Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема терроризма как насильственного метода борьбы за преобразование общества всегда интересовала многих политиков, юристов, политологов, философов, социологов, а также широкие слои общественности.

Терроризм никогда не являлся самоцелью. Он всегда являлся орудием для достижения определенных целей. При этом цели эти весьма разнообразны: это и устранение политических противников, желание сменить правительство, удовлетворение национальных или религиозных амбиций и многое другое. История знает множество примеров государственного терроризма, который применялся с целью устрашения и подчинения граждан своей или чужой страны. В качестве примера можно привести асассинов ордена исмаилитов «горного старца» Хасана ибн Саббаха, а в качестве более «свежего» – диктатуру генерала Пиночета в Чили.

Распространение терроризма угрожает безопасности стран и их населения.

Проблема борьбы с терроризмом остается на сегодняшний день наиболее актуальной. Подтверждением этому могут служить широко известные трагические события. Это захваты самолетов и последовавшие теракты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании, захват заложников 23-26 октября 2002 г. в Москве на мюзикле «Норд-Ост», захват в заложники детей 1-3 сентября 2004 г. в Беслане и т.д. Из свежих примеров теракты 13 ноября 2015 г. в Париже, взрыв авиалайнера A321 над Синайским полуостровом 31 октября 2015 г., взрывы в Брюсселе 22 марта 2016 г. «Терроризм», «террористы», «террористическая деятельность» – эти понятия практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и озабоченность граждан России за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Наша страна в своей внешней и внутренней политике всегда придавала и придает большое значение участию в деятельности многосторонних институтов по регулированию международных отношений (ООН, НАТО, «большой восьмерки», Шанхайской организации сотрудничества и др.). В настоящее время в этой области произошли существенные изменения, связанные с политическими событиями в мире (Украина, Крым, санкции, Сирия). Министр иностранных дел России С. Лавров четко заявил нашим западным партнерам – отношения России с Западом будут строиться заново. В частности не может быть «плохих» и «хороших» террористов, как на этом настаивали Соединенные Штаты Америки. И разговор с террористами должен быть коротким, что и продемонстрировали наши Воздушно-космические силы в Сирии.

Организация борьбы с терроризмом на международном уровне невозможна без обеспечения антитеррористической безопасности на уровне регионов нашей страны.

Для организации антитеррористической безопасности на региональном уровне привлекаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, Антитеррористическая комиссия в субъекте Российской Федерации, Оперативный штаб в субъекте Российской Федерации, а также организации и общественные объединения в области противодействия терроризму.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является территориальная система противодействия терроризму в Российской Федерации.

Предмет исследования данной работы: система противодействия терроризму на уровне муниципального образования.

Целью данной работы является изучение защиты населения и территории от террористической опасности, определение проблемных вопросов управления противодействием терроризму в Карачевском районе Брянской области, а также поиск направлений и путей их решения в муниципальном образовании.

Поставленная цель приводит к решению следующих задач:

  1. Определить понятие и признаки терроризма как явления современной действительности.
  2. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование антитеррористической деятельности в Российской Федерации.
  3. Осуществить анализ и выявить проблемы организации борьбы с терроризмом в Карачевском районе Брянской области.
  4. Разработать мероприятия, направленные на совершенствование организации борьбы с терроризмом в Карачевском районе Брянской области.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О чрезвычайном положении», Федеральный закон от 3 апреля 1995 года №  40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции», Концепция национальной безопасности, также локальные нормативно-правовые акты по организации борьбы с терроризмом в Российской Федерации.

Теоретическую базу исследования составили работы Девиса Ли «Терроризм и насилие. Террор и катастрофы», группы авторов «Аналитика – капитал. Том III. Риски. Ситуационные центры и системы. Технология выявления неявных проблем», статьи Романа Липкина «Информационное противостояние», «Сергей Солдатенков: «Любой представитель гражданского общества хочет жить в безопасном государстве» в журнале «ФСБ: За и против», статья Николая Синцова «Наука и практика против идеологии терроризма» в журнале «ФСБ: За и против».

Также при написании выпускной квалификационной работы были использованы материалы с официального сайта программы «Безопасный дом» и с официальных сайтов фирм-разработчиков систем безопасности и интеллектуальных систем видеонаблюдения.

Методологическую основу данной выпускной квалификационной работы составили методы анализа и синтеза информации.

Выпускная квалификационная работа изложена на 76 листах печатного текста, в том числе содержит 2 рисунка, 1 таблицу, 52 наименования библиографии.

1 Теоретические и правовые основы системы противодействия терроризму

1.1 Основы системы противодействия терроризму

1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения антитеррористической безопасности

Федеральный закон от 6 марта 2006 года №35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму» дает следующее определение понятию «терроризм» – это «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». [10, ст. 3]

Понятие «террористическая деятельность» Федеральный закон «О противодействии терроризму» [10, ст. 3] трактует как деятельность, включающую в себя организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористической акции; подстрекательство к террористической акции; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); вербовку, вооружение, обучение и использование террористов, а также пропаганду идей терроризма.

Этот же Федеральный закон дает определение понятия «террористический акт». Террористический акт – это непосредственное совершение действий, которые служат для устрашения населения. При этом следует отметить, что закон не делает каких-либо различий между террористическими актами в зависимости от их причин. Поэтому с точки зрения закона теракт – это всегда преступление, что бы ни служило его поводом. На этом фоне разительно заметны «двойные стандарты» западных политиков (особенно американских), делящих, к примеру, террористов ИГИЛ на «хороших» и «плохих».

Теракт, как правило, создает опасность гибели людей, причиняет ущерб имуществу, приводит к другим тяжким последствиям. Чаще всего организаторы теракта ставят своей целью дестабилизацию работы органов власти либо попытки воздействия на принятие органами власти тех или иных решений.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 1 дало однозначное и исчерпывающее разъяснение, что именно и при каких условиях может быть квалифицировано как террористический акт. [25] Например, совершение взрыва, поджога или иных действий считаются террористическим актом, если их целью является воздействие на принятие решения органами власти, имеют устрашающее население характер, создают опасность гибели человека, причиняют значительный имущественный ущерб. При этом к террористическим актам относятся также устройство аварий на объектах жизнеобеспечения, разрушение транспортных коммуникаций, заражение местности (биологическим, химическим, радиоактивным или другим способом), вооруженное нападение на населенные пункты и т.д.

В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом «О противодействии терроризму» собственно противодействием терроризму называется деятельность, осуществляемая посредством общего противодействия терроризму и борьбы с терроризмом.

Непосредственно общим противодействием терроризму является система политических, социально-экономических, организационных, правовых, информационно-пропагандистских и иных мер. Эти меры направлены на устранение как самого терроризма, так и причин и условий, порождающих и способствующих терроризму, а также на минимизацию последствий террористических актов. Меры общего противодействия терроризму осуществляются государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

Все действия, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, порождающих терроризм, способствующих терроризму и террористической деятельности, являются мероприятиями общего характера по противодействию терроризму. К ним относятся оперативно-розыскная деятельность, профилактическая работа, контртеррористические операции и другие мероприятия. Контртеррористическая операция – это специальное комплексное мероприятие. Оно проводится силами специальных подразделений Федеральной службы безопасности России, Министерства внутренних дел России, а также войсковыми подразделениями. Контртеррористическая операция направлена на пресечение террористической акции обезвреживание террористов и сведение к минимуму ущерба, причиняемого терактом.

Нормативно-правовой базой органов, осуществляющих борьбу с терроризмом являются Конституция Российской Федерации, законодательство об оперативно-розыскной деятельности, Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности», уголовное законодательство и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Согласно Статье 9.1. Федерального закона от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Федеральной службе безопасности» борьбой с терроризмом называется «деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий». [3, ст. 9.1.]

«В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности». [3, ст. 9.1.]

Характерным признаком терроризма является наличие «террористической идеологии», идейно-политических платформ, объединяющих деятельность соответствующих террористических организаций различных направлений: правых, левацких – ультрареволюционных, национал сепаратистских и др. Содержание и направленность этих платформ обычно обусловливают общую (стратегическую) линию террористической деятельности тех или иных организаций, их цели и задачи.

Цели терроризма в значительной мере предопределяют выбор объектов террористических действий, а также методов и средств их совершения. В зависимости от субъекта терроризма и направленности его деятельности цели терроризма можно условно разделить на внутриполитические и внешнеполитические.

К внутриполитическим целям террористических актов могут быть отнесены:

  • смена политического режима (из последних примеров – Ливия, Египет, Украина);
  • подрыв авторитета власти и веры населения в ее способность защитить его законные права (пример – захват заложников в Буденновске в 1995 г. и Беслане в 2004 г.);
  • дестабилизация внутриполитической обстановки (теракты в Турции, 2016 г.; теракты в минском метро, 2011 г.; теракты на железнодорожном вокзале г. Волгограда и взрывное устройство в Дзержинском районе Волгограда в троллейбусе – 2011г.; теракт в аэропорту Домодедово в 2011 г. и др.);
  • дезорганизация работы органов власти и управления (серия убийств депутатов, сотрудников Министерства внутренних дел, судебных и других органов в Дагестане);
  • провоцирование органов власти на совершение действий, которые могут скомпрометировать ее в глазах населения или поднять авторитет террористов;
  • срыв определенных мероприятий органов власти и управления (попытка организации терактов в Москве во время акции «Бессмертный полк» в этом году).

К внешнеполитическим целям могут быть отнесены следующие:

  • ослабление международных связей или ухудшение отношений страны с иностранными государствами;
  • срыв международных акций по разрешению международных или внутриполитических конфликтов;
  • создание неблагоприятных условий для деятельности граждан и учреждений страны за границей (захват и убийство сотрудников российского посольства в Ираке, 2006 г.; нападения на посольство России и российские учреждения на Украине, 2014-2016 гг.);
  • компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества (теракты-провокации 11 сентября в Нью-Йорке и использование этого в качестве предлога для вторжения Соединенных Штатов Америки в Афганистан, Ирак) и т. д.

Современный терроризм стал самостоятельной и глобальной политической и военной силой. Сегодня терроризм, выращенный западными державами в своих стратегических целях, обернул свое оружие даже не против конкретного правительства, а против западной цивилизации в целом. Общеизвестное заявление о том, что «террорист для одного – для другого борец за свободу», стало не только клише, но и одним из наиболее труднопреодолимых препятствий в борьбе с терроризмом.

Как правило, явление терроризма, как катастрофы, происходящей по вине человека, обусловлено верой. Вера может принимать любые, самые разнообразные формы. При этом вера, зачастую являющаяся побудительным мотивом терроризма, не обязательно может иметь что-то общее с религиозной верой. Это может быть и вера, что только таким путем возможно добиться желаемых преобразований в обществе, в стране. Для этого достаточно вспомнить итальянские «красные бригады» или группу Баадер-Майнхоф.

Для многих террористических организаций характерно наличие и обобщение большого опыта их террористической деятельности, фанатизм и круговая порука во взаимоотношениях, владение методикой использования многих штатных диверсионно-террористических средств, опыт изготовления и использования нестандартных средств поражения.

В системе противодействия терроризму задействовано множество субъектов (рис. 1), которые осуществляют комплексную деятельность по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, порождающих и способствующих терроризму, ведут борьбу с терроризмом, обеспечивают минимизацию последствий террористических актов.

Основной целью системы противодействия терроризму является обеспечение надежной защиты граждан, общества и государства от террористических акций, максимально эффективное их пресечение.

Основные мероприятия, которые проводят субъекты по противодействию терроризму, можно условно разделить на следующие виды:

– политические,

– организационные,

– социально-экономические,

– информационно-пропагандистские,

– правовые,

– специальные.

 

Рис. 1. Схема организационной структуры системы противодействия терроризму

В Российской Федерации сформирована система органов и сил для предотвращения и ликвидации проявлений терроризма на территории страны. Целью формирования данной системы является реализация единой государственной стратегии противодействия террористической деятельности и иным формам экстремизма, угрожающих основам конституционного строя Российской Федерации, координации деятельности органов, организаций и объединений в борьбе с терроризмом. В свою очередь, основой единой государственной стратегии является Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.

Основными задачами системы противодействия терроризму в Российской Федерации являются:

  • формирование основ государственной политики в области противодействия терроризму, в том числе выработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в данной области;
  • организация контроля за выполнением федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных требований в сфере противодействия терроризму;
  • координация деятельности и организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия терроризму;
  • определение приоритетных направлений научных исследований и разработок в интересах противодействия терроризму, а также участие в организации разработок и внедрения новых технологий, методов и средств антитеррористической деятельности;
  • отслеживание развития процессов в Российской Федерации и мире политического, социально-экономического и иного характера, влияющих на обстановку в сфере противодействия терроризму;
  • разработка и контроль реализации общегосударственных мер, по профилактике проявлений терроризма, а также по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;
  • организация, координация и обеспечение оперативного реагирования на кризисные ситуации, связанные с проявлениями терроризма па территории Российской Федерации, своевременное информирование о кризисных ситуациях Президента, Правительства Российской Федерации и о предпринятых мерах по их локализации;
  • организация в сфере противодействия терроризму необходимых мер и полномочий различного характера: административно-правового, контрольного, регистрационного и надзорного.

Система противодействия терроризму в Российской Федерации строится на следующей правовой основе: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 06.03.2006 г. № 390-ФЗ «О противодействии терроризму», от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 07.08.2001 г. № 15-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, а также ряд других нормативных актов.

16 декабря 2008 года вышло совместное распоряжение Генеральной прокуратуры, Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел №270/27Р,1/9789,38 «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма». [28] Одно из важнейших направлений деятельности служб и органов по этому распоряжению – работа по нейтрализации и разобщению объединений, члены которых склонны к экстремизму. Для этого проводится тщательный анализ деятельности радикально настроенных объединений, отслеживаются все изменения в составе членов объединений и их лидеров, а также прогнозируются возможные разногласия, которые могут повлечь раскол этих объединений.

Кроме того, к антитеррористической деятельности привлекаются Министерство по чрезвычайным ситуациям России (министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал-лейтенант запаса В.А. Пучков), Национальный антитеррористический комитет (директор Федеральной службы безопасности России, генерал армии А.В. Бортников), Федеральный оперативный штаб (первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета, генерал-лейтенант ФСБ Е.П. Ильин), антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации и некоторые другие ведомства и организации.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации является головным субъектом, проводящим мероприятия по пресечению террористической деятельности. Деятельность Федеральной службы безопасности Российской Федерации направлена в первую очередь на пресечение террористических актов. К примеру, только за последний период пресечены попытки сторонников «Правого сектора» совершить серию терактов в Симферополе в период празднования Дня Победы, в октябре 2015 года в Москве сорвана попытка совершения теракта, который планировали совершить прибывшие с Ближнего Востока члены международной террористической организации ИГИЛ, запрещенной в России.

Федеральная служба безопасности России:

  • осуществляет борьбу с терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности;
  • в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводит предварительное расследование уголовных дел о преступлениях террористической направленности;
  • решает задачи по ликвидации незаконных вооруженных формирований и бандформирований, прекращение их деятельности;
  • ведет поиск и задержание деятельности главарей незаконных вооруженных формирований.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции участвует в защите объектов от террористических устремлений, в освобождении захваченных террористами заложников, в освобождении захваченных террористами зданий органов государственной власти Российской Федерации, общественных организаций, дипломатических и консульских представительств иностранных государств, а также представительств зарубежных и международных организаций на территории России. Кроме того, директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации является председателем Национального антитеррористического комитета. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» Национальный антитеррористический комитет осуществляет координацию действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. [15]

Для борьбы с терроризмом в составе Департамента ЗКСБТ (защиты конституционного строя и борьбы с терроризмом) Федеральной службы безопасности России в октябре 1998 года создан Центр специального назначения. В него вошли Управление «А», осуществляющее задачи антитеррора, и Управление «В», осуществляющее защиту ядерных объектов от террористических посягательств. Управление «А» Центра специального назначения Федеральной службы безопасности Российской Федерации берет свое начало от знаменитой группы «А» («Альфа») 7-го Управления Комитета государственной безопасности CCCP. Целевое назначение «Альфы» – борьба с терроризмом и другими экстремистскими действиями: захват заложников, транспортных средств, государственных объектов.

Управление «В» Центра специального назначения Федеральной службы безопасности Российской Федерации – это детище управления «С» Первого главного управления Комитета государственной безопасности СССР и носит название «Вымпел».

Центр специального назначения дислоцируется на объекте «Прибой» на юго-западе Москвы и в подмосковном городе Балашиха. Центр специального назначения состоит из четырех боевых структур. В 2005 году дополнительно создано подразделение с постоянной дислокацией на Северном Кавказе – филиал Центра специального назначения в Дагестане.

В результате деятельности Федеральной службы безопасности общее количество преступлений террористической направленности за последние пять лет сократилась более чем в десять раз.

В сфере противодействия терроризму Россия активно сотрудничает с партнерами из многих стран. Только за прошедший год Федеральная служба безопасности приняла участие в 31 двухсторонних переговорах и консультациях с представителями специальных служб из 24 стран.

Главы Министерства внутренних дел, Министерства чрезвычайных ситуаций, Начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации подчиняются назначаемому директором Федеральной службы безопасности руководителю Федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета. В состав Национального антитеррористического комитета входит также специальный аналитический центр. Аналогичные оперативные штабы созданы в субъектах Российской Федерации.

Сложная международная обстановка сегодня ставит перед Министерством внутренних дел и его территориальными подразделениями одной из важнейших задач – противодействие терроризму и экстремизму. Эта работа ведется в сотрудничестве с Федеральной службой безопасности под общим руководством Национального антитеррористического комитета.

При возникновении кризисных ситуаций террористического характера Министерство внутренних дел России (в соответствии с компетенцией, определенной действующим законодательством) совместно с Федеральной службой безопасности, Министерством обороны России, Министерством чрезвычайных ситуаций и другими федеральными органами исполнительной власти выполняет следующие задачи:

  • пресечение и ликвидация последствий террористических акций;
  • осуществляет ликвидацию незаконных вооруженных формирований;
  • проводит освобождение заложников;
  • участие в предотвращении и пресечении вооруженного мятежа (действия по красному коду – признаки подготовки к насильственному свержению государственной власти и органов управления, саботаж функционирования органов управления);
  • проводит мероприятия по предупреждению и пресечению захвата важных объектов.

Министерство внутренних дел постоянно работает над повышением качества своей работы и совершенствованием материально-технической базы. Так, в сентябре 2014 года был сформирован авиационный отряд специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на территории Республики Крым сформировано отдельная бригада Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В результате на высочайшем уровне была организована безопасность на XXII Олимпийских играх в Сочи, XI Параолимпийских Зимних играх в Сочи, XVI Чемпионате мира по водным видам спорта в Казани, совещании лидеров АТЭС во Владивостоке.

Главными источниками финансирования терроризма внутри страны в последние годы были уголовные преступления, среди которых: вымогательство, различные виды хищений, похищение людей и, что хуже всего, доходы от легальной предпринимательской деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.07.2014 г. № 218-ФЗ) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в Российской Федерации функционирует Федеральная служба по финансовому мониторингу, отслеживающая финансовые потоки и контролирующая финансовые потоки лиц и организаций, внесенных в Перечень финансирующих терроризм, а также их окружения. [7] Для борьбы с финансированием терроризма Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 562 создана Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма. [18]

>

Доступа нет, контент закрыт

2 Система противодействия терроризму в субъекте Российской Федерации на примере Карачевского района Брянской области

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Система противодействия терроризму в субъекте Российской Федерации

2.2 Анализ деятельности комиссии противодействия терроризму в Карачевском районе Брянской области

В соответствии с положениями действующего законодательства в субъектах Российской Федерации координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму осуществляют антитеррористические комиссии. Их возглавляют главы субъектов Российской Федерации. В Брянской области антитеррористическая комиссия создана постановлением Администрации Брянской области от 21 октября 1997 года № 408 «О создании межведомственной антитеррористической комиссии Брянской области» (с изменениями, внесенными постановлением администрации Брянской области № 243 от 13 июля 1998 года). Такие комиссии созданы и действуют во всех муниципальных образованиях, в том числе в Карачевском районе Брянской области.

В соответствии с п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» [15] для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Национального антитеррористического комитета образованы Федеральный оперативный штаб, а также оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

Согласно Положению об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утверждено Национальным антитеррористическим комитетом 7 июля 2006 г. №11/П0456) антитеррористическая комиссия в субъекте Российской Федерации является органом, осуществляющим координацию деятельности на территории субъекта Российской Федерации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений. [29, п. 1] Председателем антитеррористической комиссии является руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. [29, п. 3]

Основные задачи антитеррористической комиссии в Карачевском районе Брянской области определены Положением об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации:

  • координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений;
  • реализация на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области противодействия терроризму, а также подготовка предложений Национального антитеррористического комитета по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;
  • мониторинг политических, социально-экономических и иных процессов в субъекте Российской Федерации, оказывающих влияние на ситуацию в сфере противодействия терроризму;
  • разработка мер по профилактике терроризма, устранение причин и условий, способствующих его проявлению, обеспечение защищенности объектов возможных террористических посягательств, а также разработка мер по минимизации и ликвидации последствий террористических актов, осуществление контроля реализации этих мер;
  • анализ эффективности работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений, подготовка решений антитеррористической комиссии по совершенствованию этой работы;
  • координация деятельности рабочих органов (антитеррористической комиссии), созданных при муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, для осуществления мероприятий по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;
  • организация взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями и организациями в области противодействия терроризму;
  • подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от терактов;
  • решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму. [29, п. 6]

Антитеррористическая комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет свою работу на плановой основе. Планирование работы ведется на основании регламента, утверждаемого Председателем Национального антитеррористического комитета. Ежегодный отчет о своей деятельности антитеррористическая комиссия также предоставляет в национальный антитеррористический комитет. Тем самым осуществляется взаимосвязь планирования и реальной антитеррористической деятельности на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации.

Как правило, заседания антитеррористической комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. При необходимости по решению председателя антитеррористической комиссии могут проводиться ее внеочередные заседания.

Кроме антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (в данном случае – в Брянской области), существует оперативный штаб. Он образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму». [15, п. 4] Антитеррористическая комиссия проводит необходимую работу в субъекте в тесном взаимодействии с оперативным штабом.

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям утвержден Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года №116 (ред. от 26.12.2015) «О мерах по противодействию терроризму». [15] В соответствии с данным Указом руководителем оперативного штаба Брянской области назначается начальник Управления Федеральной службы безопасности России по Брянской области. Должность заместителя руководителя оперативного штаба занимает начальник Управления Министерства внутренних дел России по Брянской области. Также в состав оперативного штаба входят следующие должностные лица: Начальник Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Брянской области Российской Федерации, Представитель Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию, обычно военный комиссар области), Начальник территориального органа Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Начальник Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны России в субъекте Российской Федерации, Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

В связи с последними организационными изменениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 156 от 05.04.2016 г. «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» состав оперативного штаба возможно будет изменен, так как Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков теперь входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации. [20]

При необходимости руководитель оперативного штаба Брянской области может включать в состав оперативного штаба иные должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами.

Доступа нет, контент закрыт

3 Основные направления совершенствования работы системы противодействия терроризму в Карачевском районе Брянской области

3.1 Пути совершенствования работы системы противодействия терроризму в Карачевском районе Брянской области

3.2 Эффективность предлагаемых мероприятий

 

По результатам проведенной работы, рассмотренной в разделе 2, можно сделать вывод, что ситуация в районе достаточно стабильна.

Однако для совершенствования системы обеспечения антитеррористической безопасности считаю важным внести несколько предложений:

  • Создать в г. Карачеве ситуационный центр для обеспечения оперативного контроля и реагирования на изменение ситуации в городе и его близлежащих окрестностях.
  • Реализовать аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» в г. Карачеве для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также для управления объектами жилищно-коммунального хозяйства в масштабах современного города.
  • Реализовать и построить систему «Безопасный дом» в г. Карачеве для круглосуточной видеорегистрации подъездной и придомовой территории и выполнения мероприятий по профилактике правонарушений в многоквартирных домах и прилегающих и придомовых территориях, обеспечивающих повышение безопасности жителей и сохранности личного и общедомового имущества.

Система обеспечения безопасности должна быть нацелена в первую очередь на предотвращение или минимизацию последствий террористических актов, а также чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, авариями на промышленных предприятиях и т.д. Функция данной системы должна быть направлена на оперативное информирование о складывающейся ситуации первых лиц региональной власти и подключение к устранению негативных ситуаций и их последствий представителей силовых структур и различных служб быстрого реагирования (Отдел надзорной деятельности Министерства чрезвычайных ситуаций России по Карачевскому району, Карачевский городской водоканал, Филиала АО «Газпром газораспределение Брянск» в г. Карачеве и т.д.).

Для оперативного контроля за обстановкой может быть использован ситуационный центр. Такой центр – это, прежде всего, программно-технический комплекс, позволяющий оперативно реагировать на ту или иную ситуацию, использовать заранее подготовленные алгоритмы нормализации обстановки, проводить экспресс-анализ предлагаемых вариантов решений по методу «что, если».

Реальные ситуации, складывающиеся в современной общественно-политической и социально-экономической жизни страны, отличаются высокой динамичностью протекающих процессов, большим объемом информации и априорной неполнотой данных, необходимых для их анализа. Следствием этого является рост сложности и уникальности задач, требующих решения органами государственной власти и управления. Эти задачи многоаспектны и содержат в себе огромное количество критериев, которые необходимо учитывать при их решении. В свою очередь, это существенно увеличивает вероятность принятия необоснованных решений во всех сферах управления. В таких условиях интеллектуальные возможности человека неизбежно ограничиваются сложностью переработки значительных объемов информации и входят в противоречие со стремлением избежать ошибок при принятии ответственных управленческих решений. Кроме того, при принятии решения очень часто требуется оперативность и, как правило, катастрофически не хватает времени, чтобы взвесить и учесть все факторы, которые могут оказать влияние на дальнейшее развитие событий. Недостаток времени может оказать настолько сильное психологическое давление, что шансы принятия всесторонне продуманного, грамотного, а главное – правильного решения, будут стремительно ухудшаться.

К основным средствам преодоления данного противоречия следует отнести расширение коллектива лиц, участвующих в процессе выработки и принятия решений, а также использование современных информационно-аналитических технологий при поддержке их деятельности. Большую помощь при этом могут оказать заранее разработанные сценарии тех или иных чрезвычайных ситуаций с наличием или отсутствием различных усложняющих ситуацию факторов и с проработанными алгоритмами действий органов власти и оперативных служб района (по принципу «если …, то …, а если …, тогда …»).

Ситуационный центр является одной из наиболее эффективных форм реализации систем поддержки принятия решений. Это гибкий инструмент управленческой деятельности, основным достоинством которого является возможность применения в широком функциональном диапазоне. Ситуационный центр позволяет наглядно оценивать ситуацию и прогнозировать последствия принимаемых решений.

Создание ситуационных центров является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности, что подчеркивается Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия» и Концепцией создания системы распределенных ситуационных центров.

Ситуационный центр района сможет решать следующие задачи:

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема борьбы с терроризмом на сегодняшний день, к сожалению, не теряет своей актуальности, скорее наоборот, становится все более насущной. Угроза осуществления террористических актов закономерно вызывает у общества глубокую обеспокоенность. Разумеется, государство также заинтересовано во всесторонней и, главное, эффективной борьбе с терроризмом.
Наша страна идет по пути становления правового государства, в котором верховенство закона затрагивает все сферы его существования, в том числе и вопросы противодействия террористической деятельности и борьбы с незаконными вооруженными формированиями в целом.
В ходе выпускной квалификационной работы была рассмотрена организационная структура антитеррористической комиссии муниципального образования «Карачевский район», указан состав данной комиссии, рассмотрены и проанализированы основные направления деятельности антитеррористической комиссии.
Антитеррористическая комиссия муниципального образования «Карачевский район» разрабатывает план мероприятий по профилактике проявлений терроризма и экстремизма на территории Карачевского района Брянской области (Приложение 5), организует с участием работников правоохранительных органов и силовых структур района организационно-профилактические мероприятия по предупреждению и пресечению террористических проявлений.
Антитеррористическая комиссия проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже, чем раз в квартал. Заседание комиссии оформляется протоколом.
Обобщенный анализ результатов деятельности антитеррористической комиссии муниципального образования «Карачевский район» выявил следующие основные проблемы:
 недостаточное ресурсное и научно-техническое обеспечение органов, осуществляющих борьбу с терроризмом;
 недостаточная техническая защищенность мест массового скопления людей.
Для совершенствования системы обеспечения антитеррористической безопасности на территории Карачевского района в данной работе были предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности антитеррористической комиссии муниципального образования «Карачевский район», которые включают в себя:
 создание в г. Карачеве ситуационного центра для обеспечения оперативного контроля и реагирования на изменение ситуации в городе и его близлежащих окрестностях;
 реализация аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в г. Карачеве для обеспечения безопасности граждан и управления объектами жилищно-коммунального хозяйства в масштабах современного города;
 реализация и построение системы «Безопасный дом» в г. Карачеве для круглосуточного видеомониторинга подъездной и придомовой территории, выполнения мероприятий по профилактике правонарушений в многоквартирных домах, обеспечивающих повышение безопасности жителей и сохранности личного и общедомового имущества.
Создание ситуационного центра вместе с применением аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и системой «Безопасный дом» реализует систему обеспечения безопасности. Эта система должна быть нацелена в первую очередь на предотвращение или минимизацию последствий террористических актов, а также чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, авариями на промышленных предприятиях и т.д. Основной функцией данной системы должно быть оперативное информирование о складывающейся ситуации первых лиц региональной власти, подключение к устранению негативных ситуаций и их последствий представителей силовых структур и различных служб быстрого реагирования (Отдел надзорной деятельности Министерства чрезвычайных ситуаций России по Карачевскому району, Карачевский городской водоканал, Филиал акционерного общества «Газпром газораспределение Брянск» в городе Карачев и т.д.), выработка рекомендаций по скорейшему устранению последствий чрезвычайных ситуаций, разработка мероприятий по недопущению создания в дальнейшем аналогичных ситуаций, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
Подводя итог данной выпускной квалификационной работы можно сделать вывод, что система противодействия терроризму в муниципальном образовании «Карачевский район» функционирует в полном соответствии с требованиями федеральных и локальных нормативно-правовых актов в сфере обеспечения антитеррористической безопасности, обеспечивает необходимый уровень защиты граждан Карачевского района. Однако, в целях совершенствования антитеррористической деятельности в муниципальном образовании «Карачевский район», было бы желательно принять во внимание и внедрить предложения, внесенные автором данной выпускной квалификационной работы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О чрезвычайном положении» [Электронный ресурс]. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/
3. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О федеральной службе безопасности» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_6300/
4. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/
5. Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О государственной охране» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10511/
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 (в ред. от 03.02.2011 №378-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/
7. Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/
8. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/
9. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
10. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
11. Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95720/
12. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
13. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_110165/
14. Указ Президента Российской Федерации № 1167 от 13 сентября 2004 года «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49303/

15. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 (ред. от 26.12.2015) «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_118476/
16. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории [Электронный ресурс]. – Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108660/
17. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129344/
18. Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 562 «О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма») [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188989/
19. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_191669/
20. Указ Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196285/

21. Постановление Президента Российской Федерации от 20 января 2014 года № 39 «О Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» [Электронный ресурс]. – http://government.ru/media/files/41d4b987eaf60f62d3ad.pdf
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641 (ред. от 17.12.2010) «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79591/
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2010 года № 697 (ред. от 05.12.2014) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104665/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности мест массового пребывания людей и объекта (территории), подлежащих обязательной охране полицией» [Электронный ресурс]. – http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/postanovleniya-i-rasporyazheniya-pravitelstva/postanovlenie-21.html
25. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» [Электронный ресурс]. – http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=125957
26. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 5 октября 2009 года [Электронный ресурс]. – http://www.rg.ru/2009/10/20/zakon-dok.html
27. Концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Утверждена МЧС России 16.02.2010, МВД России 19.02.2010, ФСБ России 16.03.2010 [Электронный ресурс]. –http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=159593;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.1302329427562654
28. Распоряжение Генпрокуратуры РФ N 270/27р, МВД РФ N 1/9789, ФСБ РФ № 38 от 16 декабря 2008 «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126639/
29. Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утверждено Национальным антитеррористическим комитетом 7 июля 2006 г. №11/П0456) [Электронный ресурс]. – https://26.mvd.ru/folder/1081296
30. Постановление Администрации Брянской области от 21 октября 1997 года № 408 «О создании межведомственной антитеррористической комиссии Брянской области» (с изменениями, внесенными постановлением администрации Брянской области № 243 от 13 июля 1998 года) [Электронный ресурс]. – http://docs.cntd.ru/document/974001088
31. Азанов С.Н. Справочно-методическое пособие для руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов по разработке муниципальной правовой базы, регулирующей отношения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения // С.Н. Азанов, В.В. Безбородов, В.С. Исаев, В.П. Малышев, А.А. Матох, А.А. Порошин, О.Д. Ратникова, С.Н. Савченков, А.П. Шевченко. – МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013, – 144 с.
32. Девис Л. Терроризм и насилие. Террор и катастрофы / Перевод с англ. А. Марченко, И. Соколова. – Смоленск: Русич, 2008. – 496 с.
33. Зданович А.А. Исторические чтения на Лубянке / А.А. Зданович. – Москва: ФСБ, 2003. – 124 с.
34. Марьин М.И. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности / М.И. Марьин, Ю.Г. Касперович. – Москва: Академия, 2007. – 208 с.
35. Потапов А.А. Тактика антитеррора / А.А. Потапов. – М.: Издательство ФАИР, 2008. – 477 с.
36. Ставицкий В. Тайное становится явным. ЦОС ФСБ уполномочен заявить / В. Ставицкий. – М.: Издательство АСТ, 2007. – 370 с.
37. Группа авторов, Аналитика – капитал. Том III. Риски. Ситуационные центры и системы. Технология выявления неявных проблем. Серия «Антологические исследования системных проектов – 2000 г.» – М.: ВИНИТИ РАН – ИПКИР Минпромнауки России – Академия аналитики и информатики (под научной редакцией Руцкого А.В.), 2000. – 312 с.
38. Липкин Р. Информационное противостояние / Р. Липкин // ФСБ: За и против №5 (27) октябрь–ноябрь 2013. – с. 10.
39. Липкин Р. Сергей Солдатенков: «Любой представитель гражданского общества хочет жить в безопасном государстве» / Р. Липкин // ФСБ: ЗА и против №4 (38) август 2015. – с. 6.
40. Синцов Н. Наука и практика против идеологии терроризма / Н. Синцов // ФСБ: За и против №5 (33) октябрь 2014. – с. 8.
41. Горбатько А. Не смотрите в космос. Смотрите под ноги / А. Горбатько // RUБЕЖ №3 (11) июль 2015. – с. 28.
42. Пономарева Л. Кусок SOHO-пирога / Л. Пономарева, А. Найденова // RUБЕЖ №3 (11) июль 2015. – с. 42.
43. Хлобустов О. Об историческом опыте борьбы с терроризмом / О. Хлобустов // Исторические чтения на Лубянке, Москва: ФСБ. – 2002. – с. 32.
44. Доклад на форуме «Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора» // Политическая психология терроризма // Санкт-Петербург: 23- 25 мая 2004 г. – 15 с. Юрьев А.И., доктор психологических наук, профессор.
45. Доклад на форуме «Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора» // Стратегия информирования населения СМИ о деятельности МЧС России // Санкт-Петербург: 23- 25 мая 2004 г. – Бекренев В.Д., кандидат психологических наук.
46. Администрация Карачевского района [Электронный ресурс]. – http://karadmin.ru/ – Загл. с экрана. – Яз.рус.
47. Межрегиональная общественная организация ветеранов подразделений специального назначения «Вымпел-В» [Электронный ресурс]. – http://vimpel-v.com/–Загл. с экрана. – Яз.рус.
48. Национальный антитеррористический комитет [Электронный ресурс]. – http://nac.gov.ru/ – Загл. с экрана. – Яз.рус.
49. Программа «Безопасный дом» [Электронный ресурс]. – http://мойбезопасныйдом.рф/– Загл. с экрана. – Яз.рус.
50. VOCORD – российский разработчик и производитель профессиональных систем видеонаблюдения и телекоммуникационных решений. [Электронный ресурс]. – http://www.vocord.ru/ – Загл. с экрана. – Яз.рус.
51. Группа компаний Цифрал-сервис – Монтаж и обслуживание систем безопасности // Программа «Безопасный дом» [Электронный ресурс]. – http://www.cyfral-group.ru/rus/bdo/
52. Синезис — разработчик интеллектуальных систем видеонаблюдения и бизнес-аналитики на основе компьютерного зрения // Проект «Безопасный город»[Электронный ресурс]. –http://synesis.ru/solutions/bezopasnyij-gorod



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.