Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

Условия управления социально-экономическим развитием муници-пальных образований в РФ в последнее время существенно изменились, причем наряду с новыми возможностями появился ряд проблем. Устойчивое развитие муниципальных районов в первую очередь связано с их решением. Особое значение в управлении местными территориями придается развитию социальной сферы, которая является базой формирования условий для воспроизводства населения, на основе удовлетворения потребностей жителей.
Несмотря на то, что государство обязано гарантировать приоритет-ность социального развития муниципальных районов и обеспечивать целенаправленное проведение финансовой, бюджетной, кредитной, налоговой, денежной, инвестиционной и социальной сфер для осуществления в них решений социально-экономических задач и природоохранной, главными и, пожалуй, однотипными проблемами муниципальных районов являются: дефицит местного бюджета, бедность и безработица, вымывание активного населения, слабая социальная сфера, низкая социальная активность, тяжелые условия в сфере сельскохозяйственного производства,¬ слабый менеджмент, низкая предпринимательская активность, маргинализация, алкоголизм и преступ-ность. Для того, чтобы администрация муниципального района смогла действовать в правильном русле по отношению к развитию, необходимо дополнительная проработка этих вопросов.
Этим и объясняется актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является муниципальное образование (МО) – Рыбновский муниципальный район Рязанской области.
Предмет исследования – отношения, складывающиеся в процессе управления социально-экономическим развитием МО – Рыбновский муниципальный район.
Целью исследования является анализ эффективности управления со-циально-экономическим развитием МО – Рыбновский муниципальный район, выявление и обоснование перспективных направлений ее повышения.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты эффективности управления социаль-но-экономическим развитием муниципальных районов;
– провести анализ современного состояния социально-экономического развития МО – Рыбновский муниципальный район;
– оценить эффективность управления социально-экономическим развитием территории МО – Рыбновский муниципальный район;
– разработать и обосновать конкретные предложения по повышению эффективности управления социально-экономическим развитием МО – Рыбновский муниципальный район.
При написании выпускной квалификационной работы использова-лись труды многих российских ученых и практиков по проблемам управления развитием муниципальных образований. При анализе темы также использовались официальные нормативно-правовые документы: Конституция РФ, федеральные законы, постановления органов местного самоуправления МО – Рыбновский муниципальный район и другие.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком используемых источников и приложениями.

Глава 1. Теоретические аспекты эффективности управления социально-экономическим развитием муниципального образования

1.1. Основные направления социально-экономического развития муниципального образования

1.2. Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования

1.3. Оценка эффективности управления социально-экономическим развитием муниципального образования

1.1. Основные направления социально-экономического развития муниципального образования

Термин “муниципальное образование” впервые был использован в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Появление термина “муниципальное образование” имеет необходимость, чтобы обозначать новые субъекты гражданских правоотношений, ими являются районы, городские и сельские поселения, а также иные территории, на которых может реализовываться местное самоуправление [10]. Заметим что ни Конституция РФ, ни Гражданский Кодекс РФ прямых определений понятию “муниципальное образование” не дает. Анализируя эти два источника, можно сформулировать следующее определение этого термина – некая территория, на которой проживает население (необязательно компактно и необязательно оседло) или часть городской территории (район в городе), которая имеет определенный статус, позволяющий, принимать участие в гражданских правоотношениях и осуществлять местное самоуправление [1, 2].
Таким образом, муниципальное образование и муниципальный район в правовых отношениях могут быть тождественными понятиями.
В последнее время понятие “развитие” в отношении муниципального района вызывает множество дискуссий. Дискуссии осложняются в большей степени тем, что стороны, обсуждающие тему развития, предполагают разное содержание этого термина.
Устойчивость мнения о том, что цель развития территории заключается в удовлетворении потребностей населения в приобретении разного плана ценностей материальной и духовной культуры – существует уже давно.[17] Однако в этом вполне справедливом мнении не может быть представлена единственная цель развития. К тому же невозможно использовать в качестве целевой функции удовлетворение потребностей, ввиду того, что одна и та же потребность может быть удовлетворена разными методами, используя разные ресурсы.[17]
Разумным было бы, оценить все возможные направления, их эффек-тивность и осуществить направление средств только на то, что обеспечит наибольший эффект, исходя из имеющихся ресурсов и представления об эффективности их использования. Сразу возникает вопрос, что должно стать мерой направления средств при других равных условиях. Если брать одинаковую эффективность, то что предпочесть, закупку спортивного инвентаря или медицинского оборудования?[18]. Необходимо определить ряд критериев, помогающих в решении вопроса о распределении средств между всеми затратными сферами поселения.[14]
Таким образом, следует говорить не об одной конкретной цели развития муниципального образования, а о комплексе целей, который включает в себя:
– комплексное развитие и экологическую реконструкцию территории;
– улучшение жилищной обеспеченности и условий проживания насе-ления;
– совершенствование социальной инфраструктуры, включая организацию современных мест отдыха и систем оздоровления населения;
– формирование экологически безопасных производственной, транс-портной и инженерно-технической инфраструктур;
– сохранение и возрождение объектов историко-культурного насле-дия;
– совершенствование процессов регулирования землепользованием.
Решение задачи, касающейся выбора наилучшего варианта, которые дают распределение ограниченных средств, имеет возможность быть решенной разными методами, в том числе и путем простого голосования в представительном органе муниципального образования. Но не стоит полностью полагаться на голосование, потому что этот процесс весьма относительного и случайного характера. В связи с этим существует необходимость поиска критериев, которые снижают субъективность, подверженного влиянию случайных факторов, способа распределения ограниченных муниципальных ресурсов.[22]
Таким критерием может послужить критерий, который будет опреде-лять степень соответствия будущего решения более общей или объемлющей цели, для которой другие последующие цели будут являться как составные ее части или же будут устанавливаться на определенных этапах развития поселения. В качестве такой более объемлющей цели может быть, например, развитие поселения, а также возможность его сохранения как целостного социально-экономического образования.[13] Если следовать этой цели, то поселение тем самым обеспечивает возможность своего сохранения и удовлетворения коллективных социальных потребностей муниципального образования. Но стоит заметить в очевидности этой цели значительную степень обманчивости, так как абсолютно понятно, что новые экономические условия для поселений способствуют развитию и даже сохранению не всех поселений. Муниципальное образование, в котором весомая часть трудоспособного населения значительную долю своего времени проводит за пределами поселения, в поисках удовлетворения одной из важных социальных потребностей, такой как имение работы и статуса занятости не является целостным [13].
Когда осуществляется анализ и постановка целей развития, необходимо понимать, что на территории будет жить не только нынешнее поколение, но и дети и внуки живущих сейчас. Поэтому, если делать установку лишь на удовлетворении потребностей настоящего поколения и не учитывать социальные и иные последствия для будущего, то это может дать противоположный результат еще при жизни настоящего поколения. [13].

1.2. Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Механизм управления развитием территории муниципального образования представляет собой сложную категорию менеджмента, которая включает в себя:
• цели управления;
• критерии управления (количественный аналог целей);
• факторы управления (элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставлен-ных целей;
• методы воздействия на факторы управления;
• ресурсы управления (материальные и финансовые ресурсы, социальный и организационный потенциалы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели).
Рассмотрим их более подробно.
Если рассматривать развитие территории муниципального образования как комплексное социально-экономическое развитие, то можно говорить об управлении этим процессом.[13] В таком случае управление развитием территории муниципального образования можно рассматривать как разработку комплексно согласованных программах развития различных сфер его деятельности, согласованных не только по ресурсам, но и по срокам, а также в соответствии с приоритетами.[12]
Исходными элементами для формирования механизма управления развитием являются конкретный объект и цель управления.
Муниципальные образования в соответствии с ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. обладают всеми правами юридического лица, осуществляемыми от имени муниципального образования органами местного самоуправления.[3] Другими словами органы местного самоуправления могут исполнять правоотношения, предусмотренные для юридических лиц в гражданском законодательстве.[16]
Из этого следует, что законодательство приравнивает муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Таким положением предъявляются достаточно высокие требования к органам местного самоуправления, связанные с управлением хозяйственной деятельностью.[25]
Во всех муниципальных образованиях управление социально-экономическим развитием территории может быть различно по своей организации, это зависит от ресурсов и сложности решаемых задач, но отдельные особенности в управлении процессом их развития свойственны всем муниципальным образованиям.[26]
Сложный процесс управления всегда может быть разбит на несколько отдельных конкретных небольших, относительно сроков, проектов, в управлении которыми есть вероятность выделения самостоятельных основных этапов управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.[23].
Основу управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования составляет управление бюджетным процессом. Разумное планирование бюджетного процесса обеспечит снижение количества вероятных конфликтов по отношению к проблеме выбора и корректировки способов развития муниципального образования и этим самым значительно повышает эффективность развития муниципального образования.[9]
Являющиеся одновременно и объектом, и субъектом управления жители включены и в систему управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования и в систему само-управления. Таким образом, в условиях самоуправления довольно тяжело разграничить субъект управления и объект управления.[11] Население муниципального образования, которое исполняет свои права в местном самоуправлении, также называется местным сообществом.
Говоря об управлении социально-экономическим развитием территории муниципального образования невозможно не учесть того факта, что на него оказывается влияние ряд различных экономических и политических сил, которые в общем случае могут выступать в качестве субъектов управления развитием как и органы местного самоуправления. К ним относятся органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что в отличие от органов местного самоуправления в соответствии с законодательством они не могут осуществлять управление местными делами непосредственно. [7]
Далее перейдем к рассмотрению основных этапов управления ком-плексным социально-экономическим развитием муниципального района.
Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования принципиально не имеет отличий с управлением отдельным проектом, однако имеет значительное количество связей и требует процедур согласования.[27]
Процесс управления всегда начинается со сбора и обработки информации. Для органов местного самоуправления этот этап приобретает чрезвычайное значение. В условиях самоуправления этот этап является не просто сбором информации для осуществления статистической отчетности, информация здесь выступает в качестве реального инструмента управления. Поэтому вопросы по информационному обеспечению органов местного самоуправления должны находиться под самым пристальным вниманием. Экономия на оборудовании и подготовке кадров в сфере информации нецелесообразна.[19]
Главной задачей предварительного этапа сбора информации является то, что на ее основе была возможность достаточно точной формулировки целей развития муниципального образования.
На первом этапе выявляют также основные социальные проблемы, которые потребуется решить в дальнейшем.
На втором этапе осуществляется определение целей развития муниципального образования. Этот этап является чрезвычайно важным. Он должен проводиться в специальных рамках для этих целей разработанной процедуры. Этот этап тесным образом связан с предыдущим. Следует понимать, что процесс выработки целей развития муниципального образования должен проводиться профессиональными коллективами. Важно учитывать то, что это должно быть в виде постоянной функции органов местного самоуправления, поэтому муниципальные образования крупного масштаба (например, районы) должны предусмотреть в своей структуре соответствующие отделы.[19]
В процедуре определения целей развития необходимо предусмотреть мероприятия для согласования данных целей, как с местным сообществом, так и с органами государственной власти, а также с органами местного самоуправления соседних муниципальных образований, интересы которых могут быть затронуты.
Работа, связанная с определением целей развития может быть непре-рывна, однако в определенный срок должен быть выдан соответствующий результат, на основании которого начинается следующий этап – разработка концепции и программы развития на очередной планируемый период.
Далее реализуется этап разработки программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Это основной этап в цикле управления развитием муниципального образования. Значительный успех на этом этапе достигается лишь после тщательной и добросовестной работы, которая проделана на предыдущих этапах, о них мы говорили ранее.
Следующий этап принятия программы комплексного социально-экономического развития представительным органом местного самоуправления является принципиальным этапом в процессе управления развитием муниципального образования. После того как программа была принята, она приобретает статус “местного закона” и далее назначена предопределять все последующие действия органов местного самоуправления, наделенных распорядительно-исполнительными полномочиями.[12]
Принятие программы развития завершает первый период процесса управления развитием муниципального образования. Затем следует период реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Данный период также можно разделять на отдельные этапы. Первым является этап принятия в соответствии с программой соответствующего бюджета (бюджета развития). Это необходимое условие успешной реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Практически вместе с началом исполнения бюджета развития начинается этап, в котором будет осуществляться контроль, сбор и обработка информации, связанные с исполнением бюджета. Получаемую информацию анализируют и вырабатывают, если есть необходимость предложения для корректировки бюджета и самой программы развития. Если учитывать то, что муниципальные образования являются рав-ноправными субъектами рынка, а также то, что органы местного самоуправления работают в условиях изменяющейся внешней среды, то в процессе управления развитием необходимо предусмотрение процедуры корректировки бюджета. К ней не следует относиться как к чрезвычайной ситуации, в современных политических и экономических условиях она является вполне штатной. [18]
Основные направления реализации мер, направленных на повышение эффективности муниципального управления, отражены в Концепции оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями.
Повышение эффективности механизмов муниципального управления является основной целью использования информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления, и одним из приоритетных направлений является социальная сфера.
Таким образом, инструменты управления социально-экономическим развитием муниципального образования весьма разнообразны. В качестве ключевых инструментов механизма управления развитием территории муниципального образования, можно отметить следующие:
– управление финансами;
– маркетинг территории;
– управление муниципальной недвижимостью;
– привлечение населения к участию в решении местных вопросов по социально-экономическому развитию;
– разнообразные меры по всесторонней поддержке частного сектора и, прежде всего, малого бизнеса;
– повышение образовательного и квалификационного уровня местного населения, а также муниципальных служащих;
– аудит и открытость для общественности результатов деятельности органов муниципального управления.

1.3. Оценка эффективности управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Основными направлениями оценки эффективности управления эконо-мическим и социальным развитием территории муниципального образования являются:
– разработка и утверждение схемы территориального планирования (СТП) муниципального образования;
– собственное производство (строительство, сельхозпредприятия и т.д.)
– объем произведенной продукции
– реализация продукции и получение прибыли
– оформление и регистрация прав на муниципальные земли
– предоставление услуг населению
– улучшение качества услуг, предоставляемых населению
– привлечение инвестиций в промышленное или сельскохозяйственное производство
– разработка мероприятий по развитию сферы бытовых услуг и обеспечения населения товарами потребления
– разработка целевых программ, направленных на развитие инфра-структуры МО
– благоустройство территории МО
– улучшение материально-технической базы для развития физкультуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни
Рассмотрим данные критерии более подробно.
Необходимость разработки СТП продиктована Градостроительным кодексом РФ. Это обязательный вид документации, которым должны располагать администрации муниципальных образований для того, чтобы иметь возможность решать вопросы земельно-имущественных отношений и разрешать на своей территории новое строительство и реконструкцию объектов разного функционального назначения. Схема территориального планирования муниципального района содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). В целях утверждения схемы территориального планирования муниципального района осуществляется подготовка соответствующих материалов по обоснованию ее проекта в текстовой форме и в виде карт (схем).[12]
В показателях «Собственное производство», «Объем произведенной продукции», «Реализация продукции и получение прибыли» рассматриваются те производства, которые находятся на территории муниципального образования. Следует проанализировать объёмы производственной продукции, ее реализацию. Итогом всего производства является получение прибыли. Можно рассмотреть какие предприятия и организации принесли большую прибыль.
К показателям «Предоставление услуг населению» и «Улучшение ка-чества услуг, предоставляемых населению» можно отнести в первую очередь жилищно-коммунальные услуги, медицинские услуги, социальные услуги. Для анализа социально-экономического развития муниципального образования мы должны рассматривать их численные показатели. К ним относятся: протяженность газовых сетей, водоканал и канализация, протяженность автомобильных дорог и улиц, обеспеченность местами в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, доступность койкомест в больницах, благоустройство территории.
Для выполнения планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также реализации отдельных целевых программ необходимы инвестиции. Местное самоуправление заинтересовано в привлечении инвестиций на свою территорию. Помимо решения конкретных задач отдельных инвестиционных проектов, инвестиции стимулируют занятость населения и повышаю доходы местного бюджета. Деятельность муниципальных органов управления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств на территории муниципального образования определяет суть муниципальной инвестиционной политики. Привлечение инвестиций в промышленное и сельскохозяйственное производство необходимо для дальнейшего поддержания и развития производства.
Бытовые услуги – это платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению. Основными такими услугами в муниципальном образовании мы можем назвать: ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт, пошив одежды; ремонт и техническое обслуживание бытовой техники и аппаратуры; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; парикмахерские (салоны красоты); фотоателье; бани и душевые (сауны); ритуальные услуги.
Важную роль в успешном социально-экономическом развитии территории играет разработка целевых программ, направленных на развитие инфраструктуры муниципального образования.[19]

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Анализ развития МО - Рыбновский муниципальный район

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Система органов управления социально-экономическим развитием МО – Рыбновский муниципальный район

2.2. Анализ современного состояния социально-экономического развития МО – Рыбновский муниципальный район

2.3. Оценка эффективности управления социально-экономическим развитием МО – Рыбновский муниципальный район

2.1. Система органов управления социально-экономическим развитием МО – Рыбновский муниципальный район

Управление социально-экономическим развитием МО Рыбновский муниципальный район осуществляется системой органов местного самоуправления. В нее входят:
1. представительный орган – Рыбновская районная Дума;
2. исполнительно-распорядительный орган – администрация муниципального образования – Рыбновский муниципальный район;
3. контрольный орган – контрольно-счетная палата муниципального образования – Рыбновский муниципальный район.[28]
Исполнительные функции местного самоуправления в муниципальном образовании осуществляет администрация Рыбновского муниципального района, возглавляемая Главой района – Зюбой Владимиром Валентиновичем.
Функции администрации:
1. Администрация обладает правами юридического лица.
2. Администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, настоящим уставом, решениями Совета.
3. Администрацией руководит глава муниципального образования
Администрация – исполнительно-распорядительный орган муници-пального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами.[21]
Структура администрации Рыбновского муниципального района представляет собой сложное организационно-функциональное единство. Администрация муниципального образования включает в себя отделы и управления организации (Приложение 1). Основу структуры администрации составляют:
– глава администрации осуществляет общее руководство, непосредст-венно направляет работу своих заместителей, отдельных структурных под-разделений. Руководство осуществляется по принципу единоначалия. Дан-ный принцип реализуется хотя бы в том, что глава муниципального образования подписывает и издает правовые акты, которые по существу являются актами не администрации, а главы самоуправляющейся территории. Единоначалие не исключает коллегиального обсуждения и выработки решений по важнейшим вопросам жизнедеятельности;[28]
– социальный блок: первый зам. главы администрации по социальной политике (Кривенцев А.Ю.);
– блок муниципального хозяйства: зам. главы администрации по развитию инфраструктуры, строительству и коммунальному хозяйству (Черныгин О.Б.);
– блок экономики и финансов: зам. главы администрации по экономике (Анисимова Н.С.);
– блок муниципального имущества и сельского хозяйства: зам. главы администрации по имуществу, земельным отношениям и сельскому хозяйству (Шишов А.В.);
– блок обеспечения администрации: управляющий делами администрации (Лысаковская М.Н.);
– отдел бухгалтерского учета: начальник отдел бухгалтерского учета (Сандина Н.И.).
Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы подразделений определяются положением о них, утверждаемыми Главой администрации Рыбновского муниципального района.[28]
Заместители главы Рыбновского муниципального района руководят отдельными отраслями местного хозяйства, деятельностью подчиненных им в соответствии с распределением обязанностей структурных подразделений администрации. Они также исполняют другие обязанности, возложенные на них главой муниципального образования, который определяет число своих заместителей и направления их деятельности.
Деятельность администрации Рыбновского муниципального района, ее структурных подразделений и отраслевых органов при исполнении функций и полномочий направлена на достижение основной стратегической цели – повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы.
Рыбновская районная Дума является выборным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального района. Она состоит из 25 депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Возглавляет Рыбновскую районную Думу Председатель (Мирионкова М.Н.), из-бираемый ранее выбранными депутатами.
Рыбновская районная Дума принимает решения в коллегиальном по-рядке.
Таким образом, можем сделать вывод, что управление развитием Рыбновского муниципального района осуществляют все органы местного самоуправления в пределах своих компетенций.

2.2. Анализ современного состояния социально-экономического развития МО – Рыбновский муниципальный район

Рыбновский район был образован в 1929 году на основании Постановления ВЦИК от 14 января 1929 года. Район расположен в северо-западной части Рязанской области, площадь муниципального образования – 1404, 4 кв. км, протяженность территории с северо-востока на юго-запад составляет 120 км, расстояние до областного центра по железной дороге – 18 км, автобусом – 27 км. Рыбновский муниципальный район расположен в северо-западной части Рязанской области. Протяженность с северо-востока на юго-запад – 120 км. Административный центр – г.Рыбное. Расстояние до г.Рязани – 18 км. [30]
Район занимает площадь 140438 га, в том числе: земли населенных пунктов – 7606 га, земли предприятий – 8604 га, земли лесного фонда – 33770 га, земли сельхоз значения – 88097 га, земли водного фонда – 2306 га, земли запаса – 55 га.[30]
В состав муниципального образования Рыбновский муниципальный район входят одно городское и 20 сельских поселений (Приложение 2).
В районе имеются запасы известняка, песка, которые используются в строительстве. Также имеются небольшие запасы бурого угля.
Водные ресурсы Рыбновского района составляют реки Ока, Осетр, Вожа, Меча. На территории района имеются крупные озера: Старица, Круглое, Селище, а также водохранилища: Пальное, Меча, Клещевая, Серенка.
Почвы района – темно-серые и светло-серые лесные. Леса занимают около четверти территории района и расположены в основном в его северо-восточной части.
На территории района проживает около 3% населения Рязанской области. В общей численности преобладает городское население (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика численности населения в МО – Рыбновский муници-пальный район (на 1 января), чел.
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. в % к 2013 г.
Все население 36048 36386 36700 36667 101,7
Городское население 18606 18708 18791 18969 102,0
Сельское население 17442 17678 17909 17698 101,5

Численность населения Рыбновского района за последние четыре года выросла на 1,7%. Рост отмечается и за счет городского и за счет сельского населения. Доля трудоспособного населения составляет всего 55,7%.
Наибольшая доля производимой продукции приходится на производство электроэнергии, газа и воды – 35,9% , медицинскую деятельность – 43%, производство пищевых продуктов – 14,8%, производство машин и оборудования – 2,5%. [30] Крупных промышленных предприятий в Рыбновском муниципальном районе нет. Относительно крупные предприятия: ОГУП “Рыбновское полиграфическое предприятие”, ООО “Рыбновский молочный завод”, ПАО “Ветзоотехника”, ПАО “Сельхозтехника”. В Рыбновском районе действуют два всероссийских НИИ – ВНИИ пчеловодства, ВНИИ коневодства. В районе существует 6 строительных предприятий: ПАО “Рыбновская МСО”, ООО “Рыбновская ПМК-2”, АО “Стройсервис”, ООО “Рыбновская СТК”, ООО “Арсенал”, ООО “Стар-строй”. Промышленность Рыбновского района представляют 23 предприятия и 19 индивидуальных предпринимателей. [30] В Рыбновском районе имеется 23 сельскохозяйственных предприятия и 102 крестьянских (фермерских) хозяйства. Специализация сельского хозяйства – зерно-молочная. Из зерновых культур в районе выращиваются: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха. Наиболее крупные хозяйства района: СПК племзавод колхоза “Батурино”, ООО “Новоселки”, НО ОПХ “Алешинское”.
Рыбновский район имеет развитую сеть автомобильных дорог общего пользования. Территорию района пересекают железнодорожные линии Рыбное – Узуново и Рязань – Москва. В г. Рыбное находится крупный железнодорожный узел с расширенным сортировочным парком, локомотивное депо, ст. Рыбное и другие важные железнодорожные службы.
В районе функционируют одна городская, одна железнодорожная и 12 сельских автоматических телефонных станций. Все станции имеют выход на международное сообщение и компьютерную сеть Интернет. Издается газета “Приокская новь”.
Рыбновский район богат памятниками истории и архитектуры. В с. Пощупово расположен уникальный памятник архитектуры, основанный в XI-XII веках – Иоанно-Богословский монастырь. Это большой архитектурный комплекс, который включает в себя памятники XVII-XIX веков. В с. Константиново находится музей-заповедник великого русского поэта С. Есенина. В с. Новоселки расположен дом-музей братьев Пироговых.

Таблица 2- Объемы производства в МО – Рыбновский муниципальный район, тыс. руб.
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. в % к 2013 г.
Отгружено промышленных товаров собствен-ного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов МП) 3061564 3176612 2871787 3066704 100,2
Продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах) 1425808 1979746 2876482 3186305 В 2,2 раза
Рассмотрим основные показатели социально-экономического развития Рыбновского муниципального района за 2013-2016 годы.
Как видно из таблицы 2, объемы промышленного производства за анализируемый период практически е изменились. В то время как объемы сельскохозяйственной продукции выросли более чем в 2 раза. На сегодняшний день сельское хозяйство является основой развития Рыбновского района.
Такой рост объемов сельскохозяйственного производства объясняется открытием в 2014 году ООО «Вакинское Агро», которое построило мегаферму на 3420 фуражных коров с полной автоматизацией всего процесса получения молока. В 2014 году также была увеличена посевная площадь на 4 тыс. га за счет введения в оборот залежных земель.
Говоря о социально-экономическом развитии района, мы не можем не упомянуть об инвестициях и инвестиционных возможностях района.

Рисунок 1. Инвестиции в основной капитал в МО – Рыбновский муниципальный район
Инвестиции в основной капитал с 2013 года, выросли более чем в 5 раз (рисунок 1). Продолжают увеличиваться объемы капитальных вложений в образование, в деятельность по организации отдыха, развлечения и культуры.
Состояние системы образования Рыбновского района характеризуется следующими показателями (таблица 3).

Таблица 3 – Образовательные учреждения в МО – Рыбновский муниципальный район
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. в % к 2013 г.
Дошкольные образовательные организации 11 12 12 12 109,1
Число мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образова-тельным программам дошкольного образова-ния, присмотр и уход за детьми 1050 1160 1195 1297 123,5
Число общеобразовательных организаций на начало учебного года 17 18 17 18 105,9
Численность обучающихся общеобразователь-ных организаций с учетом обособленных под-разделений (филиалов), чел. 2996 3436 2980 3242 108,2

Как показывает анализ данных таблицы 3, все рассматриваемые показатели сферы образования выросли. Увеличилось число как дошкольных, так и общеобразовательных организаций, выросло количество детей посещающих их. В общеобразовательных школах обучаются 3153 учащихся, что на 117 человек больше по сравнению с 2015 годом (за 2 года контингент учащихся увеличился на 230 человек).

Таблица 4 – Спортивные и культурные учреждения в МО – Рыбновский муниципальный район
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. в % к 2013 г.
Число спортивных сооружений 85 95 96 97 114,1
Число детско-юношеских спортивных школ 2 2 2 2 100,0
Число организаций культурно-досугового типа 25 3 3 2 8,0
Число обособленных подразделений (филиалов) организаций культурно-досугового типа – 27 22 24 х
Число библиотек – 1 4 4 х
Число обособленных подразделений (филиалов) библиотек 30 27 24 24 80,0
Число музеев 4 4 4 4 100,0

Важной составляющей социально-экономического развития муници-пального района являются сферы культуры и спорта. Культура в Рыбновском районе, как самостоятельная отрасль, по своей структуре неоднородна и представляет сферу клубного, музейного, библиотечного дела, образовательных учреждений дополнительного образования детей. Как показывает анализ данных таблицы 4, число организаций культурно-досугового типа с учетом филиалов увеличилось на 1 единицу, а число библиотек (также с учетом филиалов) сократилось на 1 единицу, количество музеев не изменилось.
В Рыбновском муниципальном районе число спортивных сооружений увеличилось на 14,1% или на 12 единиц, число детско-юношеских спортивных школ не изменилось. В настоящее время материальную базу составляют 97 спортивных сооружений, в их числе, муниципальный стадион в г. Рыбное, 19 спортивных залов, 50 плоскостных сооружения, конноспортивный манеж, плавательный бассейн, 24 других сооружений.
Сеть лечебно-профилактических учреждений Рыбновского муници-пального района состоит из НУЗ «Отделенческая больница на станции Рыбное» ОАО «РЖД», в состав которой входят поликлиника на 500 посещений в смену и стационар на 135 мест круглосуточного пребывания и 120-дневного пребывания; ГУЗ «Рыбновская районная больница», в состав которой входят поликлиника на 190 посещений в смену, стационар на 88 мест, отделение скорой помощи, 5 врачебных амбулаторий, 24 фельдшерско-акушерских пункта.[28]
Экономическое состояние района не позволяет муниципальным орга-нам Рыбновского района решать в полной мере все существующие социальные проблемы. Социально-экономическое положение района во многом определяется политикой Федерального Центра и Правительства Рязанской области.

2.3. Оценка эффективности управления социально-экономическим развитием МО – Рыбновский муниципальный район

Оценку эффективности деятельности Администрации МО – Рыбнов-ский муниципальный район по управлению социально-экономическим раз-витием данного муниципального образования проведем по показателям, приведенным в Указе Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607-ФЗ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
Анализ данных таблицы 5 позволяет сделать следующие выводы.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения составляет в МО – Рыбновский муниципальный район 279 единиц. Доля среднесписочной численности их работников в общей среднесписочной численности работников по району составляет всего 25,8%.
Увеличение значения показателя «Объем инвестиций в основной ка-питал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя» связано с привлечением организациями района кредитных средств банков в 2015 году для расширения производственных площадей и реконструкции прежних и ввод в эксплуатацию новых объектов (ООО ЗВК «Бервел», гидроузел Кузьминск, офисно-складской комплекс ООО «Логистик Групп»).
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального района отражает площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. Увеличение показателя связано с продажей земельных участков и как следствие перехода их в объекты налогообложения земельным налогом.
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе весь период не достигало 100%. Это объясняется тем, что в сельскохозяйственных предприятиях Рыбновского района (ООО «АПК «Русь» и ООО «Вакинское-Агро») крупные инвестиционные проекты еще не вышли на плановую мощность.

Таблица 5 – Эффективность управления экономическим развитием МО – Рыбновский муниципальный район [28]
Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Число субъектов малого и среднего предприниматель-ства в расчете на 10 тыс. человек населения 279 279 279
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предпри-ятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и органи-заций, % 25,8 25,8 25,8
Объем инвестиций в основной капитал
(за исключением бюджетных средств)
в расчете на 1 жителя, руб. 5763 24703 33598
Доля площади земельных участков, являющихся объек-тами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального района, % 45,4 45,5 45,6
Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе, % 73,7 71,4 77,8
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нор-мативным требованиям, в общей протяженности авто-мобильных дорог общего пользования местного значе-ния, % 71,1 35 36,1
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром муниципального района, в общей численности населения муниципального района, % 2,2 2,2 1,5
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб.:
– крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций 26623,2 27571,7 27084,4
– муниципальных дошкольных образовательных учре-ждений 13771,4 14669,1 15207,8
– муниципальных общеобразовательных учреждений 17269,1 19188,5 20008,8
– учителей муниципальных общеобразовательных уч-реждений 20541 22564 22281,6
– муниципальных учреждений культуры и искусства 10390 14457 14516,5
– муниципальных учреждений физической культуры и спорта 17324,7 12700,6 8438,1

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, которые не отвечают нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения отражает проводимые мероприятия по ремонту автодорог, находящихся в муниципальной собственности. Значение этого показателя за 2015 год составило 36,1 %. (в расчет взяты дороги района без городского и сельских поселений). В 2015 г. произошло увеличение дорог районного подчинения с 122,4 км. до 132,6 км. Тенденция увеличения протяженности автомобильных дорог местного значения обусловлена паспортизацией.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Предложения по повышению эффективности управления социально-экономическим развитием МО - Рыбновский муниципальный район

3.1 Основные направления повышения эффективности управления социально-экономическим развитием МО – Рыбновский муниципальный район

3.2 Использование механизма муниципально-частного партнерства

3.3 Эффект от внедрения предложенного мероприятия

3.1 Основные направления повышения эффективности управления со-циально-экономическим развитием МО – Рыбновский муниципальный район

В современных условиях развитие средств коммуникации и прогрессирующая мобильность населения повышают требования ко всем сторонам жизни жителей Рыбновского района Рязанской области, как в социальном плане, так и в экономическом. На территории района должны быть созданы такие условия, чтобы молодые, активные, образованные граждане стремились жить и работать на родной земле. Создание наиболее комфортных условий для проживания и трудовой деятельности населения района, стремящегося к улучшению своего благосостояния и внутреннему совершенству, позволит большинству жителей продемонстрировать положительные отличия, являющиеся источником устойчивых конкурентных преимуществ, обеспечивающих достойное место района на территории области.
Основные направления развития Рыбновского района в среднесрочной перспективе можно определить с учетом тенденций развития региона, связанных с переходом к импортозамещающей экономике, новым технологиям, усилением внутренних интеграционных процессов и приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации.
Администрация Рыбновского района должна целенаправленно содействовать повышению уровня и качества жизни в муниципальном образовании, обеспечению жителям возможностей для самореализации и раскрытия творческого потенциала.
Основным условием достижения выше обозначенной цели является обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности экономики Рыбновского района, которое складывается из решения двух ключевых задач:
– создание условий и предпосылок для устойчивого социально-экономического роста района со стороны муниципальных органов управления;
– обеспечение высоких темпов устойчивого роста реального сектора экономики района.
Для этого необходимо обеспечить координацию деятельности органов местного самоуправления и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории района, развивать практику участия органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций в реализации совместных проектов, направленных на повышение уровня социально-экономического развития муниципального образования.

Рисунок 1. Формирование условий и предпосылок для устойчивого развития МО – Рыбновский муниципальный район
На основании выше сказанного можно выделить основные направления формирования условий и предпосылок для устойчивого развития Рыбновского муниципального района, которые приведены на рисунке 1.
В связи с географической близостью расположения Рыбновского му-ниципального района к областному центу (18 км) и г. Москве (160 км) значительная часть населения, проживающего на территории муниципального образования, осуществляют трудовую деятельность за его пределами. Соответственно, их подоходный налог не поступает в бюджет Рыбновского муниципального района. Это создает значительные трудности с формированием доходной части муниципального бюджета.
Таким образом, важнейшим направлением совершенствования организации управления развитием Рыбновского муниципального района является создание новых рабочих мест на территории муниципального образования, а также развитие малого и среднего предпринимательства за счет создания благоприятных условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности.
Особое внимание необходимо уделять обеспечению развития реального сектора экономики района, как создающему базу для устойчивого развития Рыбновского муниципального района.
Не менее значимым направлением для повышения устойчивости развития Рыбновского муниципального района является улучшение социального обеспечения местного населения. В этом направлении можно определить следующие первостепенные задачи:
– ликвидация очереди в муниципальные дошкольные учреждения, доведение доли детей 1-6 лет, получающих услуги дошкольного образования до 100%;
– улучшение материально-технической базы муниципальных образовательных и культурных учреждений;
– повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
На наш взгляд, в условиях ограниченности бюджетных средств для решения всех вышеперечисленных задач в Рыбновском муниципальном районе было бы целесообразно использовать механизм публично-частного партнерства. В соответствии с Федеральным законом № 224 от 13.07.2015″О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” муниципально-частное партнерство – это «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения … о муниципально-частном партнерстве, заключенного … в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения … органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [4].
Далее будет предложено конкретное мероприятие в рамках реализации поставленных задач.

3.2 Использование механизма муниципально-частного партнерства

Одной из поставленных выше задач комплексного развития Рыбнов-ского муниципального района является увеличение числа мест в дошкольных образовательных учреждений и расширение их сети. Как показал, проведенный в главе 2 анализ, в настоящее время всё еще существует проблема с нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях.
По данным таблицы 11 можно сделать вывод, что не смотря на ежегодный рост количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, потребность в них остается. В 2016 году она составила 378 мест, что на 4,4% больше, чем в 2014 году.

Таблица 11 – Соотношение количества мест и воспитанников в ДОУ МО –Рыбновский муниципальный район [29]
Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. в % к 2014 г.
Количество мест в ДОУ, ед. 1160 1195 1297 111,8
Количество воспитанников, чел. 1130 1228 1314 116,3
Потребность в местах в ДОУ, ед. 362 535 378 104,4

Как было выявлено в главе 2, доля детей в возрасте 1 – 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет в 2016 году составила 18%. Такая ситуация стала результатом существенного повышения рождаемости как в РФ в целом, так и в Рыбновском муниципальном районе. Так в 2016 году на территории района родилось 424 чел., что на 9% больше, чем в 2014 году [29].
Как уже отмечалось, в сложившихся на сегодняшний день условиях у местного самоуправления Рыбновского муниципального района недостаточно средств на полное финансирование строительства и открытия нового муниципального дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим мы предлагаем проект открытия дошкольного образовательно учреждения с использованием механизма публично-частного партнерства.
В микрорайоне Полтево г. Рыбное имеется пустующее здание, находящееся на балансе Рыбновского муниципального района. После реконструкции в нем можно открыть частное дошкольное образовательное учреждение. Площадь здания позволит разместить там несколько групп общей численностью около 50 мест. Как уже отмечалось в п. 3.1 для реализации этого предложения целесообразно использовать механизм публично-частного партнерства. В связи с тем, что инициатором проекта будет выступать публичный партнер, то есть администрация Рыбновского муниципального района, она в соответствии с Федеральным законом № 224 от 13.07.2015″О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” должна обеспечить разработку предложения о реализации проекта муниципально-частного партнерства. Роль администрации Рыбновского муниципального района будет заключаться в предоставлении для реализации проекта помещения в аренду на льготных условиях.
В сфере частных дошкольных образовательных учреждений в Рыбновском муниципальном районе конкуренция практически отсутствует. На территории муниципального образования имеется один частный детский развивающий центр с кратковременным пребыванием детей (до трех часов) без организации питания. С учетом высокого спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений и устойчивой тенденции к его росту в современной демографической ситуации можно ожидать, что данный проект будет востребован.
Рассмотрим первоначальные инвестиции, необходимые для реализации предложенного проекта:
– регистрация ИП или общества с ограниченной ответственностью (Госпошлина составляет 800 руб. при регистрации ИП, 4000 руб. при регистрации ООО) (могут отсутствовать, если предприятие уже существует);
– ремонт помещения (в соответствии со сметой затраты составят 1640 тыс. руб.);
– установка противопожарной сигнализации (в соответствии со сметой затраты составят 5 тыс. руб.), видеонаблюдения (в соответствии со сметой затраты составят 50 тыс. руб.);
– покупка оргтехники, мебели, учебных материалов, игрушек (500 тыс. руб.);
– арендная плата за помещение (до полной окупаемости проекта взи-маться не будет).

Таблица 12 – Проект организации частного дошкольного образовательного учреждения
Область соци-альной сферы Результат внедрения модели Предпола-гаемый эф-фект Предполагаемая сумма первоначаль-ных инвестиций
Образование Организация частного детского сада в г. Рыбное (здание электрифициро-вано, газифицировано, S= 447 кв.м.) в городской черте – микрорайона «Полтево» Решение проблемы нехватки мест в ДОУ 2195,8 – 2199 тыс. руб.
Таким образом, величина необходимых первоначальных инвестиций будет составлять около 2,2 млн. руб. (таблица 12).
Необходимым условием использования помещения под дошкольное образовательное учреждение является получение заключений от санитарных и пожарных служб.
СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» предусмат-ривает ряд требований, предъявляемых к помещениям дошкольных организаций. Согласно СНиП, на каждого ученика должно приходиться как минимум 6 кв. м. площади. В дошкольном образовательном учреждении должно иметься не менее трех помещений: спальня, столовая, игровая. Дополнительно могут быть оборудованы: кабинет заведующего, раздевалка, комнаты для занятий по интересам, спортзал, бассейн, пищеблок и т.п.
СНиП определяет требуемую высоту подоконников и потолков в по-мещениях, устанавливает требования к покрытию стен влагоустойчивой краской и ряд других требований.
Вопрос с получением лицензии на образовательную деятельность может иметь несколько вариантов решений. Если проект реализуется индивидуальным предпринимателем, то в соответствии с законодательством он может самостоятельно оказывать услуги образовательного характера (т.е. вести занятия по программам дошкольного образования и любым программам дополнительного образования). Это попадет под определение индивидуальной трудовой педагогической деятельности, которая не лицензируется и не относится к деятельности образовательных организаций, в связи с чем не подлежит контролю и надзору [31].
В случае реализации проекта обществом с ограниченной ответственностью, то получение лицензии на ведение образовательной деятельности определяется видом деятельности, который указан в учредительных документах организации. Если там указан вид экономической деятельности ОКВЭД 85.32 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания», то они имеют право осуществлять дневной уход за детьми (детские ясли, сады), в том числе с отклонениями в развитии, без получения специальной лицензии. Но в этом случае организация не имеет право оказывать образовательные услуги, что было бы нежелательным. Поэтому в случае общества с ограниченной ответственностью лицензию на ведение образовательной деятельности целесообразно получить [31].
Теперь рассчитаем текущие расходы на реализацию проекта.
В штат детского сада входят: воспитатели, нянечки, заведующий, медработник, уборщица, повари др. Для того, чтобы обеспечить высокое качество оказания услуг, очень важно подобрать высококвалифицированные кадры, которые смогут обеспечить не только надлежащий присмотр и уход за детьми, но и обеспечить их развитие и требуемый уровень дошкольной подготовки.

Таблица 13 – Расходы на оплату труда персонала частного ДОУ с отчисле-ниями на социальные нужды
Категории персонала Количество (чел.) Примерная зара-ботная плата (руб.) Отчисления на соци-альные нужды, руб.
Заведующий 1 35000 10500
Воспитатель 6 20000 36000
Нянечка 3 12000 10800
Повар 2 15000 9000
Медицинский работник 1 8000 2400
Музыкальный работник 1 7000 (0,5 ставки) 2100
Уборщица 1 7000 2100
Сторож 2 7000 2100
Итого 17 250000 75000

В проектируемом частном детском саду, исходя из площади помеще-ния 447 кв. м можно организовать 3 группы: младшую (для детей 2-3 лет), среднюю (для детей 4-5 лет) и старшую (для детей 6-7 лет). На основании этого рассчитаем количество персонала и примерный фонд оплаты труда (таблица 13).
Расчет заработной платы проведен с учетом среднемесячной начисленной заработной платы в Рыбновском муниципальном районе по соответствующим видам профессий и должностей [6]. Расчеты показали, что текущие затраты на оплату труда персонала с отчислениями на социальные нужды составят 325000 руб.
Основные направления постоянных ежемесячных расходов:
– фонд оплаты труда – 325 000 руб.;
– оплата коммунальных услуг, связи, Интернета и т.д. – 15 000 руб.;
– ежемесячная арендная плата за помещение после окончания периода окупаемости проекта (предоставляется администрацией Рыбновского муниципального района на льготных условиях) – 45 000 руб.;
– организация питания – 200 000 руб.;
– обновление учебных и игровых материалов – 5 000 руб.;
– затраты на расходные материалы (картриджи, канцелярские принадлежности, средства гигиены и др.) – 5 000 руб.
В общей сумме ежемесячные расходы составят 595 000 рублей, а до окончания периода окупаемости – 550 000 рублей.
Прибыль частного дошкольного образовательного учреждения напрямую зависит от количества воспитанников. Важным моментом при проектировании создания частного дошкольного образовательного учреждения является определение стоимости его услуг.
За последнее десятилетие в РФ сформировался средний класс, который имеет возможность и желание оплачивать качественное образование своих детей. По данным Росстата среднедушевые доходы в Рыбновском муниципальном районе составили 24074,2 руб. При этом 34,5% населения имеют доходы превышающие 25 тыс. руб. в месяц.
В связи с тем, что в Рыбновском муниципальном районе частные до-школьные образовательные учреждения отсутствуют, то сформируем цену на услуги исходя из сопоставления с ценами в других муниципальных образованиях Рязанской области. Они колеблются от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. в месяц. Установим оплату в размере 14 тыс. руб.
При количестве 50 воспитанников и стоимости услуг 14 000 рублей, ежемесячный доход будет составлять 700 000 рублей. Таким образом, прибыль составит 150 тыс. руб. в месяц, а рентабельность – 27,3%.
Окупаемость текущих затрат наступает, если частное дошкольное об-разовательное учреждение посещает как минимум 40 детей.
Размер выплачиваемого налога будет зависеть не только от того в какой организационно-правовой форме будет функционировать частное дошкольное образовательное учреждение (ИП или ООО), но и от того является ли предприятие новым или уже существующим.
В соответствии с Законом Рязанской области от 05.08.2015 № 52 ОЗ «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения на территории Рязанской области» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей до конца 2017 года объявлены налоговые каникулы [5].
В любом случае мы предлагаем для предлагаемого проекта выбрать упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы» при ставке 15%. Тогда ежемесячные налоговые отчисления будут составлять 22 500 руб., чистая прибыль составит 127 500 рублей, а окупаемость первоначальных инвестиций – 17 месяцев. В случае реализации проекта впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателем срок их окупаемости сократится до 15 месяцев.
Муниципально-частное соглашение о реализации проекта заключается с победителем открытого конкурса [15].
В соглашении в обязательном порядке оговариваются следующие элементы:
1) реконструкция объекта соглашения частным партнером;
2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования реконструкции объекта соглашения;
3) осуществление частным партнером эксплуатации объекта соглаше-ния [20].
Несмотря на то, что бизнес в сфере дошкольного образования не принадлежит к высокодоходным, это направление считается весьма перспективным. Популярность частных дошкольных образовательных учреждений с каждым годом растет. Повысить рентабельность предпринимательской деятельности в этой сфере можно путем оказания дополнительных образовательных услуг.

3.3 Эффект от внедрения предложенного мероприятия

Далее определим эффект от внедрения предложенного нами мероприятия. Он будет иметь две составляющие экономическую и социальную. При чем в данном случае социальная составляющая более ярко выражена и имеет более важное значение по сравнению с экономической.
Основной целью управления развитием Рыбновского муниципального района является повышение качества жизни населения этого муниципального образования на основе ускорения экономического развития, развития социальной сферы и человеческого потенциала.[28] Предложенное нами мероприятие позволит администрации района решить ряд важных задач для достижения данной цели.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении данного исследования можно сделать вывод, что управление социально-экономическим развитием муниципального образования является важнейшим элементом деятельности местного самоуправления.
Исследование было проведено на примере муниципального образования – Рыбновский муниципальный район, который находится в северо-западной части Рязанской области. Административный центр — город Рыбное. В состав Рыбновского муниципального района входит одно городское и 20 сельских поселений.
Основную роль в управлении социально-экономическим развитием района играет администрация Рыбновского муниципального района, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Рассмотренные во второй главе показатели позволяют нам определить основные направления деятельности администрации Рыбновского муниципального района. Это повышение эффективности социальной политики на основе рационального использования финансовых средств и муниципальной собственности, обеспечение устойчивого функционирования всех отраслей муниципального хозяйства, развитие инвестиционной деятельности, снижение издержек на производство услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве и многое другое.
Оценка эффективности деятельности администрации Рыбновского муниципального района по управлению развитием территории данного муниципального образования была проведена по показателям, определенным Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607-ФЗ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
Улучшение значений основных показателей свидетельствует о повы-шении уровня социально-экономического развития муниципального образования за анализируемый период.
Деятельность администрации Рыбновского муниципального района по развитию образования в 2014 – 2016 г.г. позволила добиться некоторых улучшений. В то же время не все дети района получают услуги по дошкольному и дополнительному образованию. Уровень развития сфер культуры и спорта в Рыбновском муниципальном районе является достаточным. При этом следует отметить, что на территории района нет ни одного парка культуры и отдыха. Управление жилищным строительством в районе достаточно эффективно. На одного жителя муниципального образования приходится 29 кв. м жилых помещений. За 2016 год на территории Рыбновского района введено в эксплуатацию почти 70 тыс. кв. м жилых помещений.
На основе проведенного анализа были выявлены основные направле-ния деятельности администрации Рыбновского района по повышению социально-экономического развития района.
Для решения одной из проблем социальной сферы мы предлагаем открытие частного детского сада на условиях муниципально-частного партнерства. По данным администрации Рыбновского муниципального района ежегодная нехватка мест в детских учреждениях дошкольного образования составляет 378 единиц. Нами разработан проект данного предложения. В муниципальной собственности имеется неиспользуемое здание в г. Рыбное площадью 447 кв. м., которое администрация передаст в аренду на льготных условиях при условии открытия в нем частного детского сада, рассчитанного на 50 воспитанников. Размер первоначальных инвестиций составит около 2 млн. руб. При стоимости услуг детского сада 14 тыс. руб. рентабельность данного проекта составит 27,3 %, а первоначальные вложения окупятся за 15-17 месяцев. Данное мероприятие будет иметь как экономический, так и социальный эффект для развития территории Рыбновского муниципального района. Его внедрение позволит сократить нехватку мест дошкольных образова-тельных учреждениях муниципального образования, дополнительно появятся 17 рабочих мест, увеличится доход бюджета муниципального образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации
3. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6.10.2003 г.
4. Федеральный закон “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” № 224-ФЗ от 13.07.2015.
5. Закон Рязанской области от 05.08.2015 № 52 ОЗ «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения на территории Рязанской области»
6.Рязанская область в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. / Рязаньстат. – Рязань, 2016. – 237 с.
7. Андриченко, Л. В. Разграничение полномочий между органами власти различных территориальных уровней: проблемы централизации и децентрализации. / Л. В. Андриченко. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. – № 4. С. 37-58.
8. Атаманчук, Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. / Г.В. Атаманчук. – М.: Экономика, 2012. – 158 с.
9. Бабун, Р. Организация муниципального управления: Учебное пособие. 2-е изд. / Р. Бабун. – С-Пб.: Питер, 2016. – 336 с.
10. Бондарь, Н.С. Муниципальное право Российской Федерации. / Н.С. Бондарь. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 156 с.
11. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров. / И.А.Василенко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 495 с.
12. Гаврилова, А.И. Основы местного самоуправления и организация муниципального хозяйства. / А.И. Гаврилова. – Нижний Новгород, 2014. – 301 с.
13. Гапоненко, А.Л. Управление экономическим развитием. / А.Л. Гапоненко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 248 с.
14. Добролюбова, Е. И. Как децентрализация влияет на эффективность и результативность бюджетных расходов: оценка исполнения делегированных полномочий. / Е. И. Добролюбова. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. – № 4. С. 99-112.
15. Игнатюк Н. А. Государственно-частное партнерство. / Н.А. Гнатюк. – М.: Юстицинформ, 2012. – 384 с.
16. Ковешников, Е.М. Муниципальное право: Краткий учебный курс. / Е.М. Ковешников. – М.: Норма: Изд. группа Норма – Инфра-М, 2014. – 132 с.
17. Лесных, Д.Н. Вектор социально-экономического развития хозяйственной системы. / Д.Н. Лесных. -М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2011. – 311 с.
18. Пескова, Д. Новая парадигма экономического развития: концепция сис-темных инноваций. / Д.Пескова. // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2015. – № 6. С. 35-41.
19. Рой, О. М. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие. 5-е изд. / О.М. Рой. – С-Пб: Питер, 2015. – 416 с.
20. Попондопуло, В.Ф. Комментарий к Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». / В.Ф. Попондопуло, В.В. Килинкаров. – М.: Инфотропик Медиа, 2016. – 352 с.
21. Пикулькин, А.В. Система государственного управления: учебник для вузов, изд. 3-е. / А.В. Пикулькин. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 256 с.
22. Филиппов, Ю.В. Основы развития местного хозяйства, изд. 2-е, перераб. и доп. / Ю.В.Филиппов, Т.Т. Авдеева. М.: Логос, 2011. – 276 с.
23. Филиппов, Ю. Теории местного экономического развития. Учебное пособие. / Ю. Филиппов, Т. Авдеева, Т. Лаврова – М.: КноРус, 2013. – 102 с.
24. Хохлова, О.А. Инвестиционная привлекательность территорий: методика анализа и инструментарий. / О.А. Хохлова. // Региональная экономика. 2015. – № 9 (288). – С. 32-40.
25. Царёв, А.Ю. Муниципальное право (полный конспект лекций по учебной дисциплине). / А.Ю. Царёв. – М.: Книгодел, 2013. – 124 с.
26. Черкашина, Л.В. Организационно-экономические аспекты формирования механизма управления устойчивым развитием муниципального образования: монография. / Л.В. Черкашина [и др.] /Под общей ред. Ю.Б. Костровой. – Рязань, 2015. – 223 с.
27. . Шамарова, Г. М. Основы государственного и муниципального управления. / Г.М. Шамарова. – М.: МФПУ «Синергия», 2013. – 320 с.
28. Официальный сайт муниципального образования – Рыбновский муниципальный район. – Режим доступа: http://www.ribnoe.ru
29. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
30. Сайт Правительства Рязанской области. – Режим доступа: http://www.ryazangov.ru/
31. Инновации в образовании: специализированный образовательный портал. // Режим доступа: – http://sinncom.ru/



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.