Содержимое

Введение
Актуальность темы исследования. В странах с развитой рыночной экономикой давно уже сформировалось и нашло практическое применение определение политики занятости в качестве инструмента обеспечения наиболее полной занятости и развития трудового потенциала населения.
В ее основе лежит комплексный подход к решению этой проблемы, предполагающий сбалансированное регулирование всех элементов рынка труда.
Такая политика направлена не только на стимулирование спроса на рабочую силу (развитие рабочих мест) и достижение определенного уровня занятости, но влияет и на цену труда, качество рабочих мест, трудовую мотивацию и др.
Однако такой комплексный подход к обеспечению эффективной реализации трудового потенциала в России пока не наблюдается.
Наоборот, происходит безответственное широкомасштабное разбазаривание накопленного в предыдущий период мощного трудового потенциала – основного национального достояния любого государства.
Обесценение и растрачивание человеческих ресурсов усиливается вследствие оттока наиболее квалифицированных кадров из производства в сферу деятельности, не требующую такой квалификации, но лучше оплачиваемой, миграции интеллекта на Запад, старения рабочей силы при одновременном уменьшении объемов ее замещения молодежью, особенно в секторах экономики, где труд считается непрестижным.
Первопричиной этого является непоследовательность действий по реализации государственной политики. В регулировании всех процессов на рынке труда РФ необходимо усилить роль социальных партнеров.
Проблема занятости молодежи в настоящее время является предметом многочисленных исследований в отечественной науке и практике.
Этому аспекту посвящены работы Е.М. Авраамовой, Ю.Б. Верпаховской, В.А. Гневашевой, И.К. Золотовой, Э.В. Клопова, Г.И. Никитиной, Е.М. Прониной, А.В. Ткачука и многих других.
В работах этих и других авторов проблема занятости молодежи рассматривается в общем виде, анализируются статистические показатели занятости, выделяются региональные особенности и т.д. Вопрос же об изучении факторов, влияющих на занятость молодежи, и способов их регулирования на микро уровне практически не изучался. Этот факт и определяет научную значимость нашей работы.
В связи с вышеуказанным рассматриваемая тема является актуальной.
Цель исследования: исследование и разработка мероприятий по совершенствованию регулирования трудового потенциала молодежи (на примере Ногинского района.
Задачи исследования:
– дать Понятие, выявить сущность и особенности трудового потенциала;
– рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования трудового потенциала молодежи
– выделить особенности формирования и регулирования трудового потенциала молодежи в Российской Федерации
– провести анализ трудового потенциала молодежи Ногинского района
– изучить организацию работы региональных органов власти по формированию трудового потенциала молодежи
– провести оценку эффективности регулирования трудового потенциала молодежи Ногинского района;
– разработать мероприятия по совершенствованию регулирования трудового потенциала молодежи
– обосновать социально-экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Предмет исследования: регулирование трудового потенциала молодежи
Объект исследования: молодежь Ногинского муниципального района.
Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

ГЛАВА 1. Теоретические основы анализа трудового потенциала молодежи

1.1.Понятие, сущность и особенности трудового потенциала молодежи

1.2. Нормативно-правовые основы регулирования трудового потенциала молодежи

1.3. Особенности формирования и регулирования трудового потенциала молодежи в Российской Федерации

1.1. Понятие, сущность и особенности трудового потенциала молодежи
Во все времена и у всех народов молодые люди составляли значительную часть населения. В соответствии с классификацией Организации Объединенных Наций (ООН), к молодежи относят лиц, чей возраст составляет от 15 до 24 лет).
В Большом энциклопедическом словаре определено молодежь как отдельную социально демографическую группу, которая выделяется по совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных им социально психологических качеств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитанием в условиях определенного общества .
Трудовая деятельность входящего в молодежную возрастную группу индивида играет важную роль в процессе его становления, что требует научного обоснования молодежного возраста как одной из характеристик работника, участвующего в трудовых отношениях.
Понятие «социально-трудовой потенциал» имеет неоднозначное толкование у различных авторов.
Исследователи Л.Л. Тонышева, В.А. Чейметова , рассматривают социально-трудовой потенциал молодежи в виде системы, выделяя на основе ресурсно-функционального признака следующие подсистемы – трудовую, интеллектуально-волевую и социально-инфра- структурную.
Как отмечают Л.Л. Тонышева, В.А. Чейметова социально-трудовой потенциал молодежи – это резервы наращивания потенциала рабочей силы и повышения эффективности ее использования.
Возможности улучшения образовательной и профессиональной структуры трудовых ресурсов выражаются в интеллектуально-волевом потенциале.
Социально-трудовой потенциал включает в себя следующие основные компоненты (рис. 1):

Рис.1. Компоненты социально-трудового потенциала молодежи
Молодежь как субъект трудовых отношений представляет собой неоднородную группу людей, различающихся по многим параметрам: стадиям становления и развития молодой личности; уровню полученной профессиональной подготовки и степени ее соответствия конкретному рабочему месту трудоустройства, гендерной принадлежности.
Учитывая данные различия Королев И.В. дифференцировал молодых работников, участвующих в общественном производстве в качестве рабочей силы, по следующему возрастному признаку (рис.2):

Рис.2. Возрастной признак работающей молодежи
Королев И.В. предлагает так же разделение работающей молодежи по признаку профессионально-статусной принадлежности (таблица 1):
Таблица 1
Разделение работающей молодежи по признаку профессионально-статусной принадлежности

>

Доступа нет, контент закрыт

ГЛАВА 2. Анализ формирования и регулирования трудового потенциала молодежи Ногинского района

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Анализ трудового потенциала молодежи Ногинского района

2.2. Организация работы региональных органов власти по формированию трудового потенциала молодежи

2.3. Оценка эффективности регулирования трудового потенциала молодежи Ногинского района

2.1. Формирование трудового потенциала молодежи Ногинского района

Ногинский район объединяет города Ногинск, Электроугли (город районного подчинения), посёлки городского типа Старая Купавна, Обухово, имени Воровского, Вишняковские дачи, восемь сельских административных территорий.
Среднегодовая численность постоянного населения Ногинского муниципального района в 2016 году составила 209,1 тыс. человек, в том числе трудоспособного возраста – 131,1 тыс. человек (62,7 %), из них молодые люди трудоспособного возраста – 29,6 тыс. человек (14,2 %).
Целью данного исследования является выявление и анализ качественных и количественных характеристик трудового потенциала молодежи Ногинского района.
Информационной базой для него стали данные государственной статистики, а также мониторинг качества трудового потенциала населения Ногинского района, проводимого отделом молодежи Ногинского района.
С 2013 по 2016 г. наблюдалась тенденция уменьшения численности молодёжи: уменьшение по Московской области минус 5,8%, по Ногинскому району минус 1,9%.

Таблица 2
Численность молодёжи в Московской области и в Ногинском районе (данные на конец года)

Доступа нет, контент закрыт

ГЛАВА 3. Совершенствование регулирования трудового потенциала молодежи Ногинского района

3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию регулирования трудового потенциала молодежи

3.2. Обоснование социально-экономической эффективности предложенных мероприятий

3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию регулирования трудового потенциала молодежи

В Ногинском муниципальном районе работа по регулированию трудового потенциала молодежи ведется разными ведомствами, но часто мероприятия дублируются, работа не скоординирована, что приводит к низкой ее эффективности.
Поэтому предлагаем объединить усилия разных органов управления, учреждений для регулирования трудового потенциала молодежи.
Мероприятие 1. Программа профориентационного и карьерного сопровождения по развитию молодежного кадрового потенциала.
Цель программы:
Создание системы, содействующей молодым людям Ногинского муниципального района в построении профессиональной траектории, позволяющей максимально раскрыть личностный потенциал и эффективно использовать профессиональные знания и навыки в интересах инновационного развития своего города и страны.
Задачи программы:

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение
На основании проведенного исследования по теме: «Регулирование трудового потенциала молодежи (на примере Ногинского района)» можно сделать следующие выводы:
Проблема трудоустройства молодых людей является актуальной для современного российского общества. Многие молодые люди испытывают трудности с поиском подходящей работы. Длительное отсутствие работы ведёт к экономическим, социальным и психологическим последствиям.
Поэтому необходима целенаправленная работа с молодёжью, направленная на повышение её конкурентоспособности на рынке труда. Содействие занятости молодёжи осуществляется за счёт реализации государственных программ поддержки молодёжи в сфере занятости и посредством целостной работы учреждений трудоустройства молодёжи.
Экономическая активность молодёжи связана, в первую очередь, с формированием её социального потенциала, одна из составляющих которого – трудовой потенциал, а также – с ростом инвестиций в его развитие, грамотным и рациональным его использованием в формате страны.
Таким образом, трудовой потенциал молодежи – это совокупность образовательных, профессиональных, квалификационных и других возможностей молодой личности, как уже готовых к использованию в активной трудовой деятельности, так и пока не выявленных (имеющихся потенциально), но которые могут быть востребованы в сфере трудовой деятельности индивида в будущем.
В ходе исследования регулирования трудового потенциала молодежи Ногинского района были получены следующие результаты:
• Часть молодых людей сталкивается с проблемой отсутствия опыта работы. Наличие опыта работы и стажа работы является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Не имеющих опыта работы выпускников на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда молодежи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия.
• Другая проблема — невозможность устроиться на работу из-за половозрастных характеристик. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая женщина, не имеющая детей. Работодатель предполагает возможную скорую беременность сотрудницы и однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.
• Так же одной из проблем является дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают учебные заведения. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным после окончания учебного заведения в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.
• Следующей проблемой можно считать то, что молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы.
В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда. Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду, необходимость формирования у выпускников учебных заведений высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.
Не смотря на то, что отделом образования и отделом молодежи разрабатываются и реализуются программы профориентационного и карьерного сопровождения по развитию молодежного кадрового потенциала города, можно сказать, что предлагаемые программы не достаточно эффективны, что подтверждается опросом.
Учитываю вышесказанное, предлагаются следующие мероприятия:
Мероприятие 1. Программа профориентационного и карьерного сопровождения по развитию молодежного кадрового потенциала.
Программа по созданию системы, содействующей молодым людям Ногинского муниципального района в построении профессиональной траектории, позволяющей максимально раскрыть личностный потенциал и эффективно использовать профессиональные знания и навыки в интересах инновационного развития своего города и страны.
Перспективы для развития трудового потенциала молодежи:
В результате внедрения данной системы работодатели смогут находить резюме молодых кандидатов по заданным критериям и учитывать их пройденную траекторию как показатель социальной адаптации и практической подготовки к трудовой деятельности в профессиональной среде.
Мероприятие 2. Создание Центра по трудоустройству и карьерному росту на базе учебного учреждения ГБПОУ МО «Ногинский колледж».
ГБПОУ МО «Ногинский колледж» является правопреемником «Ногинского политехнического техникума», «Ногинского торгово-экономического техникума», «Балашихинского промышленно-экономического колледжа» и объединил в себе лучшие традиции образовательной деятельности, осуществляемой на территории городов Ногинск, Балашиха и Коломна.
Не смотря на то, что изменилось название, неизменным осталось предназначение – обучать и воспитывать высокопрофессиональных специалистов.
В колледже созданы прекрасные условия для осуществления образовательной деятельности.
В связи с чем, предлагаем на базе ГБПОУ МО «Ногинский колледж» создание своеобразной инфраструктуры, реализующей инновационную модель профориентационной деятельности и содействие трудоустройству, а именно — Центра по трудоустройству и карьерному росту молодых.

Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
3. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
5. Постановление Минтруда РФ от 07.04.1999 N 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.07.1999 N 1817)
Литература
6. Бачурина Т. Культурная революция в воплощении идей лагеря «Бе-La-Русь» /Т. Бачурина // Наша молодёжь. – 2014. – №16. – С. 14-17.
7. Болдырев В.А., Сысоев В.А. Трудовое право России: Учебник для вузов – М., 2015. – С. 596.
8. Большой энциклопедический словарь. –Электрон. текстовые дан. –Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/39665
9. Бразевич С. С. Проблемы социальной работы с молодежью/ С. С. Бразевич, Е. Г. Слуцкий – Учебное пособие – СПб.:, 2012. – 177-192-205 с.
10. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. Ч. 1 – 4. / Общ. ред. и сост. В.А. Луков. – М.: Институт молодежи, 2015. – 240-245с.
11. Жукова А. 10 лет: движение по экспоненте / А. Жукова // Наша молодежь. – 2014. – №16. – С. 10-12
12. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества [Текст] / Ю. А. Зубок – М.: Социум, 2014. – 142-153 с.
13. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках/ С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский. Социологическое исследование. Л.,2013.-29 с.
14. Ковалева А.И. Социология молодежи: теоретические вопросы / А. И. Ковалева, В.А. Луков – М.: Социум, 2015.-35 с.
15. Кон И.С. Молодежь / И. С. Кон. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16. с.478.
16. Кузьмина Т. Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность / Т. Кузьмина Социологические исследования. 2016. – № 3. с. 147-149.
17. Куприянова Т.А. Социальная работа и гражданское общество. Коллективная монография / Под. ред. И. А. Григорьевой, А. А. Козлова, В. А. Самойловой – СПб.: Скифия Принт, 2014. – 311 с.
18. Кучерявых А. «Алтай. Точки роста» открывает дорогу новым молодёжным проектам / А. Кучерявых // Наша молодёжь. – 2016. – №19(85), 1-15 октября. – С. 4-6.
19. Липский И.А. Молодежь в системе социально-педагогических отношений / Молодежь в XXI веке: социальное участие: материалы Всероссийской научно-практической конференции 11 – 12 июля 2014 г. – Тамбов, 2014. С.175-179.
20. Медведев А. В. Социальная защита молодежи в российском законодательстве / А.В. Медведев. Электрон. текстовые дан. –Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru
21. Миронова Л.К. Управление занятостью молодёжи в территориальной экономической системе: теоретический аспект, Саратов, 2015
22. Ручкин Б. А. и др. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения / Б. А. Ручкин – М., 2015.
23. Степура И. Ты из лагеря? Я из лагеря… // Российская газета. – 2011. – 19 июня.
Интернет-ресурсы
24. Безработица в молодёжной среде http://soc-work.ru/article/814.
25. Безработица среди молодёжи зашкаливает [Электронный ресурс].− Режим доступа http://www.rg.ru/2013/07/17/bezrabotiza-site.html.
26. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа http://www.garant.ru.
27. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 30.09.2002 N 3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа http://www.consultant.ru.
28. Молодая семья [Электронный ресурс].− Режим доступа http://molodsemja.ru.
29. Николаева Е.Л.: «Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года» [Электронный источник] //http://sockart.ru/analytics/topical_research/1417813/
30. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. р http:// www.garant.ru/pro ducts/ipo/prime/d oc/70713498/
31. Программа «Первое рабочее место» [Электронный ресурс].− Режим доступа http://zan.donland.ru.
32. Сайт газеты «Ведомости» [Электронный ресурс].− Режим доступа http://www.vedomosti.ru. − (Дата обращения 27.04.17).
33. Сайт I—TENDERS [Электронный ресурс].− Режим доступа: http://i-tenders.ru/tender/4027061/okazanie_uslug_po_vnedreniyu_programmnogo_kompleksa_katarsis_versiya_8



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.