Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

Содержание современных процессов рыночного развития российской экономики обусловлено институциональными преобразованиями в важнейших инфраструктурных отраслях, в числе которых система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) занимает особое место, образуя жизнеобеспечивающую основу муниципальных образований и реализуя социальные функции в процессе экономической деятельности своих хозяйствующих субъектов.
Сложившаяся ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве характеризуется преобладанием государственной и муниципальной форм собственности, высокой централизацией управления, необоснованной монополизацией и значительной дотационностью, что обусловливает низкую эффективность функционирования данной сферы, предопределяет необходимость и направления ее рыночной трансформации. Основной целью реформы ЖКХ является перевод данной сферы в режим самоокупаемости и самофинансирования с обеспечением социальной защиты малоимущих граждан.
Однако по истечении более полутора десятилетий рыночных преобразований в отрасли эти цели по-прежнему не достигнуты, а основным и наиболее значимым результатом развития отрасли явился рост тарифов в рамках решения задачи обеспечения 100-процентной оплаты населением затрат по оказанию услуг ЖКХ, решаемой при сохранении их невысокого качества, усилении монополизма хозяйствующих субъектов и низкой эффективности системы управления.
Сегодня перед предприятиями городского хозяйства стоят непростые задачи: повышение эффективности и конкурентоспособности, формирование высококвалифицированного кадрового штата, который со всей ответственностью, а главное – профессионально подойдет к выполнению поставленной перед ним задачи: качественно и своевременно предоставлять услуги по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов.
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу управления субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Это определило актуальность исследования.
Все выше сказанное подтверждает актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель дипломной работы – предложить пути повышения эффективности управления предприятием МУП «Жилкомсервис» Володарского района города Брянска.
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы управления предприятием городского хозяйства;
– проанализировать и оценить эффективность управления предприятием городского хозяйства на примере МУП «Жилкомсервис» Володарского района города Брянска;
– предложить пути повышение эффективности управления предприятием городского хозяйства на примере МУП «Жилкомсервис» Володарского района города Брянска.
Объект исследования – МУП «Жилкомсервис» Володарского района города Брянска.
Предмет исследования – управления предприятием городского хозяйства.
Методами исследования в дипломной работе являются: метод научной литературы, метод системного анализа и исследования операций, статистический метод, метод обобщений.
Источниками информации для написания дипломной работы послужили: статистические материалы, бухгалтерская отчетность за 2011 – 2013 годы по предприятию МУП«Жилкомсервис» Володарского района города Брянска, устав предприятия, труды ведущих отечественных авторов, статьи, опубликованные в периодических изданиях.
Теоретической базой исследования послужили нормативные и законодательные акты, монографический материал, работы известных ученых: Акулинин Д.Ю., Баканов М.И., Шеремет А.Д., Ковалев А.И., Привалов В.П., Пястолов С.М., Савицкая Г. В. и др.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, которые включат параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Теоретические основы управления предприятием городского хозяйства

1.1 Понятие, сущность и особенности функционирования предприятия городского хозяйства

1.2 Методы управления предприятием городского хозяйства

1.3 Показатели, характеризующие эффективность управления предприятием городского хозяйства

 

Жилищно-коммунальнаяㅤ сфера являетсяㅤ однойㅤ изㅤ основных отраслейㅤ муниципального хозяйства, отㅤ функционированияㅤ которойㅤ непосредственно зависитㅤ жизнедеятельностьㅤ населения. Отрасльㅤ ЖКХ напрямуюㅤ связана с повседневными интересами гражданㅤ и призвана обслуживатьㅤ их материально-бытовые потребности вㅤ жилищно-коммунальных услугах.

Сегодняㅤ дляㅤ обеспеченияㅤ эффективнойㅤ системыㅤ управленияㅤ и обслуживанияㅤ муниципального жилищного фонда вㅤ России решаютсяㅤ задачи по внедрениюㅤ конкурентных отношений, развитиюㅤ инициативыㅤ собственниковㅤ жилья, созданиюㅤ условийㅤ дляㅤ управленияㅤ многоквартирными домами. Развитиюㅤ конкурентных отношенийㅤ и частнойㅤ инициативыㅤ вㅤ жилищно-коммунальномㅤ комплексе города вㅤ частности способствуетㅤ с увеличение бюджетного финансированияㅤ вㅤ части обновленияㅤ и реконструкции основных фондовㅤ [5, с.132].

ЖКХ являетсяㅤ важнейшимㅤ системообразующимㅤ компонентомㅤ организации хозяйственного комплекса современного поселенияㅤ любого типа. Отㅤ качества предоставляемых имㅤ услугㅤ зависитㅤ здоровье и дееспособностьㅤ населения, а также ритмичностьㅤ работыㅤ всех предприятийㅤ муниципалитета.

Вㅤ экономике России рынка коммунальных услугㅤ до последнего времени не существовало. Введение Жилищного кодекса стало реальнымㅤ толчкомㅤ дляㅤ функционированияㅤ разнообразных управляющих компанийㅤ вㅤ многоквартирных домах, то естьㅤ способствовало возникновениюㅤ предпринимательства вㅤ жилищнойㅤ сфере.

Система управленияㅤ ЖКХ представляетㅤ собойㅤ единыйㅤ механизм, каждыйㅤ элементㅤ которого выполняетㅤ предназначеннуюㅤ емуㅤ функцию, взаимосвязаннуюㅤ с функциями других элементов.

Кㅤ структуре механизма управленияㅤ вㅤ ЖКХ на муниципальномㅤ уровне можно отнести [12, с.176]:ㅤ

  • формирование эффективных взаимосвязейㅤ вㅤ сфере ЖКХ междуㅤ субъектами и объектами на уровне муниципалитета, а также понимание сущности экономических отношенийㅤ участниковㅤ вㅤ сфере ЖКХ сквозьㅤ призмуㅤ взаимодействияㅤ и реализации экономических потребностейㅤ и интересовㅤ человека;
  • определение принциповㅤ муниципального управленияㅤ ЖКХ. Кㅤ нимㅤ относят:ㅤ принципㅤ инициативыㅤ и самостоятельности;ㅤ административнойㅤ централизации;ㅤ структурности и взаимосвязи;ㅤ приоритетных задачㅤ и направлений;ㅤ инвестиционнойㅤ привлекательности;ㅤ равнойㅤ социальнойㅤ защитыㅤ и справедливости;ㅤ взаимного доверияㅤ и ответственности;ㅤ инновации и модернизации;ㅤ научности;
  • определение специфики муниципального управленияㅤ ЖКХ, базирующегосяㅤ на количественных и качественных показателях;
  • определение особенностейㅤ муниципального управленияㅤ ЖКХ, которые формируютсяㅤ подㅤ воздействиемㅤ факторовㅤ какㅤ эндогенного, такㅤ и экзогенного характера;
  • определение методовㅤ муниципального управленияㅤ ЖКХ.
  • формирование задачㅤ механизма муниципального управленияㅤ ЖКХ.

Общими изㅤ них являются:ㅤ формирование стратегии и тактики управленияㅤ объектами ЖКХ муниципалитета;ㅤ внедрение новых формㅤ и методовㅤ хозяйствования, совершенствование организации управления;ㅤ развитие конкурентных отношений;ㅤ управление обеспечениемㅤ надлежащего состоянияㅤ предприятийㅤ ЖКХ и эффективнымㅤ предоставлениемㅤ необходимого уровняㅤ и качества услугㅤ населению;ㅤ решение вопросовㅤ муниципального благоустройства и дорожного строительства;ㅤ осуществление, вㅤ соответствии с законодательством, контроляㅤ надㅤ деятельностьюㅤ системыㅤ ЖКХ муниципального образования.

Механизмㅤ управленияㅤ -ㅤ это проводникㅤ любых управленческих решений. Отㅤ него всецело зависитㅤ результатㅤ экономического поведенияㅤ конкретного человека, группыㅤ людей, организации, общества. Реформа такойㅤ сложнойㅤ системы, какㅤ ЖКХ, не можетㅤ бытьㅤ успешно осуществлена безㅤ кардинальных измененийㅤ вㅤ системе управленияㅤ жилищнымㅤ фондомㅤ и его инфраструктурой. Механизмㅤ управленияㅤ вㅤ ЖКХ во многомㅤ зависитㅤ отㅤ усиленияㅤ роли местного самоуправленияㅤ и широкомㅤ вовлечении населенияㅤ вㅤ процесс принятияㅤ решенийㅤ [8, с.132].

Широкое использование системыㅤ делегированного управленияㅤ вㅤ ЖКХ России приведетㅤ кㅤ модернизации и повышениюㅤ эффективности использованияㅤ объектовㅤ жизнеобеспеченияㅤ населения, кㅤ экономии ресурсов, дальнейшемуㅤ рефинансированиюㅤ средств, направляемых на финансирование ЖКХ. После окончанияㅤ действияㅤ договора-концессии муниципальные образованияㅤ получаютㅤ модернизированнуюㅤ инфраструктуруㅤ при уменьшении себестоимости поставляемых ресурсовㅤ и повышении качества услуг.

Качество функционированияㅤ жилищно-коммунального хозяйства, являющегосяㅤ важнейшейㅤ сферойㅤ социальнойㅤ структурыㅤ общества, способно создатьㅤ благоприятнуюㅤ средуㅤ дляㅤ реализации принциповㅤ социально-ориентированнойㅤ рыночнойㅤ экономики.

Вㅤ области ЖКХ существуютㅤ сильные и слабые стороныㅤ вㅤ кадровомㅤ обеспечении, возможности и ограниченияㅤ регионального бюджета, организационные возможности и ограниченияㅤ органовㅤ государственного управления, возможности выстраиванияㅤ взаимодействияㅤ с бизнес-ㅤ и общественными субъектами на территории области (см. Таблица 1ㅤ -ㅤ 4)ㅤ [6, с.78].

 

 

Таблица 1ㅤ -ㅤ Кадровые ограниченияㅤ вㅤ области ЖКХ

 

Сильные стороныㅤ (S) Слабые стороныㅤ (W)
Естьㅤ образовательные учрежденияㅤ по подготовке специалистовㅤ дляㅤ энергетики, ЖКХ, социальнойㅤ сферы.

Естьㅤ значительнаяㅤ производственнаяㅤ база дляㅤ трудоустройства подготовленных специалистов

Нехватка квалифицированного персонала низшего и среднего звена.

Отсутствие управленческих кадров, способных работатьㅤ вㅤ условиях жесткойㅤ рыночнойㅤ конкуренции вㅤ энергетике

Возможности (О) Угрозыㅤ (Т)
Возможностьㅤ трудоустройства наиболее квалифицированных специалистов.

ㅤ Возможностьㅤ подготовки специалистовㅤ широкого профиляㅤ и высокого уровняㅤ компетенции

Старение инженерных и рабочих кадров. Утрата инициативыㅤ вㅤ подготовке кадровㅤ можетㅤ привести кㅤ нехватке подготовленных специалистовㅤ на этапе модернизации системыㅤ ЖКХ

 

Таблица 2ㅤ -ㅤ Возможности и ограниченияㅤ регионального бюджета

 

Сильные стороныㅤ (S) Слабые стороныㅤ (W)
Стабильностьㅤ поступающих налоговㅤ вследствие стабильнойㅤ работыㅤ энергетики и ЖКХ Низкийㅤ темпㅤ модернизации и строительства инфраструктурных предприятийㅤ за счетㅤ федерального и регионального бюджетов

Необходимостьㅤ привлеченияㅤ значительных средствㅤ изㅤ областного бюджета.

Значительныйㅤ срокㅤ окупаемости создан-ных объектов.

Государственное регулирование тарифовㅤ снижаетㅤ возможнуюㅤ доходностьㅤ предпри-ятийㅤ инфраструктуры.

Неплатежи населенияㅤ и организацийㅤ за предоставленные услуги

Возможности (О) Угрозыㅤ (Т)
Возможностьㅤ привлеченияㅤ средствㅤ изㅤ федерального бюджета.

Возможностьㅤ привлеченияㅤ дополнитель-ных инвестицийㅤ на основе созданияㅤ частно-государственного партнерства

Угроза потери доходовㅤ вㅤ других сферах экономики, ориентированных на развитие инфраструктурыㅤ (сфера обслуживания, промышленность, АПК), что являетсяㅤ ограничениемㅤ ㅤ развитияㅤ инфраструктуры

 

 

 

 

 

 

Таблица 3ㅤ -ㅤ Организационные возможности и ограниченияㅤ органовㅤ государственного управления

 

Сильные стороныㅤ (S) Слабые стороныㅤ (W)
ㅤ Контрольㅤ надㅤ государственнойㅤ частьюㅤ предприятийㅤ инфраструктуры. Дробление ранее единойㅤ структурыㅤ ЖКХ на конкурирующие междуㅤ собойㅤ организации, что уменьшаетㅤ возможностьㅤ влиянияㅤ местнойㅤ власти на работуㅤ этих компаний.

ㅤ Сложности выстраиванияㅤ взаимоотноше-нийㅤ междуㅤ органами управленияㅤ различных уровнейㅤ и организациями ЖКХ.

Сложности законодательного регули-рованияㅤ междуㅤ различными собствен-никами вㅤ ЖКХ.

Сложности тарифного регулированияㅤ междуㅤ федеральнымㅤ и региональнымㅤ уровнями власти

Возможности (О) Угрозыㅤ (Т)
Возможностьㅤ выстраиванияㅤ взаимо-отношений, вㅤ томㅤ числе законодательного регулирования, междуㅤ органами управле-нияㅤ различных уровнейㅤ и организациями ЖКХ. ㅤ

Возможностьㅤ выстраиванияㅤ отношенийㅤ с бизнесомㅤ на ㅤ ㅤ основе ㅤ ㅤ частно-государственного партнерства.

Угроза медленного развитияㅤ предприятийㅤ инфраструктурыㅤ вследствие несовершен-ства законодательства по регулированиюㅤ взаимоотношенийㅤ междуㅤ предприятиями различнойㅤ формыㅤ собственности

 

 

 

 

Таблица 4ㅤ -ㅤ Возможности выстраиванияㅤ взаимодействияㅤ с бизнес-ㅤ и общественными субъектами на территории области

 

Сильные стороныㅤ (S) Слабые стороныㅤ (W)
Наличие опыта совместнойㅤ работыㅤ частных и государственных компанийㅤ вㅤ ЖКХ.

Наличие инициативыㅤ и программㅤ на федеральномㅤ уровне по развитиюㅤ крупных инфраструктурных объектовㅤ региона

Сложности законодательного регулиро-ванияㅤ междуㅤ частными и государственными инфраструктурными предприятиями вㅤ регионе и крупными предприятиями на федеральномㅤ уровне , вㅤ которые они ㅤ входят
Возможности (О) Угрозыㅤ (Т)
Естьㅤ возможностьㅤ реализации крупных инфраструктурных объектовㅤ на основе частно-государственного партнерства, кото-рое будетㅤ способствоватьㅤ усиленномуㅤ развитиюㅤ всех других сферㅤ экономики региона.

Возможностьㅤ эффективного взаимо-действияㅤ ㅤ федеральных холдинговㅤ и местных компанийㅤ по решениюㅤ общих инфраструктурных проблемㅤ вㅤ интересах нескольких регионов

ㅤ Существуетㅤ вероятностьㅤ торможенияㅤ реализации развитияㅤ инфраструктурыㅤ только за счетㅤ государственных средствㅤ безㅤ привлеченияㅤ частных инвестицийㅤ ㅤ

 

Исходяㅤ изㅤ этого, важнейшими задачами органовㅤ государственнойㅤ власти Брянскойㅤ области вㅤ области ЖКХ являютсяㅤ формирование условийㅤ дляㅤ удовлетворенияㅤ внутренних энергетических потребностейㅤ и эффективнаяㅤ реализацияㅤ жилищно-коммунального потенциала региона на основе [32, с.187]:

  • формированияㅤ системыㅤ взаимодействияㅤ междуㅤ различными собственниками вㅤ энергетике и ЖКХ;
  • дальнейшего совершенствованияㅤ законодательнойㅤ основыㅤ дляㅤ привлеченияㅤ инвестицийㅤ вㅤ развитие энергетических объектовㅤ региона;
  • выстраиванияㅤ вㅤ ЖКХ системыㅤ взаимоотношенийㅤ с бизнесомㅤ на основе частно-государственного партнерства дляㅤ обеспеченияㅤ потребности развитияㅤ экономики (промышленность, ТЛК, сельское хозяйство)ㅤ и социальнойㅤ сферы.

Стратегическойㅤ цельюㅤ развитияㅤ энергетического комплекса и ЖКХ является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсовㅤ и потенциала энергетического сектора дляㅤ роста экономики и повышенияㅤ качества жизни населения, обеспечение комфортного существованияㅤ жителейㅤ Брянскойㅤ области, повышение эффективности функционированияㅤ жилищно-коммунальных системㅤ жизнеобеспечения.

Исходяㅤ изㅤ поставленных целей, основными задачами развитияㅤ жилищно-коммунального хозяйства можно выделить:

  • заменуㅤ устаревшего оборудования;
  • сокращение бюджетных средствㅤ на содержание жилищно-коммунального хозяйства;
  • оптимизациюㅤ тарифного регулированияㅤ отраслейㅤ ЖКХ и энергетики;
  • формирование рыночных механизмовㅤ функционированияㅤ ЖКХ, выходㅤ на прибыльностьㅤ основного количества предприятий;
  • подготовкуㅤ кадровㅤ вㅤ области ЖКХ.

Вㅤ настоящее времяㅤ вㅤ государственнойㅤ и муниципальнойㅤ собственности находитсяㅤ большое количество объектовㅤ недвижимости, которые не могутㅤ бытьㅤ приватизированы, но вместе с темㅤ нуждаютсяㅤ вㅤ постоянных и немалых денежных средствах. Передача муниципальнойㅤ собственности вㅤ делегированное управление фирмам-операторам, должна осуществлятьсяㅤ на конкурснойㅤ основе. Фирма-оператор, занимаясьㅤ на основе договора о делегированномㅤ управлении (концессии)ㅤ с органами местного самоуправленияㅤ комплекснымㅤ обслуживаниемㅤ населения, будетㅤ заинтересована вㅤ обеспечении бесперебойнойㅤ работыㅤ и модернизации коммунальных систем. При этомㅤ оплата коммунальных услугㅤ населениемㅤ являетсяㅤ самимㅤ источникомㅤ возврата вложенных средств. Такимㅤ образом, приведение вㅤ действие механизма делегированного управленияㅤ муниципальнойㅤ собственностьюㅤ способно привести кㅤ повышениюㅤ качества и надежности коммунального обслуживанияㅤ потребителей. Резко уменьшитсяㅤ объемㅤ средств, выделяемых на ликвидациюㅤ постоянных аварийㅤ на муниципальных инженерных сетях [14, с.166].

Энергосбережение и действенныйㅤ контрольㅤ объема потребленияㅤ ресурсовㅤ также приведутㅤ кㅤ общемуㅤ уменьшениюㅤ затрат, такㅤ какㅤ замена устаревших инженерных сетейㅤ на более эффективные неминуемо приведетㅤ кㅤ снижению, причемㅤ значительному, себестоимости производства коммунальных услуг. Повыситсяㅤ качество системыㅤ управленияㅤ коммунальными предприятиями, вㅤ итоге произойдетㅤ модернизацияㅤ и реконструкцияㅤ их основных фондов.

Широкое использование системыㅤ делегированного управленияㅤ вㅤ коммунальномㅤ хозяйстве России приведетㅤ не только кㅤ модернизации и повышениюㅤ эффективности использованияㅤ объектовㅤ жизнеобеспеченияㅤ населения, но и кㅤ прямойㅤ экономии ресурсов, дальнейшемуㅤ рефинансированиюㅤ средств, направляемых на финансирование коммунального хозяйства. После окончанияㅤ действияㅤ договора на делегированное управление (концессии)ㅤ муниципальные образованияㅤ получаютㅤ модернизированнуюㅤ инфраструктуруㅤ при уменьшении себестоимости поставляемых ресурсовㅤ и повышении качества услуг.

Одна изㅤ важнейших особенностейㅤ жилищно-коммунального хозяйства состоитㅤ вㅤ том, что потребности вㅤ услугах этойㅤ отрасли естьㅤ всегда и везде. Поэтомуㅤ современное состояние жилищно-коммунального хозяйства, с однойㅤ стороны, характеризуетсяㅤ непрерывнымㅤ втягиваниемㅤ и концентрациейㅤ вㅤ себе огромных ресурсов, с другойㅤ стороны, система управленияㅤ этойㅤ сферойㅤ не способна рационально их использовать.

Вㅤ этойㅤ связи усиливаетсяㅤ значение научнойㅤ постановки и развернутого исследованияㅤ проблемㅤ формирования эффективнойㅤ системыㅤ управленияㅤ жилищно-коммунальнымㅤ хозяйствомㅤ с цельюㅤ стабилизироватьㅤ управленческие технологии рационального использованияㅤ ресурсовㅤ с учетомㅤ особенностей рыночнойㅤ экономики.

>

Доступа нет, контент закрыт

2. Анализ и оценка эффективности управления предприятием городского хозяйства на примере МУП «Жилкомсервис Володарского района города Брянска»

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ методов управления предприятием

2.3 Анализ и оценка эффективности управления предприятием

 

Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» Володарского района г. Брянска (в дальнейшем именуемое Предприятие) основано на праве хозяйственного ведения, создано в соответствии с Постановлением Брянской городской администрации от 13.10.2005г.        № 3560-п «О создании муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска», распоряжением комитета по управлению собственностью города Брянска от 24.10.2005г. № 344-р «Об учреждении муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска» и действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», иных нормативных правовых актов Российской Федерации и органов местного самоуправления, настоящего устава.

Полное фирменное наименование Предприятия: Муниципальное Унитарное Предприятие «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска.

Официальное сокращенное наименование Предприятия: МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска.

Место нахождения Предприятия: 241047, г. Брянск, ул. Есенина, 4-А

Почтовый адрес Предприятия: 241047, г. Брянск, ул. Есенина, 4-А.

Собственником имущества Предприятия является муниципальное образование – город Брянск.

От имени муниципального образования города Брянска права собственника имущества Предприятия осуществляет Брянская городская администрация и комитет по управлению собственностью города Брянска (далее Комитет) в пределах своей компетенции. Учредителем Предприятия является Брянская городская администрация (далее Учредитель).

Координацию деятельности Предприятия осуществляет администрация Володарского района г.Брянска и муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г.Брянска. Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать, штампы и бланки со своим наименованием, фирменное наименование. В состав предприятия включены следующие структурные подразделения:

Жилищно – эксплуатационный участок Володарского района

Аварийно – ремонтная служба Володарского района г.Брянска (АРС)

Производственная база предприятия (ПБП)

Ремонтно – строительный участок (РСУ)

Участок противопожарных работ (УПР)

Структурные подразделения, входящие в состав предприятия, не являются юридическим лицами.

Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним, и несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, уполномоченными им должностными лицами или структурными подразделениями Брянской городской администрации, и иными юридическими и физическими лицами в пределах их компетенции.

Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

–   Управление, содержание, техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фона и Жилищного кодекса Российской Федерации;

–   производство капитального ремонта жилищного фонда;

–   осуществление коммерческой деятельности;

–   оказание платных услуг населению, предприятиям и организациям;

–   представление интересов собственников в товариществах собственников жилья (кондоминиумах) в части оказания жилищно коммунальных услуг;

–   торгово-закупочная и снабженческо-сбытовую деятельность;

–   заключение договоров на сдачу в наем жилых помещений в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами городской администрации в пределах их компетенций;

–   заключение в качестве представителя администрации города соглашений с владельцами и собственниками жилых и нежилых помещений всех форм собственности о порядке управления домами и возмещения расходов по их эксплуатации и ремонту, а также заключение договоров с владельцами и собственниками строений на оказание услуг по техническому обслуживанию жилья;

–   сбор доходов от сдачи в наем и аренду жилых и нежилых помещений, платы за техническое обслуживание домов от арендаторов, владельцев и собственников помещений и строений, а так же платежей за оказываемые коммунальные услуги;

–   осуществление деятельности по оформлению документов по регистрации и снятию с регистрационного учета по месту жительства и пребывания;

–   производство строительных, ремонтно-строительных, монтажных, пуско-наладочных, технологических и проектно-сметных работ;

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Предприятием только после получения лицензии в установленном законом порядке. Имущество Предприятия находится в собственности муниципального образования города Брянска и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками.

Уставный фонд Предприятия составляет 193000 рублей и сформирован за счет средств выделенных из резервного фонда Брянской городской администрации.

Основание: распоряжение Учредителя от13.10.2005г.№3560-п «О создании муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» Володарского района г. Брянска» с приложением перечня муниципального имущества, переданного в уставный фонд предприятия.

Прекращение деятельности Предприятия может осуществляться в виде его ликвидации, приватизации, либо реорганизации (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование) на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и действующим Положением:

– по решению Брянского городского Совета народных депутатов или Брянской городской администрации;

– по решению суда;

– в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Ликвидация Предприятия считается завершенной, а Предприятие – прекратившим свою деятельность с момента исключения его из Государственного реестра юридических лиц. Порядок ликвидации Предприятия устанавливается законами и иными нормативными актами Российской Федерации и города Брянска.

Организационная структура МУП «Жилкомсервис» приведена на      рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Организационная структура МУП «Жилкомсервис» Володарского района города Брянска

 

Организационная структура МУП «Жилкомсервис» является линейно-функциональной. Достоинства у этой структуры следующие: освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчётов, материально-техническим обеспечением и др.; построение связей «руководитель — подчинённый» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинён только одному руководителю.

У линейно-функциональной структуры имеются существенные недостатки: каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы; отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между подразделениями; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали; аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множества оперативных задач.

Для более полного анализа системы управления предприятием необходимо рассмотреть внутреннюю структуру административного корпуса и его функциональные обязанности (внутренняя структура предприятия прилагается).

Высшим должностным лицом предприятия является его руководитель. Назначение на должность руководителя и освобождение от нее производится главой администрации района по согласованию с первым заместителем главы администрации города, курирующим отрасль жилищно-коммунального хозяйства, управлением жилищно-коммунального хозяйства города и комитетом по управлению собственностью г. Брянска

Руководитель действует на принципах единоначалия по вопросам, отнесенным контрактом к его компетенции.

Руководитель действует от имени предприятия, предоставляет его интересы в государственных органах, предприятиях, организациях и т.д. Распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, соглашения, контракты, выдает доверенности, открывает расчетные бюджетные и иные счета, в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия. Он самостоятельно нанимает (назначает) на должность и освобождает от нее работников предприятия согласно контракту или трудовому договору.

В таблице 5 рассмотрены основные экономические показатели предприятия МУП «Жилкомсервис» Володарского района города Брянска.

 

 

 

 

 

Таблица 5 – Динамика основных экономических показателей работы МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска за 2011-2013 гг.

 

Показатели 2011 2012 2013 Отклонение,  2013 к 2012 Отклонение

2013 г. от 2011 г.

+/- % +/- %
Стоимость имущества, тыс.руб., в т.ч.: 96456 100390 114671 14281 114,2 18215 118,8
основных фондов 1425 1371 1141 -230 83,2 -284 80
оборотных фондов 95031 99019 113530 14511 114,6 18499 119,5
Дебиторская задолженность предприятия, тыс.руб. 88768 96074 108949 12875 113,4 20181 122,7
Кредиторская задолженность, тыс.руб. 92249 97004 212247 115243 218,8 119998 230,1
Выручка от продаж товаров, работ, услуг, тыс. руб. 136109 165628 147847 -17781 89,2 11738 108,6
Себестоимость продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб. 137294 164230 154657 -9573 94,1 17363 112,6
Чистая прибыль,  тыс. руб. -2023 537 -10625 -10088 В 10 раз меньше -8602 В 5 раз меньше
Среднесписочная численность, руб. 769 641 572 -69 89,2 -197 74,3
Производительность труда 176,9 258,4 258,4 0 100 81,5 146
Фондоотдача, руб./руб. 95,5 120,8 129,5 8,7 107,2 34 135,6
Фондоемкость, руб/руб 0,01 0,008 0,007 -0,001 87,5 -0,003 70
Фондовооруженность 1,8 2,1 1,9 -0,2 90,4 0,1 105,5
Фондообеспеченность 0,53 0,46 0,5 0,04 108,6 -0,03 94,3
Рентабельность продаж, % -1,5 0,3 -7,1 -6,8 в 2 раза меньше -5,6 В 4 раза меньше

 

На предприятии за исследуемый период наблюдается увеличение выручки от оказания услуг на 11738 тыс. руб. или 8,6%. Себестоимость услуг в 2013 г. по сравнению с 2011 г. также увеличилась на 17363 тыс.руб. или на 12,6%.

Изменение  величины чистой прибыли: она снизилась на 8602 тыс. руб., привело к снижению показателя рентабельности продаж в 2013 г.  по сравнению с 2011 г., при этом рентабельность продаж в 2011 г. составляла -1,5%, а в 2013 г. – 7,1%. Рентабельность продаж на предприятии снижается на 5,6 пункта. Это произошло в связи с уменьшением чистой прибыли предприятия. Фондоотдача предприятия повысилась на 34 руб. в 2013 г. по сравнению с 2011 г.

Среднесписочная численность работников уменьшилась на 197 человек в 2013 году против 2011 года. Производительность труда в 2013 году увеличилась на 81,5 руб./чел по сравнению с 2011 годом.

Дебиторская задолженность предприятия в 2013 г. увеличилась в сравнении с 2011 г. на 22,7%, или на 20181 тыс. руб. Данная тенденция связана с тем, что происходит несвоевременная оплата потребителями продукции, а также нарушение порядка взаиморасчетов с другими контрагентами предприятия.

 

 

2.2 Анализ методов управления предприятием

 

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Процесс управления представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Процесс управления предприятием МУП «Жилкомсервис» Володарского района

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг  друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

В системе методов управления персоналом выделяют:

  • административные методы;
  • экономические методы;
  • социально-психологические методы.

Рассмотрим реализацию процесса и методов управления в МУП «Жилкомсервис» Володарского района г. Брянска.

Доступа нет, контент закрыт

3. Повышение эффективности управления предприятием городского хозяйства на примере МУП «Жилкомсервис Володарского района города Брянска»

3.1 Пути повышения эффективности управления предприятием

3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий

Проведенное исследование показало, что деятельность МУП «ЖКС» Володарского района характеризуется снижением чистой прибыли рентабельности, что говорит о недостаточной эффективности управления предприятием.

В самом укрупненном виде на прибыльность предприятия ЖКХ можно повлиять, увеличивая выручку и снижая затраты.

Большинство коммерческих предприятий при достаточной грамотности и гибкости могут управлять обеими составляющими уравнения, но в некоторых сферах экономической деятельности присутствуют различного рода ограничения. К примеру, в отрасли ЖКХ зачастую присутствуют законодательные и антимонопольные ограничения на тарифы услуг ЖКХ, что зачастую ограничивает многократное увеличение прибыльности за счет увеличения объема выручки на единицу получателя услуг, даже фактически при полном отсутствии конкуренции.

Для повышения эффективности управления МУП «ЖКС» в работе предлагаются следующие мероприятия:

  1. Совершенствование системы мотивации труда за счет более полного учета степени участия сотрудников в работе предприятия и их квалификации.
  2. Выработка энергоэффективных технических решений для систем общедомового освещения.
  3. Повсеместное внедрение приборного учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды, организацию взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов.
  4. Реализация комплекса мер по энергосбережению, обеспечивающего надежное тепло- и водоснабжение ЖКХ и объектов бюджетной сферы практически без расширения существующих энергоисточников.

Рассмотрим каждое мероприятие более подробно.

  1. Для повышения эффективности систем управления персоналом можно предложить использовать следующую методику.

Рассмотрим основные понятия и определения в данной системе материального стимулирования.

Материальное вознаграждение – совокупный материальный доход, выплачиваемый сотруднику (состоит из двух частей: базовый оклад и премиальные).

Базовый оклад – относительно постоянная часть материального вознаграждения сотрудника, пересматриваемая не чаще, чем 1 раз в полгода или при должностных перемещениях.

Премиальные – переменная часть материального вознаграждения сотрудника, пересматривается ежемесячно (ежеквартально).

Компенсационный пакет – материальные блага, предоставляемые сотруднику помимо материального вознаграждения в зависимости от статуса его должности: корпоративная медицинская и пенсионная страховка, средства мобильной связи, служебный автотранспорт, уровень оборудования рабочего места, оплачиваемые полностью или частично туристические и оздоровительные путевки, средства, выделяемые на представительские расходы и т.д.

Рассмотрим параметры определения размеров материальных выплат и компенсационных пакетов для административно-управленческого персонала.

Примерные параметры для определения базовых окладов и компенсационных пакетов:

Уровень и степень значимости для предприятия принимаемых

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение дипломной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Жилищно-коммунальная сфера является одной из основных отраслей муниципального хозяйства, от функционирования которой непосредственно зависит жизнедеятельность населения. Отрасль ЖКХ напрямую связана с повседневными интересами граждан и призвана обслуживать их материально-бытовые потребности в жилищно-коммунальных услугах.

Сегодня для обеспечения эффективной системы управления и обслуживания муниципального жилищного фонда в России решаются задачи по внедрению конкурентных отношений, развитию инициативы собственников жилья, созданию условий для управления многоквартирными домами. Развитию конкурентных отношений и частной инициативы в жилищно-коммунальном комплексе города в частности способствует с увеличение бюджетного финансирования в части обновления и реконструкции основных фондов. Все выше сказанное подтверждает актуальность темы исследования.

  1. Анализ управления предприятием городского хозяйства рассматривали на примере МУП «Жилкомсервис» Володарского района города Брянска.

Количество обслуживаемых домов в 2013 году уменьшилось на 5 шт. по сравнению с 2011 годом. Среднеэксплуатационная площадь в 2013 году уменьшилась на 1737 кв.м по сравнению с 2011 годом. В том числе среднеэксплуатируемая площадь в 2013 году сократилась на 1390 кв.м, а среднеэксплуатируемая площадь нежилых помещений сократилась на 347 кв.м. в 2013 году по сравнению с 2011 годом.

По результатам анализа показателей рентабельности можно сказать, что на предприятии в 2013 году все показатели рентабельность имеют отрицательное значение, это свидетельствует, о том, предприятие убыточное.

  1. Проведенное исследование показало наличие следующих проблем в деятельности МУП «ЖКС» Володарского района г. Брянска:

Отрицательная динамика в чистой прибыли, которая к отчетному году уменьшилась в более чем в 2 раза. Резко снижается общая рентабельность, рентабельность оборотных активов также снижается, что отражает недостаточные возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам.

Таким образом, в деятельности предприятия можно выделить следующие проблемы:

  • Государственное регулирование тарифов снижает возможную доходность предприятия.
  • Недостаточная квалификация штата.
  • Оплата труда недостаточно зависит от результатов труда;
  • Мотивирующая сила существующей на предприятии системы оплаты труда и премирования недостаточна.
  • Снижение прибыли;
  • Низкое качество предоставляемых услуг;
  • Отсутствие необходимых оборотных средств;
  • Отсутствие маркетинговой службы, и, как следствие, маркетинговой программы предоставляемых услуг;
  • Изношенность инвентаря;
  • Наличие сверхнормативной дебиторской задолженности;
  • Не развита система социальных льгот.
  1. В целях повышения эффективности деятельности МУП «Жилкомсервис» предприятию было предложено:

– выработать энергоэффективные технические решения для систем общедомового освещения.

– повсеместно внедрить приборный учет   потребления тепловой энергии и воды, организовать взаиморасчеты за потребление ресурсов по показаниям приборов;

– реализовать комплекс  мер по энергосбережению, обеспечивающего надежное тепло- и водоснабжение ЖКХ и объектов бюджетной сферы практически без расширения существующих энергоисточников.

В результате реализации системы освещения на основе светодиодов достигается существенная экономия электроэнергии до 85%. В случае внедрения в практику деятельности МУП «Жилкомсервис» Володарского района предложенных мероприятий предприятие сможет повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности.

  1. Итого общая экономическая эффективность предложенных мероприятий составит:

– за счет  совершенствование системы мотивации труда за счет более полного учета степени участия сотрудников в работе предприятия и их квалификации – 25,8 тыс. руб.

– за счет экономии электроэнергии  – 134,16 тыс. руб.

– за счет стабилизационной обработки подпиточной воды с использованием антинакипина СК-110 – 320 тыс. руб.

– за счет установки блочного теплового пункта – 702,5 тыс руб.

– за счет установки узлов учета расхода теплоэнергии в жилых домах г.Брянска – 47,9 тыс. руб.

Общий экономический эффект  = 25,8+134,16+320+702,5+47,9 = 1218,42 тыс.руб.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон РФ от 14.11.2002 №1б1-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
  2. Федеральный закон РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 04.06.2011) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
  3. Акулинин Д.Ю. Методы оценки экономической эффективности корпоративного управления в современных российских условиях // Экономика и финансы. – 2011.- №1.
  4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд. М., 2010.
  5. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М , 2011
  6. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – М., 2009
  7. Воробьева Е.Е. Применение бюджетирования в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М., 2010.
  8. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. – М., 2010
  9. Глазунов В.М. Анализ финансового состояния предприятия // Финансы. -2011. – №2.
  10. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: «МИК», 2012.
  11. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика. – СПб: Бизнес-Пресс, 2009.
  12. Золотарев В.С, Кравцов Н.И. Финансовый менеджмент. – Ростов-на-дону: Феника, 2009.
  13. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М. : Центр экономики и маркетинга, 2010.
  14. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2013.
  15. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыноч­ной экономики/Г. В. Лебедев, Д.Н. Томилина, Г.Н. Бургонова и др.; Под ред. Г. А. Краюхина. – СПБ., 2013.
  16. Мокий М. С., Скамай Л. Г., Трубочкина М. И. Экономика пред­приятия: Учеб. пособие/Под ред. проф. М. Г. Лапусты. М., 2013.
  17. Молибог Т. А. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. — М.: ВЛАДОС, 2011.
  18. Программа энергосбережения в жилом фонде Москвы // Портал поддержки предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве/ http://www.comhoz.ru/content/document_r_00A79629-3511-4EC2-9E70-7907133A2B1C.html
  19. Пястолов С.М Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: Академический, 2011
  20. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., стереотип – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2012.
  21. Ратнер А. Материальное стимулирование персонала // Управленческий учет и финансы. – №4. – 2009.
  22. Савицкая Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности. – Минск: ИСЗ, 2010.
  23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4-е изд. перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание». 2010.
  24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие – 6-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2011.
  25. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012.
  26. Станиславчик Е.Н. Основы финансового менеджмента. – М.: “Ось-89”, 2013.
  27. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учеб. пособие/ Кныш М.И., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. – СПб.: Изд. дом “Бизнес-Пресса”, 2010.
  28. Финансовое управление компанией. / Под ред. Е.В.Кузнецовой, – М.: Фонд «Правовая культура», 2008.
  29. Финансовый бизнес-план: Учеб. Пособие / Под ред. проф. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2010.
  30. Финансовый менеджмент: Теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2010. – 574 с
  31. Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
  32. Фоминых Ж.Б. Экспресс-диагностика кризисного состояния предприятия // Тезисы докладов V Региональной студенческой научной конференции «Фундаментальные науки – специалисту нового века». – Иваново: ИГХТУ, 2011. С. 205 – 206.
  33. Черкасова И.О. Анализ хозяйственной деятельности. – СПб: НЕВА,2011.
  34. Четыркин Е. Методы финансовых и коммерческих расчетов.- М.: Финансы и статистика, 2012.
  35. Шамсутдинов Р.А. Муниципальная собственность в условиях современной российской экономики. — М.: Креативная экономика, 2012.
  36. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА – М, 2013.
  37. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2012.
  38. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА – М, 2012.
  39. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА – М, 2010.
  40. Экономика и статистика фирм. / Под редакцией Адамова В.Е., Ильинкова С.Д., Сироткина Т.П. и др. – М.: Финансы и статистика, 2011.
  41. Экономика предприятия/Под ред. В. А. Горфинкеля, Е. М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.

 

 

 



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.