Содержимое

Введение
Актуальность темы: влияние государственного сектора на развитие экономики недооценить достаточно трудно, так как данное направление всегда влияло на развитие экономики на любом этапе развития. Главенствующая роль, безусловно, отдавалась государственной собственности, большая часть данного сектора представлена государственными предприятиями, которые являются ключевыми показателями устойчивого развития экономики страны, особенно в период ее полной национализации.
В работе уделяется внимание федеральным унитарным предприятиям, а именно, предприятиям, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество, а распоряжающиеся им на праве хозяйственного ведения, которые на сегодняшний день являются одной из основных организационно-правовых форм участия государства в рыночной экономике России.
Появление данного сегмента преследовало цели сохранения накопленного производственного, научно-технического и трудового потенциалов в минерально-сырьевом комплексе, эффективного их использования и осуществления коммерческой деятельности в сформировавшихся условиях рыночной экономики с применением соответствующих методов хозяйствования, а также повышения эффективности функционирования государственной собственности и исполнения воли и интересов государства в сфере его социально-экономической политики.
Большой вклад в экономике в теоретическом анализе госсобственности и госсектора, в том числе и государственных предприятий, со времен национализации экономики России, был сделан в трудах Алимовой Т.Д., Бенедиктова A.B., Карасса A.B., Кикоть В.А., Лурье Д.Г., Никифорова Л.B., Тененбаум-Мушинского В.О. и других.
Представителями мировой экономической теории проблема участия государства в рыночной экономике достаточно широко изучена и рассматривалась в трудах представителей различных направлений экономической мысли, таких как: Т.Веблен, Дж.М.Кейнс, Дж.Коммонс, К.Маркс, У.Митчел.
Одним из видов организаций, которые могут создать органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации являются унитарные предприятия. В соответствии с действующим законодательством унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 (ред. от 13.07.2015) № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП
Государственное унитарное предприятие — (субъекта федерации)
Муниципальное унитарное предприятие — МУП (муниципального образования).
ФГУП «Почта России» — российская государственная компания, оператор российской государственной почтовой сети (действует на территории всех федеральных округов, в Крыму и Севастополе). Член Всемирного почтового союза. Полное наименование — Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России».
ФГУП «Почта России» — национальный почтовый оператор, предоставляющий универсальные услуги почтовой связи, а также ряд финансовых и коммерческих сервисов на территории Российской Федерации.
Почта России — одна из крупнейших и наиболее значимых компаний страны, выполняющая важнейшие социальные функции, входит в перечень стратегических предприятий России.
Цель выпускной квалификационной работы: состоит в анализе путей повышения эффективности функционирования федерального унитарного предприятия.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования вытекают задачи:
1.Рассмотреть теоретическо-методические основы повышения эффективности функционирования предприятия;
2. Провести комплексную оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности федерального унитарного предприятия “Почты России “.
3. Разработать и обосновать направления повышения эффективности деятельности федерального унитарного предприятия “Почта России “.
Объект исследования – деятельности федерального унитарного предприятия “Почта России “.
Предметом исследования выступают: повышение эффективности деятельности федерального унитарного предприятия “Почта России “.
Нормативно-правовой и источниковедческой базой послужило изучение и использование большого теоретического и практического правового материала, а также зарубежных стран с развитой экономикой, отечественных и зарубежных публикаций, а также материалов статистических и конкретно-социологических исследований, вопросов организации и деятельности государственных предприятий.
Методы исследования: сравнительный и функциональный анализ, классификация, статистическая группировка.
Период исследования – 2014-2016гг.
Структура работы: работа состоит из 3 глав по 2 подпункта в каждой главе, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретическо-методические основы повышения эффективности функционирования предприятия

1.1 Понятие унитарного предприятия и нормативно-правовое регулирование его деятельности

1.2 Информационное обеспечение и методика анализа эффективности деятельности федерального унитарного предприятия

1.3 Направления повышения эффективности деятельности федерального унитарного предприятия

1.1. Понятие унитарного предприятия и нормативно-правовое регулирование его деятельности
Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.
Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.[8]
Унитарность характеризуется:
– созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;
– сохранением права собственности на имущество за учредителем;
– закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);
– неделимостью имущества;
– отсутствием членства;
– единоличными органами управления.
К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:
– необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;
– осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
-обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.
Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.
Государственные унитарные предприятия представлены во множестве отраслей промышленности, в непроизводственной сфере, в строительстве, в сельском и лесном хозяйстве. Более 50% всех унитарных предприятий осуществляют свою деятельность в следующих отраслях:
1. Агропромышленный комплекс
2. Транспорт
3. Наука и социальная сфера
4. Оборонно-промышленный комплекс
5. Гражданская промышленность
6. Строительство
7. Водное, лесное хозяйство и недропользование
8. Топливная промышленность
9. Атомная промышленность
10. Связь
11. Угольная промышленность
12. Нефтяная промышленность
13. Электроэнергетика
14. Газовая промышленность
Признаки унитарных предприятий:
1) не наделены правом собственности. Имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
2) имущество является неделимым и не может быть разделено по вкладам, паям и т.д.
3) в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия
4) вопросы о создании, реорганизации, ликвидации, управлении решаются государственными или муниципальными органами
5) специальные требования к учредительным документам
– фирменное наименование должно указывать на собственника
– должны содержать сведения об уставном капитале
– должен быть перечень видов деятельности
6) управление осуществляется на единоличных началах[5]
2-а вида:
1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные)
2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия)
Казенные предприятия относятся к коммерческим:
– могут быть созданы исключительно на базе федеральной собственности
– создаются исключительно на основании решения Правительства РФ, им же назначается руководитель
– решения о ликвидации/реорганизации принимаются исключительно на уровне Правительства РФ
– имущество закрепляется на праве оперативного управления.[4]
Рассматривая исторический аспект, следует указать, что до принятия ГК РФ государственные федеральные предприятия создавались по решению Госкомимущества РФ. Такой порядок был установлен в Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», в котором указывалось, что правом распоряжения государственным имуществом обладают исключительно Госкомимущество РФ (по согласованию с министерствами и ведомствами) и комитеты по управлению имуществом (в отношении имущества, принадлежащего субъектам Федерации)[23]
Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются, прежде всего, трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.[24]
Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице соответствующего органа министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с “ГК РФ (часть 1)” от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Комплексная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности федерального унитарного предприятия "Почты России "

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Общая характеристика федерального унитарного предприятия “Почты России “

2.2 Анализ динамики , структуры прибыли и рентабельности

2.3 Оценка деловой активности

2.1 Общая характеристика федерального унитарного предприятия “Почты России ”
Федеральное государственное унитарное предприятие “Почта России” основано постановлением Правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведено государственное оформление компании, принят Устав. [30]
В основе автономных управлений почтовой связи построена сеть отделений ФГУП “Почта России”, введена принципиально последняя концепция управления региональными структурами почтовой связи на базе общих учетных основ бухгалтерского, налогового и управленческого учетов.
Почта России – одно из главных инфраструктурных предприятий Российской федерации, она оказывает воздействие на формирование остальных секторов экономики и поддерживает информационный обмен между целыми регионами Российской Федерации.
Почта России – один из главных звеньев государственной инфраструктуры. Предприятие обладает большое воздействие на развитие других отраслей, предоставляя службу по доставке товаров, поддерживая обмен корпоративной документацией, оказывая услуги прямой рекламы. Почта России также несет высокую социальную нагрузку, обеспечивая информационный обмен между регионами страны и являясь одним из крупнейших работодателей. Ежегодно Почта России обслуживает десятки миллионов клиентов по всей стране, оказывая широкий перечень почтовых и финансовых услуг, доставляя ежегодно:1,5 млрд. писем;
48 млн. посылок;
2,8 млн. экспресс – отправлений;
1,7 млрд. экземпляров газет и журналов;
113 млн. единиц денежных переводов;
595 млн. единиц коммунальных и иных платежей;
488 млн. единиц выплат пенсий и пособий.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Направления повышения эффективности деятельности федерального унитарного предприятия "Почта России "

3.1 Разработка мероприятий повышения эффективности деятельности федерального унитарного предприятия “Почта России “

3.2 Экономическая оценка мероприятий повышения эффективности деятельности федерального унитарного предприятия “Почта России “

3.1 Разработка мероприятий повышения эффективности деятельности федерального унитарного предприятия “Почта России ”
Стратегические цели в сегменте письменной корреспонденции – укрепить лидерство с долей рынка около 85% на рынке традиционной письменной корреспонденции, в том числе за счет повышения доли в сегментах отправлений между юридическими лицами и массовой рассылки от юридических лиц физическим лицам, выход в новый сегмент (адресная рекламная рассылка)ДМ. В 2014 году по данным Национального агентства дистанционной торговли и Ассоциации коммуникационных агентств России, рынок ДМ составил менее 0,5% от рынка интернет рекламы (340 млн. рублей от 71 млрд. рублей соответственно), при этом в развитых странах мира доля ДМ достигает порядка 20%. Его перезапуск в портфеле продуктов Почты России со 2-го квартала 2015 года даст прирост объемов и выручки, указанных в стратегии. До 2018 года ожидается падение рынка в среднем на 2% (с 3,3 млрд. шт. до 3 млрд. шт.) В силу того, что Почта России будет являться катализатором развития рынка его доля от рынка интернет рекламы к 2018 году должна достигнуть порядка 10% (мировая практика – 20%), при этом доля самой Почты России на рынке ДМ может составить 70%. Следующее мероприятие на пути достижения поставленных целей является завоевание лидирующей позиции на рынке посылок с долей не менее 47%. Сегмент посылок является высокомаржинальным и быстрорастущим, что обусловливает активную деятельность российских и международных курьерских служб (SPSR-Express, DHL, DPD, Pony Express и пр.).
Стратегической целью ФГУП «Почта России» на рынке финансовых услуг, на котором Почта присутствует более 200 лет, является удержание позиций в традиционных сегментах (выплата пенсий, осуществление денежных переводов и платежей). В современных рыночных условиях это невозможно без внедрения новых финансовых продуктов, ориентированных на безналичные операции, в том числе открытие счетов и выпуск платежных карт. Для сохранения в среднесрочном периоде доходов Почты от финансовых услуг необходимо реализовать набор инициатив на рынке платежей и переводов: выровнять тарифы на внутренние переводы в соответствии с конкуренцией, оставить тарифы Единой системы почтовых переводов (ЕСПП) только в точках, где нет услуги «Форсаж»; разгрузить отделения почтовой связи: установить 18 тыс. терминалов в ~16 тыс. отделений, обеспечить качественное ИТ-обеспечение платежей, управлять пиковой активностью – добавлять оператора в начале месяца в 11 тыс. отделений; вывести переводы «Форсаж» на рынок СНГ, используя договоры с 2-3 интеграторами и банками; развивать программу лояльности и ввести интернет-эквайринг; использовать единого клиентского менеджера для работы с бизнес – отправителями (онлайн и каталожная торговля) – клиентами услуги «наложенный платеж».
На рынке пенсионных доходов необходимо

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение
Целью выпускной квалификационной работы являлся анализ путей повышения эффективности функционирования федерального унитарного предприятия».
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1.Рассмотрены теоретическо-методические основы повышения эффективности функционирования предприятия;
2. Проведена комплексная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности федерального унитарного предприятия “Почты России “.
3. Разработаны и обоснованы направления повышения эффективности деятельности федерального унитарного предприятия “Почта России “.
Объект исследования явилось исследование деятельности федерального унитарного предприятия “Почта России “.
Предметом исследования выступил процесс повышенияэффективности деятельности федерального унитарного предприятия “Почта России “.
Нормативно-правовой и источниковедческой базой послужило изучение и использование большого теоретического и практического правового материала, а также зарубежных стран с развитой экономикой, отечественных и зарубежных публикаций, а также материалов статистических и конкретно-социологических исследований, вопросов организации и деятельности государственных предприятий.
В 2014 году ФГУП «Почта России» продолжила свое движение по пути реформ, начатых годом ранее. Можно так же отметить, что положительные изменения в работе предприятия заметны уже сегодня. Улучшены финансовые показатели предприятия. Пятипроцентный рост выручки в 2014 году позволил повысить заработную плату сотрудников предприятия на 11%. Это свидетельствует о том, что коллектив Почты России — второй по количеству сотрудников в стране — является приоритетом для своего руководства. На сегодняшний день средняя зарплата составляет 18,6 тыс. рублей. Предприятием проводится оптимизация затрат для повышения заработной платы сотрудников. Прибыль ФГУП «Почта России» также значительно выросла и составила 1,235 млрд рублей. Это важный и хороший показатель, потому что предприятие должно быть рентабельным. Это позволит направлять прибыль на дальнейшую модернизацию и совершенствование инфраструктуры Почты России. Утверждены стратегия развития предприятия, «Концепция развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года», в первом чтении принят Федеральный закон «О почтовой связи». В настоящее время ведется работа над законом на уровне Государственной думы Российской Федерации, чтобы вывести его на второе чтение. Растет уровень клиентского обслуживания, сокращаются сроки доставки почтовых отправлений, внедряются новые услуги, в том числе в электронной форме. Однако впереди нас ожидает большая работа по достижению поставленных целей, главная из которых — сделать Почту России современным и эффективным предприятием с высоким качеством сервиса.
Стратегии развития не только значительно повлияет на деятельность предприятия, но и будет иметь высокую социальную и экономическую значимость для государства в целом:
частные, корпоративные и государственные потребители выиграют от
роста качества базовых почтовых услуг, расширения видов деятельности, появления дополнительных служб и обеспечения доступа к максимально широкому спектру финансовых услуг клиентам
в небольших населенных пунктах за счет создания Почтового банка;
с увеличением объема и количества предоставляемых услуг в долгосрочной перспективе возникнет дополнительная потребность в персонале, в том числе в специалистах высокой квалификации;
благодаря повышению качества работы Почты России появится возможность более быстрого развития других сфер экономической деятельности, в частности, дистанционной торговли;
следствием улучшения финансового состояния Почты России станет снижение совокупного объема субсидий со стороны государства для поддержания деятельности предприятия.
Реализация стратегии позволит трансформировать ФГУП «Почта России» в прибыльную, клиентоориентированную и технологичную компанию за счет повышения эффективности бизнес-процессов, роста качества и расширения портфеля оказываемых услуг. Эта трансформация будет происходить с надлежащим исполнением возложенной государством на предприятие социальной функции без привлечения государственного финансирования.

Список использованных источников:
1.Акопова Е.М., Акопов Д.Г. Особенности правового регулирования труда руководителей государственных унитарных предприятий // Государство и право. 2010. №6.
2. Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И.Брагинского; Учебно-методический комплекс; Росс, школа частного права. М.: Статут, 2014
3. Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И.Брагинского; Учебно-методический комплекс; Росс, школа частного права – 2015
4.Беднов О.В. Правовые основы создания государственных унитарных предприятий в Российской Федерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки – 2014.
5. Беляева O.A. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий: вопросы судебно-арбитражной практики // Хозяйство и право, № Ю, 2010.
6. Болдырев В.А. Момент возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления на недвижимое имущество // Юрист, № 12, 2009.
7. Болдырев В.А. Компетенция органов публичной власти по управлению унитарными предприятиями // Право и экономика, № 2, 2011.
8.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйственное управление. Тамбов: Изд-во Тамб.гос. техн. ун-та, 2013 – . 24 с.
9. Гаджиев И. А. Государственные и муниципальные финансы (учебник) / И. А. – 2014
10.Григорьев В.В.Управление муниципальной недвижимостью: Учеб.-практ. Пособие /В.В. Григорьев, И.А. Острина, А.В. Руднев.-М.:Дело, 2014.-704с.
11.Гражданское право России: Курс лекций. Часть 1 / Отв. ред. О.Н.Садиков. М., 2014.
12.Государственные и муниципальные унитарные предприятия
как субъекты российского финансового права :автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата
юридических наук. Специальность 12.00.14 – административное
право, финансовое право, информационное право /И. Г. Гараев
; Науч. рук. Н. А. Саттарова. -Челябинск,2011. -22 с.-
13. Гражданское право: Учебник / Под ред. здательство Тихомирова М.Ю., 2014, – 63 с
14. Гражданское право: Учебник / Под ред. Г.И.Илларионовой. М., 2013.
15. Ковалёва Л.В. Управление муниципальным хозяйством. Учебное пособие / Л.В. Ковалёва. – Интермедия -2014 год. –с. 177.
16. Коробко В.И. Экономика городского хозяйства / В.И. Коробко.- М.: Академия, 2013. – 160 с.
17.Косякова Н.И. Правовое положение государственных предприятий. Право, №10, 2014г.
18. Научно-практический комментарий к ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Статут, 2003.
19.Сираждинов Р.Ж. Управление в городском хозяйстве. Учебное пособие / Под ред. Р. Ж. Сираждинова. –М.: КНОРУС, 2012. –с.
20.Система муниципального управления: учебник / Под ред. В.Б. Зотова. –СПб.: Питер, 2014. – 512 с.
21.Соловьёв С.Г. Муниципально – властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации/ Ассоциация юридический центр и др.-СПб.: Юридический центр и др. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2012.-330с
22.Чекалин В.С. Экономика городского хозяйства: Учебник / В.С. Чекалин. – СПб.: ГИЭУ, 2010. – 242 с.
23. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // http://base.consultant.ru
24. Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // СЗ РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6078
25. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» // СЗ РФ, 13.12.2004, № 50, ст. 5074.
26. Ласкина H.B. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008. – С. 7
27. Реформирование унитарных предприятий в российской экономике: отраслевой и региональный аспекты (Научные труды ИЭПП № 81) – Александр Дмитриевич Радыгин, Георгий Николаевич Мальгинов, Юрий Вячеславович Симачев, А.Е. Гонтмахер, А.Н. Газетов, М.И. Шилкин – Москва: Ин-т экономики переходного периода, 2004, cерия “Научные труды”
28. Конституция российской Федерации. Официальный текст, ИНФРА-Н, 2000г.
29. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994г. № 51-ФЗ, принят ГД РФ 30.11.1994г.
30. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”
31. Официальный сайт ФГУП Почта России : http://www.russianpost.ru/



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.