Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы совершенствования системы управления уровнем и качеством жизни населения обусловлена важностью ее решения как для устойчивого и стабильного развития государства и общества в целом с одной стороны, так и возможностью развития для граждан, с другой стороны.
В настоящее время проблема повышения уровня и качества жизни населения является одной из наиболее актуальных для России. Основной причиной этого стал затянувшийся экономический кризис, начавшийся в 2008 г. На фоне этого кризиса в нашем обществе происходит глубокое и устойчивое падение уровня и качества жизни подавляющей части населения страны.
Благосостояние граждан находится в прямой зависимости от правильности социальной политики государства. Последняя, в свою оче-редь, зависит от достаточности и полноты информации, отражающей уровень проблем в современном российском обществе. От эффективности принимаемых мер, направленных на решение проблемы повышения уровня и качества жизни в значительной степени зависят направления и темпы дальнейших преобразований в нашей стране и, в конечном итоге, достижение политической и экономической стабильности в обществе. Решение данной проблемы потребует определенной политики, вырабатываемой государством, центральным элементов которой должен быть человек, уровень его благосостояния, физического и социального здоровья. Именно по этой причине все реформы, в той или иной степени позволяющие изменить в лучшую сторону уровень и качество жизни граждан, вызывают большой интерес практически у всех слоев населения России.
Степень разработанности проблемы. Огромное значение уровня и качества жизни населения для развития экономики страны обуславливают постоянное внимание к разным аспектам данной проблемы. Среди современных отечественных ученых вопросам исследования различных аспектов уровня и качества жизни населения посвящены исследования таких авторов, как О. А. Кислицина, Е. Е. Кононова, Е. В. Кочева, М. И. Маллаева, Н. С. Мартышенко и др. В своих исследованиях авторы уделяют внимание рассмотрению подходов к измерению прогресса и качества жизни (благополучия) населения, оценке уровня жизни населения как фактора формирования устойчивого развития страны и региона и др. Однако, невзирая на широкую разработанность проблемы, общепризнанные критерии оценки уровня и качества жизни населения пока не созданы, а все исследования сложно поддерживать в актуальном состоянии. Следовательно, несмотря на накопленный опыт, разработанная научно-методическая база является недостаточной для решения проблем совершенствования системы управления уровнем и качеством жизни населения в России. Недостаточная проработанность вопроса подтверждает актуальность темы исследования и определяет постановку цели и задач работы.
Целью исследования, проводимого в данной работе, является анализ и критическая оценка управления уровнем и качеством жизни населения в России, разработка мероприятий по ее улучшению.
Основные задачи исследования:
 рассмотреть понятие и индикаторы уровня и качества жизни населе-ния;
 перечислить способы оценки уровня и качества жизни населения;
 охарактеризовать зарубежный опыт изучения уровня и качества жизни населения;
 провести анализ и оценку эффективности системы управления уровнем и качеством жизни населения в России на современном этапе;
 определить мероприятия по повышению эффективности системы управления уровнем и качеством жизни населения, дать им экономическую и социальную оценку.
Объектом исследования в данной работе являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе управления уровнем и качеством жизни населения.
Предмет исследования – управление уровнем и качеством жизни на-селения России на современном этапе, а также непосредственно показатели уровня и качества жизни населения России.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды ведущих российских ученых-экономистов, теоретиков и практиков в области управления уровнем и качеством жизни населения в России, таких как Е. А. Гафарова, А. Г. Каримов, Л. А. Ефимова, О. А. Кислицина, Е. Е. Кононова и др.
Информационной базой исследования являются официальные данные Федеральной службы государственной статистики об уровне и качестве жизни населения России за 2011 – 2015 гг.
Основными методами исследования, применяемыми при написании работы, являются общенаучные методы: научное наблюдение, сравнение, измерение, абстрагирование, анализ и синтез, моделирование, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, а также частные и специальные методы: анализ документов, функционально-стоимостной и корреляционный анализ и др.
В качестве периода исследования системы управления уровнем и качеством жизни населения выбраны последние пять лет (2011 – 2015 гг.).
Практическая значимость исследования определяется разработкой рекомендаций по совершенствованию управления уровнем и качеством жизни населения в России. Положения и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы в практической деятельности органов федеральной и региональной власти при подготовке ими программ своего развития.
Структура работы представлена введением, тремя взаимосвязанными главами, заключением, списком использованных источников, приложениями. Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлены цель и задачи работы. В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты уровня и качества жизни населения. Во второй главе проведен анализ и оценка управления уровнем и качеством жизни населения на примере конкретного региона на современном тапе. В третьей главе определены мероприятия по решению проблемы управления уровнем и качеством жизни населения и оценена целесообразность их внедрения. В заключении в краткой форме обобщены итоги проведенного исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Понятие и индикаторы уровня и качества жизни населения

1.2. Методы оценки уровня и качества жизни населения

1.3. Зарубежный опыт изучения уровня и качества жизни населения

1.1. Понятие и индикаторы уровня и качества жизни населения

В данном параграфе Качество жизни является системным понятием, которое определяется перечнем его составляющих. К ним относится сам человека как биологическое и духовное существо, его жизнедеятельность и условия, в которых она проистекает. Из этого следует, что состав показате-лей качества жизни должен содержать не только объективную характеристику самого человека (или социума), его жизнедеятельности и условий жизни, но и субъективную оценочную характеристику, отражающую отношение данного субъекта к реалиям его жизни .
Наиболее обоснованной считают трактовку показателя качества жизни населения с точки зрения понимания сущности жизни человека как процесса, который направлен в общем виде на сохранение и развитие жизни человечества в расширяющихся границах природных условий, включая созидательную деятельность и борьбу, преодоление различных природных, личностных и социальных противоречий и сложностей.
Уточняя вышеприведенное принципиальное положение относительно нынешнего состояния населения нашей страны, качество жизни граждан необходимо рассматривать как качество жизни коллективного субъекта, которое состоит из качеств жизни каждого человек. Такое «всеобщее» качество жизни нуждается в улучшении во многих аспектах. Его необходимо измерять и оценивать по ряду объективных и субъективных показателей относительно целевого критерия (эталона), ориентированного на реальные перспективы социально-экономического развития России.
Кроме вышеперечисленного, человеческую жизнь понимают виде процесса, реализующего, с одной стороны, генетически заданную сохранность, развитие и репродукцию человека, и, с другой стороны – создаваемую самим человеком целенаправленную трансформацию внешних объектов и самого себя. Данный процесс функционирует в природной и социальной среде за счет сложных, в том числе конкурентных, взаимодействий с различными объектами и субъектами, входящими в данные среды.
Таким образом, качество жизни определяют, в первую очередь, три фактора.
Первый фактор, присущий определенному человеку (либо социуму) в виде внутренних возможностей для осуществления жизненных процессов – это жизненный потенциал.
Второй фактор качества жизни – это различные процессуально – ре-зультативные характеристики жизнедеятельности относительно имеющихся у человека потребностей, интересов, ценностей и целей.
Третий фактор качества жизни – это наличие внешних возможностей, т.е. свойств окружающей среды, объектов и субъектов. Они должны обладать такими качествами, чтобы все жизненные функции первой направленности смогли осуществиться безусловно, а функции второй направленности имели бы высокую вероятность при достижении целей для человека, который хочет это сделать и готов приложить для этого все необходимые усилия .
Из вышесказанного можно обобщить определение понятия «качество жизни».

>

Доступа нет, контент закрыт

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ УРОВНЕМ И КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Социально-экономическая характеристика Ярославской области

2.2. Комплексная оценка уровня и качества жизни населения

2.3. Анализ системы управления уровнем и качеством жизни населения

2.1. Социально-экономическая характеристика Ярославской области

Ярославская область расположена в северной половине европейской части Российской Федерации, в центре Восточно-Европейской равнины, и граничит с Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской и Тверской областями. Территория области расположена на обоих берегах великой русской реки Волги, которая соединяет регионы Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского морей. Административный центр области – город Ярославль, удален от Москвы на 282 км. Площадь Ярославской области составляет 36,2 тыс. км².
Ярославская область входит в состав Центрального федерального округа. В состав области входит 100 муниципальных образований, в том числе 17 районов, три городских округа, 70 сельских и 10 городских по-селений.
На территории Ярославской области в 2015 г. было зарегистрировано 46924 предприятий и организаций. Прирост к 2005 г. составил 14,14%, к 2014 г. – 3,15%. Распределение предприятий и организаций Ярославской области по видам экономической деятельности в 2015 г. представлено в таблице 3.
Таблица 3 – Распределение предприятий и организаций Ярославской области по видам экономической деятельности в 2015 г.
Вид экономической деятельности Число пред-приятий Удельный вес, %
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1537 3,28
Рыболовство, рыбоводство 27 5,75
Добыча полезных ископаемых 108 0,23
Обрабатывающие производства 4336 9,24
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 263 0,56
Строительство 5690 12,13
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 15694 33,45
Другие виды деятельности 16592 35,36
Итого 46924 100,00

Как следует из приведенных расчетов, большая часть предприятий и организаций Ярославской области функционирует в сфере оптовой и розничной торговли (33,45%), 9,24% – это обрабатывающие производства. На долю строительства приходится 12,13% субъектов предпринимательства. 5,75% предприятий заняты рыболовством, 3,28% – сельским хозяйством.
Важный показатель развития территории – величина валового регио-нального продукта. На рисунке 4 представлена динамика валового регио-нального продукта Ярославской области в 2005 – 2015 гг. по официальным данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

Рисунок 4 – Динамика валового регионального продукта Ярославской области в 2005 – 2015 гг.

Доступа нет, контент закрыт

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УРОВНЕМ И КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Модернизация системы здравоохранения

3.2. Совершенствование инфраструктуры

3.3. Оценка экономической и социальной эффективности предложенных мероприятий

3.1. Модернизация системы здравоохранения

Первым направлением повышения эффективности управления уровнем и качеством жизни населения Ярославской области является модернизация системы здравоохранения. Предлагаемые направления совершенствования системы здравоохранения Ярославской области приведены на рисунке 12, а ключевые механизмы их реализации обобщены в Приложении 22.

Рисунок 12 – Основные направления совершенствования системы здравоохранения Ярославской области

Совершенствование системы здравоохранения Ярославской области должно быть направлено на развитие таких подсистем, как профилактика, диагностика и лечения болезней, которые являются основными причинами временной потери трудоспособности и смертности жителей в рассматриваемом регионе.
Анализ деятельности системы здравоохранения Ярославской области показывает, что основная точка приложения усилий (управленческих, финансовых и других) – это непосредственно лечение. Профилактике уделяется меньшее внимание, что является одной из причин низких значений показателей состояния здоровья. Второй важнейшей причиной является то, что для населения в целом состояние здоровья не является первостепенной ценностью, сферой ответственного отношения.
В современных условиях очевидно, что для обеспечения сохранения и укрепления здоровья населения Ярославской области необходима солидарная ответственность государства и гражданина за собственное здоровье и здоровье нации. Основой для формирования ответственной позиции граждан должна быть высокая степень

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение обобщим результаты разработки мероприятий по решению проблемы управления уровнем и качеством жизни населения в России. Данная проблема является весьма актуальной в настоящее время, поскольку оценка уровня и качества жизни населения позволяет выявить степень удовлетворенности граждан в физических, духовных и социальных потребностях, степени их благосостояния и благополучия. Уровень и качество жизни населения является одним из важнейших социально-экономических критериев, обуславливающих направления и приоритеты в экономической и социальной политике государства.
В первой главе данной работы были рассмотрены теоретические аспекты уровня и качества жизни населения. Был сделан вывод, что под уровнем и качеством жизни населения большинство авторов понимают интегральную характеристику, в которую входит комплексная система факторов и условий существования человека, включая социально – экономические, политические, культурно-идеологические, экологические и другие. Необходимость измерить и оценить уровень и качество жизни населения привела к необходимости создания разных методик и введения многочисленных частных и интегральных показателей, предложенных как зарубежными, так и отечественными теоретиками и практиками.
Во второй главе данной работы была проведена оценка управления уровнем и качеством жизни населения на примере Ярославской области, входящей в состав Центрального федерального округа. Исследование показало, что данный регион развивается, о чем свидетельствует увеличение валового регионального продукта и индекса промышленного производства.
Анализ показал, что начиная с 2012 г. в Ярославской области отсутствует прирост населения. В данном регионе преобладает городское население (82%), на долю сельского населения приходится лишь 18%. Возрастная структура населения региона ухудшается, об этом свидетельствует уменьшение удельного веса населения в трудоспособном возрасте и увеличение доли граждан старше трудоспособного возраста. Следовательно, качество трудовых ресурсов региона снижается.
Для оценки уровня и качества жизни населения Ярославской области были проанализированы доходы и расходы населения, жилищные условия, благосостояние, образование, здравоохранение и безопасность.
Анализ показал, что по уровню безопасности населения Ярославская область находится в лучшем положении по сравнению как со средними данными по стране, так и по Центральному федеральному округу. В то же время уровень преступности в регионе в последние годы возрос по причине частых случаев интернет – мошенничества.
Уровень образования в Ярославской области также находится на достаточно высоком уровне. Охват детей Ярославской области детскими садами и численность студентов, получающих среднее специальное образование, на 10 тыс. чел. населения существенно выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Такие индикаторы уровня и качества жизни населения, как доходы и расходы населения, его благосостояние, в Ярославской области соответст-вуют средним данным по стране, то есть находятся на удовлетворительном уровне.
По такому индикатору, как жилищные условия, Ярославская область отстает от многих регионов нашей страны. Особенно это касается состояния жилого фонда, его благоустроенности. Для области актуальна проблема низкого качества автомобильных дорого.
Система здравоохранения Ярославской области также функционирует недостаточно эффективно, что негативно сказывается на уровне и качестве жизни населения данного региона. Увеличивается нагрузка на врачей и средний медицинский персонал, снижается мощность амбулаторно – поликлинических организаций. Как следствие, растет уровень заболеваемости населения области.
В работе был рассчитан комплексный показатель уровня и качества жизни населения Ярославской области за 2005 – 2015 гг. Анализ показал, что он имеет положительную динамику, однако пока не достиг среднего уровня по стране. Следовательно, для Ярославской области актуальна проблема повышения уровня и качества жизни населения.
В третьей главе данной работы были предложены основные пути решения проблемы управления уровнем и качеством жизни населения Ярославской области.
В первую очередь, Ярославской области необходимо модернизировать имеющуюся систему здравоохранения. Модернизация здравоохранения предусматривает ремонт медицинских заведений, усовершенствование материально-технической базы. Необходимо развивать информационные технологии, в том числе вводить повсеместно электронную запись к специалистам через интернет, электронные медицинские карты и документооборот, повышать заработные платы медицинскому персоналу.
Важным направлением повышения уровня и качества жизни населе-ния Ярославской области является улучшение инфраструктуры, особенно в части содержания автомобильных дорог и жилищно – коммунального хозяйства.
В Ярославской области необходимо приведение в нормативное со-стояние автомобильных дорог регионального значения, имеющих полный износ. Обязательна реализация мер по обеспечению устойчивого функционирования автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, создание материально-технических средств для нужд гражданской обороны. Важно обеспечить повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах.
Для развития жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области необходимо завершить газификацию стратегически важных населенных пунктов Ярославской области, провести капитальный ремонт нуждающегося в этом жилого фонда, провести модернизацию объектов теплоснабжения.
Внедрение перечисленных мероприятий будет способствовать увели-чению численности населения Ярославской области как за счет увеличения продолжительности жизни граждан, так и за счет их притока из других ре-гионов за счет увеличения привлекательности жизни в области.
Экономическая эффективность предложенных мероприятий заключа-ется в росте валового регионального продукта на душу населения до уровня среднего значения по Центральному федеральному округу. Прирост показателя будет обусловлен ростом производительности труда жителей области за счет улучшения качества их жизни, а также снижением случаев и продолжительности нетрудоспособности граждан. В результате ожидается существенный рост валового регионального продукта Ярославской области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // КонсультантПлюс. – Версия 400.00.07. – М.: КонсультантПлюс, 2016. – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 09.11.2016.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ в редакции от 23 июля 2013 г. // КонсультантПлюс. – Версия 400.00.07. – М.: КонсультантПлюс, 2016. – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 09.11.2016.
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // КонсультантПлюс. – Версия 400.00.07. – М.: КонсультантПлюс, 2016. – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 09.11.2016.
4. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 02 августа 2010 г. № 588 в редакции от 17 июля 2015 г. // КонсультантПлюс. – Версия 400.00.07. – М.: КонсультантПлюс, 2016. – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 09.11.2016.
5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р в редакции от 08 августа 2009 г. // КонсультантПлюс. – Версия 400.00.07. – М.: КонсультантПлюс, 2016. – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 09.11.2016.
6. Концепция социально – экономического развития Ярославской области на период до 2025 г. (утверждена Указом Губернатора Ярославской области от 27 февраля 2013 г. № 110) // КонсультантПлюс. – Версия 400.00.07. – М.: КонсультантПлюс, 2016. – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 09.11.2016.
7. Богачев А. И. Обеспеченность услугами здравоохранения сельских жителей Центральной России / А. И. Богачев, М. Г. Полухина, Н. С. Студенникова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 7. – С. 166 – 177.
8. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. Учебник / И. А. Василенко. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 320 с.
9. Васильев В. П. Государственное и муниципальное управление. Учеб-ное пособие. – М.: Дело и сервис, 2014. – 352 с.
10. Гафарова Е. А. Бедность в российском регионе: факторы и риски для работающего населения / Е. А. Гафарова, А. Г. Каримов // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 3. – С. 169 – 179.
11. Ефимова Л. А. Индекс человеческого развития в России: анализ и перспективы / Л. А. Ефимова // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 22. – С. 58 – 64.
12. Жмачинский В.И. Методика оценки уровня жизни населения / В. И. Жмачинский, Р. И. Чернева // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – № 9. – С. 55 – 66.
13. Журавлева Л. В. Направления государственного финансирования мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации / Л. В. Журавлева, М. А. Буранкова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 8. – С. 142 – 157.
14. Ивлева Г. Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России / Г. Ивлева. – М.: Проспект, 2014. – 482 с.
15. Кабашов С. Ю. Организация муниципальной службы. Учебник / С. Ю. Кабашов. – М.: Инфра-М, 2014. – 398 с.
16. Канева М. А. Социально-экономические, поведенческие и психологи-ческие детерминанты самооценки здоровья россиян / М. А. Канева // На-циональные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 6. – С. 158 – 171.
17. Кислицина О. А. Подходы к измерению прогресса и качества жизни (благополучия) / О. А. Кислицина // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – № 10. – С. 28 – 38.
18. Коваленко Е. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие / Е. Коваленко. – М.: Инфра-М, 2014. – 416 с.
19. Кононова Е. Е. Оценка уровня жизни населения как фактора формирования устойчивого развития социо-эколого-экономической системы Орловской области / Е. Е. Кононова // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 19. – С. 34 – 39.
20. Кочева Е. В. Человеческий потенциал России: современное состояние и перспективы развития / Е. В. Кочева, Н. А. Матеев, М. И. Панищенко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 40. – С. 46 – 58.
21. Кузин В. И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления. Учебное пособие / В. И. Кузин, С. Э. Зуев. – М.: Дело, 2014. – 120 с.
22. Куликов Н. И. Экономика России: что есть, что будет? / Н. И. Куликов, А. Н. Куликов // Финансовая аналитика: проблемы и решения – 2015. – № 33. – С. 66 – 78.
23. Лысова Е. Финансовое обеспечение развития отраслей социальной инфраструктуры / Е. Лысова. – М.: Юрайт, 2014. – 116 с.
24. Маллаева М. И. Региональные тенденции формирования и дифферен-циации доходов и уровня жизни российских домохозяйств / М. И. Маллаева // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 6. – С. 33 – 37.
25. Маллаева М. И. Формирование эффективной системы социальной за-щиты как фактор обеспечения социальной безопасности / Маллаева М. И. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 6.– С. 84 – 96.
26. Мартышенко Н.С. Оптимизационная модель повышения качества жизни в регионе / Н. С. Мартышенко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 6. – С. 72 – 84.
27. Мухаев Р. Система государственного и муниципального управления / Р. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 688 с.
28. Пискун Е. И. Рост уровня бедности как дестабилизирующий фактор экономического развития / Е. И. Пискун, В. В. Хохлов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 10. – С. 20 – 33.
29. Подольная Н. Н. Субъективные стоимостные оценки уровня и качества жизни домашних хозяйств в регионе / Н. Н. Подольная // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 2. – С. 84 – 96.
30. Попов Е. В. Основные институты развития общественных благ / Е. В. Попов, ИИ. С. Кац // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 40. – С. 46 – 52.
31. Попов А. В. Интегральные индексы в оценке демографической безо-пасности территорий / А. В. Попов, О. Н. Калачикова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 46. – С. 168 – 178.
32. Рожков М. М. Совершенствование методологии расчета индекса развития человека как показателя качества жизни населения / М. М. Рожков, Е. А. Марыганова // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 29. – С. 30 – 37.
33. Россошанский А. И. Благосостояние населения в контексте модерни-зационных процессов: региональные особенности / А. И. Россошанский, Г. В. Белехова // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 5. – С. 43 – 47.
34. Россошанский А. И. Оценка качества жизни населения: обзор методо-логических подходов / А. И. Россшанский // Молодой ученый. – 2013. – №11. — С. 440 – 445.
35. Савина Т.Н. Политика формирования доходов населения / Т. Н. Савина // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 5. – С. 56 – 68.
36. Такмакова Е. В. Модель денежных доходов населения России и опре-деление направлений совершенствования политики регулирования доходов на этой основе / Е. В. Такмакова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 6. – С. 14 – 21.
37. Тимофеев И. Ю. Стимулирование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за достигнутые результаты в развитии человеческого потенциала / И. Ю. Тимофеев // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 3. – С. 73 – 81.
38. Туманянц К. А. Направления оптимизации российской модели пенсионного обеспечения в контексте теории экономических интересов / К. А. Туманянц, Г. В. Тимофеева, Ю. В. Тимофеев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 44. – С. 68 – 80.
39. Черешнев В. А. Разработка и реализация методического подхода к оценке экономической эффективности государственных программ социаль-ной направленности / В. А. Черешнев, А. В. Васильева, К. С. Наслунга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 29. – С. 4 – 12.
40. Шаховская Л.С. Институционализация бедности в России: можно ли остановить этот процесс? / Л. С. Шаховская, К. О. Климкова К.О. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 3. – С. 67 – 78.
41. Шимширт Н. Д. Управление государственными и муниципальными финансами / Н. Д. Шимширт, Н. Д. Крашенникова. – М.: Инфра-М, 2014. – 352 с.
42. http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.