // Собрание законодательства РФ. -2017. – № 5. – Ст. 786.
17. О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.: постановление Правительства РФ от 04.12.2014 г. № 1316// Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 50. – Ст. 7102.
18. О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.: постановление Правительства РФ от 26.11.2015 г. № 1265 // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 49. – Ст. 6961.
19. О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2017 г.: постановление Правительства РФ от 19.01.2017 № 35 // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 5. – Ст. 785.
20. Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий: постановление Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №41. – Ст. 5545.
21. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 г. № 164-р // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 7. – Ст. 1017.
22. Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 2). – Ст. 8029.
23. Абрамов А.Е. Регулирование финансовых рынков: модели, эволюция, эффективность / А.Е. Абрамов, А.А. Радыгин. М.В. Чернова // Вопросы экономики – 2014. – № 2. – С. 33 – 39.
24. Агапцев С.А. Прогноз бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на период до 2020 года / / С.А. Агапцев // Аналитическая записка по оценке перспективы финансовой устойчивости ПФР и формирование доходной части его бюджета. М., 2013. – 421 с.
25. Аманбаев М. Н. Теоретические аспекты понятий ¬ пенсионное обеспечение и пенсионная система [Электронный ресурс] / М. Н. Аманбаев. ¬ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://articlekz.com/article/13977.
26. Биткина И.К. О путях повышения страховых принципов пенсионной системы / И.К. Биткина // Финансы. – 2013. – № 2. – С. 11 – 17.
27. Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер.с англ.-М.: Ин-т соц. работы, 1994. – 286 с.
28. Валиева Е.Н. Эволюция пенсионной защиты населения в России / Е.Н. Валиева // Финансы и кредит. – 2015 – № 44(668) – С. 29 – 36.
29. Ваеулин Д.А. Роль НПФ в системе обязательного пенсионного страхования / Д.А. Ваеулин // Финансы и кредит. – 2014. – № 8 (354). – С. 24 – 28.
30. Галимова И.В. Проблемы пенсионной реформы в России / И.В. Галимова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2015. – № 4. – С. 69 – 74.
31. Голодец О. Наша сегодняшняя пенсионная система очень тяжеловесна / О.Голодец. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://open.gov.ru/blogs/ post/3672/?sphrase_id=101544
32. Григорьева И.А., Бершадская Л.А., Дмитриева А.В. На пути к нормативной модели отношений общества с пожилыми людьми // Журнал социологии и социальной антропологии. – № 3 (74). – С. 151 – 154.
33. Дмитриева А.В. Социальное включение / исключение как принцип структурации современного общества // Социологический журнал. – № 12. – 2012. – С. 98 – 101.
34. Дудко К.Ю. Проблемные вопросы пенсионной реформы, проводимой в РФ на современном этапе / К.Ю. Дудко // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2015. – № 4. – С. 141 – 150.
35. Ильин В.В., Сердюкова Н.А. К вопросу об эффективности пенсионной реформы / В.В. Ильин, Н.А. Сердюкова // Финансы и кредит. – 2014. – № 5. – С. 25 – 29.
36. Капицын В.М. Состояние и задачи реализации, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ответы ученых) // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 3. – С. 8 – 13.
37. Каспарьянц Н.М., Косенко С.Г. Важнейшие этапы формирования пенсионного обеспечения и страхования в России и на региональном уровне / Н.М. Каспарянц, С.Г. Косенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 35. – С. 38 – 43.
38. Кузеванов А.С. Сравнительная характеристика пенсионных систем Российской Федерации и других стран СНГ: правовое исследование: автореферат дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Кузеванов Александр Сергеевич. – Екатеринбург, 2012. – 130 с.
39. Каспарьянц Н.М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения / Н.М. Каспарьянц // Концепт. – 2014. – № 5. – С. 16 – 20.
40. Комментарий к законодательству Российской Федерации о пенсионных накоплениях (постатейный) / И.А. Алеева, Д.В. Алексеев, Н.А. Дегтярева и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. – М.: НОРМА, 2015. – 848 с.
41. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. / Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева. – М., 2014. – 292 с.
42. Миляков Н.В. Финансы: учебник. – 6 – е изд. / Н.В. Миляков. – М., 2014. – 542 с.
43. Михайлова С.С. Статистический анализ пространственной дифференциации доходов пенсионной системы / С.С. Михайлова // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2014. – № 1. – С. 152.
44. Новиков А.В. Совершенствование инструментария оценки и повышения эффективности инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов / А.В. Новиков: дис. канд. эконом. наук: 08.00.10 – Кубань, 2016. – 123 с.
45. Орлов С.Н., Шеметов, А.П. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации: монография/ С.Н. Орлов, А.П. Шеметов.– Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. – 106 с.
46. Основы страховой деятельности: учебник / Под ред. Т.Д. Федоровой. – М.: БЕК, 2013. – 290 с.
47. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 368 с.
48. Прокофьев Н.Н. Особенности преобразований российской пенсионной системы /Н.Н. Прокофьев // Вестник МИЭП. – 2014. – №2 (15) – С. 94 – 103.
49. Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография / Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко и др.; отв. ред. А.В. Габов. – М.: ИЗиСП, Статут, 2015. – 400 с.
50. Ракитский Б.В. Перспективы и проблемы России. – М.: Институт перспектив и проблем страны, 2014 – С. 101.Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 320 с.
51. Роик В.Д. Архитектура пенсионных институтов России: состояние и перспективы / В.Д. Роик // Журнал новой экономической ассоциации. – 2015. – № 3. – С. 184 – 189.
52. Родина В.Н. Правовое регулирование пенсионного обеспечения россиян / В.Н. Родина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=18594
53. Соловьев А.В. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учебное пособие/ А.В. Соловьев. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект, 2015. – 336 с.
54. Социальная политика: учеб. / под общ. ред. Н.А. Волгина. 2-е изд., стереотип. М.: Экзамен, 2004. – 400 с.
55. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы / В.И. Тресков. – М.: Редакция «Российской газеты». – 2016. – № 5. – 176 с.
56. Туманянц К.А. Российская модель пенсионной системы: формирование, особенности, результаты реализации / К.А. Туманянц. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. – 280 с.
57. Финансы: учеб. пособие / под ред. М.Б. Романовского, A.B. Врублевской, Б.М. Сабанти. М., 2009. – 397 с.
58. Чернышова О.Н., Полунин Л.В. Современная пенсионная реформа в России: мотивация и цели / О.Н. Чернышова, Л.В. Полунин // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – № 12 (058). – С. 22 – 28.
59. Четыркин Е., Кабалкин С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России / Е. Четыркин, С. Кабалкин // Вопросы экономики. – 2014. – № 8. – С. 29 – 33.
60. Шмерлина И.А. Либерализация старения: теоретические иллюзии и эмпирические аномалии. Ч. 1 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – № 3 (115). – 2013. – С. 165 – 169.
61. Официальный сайт ПФ РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/vidy_pens/nakop_pens/
62. Официальный сайт Росстата России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics
63. Официальный сайт Мосгорстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/moscow/ ru/statistics/ standards_of_life/



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.