Содержимое

Введение

Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии “культура” человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает прежде всего комплексное изучение ее сфер – историю науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает общая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех ее областей.

При изучении русской культуры встает вопрос о роли в ее развитии культуры других стран и народов, о ее взаимосвязи и взаимовлиянии с этими культурами.

Для каждой культуры одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование национальных традиций, составляющих ее внутреннею основу, придающих ей стабильность. В развитии каждой культуры, в том числе и русской, активные взаимодействия с другими культурами играют большую роль. Однако состояние русской культуры определялось прежде всего внутренними процессами, а не внешними влияниями.

Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30-40 годы 19 века. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России.

Впервые термин “культура” встречается в “Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка”, изданном М.В. Петрашевским в 1845 – 1846 г.

Дальнейший этап в развития интереса к проблемам культуры и ее изучения связан с проявлением в начале 20 века работ по истории общественной мысли и русской интеллигенции. Д.Н. Овсянников-Куликовский в книге “История русской интеллигенции” (М., 1906-1907. Т.1-2) рассматривает эту проблему на материале русской художественной литературы. Исследуя социально психологические типы, он, пожалуй, впервые показал огромную общественную роль литературы.

В дореволюционный период появились исследования по истории культуры как определенной области исторических знаний. На рубеже 19-20 веков были широко известны “Очерки по истории русской культуры” (Сиб..1898-1899.4.1-3) буржуазно – либерального историка П.Н. Милюкова, в которых нашла отражение его общая концепция русской истории.

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема.

Цель данного реферата – развитие культуры в годы ВОВ.

1. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н. Н. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, публицистические статьи А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова и других писателей и поэтов. С 27 июня в Москве, а затем и в других городах вывешивались “Окна ТАСС” — агитационно-политические плакаты с целью оперативного доведения до населения обстановки на фронтах и в тылу страны. В их создании активное участие принимали поэты А. А. Адуев, Д. Бедный, С. И. Кирсанов, А. А. Жаров и другие, художники-графики и карикатуристы А. П. Бубнов, Н. А. Долгоруков, А. А. Радаков, М. М. Черемных. В 1942 г. при ТАСС создается производственна” мастерская “Окна ТАСС” под руководством художников Н. Ф. Денисовского и П. П. Соколова-Скаля. Всего за годы войны было выпущено свыше 1200 “Окон ТАСС”, которые распространялись и за рубежом — в С1ЙА, Швеции, Индии и других странах. Содержание “Окон ТАСС” было разнообразным: информация о последних событиях на фронте; призывы к бдительности; к укреплению единства фронта и тыла; сатирические памфлеты на врага и т. д.

В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совин-формбюро и ТАСС: В. В. Вишневский, Б. Л. Горбатов, Б. Н. Полевой, Н. С. Тихонов, В. С. Гроссман, М. А. Шолохов, А. А. Сурков, А. П. Гайдар, С. В. Михалков и др. В штатах фронтовых редакций работали В. А. Закруткин, Ю. П. Герман, А. С. Левада, И. Л. Андроников, М. С. Лисянский, С. П. Щипачев, Н. К. Чуковский и др.
В газетах впервые появились “Наука ненависти” М. А. Шолохова, “Народ бессмертен” В. С. Гроссмана, “фронт” А. Е. Корнейчука, “Василий Теркин” А. Т. Твардовского, “Весна на юге” Б. Л. Горбатова и другие произведения. Очерки и статьи являлись подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы: “Морская душа” Л. С. Соболева, “Март – апрель” В. М. Кожевникова, “Рассказы Ивана Сударева” А. Н. Толстого. Главным героем этих циклов являлся простой человек, готовый к подвигу и совершавший его как естественный порыв души.

Проблема роста и мужания солдата в боях была решена в повести А. А. Бека “Волоколамское шоссе” (1943— 1944), Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М. А. Шолохова “Они сражались за Родину” и А. А. Фадеева “Молодая гвардия” (1945). Широкую известность в военные годы получили произведения писателей союзных республик: “Священная кровь” Айбека, “Шиганак” Г. Мустафина, “Царь Пап” С. Зорьяна и др.

Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни “Священная война” В. И. Лебедева-Кумача, “В лесу прифронтовом” М. В. Исаковского, “Шумел сурово Брянский лес” А. В. Софронова и десятки других. В стране и на фронте распространялись сатирические произведения (сказки-притчи, эпиграммы) С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К. М. Симонова, С. П. Щипачева, М. И. Али-гер, А. А. Ахматовой. Развитие получила и эпическая поэма: “Киров с нами” Н. С. Тихонова, “Ленинградская поэма” О. Ф. Берггольц, “Зоя” М. И. Алигер и др. Труженикам тыла были посвящены произведения А. А. Пер-венцева “Испытание”, А. А. Караваевой “Огни” и др.

В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу. Среди произведений на историческую и военно-историческую тему особую известность получили “Багратион” С. Н. Горбатова, “Порт-Артур” А. Н. Степанова, “Емельян Пугачев” В. Я. Шишкова и др.

Важный вклад в воспитание советских людей внесли драматурги В. П. Ставский (пьеса “Война”), К. А. Федин (“Испытание”), Л. М. Леонов (“Нашествие”) и др.

Для мобилизации армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачения его’ Пропаганды, разложения врага широко использовались листовки. Они издавались ЦК ВКП(б), политическими органами фронтов, армий и дивизий.

Основным направлением в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов. Они подготовили спецвыпуски № 1—3 “Все силы на разгром врага” (режиссеры С. Н. Гуров, Н. Н. Кармазинский, Л. И. Степанова), “На защиту родной Москвы” (режиссер Л. В. Варламов, Р. Б. Гиков, Б. Р. Небылицкий, Н. Н. Кармазинский). Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, в том числе “Разгром немецких войск под Москвой”, “Ленинград в борьбе”, “Битва за нашу Советскую Украину” и др.

Всего в годы войны было отснято около 5 млн метров пленки, выпущено 400 номеров “Союзкиножурнала”, 65 номеров киножурнала “Новости дня”, более 100 документальных картин.

Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. В фильмах нашли отражение и примеры преданной дружбы и верности. Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Особой популярностью пользовались фильмы: “Секретарь райкома” (1942 г., режиссер И. А. Пырьев), “Радуга” (1944 г., режиссер М. С. Донской), “Человек № 217” (1945т., режиссер М. И. Ромм), “Два бойца” (1943 г., режиссер Л. Д. Луков), “Жди меня” (1943 г., режиссер А. Б. Столпер), “Антоша Рыбкин” (1942 г., режиссер К. К. Юдин) и др. В этих и других фильмах снимались известные актеры и актрисы: Н. М. Ужвий, Е. А. Кузьмина, Б. Ф. Андреев, М. Н. Бернес, М. А. Ладынина, Б. Н. Чирков, С. А. Мартинсон и др.

Одним из важных направлений кино оставалась историко-революционная тема. В годы войны на экраны вышли художественные фильмы “Оборона Царицына” (1942 г., режиссеры С. Д. и Г. Н. Васильевы), “Александр Пархоменко” (1942 г., режиссер Л. Д. Луков).

Одновременно создавались фильмы, посвященные знаменательным событиям отечественной истории, выдающимся деятелям науки, “искусства, полководцам и военачальникам: “Богдан Хмельницкий” (1941 г., режиссер И. А. Савченко), “Георгий Саакадзе” (1943 г., режиссер М. Э. Чиаурели), “Кутузов” (1944 г., режиссер В. М. Петров) и др. Всего в годы войны было выпущено 102 разнообразных по тематике и жанрам художественных фильма.

С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой.

Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история и др.

Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра “Нашествие” (1943 г., режиссер И. Я. Судаков), театра имени Вахтангова “Фронт” (1942 г., режиссер Р. Н. Симонов), МХАТа “Офицер флота” (1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Раевский) и др. На сценах театров блестяще играли В. П Марецкая, А. Н. Грибов, Д. Н. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Н. Пашенная, М. И. Прудкин и др.

2. Развитие культуры в послевоенный период

Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение – Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б).

Дополнительные инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Открывались новые научно-исследовательские институты, были созданы даже новые Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему в отношении власти к науке продолжал господствовать грубый диктат чиновников-непрофессионалов.

Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи.

По-прежнему закрывались возможности для развития многих перспективных направлений исследований. В 1938 г. место президента ВАСХНИЛ занял Т. Д. Лысенко. Он был ярым противником генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей. Собственные теоретические построения Лысенко, обещавшего быстрое увеличение урожайности сельхозкультур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г., генетика была объявлена «буржуазной лженаукой». Это означало полное прекращение исследований в этой области. Государство цинично эксплуатировало труд ученых, осужденных за якобы антисоветскую деятельность. Их содержали в специальных зонах, «шарашках», где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над на научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение.

Еще более губительным оказалось давление партийно-государственного пресса для гуманитарной науки. За послевоенное десятилетие достижения в этой сфере очень невелики. Научную общественность сотрясали разворачивавшиеся одна за другой кампании: кампанию по борьбе с формализмом сменила кампания по борьбе с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Неприятие достижений западной культуры стало официальной позицией. Главная цель этой кампании заключалась в том, чтобы воздвигнуть идеологическую стену между СССР и Западом. Многие деятели искусств и культуры, творчеству которых был чужд узко-патриотический обскурантизм, подвергались гонениям. Неосторожное высказывание, противоречащее насаждаемым догмам, могло стоить человеку не только работы и свободы, но и жизни. Кроме того, в кампании борьбы с космополитизмом был силен антисемитский компонент.

Партия и правительство грубо вмешивались в исследовательский процесс. Партийные деятели принимали участие в научных дискуссиях, полностью лишая участвовавших в них специалистов возможности свободно высказываться. Так, в состоявшейся в 1947 г. дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссиях по языкознанию (1950 г.) и по политэкономии (1951 г.) принял участие сам «корифей наук» – Сталин. Все эти меры призваны были напугать, «поставить на место» представителей интеллигенции, вернуть атмосферу тотального страха, успевшую за годы войны несколько поредеть.

Так же обстояло дело и в сфере художественного творчества. В 1946–48 гг. были приняты постановления ЦК ВКП (б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере В. Мурадели «Большая жизнь»». Преследованиям подверглись многие известные советские композиторы: Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, писатели и поэты А. А. Ахматова, М. И. Зощенко, кинорежиссер Г. М. Козинцев.

В литературе безраздельно господствовал соцреализм. Ведущей темой для литераторов была прошедшая война, однако в официальной литературе раскрывалась она в то время довольно однообразно. Это не означает, конечно, что ничего хорошего не было написано. Талантливым писателем был Борис Николаевич Полевой (Кампов) (1908–1981). В 1946 г. им была создана «Повесть о настоящем человеке», в основу которой были положены реальные события: подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который был ранен, лишился ног, но продолжал летать. В чертах главного персонажа произведения летчика Мересьева нашел выражение образ советского положительного героя. Эта повесть – одно из лучших произведений «воспитывающей» литературы соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в романе «Как закалялась сталь». О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э. Г. Казакевич («Двое в степи» 1948 г., «Весна на Одере» 1949 г.). Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» (1952 г.) В. А. Кочетов.

Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.

Заключение

История отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.

Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшествиниками.

Время и пренебрежение потомков привели к утрате многих памятников культуры. Но история отечественной культуры свидетельствует о том, что кроме потерь были и находки, и открытия. Так, спустя много веков в нашу культуру вернулось “Слово о полку Игореве”, возродилось духовное значение русской литературы. Так, восстанавливались древнерусские иконы, открытые под несколькими слоями поздней живописи. Вновь осваивается отечественная немарксистская философия, и приходя в нашу культуру литература и искусство русского зарубежья 20в.

История отечественной культуры не ограничивается национальными рамками. Громадный вклад в русскую культуру внесли представители других народов, так же как и русские по происхождению деятели отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и других стран.

Русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.

Овладение культурным богатством человечества становится все более постоянной потребностью времени, а изучение истории отечественной культуры приобретает исключительно важное общественное значение.

В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР внесла наука. Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Их деятельность направлял Президиум Академии наук, перебазированный в Свердловск. Здесь в мае 1942 г. на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты. Так, в конце 1941 г. была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана. Во главе комиссии стояли академики А. А. Байков, И. П. Бардин, С. Г. Струмилин, М. А. Павлов и др.

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н. Н. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, публицистические статьи А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова и других писателей и поэтов.

В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу. Среди произведений на историческую и военно-историческую тему особую известность получили “Багратион” С. Н. Горбатова, “Порт-Артур” А. Н. Степанова, “Емельян Пугачев” В. Я. Шишкова и др. Важный вклад в воспитание советских людей внесли драматурги В. П. Ставский (пьеса “Война”), К. А. Федин (“Испытание”), Л. М. Леонов (“Нашествие”) и др.
Для мобилизации армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачения его Пропаганды, разложения врага широко использовались листовки. Они издавались ЦК ВКП(б), политическими органами фронтов, армий и дивизий.

Одним из важных направлений кино оставалась историко-революционная тема

Список литературы

  1. Военно-исторический журнал 1993 г., н. 4,5,7
  2. Оглашению подлежит» Ю.Г. Фельштинский, 1991 г.
  3. Советско-финляндская война 1939-40 гг. М.Н. Семиряга, 1991
  4. О войне и военной истории» П. А. Жилин.
  5. Новейшая история 1918-1939 гг. В. В. Александров 1972 г.
  6. Халхин-Гол ‘39» Сборник статей 1989 г.
  7. На Халхин-Голе» Сборник статей 1989 г.
  8. Советские вооруженные силы 1918-1988 гг.» 1987 г.
  9. Российская дипломатия в портретах/ Под редакцией А.В.Игнатьева, И.С.Рыбаченка, Г.А.Санина – М. 1992г.
  10. История Отечества: люди, решения. Очерки истории России. Мироненко С.В. Политиздат. М. 1998г.
  11. А. Рявкин. Первая мировая война. М. 1999г.
  12. А.Майсурян. Россия в Первой мировой войне. М. 1997г.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.