Содержимое

1. Историко-философский анализ культуры

Следует отметить, что термин «культура» происходит от латинского слова cultura – возделывание, обработка, воспитание, развитие. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение ее человеком с целью получения хорошего урожая.

Философы эпохи Возрождения определили культуру как средство формирования идеальной универсальной личности – всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства. Они поднимали и проблему цивилизация как определенного общественного устройства, отличного от варварства.

В XIX в. сложилась теория эволюционного развития культуры. Ярким представителем этой культурологической концепции был выдающийся английский этнограф и историк Э.Б.Тайлор (1832—1917). В понимании Тайлора, культура – это только духовная культура: знания, искусство, верования, правовые и нравственные нормы и т.п. Тайлор отмечал, что в культуре много не только общечеловеческого, но и специфического для отдельных народов. Понимая, что развитие культуры – это не только ее внутренняя эволюция, но и результат исторических воздействий и заимствований, Тайлор подчеркивал, что культурное развитие совершается не прямолинейно. Однако, как эволюционист, он основное внимание сосредоточил на доказательстве культурного единства и единообразия развития человечества. Вместе с тем им не отрицалась возможность регресса, попятного движения, культурной деградации. Существенно, что взаимоотношение культурного прогресса и регресса Тайлор решает как преобладание первого над вторым[1].

Теория единой линейной эволюции Тайлора была подвергнута критике в конце ХIХ в., с одной стороны, неокантианцами М.Вебером, с другой стороны, представителями «философии жизни» — О.Шпенглером и А.Тойнби.

Неокантианец Риккерт, например, предлагает рассматривать культуру как систему ценностей. Он перечисляет такие ценности, как истина, красота, надличностная святость, нравственность, счастье, личная святость. Ценности образуют особый мир и особый вид деятельности, выражающий некоторый срез духовного освоения мира человеком. Виндельбанд подчеркивает, что культура – это сфера, в которой человек руководствуется свободным выбором ценностей в соответствии с их пониманием и осознанием. Согласно неокантианству, мир ценностей – это мир долженствования: ценности находятся в сознании, их воплощение в действительность создает культурныe блага[2].

Представители «философии жизни», как и неокантианцы, резко разграничивают природу и историю. История, по Шпенглеру, – это смена отдельных замкнутых культур, исключающих единый исторический процесс. Вся культура переживает те же возрасты, что и отдельный человек: детство, юность, возмужалость и старость. Судьба заставляет культуру пройти путь от рождения до смерти. Судьба, по Шпенглеру, – это понятие, которое невозможно объяснить, его надо чувствовать. Судьба направляет путь культуры, а ее конкретное содержание определяется душой народа. Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности — через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру, – это внешне проявление души народа. Под цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в «безликую массу». Цивилизация, считает Шпенглер, – это эпоха духовного упадка.

По Марксу общую схему исторических типов культуры можно представить следующим образом: первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура азиатского деспотичного общества, культура феодального общества, культура капиталистического общества, социалистическая культура. Коротко охарактеризуем каждый тип культуры.

Первобытная культура возникает вместе с выделением человека из царства животных и просуществовала до смены первобытнообщинной формации классовым обществом. Формируются магические и мифоло- гические воззрения на базе которых на поздних стадиях первобытно- общинной формации возникает искусство и религия величайшее достижение – формирование самого человека. Выделение его из царства животных, что дало мощный импульс всему развитию мировой культуры.

Культура рабовладельческого общества отличается довольно большим динамизмом. Эксплуатация рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного продукта, дает возможность ряду представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных ценностей на осмысление важнейших закономерностей общества, природы.

В эпоху феодализма на натуральном хозяйстве. Идеологи буржуазии представляют культуру феодального общества как нечто унылое, серое, однообразное, или даже шаг назад в развитии мировой культуры.

Культура капиталистического общества формируется в эпоху возрождения. В это время происходит ломка общественных отношений и основ мировоззрения. Культура приобретает светский характер. Человек рассматривается равным Богу. Эпоха «титанов». Которые оставили большой след в разных областях культуры (Леонардо да Винчи, Шекспир и др.) складывается высоко механизированная промышленная индустрия, требующая интенсивного развития всех естественных наук.

Культура социального общества наследует духовные и культурные ценности от предыдущих типов культур. Впервые все достижения становятся достоянием трудящихся. В результате глубоких социальных преобразований в социалистическом обществе начинается рассвет во всех областях.[3]

Сегодня существует большое количество культурологических концепций. Это концепции структурной антропологии К. Леви-Строса, а также концепции неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч. Сноу и др.

Многие культурологические концепции доказывают невозможность осуществления единой культуры, противоположность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновывают технологическую детерминацию культуры и цивилизации.

Мы указали на некоторые историко-философские подходы к исследованию культуры и цивилизации. Итак, что же такое культура?

Следует согласиться с многочисленными исследователями, что культура – это сугубо социальное явление, связанное с жизнедеятельностью человека. Такое определение отражает в культуре лишь самое общее, так как то же самое мы можем сказать и о человеческом обществе. Значит, уже в самом определении понятия «культура» должно содержаться и то, что отличает ее от понятия «общество».

Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения. состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия.

Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами.

Без человека нет культуры, как нет культуры о статичном состоянии. Культура неотделима от всей жизнедеятельности человека, который является ее носителем и творцом. Человек есть существо прежде всего культурно-историческое. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, ценностных ориентации общества и той социальной или национальной общности, к которой он относится, а также опыта и навыков к труду, традиций, обычаев, духовных и материальных ценностей, доставшихся от предшествующих поколений и создаваемых им самим[4].

2. Исторические типы мировоззрения и его роль в жизни человека

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей[5].

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а сложное взаимодействие. Разнородные “блоки” знаний, убеждений, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, престают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.[6]

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Исторические типы мировоззрения – обусловленные той или иной исторической эпохой тем или иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания стили мышления и в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более прогрессивного способа производства или нет.

Исторически существуют различные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное.

Рассмотрим их более подробно.

Мифологическое мировоззрение. Исторически первым был мифологический взгляд на мир. (Миф – предание, сказание; логос – слово, закон).

Мифологическое мировоззрение строится в основном из образов. Как подчеркивает Гегель, ”миф есть всегда форма изложения, которая принадлежала к более древней стадии, вносит чувственные образы, изготовленные для представления, а не для мысли”.[7]

Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни; это общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества.. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:

  • Эмоционально образная форма применяется при передаче образов героев, богов, духов, например, всем известен образ подземного царства мертвых – Аида (ада), где Харон перевозил души умерших через реку Стикс;
  • Очеловечение природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил;
  • Отсутствие рефлексии. Рефлексия в мифологическом мировоззрении отсутствует (это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием;
  • Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода[8].

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Можно выделить следующие формы мифологического мировоззрения: фетишизм, анимизм, тотемизм и др.

Всякое существо, действовавшее в сновидении ли, в мифологии ли (“сверх”естественное” – с нашей точки зрения, но вполне естественное – с точки зрения древних), представлялось не иначе, как вполне телесным; вместо того, чтобы говорить об “одушевлении” предметов древними людьми, правильнее говорить об их “оживлении”, но существо, управлявшее предметом, не было “душой, духом” (anima -“душа”) в философском смысле слова.[9]

Фетишизм – культовое поклонение неодушевленным предметам, вера в амулеты, талисманы, святую воду и т.д.

Тотемизм – системой верований в родовых и племенных предков, которые могут являться в виде животных и – реже – растений и неодушевленных предметов, причем они мыслятся как активно действующие в пользу своих ныне живущих человеческих родичей.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверх естественные силы. религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь.

В структуру религиозного мировоззрения входит 4 элемента.

  • Религиозные идеи и представления (бог, сатана, ангелы, черти и др.);
  • Религиозные чувства (страх божий, любовь к Богу, вера, покаяние, надежды и др.);
  • Религиозные действия или культ (молитвы, обряды, богослужения)
  • Религиозные организации (церкви, приходы).

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.

Философское мировоззрение.

На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы.

Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение.

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями.

Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, “Человеческое” измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.

Научное мировоззрение – основано на строго объективных фактах, на законах. Которые функционируют в окружающем мире, на доказательстве.

У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы.

Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не «вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные[10].

Мировоззрение играет активную роль в жизнедеятельности человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

3. Роль мировоззрения в формировании сотрудника ОВД

Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь то человек в отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо. Хотя это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будут находиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит и существование будет бессмысленно.

Мировоззрение должно быть ограниченным. Это означает, что каждый должен продумать и свободно принять определенные взгляды на мир. Каждый решает сам, какую мировоззренческую позицию занять. В процессе принятия этих решений каждый должен прислушиваться к некоторым голосам: интуиция, голос науки, голос философии, голос истории.

По мере поступательного развития общества к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются все более высокие требования. Относится это не только к профессионализму, но и к личностным качествам стражей порядка. Завтра полицейскому без улыбки, радушного отношения к людям просто не будет места. А сегодня все чаще звучат слова об актуализации моральных критериев сотрудников и их деятельности в сфере борьбы с преступностью[11]. Встает реальная задача поиска путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел, прежде всего в вопросах формирования их качественного прогрессивного мировоззрения. Актуальность пересмотра системы личных ценностей объясняется уже не модой на высокие слова и не конъюнктурными интересами, а реальной необходимостью. Сотрудник правоохранительных органов в силу самого своего формального статуса призван быть на порядок выше среднего интеллектуального, морального и духовного уровня, который имеет место в обществе[12]. Он должен стать реальным образцом для подражания, примером бескорыстного служения людям и Богу (в религиозном аспекте). Мировоззрение сотрудников должно стать фундаментом для их будущих профессиональных успехов, достижений вне службы, гармонии и счастья в личной жизни.

На наш взгляд основой такого мировоззрения является система ценностей, содержащаяся в классических религиозных учениях, которые, следует отметить, служат основой для подготовки и ведомственных нормативно-правовых актов по вопросам морали и этики. Наряду с неоспоримыми преимуществами такого подхода нельзя не усмотреть и один из существенных недостатков в этих учениях – их догматичность, которая предполагает необходимость восприятия нормы должного поведения на веру[13]. Полностью осознавая реальное значение веры в качестве изначального фактора будущих человеческих достижений на пути духовного прогресса, мы тем не менее считаем, что для современной молодежи, в т.ч. курсантов учебных заведений системы ОВД, одного этого постулата оказывается недостаточно. Чаще всего относительно низкий уровень их сознания не позволяет целенаправленно накапливать информацию для формирования качественного мировосприятия, с тем чтобы необратимо стать на путь личного духовного развития. Переход количества получаемой информации в качество должного поступка не происходит из-за малого количества этой информации. По закону такой переход возможен лишь при накоплении информации до определенной критической массы (количества). Однако при отсутствии интереса со стороны курсантов к рассматриваемой тематике самостоятельная осознанная работа в этом направлении ими чаще всего не ведется. В связи с этим одной из основных задач профессорско-преподавательского состава и курсовых офицеров наряду с регулярной передачей мировоззренческих знаний является формирование у курсантов интереса к самостоятельному их получению, разъяснение необходимости этих знаний для будущей жизни и службы.

Личный пример офицера и педагога здесь является определяющим. К его проявлению нас подводит житейская мудрость. Сотрудники должны быть образцом честности, тактичности, культуры общения, в том числе словесной, как во время служебных, так и во внеслужебных контактах.

На наш взгляд, пришло время для того, чтобы и в первом (применительно к правовым нормам) и во втором (применительно к религиозным нормам) случае активно использовать потенциал современной науки. Ученые уже приоткрыли завесу тайны внутренних процессов, происходящих с людьми как при межличностном общении, так и в целом в процессе их жизнедеятельности, тем самым в достаточной мере объяснив целесообразность должного поведения. Речь идет об энергоинформационных процессах, которые способны привести к существенному повышению уровня человеческого сознания и коренным изменениям мировоззрения в лучшую сторону за достаточно непродолжительный промежуток времени[14].

Литература

  1. Долженков О.Ф., Думко А.Ф. Оперативно-розыскная деятельность как правоохранительная функция криминальной милиции. – Одесса: НДРВВ ОВС, 2000.
  2. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики. 2000.
  3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  4. Философия. Основные идеи и принципы. /Под ред.А.И. Ракитова. М.: Политиздат. 1990.
  5. Философия./ Под ред. Калашникова В.Л. – М.: ВЛАДОС. 1997.
  6. Философия /Под ред. Лавриенко. –М.: Юристъ. 1998.
  7. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.
  8. Рыжков Э.В. Научное объяснение сути заповедей как компенсация неприятия религиозной догмы // Наука. Религия. – 2001. – № 1. – С. 141-142.
  9. Рыжков Э.В. Энергоинформационная основа установления контактов с несовершеннолетними // Закон и политика: Материалы областной научно-практической конференции. 2001. – С. 140-143.
  10. Сливка С.С. Понятие моральной культуры юриста // Вестник Одесского института внутренних дел. – 2000. – № 1. – С. 143.

 

  1. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  2. Философия ./Под ред. Лавриенко. –М.: Юристъ. 1998. с. 430
  3. Философия. Основные идеи и принципы / Под ред.А.И. Ракитова. М.: Политиздат.1990. с. 339.
  4. СпиркинА.Г. Философия. М.: Гардарики. 2000. с.765
  5. СпиркинА.Г. Философия. М.: Гардарики. 2000. с.16
  6. Введение в философию. – М., 1989. – С.23.
  7. Гегель. Лекции по истории философии. – Соч., том 10, книга 2. – М., 1932. – С.139.
  8. Философия./Под ред. Калашникова В.Л. – М.: ВЛАДОС. 1997. с. 8
  9. Мифологии древнего мира. – М., 1977. – С.17.
  10. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.с. 16.
  11. Долженков О.Ф., Думко А.Ф. Оперативно-розыскная деятельность как правоохранительная функция криминальной милиции. – Одесса: НДРВВ ОВС, 2000. – 134 с.
  12. Сливка С.С. Понятие моральной культуры юриста // Вестник Одесского института внутренних дел. – 2000. – № 1. – С. 143.
  13. Рыжков Э.В. Научное объяснение сути заповедей как компенсация неприятия религиозной догмы // Наука. Религия. – 2001. – № 1. – С. 141-142.
  14. Рыжков Э.В. Энергоинформационная основа установления контактов с несовершеннолетними // Закон и политика: Материалы областной научно-практической конференции. 2001. – С. 140-143.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.