Содержимое

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обусловлена тем, что современные условия требуют преобразований в управлении сферой культуры, которые при этом должны обеспечить сохранение всех положительных достижений в этой области, учитывать специфику образования сети общедоступных культурно-просветительских учреждений, сохранение многообразия их видов и  организационно-правовых форм, условий хозяйственной деятельности и финансирования, а также других сторон их функционирования [11].

Эта проблема на сегодняшний день исследуется учеными и практиками как в России, так и за рубежом. В то же время многие вопросы, связанные с изучением специфики форм и методов использования культурного потенциала для развития территорий, до сих пор остаются до конца не проработанными. Например, отсутствует единый подход к вопросам, связанным с формированием механизма взаимодействия между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления культурой, государственными и коммерческими культурно-просветительскими учреждениями.

В целом актуальность темы выпускной бакалаврской работы обусловлена потребностью в повышении эффективности деятельности государственных культурно-просветительскими учреждениями, а также необходимостью совершенствования методов развития культурного потенциала в целях стабилизации культурной, социальной и экономической ситуации в стране.

Объектом исследования является Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» (ГБУ культуры РО «РО НМЦНТ») как одно из культурно-просветительских учреждений региона.

Предмет исследования – эффективность деятельности ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества».

Целью исследования является разработка предложений по повышению эффективности деятельности ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

– изучить теоретические аспекты эффективности функционирования государственных учреждений культуры;

– дать характеристику деятельности ГБУ культуры РО «РО НМЦНТ»;

– провести анализ современного состояния управления ГБУ культуры Рязанской области «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»;

– разработать предложения по повышению эффективности деятельности ГБУ культуры РО «РО НМЦНТ».

Для написания работы применялись следующие методы исследования: научная абстракция; классификация; сравнение; анализ, анкетирование, статистические и др. методы.

Выпускная бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

1.1.         Государственные учреждения культуры и их роль в развитии современного общества

Современная социокультурная среда в нашей стране характеризуется активным развитием и преобразованием культурных аспектов бытовой жизнедеятельности людей. Происходят значительные изменения в структуре социокультурного процесса, проходит хаотичность плоских культурных феноменов, навязываемых стереотипов. Им на смену приходит гуманистическое общечеловеческое содержание культуры. Приобретают актуальность индивидуальные особенности и национальная самобытность в культурной жизни [12].

Основу формирования всех социальных процессов составляет стремление людей к удовлетворению своих потребностей. В связи с этим ключевой задачей деятельности государственных учреждений культуры является удовлетворение той части этих потребностей, которая относится к сфере культуры [21].

Экономические и социокультурные процессы, происходящие в современном обществе предопределяют необходимость постоянной корректировки состояния, содержания и форм культурно-просветительской деятельности в Российской Федерации [21].

На сегодняшний день учреждения культурно-просветительского типа в регионах выступают не только как места отдыха, досуга и коммуникации населения, но и выполняют следующие важные задачи:

  • поддержка института семьи, особенно молодой;
  • выявление и развитие позитивных, социально приемлемых предпочтений и запросов молодежи, в том числе обеспечение достаточного объема непосредственного социального общения (предотвращая уход в асоциализированные виртуальные миры, суррогатное общение в социальных сетях в Интернете, увлечения компьютерными играми и другое, что является серьезной угрозой для физического и морального здоровья молодежи, особенно ее нормальной активности в многообразном творческом мире);
  • разработка и реализация программ героико-патриотического воспитания молодежи;
  • проведение пропаганды здорового образа жизни и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • работа по воспитанию любви к Родине, краеведению;
  • работа по сохранению нематериального культурного наследия территории, развитие и пропаганда народной культуры [18].

Характерной особенностью культурно-просветительских учреждений в РФ является высокая концентрация основных ресурсов по производству услуг культуры и просвещения в государственном секторе [25].

Государственные учреждения культуры в РФ многообразны. Традиционно выделяют следующие их виды:

– библиотеки;

– клубы различных типов;

– музеи,

– детские школы искусств, музыкальные, художественные и хореографические  школы;

– парки культуры и отдыха;

– кинотеатры и киноконцертные залы;

– выставочные залы и галереи и др. [20].

Приведенные выше учреждения различают по:

а) характеру реализуемых функций;

б) организации творческого процесса;

в) особенностям используемого труда.

Государственные и муниципальные культурно-просветительские учреждения являются субъектами проведения политики в сфере досуга на территории субъектов Российской Федерации, основным средством реализации полномочий органов исполнительной власти, уполномоченных в области культуры, по решению вопросов регионального значения в сфере культуры − созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей доступа к культурно-просветительским услугам [31].

Особое значение в современных условиях приобретает деятельность национально-культурных центров, большинство из которых полагают активную культурно-просветительскую деятельность своей основной задачей [16].

На сегодняшний день государственные культурно-просветительские учреждения выполняют большой спектр функций по поддержанию и развитию культуры в нашей стране [23].

Услуги государственных учреждений культуры имеют интегрированный характер и могут представляться в различных формах (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, предприятии, в учебном заведении и т. п.) [10].

Услуги государственных культурно-просветительских учреждений обычно предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования), но могут оказываться и на платной основе (за счет средств потребителей). На бесплатной основе, как правило, оказываются услуги, направленные на:

  • проведение общественно и социально значимых культурно-массовых мероприятий (государственные, локальные, отраслевые праздники и т. п.);
  • культурное обслуживание наименее защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, многодетные семьи и пр.);
  • поддержку любительских художественных коллективов;
  • содействие патриотическому воспитанию детей и молодежи;
  • развитие национальных культур народов России, выявление, сохранение и популяризацию традиций материальной и нематериальной народной культуры (праздников, обычаев, обрядов и пр.) [17].

Согласно действующему законодательству при организации платных мероприятий культурно-просветительские учреждения могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, ветеранов и др. категорий граждан [16].

Таким образом, деятельность культурно-просветительских учреждений имеет множество направлений деятельности и охватывает большую часть населения региона.

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности

государственных учреждений культуры

 

Статья 44 Конституции Российской Федерации устанавливает право граждан «на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям» [1].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года говорится, что «в условиях перехода на инновационный путь развития эффективная культурная политика является важнейшим условием сбережения нации и ключевым фактором роста человеческого потенциала» [6].

Одним из основополагающих документов в области культуры является принятая в 2012 году федеральная целевая программа «Культура России (2012 – 2018 годы)» [4]. Основной стратегической целью программы является сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.

Также следует отметить, что основными задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

– обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

– создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

– определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

– определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы [31].

На сегодняшний день законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность культурно-просветительских учреждений включает в себя ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре», другие законы Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации.

К таким нормативно-правовым актам можно отнести следующие:

– Гражданский Кодекс РФ, регулирующий порядок создания, реорганизации, ликвидации организаций, осуществляющих культурную деятельность, а также объединений в области культуры.

– Федеральный закон от 29.12.1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле», являющийся правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в нашей стране. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Этот закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

– Федеральный закон от 06.01.1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории нашей страны. В связи с тем, что народные художественные промыслы являются неотъемлемым достоянием и одной из форм народного творчества народов Российской Федерации, сохранение, возрождение и развитие которых относится к важным государственным задачам.

– Федеральный закон от 26.05.1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в нашей стране [16].

Таким образом, кроме основного закона практически по всем направлениям культурной жизни в Российской Федерации приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие особенности государственного воздействия в той или иной области.

Анализ законодательства о культуре, программ развития и других нормативных документов по вопросам культуры позволяет сделать вывод о том, что государственные культурно-просветительские учреждения позиционируются как фактор экономического развития и социальной стабильности в стране.

 

1.3 Оценка эффективности деятельности государственных учреждений культуры

 

Вопрос оценки эффективности управления государственными учреждениями культуры представляет определенную проблему, связанную с отсутствием единой методики и критериев оценки. Поэтому провести подобную оценку мы можем только по достигнутым показателям деятельности самого учреждения [24].

Министерством культуры РФ разработана методика оценки эффективности деятельности учреждений культуры, в которой сформирована система показателей эффективности результатов их деятельности, а также разработка методов расчета.

Эта методика может использоваться руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления для проведения комплексного анализа эффективности деятельности культурно-просветительских учреждений. Она также позволяет объективно оценить деятельность руководителей учреждений культуры, найти слабые места в их деятельности, сформулировать правильные выводы и принять актуальные управленческие решения, направленные на устранение проблем, приводящих к неудовлетворительным результатам.

Положительным моментом данной методики следует отметить, что она структурирует понятие эффективной деятельности культурно-просветительских учреждений и выделяет два вида эффективности, каждый из которых раскрывает в наиболее полной мере ту или иную качественную сторону этого сложного социального явления. Экономическая эффективность определяется как результативность деятельности учреждения культуры, выражающаяся в отношении полученных им доходов к затраченным ресурсам. Социальная эффективность – соответствие результатов деятельности учреждения культуры основным социальным потребностям и целям общества, а также интересам отдельного человека. Социальная эффективность тесно связана с такими понятиями, как «уровень жизни» и «качество жизни населения». Социальная эффективность предполагает, что экономические решения принимаются на основе – прежде всего – социальных целей. Экономическая и социальная эффективность находятся в тесной взаимосвязи. Экономическая эффективность создает предпосылки для наиболее полного достижения социальной эффективности. В то же время социальная эффективность оказывает существенное влияние на экономическую эффективность. При этом следует учесть, что социальная эффективность проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов, поэтому она отражается на экономической эффективности последующих периодов [22].

В соответствии с выше сказанным в рассматриваемой методике все показатели, скомпонованы в две группы:

  • показатели эффективности деятельности учреждений в части социальной эффективности;
  • показатели эффективности деятельности учреждений в части экономической эффективности [9].

В перечень показателей социальной эффективности деятельности учреждений культуры входят следующие показатели:

  1. Посещаемость платных культурно-досуговых мероприятий, проводимых учреждениями культуры в отчетном году;
  2. Динамика посещаемости платных культурно-досуговых мероприятий, проводимых учреждениями культуры в отчетном году по отношению к предшествующему;
  3. Количество культурно-досуговых мероприятий на одно учреждение в отчетном году;
  4. Доля социально-значимых культурно-досуговых мероприятий от общего числа проводимых мероприятий в отчетном году.

К показателям экономической эффективности деятельности культурно-просветительских учреждений относятся:

  1. Средняя цена одного посещения платного мероприятия в культурно-просветительском учреждении за отчетный год;
  2. Доля учреждений культуры, соответствующих требованиям по материально-технической оснащенности, от их общего числа в субъекте Российской Федерации за отчетный год;
  3. Доля покрытия расходов учреждений культуры доходами от основных видов уставной деятельности за отчетный год [9].

Результаты анализа по методике оценки эффективности деятельности учреждений культуры могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления, уполномоченных в сфере культуры для подготовки данных для доклада высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период. Также результаты расчетов могут быть использованы при проведении процедур самооценки показателей эффективности деятельности силами самих учреждений культуры [14].

На наш взгляд в отношении учреждений культуры целесообразно в заключении сделать вывод, объединив экономическую и социальную эффективность в единое понятие – «социально-экономическая эффективность». Социально-экономическая эффективность – это соотношение полученного учреждением культуры социального эффекта и затрат, способствующих его достижению

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБУ КУЛЬТУРЫ РО

 «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

 

2.1. Характеристика ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

 

Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» осуществляет свою деятельность на основе Устава. Юридический адрес: 390000, г. Рязань, ул. Урицкого, д.72.

ГБУ «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» создано на основании совместного решения комитета по вопросам культуры и искусства администрации Рязанской области и комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области от 28 февраля 1995 года № 5 и является правопреемником Рязанского областного Дома народного творчества, созданного решением исполнительного комитета Рязанского областного Совета народных депутатов 1 февраля 1941 года.

Учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, имеет самостоятельный баланс, лицевой и иные счета, круглую печать установленного образца, иные печати, штампы и бланки со своим наименованием, фирменную символику  и подведомственно комитету по культуре и туризму Рязанской области.

В своей деятельности учреждение руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Губернатора Рязанской области, Правительства Рязанской области, нормативными актами комитета по культуре и туризму Рязанской области и Уставом.

Целью деятельности учреждения является:

— создание благоприятных условий для сохранения и естественного развития нематериального культурного наследия Рязанской области;

— осуществление государственной политики в области сохранения, изучения, развития традиционной народной культуры Рязанской области;

— развитие самодеятельного художественного творчества населения Рязанской области во всем его многообразии;

— стимулирование инновационной активности учреждений клубного типа Рязанской области;

— изучение и популяризация народных художественных промыслов Рязанской области;

— поддержка и развитие информационных ресурсов региона в сфере культуры.

Для выполнения указанных целей учреждение осуществляет следующие виды основной деятельности:

— изучает и пропагандирует традиционную народную культуру Рязанской области и нематериальное культурное наследие как систему, проявляемую в разных формах и способах существования;

— всемерно способствует развитию самодеятельного любительского художественного творчества населения области;

— осуществляет анализ состояния народных промыслов и ремесел на территории Рязанской области;

— оказывает методическую, организационную и консультативную помощь учреждениям клубного типа в сфере любительского искусства;

— проводит анализ состояния и тенденции развития народного творчества и клубной деятельности;

— организует и проводит зональные, областные, межрегиональные и другие мероприятия, праздники, фестивали, конкурсы, конференции, выставки в области народного творчества, творческие и учебные лаборатории, семинары-совещания, смотры работ учреждений клубного типа, любительских коллективов различных жанров, финансирование которых осуществляется из различных источников;

— обеспечивает коммуникационную, информационную, маркетинговую и рекламную поддержку культурных программ и проектов;
— реализует проекты, по-новому раскрывающие творческие и новационные возможности учреждений культуры региона;

— изучает, обобщает, распространяет передовой опыт работы учреждений клубного типа, их творческих коллективов, объединений, мастеров народного творчества;

— ведет работу по развитию творческой инициативы и стимулированию инновационной деятельности учреждений клубного типа;

— привлекает деятелей науки, культуры и искусства, творческих союзов для проведения творческих лабораторий и семинаров с клубными работниками области, работы в составе жюри, осуществления экспедиционной, издательской деятельности;

— осуществляет координацию учреждений клубного типа в методической, культурно-досуговой деятельности, развитии самодеятельного художественного творчества, традиционной народной культуры.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации учреждение может осуществлять следующие виды приносящей доходы деятельности:

— организация и проведение концертов, выставок, праздников, фестивалей, творческих лабораторий, семинаров, конференций;

— оказание консультационных услуг;

— предоставление профессиональной информации;

— ксерокопирование собственных фондов и разработок;

— реализация собственных изданий;

— оказание посреднических услуг.

Структура учреждения состоит из следующих подразделений:

– отдел сохранения и развития нематериального культурного наследия: изучает и пропагандирует традиционную народную культуру Рязанской области и нематериальное культурное наследие как систему, проявляемую в разных формах и способах существования; оказывает экспертную, методическую, организационную и консультативную помощь учреждениям клубного типа в сфере любительского искусства; проводит мониторинг тенденций развития народного творчества и клубной деятельности; ведет работу по развитию творческой инициативы и стимулированию инновационной деятельности учреждений клубного типа; организует работу творческих коллективов, носящих звание «Народный (образцовый) любительский художественный коллектив Рязанской области»;

– музыкальный сектор: осуществляет организационно-методическое руководство музыкальными коллективами; изучает и анализирует состояние направления своей деятельности (жанра) и пропагандирует его развитие; организует подготовку и проведение областных, зональных конкурсов, смотров, фестивалей по жанру; организует систему учебно-методических мероприятий для повышения творческого и профессионального уровня всех категорий клубных работников; обобщает и пропагандирует опыт работы по направлениям своей деятельности;

– хореографический сектор: осуществляет организационно-методическое руководство хореографическими коллективами; изучает и анализирует состояние направления своей деятельности (жанра) и пропагандирует его развитие; организует подготовку и проведение областных, зональных конкурсов, смотров, фестивалей по жанру;

– организует систему учебно-методических мероприятий для повышения творческого и профессионального уровня всех категорий клубных работников;
обобщает и пропагандирует опыт работы по направлениям своей деятельности;

– театральный сектор: осуществляет организационно-методическое руководство коллективами театрального жанра: изучает и анализирует состояние направления своей деятельности (жанра) и пропагандирует его развитие; организует подготовку и проведение областных, зональных конкурсов, смотров, фестивалей по жанру; организует систему учебно-методических мероприятий для повышения творческого и профессионального уровня всех категорий клубных работников; обобщает и пропагандирует опыт работы по направлениям своей деятельности;

– сектор этнографии: осуществляет организационно-методическое руководство фольклорными, аутентичными коллективами; изучает и анализирует состояние направления своей деятельности (жанра) и пропагандирует его развитие; организует подготовку и проведение областных, зональных конкурсов, смотров, фестивалей по жанру; организует систему учебно-методических мероприятий для повышения творческого и профессионального уровня всех категорий клубных работников; обобщает и пропагандирует опыт работы по направлениям своей деятельности; проводит экспедиционную работу;

– отдел развития технологий выставочной деятельности: осуществляет проектирование и научное обеспечение программ по развитию декоративно-прикладного искусства; развитие технологии выставочной деятельности; расширение выставочной и галерейной деятельности;

– сектор народных промыслов и ремесел: проводит исследование состояния народных промыслов и ремесел на территории Рязанской области, создает базы данных по мастерам ДПИ; осуществляет проектирование и научное обеспечение программ по развитию традиционных промыслов и ремесел; выставочная деятельность; разрабатывает, издает и распространяет информационные и рекламные издания, буклеты о традиционных народных промыслах;

– отдел инновационного развития социально-культурных проектов: осуществляет стимулирование инновационной поддержки инновационной активности в сфере культуры Рязанской области, реализацию информационной и организационной координации взаимодействия между организациями культуры Рязанской области, распространение современных технологий управления на территории Рязанской области; проводит организацию социально-культурных проектов в сотрудничестве с государственными, общественными, профессиональными, частными структурами на местном, региональном, государственном и международном уровнях; организует фестивали, шоу, праздники, акции для всех социальных, возрастных групп населения Рязанской области; оказывает информационную, консультативную и экспертную поддержку; обеспечивает повышение социальной защищенности молодежи, формирование приоритета здорового образа жизни, социализации молодых граждан;

– отдел мониторинга: координирующее звено по вопросам работы учреждений культуры; осуществляет координацию работы всех методических служб области, проведение мониторинга по различным направлениям учреждений клубного типа и клубных формирований Рязанской области, изучение вопросов экономики, планирования, учета и отчетности клубных учреждений и клубных формирований; создает банк данных деятельности клубных учреждений; организует проведение творческих конкурсов, лабораторий, мастер-классов, круглых столов для руководящих работников и специалистов учреждений культуры региона, циклы семинаров для руководителей управлений (отделов) культуры муниципальных образований и их подведомственных учреждений: по социально-культурной деятельности, административному и трудовому праву, психологии управления, управления персоналом, фандрайзингу, организации PR-акций, основам информационных технологий;

– отдел реализации медиа-проектов: представляет собой открытую экспериментальную выставочно-презентационную площадку, обеспечивающую коммуникационную, информационную, маркетинговую и рекламную поддержку культурных программ и проектов; создание сайта (портала) и его активная поддержка учреждениями культуры региона; осуществляет проведение презентаций различных проектов, пресс-конференций, организуемых Центром и его партнерами;

– информационно-издательский сектор: организует информационно-ресурсное обеспечение культуры, посредством создания и администрирования Интернет-ресурсов, выпуска издательско-презентационной и медиа продукции; осуществляет подготовку и выход изданий для сферы культуры, производство малотиражной печатной продукции, издание газет, журналов, выпуск информационных бюллетеней, руководство комплексным использованием технических средств; обеспечивает оборудование и техническую работоспособность компьютерного парка и информационной системы, внедрение передовых информационных и информационных технологий в деятельность Центра, комплектование справочно-информационного банка данных на различных носителях по всем направлениям социально-культурной деятельности.

– общий отдел: осуществляет ведение делопроизводства, кадровый учет, систематизацию и оформление документов отделов для хранения в архиве; администрирование и контроль документов Министерства культуры и туризма Рязанской области.

В 9 отделах Центра по штатному расписанию – 58,5 единиц. На 01.01.2017 г. работают 29 творческих сотрудников и 19 чел. технического персонала.

 

Таблица 1 – Показатели обеспеченности ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» кадрами [26]

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. в % к 2014 г.
Число специалистов, чел. 30 27 29 96,7
Количество работников, имеющих высшее образование, чел. 19 18 23 121,1
  из них отраслевое высшее образование, чел. 16 14 18 112,5
Количество работников, имеющих среднее образование, чел. 1 1 1 100,0
  из них отраслевое среднее образование, чел. 1 1 х
Укомплектованность кадрами, % 83,3 90,0 92,1 х

В учреждении в 2016 году работало 29 специалистов, из них 23 человека или 79% имеют высшее образование, в том числе 18 человек или 62% отраслевое (таблица 1). В 2016 году 2 сотрудника получили высшее образование и еще 2 сотрудника обучаются в ВУЗах. Учреждение в 2014-2016 году было не полностью укомплектовано штатами. Ежегодно процент укомплектованности растет, но происходит это за счет сокращения штатов.

У 23 сотрудников творческого состава стаж работы в сфере «культура» более 10 лет, 3 сотрудника имеют почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

За 2016 год свою квалификацию (с получением свидетельства, удостоверения) повысили 6 человек. 15 сотрудников Центра приняли участие во Всероссийских, областных творческих лабораториях, мастер-классах, творческих консультациях, семинарах-совещаниях, научно-практических конференциях.

Имущественные комплекс Центра на сегодняшний день состоит из здания бывшего летнего клуба дворянского Собрания, существовавшего в форме городской усадьбы. Это памятник культуры, созданный по проекту архитектора Цеханского в 1905 году, охраняемый государством, одно из красивейших зданий г. Рязани, самое крупное деревянное здание области. В здании имеется зрительный зал на 80 мест, оборудованная сцена, 6 служебных помещений (административный блок, бухгалтерия, библиотека, кабинет технических средств, два отдела). Материально-техническая база Центра также включает в себя: автомобиль «РЕНО Сандеро», пианино, рояль «Блютнер», аккордеон, баян, видеопроектор, акустическая система, видеокамера, видеомагнитофон, микшерный пульт, радио-микрофоны (6 шт.), цифровой фотоаппарат (2 шт.), комплект звуковой аппаратуры, компьютеры (21 шт.) и принтеры (8 шт.), ноутбук, сканеры (4 шт.), огнетушители и т.д.

Материально-техническая база Центра остро нуждается в реконструкции, модернизации и обновлении. Практически все оборудование Центра находится в ветхом состоянии. Обновления не было десятки лет. Для успешного продолжения работы Центра, развития новых видов услуг, внедрения инновационных технологий, требуется продолжить капитальный ремонт внутренних помещений здания, заменить морально и физически устаревшее световое и звуковое оборудование сцены на современное, смонтировать механическое оборудование сцены, которого ранее никогда не было, полностью заменить электрооборудование сцены. Также необходимы: звукозаписывающая студия, видеопроектор для сцены, современная мебель. Для развития издательской деятельности необходимо приобретение мини-типографии, дополнительного компьютерного оборудования.

Рисунок 1. Динамика количества просмотров сайта ГБУ культуры РО «РОМЦНТ»

 

С 2010 года у Центра имеется собственный веб-сайт, рубрики которого регулярно пополняются информацией о предстоящих и проведенных мероприятиях, о народных любительских коллективах, мастерах декоративно-прикладного искусства, художниках-любителях и т.д. В рубрике «Фотогалерея» предоставляется фотоотчет о проведенных мероприятиях Центра и клубных учреждений муниципальных образований Рязанской области. Посетители сайта оставляют свои отзывы в «Гостевой книге» и получают ответы на поставленные вопросы. Как показывает диаграмма на рисунке 1, количество посещений сайта ежегодно увеличивается, и составило почти 150000 посещений за 2016 год. Круг посетителей сайта широко выходит за пределы не только Рязанской области, но и России, что подтверждает интерес к традиционной народной культуре Рязанского края. Среднее число посетителей в месяц составляет 3885 человек.

Для дальнейшего развития информационного ресурса требуется:

– увеличение компьютерного парка;

– создание новых видов информационных ресурсов.

Деятельность Центра также широко освещается в средствах массовой информации. Весь спектр мероприятий Центра находит полное отражение в виде информационных подборок, пресс-релизов, интервью, телепрограмм и телесюжетов, радиорепортажей и радиопередач в СМИ. Публикации о массовых мероприятиях выходят в областной газете «Рязанские ведомости», видеосюжеты в новостных блоках телерадиокомпаний г. Рязани («Край Рязанский», «Теле-Эхо», областное радио) и муниципальных ТВ. Также Центр сотрудничает с Всероссийскими телеканалами «Культура», «РЕН-ТВ», журналами «Клуб», «Народное творчество».

Центр активно взаимодействует с общественными организациями:

Региональное отделение партии «Единая Россия»;

– Региональное отделение общероссийской общественной организации   инвалидов;

– Совет ветеранов региональной общественной организации ветеранов;

– Региональная общественная организация «Рязанское землячество  «Родина»;

– Рязанская епархия Рязанской митрополии Русской Православной Церкви;

– Казачьи центры России;

– Региональная общественная организация «Таджикский общинно культурный центр» г. Рязань;

– Региональная общественная организация «Еврейский общинный культурный центр Рязанской области «Хесед-Тшува» г. Рязань;

– Городское немецкое общество «Штахус» г. Рязань;

– Межнациональная ассоциация «Мы разные, и мы вместе» г. Рязань.

Основные приоритеты культурной политики в сфере народного творчества Государственного бюджетного учреждения культуры Рязанской области «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» – это сохранение, изучение, пропаганда традиционной народной культуры, сохранение нематериального культурного наследия, развитие народного творчества во всем его многообразии, создание единого культурного пространства Рязанской области.

В 2014-2016 г.г. Центром был реализован масштабный комплекс мероприятий, отражающий основные направления его уставной деятельности.

В указанный период Центр руководствовался в своей деятельности Стратегией развития культуры Рязанской области. В рамках данной Стратегии была реализована масштабная программа культурно-массовых мероприятий, способствующих реализации конституционных прав человека в области культуры. Благодаря сложившейся за многие годы системе организационно-методической деятельности Центра стало привычным явлением проведение в районах и городах области фестивалей, смотров, конкурсов, праздников. Это мероприятия по организации досуга людей пожилого возраста, молодежи и подрастающего поколения: областной фестиваль «Не стареют душой ветераны», областной фестиваль творчества пожилых «Долгая жизнь нужна, чтобы быть молодым», областной конкурс молодежных программ «Шаг в будущее», фестивали детских подростковых шоу-программ и театрализованных представлений «Радуга надежд», социально-культурная акция молодежных программ «Мир без наркотиков», «Мы – Россияне» и т.д.

С целью развития, совершенствования деятельности любительских коллективов Центром в отчетный период проводились мероприятия различных жанров: «Ассамблея хоровой и вокальной музыки», областной фестиваль театральных коллективов «Губернские подмостки», детский театральный фестиваль «У меня растут года», детский фольклорный конкурс-фестиваль «Праздничная карусель», детские хореографические конкурсы «Катюша» и «Рязанские вензеля», смотр-конкурс оркестров народных инструментов, фестиваль духовой музыки, фестивали эстрадной музыки.

Ежегодно проходит цикл выставочных мероприятий «Мастера Рязанщины», включающих в себя 8-12 областных выставок, в которых принимают участие самобытные мастера прикладного творчества, художники-любители, яркие представители традиционной народной культуры, сохранившие свое ремесло.

На протяжении 30 лет Центром осуществляется большая, во многом не имеющая аналогов в других регионах работа по развитию научной и издательской деятельности. О высокой государственной, общественной и научной востребованности исследований свидетельствует тот факт, что неоднократно Центром были получены гранты Президента Российской Федерации, Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации на реализацию выпуска научных изданий. На сегодняшний день выпущено 51 книга из серии «Рязанская этнографическая энциклопедия» и 10 дисков «Антологии музыкально-обрядового фольклора Рязанской области», которые нашли свое достойное место в различных учреждениях нашей области и далеко за ее пределами.

Совместно с региональными телерадиокомпаниями подготовлен ряд передач о народных мастерах, руководителях народных коллективов, мероприятиях, освещающих клубную деятельность области. Все мероприятия широко и в полной мере освещаются в СМИ и на сайте Центра.

За 2014-2016 годы Центром проводилась и проводится планомерная работа по реализации проектов по всем направлениям деятельности учреждения. Ключевыми из них являлись областные фестивали народного творчества «Родники», «В сердце России – с Россией в сердце», «Земля Рязанская – Земля Талантов», включившие в себя ряд проектов, охвативших все жанры народного самодеятельного творчества.

Для повышения профессиональной подготовки специалистов управлений (отделов) культуры и клубных работников, специалистов областных учреждений культуры центром организуются и проводятся:

– лагерь-семинар молодых библиотекарей Рязанской области;

– семинар-совещание начальников отделов (управлений) культуры, руководителей и специалистов областных учреждений культуры и искусства Рязанской области;

– лагерь-семинар руководителей хореографических коллективов;

– областной семинар на тему «Автономные, бюджетные и казенные учреждения: правовые, экономические и управленческие аспекты деятельности»;

– семинар «Управление по результатам в сфере культуры» для начальников отделов (управлений) культуры, зам.глав администраций МО Рязанской области;

– обучение работников сферы культуры на курсах повышения квалификации в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма по программе «Государственное и муниципальное управление в сфере культуры»;

– творческая лаборатория для директоров СДК, художественных руководителей СДК в рамках областного социально-культурного этнопроекта «Моя малая Родина;

– тематические консультации по планированию и организации учебы кадров клубных учреждений Рязанской области;

– семинар-практикум ведущих специалистов районных, городских отделов и управлений культуры, директоров районных и городских клубных учреждений, заведующих РОМЦ по вопросам планирования их деятельности «Учет, отчетность и перспективное планирование в культурно-досуговой сфере».

Ежегодно центр проводит творческие стажировки для руководителей хореографических коллективов Рязанской области. Целью таких стажировок являются повышение художественного уровня репертуара и исполнительского мастерства участников, обмен опытом у мастеров хореографии, развитие творческих связей между хореографическими коллективами.

В рамках областного инновационного проекта «Компьютерная программа «Он-лайн Своды» центром был подготовлен «Формат справочника учреждений культурно-досугового типа» 29 муниципальных управлений (отделов) культуры, все муниципальные образования были зарегистрированы, им присвоили индивидуальные ключи для входа на сайт Минкультуры. На места были направлены инструкции в электронном виде по работе с программным обеспечением «Он-лайн Своды».

В 2014-2016 г.г. проводились тематические тренинги и консультации по работе с программным обеспечением «Он-лайн Своды». В ходе которых было выявлено, что только одно муниципальное образование не имеет доступа в Интернет (Пителинский район). В остальных муниципальных образованиях имеются необходимые минимальные возможности для работы на сервере.

Для Министерства культуры и туризма Рязанской области были подготовлены в электронном виде списки специалистов по работе со статистикой, реестры организаций и учреждений культурно-досуговой сферы для работы в областной программе «Парус», в областную программу «Парус» были внесены сводные статистические данные 29 муниципальных образований.

 

 

2.2. Анализ управления ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

 

Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом. Аппарат управления ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоит из директора Шаповской Е. М., заместителя директора Ловковой В. В. и главного бухгалтера Козловой Л. А. Отделы Центра возглавляют заведующие отделов (7 чел.). Структура управления является линейно-функциональной (Приложение 1).

Руководителем Центра является его директор, действующий на основе законодательства Российской Федерации и Устава на принципах единоначалия. Он осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения и подотчетен учредителю, которым является Министерство культуры и туризма Рязанской области.

Права и обязанности директора Центра устанавливаются в соответствии с Уставом и заключенным с министерством культуры и туризма Рязанской области договором.

Директор имеет следующие должностные обязанности:

– без доверенности действует от имени Центра, представляет его интересы в органах государственной власти и местного самоуправления и во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, от имени Центра заключает договоры, выдает доверенности;

– открывает лицевые и иные счета Учреждения;

– несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждении, соблюдения действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственной документации и хранении бухгалтерской документации;

– утверждает структуру и штатное расписание Центра, положения о его структурных подразделениях по согласованию с комитетом по культуре и туризму Рязанской области;

– в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности, принимает на работу и увольняет работников Центра, устанавливает численность, квалификационный и штатный состав, заключает с ними трудовые договоры, утверждает правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции;

– устанавливает работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе, доплаты за совмещение профессий или увеличение объема работы без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещения профессий, в пределах экономии фонда заработной платы и внебюджетных средств, запланированных на оплату труда, а также снимает их в случае ухудшения работы работника;

– определяет порядок и размеры надбавок работникам, на основе дифференцированного подхода, исходя из эффективности и качества их труда в пределах экономии фонда заработной платы и внебюджетных средств, запланированных на оплату труда;

– устанавливает работникам Центра вознаграждение в процентном отношении от привлеченных ими спонсорских средств и от реализации платных услуг, согласно Положения о стимулирующих выплатах работникам Центра;

– поощряет и применяет дисциплинарные взыскания в отношении работников Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– утверждает положения, издает приказы, дает указания, обязательные для всех работников Центра;

– распоряжается в установленном порядке имуществом и средствами Центра, обеспечивает эффективное использование его ресурсов для решения производственных и социальных задач;

– осуществляет в установленном порядке меры по поддержанию и развитию материально-технической базы Центра, созданию необходимых условий для его работников, несет ответственность за сохранность и надлежащее использование его фондов, а также зданий, сооружений, оборудования, другого имущества.

Трудовой коллектив Центра составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Отношения работников и ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества», возникшие на основе трудовых договоров, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, управления Центром носит линейно-функциональный характер и осуществляется директором на принципах единоначалия в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом учреждения. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что в целом используемые подходы к управлению адекватны структуре Центра.

 

 

2.3. Оценка эффективности деятельности ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

 

Оценку эффективности деятельности данного государственного учреждения культуры выполним по достигнутым Центром результатам, сопоставив их с планируемыми значениями в Стратегии развития ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» до 2025 года.

Рассмотрим степень достижения планируемых значений показателей деятельности Центра в научно-методической, аналитической и информационно-издательской деятельности (таблица 2). Как показывает анализ данных, по большинству показателей планируемые в Стратегии показатели достигнуты или даже перевыполнены. Недовыполнение плана отмечается только по двум показателям «Количество участников мероприятий в сфере научно-методической деятельности» и «Количество подготовленных аналитических и информационных материалов по основным направлениям деятельности Центра». Следовательно, по данному направлению эффективность можно признать удовлетворительной.

В таблице 3 приведена динамика показателей, которые позволят оценить эффективность организации и проведения Центром культурно-

Таблица 2 – Эффективность научно-методической, аналитической и информационно-издательской деятельности ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

Показатели деятельности Центра 2014 год 2015 год 2016 год
факт план факт план факт план
Количество мероприятий в сфере научно-методической деятельности

 

Количество участников данных мероприятий (чел.)

9

 

 

1351

9

 

 

1350

10

 

 

1393

10

 

 

1400

12

 

1425

12

 

 

1500

Количество подготовленных аналитических и информационных материалов по основным направлениям деятельности Центра 127 130 128 128 128 130
Количество учреждений культуры, которым оказана методическая и практическая помощь 4732 4730 4741 4740 4768 4750
Количество наименований научных и научно-методических изданий, выпущенных в рамках деятельности Центра 22 25 30 30 36 35

 

массовых мероприятий. Как видим, по всем показателям планируемые значения не достигнуты. Это позволяет сделать вывод о низкой эффективности деятельности по данному направлению.

 

Таблица 3 – Эффективность проведения культурно-массовых мероприятий в ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

Показатели деятельности Центра 2014 год 2015 год 2016 год
факт план факт план факт план
Количество культурно-массовых мероприятий 65 80 81 85 87 90
Количество участников этих мероприятий, чел. 99870 100500 100055 101300 101821 105000
Количество зрителей на этих мероприятиях, чел. 245000 300000 267000 301500 301900 303500
Доля участников удовлетворенных качеством оказываемых услуг, % 80,0 83,0 81,5 83,5 80,5 84,1

Важным показателем эффективности управления государственным бюджетным учреждением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики” является поэтапный рост оплаты труда его сотрудников и достижение средней заработной платы до средней заработной платы в регионе. В Рязанской области в 2016 году средняя заработная плата составила 27495,4 руб. [29]

Рисунок 2. Динамика роста средней начисленной заработной платы в ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

 

Средняя заработная плата по Центру в 2016 году составляет 15655 руб. 80 коп. (рис. 2). Не смотря на рост заработной платы за последние три года на 42%, она по-прежнему значительно отстает от среднеобластного уровня и составляет от него всего 56,9%. Следовательно, по данному направлению эффективность управления Центром нельзя признать удовлетворительной.

Мы провели оценку эффективности деятельности ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» по трем основным направлениям:

– научно-методическая, аналитическая и информационно-издательская деятельностью;

– проведение культурно-массовых мероприятий;

– оплата труда.

По результатам анализа мы сделали вывод, что по большинству показателей эффективность деятельности ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» можно признать неудовлетворительной.

Основные причинами сложившейся ситуации нам видятся:

– устаревшая материально-техническая база Центра;

– низкая информированность населения о мероприятиях Центра;

– дефицит бюджетных средств и отсутствие источников дополнительного финансирования.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Предложения по повышению

эффективности деятельности ГБУ культуры РО

«Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

 

3.1. Направления развития ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

 

Для того, чтобы определить пути повышения эффективности управления ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества», в начале необходимо выделить основные направления его развития. Рассмотрим их более подробно.

1) Сохранение нематериального культурного наследия и развитие жанров народного творчества:

– работа по изучению и сохранению нематериального культурного наследия Рязанской области;

– внесение новых объектов нематериального культурного наследия в общероссийский и региональный Реестры ОНКН;

– проведение семинаров и практикумов для руководителей и участников фольклорных коллективов и сольных исполнителей в жанре фольклорного пения.

– проведение фестивалей, конкурсов и концертов фольклорных коллективов, солистов, дуэтов и ансамблей;

– дальнейшая пропаганда народной и академической музыки;

– усиление интереса к народному, академическому хоровому, ансамблевому, сольному пению среди участников художественной самодеятельности области;

– повышение исполнительского мастерства фольклорных ансамблей и солистов, поющих в фольклорной манере, народных и академических хоров, ансамблей и солистов, поющих в народной и академической манере, обогащение их репертуара произведениями героико-патриотического содержания, песнями современных композиторов, в том числе и рязанских авторов;

– выявление самобытных коллективов Рязанской области;

– выявление новых интересных молодых композиторов и исполнителей;

– совершенствование межобластного и межрайонного культурного обмена между руководителями и участниками фольклорных коллективов, народных и академических хоров и ансамблей;

– проведение фестивалей, конкурсов и концертов, посвященных знаменательным и памятным датам в истории России;

– дальнейшая пропаганда народного и классического танцевального искусства;

– совершенствование репертуарной политики и повышение художественного уровня танцевальных постановок;

– выявление новых талантливых коллективов, балетмейстеров и исполнителей.

– сохранение лучших театральных традиций, популяризация любительского театрального искусства;

– повышение общественного внимания к театральному искусству.

2) Укрепление и модернизация учреждения:

– укрепление и развитие материально-технической базы Центра;

– расширение и разнообразие услуг, предоставляемых учреждением;

– обеспечение активной коммуникации учреждения с населением по вопросам просвещения.

– создание инновационных моделей клубных учреждений (центров, комплексов);

– учет интересов и потребностей всех категорий гражданского населения области: обеспечение равных возможностей творческой самореализации, независимо от уровня доходов, социального статуса, национальности и места проживания;

– привлечение талантливых молодых специалистов для работы в учреждении;

– формирование положительного имиджа и повышение статуса Центра.

3) Содействие инновациям:

– поддержка творческой активности граждан;

– внедрение инновационных форм организации и поддержки народного творчества;

– внедрение информационной системы «Он-лайн Своды» в работу клубных учреждений Рязанской области.

4) Культурно-просветительская деятельность:

– создание условий для реализации культурно-просветительского потенциала, обеспечивающего устойчивое и динамичное развития Рязанской области;

– передача молодому поколению общественно значимых ценностей: гражданственности, патриотизма, уважения к истории и традициям, толерантности, семьи, материнства, отцовства, здоровья, образования и труда;

– поиск и поддержка талантов среди детей и молодежи посредством отбора на конкурсах и фестивалях;

– привлечение населения к культуротворчеству в различных видах и жанрах самодеятельного творчества: развитие творческого мышления современного человека.

5) Культурно-досуговая деятельность:

– проведение зональных фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм, демонстрирующих результаты творческой деятельности клубных формирований;

– проведение концертов, спектаклей, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, массовых театрализованных праздников и представлений с учетом возрастных критериев;

– организация мероприятий различных форм для социально не защищенных слоев населения.

6) Патриотическое, духовно-нравственное, экологическое воспитание:

приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни;

– художественное, нравственное и патриотическое воспитание населения путем участия в деятельности народных и академических хорах и ансамблях;

– привлечение молодежи к полезному и культурному проведению досуга (конкурсы–смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха);

– обеспечение доступности услуг культуры (более широкое привлечение зрительской аудитории, обеспечение творческого обмена и внедрения новых технологий, повышение квалификации специалистов культурно – досуговой деятельности, создание оптимальных условий для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время пожилых людей).

7) Медиапроектная деятельность:

– обеспечение коммуникационной, информационной, маркетинговой и рекламной поддержки культурных программ и проектов Центра;

– разработка и издание необходимой методической, справочно-аналитической и информационной документации;

– участие в научно-исследовательской и методической деятельности Центра путем организации и привлечения специалистов к проведению экспедиционной деятельности;

– реализация масштабных проектов Центра: «Рязанская этнографическая энциклопедия», издание журнала «Рязанский этнографический вестник»;

– формирование электронных ресурсов, оцифровка материалов экспедиций;

– организация ежегодной подписки (предварительная и основная) на газеты и журналы «Почта России» и оформление централизованной подписки на газету «Клубный репертуар» для культурно-досуговых учреждений Рязанской области;

– поддержка и развитие официального сайта Центра.

8) Развитие технологий выставочной деятельности:

– разработка, апробация и внедрение в работу Центра и учреждений культуры области инновационных форм и методов выставочной деятельности (арт-проекты, передвижные выставочные мероприятия и т.п.);

– изучение, анализ и популяризация жанров изобразительного, декоративно-прикладного и фотоискусства Рязанской области за счет: выявления новых мастеров и художников-любителей, постоянного обновлении материала о них на официальном сайте Центра, предоставления информации в СМИ, создания каталогов, фильмов о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве Рязанской области;

– создание (обновление) базы данных мастеров декоративно-прикладного искусства и художников-любителей Рязанской области;

– повышение мастерства художников-любителей, мастеров декоративно-прикладного и фотоискусства Рязанской области путем организации и проведения семинаров-практикумов для руководителей творческих объединений ИЗО И ДПИ области и пленэров для мастеров и художников-любителей;

– оказание методической помощи в творческом развитии мастеров и художников-любителей;

– проведение фестивалей, конкурсов ИЗО и ДПИ, арт-проектов, областных (стационарных, выездных, передвижных) выставок фото, ИЗО и ДПИ.

9) Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений:

– Качественное улучшение проводимых мониторингов состояния и деятельности культурно-досуговых учреждений за счет следующих механизмов:

– внедрение новых систем оперативного сбора и передачи информации;

– повышение квалификации специалистов, занимающихся статистической отчетностью;

– активное использование информационно-коммуникационных технологий в работе.

Реализация этих направлений позволит ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» позиционировать себя как современный, динамично развивающийся информационно-ресурсный, научный, методический и консультационный центр, аккумулирующий опыт и координирующий функционирование культурно-досуговых учреждений региона, обеспечивающий сохранение, изучение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия, транслирующий духовно-эстетический опыт прошлого новым поколениям.

Для того, чтобы определить возможность реализации этих направлений, необходимо оценить риски и угрозы, которым может быть подвергнута деятельность Центра. С этой целью мы предлагаем провести SWOT-анализ.

SWOT- анализ — это анализ сильных и слабых сторон учреждения, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды. «S» и «W» относятся к внутреннему состоянию учреждения, а «O» и «T» к его внешнему окружению. Результаты этого анализа позволяют определить, обладает ли учреждение внутренними силами и ресурсами, для того чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, а также какие внутренние проблемы требуют скорейшего решения [15].

По своей сути, SWOT-анализ выступает как одна из важнейших процедур диагностики состояния учреждения, позволяющая оценить ее реальное состояние, неиспользуемые ресурсы, систематизировать проблемные ситуации.

В таблице 4 приведем результаты SWOT-анализа ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества».

В рамках данного анализа были выявлены сильные и слабые стороны ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества», а также угрозы и возможности внешней среды.

Таблица 4 – SWOT-анализ ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

Сильные стороны Слабые стороны
– удобное место расположения (в центре г. Рязани в парке культуры и отдыха);

– высококвалифицированные кадры;

– многолетний опыт работы в сфере культуры;

– наличие у Центра Интернет-сайта;

– нематериальное культурное наследие региона уникально по богатству и видовому разнообразию;

– реализация долгосрочной целевой программы «Культура Рязанской области на 2010-2015 годы»

– устаревшая материальная база;

– отсутствие дополнительных источников финансирования;

– низкий уровень оплаты труда;

– слабая интеграция проектов в сфере популяризации нематериального культурного наследия с туристическими проектами;

– невысокий уровень удовлетворенности населения услугами Центра.

Возможности Угрозы
– привлечение частных инвесторов и общественных организаций для финансирования деятельности Центра;

– развитие платных услуг;

– наличие системы подготовки и повышения квалификации кадров;

– изменения соответствующего федерального и муниципального законодательства;

– возможное сокращение или прекращение бюджетного финансирования отдельных мероприятий Центра;

– изменение системы приоритетов в культурно-досуговых интересах молодого поколения, переключение их в сферу стремительного развивающихся информационных технологий;

– недостаточная пропаганда нематериального культурного наследия среди детей и юношества, а также слабая информированность, отсутствие специализированных образовательных программ в детских садах, школах

 

Анализ показывает, что ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» обладает всеми необходимыми предпосылками для своей деятельности за счет использования сильных сторон и реализации потенциальных возможностей.

Представленные в виде SWOT-матрицы результаты являются наглядными и информативными. Это значительно облегчит принятие решений о возможности дальнейшего развития Центра и позволит предпринять меры по предотвращению угроз и снижению рисков.

Правовые риски, связанные с возможными изменениями соответствующего федерального и регионального законодательства, могут привести к ухудшению условий функционирования Центра. Для минимизации воздействия этой группы рисков целесообразно:

– систематически осуществлять мониторинг планируемых изменений в федеральном и региональном законодательстве в области культуры и смежных сферах;

– участвовать в разработке проектов областных нормативных правовых актов в области культуры, затрагивающих основные направления деятельности Центра, привлекать к обсуждению этих документов основные заинтересованные стороны, которые впоследствии будут принимать участие в их реализации.

Финансовые риски могут проявиться в возможном сокращении или прекращении бюджетного финансирования отдельных мероприятий Центра. Механизм ограничения этих рисков включает в себя:

– определение приоритетных направлений финансирования;

– более тщательное бюджетное планирование с использованием методик оценки эффективности бюджетных расходов;

– систематическое уточнение объемов финансовых средств, необходимых на реализацию мероприятий Центра из бюджетных источников;

– улучшение координации софинансирования мероприятий из областного, федерального и муниципального бюджетов;

– привлечение внебюджетных источников финансирования.

Административные риски связаны с возможным проявлением неэффективного управления Центром, нарушением планируемых сроков реализации мероприятий, невыполнением целей и задач, неполным достижением целевых значений показателей, снижением эффективности использования ресурсов и качества проведения мероприятий. Ключевыми направлениями снижения административных рисков выступают:

– создание эффективной системы управления Центром;

– повышение эффективности взаимодействия Центра с другими заинтересованными организациями;

– заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными организациями;

– формирование системы мониторинга деятельности Центра;

– осуществление регулярного аудита результативности деятельности Центра;

– систематическая публикация в средствах массовой информации отчетов о деятельности Центра.

На сферу деятельности Центра оказывает большое влияние демографический фактор – естественная убыль старшего поколения – основного носителя и хранителя традиционной народной культуры. Определенные риски связаны и с изменением системы приоритетов в культурно-досуговых интересах молодого поколения, переключение их в сферу стремительного развивающихся информационных технологий

В случае воздействия каких-либо из указанных выше факторов необходимо осуществить оценку масштабов и последствий их действия, влияния на достижение главной цели, решение задач развития Центра и получение запланированных результатов.

 

 

3.2. Предложение по развитию платных услуг ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

 

Как показал проведенный в главе 2 анализ, большинство проблем, снижающих эффективность деятельности ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» вытекает из нехватки финансовых ресурсов.

В связи с тем, что Центр является государственным бюджетным учреждением, его финансирование осуществляется из регионального и федерального бюджетов в основном в рамках реализации государственных программ.

В 2016 году по областным целевым программам Центру было выделено 14 504 803 руб., в том числе:

  1. Субсидия на исполнение государственного задания в 2016 году – 13 804 803 руб. (было запланировано – 14 469 054 руб., недофинансировано – 664 251 руб.);
  2. Субсидия на иные цели и бюджетные инвестиции:

– государственная программа Рязанской области «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на 2014-2016 годы» на проведение многонационального праздника «Сабантуй» – 300 000 руб.;

– государственная программа Рязанской области «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на 2014-2016 годы» на проведение областного праздника национальных культур «Многоликая Россия» – 300 000 руб.;

– государственная программа Рязанской области «Развитие культуры и туризма на 2015-2020 годы» на оснащение Центра современной мебелью – 100 000 руб.

По федеральной целевой программе «Культура России (2012 – 2018)» на 01.01.2016 года было выделено 300 000 руб. на проведение «Фестиваля казачьей культуры «Весело, да громко казаки поют» [30].

В соответствии с действующим законодательством и Уставом ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» имеет право оказывать услуги физическим и юридическим лицам на платной основе. Но данное направление в Центре абсолютно не развито. В то же время оказание платных услуг позволило бы решить ряд ключевых проблем Центра, то есть обновить материально техническую базу, повысить заработную плату сотрудников, полностью укомплектовать штат, привлечь молодежь.

Как было описано в главе 1, государственные учреждения культуры в РФ оказывают достаточно широкий спектр услуг, в том числе и на платной основе. Это может быть организация и проведение танцевальных вечеров, концертов, театрализованных праздников, обрядов, юбилеев, профессиональных праздники, презентаций, выставок, ярмарок, сдача в аренду помещений, музыкальных инструментов, костюмов, сценарного материала;

В 2016 году в Рязанской области платные услуги оказывали 360 учреждений культуры, по сравнению с 2015 годом их количество увеличилось на 7 единиц. Всего в 2016 году от платных услуг в культурно-просветительские учреждения Рязанской области поступило 31 млн. 762 тыс. рублей, тогда как в 2015 году эта сумма составляла 28 млн. 245 тыс. рублей, а в 2014 году 26 млн. 670 тыс. С каждым годом наблюдается увеличение средств от оказания платных услуг в культурно-просветительских учреждениях Рязанской области [27].

Наиболее широкий спектр платных услуг среди муниципальных образований Рязанской области реализует МО – городской округ город Рязань. Культурно-просветительские учреждения г. Рязани работают в следующих направлениях: массовые мероприятия, дискотеки и танцевальные вечера, видеопоказ, аренда помещений, услуги по проведению торжеств и обрядов.

В среднем по Рязанской области одним культурно-просветительским учреждением оказывается услуг на сумму 52,5 тыс. рублей, а одним творческим работником – на сумму 8 тыс. рублей [27].

Анализируя деятельность культурно-просветительских учреждений Рязанской области по оказанию платных услуг физическим и юридическим лицам, можно прийти к выводу, что перспективы развития платных услуг возможны в каждом культурно-просветительском учреждении, однако разные учреждения по-разному используют эти возможности, некоторые очень слабо. Это обусловлено такими факторами как: слабая материально-техническая база культурно-просветительских учреждений, нехватка квалифицированных специалистов, недостаток современной видео- и аудиотехники, низкий уровень жизни местного населения.

Несмотря на эти обстоятельства, расширение объемов оказания платных услуг видится нам единственной возможностью решения проблемы недостаточного бюджетного финансирования ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества».

Как уже отмечалось, в Уставе Центра говорится «о предоставлении в рамках его возможностей разнообразных платных услуг социально-культурного характера физическим и юридическим лицам, с учетом их запросов и потребностей» [26]. В соответствии с действующим законодательством платные формы деятельности ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» не будут рассматриваться как предпринимательские в том случае, если доход от них полностью идет на его развитие и совершенствование. Непосредственно перечень платных услуг, дата введения этого перечня определяются в Положении об оказании ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» платных услуг, которое согласовывается с Министерством культуры Рязанской области и подписывается директором Центра. Также должно быть назначено ответственное лицо, на которое будут возложены обязанности по контролю оказания платных услуг.

Учитывая вышеизложенное и анализируя деятельность культурно-просветительских учреждений Рязанской области и других регионов в сфере оказания платных услуг, мы пришли к выводу, что для более качественной работы в этом направлении необходимо четко определить возможный спектр предоставляемых услуг с учетом специфики ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества».

В приложении 2 приводится рекомендуемый перечень платных услуг, которые может оказывать ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» с указанием ориентировочных цен. При определении цены на платные услуги в данном учреждении мы руководствовались среднерыночными ценами на оказание аналогичных услуг в других культурно-просветительских учреждениях г. Рязани, а также средним размером оплаты труда сотрудников, задействованных в их оказании.

В связи с тем, что здание, в котором расположен Центр, является памятником деревянного зодчества и охраняется государством, мы не можем рекомендовать внедрение таких платных услуг, как сдача помещений в аренду или проведение на платной основе масштабных культурно-массовых мероприятий в помещениях ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества». Но учитывая огромный опыт сотрудников Центра в сфере народного творчества, можно предложить организацию на платной основе обучающих фольклорных курсов и кружков на платной основе.

Важным моментом введения в деятельность культурно-просветительского учреждения платных услуг является расчет их стоимости.

Так как ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» является некоммерческой организацией, то оно не ставит своей целью получение прибыли. Соответственно, стоимость услуги, оказываемой учреждением, определяется исходя из принципа самоокупаемости затрат на нее. За основу при определении цены услуги следует принимать сопутствующие каждому виду услуг расходы, с учетом пропускной способности, сезонности, количества получающих услугу, количества времени, затрачиваемого на ее оказание, и другие факторы.

Размер прибыли по конкретному виду услуг рассчитывается исходя из того, что уровень рентабельности не должен превышать 15%.

По услугам, оказываемым систематически, то есть постоянно (длительно) действующим курсам и кружкам цена должна устанавливаться ежегодно с учетом инфляции, происходящих изменений в уровне затрат, квалификации преподавателей, количественного состава групп обучающихся.

По услугам, оказываемым в разовом порядке, цена может устанавливаться индивидуально в каждом отдельном случае, исходя из необходимых затрат на оказание данной услуги.

Таким образом, при разработке и утверждении тарифов на платные услуги по каждому их виду должна быть составлена смета затрат, учитывающая все расходы, связанные с их оказанием.

Для калькуляции себестоимости услуги следует учитывать следующие статьи:

– оплата труда сотрудников, оказывающих услугу;

– начисления на заработную плату;

– приобретение необходимых материалов и оборудования;

– прямые расходы (расходные материалы, оплата приглашенных коллективов и исполнителей, транспортные услуги и другие);

– накладные расходы (коммунальные платежи, оплата обслуживающего персонала, реклама, оплата счетов сторонних организаций и другие).

Доля накладных расходов определяется для каждой платной услуги индивидуально в зависимости от их характера и размера [19].

Для примера рассмотрим формирование стоимости оказания платной услуги по организации танцевального кружка.

При частоте занятий 2 раза в неделю по 1 часу данная услуга будет оказываться одним педагогом. Средняя стоимость оплаты труда педагога-хореографа в г. Рязани составляет 130-150 рублей в час. Начисления на оплату труда составляют 34%. Никакого дополнительного оборудования данная услуга не потребует. Прямые расходы также будут отсутствовать. Накладные расходы в данном случае включают коммунальные платежи, оплату обслуживающего персонала (гардеробщица, уборщица) и рекламу. Примем их за 50% от остальных затрат. Таким образом можно посчитать общие затраты на оказание данной услуги:

150 руб. х 8 час. х 1,34 х 1,5 = 2412 руб.

С учетом рекомендуемой прибыли в размере 15% ежемесячная выручка будет составлять 2800 руб. При минимальной наполняемости группы 10 человек, цена данной услуги составит 280 руб. в месяц на человека.

Средняя стоимость на данную услугу при комплектации групп от 10 до 25 человек в г. Рязани составляет 300-500 рублей с человека в месяц. Таким образом, мы видим, что рассчитанная нами цена конкурентоспособна.

Объем планируемой прибыли составит 388 руб. в месяц или 4656 руб. в год. Помещение Центра позволяет формировать группы до 25 человек. Поэтому при наполняемости группы свыше 10 человек появляется возможность получения дополнительной прибыли. При максимальном наполнении группы ежемесячная прибыль будет составлять 4288 руб. в месяц или 51456 руб. в год.

При оказании нескольких подобных услуг, прибыль будет увеличиваться прямо пропорционально количеству этих услуг.

В конечном итоге оказание Центром платных услуг приведет к росту его доходов, улучшению их материально-технической базы, а также росту оплаты труда его сотрудников.

Как было выявлено в главе 1, в сфере культуры следует говорить не только об экономической, но и о социальной эффективности. Социальная эффективность предложенного нами мероприятия заключается в том, что дополнительное финансирование позволит ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» выйти на новый уровень оказания культурно-просветительских услуг, повысить охват населения.

Данное предложение обеспечит повышение доходов ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества», тем самым расширит его возможности по культурно-просветительскому обслуживанию населения и обеспечит возможность его дальнейшего перспективного развития.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В выпускной бакалаврской работе нами было проведено исследование эффективности деятельности ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества». В результате мы пришли к выводу, что обеспечение деятельности государственных учреждений культуры является важным направлением государственной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на конкретной территории. Они по-прежнему остаются центрами культурной жизни во многих населенных пунктах нашей страны.

Основными видами деятельности Центра являются научно-методическая, аналитическая и информационно-издательская, а также проведение культурно-массовых мероприятий. Они реализуются через мониторинг функционирования муниципальных культурно-просветительских учреждений, разработка методических рекомендаций, повышение квалификации сотрудников учреждений сферы культуры, формирование информационных отчетов, справок и бюллетеней о состоянии региональной сферы культуры, организацию и проведение фестивалей, конкурсов, ярмарок и др.

Организационная структура Центра представлена девятью отделами, которые возглавляют начальники отделов. Руководство Центром на принципах единоначалие осуществляет директор. Организационно-управленческая Центра – линейно-функциональная. В учреждении работают 29 творческих сотрудников и 19 человек технического персонала. На протяжении всего периода штат Центра не был полностью укомплектован.

Оценка эффективности деятельности Центра была проведена на основании сопоставления достигнутых результатов с планируемыми. Анализ показал, что по большинству показателей эффективность деятельности неудовлетворительная. Особенно следует отметить, что у сотрудников Центра отмечается очень низкий уровень оплаты труда, который составляет всего 57% от среднеобластного значения.

Анализ позволил нам выявить основные проблемы, снижающие эффективность деятельности ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»:

– устаревшая материально-техническая база Центра;

– низкая информированность населения о мероприятиях Центра;

– дефицит бюджетных средств и отсутствие источников дополнительного финансирования.

Нами определены основные направления развития Центра на ближайшую перспективу с учетом повышения эффективности его деятельности. Проведенный SWOT-анализ позволил определить и систематизировать сильные и слабые стороны деятельности Центра, а также возможности его развития и риски.

Анализ деятельности Центра по оказанию платных услуг населению показал, что перспективы их развития в Центре возможны, но абсолютно не используются. По нашему мнению расширение объемов оказания платных услуг является единственной возможностью справиться с недостаточным финансированием ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества». Нами разработан перечень рекомендуемых платных услуг для Центра, а также методика расчета цен на них. Применение данной методики позволит ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» самостоятельно определять их набор и стоимость с учетом местной специфики.

Внедрение платных услуг в практику деятельности Центра будет носить не только экономический, но и социальный эффект . Экономический эффект будет проявляться в улучшении его материально-технической базы, повышении заработной платы сотрудников. Социальный эффект заключается в более широком охвате населения услугами сферы культуры.

Таким образом, внедрение нашего предложения будет способствовать повышению эффективности деятельности ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 23 июня 1999 года №115-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями на 28 ноября 2015 года)
  3. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (в ред. Указа Президента РФ от 13.05.2010 N 579).

4. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 года №186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» (с изменениями на 9 июня 2016 года)

  1. Постановление Правительства РФ от 26 июня1995 года № 609 «Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (в редакции от 23.12.2002 г.)

6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в редакции от 08 августа 2009 года)

  1. Постановление Правительства Рязанской области от 21.10.2009 г. № 296 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Культура Рязанской области на 2010-2015 годы» (в редакции от 20 марта 2013 года)
  2. Закон Рязанской области от 09.03.2000 г. № 18-ОЗ «О народных художественных промыслах Рязанской области»
  3. Методические рекомендации по применению методики оценки эффективности деятельности учреждений культурно-досугового типа субъектов Российской Федерации. – 2011 год.
  4. Андреев, П.А. Особенности социально-экономической деятельности и повышение конкурентоспособности учреждений сферы культуры. / П.А. Андреев. // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 2. С. 172-176.
  5. Артюхова, В.Р. Управление культурой в условиях глобализации и модернизации общества: теоретический аспект. / В.Р. Артюхова. // Материалы международной научно-практической конференции «Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования». – Орел: изд-во ОГИИиК, 2014. С. 17-20.
  6. Берлизов, М.П. Государственное управление в области культуры в Российской Федерации (административно-правовой аспект). / М.П. Берлизов. – М, 2013. – 200 с.
  7. Жильцов, Е. Н. Экономика и управление социальной сферой. / Е. Н. Жильцов, Е. В. Егоров. – М. : Дашков и К°, 2015. – 496 с.
  8. Касаткина, С.А. Менеджмент социокультурной среды в условиях плюрализма ценностного контекста. / С.А. Касаткина. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 92-97.
  9. Касаткина, С.А. Менеджмент в сфере культуры как вид управленческой деятельности. / С.А. Касаткина. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 199-204.
  10. 16. Касатенко, А.Н. Правовые и социальные основы государственной культурной политики современной России. / А.Н. Касатенко. // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 1. С. 45-48.
  11. Колношенко, В.И. Социокультурный менеджмент: сущность и специфика. / В.И. Колношенко, О.В. Колношенко. // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2014. № 3. С. 59-69.
  12. Кошкина, М.В. Особенности функционирования некоммерческого сектора культуры и искусства./ М.В. Кошкина. // Некоммерческие организации в России. 2016. №1. С. 10-13.
  13. Матвеев, И. В. Договор оказания театрально-зрелищных услуг. / И. В. Матвеев. // Культура: управление, экономика, право. 2013. № 4. С. 22-27.
  14. Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М. П. Переверзев, М.В. Косцов. – М.: Инфра-М, 2010. – 192 с.
  15. Пожигайло, П. Культура как цель существования государства. / П. Пожигайло. // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 2. С. 3-7.
  16. Струкова, Н.А. К вопросу внедрения менеджмента качества в сфере культуры. / Н.А. Струкова . // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (39). С. 178-180.
  17. Трушкина, Е.И. Управление развитием сферы культуры. / Е.И. Трушкина, К.Э. Ревенко. // Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции «Актуальные вопросы социально-экономического развития современного государства». – Новочеркасск: изд-во ЮГПУ (НПИ), 2014. С. 124-128.
  18. Фокина, М.Л. Экономическая и социальная результативность функционирования системы стратегического управления учреждениями культуры. / М.Л. Фокина. // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. № 2. С. 44-47.
  19. Ходжаян, Е.Г. Процессный подход к управлению организационным развитием в некоммерческом секторе культуры и искусства. / Е.Г. Ходжаян . // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 385.
  20. Сайт ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества». – Режим доступа: http://cnt-ryazan.ru
  21. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. – Режим доступа: http://mkrf.ru/
  22. Сайт Правительства Рязанской области. – Режим доступа: http://www.ryazanreg.ru
  23. Информационный портал Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области – Режим доступа: http://www.ryazstat.gks.ru
  24. Официальный сайт ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)». – Режим доступа: http://fcpkultura.ru/
  25. Правовой портал в сфере культуры. – Режим доступа: http://pravo.roskultura.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Организационно-управленческая структура ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

 

 

 

Приложение 2

Рекомендуемый перечень услуг, оказываемых на платной основе

ГБУ культуры РО «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества»

№№ Наименование услуги Единица измерения Цена услуги

(руб.)

1. Набор текста на компьютере
1.1. с рукописи заказчика 1 страница А4 (14 шрифт, 1 межстрочный интервал -1.5) 70
1.2 с машинописного текста 1 страница А4 (14 шрифт, межстрочный интервал -1,5) 55
2. Редактирование текста в текстовом редакторе WORD 1 страница А4 (14 шрифт, межстрочный интервал – 1,5) 30
3. Печать на лазерном принтере (чёрно-белая односторонняя до 25 % заливки) 1 страница 10
4. Ксерокопирование 1 страница А4 10
5. Сканирование без обработки 1 страница А4 15
6. Пересылка информации по факсу
6.1. местная 1 страница документа 20
6.2. междугородная 1 страница документа 70
6.3. международная 1 страница документа 150
7. Прокат костюмов
7.1. в сутки за 1 предмет 300
7.2. в сутки за 1 комплект 1000
8. Разработка сценариев
8.1. оригинальный 1 сценарий от 5000 до 10000
8.2. компилятивный (для организаций) 1 сценарий от 3000 до 7000
8.3. составной (для частных лиц) 1 сценарий от 2000 до 5000
9. Организация и проведение корпоративных и частных мероприятий (вечера-концерты) 1 мероприятие от 10000 (без ограничения)
10. Разработка буклетов 1 буклет 3000
11. Работа ведущего
11.1. концертная программа 1 час 500
11.2 тематический вечер 1 час 700
11.3 профессиональный праздник 1 час 1000

 

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.