Содержимое

Введение
В настоящее время развитию современного российского общества отводится важное место. В частности, развитию образования, как общечеловеческой ценности и как одному из главных государственных проектов. Образование является не только отражением развития государства, но и оказывает влияние него в качестве социокультурного феномена. Система образования Российской Федерации не может быть изолирована от международной системы образования по своим историческим и экономическим признакам.
Вследствие этого начало XXI века отмечено её стремительным вливанием в планетарное и континентальное образовательное пространство на правовых нормах и идеях, утвержденных европейским и мировым научно-образовательным содружеством как приоритетные. Перед системой образования России стоят проблемы, тождественные международным проблемам образовательных систем других стран, как то: модернизирование существующей в государстве системы образования для увеличения её гибкости и подвижности, согласованного сочетания стандартизованных мировых показателей и национальной уникальности, разработка критериев и порядка экспертизы динамики развития данной системы, разработка действенных современных механизмов ее государственной поддержки, усовершенствование законодательства в сфере образования и другие.
Современная образовательная система имеет множество проблем, и одной из них можно назвать вопрос, связанный с осознанием сущности образовательной системы, формированием её главных направлений развития, проявления и аргументирования условий содействующих результативности данных процессов. Данные вопросы затронуты в трудах О. В. Долженко, Е. П. Белозерцева, Б. С.Гершунского, П. Ф.Каптерева, А.Ж.Кусжановой, И. М. Ильинского, А. П.Лиферова и др.
Сущность образования в Российской Федерации определяется как неделимый целенаправленный процесс воспитания и обучения, представленный общественно значимым благом и исполняемый в интересах человека, семьи, общества и государства, и комплекс приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях умственного, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов).
Содержательная сторона управления образованием включает в себя поддержание формирования и направленности учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования.
Основываясь на общие закономерности социального управления, управление образованием имеет своеобразные качества, которые объясняются вариантами достижения и способами постановки значимых целей в определенных условиях организованного учебно-воспитательного процесса.
В связи с этим объектом данного исследования выступает муниципальное учреждение Управление образования муниципального образования «Ташлинский район».
Цель исследования совершенствование муниципального управления развитием системой образования на муниципальном уровне.
В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы управления развитием системы образования;
2. Изучить особенности развития системы образования на муниципальном уровне;
3. Дать характеристику управлению образованием в муниципальном образовании Ташлинский район;
4. Изучить социально – экономические показатели муниципального образования «Ташлинский район»;
5. Провести оценку эффективности деятельности муниципального учреждения Управление образования;
6. Определить пути совершенствования муниципального управления развитием системы образования в муниципальном образовании;
7. Разработать план мероприятий по модернизации управления развитием образования в муниципальном образовании;
8. Провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
В процессе исследования были использованы следующие методы: монографический, экономико-статистический, аналитический и др.

Глава 1. Теоретические основы управления развитием системы образования

1.1.Особенности развития системы образования как объекта исследования

1.2. Система управления развитием образования на муниципальном уровне

1.1. Особенности развития системы образования как объекта исследования
Определение понятия «образование» дается в Преамбуле Федерального Закона «Об образовании»: Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом [ФЗ с 2.п.1].
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование:
– независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Анализ деятельности муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Ташлинский район».

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1.Общая характеристика муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Ташлинский район», действующая технология предоставления муниципальных услуг

2.2.Социально-экономические показатели территории муниципального образования Ташлинский район

2.3 Анализ и оценка эффективности деятельности муниципального учреждения Управление образования

2.1.Общая характеристика муниципального учреждения Управление образования, действующая технология предоставления муниципальных услуг.
Система образования государства учреждается самим государством, и все её системообразующие элементы и связи закрепляются на уровне закона, которые являются обязательными для выполнения на территории Российской Федерации и на всех ступенях ее государственного устройства.
Муниципальная система образования является совокупной величиной всех образовательных организаций, вне зависимости от форм их собственности и административного подчинения, которые находятся на территории конкретного муниципального образования, связанных между собой и с муниципальными органами управления образованием в интересах граждан территории муниципального образования, ее комплексного развития[24].
Муниципальный уровень управлением образования не обладает определенными полномочиями в разрешении тех вопросов, которые связаны с принятием системообразующих связей и отношений в образовании (например, формирование структуры системы образования, разработка государственных образовательных стандартов и т.д.). Первостепенная задача – обеспечить работу установленной государством системы образования[31].
Муниципальное учреждение Управление образования администрации муниципального образования «Ташлинский район» Оренбургской области (в дальнейшем – Управление образования) представляет собой отраслевое структурное подразделение администрации Ташлинского района Оренбургской области (в дальнейшем – администрация района), организующее общедоступное и бесплатное начальное общее, основное общее, среднее общее образование по основным общеобразовательным программам, предоставляющее дополнительное образование детям в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей и общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории Ташлинского района, а также организующее отдых детей в каникулярное время.
Учреждение Управление образования является учреждением казенного типа.

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3. Совершенствование муниципального управления развитием системы образования в муниципальном учреждении Управление образования администрации муниципального образования «Ташлинский район»

3.1 Совершенствование деятельности Управления образованием по развитию системы образования в муниципальном образовании «Ташлинский район»

3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию управления развитием образования в муниципальном образовании

3.3 Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий

3.1 Совершенствование деятельности Управления образованием по развитию доступности и качества предоставления образовательных услуг
По результатам проведенной социально-экономической характеристики можно сделать вывод, что в Ташлинском районе существует рост экономических показателей, развито производство в отдельных отраслях экономики, укрепляется материальная база учреждений образования, сохраняется стабильность в диалоге с различными политическими силами и гражданским обществом.
Уровень образования населения – это одна из характеристик муниципального района, которая определяет конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность района. Поэтому это приобретает большое значение.
Несмотря на все работы, которые ведутся в сфере образования: разработку различных программ, использование инструментов муниципальной политики, остается много нерешенных проблем.
Территориальными органами слабо осознаются и поддерживаются перспективы развития муниципальной системы образования, финансирование направляется на поддержание существующей инфраструктуры (SWOT – анализ приложение №5).
1.Материально-техническое состояние образовательных учреждений района и оснащение современным оборудованием требует принятия экстренных мер.
Повышение качества образовательного процесса во многом зависит от укрепления учебно-материальной базы ОО на основе программы модернизации, эффективного использования современного учебного оборудования, распространения инновационного опыта работы педагогов-лидеров.
Особого рассмотрения требует оснащение современным оборудованием: материально – техническое оснащение столовых и кухни, программно – методическое обеспечение, инфомационное обеспечение образовательного процесса.
2. Демографические проблемы, необходимость проживания в условиях отдалённости от районного центра не позволяет привлечь молодых и квалифицированных педагогов к работе в сельских образовательных учреждениях.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение
Государственное управление развитием системы образования представляет собой практическое, организующее и регулирующее влияние страны на систему образования путём применения муниципальными органами управления образования правовых, финансово-экономических и кадровых механизмов обеспечения и поддержки деятельности системы образования по реализации основных стратегических ориентиров государственной образовательной политики.
К этим ориентирам на современном этапе развития российского общества и государства относятся:
• уважение к правам и свободам человека;
• единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
• общедоступность качественного образования на всех ступенях системы непрерывного образования;
• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием,
• автономность образовательных учреждений.
Развитие системы образования как социальной системы, которая имеет вполне определённый компонентный состав, свои внутренние и внешние функции, свою историю, настоящее и будущее, закономерно связано с распространением в ней инноваций, обусловливающих направленность изменений всех компонентов этой системы на достижение качественно нового, объективно необходимого и целенаправленно заданного состояния, и одновременно приводит к повышению ее социальной ценности.
Управление системой образования в режиме функционирования обеспечивает устойчивую, стабильную деятельность, которая связана с улучшением существующих процессов. В данном режиме деятельности системы механизмы управления не изменяются или меняются спонтанно.
Управление системой образования в режиме развития обеспечивает целенаправленное развитие системы, которое вызывается потребностями, возникающими в самой системе или под воздействием внешней среды. В этом случае механизмы управления изменяются на основе организованной исследовательской деятельности.
Управление развитием системы образования нацелено:
• на прогрессивность изменений;
• на необратимость изменений;
• на поддержку саморазвития системы.
Установлено, что режим развития более эффективен для качественных изменений в системе, проявляющихся в обновлении всех структурных компонентов системы образования и связей между ними.
Основными направлениями реализации принципов государственного управления развитием отечественной системы образования являются:
– в политическом плане: определение ответственности государства и общества в сфере образования, расширение его государственной и общественной поддержки, усиление роли регионов в его развитии; организация на федеральном и региональном уровнях всестороннего и полноправного партнерства государства и гражданского общества в инновационном развитии отечественного образования;
-в социальном плане: формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего образования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества; обеспечение конституционных гарантий доступности образования для всех граждан; создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении полноценного качественного образования;
-в экономическом плане: обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально-экономического развития страны, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, в постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности;
-в образовательном плане, переход к устойчивому инновационному развитию российской системы образования, ориентированному на достижение высоких результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов повышения качества и конкурентоспособности образования.
Ведущим механизмом управления развитием системы образования в современных условиях выступает программно-целевой подход, который ориентирован на учет ресурсов (условий развития), необходимых для достижения установленных целей, их оптимального использования.
Мною были предложены мероприятия по совершенствованию муниципального управления развитием системы образования.
Перспективными направлениямиуправленческого обеспечения развитием системы муниципального образования являются:
Развитие кадрового потенциала, которое может быть реализовано в рамках системы повышения квалификации и аттестации управленческих кадров.
Повышение квалификации управленческих кадров целесообразно проводить с использованием системной методики, определяющей: смысловую рамку, стратегию, подход к конструированию содержания образования, организационные формы и методы, контекст повышения квалификации.
Включение образовательных учреждений и организаций в развитие системы образования путем расширения их участия в разработке глобальных инновационных проектов (проведение экономических и структурных реформ; рациональное управление макроэкономикой; разработка информационных сетей; развитие людских ресурсов; активное использование информационно-коммуникационных технологий в государственном секторе).
Совершенствование правовых и экономических механизмов обеспечения развития системы образования: а) разработка нормативных правовых актов, направленных на совершенствование экономических механизмов, законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы непрерывного образования; б) правовое обеспечение процедур, связанных с управлением качеством образования; в) совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей наибольшую эффективность международного сотрудничества.
Информационное сопровождение.
В ходе реализации предложенных мною проектов значительно повыситься уровень качества и доступности образования.
В ходе исследования удалось решить поставленные задачи и получить результаты, значимые для дальнейшего развития муниципальной системы образования.

Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст/. – М.: Буквица. 1996. – 64 c.;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18.12.2006 г. N 230-ФЗ // Консультант Плюс, 1992. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.;
3. Трудовой кодекс Российской Федерации/ Официальный текст. – М.: НОРМА, 2002. – 303 с.;
4. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”;
6. Постановление от 15 августа 1997 № 1036 “Об утверждении правил оказания услуг общественного питания”;
7. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 № 662 “Об осуществлении мониторинга системы образования”;
8. Постановление Правительства РФ от 10 июня 2013 № 582 “Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети интернет и обновления информации об образовательной организации”;
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)от 27 августа 2013 г. N 989 г. Москва “Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним”;
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 февраля 2011 г. N 224 г. Москва “Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов”;
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 апреля 2014 г. N 293 г. Москва “Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования”;
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 марта 2014 г. N 177 “Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности”;
13. Приказ МО Оренбургской области от 15.04.2015 № 01-21/778 “Об организованном окончании 2014-2015 учебного года в общеобразовательных организациях Оренбургской области и проведении государственной итоговой аттестации выпускников”;
14 Приказ МО Оренбургской области от 11.03.2015 № 01-21/462 “О мерах по организации и проведению весенних каникул школьников в 2015 году”;
15. Приказ МО Оренбургской области от 06.02.2015 № 01-21/206 “О проведении регионального Всероссийского зимнего фестиваля школьников “Президентские спортивные игры” в 2015 году”;
16. Приказ от 29.06.2015 №171а “Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества”;
17.Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 №1698/506-V-03 “Об образовании в Оренбургской области”;
18. Положение о муниципальном учреждении Управление образования администрации муниципального образования “Ташлинский район” Оренбургской области;
19. Положение о муниципальном учреждении Управление образования администрации муниципального образования “Ташлинский район” Оренбургской области;
20. Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода информационному обществу/ О.В. Акулова. Дисс.докт.пед.н. СПб., 2008.
21.Колкнева Т.Ф. Взаимоотношения государства и муниципальных образований: проблемы законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6.
22.Куранов А.К. Полномочия органов местного самоуправления в области образования/ А.К. Куранов дисс… к.ю.н. – Липецк, 2010.
23.Мадьярова А.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.
24. Булаев Н.И. Законодательство в области образования: проблемы совершенствования и перспективы развития/ Н.И. Булаев.- М.: Издание Государственной Думы, 2014.;
25. Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект/ Г. А. Балыхин.- Москва, 2008, 432с.;
26. Балыхин Г. А. Актуальные вопросы государственного управления развитием российского образования на современном этапе/ Г. А. Балыхин.- М.: 2012, 3-22с.;
27.О направлении правил оказания платных услуг
28. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов / 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 494 с. – (Бакалавр. Базовый курс);
29. Васильев Ю.В., Парахина В.Н., Ушвицкий Л.И. Теория управления: Учебник для вузов/ 3-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2011. – С. 123.
30. Гапоненко, А.Л. Теория управления: Учебник для вузов / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – 342 с;
31. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире/ А.С.Гаязов. М.: Наука, 2010. – 256с.
32. Беляков С. А. Лекции по экономике образования/ учебное пособие, Москва, 2012;
33. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов./ Под ред. Н.А. Омельченко. – М.: Юрайт, 2014. – 453 с.;
34. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учеб.пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп/ Б.С.Гершунский. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512.
35. Государственная и муниципальная служба: Учебник для вузов / Под ред. Е.В. Охотского; А.В. Кочетков, Г.А. Сульдина, Т.В. Халилова, Т.А. Занко. – М.: Юрайт, 2015. – 556 с.
36. Информационные технологии в управлении персоналом: Учебник и практикум для вузов / Ю.Д. Романов, Т.А. Винтова, П.Е. Коваль, П.А. Музычкин. – М.: Юрайт, 2014. – 291 с. – (Бакалавр. Базовый курс).
37. Ахаян Т.К., Свиридова И.А., Смирнова В.В. История образования в России. Ч.Ш. Педагогика эпохи Екатерины II: Учебное пособие/Под общ. Ред. Т.К.Ахаян. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010 – 133 с.
38. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: Экзамен, 2009. – 416 с.
39.Самойлов, В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 311 с.
40.Соловьев, С.Г.Муниципальное право Росси: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 312 с. – (Высшее образование).
41. Булаев Н.И., Бердашкевич А.П. О развитии законодательства в области образования/ Н.И. Булаев, А.П. Бердашкевич.- М.: Издание Государственной Думы, 2009. – 248с.
42. Берулова М. Н. Теория и практика гуманизации образования/ М. Н. Берулова.- Москва, 2010, 340с.;
43.Черников, Б.В. Информационные технологии управления: Учебник для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 368 с.: ил. – (Высшее образование).
44.Чихладзе, Л.Т. Муниципальное право России: Учебник. – М.: МИЭМП, 2010. – 432 с.
45.Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: учебное пособие/ С.В. Шишкин. – М.: ГУ ВШЭ, 2012. – 367 с.
46.Ягофаров Д. А. Правовое регулирование системы образования/ учебное пособие, Москва, 2009 / информационный портал Центра образовательного законодательства www.lexed.ru;



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.