Китай – одна из четырех стран древнейшей мировой цивилизации, его подтвержденная письменностью история насчитывает 4 тыс. лет. В период своего развитого феодального общества китайцы создали передовую для мира той эпохи цивилизацию. Однако, после осуществления на Западе промышленной революции Китай становился отсталым.
В течение ста с лишним лет история дипломатии старого Китая представляла собой историю дипломатии унижения.
Во имя государственной независимости, национального освобождения, демократии и свободы китайский народ вел героическую борьбу, в которой на смену павшим неизменно вставали новые бойцы. В 1921 году была образована Коммунистическая партия Китая. Она возглавила китайский народ, свергнув в ходе 28-летней вооруженной борьбы господство империализма, феодализма и бюрократического капитала, создала Китайскую Народную Республику. С этого момента китайский народ встал во весь рост, по-настоящему взял и войны. Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), выполнявшая функцию временной конституции на первоначальном этапе строительства страны, установила: «Принципы внешней политики КНР состоят в том, чтобы обеспечивать независимость, свободу и территориальную целостность Китая, защищать длительный мир во всем мире, поддерживать дружеское сотрудничество между народами всех стран, бороться против империалистической политики агрессии и войны».
В новой Конституции, обнародованной в 1982 году, в соответствии с изменениями обстановки было дано более совершенное обобщение основных принципов дипломатии Китая: «Китай твердо проводит независимую и самостоятельную внешнюю политику, твердо придерживается пяти принципов – взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды и мирного сосуществования, развивает с зарубежными странами дипломатические отношения и расширяет с ними экономический и культурный обмен; твердо выступает против империализма, гегемонизма и колониализма, крепит сплоченность с народами всех стран мира, поддерживает угнетенные нации и развивающиеся страны в их справедливой борьбе за завоевание и сохранение национальной независимости и развитие национальной экономики, прилагает усилия в интересах сохранения мира во всем мире и содействия делу прогресса человечества».
За последние 20 с лишним лет международная обстановка и ситуация в стране претерпели огромные изменения, китайская внешняя политика также претерпела корректировки и развитие.
На современном этапе социально-экономического развития КНР в стране остро стоит вопрос о совершенствовании государственного управления и как его инструмента — системы государственной службы, которая напрямую оказывает влияние на все сферы жизни граждан. Целью работы является выявление особенностей организации государственной службы Китая, сформулировать содержание реформы государственной службы КНР в истории и на современном этапе;

В основу методологии исследования был положен критический анализ и принцип историзма, историко-системный метод, с помощью которого сущность явления раскрывалась через изучение объекта как целого, и историко-типологический метод, позволяющий по совокупности признаков выявить содержание изучаемых объектов.
При проведении данного исследования были использованы следующие методы: общенаучные для теоретической разработки проблематики и специфические (анализ для исследования современных тенденций, статистические методы для анализа эффективности функционирования и прогнозирования трендов, метод аналогий).
Объект исследования: дипломатическая служба КНР. Предметом исследования выступают эволюция, противоречия, сопровождающие процессы трансформации дипломатической службы и перспективы её развития на современном этапе.
Актуальность темы – обусловлена тем, что в данное время Китай является одним из наиболее динамично развивающихся государств в мире, что неизбежно влечет за собой изменение его роли в системе международных отношений. Китай сейчас набирает международный и экономический вес, очень активно участвует в процессах глобализации и регионализации. Поставив перед собой задачу, идет высокими темпами экономического роста и активно вовлечены в мировую хозяйственную систему – что обуславливает процесс превращения КНР из регионального лидера, в одну из ведущих мировых держав. Меняя статус на международной арене, Китай все большое привлекает внимание исследователей к изучению эволюции, как внешнеполитической стратегии КНР, так и динамику его внешнеэкономических связей, его влияния на развитие отношений с другими странами. Таким образом, изучение дипломатической службы , особенности китайской дипломатии, исследование китайского влияния на мировые процессы, а также рассмотрение оценки потенциала этой страны в общей системе современных международных отношений в настоящее время крайне актуально и имеет большое значение.

Понятие дипломатии и дипломатической службы

Дипломатическая служба, основы которой рассматриваются в настоящей книге, представляет собой определенный вид государственной службы, отличный от других видов государственной службы своей спецификой. Определить же эту специфику дипломатической службы невозможно без уяснения того, что представляет собой сама дипломатия. Вот почему первый вопрос, который необходимо рассмотреть в нашей книге, —• это вопрос об определении понятия «дипломатия».
При рассмотрении явлений международной жизни то и дело употребляются понятия: внешняя политика, дипломатия, дипломатическая служба. Нередко эти понятия рассматриваются как совершенно идентичные и не имеющие различия. Понятие «дипломатия» часто употребляется в самых различных значениях, порой очень отдаленных от действительного смысла этого слова. Известный английский дипломат и публицист Г. Никольсон указывает, что «в разговорном языке слово «дипломатия» употребляется для обозначения ряда совершенно различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики… В других случаях оно обозначает переговоры… Это слово также служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел… Наконец, это несчастное слово обозначает особую способность, проявляющуюся в ловкости в хорошем смысле при ведении международных переговоров, а в плохом смысле — в коварстве в подобных делах».
Между тем при всей близости указанных понятий и внутренней связи их друг с другом каждое из них имеет свой особый смысл, определяемый реальным содержанием каждого понятия, отражающим его действительные роль и значение в жизни общества.
Критика определения дипломатии

Различные представители дипломатической службы и науки международно права буржуазных государств, определяя понятие «дипломатия» по-разному, сходятся, однако, в некоторых основных моментах. Возьмем несколько наиболее общеизвестных определений понятия «дипломатия». Так, Г. Никольсон, ссылаясь на Оксфордский словарь английского языка, определяет понятие «дипломатия» следующим образом: «…Дипломатия — это ведение международных отношений посредством переговоров…» И дальше дается пояснение к этому определению: «Метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками…» Наконец, дается еще одно уточнение этого понятия: «…Работа или искусство дипломата: Другой видный деятель английской дипломатии — Э. Сатоу, выпустивший известное руководство по дипломатической практике, раскрывает понятие «дипломатия» следующим образом: «Дипломатия есть применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств, а иногда также между этими государствами и их вассалами».
Это определение в первой своей части слишком общее и нисколько не раскрывает специфики дипломатии, так как применение ума и такта нужно не только в дипломатии, но и вообще во всех делах. В последней своей части эта формула Э. Сатоу, напротив, слишком узка, так как упоминание о вассалах суживает понятие дипломатии до значения лишь «колониальной дипломатии» империалистических стран.
В изданном еще в начале XIX века во Франции «Полном курсе дипломатии» Г. Гарден так определяет это понятие: «Дипломатия в широком смысле этого термина есть наука о внешних сношениях или иностранных делах, в более точном смысле — это наука или искусство переговоров».
При всех отличиях этих определений дипломатии они имеют и нечто общее с определением дипломатии, данным Г. Никольсоном; в определении Сатоу и Гардена также говорится о ведении официальных отношений между правительствами государств, о внешних сношениях между ними.
Известный немецкий юрист-международник Г. Мартене дает следующее определение понятия «дипломатия». Дипломатия, говорит он, есть «наука о внешних сношениях или иностранных делах государства, а в более узком смысле — наука или искусство переговоров».
Это определение также страдает недостатками, В первой части формулы Мартенса, во-первых, речь идет не только и не столько о дипломатии, сколько о науке о внешних сношениях государства; дипломатия же, хотя и пользуется определенными научными знаниями, тем не менее все же является практической государственной деятельностью, где научные данные применяются на практике; во-вторых, в формуле Мартенса речь идет не только о дипломатии, но и о внешней политике вообще, ибо внешние сношения и иностранные дела государства — это уже не способы осуществления внешней политики, а сама внешняя политика.
Подводя итог рассмотрению формул определения понятия «дипломатия», можно выделить следующие отличительные признаки, которыми характеризуют дипломатию упомянутые выше авторы:
указание на международные отношения или внешние сношения между государствами — этот признак указывается во всех формулах;
упоминание о переговорах как способе ведения этих внешних сношений — этот признак также имеется во всех определениях;
указание на должностных лиц государства, которые непосредственно заняты ведением переговором (послов и посланников), — этот признак дипломатии дается лишьв формуле Г. Никольсона.
Помимо критических замечаний, высказанных при рассмотрении каждого из трех определений понятия «дипломатия», данных представителями буржуазной дипломатии, необходимо указать на общий и коренной недостаток всех буржуазных определений — сокрытие или затушевывание классового характера дипломатии, равно как и классового характера внешних сношений и политики, осуществлением которых и занимается дипломатия.
Классовые основы дипломатии, дипломатической службы, их характерные черты
Дипломатия, как всякое общественное явление, не может быть понята без классового подхода к ней, без исторического анализа ее развития. Как писал Маркс, реальным базисом всякого общества является совокупность производственных отношений, составляющих «экономическую структуру общества», над чем «возвышается юридическая и политическая надстройка».
Дипломатия как средство осуществления внешней политики и является частью этой политической надстройки, характер которой определяется классовой природой того государства, которому она служит. Дипломатия является продуктом классового общества и развивается вместе с развитием государства. Как показывает история развития общества, вместе со сменой общественно-экономических формаций менялись формы государства, их внешней политики и дипломатии.
Внешняя политика любого государства является продолжением его внутренней политики и определяется интересами господствующего класса. Дипломатия, будучи государственной деятельности. по осуществлению целей и задач внешней политики, не является единственным средством этой политики, хотя и занимает важнейшее место в числе этих средств. Дипломатия является мирным средством осуществления внешней политики, и основной ее метод — переговоры.
Вот почему в советском «Дипломатическом словаре» (изд. 1-е, 1948 г.) давалось следующее определение дипломатии: «Дипломатия (от слова «дипломат» в первоначальном его значении — держатель «диплома», как называлась в Древнем Риме, по греческой терминологии, рекомендательная или верительная грамота, выдававшаяся сенатом официальным лицам, отправляемым в провинции или за границу) — деловая, мирная, в отличие от военной, оперативная работа по осуществлению задач внешней политики государства, выполняемая органами правительства (ведомством иностранных дел, нередко главой правительства и главой государства) и их представителями и агентами за границей. Таким образом, дипломатия относится к внешней политике как выполнение плана к самому плану; в известном смысле она является орудием ее». Однако дававшееся далее пояснение о том, что дипломатия, «отнюдь не будучи свободна от влияния общественной структуры.., все же является лишь техническим средством осуществления внешней политики», нельзя считать правильным, ибо оно дает повод думать, что внешняя политика определяется непосредственными интересами государства, а дипломатия не определяется ими, что, разумеется, ошибочно. Из этого неточного представления вытекает и другое утверждение о том, что дипломатия «является лишь техническим средством осуществления внешней политики». Между тем дипломатия по своей сущности, по содержанию деятельности, по подбору дипломатических кадров и т. д. представляет собой, пожалуй, одно из самых ярко выраженных классовых явлений государственно-политической жизни. Именно в силу этого классового, а не технического, характера самой дипломатии такая форма дипломатии эксплуататорского государства, как «тайная дипломатия», то есть сокрытие от народа основных внешнеполитических актов государства, вызвала открытый и резкий протест молодого Советского государства, о чем Советское правительство заявило уже в своем первом внешнеполитическом акте — Декрете о мире.
Более правильное определение понятия «дипломатия» дается в Большой Советской Энциклопедии, в которой говорится: «Дипломатия (от франц. (Нр1ота1ле) — деятельность государственных органов внешних сношений по представительству государства и по защите мирным путем его прав и интересов за границей для достижения целей внешней политики господствующего в государстве класса… В узком смысле дипломатия означает искусство ведения переговоров и заключения договоров между государствами».
Опыт всей дипломатии последнего времени свидетельствует, однако, о том, что дипломатическую работу не всегда ведут только внешнеполитические органы государства, но и руководящие деятели правящей партии и государства. В качестве ярких примеров в этом отношении могут служить многочисленные поездки заграницу и переговоры с главами ведущих государств и правительств Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и других членов Политбюро ЦК КПСС, Председателя и членов Президиума Верховного Совета СССР, главы Советского правительства и министров, председателей и членов палат и комиссий Верховного Совета СССР.
Таким образом, если иметь в виду главное в этой области, то дипломатия — это официальная деятельность органов внешних сношений и руководителей государства по представительству государства во внешних сношениях, по осуществлению путем переговоров и других мирных средств целей и задач его внешней политики, определяемых интересами господствующего класса, по защите мирным путем его прав и интересов за границей.
В этом духе и сформулировано определение понятия «дипломатия» во 2-м и 3-м изданиях советского «Дипломатического словаря».
Министр иностранных дел СССР А. А. Громыко подчеркивает непосредственную связь между внешней политикой и дипломатией. «Понятие внешняя политика, — пишет он в предисловии к книге «Дипломатия социализма», — охватывает общий курс государства в международных делах. Дипломатия — часть внешней политики, международной деятельности государства именно внешняя политика определяет цели и задачи дипломатии, которая представляет собой совокупность практических мероприятий, а также норм, средств и методов, используемых для осуществления внешней политики. Хотя примат и на стороне внешней политики, но внешняя политика и дипломатия составляют одно целое, составные части которого неотделимы друг от друга».
Поскольку внешняя политика и ее важнейшее средство — дипломатия являются орудием государств, они подчинены основным законам общественного развития. Деятели дипломатии, желающие действовать не наощупь, не от случая к случаю, а в соответствии с закономерным ходом исторического процесса, обязаны изучать эти законы, особенности их проявления применительно к тем или иным государствам и отношениям между ними. Они обязаны совершенствовать методы дипломатической работы и способы их использования. Недаром В. И. Ленин говорил, что «политика есть наука и искусство»10, и эго в полной мере относится к внешней политике и дипломатии. Разумная внешняя политика и дипломатия должны основываться на выводах науки и совершенствоваться в своих методах и приемах, как требует этого искусство всякой политической деятельности. Отсюда понятно то огромное значение для успеха дипломатии, которое имеет подбор и подготовка кадров дипломатов, вся система работы дипломатических органов в центре и за границей, то, что называется системой дипломатической службы.
В свете такого понимания дипломатии дипломатическая служба — это система работы дипломатических кадров в центральном аппарате и за границей по выполнению задач дипломатии государства.

Дипломатия, дипломатические и международные отношения

Дипломатия и дипломатическая служба неразрывно связаны с международными отношениями государств, причем именно в такой степени, что их нельзя понять и представить одно без другого. Изучение истории дипломатии в известной степени является и изучением истории международных отношений.
В предыдущем разделе мы определили дипломатию как деятельность органов внешних сношений и руководителей государств по осуществлению задач внешней политики государства, служащей интересам господствующего класса или народа, мирными средствами и в мирной форме. Из этого вытекает, что классовая сущность дипломатии и дипломатической службы государства определенного исторического типа остается неизменной во взаимоотношениях данного государства со всеми другими государствами и странами без различия их социальных систем.
Возникает вопрос: чем объяснить, однако, то обстоятельство, что принципы, формы и методы дипломатии одного и того же государства далеко неодинаковы во взаимоотношениях с социалистическими странами, с империалистическими государствами и с новыми независимыми государствами, освободившимися от колониального ига?
Практика, бесспорно, обнаруживает наличие в ряде случаев существенных различий в руководящих принципах, в высших формах и основных методах дипломатической деятельности социалистического государства, которые применяются этим государством во взаимоотношениях с другими социалистическими странами и в отношениях с капиталистическими и развивающимися странами.
Руководящим принципом дипломатии социалистического государства в отношениях с другими социалистическими странами является принцип социалистического интернационализма. Высшей формой дипломатической деятельности во взаимоотношениях социалистических стран являются совещания и переговоры партийно-правительственных делегаций, возглавляемых руководителями коммунистических и рабочих партий и главами правительств социалистических стран.
Высшая форма дипломатической деятельности во взаимоотношениях социалистических и капиталистических государств имеет иной характер. Наряду с переговорами и встречами президентов и премьер-министров социалистических и капиталистических государств имеют место также встречи и переговоры высших партийных руководителей социалистических государств, выступающих как представители этих государств, с высшими руководителями империалистических государств для обмена мнениями по общему направлению двусторонних отношений и международной политики и выработки документов, носящих глобальный характер. Все подобные встречи, как показывает опыт, носят не партийно-политический, а межгосударственный характер и коренным образом отличаются по своему содержанию и результатам от встреч партийно-правительственных делегаций братских социалистических стран, реализующих на деле осуществление принципов социалистического интернационализма.
Все эти явления в дипломатии одного и того же государства социалистического типа трудно объяснить лишь классовой сущностью одного данного государства, его внешней политики и дипломатии. Во всех указанных случаях классовая сущность государства, его внешней политики” и” дипломатии остается неизменно одной и той же, а между тем руководящий принцип, высшая форма и основной метод дипломатической деятельности оказываются существенно отличными во взаимоотношениях данного государства с социалистическими и капиталистическими странами. Объяснение лежит в классовой сущности уже не данного государства, его внешней политики и дипломатии, а в классовой сущности государства-партнера или государств-партнеров, в классовой сущности их внешней политики и дипломатии. Тем самым в данном случае дипломатия выступает не как односторонняя деятельность одного государства, а как двусторонние или многосторонние взаимоотношения органов внешних сношений двух или многих государств. Этот внешнеполитический аспект дипломатии, определяемый тем или иным типом международных отношений, полностью согласуется с учением К. Маркса и В. И. Ленина об общественных явлениях, в том числе о внутренней и внешней политике, которую нельзя понять лишь как классовую «сущность в себе» и необходимо рассматривать как определенные общественные отношения.
К. Маркс, критикуя прежний механический материализм, указывал в «Тезисах о Фейербахе», что понять сущность человека нельзя из одностороннего рассмотрения только самого индивида. Сущность человека в своей совокупности выражают общественные отношения людей В. И. Ленин, разбирая политику и давая ей определение, также подчеркивал двусторонний характер политики как общественного отношения. В. И Ленин определял политику как отношение между классами. Это определение политики В И. Ленин неоднократно применял и при разборе внешней политики различных государств, рассматривая ее как отношения между государствами и стоящими за ними классами. Дипломатия, являющаяся продолжением политики господствующих классов государств на международной арене мирными средствами (в отличие от войны как продолжения политики немирными, насильственными средствами), также может и должна быть рассмотрена как двусторонний процесс, как определенный вид отношений между государствами и стоящими за ними классами и народами.
Подходя с этой стороны к дипломатии, сразу же находим ответы на поставленные выше вопросы, почему дипломатия с одной и той же классовой сущностью одного государства может исходить из разных принципов и применять не единые формы и методы, имея дело с различными по типу международными отношениями.
Этот же подход дает ответ не только на данные вопросы.
Известно, что в центральном аппарате ведомства иностранных дел социалистических стран есть дипломатические оперативные отделы, занимающиеся взаимоотношениями с капиталистическими странами, а в центральном аппарате ведомства иностранных дел капиталистических государств есть отделы, занимающиеся взаимоотношениями с социалистическими странами. Кроме того, социалистическое государство предоставляет возможность на своей территории функционировать зарубежным органам внешних сношений империалистических государств, обеспечивая вместе с тем их неприкосновенность и определенные дипломатические права и иммунитеты. То же самое имеет место в отношении зарубежных органов социалистических государств на территории империалистических держав. Очевидно, что все это также нельзя понять и объяснить только одной классовой сущностью данного государства, нельзя вывести из классовой сущности этого государства, его внешней политики, дипломатии и дипломатической службы. Вместе с тем все это легко может быть понято и объяснено под углом зрения внешнеполитического аспекта дипломатии и дипломатической службы, проявляющих себя как определенные отношения между государствами различных систем.
Все это приводит к выводу, что разбор дипломатии и дипломатической службы будет неполным, если не рассмотреть сами международные отношения, и особенно определенные исторические типы этих отношений в современную эпоху. В настоящее время выявляется четыре типа международных отношений:
отношений между государствами различных социальных систем — социализма и капитализма, их мирного сосуществования;
международных социалистических отношений между государствами социалистической системы;
международных отношений новых освободившихся от колониализма стран между собой и их взаимоотношений с социалистическими государствами;
международных отношений стран капитализма между собой.
Сказанное выше требует дать краткую характеристику современных типов международных отношений и их основных принципов, что будет сделано в последующих параграфах настоящей главы. Прежде чем перейти к этому, необходимо рассмотреть, хотя бы кратко, историческое развитие дипломатии в тесной связи с развитием основных общественно-экономических формаций человеческого общества.

Возникновение и основные исторические типы дипломатии

Примитивные формы внешних сношений между различными государствами, даже разными племенами имели место еще в самые древние времена.
Однако те примитивные формы внешних сношений, которые имели место при родовом строе, до раскола общества на классы и возникновения государства, в какой-то мере можно рассматривать лишь как прообраз дипломатии, как ее предшественника, но не как саму дипломатию. Возникновение самой дипломатии, какой бы примитивной и близкой по своим формам к своим предшественникам в родовом строе она ни была, следует непосредственно связывать с возникновением государства, деятельностью определенных органов и должностных лиц которого она является Дипломатия, как и само государство,— детище и явление классового общества, а не родового. Отсюда и классовая сущность дипломатии и объяснение того обстоятельства, что дипломатия представляла собой область деятельности представителей господствующего класса и осуществляла внешнюю политику государства этого класса
Как показывает изучение исторического развития общества, смена общественно-экономических формаций определяла изменение содержания, организационных форм и методов внешней политики и дипломатии. По мере того как развивалось рабовладельческое общество, как оно сменялось обществом феодальным, а затем буржуазно-капиталистическим, развивались характерные для каждой из этих эпох черты внешней политики и дипломатии, совершенствовались ее формы и методы.
Рассмотрение исторического развития дипломатии необходимо поэтому вести в тесной связи с развитием основных общественно-экономических формаций.

1. Периоды развития Дипломатической службы Китая

1.1 Династия Шан – Инь (商殷XIV – XI вв.до н.э)

1.2 Династия Чжоу

1.3 Период Чжаньго (战国)

1.4 Династия Хань (206 г. до пашей эры — 220 нашей эры)

1.5 Династия Цинь (秦, 221 – 207 г. до н.э.)

Китай с древнейших времен имел тесные и активные внешнеполитические связи с окружающими племенами и народностями. Китайские письменные источники второй половины первого тысячелетия до н.э. относят эти связи даже к доисторическому периоду, к временам легендарной династии Ся (夏朝).
Однако с определенной достоверностью мы можем говорить о наличии внешних политических связей у древнейшего китайского государства Инь, о чем свидетельствуют аутентичные источники – надписи на костях животных и панцирях черепах. Конечно, нельзя говорить о «дипломатии» в современном смысле этого слова, но уже в этот период начинает формироваться дипломатическая концепция и внешнеполитическая стратегия Китая.
Характер связей Иньского царства определялся объективными причинами, конкретными историческими условиями эпохи: иногда они проявлялись в форме активных экспансионистских войн, порой оборонительных. В мирное время существовали различные формы зависимости ряда племен от иньских царей, выражавшиеся в присылке дани, приезде ко двору, в участии в совместных военных походах и т.д.
Для иньскиой эпохи трудно выяснить, каковы были периодичность присылки дани и размеры последней. Известно лишь, что от зависимых племен требовали дань местными изделиями и продуктами.
Наряду с данью были и другие формы выражения политической зависимости: приезд ко двору иньских ванов правителей зависимых владений или племен, участие в войнах на стороне иньцев против их врагов.
Личное засвидетельствование своего уважения иньскому вану (т.е. прибытие ко двору с подарками) со стороны правителей союзных или подчиненных владений и старшин племен, хотя и носило чисто символический характер, имело в то же время глубокий политический смысл – оно подчеркивало преданность правителей как иньской периферии, так и отдаленных народов своему верховному вождю – главе иньского государства – вану. Проявление сюзеренитета иньских правителей, их реального или иногда формального господства было пожалование им титулов знатности, своеобразной инвеституры, зависимым от них вождям племен или главам владений. Характерно, что этими титулами (хоу 侯, бо伯) жаловались не только представители иньской наследственной знати, правителей внутренних районов иньского государства как в столичном округе, так и за его пределами, на периферии, но также и вожди, старшины некитайских племен и владений.
Система внешних связей, отношений с иностранными владениями строилась примерно на тех же принципах, что и взаимоотношения иньского вана – верховного правителя государства и высшего жреца страны – со своими наместниками или правителями районов на периферии, с наследственной знатью. Вся система внешнеполитических связей в какой-то мере копировала порядок внутренних связей центральной власти иньского государства с периферией. Конечно, были некоторые различия, но общие принципы (обязанности и права, формы и ритуал связей) в основном, главном, были одни и те же. Они определялись ролью и положением верховного правителя государства в древнем Китае. Уже в иньскую эпоху складывается религиозное учение (которое использовалось в политических целях) о царе как о земном правителе, царствующем по воле небесного владыки шан-ди (上帝) над всеми народами.
1.2 Династия Чжоу
Династия Западная Чжоу (西周,XI в. до н.э. – 771 г. до н.э.). Учение получило дальнейшее развитие как религиозная система, главная цель которой была пропаганда роли неба, по повелению которого «сын неба» царь управляет Поднебесной.

>

Доступа нет, контент закрыт

2 . История китайского дипломатического церемониала

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Особенности дипломатической практики древнего Китая

2.2 Традиционная дипломатия Китая

Он сложился к 7 в. и являлся тогда выражением превосходства Китая над странами Восточной и Средней Азии, значительная часть которых находилась в вассальной зависимости от Китая и платила ему дань.
Свои отношения с иностранными, в т. ч. европейскими, государствами китайцы рассматривали как отношения сюзерена с вассалами. Согласно представлениям китайцев Китай лежал в центре земного квадрата (Срединное государство), по краям которого располагались подчинённые ему страны. К. д. ц. поэтому требовал от посланников подарков (дани) и, чтобы не уронить достоинства богдыхана, воспрещал императору лично принимать из рук посла адресованную ему грамоту и самому писать ответное послание. Иностранные послы в Китае рассматривались как простые чиновники для поручений, которые не могли представлять личность направившего их государя. При аудиенции у императора послы подвергались унизительной церемонии “котоу”: стоя на коленях, посол совершал девять земных поклонов, причём в залу, где происходила аудиенция, он вползал на четвереньках. Посол, которого намеревался принять император, должен был предварительно в присутствии провинциальных или дворцовых чиновников полностью прорепетировать церемонию “котоу” перед табличкой с именем императора или перед пустым троном.
Первый известный случай, когда китайцы потребовали выполнения “котоу”, связан с приёмом посла, прибывшего в 713 от халифа Валида с дарами таньскому императору Юань Цзуну. При утверждении на китайском престоле монгольской династии Юань церемониал приёма иностранных представителей был несколько облегчён. Но каждый посол, прежде чем быть допущенным к императору, должен был для избавления от враждебных помыслов пройти сквозь очистительное пламя костров, а при аудиенции у императора совершить церемонию земных поклонов. Исключение делалось лишь для миссионеров, т. к., по мнению монголов, духовное лицо не может преклоняться перед светским.
К. д. ц., выражавший высокомерное отношение китайского правительства к иностранцам, сохранялся в неприкосновенности на протяжении веков и был закреплён манчжурской династией.

Министерства иностранных дел в европейском смысле слова в Китае не было до конца 19 в. Существовал иностранный отдел дворцового департамента церемоний, ведавший отношениями Китая с вассальными Кореей, Тибетом, Аннамом и Бирмой, и департамент внешних провинций, ведавший делами Монголии, Цинхая и Восточного Туркестана.
Манчжурское правительство не желало устанавливать непосредственных отношений с иностранными державами, запрещало им иметь в Бэйпине дипломатические представительства и само не отправляло своих посольств в пределы других государств. Послы Англии, Голландии, Португалии, Испании, приезжавшие в Китай, не допускались, как правило, в Бэйпин и вели переговоры с провинциальными мандаринами в Кантоне, Макао, Фучжоу, Амое и других городах. Россия вынуждена была вести дипломатические и торговые переговоры с Китаем до 1858 через департамент внешних провинций. К. д. ц. нередко становился причиной неудачи иностранных посольств, отказывавшихся от его выполнения.
Русское посольство Фёдора Исаковича Байкова, прибывшего в Бэйпин в 1654, не увенчалось успехом, ибо Байков категорически отказался выполнить “котоу” и вручить царский лист какому-либо другому лицу кроме императора. Русский посол Спафарий, отправившийся в Бэйпин в 1676, был арестован китайскими чиновниками только за то, что он не пожелал отдать царской грамоты китайским министрам, а хотел собственноручно вручить её императору. Вопрос этот затем был урегулирован, но Спафарий не взял ответного листа китайского императора, потому что последний соглашался написать его не иначе, как со следующим обращением: “От превысокого престола пишем к нижнему и смирному месту”; кроме того, это послание Спафарий должен был принять, стоя на коленях. По тем же причинам отказался взять ответную грамоту от китайского императора другой русский посол Савва Владиславич Рагузинский (1726).
Русский посол Избранд Идес, прибывший в Бэйпин в 1693, был на некоторое время арестован и не сумел добиться ответного листа от китайского императора лишь потому, что в грамоте Петра I, привезённой им, титул китайского императора стоял ниже титула русского государя. Только в редких случаях и в силу особой заинтересованности манчжуры отступали от К. д. ц.
Измайлов, отправленный в Китай Петром I, хотя и согласился выполнить “котоу”, но зато сумел вручить письмо лично императору Канси (см.), который следующим образом объяснил ему эту уступку: “Хотя по древним китайским законам ни у каких чужестранных посланцев мне грамот принимать неприлично, однако ныне, почитая императора российского, как своего равного друга и соседа, оставя прежние законы, грамоту из рук от посланника его сам приемлю”.
Прибывшему в Китай в 1792 английскому послу лорду Макартнею были предоставлены лодки, на которых развевался плакат, извещавший о том, что эта миссия следует из страны варваров с данью китайскому императору. Макартней, добивавшийся приёма у богдыхана, согласился совершить “котоу”, но с условием, что ту же церемонию проделают китайские чиновники перед портретом английского короля. После длительных споров сошлись на том, что Макартней совершит “котоу”, преклонив лишь одно колено. Но и здесь не обошлось без унижений. Император принял английского посла в дворцовых садах Жэхэ вместе с вассальными князьками.

Доступа нет, контент закрыт

3.Современная дипломатическая служба КНР



Тинькофф Мобайл - Платящий клиент[sale]

3.1История министерства иностранных дел КНР

3.2 Структура МИДа в настоящее время

3.3 Министр иностранных дел

3.4 Заместители министра иностранных дел

3.5 Департаменты, учебные заведения и научные центры в структуре МИДа

3.6 Особенности китайского стиля ведения переговоров

3.1 Главные функции и обязанности Министерства иностранных дел КНР
1. Претворять в жизнь внешнеполитический курс, политику и связанные законы и положения государства, от имени государства защищать суверенитет, безопасность и интересы государства, от имени государства и правительства заниматься иностранными делами, организовать дипломатические контакты партийных и государственных руководителей с руководителями зарубежных стран.
2. Исследовать международную обстановку и вопросы всеобщего и стратегического характера в международных отношениях, исследовать и анализировать важные вопросы в дипломатической работе в сфере политики, экономики, культуры и безопасности, выдвигать предложения для разработки ЦК КПК и Госсоветом дипломатической стратегии, курса и политики.
3. В соответствии с общей внешнеполитической конфигурацией координировать действия связанных ведомств по важным вопросам в сфере внешней торговли, экономического сотрудничества, культуры, оказания экономической и военной поддержки, торговли военной продукцией, дел эмигрантов, образования, науки и техники, внешней пропаганды и т.д., докладывать ЦК КПК и Госсовету о ходе событий и выдвигать предложения.
4. Готовить проекты законов, положений и политических установок, связанных с дипломатической работой.
5. Решать дипломатические дела в рамках ООН и в других многосторонних рамках, касающиеся глобальной и региональной безопасности, политики, экономики, прав человека, социальных проблем, беженцев и др.
6. Отвечать за работу в области контроля над вооружениями, разоружения и предотвращения распространения ядерного оружия, исследовать вопросы о международной безопасности, организовать переговоры по договорам и соглашениям о контроле над вооружениями.
7. Отвечать за работу по заключению двусторонних и многосторонних договоров, международному юридическому сотрудничеству, решать или участвовать в разбирательстве важных внешних судебных дел, затрагивающих интересы государства и правительства, оказывать содействие в рассмотрении проектов внешних законов и положений, организовать и координировать работу по выполнению нашей страной международных конвенцией и соглашений.

Доступа нет, контент закрыт


Совкомбанк карта рассрочки Халва [cards][sale]

Список литературы
1.Ачлей А. Китайская грамота: что у китайцев не так, как у других, и как это знание применять с пользой для дела / А. Алчей, А. Девятов, Д. Регентов. – М.: ООО Издательство «Волант», 2015. – 332 с.
2. Батаев, А.В. Оценка динамики товарооборота между Россией и Китаем / А.В. Батаев II Евразийский научный журнал. – 2016. – № 10. – С. 64-66.
3. Благодер Ю.Г. Россия и Китай: практика двусторонней дипломатии (XVII-XVIII вв.) / Ю.Г. Благодер // Ученые записки Казанского государственного университета. – Серия. Гуманитарные науки. – 2015. – Том 152 (кн. 3, ч. 1). – С. 222-232.
4. Василенко И.А. Международные переговоры: учебник / И.А. Василенко. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 486 с.
5. Киреев Г.В. Дипломатия Китайской Народной Республики / Г.В. Киреев, В.А. Корсун // Дипломатия зарубежных государств. Учебное пособие / Под ред. Т. В. Зоновой. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2014. – С.182-212.
6. Корсун, В.А. Идентичность с «китайской спецификой» / В.А. Корсун // Журнал «Полис». – 2015.-№3.-С. 68-79.
7. Мажиденова, Д.М. Особенности дипломатической практики древнего Китая / Д.М. Мажиденова// Вестник КРСУ. -2016. -Т.8.-№1.-С. 25-29.
8. Манковские дискуссии о роли Китая. «Станет ли 21 век веком Китая?». – М. : ACT, 2013. – С. 150.
9. Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. – М. : Наука, 2015.-С.227.
10. Петрунина, Ж.В. Внешнеполитическая стратегия в Азиатско-Тихоокеанском регионе / Ж.В. Петрунина// Современный Китай: социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология / отв. ред. Д.В. Буяров. – изд. 2-е. – М. : КРАСАНД, 2013. – С. 43-73.
11. Сакун, О.Ф. Дипломатическое ремесло / О.Ф. Сакун. – М. : Международные отношения, 2015.-С.405.
12. Сыма Цянь. Исторические записки: «Шицзи» / Сыма Цянь : пер. с кит., предисл. Р.В. Вяткина, коммент. Р.В. Вяткина, А.Р. Вяткина. – М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2014. – С. 95-119.
13. Тихвинский, С.Л. Избранные произведения: Том 3 / С.Л. Тихвинский. – М. : Наука, 2015.
14. Тихвинский, С.Л. Китай и соседи в древности и средневековье / С.Л. Тихвинский, Л.С. Переломов. – М. : Наука, 2014. – С. 5.
15. Чу Шулун, Цзин Вэй. Дипломатическая стратегия и политика Китая / Чу Шулун, Цзин Вэй. – Пекин, 2015. – С. 5-6.
16. Васьков О.В. Современная дипломатическая и протокольная служба КНР / О.В. Васьков // Дипломатический вестник. – 1998. – Декабрь. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf/99b2ddc4f717c733c32567370042ee43/4f9e347211c5 4780c3256887004dfee7!OpenDocument
17. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.msconsul.ca/rus/docs/1961rus.pdf
18. Протокольный департамент КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/wjb/zzjg/lbs/
19. Mungello,D.E. The great encounter ofChina and the West, 1500-1800/D.E. Mungello.-Published in the United States of America by Rowman & Littlefield Publishers Inc., 2015.
20.История Китая; Учебник / Под редакцией А. В. Меликсетова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — с.736
21.РОССИЯ И КИТАЙ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА: материалы Международной научно-практической конференции (Благовещенск — Хэйхэ, 10−12 июня 2011 г.) / отв. ред. Д. В. Буяров. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. — с.246
22.Ларин А. Г. Китайские мигранты в России. История и современность / А. Г. Ларин. — М, 2009. — с. 512
23.Дипломатия иностранных государств. Учебное пособие / Под ред. Т. В. Зоновой. — М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 352 с.
24.Верещагин Б.Н. В старом и новом Китае. М., 2009
25.Международные переговоры в бизнесе и политике – Василенко И.А. М.,
26.Cohen Negotiating Across Cultures: Communication Obstacles in International Diplomacy. Washington, D.C.: United States Institute of Peace Press, 1991.
27.Шеретов С.Г. Ведение международных переговоров. Алматы, С.56.
28.Соловьев Э.Я. Искусство проведения переговоров. М., 2006
29.Баулина В.С. Влияние национальных традиций на стиль ведения политических переговоров (на примере Китая, Японии и Южной Кореи).- Автореферат.- М,2009. – С.8
30.Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М., С.12.
31.Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М., С.36-37, 45-46.
32.Галеева А.А. Китайская культура ведения бизнеса: особенности переговорного процесса// Культура в современном мире. —2013. —No. 1.
33.Баулина В.С. Влияние национальных традиций на стиль ведения политических переговоров (на примере Китая, Японии и Южной Кореи).- Автореферат.- М,2009. – С.8
34.Василенко И.А. Политические переговоры. М., С.67.
35.Харро фон Зенгер. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. В 2-х тт.: Т.1. М., – С.41
36.Национальные стили ведения переговоров // http://txtb.ru/25/14.html
37.John Graham, Mark Lam.The Chinese Negotiation // Harvard business review. –October, 2003. –P.82– 91.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.