Содержимое

1. Сформулируйте перечень рекомендаций своему руководителю пoд девизом: «Руководитель, не становись стрессодателем!».

 

Современный мир бизнеса устроен так, что он делится на людей, которые принимают решения, руководят всем процессом производства, и людей, которые осуществляют этот процесс. Первых называют руководителями, а вторых – исполнителями.

Руководитель – это прежде всего человек, который официально уполномочен управлять коллективом предприятия и организовывать всю его деятельность. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование всего предприятия.

Руководители бывают разные – хорошие и плохие, талантливые и не очень, высшего звена и низшего и т. д. Даже если человек занимает такую небольшую должность, как руководитель отдела, качества лидера помогают ему не только справляться с поставленными задачами, но и в целом успешно строить карьеру и отношения с окружающими. Также руководитель должен быть харизматической личностью. Только так он сможет добиться того, чтобы его слушали и исполняли принятые им решения [2, c.85].

Качества хорошего руководителя включают: индивидуальные особенности личности человека, его темперамент и характер, особенности памяти, профессиональный опыт, теоретическое и практическое мышление, интеллект, стрессоустойчивость. Рассмотрим последнее качество более подробно.

Для начальника стрессовые ситуации – это неотъемлемая часть его работы. Огромные информационные перегрузки, а также большая ответственность являются основными причинами стресса. Негативное воздействие оказывают отсутствие времени на решение проблем и конфликтные ситуации в коллективе. Психологи считают, что умеренный стресс иногда полезен, он заставляет человека находиться в состоянии мобилизации, концентрируя силы. Однако если напряжение от работы становится слишком длительным или постоянно усиливается, это может привести к психическому переутомлению. Постоянный стресс способен спровоцировать невроз, что, в свою очередь, ведет к более серьезным последствиям. Таким образом, стрессоустойчивость – это то качество, которым руководитель просто обязан обладать.

Для того, чтобы руководитель не стал «стрессодателем», можно сформулировать следующие рекомендации:

  1. Руководитель должен в первую очередь оказывать поддержку своим сотрудникам, тем самым демонстрируя доверие к ним.
  2. Руководитель должен давать самостоятельность и свободу действиям сотрудников.
  3. Руководитель не должен выражать недоверие к сотрудникам и проводить тотальный контроль.
  4. При возникновении трудностей у сотрудников хороший руководитель всегда окажет поддержку и помощь.
  5. Для устранения стрессовых ситуаций должны быть обеспечены нормальные условия работы.
  6. Следует создать комнату отдыха для сотрудников.
  7. Руководитель должен стараться держаться с сотрудниками на равных.
  8. Следует включать в процесс общения с подчиненными уступки, компромиссы, там где необходимо – извинения.
  9. Руководителю ни в коем случае нельзя использовать сарказм, иронию в адрес подчиненного.
  10. Если руководитель видит, что подчиненный допустил ошибку, то критика в адрес подчиненного должна иметь конструктивный характер.
  11. Руководитель должен помогать сотруднику в его неудачах на работе, помогать в поиске решения выхода из сложившейся ситуации.
  12. Если руководитель наблюдает положительные сдвиги в работе подчиненного, то его обязательно надо поощрить (морально или финансово).
  13. Руководитель не должен использовать в работе с подчиненными методы неоправданного давления и угрозы.
  14. Руководитель не должен заставлять сотрудников работать сверхурочно. Все должно быть по обоюдному согласию и с соответствующими доплатами.
  15. Руководитель не должен перекладывать свою ответственность на подчиненных.

 

Заданиe 2

Группа американских исследователей в канун Хэллоуина наблюдала за 1352 детьми, ходившими по домам с традиционным: «Угости, а не то подшутим». Когда дети поодиночке или группой подходили к одному из 127 домов в разных частях города, экспериментаторы приветливо приглашали их в дом и предлагали каждому взять по одной шоколадке. После этого исследователи выходили в другую комнату и скрыто наблюдали за детьми. В итоге был зафиксирован следующий результат: дети в группе были в два с лишним раза более склонны схватить еще одну шоколадку сверх разрешенной, чем те, кто заходил поодиночке.

Вопрос

Объясните, какую особенность группового поведения подтвердил данный  эксперимент?

 

Вначале рассмотрим группу детей, которые ходили по домам. Это психологически единая группа, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга; малая, слаборазвитая, неформальная, по интересам, временная. Находится на стадии развития Бурление, для которой характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации. Единое ритуальное поведение.

Среди особенностей малой группы выделим:

– прямой или косвенный контакт между составляющими группу индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние;

– наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств;

– внутригрупповую распределенность функций и социальных ролей;

– общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения;

– определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени [4, c.79].

При объединении индивидов в группу их поведение серьезно меняется. Социальная психология обнаружила множество факторов воздействия группы на индивида, деформирующих его поведение. В их числе:

– социальная фасилитация;

– социальная леность;

– деиндивидуализация;

– групповая поляризация;

– огруппление мышления;

– групповой фаворитизм;

– групповое давление и т.д.

Основой образования представленной малой социальной группы является общность интересов детей. Но сама по себе общность интересов индивидов не может заставить их действовать совместно, как единое целое. Ведь это всего лишь “одинаковость” их позиций, а не единство. Последнее рождается тогда, когда группа ясно или не очень, но осознает общность своих потребностей и интересов.

Удовлетворение своих потребностей и составляет смысл деятельности социальной группы. Однако потребность сама по себе — это всего лишь рассогласованное отношение со средой обитания, состояние нужды в чем-либо. Чтобы стать источником действия (в том числе и конфликтного), она должна быть осознана. Кроме того, должен быть обнаружен и способ удовлетворения потребности. Если эти условия соблюдены, значит, у группы сформировался социальный интерес — направленность на осуществление определенной цели, реализация которой приведет к удовлетворению потребности [5, c.83].

В данной рассмотренной ситуации у детей был один общий интерес – заработать как можно больше шоколадок. И когда в дом входила группа –  они были подвержены осуществлению общей цели. Как известно, группы порождают меньше идей, чем отдельные ее цели. Здесь сработал групповой рефлекс. Делать то, что делает вся группа. Поведение человека сильно зависит от группы, в которой он находится. Именно интерес группы и становится движущей силой ее действий.

Список литератуpы

 

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2013. – 512с.
  2. Волков Б.С. Конфликтология: уч. пособие для студ. высших уч. завед / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. Изд. 3-е исп и доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2012. – 400с.
  3. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. Изд-во 3-е, перераб. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2013 – 336с.
  4. Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2014. – 304с.
  5. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев 2-е изд; перераб. и доп. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2014 -240с.

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.