Содержимое

Введение

Современная библиотека — это сложный механизм, с внутренними и внешними связями, имеющий в своем составе различные элементы, составляющие в совокупности комплекс мероприятий, материально-технических, информационных и людских ресурсов, компактно собранных в одном месте для решения проблемы своевременного и качественною обеспечения пользователей необходимой им информацией.
Внедрение автоматизированных систем в библиотеки является основным условием повышения производительности и качества труда библиотечных работников, единственная эффективная возможность оперативно обеспечивать пользователя необходимыми ему данными на различных расстояниях и носителях информации.
Эффективная автоматизированная библиотечно-информационная система подразумевает наличие общебиблиотечной сети, охватывающей все подразделения библиотеки и наличия единой интегрированной информационной системы, обеспечивающей комплексную автоматизацию основных информационно-библиотечных процессов при использовании единого формата данных и основанной на сетевой технологии “клиент-сервер”.
Данная работа посвящена внедрению автоматизированного рабочего места школьного библиотекаря с целью снижения его трудозатрат при выполнению своих обязанностей.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящее время процесс автоматизации затронули не только производственную, техническую и технологическую сферы деятельности человечества, но и информационное пространство.
Автоматизация больше всего затронула информационную сферу, так как именно информация нуждалась и нуждается в быстром поиске, отборе и хранении, а также в обеспечении доступа к ней (потребителей). Библиотеки как основные информационные центры наиболее сильно испытали на себе процесс автоматизации.
Объект исследования: деятельность школьного библиотекаря.
Предмет исследования: программно-технические средства автоматизации рабочего места школьного библиотекаря.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по внедрению автоматизированного рабочего места библиотекаря МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени братьев Могилевцевых» г. Брянска.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) рассмотреть характеристику комплекса задач и условий автоматизации рабочего места школьного библиотекаря;
2) выявить задачи автоматизации рабочего места библиотекаря МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени братьев Могилевцевых» г. Брянска;
3) выполнить анализ программно-технических средств автоматизации рабочего места библиотекаря;
4) выполнить разработку мероприятий по реализации процесса внедрения автоматизированного рабочего места библиотекаря МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени братьев Могилевцевых» г. Брянска;
5) провести расчет экономических затрат по внедрению автоматизированного рабочего места библиотекаря МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени братьев Могилевцевых» г. Брянска.
Методы исследования: методы анализа, синтеза, моделирования, объектно- ориентированного программирования.
В качестве теоретического и методологического обеспечения при написании работы можно выделить учебное пособие Валентина Георгиевича Овчинникова, в котором он рассматривает методологию разработки автоматизированных-библиотечно-информационных систем, а также учебно-практическое пособие, посвящённое электронному каталогу М.И. Вершинина. Об АБИС VIRTUA писали И.В. Кардовский, Е.С. Сахарова, Е.В. Швачко. Об опыте внедрения автоматизированной библиотечно-информационной системы VIRTUA в Научной библиотеке Томского государственного университета писали Александр Владимирович Болотов, Галина Степановна Ерохина, Лариса Ивановна Волкова.
Эмпирической основой послужил опыт Научной библиотеки Томского государственного университета по внедрению автоматизированной библиотечно-информационной системы VIRTUA, так как Научная библиотека ТГУ является методическим центром для вузовских библиотек Западной Сибири, а также возглавляет Российскую группу пользователей программных продуктов VTLS корпорации Innovative Interfaces.
Практическая значимость работы заключается в автоматизации рабочего места библиотекаря МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени братьев Могилевцевых» г. Брянска.
Работа состоит из 3х глав, введения и заключения, а так же списка использованных источников и исходных файлов.

1 Теоретические и методологические основы автоматизации деятельности библиотекаря

1.1 Характеристика комплекса задач и условий автоматизации рабочего места школьного библиотекаря

1.2 Современный опыт автоматизации рабочего места школьного библиотекаря

На сегодняшний день функции современной школьной библиотеки изменились. И одной из основных является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при компетентном использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Формы деятельности школьной библиотеки также обновились: начинали с традиционных библиотечных уроков, устных обзоров, читательских конференций, а сейчас – сайты, блоги, проектная деятельность.
Рассмотрим деятельность библиотеки так, как она осуществляется в настоящее время (рис. 1) представлена в виде схемы деятельности библиотекаря в среде BPwin.

Рисунок 1 – Характеристика деятельности библиотеки

Декомпозиция данного процесса приведена на (рис. 2).

Рисунок 2 – Декомпозиция деятельности библиотеки

Главными задачами и направлениями работы библиотеки являются:
 безусловное выполнение основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в библиотеку и к чтению;
 повышение комфортности библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки, развитие рекламы;
 помощь в развитии исторического мышления, привлечение пользователей к чтению исторической литературы;
 распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к истории своей малой родины, формирование патриотических чувств;
 воспитание бережного отношения к окружающему миру, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, создание условий для чтения естественнонаучной литературы;
 приобщение пользователей к чтению правовой и нравственной литературы, содействие повышению уровня этической грамотности, воспитание культуры общения;
 приобщение пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной литературы, создание условий для чтения и различных литературных занятий и т.д.
Среди всех процессов библиотеки для автоматизации выбрана деятельность библиотекаря по учету читателей, заявок на выдачу литературы и ведения абонемента.
Характеристика деятельности библиотекаря приведена на (рис.3).

Рисунок 3 – Характеристика деятельности библиотекаря как отдела обслуживания читателей

Декомпозиция данного процесса приведена на (рис. 4). Состоит из следующих блоков:
– учет поступления и выбытия книг;
– обслуживание читателей и оформление абонементных экземпляров;
– формирование статистической и отчетной информации.

Рисунок 4 – Деятельность библиотекаря
Таким образом, основными функции библиотекаря –являются следующие:
 организация процесса ведения учета поступления и выбытия книг из библиотечного фонда;
 формирование статистической информации;
 обслуживание читателей и оформление абонементных формуляров.
Именно данные функции необходимо автоматизировать.
Основным документом в деятельности библиотекаря является карточка читателя (рис.5).

Рисунок 5 – Схема карточки читателя

При существующей технологии работы библиотекаря значительное время занимает выполнение рутинных, однообразных и часто повторяющихся операций, что занимает достаточно много времени, что не может не отражаться на общей производительности труда библиотекаря. При внедрении АРМ эти процессы осуществляются в автоматическом режиме, без вмешательства сотрудников, в том числе автоматически статистическая отчетность.

Схема используемой программной архитектуры представлена на
( рис. 6).

Рисунок 6 – Схема программной архитектуры

В соответствии с представленной схемой, в качестве операционной системы на АРМ пользователей используется Windows 7 Professional Edition 32 bit, в качестве серверной – Windows Server 2003.
В качестве пакета офисных приложений установлен MS Office 2007 Prof, включающий в себя MS Word 2007, MS Excel 2007.
Кроме того, на рабочих станциях школы установлено такое дополнительное ПО, как архиватор WinRar 3.70, Acrobat Reader 8.0.
Для антивирусной защиты рабочих станций, файловых и других серверов используется Kaspersky Enterprise Space Security.
В комплекте с дисковыми массивами поставляется специализированное программное обеспечение – HP StorageWorks Storage Mirroring и HP Systems Insight Manager, предназначенное для управления работой дискового массива и резервированием информации.
Для разделения прав пользователей в сети организована доменная структура с использованием службы Active Directory.

1.2 Современный опыт автоматизации рабочего места школьного библиотекаря

При исследовании вопросов автоматизации библиотек, необходимо отметить, что автоматизированы практически все федеральные и региональные библиотеки России. В РФ профессионально занимаются разработками и внедрением автоматизированной библиотечно-информационной системы коммерческие и государственные организации. Наиболее известными являются: Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Научная библиотека МГУ, «Открытые библиотечные системы» Санкт–Петербургского государственного технического университета, 1С:Предприятие и т.д.
Зарубежные системы представлены такими автоматизированными системами как АБИС «Liber», АБИС VTLS, АБИС ALEPH, АБИС TINLIB. В России популярна система ГПНТБ ИРБИС, ориентированная на формат USMARC: разработка проверена на практике и имеет сетевую версию. Система автоматизации библиотек ИРБИС, разработанная специалистами Государственной публичной научно-технической библиотеки России, универсальна для библиотек любого типа и профиля.

>

Доступа нет, контент закрыт

2. Автоматизация рабочего места библиотекаря и программно-технические средства ее реализации

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Задачи автоматизации рабочего места библиотекаря МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени братьев Могилевцевых» г. Брянска

2.2. Программно-технические средства автоматизации рабочего места библиотекаря

Фонд библиотеки школы составляет 11385 экземпляров, представлен учебной, учебно-методической, научно-популярной, нормативно-справочной и художественной литературой, дидактическими материалами.

Учебный фонд составляет 3687 экземпляра, учебно-методической литературы – 2548 экземпляра, фонд художественной литературы – 2922 экземпляра, справочная литература – 278 экземпляра, энциклопедии – 353 экземпляра, словари – 299 экземпляров, дидактика – 1090 экземпляров.

К средствам технической архитектуры рассматриваемого библиотеки относятся сервер, персональные компьютеры, сетевое оборудование.

У школьной библиотеки нет собственной ЛС. Структурная схема технической архитектуры управления школы представлена на (рис.7).

Локально-вычислительная сеть школы состоит из пользовательского и серверного  сегментов. В состав серверного входит два коммутационных шкафа, в каждом из которых размещено  следующее оборудование:

  • Патч-панель Hyperline на 45 портов;
  • Один коммутатор на 44 порта D-Link DGS-3100-48 L2 управляемый стекируемый 44xGigaUTP, 4xSFP;
  • Один ИБП APC Smart-UPS 750VA
  • Сервера HP ML350G5 (сервер приложений, альтернативный DNS-сервер, сервер-шлюз, первый и резервный контроллеры домена).

Кроме того, для обеспечения резервирования информации применяется дисковый массив HP 2312fc DC Modular Smart Array объемом 10 Тб.

Рисунок 7 –  Структурная схема технического обеспечения

Более подробная характеристика данного оборудования приведена в (табл.1).

Таблица 1

Технические характеристики D-Link DGS-3100-48 L2

Тип Коммутатор управляемый
Интерфейсы 48 портов 10/100/1000Base-T
4 комбо-порта SFP
Консольный порт RS-232
Физическое стекирование
Порты стекирования HDMI – 2
Максимальное количество коммутаторов, объединенных в стек – 6

Полоса пропускания:

– для линейной топологии: до 10 Гбит/с

– для кольцевой топологии: до 20 Гбит/с

Производительность Коммутационная матрица -116 Гбит/с
Скорость пересылки пакетов – 86.31 Mpps
Размер таблицы МАС-адресов – 8 К
Размер буфера – 1.5 Мб
Поддержка Jumbo-фреймов: 10,240 байт
Питание От 100 до 240 В переменного тока, 50/60 Гц, внутренний источник питания
Потребляемая мощность 102.63 Вт

Продолжение таблицы 1

Дополнительный

резервный источник питания

DPS-500
Тепловыделение (BTU/час) 350.19
Рабочая температура От 0o до 40o C
 

 

 

От -10o до 70o C
Температура хранения От 10% до 90% без образования конденсата
Рабочая влажность От 5% до 90% без образования конденсата
Влажность 103,924 ч
MTBF 440 x 210 x 44 мм, для установки в стойку 19″, высота 1 U
Размер 5.5 кг
Вес  

 

 

В библиотеке поставлен компьютер. Рабочие станция (модель Hugel Computers A-140) обладают следующей конфигурацией:

  • Модель процессора Intel Celeron 430 – 1.8GHz
  • Оперативная память 1024Mb
  • Жесткий диск 250 Gb
  • Оптический привод DVD-RW
  • Видеоадаптер Интегрирован в чипсет
  • Корпус mATX 350W
  • Разъемы на материнской плате 8xUSB0, 1xCOM, LPT, D-Sub, Ethernet, PS/2 (клавиатура), PS/2 (мышь).

В качестве среды передачи данных используется кабель витая пара 5 категории (100BASE-ТX) со  скоростью передачи до 100 мбит/сек.

 

2.1.   Программно-технические средства автоматизации рабочего места библиотекаря

 

В настоящее время, в связи с широким распространением процесса автоматизации получили широкое распространение и системы автоматизации библиотечной деятельности.

Если сеть библиотеки является сегментом корпоративной сети учебного заведения, то появляется возможность использовать в качестве основного инструмента работы с информацией веб-браузер.

Возможности Web-технологии для поиска информации имеют явные преимущества. Эту технологию можно определить, как действительно интегрированную и унифицированную, с которой может работать даже самый неподготовленный пользователь.

Доступа нет, контент закрыт

3.Разработка мероприятий по внедрению автоматизации рабочего места библиотекаря МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени братьев Могилевцевых» г. Брянска

3.1. Реализация процесса внедрения автоматизированного рабочего места МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени братьев Могилевцевых» г. Брянска

3.2. Расчет экономических затрат по внедрению автоматизированного рабочего места библиотекаря МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени братьев Могилевцевых»  г. Брянска

 

Задача внедрения информационной системы включает в себя создание (адаптацию) и запуск элементов информационной системы. Так как внедрение информационной системы будет осуществляться своими силами, то нет необходимости в привлечении посторонних специалистов.

В процессе работы необходимо построение информационно—функциональной модели деятельности библиотеки, описание и оптимизация процессов, подвергающихся автоматизации. Моделирование должно проводиться хорошо обученными сотрудниками библиотеки с привлечением высококвалифицированных консультантов и с привязкой созданной модели к стандартам в будущей системе.

Адаптация ИС в библиотеке. В ходе этапа производится настройка системы тестирование отдельных модулей и функций группой внедрения. На данном этапе также очень важно наличие корпоративных стандартов, так как именно они являются основой настроек системы.

Опытное внедрение информационной системы. Осуществляется для тестирования полного соответствия функциональности, полученной в результате настройки системы, требованиям библиотеки. На этом этапе сохраняется двойной ввод данных в старую и новую системы. В ходе опытного внедрения: генерируются стандартные отчеты (с помощью ИС и обычными способами) и производится верификация данных; система постепенно внедряется, по отдельным участкам учета; документируются инструкции по ведению рабочих мест и корректируются должностные инструкции участников учетного процесса. В отдельных подразделениях библиотеки в систему вводятся фактические данные (в ограниченном объеме) и последовательно тестируются бизнес—функции путем моделирования реальных ситуаций деятельности библиотеки (в условиях, максимально приближенных к действительности). Отрабатывается взаимная работа подразделений на основе тестовых пилотных примеров. Конечные пользователи (сотрудники отдела ИТ) обучаются работе с настроенной системой непосредственно на своих рабочих местах. После обучения конечных пользователей отрабатывается интегрированный пилотный пример и полностью моделируется деятельность библиотеки.

Этап внедрения подразумевает под собой непосредственное использование информационной системы для выполнения ею тех функций, для которых она предназначена.

Работы, ожидаемые на этапе внедрения, можно разделить на две группы: плановые и не плановые.

К плановым работам будут относиться такие работы, как:

  • инсталляция программного обеспечения;

Установка программного обеспечения, разархивация, выполнение запуска.

  • базовая настройка и проверка работоспособности компонентов устанавливаемой системы;

Настройка модулей, справочников, отладка взаимосвязей между справочниками, заполнение входной информацией.

  • устранение недостатков в конфигурации системы;

Выявление ошибок в системе и устранение их собственными силами или с привлечением специалиста.

  • проверка надежности работы системы;

Пробная работа в максимальной загрузке системы, окончательная донастройка.

Заполнение ИС пользователями, составление каталога книг.

Данные работы будут проводиться той же группой, что и на ранних этапах

В качестве контрольного примера рассмотрим работу во внедряемом АРМ. Для начала работы необходимо зарегистрироваться (рис.13):

Рисунок 13 –  Форма регистрации

После корректного ввода пароля и логина пользователь попадает на страницу с получением отчетов. Но вначале рассмотрим порядок работы со справочниками системы. На (рис. 14) приведена экранная форма справочника Отделы, на (рис. 15) – справочника авторы, на (рис. 16) – справочника Издательства, на (рис.17) – справочника Книги.

 

Рисунок 14-  Экранная форма справочника Отделы

Рисунок 15- Экранная форма справочника Авторы

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

Данная выпускная квалификационная работа была посвящена внедрению автоматизированного рабочего места библиотекаря на основе существующего проекта и состоит из трёх частей.
В аналитической части выполнен комплекс работ, направленных на обоснование необходимости автоматизации: определена сущность задачи, описаны основные свойства системы, дано описание всем существующим бизнес-процессам, рассмотрены вопросы, связанные с анализом существующих разработок в этой области. Также в первой главе обосновываются проектные решения по информационному, программному, техническому и технологическому обеспечению.
Первоочередная задача библиотек заключается в автоматизации процессов комплектования, обработки, учета фондов, создания каталога, обслуживания пользователей – всего, что связано с потребностью населения в оперативном получении информации.
Благодаря выполнению основных действий с помощью компьютерных программ сотрудники освобождаются от рутинной работы, могут оперативно выдавать читателям издания из различных фондов. Современную ситуацию в развитии библиотечной автоматизации можно охарактеризовать как переходную, т.е. такую, когда некоторый – важный и объемный – этап работы можно считать завершенным, но эта относительная завершенность открывает в перспективе необъятное поле деятельности с новыми возможностями и новыми проблемами развития.
Все, что специалист в области автоматизации мог только вообразить всего несколько лет назад, сегодня уже сделано, работает и приносит свои плоды. Правда, следует отметить, что еще многое требует улучшения, доработки, подгонки и модернизации. И зачастую увлеченные процессом шлифовки уже найденных решений специалисты не замечают, что приостановились в развитии, не успевают за быстро изменяющимися технологиями и плохо представляют себе электронное будущее их библиотеки. Путаницу усиливает также большое количество конкурирующих между собой программных продуктов, программно-аппаратных комплексов, стандартов, протоколов и т.д. Что вызывает проблему выбора подходящей АБИС.
При выборе автоматизированной библиотечно-информационной системы нужно учитывать характеристики: коммуникативные свойства; соответствие функциональным задачам объекта автоматизации; адаптивность; эксплуатационные характеристики и стоимость; доброжелательность и привлекательность; характеристика разработчика.
В результате анализа существующих стратегий автоматизации выбрана стратегия по участкам, так как именно данный вид наиболее применим к рассматриваемой ситуации и обеспечит экономический эффект.
Также из существующих способов приобретения информационной системы выбрана уже апробированная самостоятельная разработка другой библиотеки. Проектная часть посвящена рассмотрению этапов жизненного цикла проекта. Также дана характеристика информационной архитектуры разрабатываемого проекта, построена информационная модель задачи, проведено моделирование «сущность-связь» (ER-модель), описана структура полей таблиц базы данных, проанализированы все информационные потоки входной, оперативной, нормативно-справочной и результатной информации.
В результате анализа существующих СУБД выбрана бесплатная и отвечающая требованиям проекта СУБД MySQL. Это решение продиктовано также следующими ее преимуществами:
 незначительность затрат;
 хорошая производительность;
 легкость администрирования.
В процессе изучения ИС Библиотеки, выявлено, что для реализации приложения был выбран также и язык программирования. Им стал PHP за счет следующих преимуществ перед аналогами:
 бесплатность;
 распространенность (заменимость разработчиков);
 высокое качество документирования функций.
В процессе изучения проектных решений по программному обеспечению построены: дерево диалога (сценарий работы с системой), структурная схема пакета и ряд других компонент проекта, подробно раскрывающих сущность машинной реализации задачи.
Внедренная база данных включает в себя 7 таблиц, хранящих данные о книгах, читателях, издательствах и авторах и служебную информацию.
Основными функциями разработанной системы являются:
 учет библиотечного фонда и его движения;
 формирование отчетов;
 поиск по книгам.
Кроме этого, во второй главе описаны все используемые программные модули, построена схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации, описан контрольный пример реализации проекта.
Третья часть выпускной квалификационной работы посвящена выбору методики расчета экономической эффективности и проведению всех расчетов, направленных на обоснование экономической эффективности проекта.
Эффективность системы достигается за счет уменьшения трудоемкости выполняемых сотрудником отдела делопроизводства операций. В результате расчетов определено, что снижение трудоемкости выполняемой работы осуществляется на 2882 часов в год, что позволяет сэкономить 573125 руб. в год. Срок окупаемости системы составит около 4 месяцев.
Полученные результаты расчетов свидетельствуют об экономической эффективности проекта.
Кроме того, при дальнейшем развитии системы планируется ее интеграция с уже существующими системами автоматизации, как–то системой бухгалтерского учета и учета персонала.
Внедренная система обеспечивает качественную регистрацию поступающих книг и читателей, мгновенное формирование необходимого отчета, автоматизированный учет движения библиотечного фонда, что существенно упрощает работу и увеличивает производительность библиотеки в целом. Цель выпускной квалификационной работы достигнута.

.
Список использованной литературы

1. Алешин Л. И., Автоматизация в библиотеке. Части 1 и 2. – Издательство: Профиздат, МГУКИ, 2014 год, 176 стр.
2. Введение в системы баз данных – СПб: Издательский дом “Вильямс”, 2014. 848 с.
3. Вендров А.М., CASE технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем – М.: Финансы и статистика, 2016.
4. Воройский Ф.С., Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем. – М.: Монография (Физматлит) 2015 г. – 434 стр.
5. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб.пособие/ Инфоpм.внедpен.центp “Маpкетинг”. – М., 2015. – 121 с.: ил., табл.
6. Дейв Крейн, Эрик Паскарелло, Даррен Джеймс. AJAX в действии: Учебник – М.: Вильямс, 2016.– 490 с.
7. Джексон Г. Проектирование реляционных баз данных для использования с микроЭВМ – М.: Финансы и статистика, 2013.
8. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 592 с.
9. Дэвид Флэнаган. JavaScript. Подробное руководство: Учебник – М.: Символ Плюс, 2015. 243 – 249 с.
10. Зеленков Ю.А. Введение в базы данных. Центр Интернет – Я.: ЯрГУ, 2015.
11. Зелковиц М., Шоу А., Гэннон Дж. Принципы разработки программного обеспечения / Пер. с англ. — М.: Мир, 2014. — 386 с., ил.
12. Ивлиев М.К., Порошина Л.А. Автоматизация оперативного и бухгалтерского учета товаров, 2015.
13. Информационные системы: Учебник для вузов. 2е изд. – СПб: “Питер”, 2015 г 656 стр.
14. Каталогизация. Современные технологии. Тенденции и перспективы развития. – Москва, ФАИР, Либнет, 2016 г.,216 стр.
15. Керри Н. Праг, Майкл Р. Ирвин, Access 2016 Библия пользователя, Диалектика, 2014..
16. Крис Дейт. Введение в базы данных, 6е изд. Киев, Диалектика, 2015.
17. Кристиан Дари, Богдан Бринзаре, Филип ЧерчезТоза, Михай Бусика. AJAX и PHP. Разработка динамических вебприложений: Учебник – М.: Символ Плюс, 2016.
18. Практическое руководство по программированию / Пер. с англ. Б. Мик, П. Хит, Н. Рашби и др.; под ред. Б. Мика, П. Хит, Н. Рашби. — М.: Радио и связь, 2016. — 168 с., ил.
19. Проектирование и использование баз данных: Учебник. М.:Финансы и статистика, 2015г. – 191 с.;
20. Симионов Ю.Ф., Боромотов В.В. Информационный менеджмент. — Ростов н.Д: Феникс, 2016, 250с., ил.;
21. Столяров Ю. Н., Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А., Эволюция библиотечного фондоведения. – М.: ФАИР, 2015 г., 688 стр.
22. Фокс Дж. Программное обеспечение и его разработка / Пер. с англ. — М.: Мир, 2015. 368 с.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.