Содержимое

 

ВВЕДЕНИЕ

На текущем этапе развития современного общества,его взаимоотношений производителей и потребителей, становится необходимым использование маркетинга, как средства выживания в современной конкурентной среде.Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе.
В современном цивилизованном обществе нужды людей принимают форму конкретных потреблений, удовлетворению которых и служит производимые фирмой товары и услуги, а так же заключенные в этих товарах полезности – способности товаров (услуг) удовлетворять потребности людей.
Интерес к такой актуальной теме как маркетинговая деятельность с каждым годом становится все больше.Это объясняется тем, что маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни.
Цель работы – разработка конкретных мероприятий по совершенствованию комплекса маркетинга, направленных на повышение эффективности НОЧУДО «Автомобилист».
В связи с целью выявлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты маркетинга;
2. Провести всесторонний анализ НОЧУДО «Автомобилист»;
3. Проанализировать состояние комплекса маркетинга в автошколе «Автомобилист»;
4. Предложить мероприятия по совершенствованиюкомплекса маркетинга в НОЧУДО «Автомобилист»;
5. Провести расчет эффективности, которая будет получена в случае успешной реализации предложенных мероприятий.
Предметом исследования является:комплекс маркетингаучреждения дополнительного образования и мероприятия по совершенствованию комплекса маркетинга НОЧУДО «Автомобилист».
Объект изучения – Некоммерческое Образовательное Частное Учреждение Дополнительного Образования (НОЧУДО) «Автомобилист».
Основными теоретическими и методологическими источниками при написании работы служили российские и иностранные издания, статьи.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников;
2. SWOT и PEST- анализ организации;
3. Анализ комплекса маркетинга;
4. Традиционный анализ документов;
5. Опрос, статистические данные.
Практическая значимость исследования, состоит в том, что оно содержит разработку мероприятий по улучшению комплекса маркетинга учреждения дополнительного профессионального образования, которые имеют огромное значение для дальнейшей деятельности автошколы.
Научная новизна исследования: заключается в исследовании методов совершенствования комплекса маркетинга применительно к предприятию конкретной отрасли, а практическая значимость в том, что результаты исследования доведены до конкретных рекомендаций по совершенствованию комплекса маркетинга и могут применяться на практике в НОЧУДО «Автомобилист».
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА
1.1. Понятие и сущность маркетинга

Большинство ученых определяют маркетинг как вид деятельности человека, который направлен на удовлетворение возникающих нужд и потребностей с помощью обмена. И хотя отношения обмена возникли практически одновременно с возникновением человечества, становление маркетинга как отдельной науки стало происходить только после «великой депрессии», царившей на западе в 1923-1933 годах.
Американский ученый, экономист Питер Друкер считал, что родиной маркетинга стала Япония. В 1690 году в Токио поселился основатель в будущем знаменитого рода Мицуи, и открыл первый универсальный магазин. В этом магазине господин Мицуи проводил торговую политику, которая опережала своё время примерно на 250 лет. Впервые в истории торговли хозяин магазина ориентировался на своих покупателей, закупая только то, что было востребовано, предоставляя систему гарантий за качество товара, постоянно расширяя ассортимент товара.
Как академическая наука маркетинг возник в Америке. Впервые курсы маркетинга стали преподавать в Иллинойском и Мичиганском университетах в 1901 году. Поэтому родиной современного маркетинга принято считать США.
В истории маркетинга ученые выделяют четыре основные эры:
1.Эру производства;
2.Эру продаж;
3.Эру непосредственно маркетинга;
4.Эру взаимоотношений.
Само слово «marketing» в переводе с английского означает «рыночная деятельность». В широком смысле это совокупность процессов производства, продвижения и предоставления потребителям продуктов и управление взаимоотношений с покупателями с целью получения дохода для организации.
Рассмотрим несколько определений понятия маркетинг.
Самое простое определение маркетинга – это прибыльное удовлетворение потребностей.
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Маркетинг есть социальный процесс, посредством которого отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются и чего желают, за счет создания и обмена одних товаров и стоимостей на другие.
Маркетинг – это такая философия, стратегия и тактика участников рыночных отношений и взаимодействий, когда эффективное удовлетворение запросов и разрешение проблем потребителей ведут к успеху организаций и приносят пользу обществу.
По словам П. Друкерамаркетинг – это весь бизнес,рассматриваемый с точки зренияего окончательного результата, тоесть с точки зрения потребителя.
Итак, основными целями маркетинга являются следующее:
1. Максимизациявозможно высокого уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).
2. Максимизация потребительской удовлетворенности, т. е. цель маркетинга – выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.
3. Максимизация выбора. Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора. Да и некоторые потребители при избытке определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.
4. Максимизация качества жизни. Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества жизни – цель благородная, но в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.
Задачи маркетинга:
1. Исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;
2. Помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);
3. Обеспечение сервисного обслуживания;
4. Маркетинговые коммуникации;
5. Исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;
6. Исследование деятельности конкурентов;
7. Сбыт товара (услуги);
8. Формирование ассортиментной политики;
9. Формирование и реализация ценовой политики фирмы;
10. Формирование стратегии поведения фирмы.
Основные разновидности маркетинговой деятельности:
– Исследования рынка, товаров, потребностей покупателей;
– Научные и опытно-конструкторские работы, скоординированные с целями маркетинга;
– Планирование деятельности предприятия;
– Ценовая политика;
– Создание упаковки товара;
– Работа с маркетинговыми коммуникациями – реклама, паблик рилэйшнз, промоушн, директ-маркетинг;
– Сбыт – работа с товаропроводящей сетью, тренинги персонала, контроль,
создание специальных систем продажи, оптимизация продаж на местах;
– Послепродажное обслуживание клиентов.
Функции маркетинга бывают следующих видов:
1. Аналитическая – это комплексный анализ микро и макросред, который включает в себя анализ рынков, потребителей, спроса, конкурентов и конкуренции, а также товаров;
2. Производственная – это производство новых товаров, отвечающих все возрастающим требованиям потребителей и включает в себя организацию производства нового товара, организацию снабжения и управление качеством;
3.Сбытовая – это функция, которая включает в себя все то, что происходит с товаром после его производства, но до момента начала потребления, а именно: организация товародвижения, организация сервиса, организация формирования спроса и стимулирования сбыта, формирование товарной и ценовой политики;
4.Управленческая– поиск возможных путей развития деятельности предприятия, особенно в долгосрочном периоде, т. е. организация стратегии и планирования, информационное управление, организация коммуникаций;
5. Контрольная.
Маркетинг стремится установить эффективную коммуникацию между производителем и покупателем товара, чтобы максимизировать потребление. Кроме того, перед ним стоят цели глубокого исследования ситуации на рынке и изучения потребностей потребителя и особенностей его поведения. Он призван повысить удовлетворенность покупателя товаром, чтобы привести его к повторной покупке . Повышение качества жизни потребителей, расширение товарного ассортимента для наиболее полного удовлетворения потребностей населения – это также сфера функционирования маркетинга.

1.2. Специфика комплекса маркетинга

Комплекс маркетинга представляет собой набор практических мер, которые способны воздействовать на рынок или изменять деятельность фирмы, в зависимости от условий рынка, или своевременной реакции на изменения рыночных условий. Комплекс маркетинга необходимо разрабатывать, опираясь на результатах исследований в области маркетинга, в которых результаты полученные разными методами, среди которых и опросы населения, как потенциальных покупателей. Маркетинговый комплекс можно составить из товарной политики, продвижением товаров на рынок, политикой реализации, и сбытом товара.
Рассмотрим несколько определений термина «комплекс маркетинга»:
1.Комплекс маркетинга (маркетинг-микс) — это некий набора инструментов
(объектов, процессов и функций), манипулируя которыми маркетологи
стараются наилучший образом удовлетворять клиентов .
2. Комплекс маркетинга — это комбинированное и координированное
использование различных инструментов маркетинга .
По одной из версий, термин «маркетинг-микс» (marketingmix) в 1953 году представил Нил Борден, ссылаясь на работы Джеймса Каллитона. А уже ставшие каноническими 4Р (product, price, place, promotion) предложил Джерри Маккарти в 1960 году:
Продукт (product) — это все, что может удовлетворить какие-нибудь потребности (физические предметы, услуги, люди, предприятия, виды деятельности, идеи). Как только продукту назначена цена и он поступил на рынок, он становится товаром. Поэтому термин «товар» используется
наравне с термином «продукт».
Цена (price) — под ценой понимается количество денег, запрашиваемое за продукцию или услугу, или сумма благ, ценностей, которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги.
Место (place) или методы распространения или доведение продукта до потребителя — главным содержанием элемента комплекса маркетинга «доведение продукта до потребителя» является выбор оптимальной схемы доставки продукта от производителя к потребителю, её физическое воплощение (организация транспортировки, хранения, обработки груза), а также послепродажное (сервисное) обслуживание потребителей.
Продвижение продукта (promotion) — совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию возникновения у них желания его купить (реклама, пиар, личные продажи).
Комплекс маркетинга “7P” включает все элементы комплекса маркетинга “4P” (product, price, place, promotion), также такие элементы, как “people” —люди, все те, кто прямо либо косвенно вовлечены в процесс маркетинга, “process” – процедуры, механизмы и последовательности действий, которые обеспечивают маркетинг, “physicalevidence” – обстановка, среда, в какой оказывается услуга, продается продукт.

1.3. Особенности организации маркетинговой деятельности в сфере образовательных услуг

Основным видом деятельности учреждений образования является созданиеобразовательных услуг. Вопросам развития российского образования в настоящее время уделяется большое внимание.
Образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических кампаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.
Образовательная услуга — это:
1.Учебно-педагогическая деятельность;
2. Предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда;
3. Система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства;
4. В частном случае подготовка специалиста определенной квалификации для организации-потребителя.
Образовательные услуги, являясь одним из видов услуг, обладают всеми их характеристиками:
– Услуги не материальны и не осязаемы до момента их приобретения, чтобы убедить клиента приобрести услугу, производители стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно.
В образовании этим целям служат: учебные планы, программы, информация
о методах и формах, условиях оказания услуг, сертификаты, лицензии, дипломы;
– Услуга неотделима от лица, ее оказывающего (любая замена учителя, преподавателя, может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги) а, следовательно, изменить спрос на данную услугу;
– Услуги не заготовляемы, так как их невозможно создать заранее и заготовлять в ожидании роста спроса. При том, что учебная информация, содержание дисциплин и методологические разработки могут быть зафиксированы и распространены отдельно от самой образовательной услуги, некоторые образовательные услуги могут быть зафиксированы и распределены только в процессе ее оказания;
– Быстрое устаревание знаний и навыков, требующее наличия системы сопровождения образовательных услуг в форме повышения квалификации, переквалификации специалистов и обеспечения непрерывного образования через всю жизнь.
– Услуги непостоянны по качеству, это связано с личностными характеристиками и индивидуальными особенностями преподавателями, которые подвержены смене настроения, состояние здоровья, зависим от влияния внешних факторов.
В условиях рыночной экономики деятельность системы образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально – культурного потенциала общества, выступает как образовательная услуга, принимающая товарную форму и, следовательно, имеет свою потребительскую стоимость и цену, и как любой товар становится объектом сбыта и маркетинга. Образовательная услуга и есть основной продукт, приобретаемый потребителем за свои деньги.
По словам Александра Панкрухина: «Маркетинг образовательных услуг – это находящаяся на стыке многих сфер знаний научно-практическая деятельность, изучающая и формирующая философию, стратегию и тактику цивилизованного мышления и действия, поведения и взаимоотношений субъектов рынка образовательных услуг».
Маркетинг образовательных услуг представляет собой социально ориентированный процесс способствующий укреплению конкурентоспособности учебного заведения за счет более полного и
качественного удовлетворения образовательных потребностей.
Среди потребителей образовательных услуг особое место занимает непосредственно учащийся, который не просто получает конкретную услугу и может сформировать мнение о ее качестве и индивидуальных особенностях, но и сам непосредственно принимает участие в образовательном процессе, под воздействием которого формируется человеческий капитал его личности .
Для эффективного формирования человеческого капитала конечного потребителяобразовательных услуг необходимо активное вовлечение учащихся в процесс индивидуального выбора не только будущей специализации, но и сроков, месте, форме обучения. Все эти индивидуальные предпочтения учащегося формируют комплекс условий накладываемых на структуру маркетинговой деятельности в образовательной сфере. Остальные потребители образовательных услуг (частные и государственные компании и организации) участвуют в формировании организованного спроса на образовательные услуги и ценообразовании на данном рынке.
В функции маркетинга образовательных услуг входит анализ структур маркетинговых основ и прогнозирование особенности рынка образовательных услуг, выявление перспективных образовательных услуг и необходимости модернизации. Маркетинг образовательных услуг должен обеспечивать и собственное развитие, решая проблемы персонала для осуществления маркетинговой деятельности в образовании.
Специфика маркетинга образовательных услуг проявляется как специфика научных, интеллектуальных услуг. Можно определить, что образовательная программа – это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. Образовательные услуги часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения. Это информационные, консультационные, экспертные, аренда техники, приборов и оборудования, каналов связи, а так же помещений и территорий.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА НОЧУДО «АВТОМОБИЛИСТ»
2.1. Общая характеристика НОЧУДО «Автомобилист» и основные финансово-экономические показатели

НОЧУДО «Автомобилист» является Некоммерческим образовательным частным учреждением дополнительного образования. Основной вид деятельности организации – услуги по подготовке профессиональных водительских кадров различный категорий.
НОЧУДО «Автомобилист» было основано в 2011 году, на месте предшествующего Учебного Комбината «Автомобилист», который в свою очередь был открыт еще в 1946 году. Автошкола за такое долгое время выпустила не одно поколение водительских кадров. Автошкола удостоена многих наград, благодарственных писем, грамот, почетных знаков, таких как: «Лучший в сфере подготовки водителей Московской области»,награжден памятной вазой от администрации Сергиево-Посадского района за вклад в профессиональную подготовку лучших водительских кадров города Сергиев Посад.
Автошкола «Автомобилист» является некоммерческой организацией и не ставит целью извлечение прибыли. Получаемые из любых источников средства, в том числе доходы от хозяйственной деятельности, направляются на решение уставных задач Учреждения и не распределяются между Учредителями или иными лицами.
Место нахождения учреждения – 141370, МО, Сергиево – Посадский район, г. Хотьково, ул. 1-я Станционная, д.13.
Целью образовательного процесса является удовлетворение потребностей граждан в получении профессиональных навыков для выполнения работы по соответствующей квалификации. Организация образовательного процесса регламентируется учебными планами и программами, годовым календарным графиком и расписаний занятий.
Организационная структура НОЧУДО «Автомобилист» – линейная структура управления.Во главе каждого подразделения находится руководители: заместитель директора, администратор, и механик, наделенные всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сами руководители находятся в непосредственном подчинении Директора.
Директор

Зам. Директора
Администратор
Механик

Бухгалтер

Спец. по договорной работе

Преподаватели теоретических дисциплин
4 человека
Медицинская
сестра
Диспетчер
Методист

Мастера ПОВ
9 человек

Уборщицы
2 человека

Рис. 2.1.Организационная структура НОЧУДО «Автомобилист»

Преимущества линейной структуры:
– Единство и четкость распорядительства;
– Согласованность действий исполнителей;
– Четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;
– Быстрота реакции в ответ на прямые указания;
Автошкола осуществляет деятельность на основании:
– Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
– Постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 г. №966 “О лицензировании образовательной деятельности”;
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. №292 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения”;
-Устава Некоммерческого образовательного частного учреждения дополнительного образования «Автомобилист» от2011г., на основании лицензии выданной Министерством образования Московской Области, так же административных регламентов контролирующих деятельность образовательных учреждений дополнительного образования.
Обучение осуществляется попрограмма подготовки (переподготовки) водителей автотранспортных средств согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, а так же на основании заключения о соответствии учебно-материальной базы.
Целью образовательного процесса является удовлетворение потребностей граждан в получении профессиональных навыков для выполнения работы по соответствующей квалификации.
Типы и виды реализуемых программ:
– Профессиональная подготовка водителей транспортных средств всех категорий, в том числе водителей квадрациклов и снегоходов;
– Подготовка специалистов по безопасности движения на автомобильном и электротранспорте;
– Подготовка водителей по перевозке опасных грузов;
-Квалификационная подготовка водителей наставников, мастеров практического обучения вождению и тд.
НОЧУДО «Автомобилист» предоставляет физическим и юридическим лицам платные услуги на основании действующей лицензии выданной Министерством образования Московской Областисерии 50П 01№ 0002937
от 01.09.2014г. и действующей бессрочно.
Среднегодовая численность работающих в НОЧУДО «Автомобилист» составляет 25 человек, все сотрудники находятся в штате.
В распоряжении автошколы имеются следующие технические средства:
– легковые автомобили 7 шт.;
– грузовой автомобиль 1 шт.;
– автобус 1 шт.;
– прицепы к грузовым и легковым автомобилям 2 шт.;
– мотоциклы 5 шт.
НОЧУДО «Автомобилист» относится к малой организации, не облагается НДС согласно ст.149 п.2.пп.14 НК РФ. Учреждение ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
Таблица 2.1.
Основные финансово – экономические показатели НОЧУДО «Автомобилист»
Показатели 2014г. 2015г.
Выручка от реализации, (тыс. руб.) 12796 16932
Себестоимость, (тыс. руб.) 11993 15693
Прибыль от реализации, (тыс. руб.) 893 1239
Прибыль до налогообложения, (тыс. руб.) 1332 1004
Чистая прибыль, (тыс. руб.) 1332 1004
Рентабельность продаж,(%) 10,4 5,9

Налог на прибыль к организациям, осуществляющими образовательную деятельность применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.1 настоящего Кодекса (п. 1.1 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ).

2.2. Анализ внешней и внутренней среды НОЧУДО «Автомобилист»

Для анализа внешней среды проведем PEST-анализ.
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Таблица 2.2
PEST-анализ НОЧУДО «Автомобилист»
Группа факторов Описание
Экономические факторы В связи с тем, что в ноябре 2014 г. автошкола прошла аккредитацию, и перешла на новую программу по обучению кандидатов в водители, соотношения теории и практики были изменены, поэтому стоимость обучения возросла до 30 000 рублей на 2015г.;
В настоящий момент в России происходит хоть и медленное, но увеличение цен на бензин, что скажется на стоимости обучения в автошколе;
С ростом безработицы снизится число потенциальных клиентов автошколы, так как неработающий человек имеет меньше возможности для реализации своих потребностей
Политические факторы Деятельность автошколы непосредственно зависитотнормативных документов местных органов власти, властей региона, федерального правительства.
В связи с изменением программы подготовки водительских кадров Правительство РФ внесли правки в работу учреждений дополнительного образования по подготовке водителей транспортных средств. Изменилось количество часов вождения, добавились предметы первой медицинской помощи и психозиологических основ кандидатов в водители. В конце 2014 года НОЧУДО «Автомобилист» прошло аккредитацию, получив новую лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Факторы социального поведения Современное общество меняется, а вместе с ним изменяются нравы, женщины не хотят отставать от мужчин и конкурируют с ними почти во всех сферах деятельности.
Женщин, стремящихся получить водительское удостоверение, становится больше и больше. Для автошколы такой факт играет положительную роль, так как растет число клиентов, желающих окончить курсы по вождению транспортных средств.
С каждым годом количество автомобилей растет и сейчас в городе по статистике автомобиль имеет каждый третий житель г. Сергиев Посад.
Известно, что среди желающих обучиться вождению много молодежи. Следовательно, если население «молодеет», то спрос на услуги автошколы будет расти, если «стареет» – падать.
Динамика уменьшения рождаемости, связанная с экономическим состоянием России в девяностых годах, наблюдается до начала 2000-х, поэтому, можно сказать, что спрос на услуги автошколы будет уменьшаться
Технологические факторы Технологии обучения кандидатов в водители меняются, за ними необходимо следить. Преподавателям,руководителям необходимо постоянно повышать квалификацию;
изучать новые программы по обучению кандидатов в водители и уметь ими пользоваться; следить за интернет ресурсами, за новшествами разработки сайта, сообществ в социальных сетях и тд.

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Внутренняя среда исследуемой автошколы характеризуется следующими моментами:
1. Кадры – трудовой коллектив НОЧУДО «Автошколы» составляют граждане, участвующие в ее деятельности на основе трудовых договоров. Порядок комплектования работников Автошколы и условия оплаты труда определяются Уставом Автошколы. Прием на работу сотрудников осуществляется директором Автошколы на условиях индивидуального трудового договора.
2. Организация общего управления – в организации существует административный стиль управления. В Автошколе четко определены права и обязанности для каждой штатной единицы. Непосредственное управление Автошколой осуществляет директор в соответствии с законодательством РФ.
3. Финансы и учет – успешное управление финансов и активное их влияние на общественные процессы во многом зависит от предварительного моделирования движения финансовых ресурсов, формирование распределения фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования. Все доходы идут на финансово-хозяйственную деятельность автошколы: покупку автотранспорта, ремонт классов, заработную плату, налоги, аренду, учебный процесс и т.п.
Проанализируем деятельность автошколы. Для этого рассмотрим слабые и сильные стороны организации, а так же возможности и угрозы.
Таблица 2.3.
SWOT – анализ автошколы «Автомобилист»
Слабые стороны Сильные стороны
-Недостатки в рекламной политике
– Недостатки в продвижении
-В обучении не используются современные технологии
-Финансовые затруднения
-Недостаточное количество программ подготовки
– Нескорректированная цена на обучение
– Нерациональное использование автодрома и учебных классов -Наличие у автошколы собственного оборудованного автодрома и здания
-Наличие у школы собственных учебных автомобилей и гаража для хранения т/с
-Наличие архива
-Хорошая репутация, большой опыт преподавательского состава, нет текучки кадров
– Наличие компьютерных классов, литературы, медицинского кабинета
Возможности Угрозы
-Открытие курсов экстремального вождения
-Возможность подготовки водительских кадров по другим подкатегориям
-Приобретениеновых мультимедиа продуктов для более качественного обучения
-Оптимизировать использование автодрома
– Скидка на обучение для студентов и пенсионеров -Появление новых автошкол в городе
-Увеличение стоимости обучения в связи с изменением учебной программы и как следствие уменьшение спроса
-Неблагоприятная политика правительства
-Изменение потребности населения
-Неблагоприятные демографические изменения
– Падение спроса в зимний период
– Увеличение цен на коммунальные услуги

Таким образом, анализ деятельности НОЧУДО «Автомобилист» показал, что руководству фирмы есть над чем подумать по укреплению позиций комплекса маркетинга.Фирма имеет как сильные, так и слабые стороны. Отсюда следует, нужно использовать сильные стороны организации для того что бы, получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. За счет появившихся возможностей можно попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Так не использованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент, или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.

2.3 Особенности комплекса маркетинга в НОЧУДО «Автомобилист»

Как уже было сказано в 1 главе, комплекс маркетинга 4Р состоит из
следующих элементов: продукт, цена, место, продвижение.
Маркетинг (marketing) — от английскогоmarket, рынок. Рынок определяется в маркетинге как совокупность всех существующих и потенциальных покупателей и иногда поставщиков. Поэтому марке¬тинг можно рассматривать как работу на рынке, работу с потребите¬лями и поставщиками.Маркетингово-ориентированная организация концентрирует свою деятельность на выявлении потребностей клиентов и на реали¬зации этих потребностей так, чтобы достигать свои цели, следовательно необходимо понимать кто целевая аудитория организации: по данным статистики абитуриенты желающие обучаться в автошколе составляют мужчины и женщины:
– возраст 18-28 лет – 75%;
– возраст 29-39 лет – 15 %;
– возраст от 40 лет и выше – 10%.
Из них:
– студенты ВУЗов и колледжей боле 50%;
– женщины более 70%;
– обладают активной жизненной позицией, самостоятельные, независимые в принятии решения люди 45%;
– 60 % слушателей планируют приобретение автомобиля в течение первого года после получения водительского удостоверения.
Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть целевой аудитории – женщины от 20 до 30 лет, и студенты.
Клиенты автошколы не только жители Хотьково, но и других городов и микрорайонов, это связано с тем что по закону РФ обучатся и сдавать экзамен в ГИБДД можно в любом городе в пределах страны.
В большей степени обучатся в автошколу приходят учиться на категорию «В» (легковой автомобиль), это связано с тем, что в современном обществе улучшилось качество жизни, купить легковой автомобиль не составляет финансовых трудностей, автомобиль дает независимость от общественного транспорта, свободу перемещения в любом направлении. Следовательно, проанализировав анкеты поступающих в автошколу «Автомобилист» хотят обучиться на категории:
– «А» мотоциклы – 15%
– «В» легковые автомобили – 60%
– «С» и «Д» грузовые автомобили и автобусы – 25%
Отбор информации об автошколах города и количестве обучающихся на основную категорию обучения «В» (легковой автомобиль) и сдавших экзамены в РЭО ГИБДД за 2014 год. Данная информация находиться в открытом доступе в подразделениях РЭО ОГИБДД по Сергиево-Посадскому району.
Таблица 2.4
Данные об обучающихся в автошколах г. Сергиев Посад за 2014год
Наименование автошколы Количество обучившихся в год (чел.) Количество сдавших экзамен с первого раза

Автомобилист НОЧУДО 350 200 чел. 57%
Автолицей, ООО 280 150 чел. 53%
НОУДО УЦ 250 100 чел. 40%
Формула Успеха 180 100 чел. 55%

Из данных таблицы видно, что самое большое количество подготовленных водительских кадров выпускает автошкола «Автомобилист», и имеет самый большой процент сдачи квалификационных экзаменов в подразделениях ГИБДД.
Всего же за год было подготовлено 1060 человек.
Далее необходимо определить ключевые факторы выбора автошколы
клиентом. На городском портале «Близко.ру» было решено провести специализированный опрос. Данные из опроса приведены в таблице:
Таблица 2.5
Данные специализированного опроса
Варианты ответа Процент респондентов выбравших данный вариант ответа
В какой автошколе Вы планируете обучаться илипроходили обучение? Автомобилист 46%
Автолицей 24%
НОУДО 15%
Формула Успеха 15%
Что для Вас является (являлось) ключевым фактором при выборе Автошколы? Стоимость курса обучения 20%
Месторасположения Автошколы 41%
Советы друзей 19%
Реклама 7%
Используемые для обучения автомобили 13%
Через какой источник информации вы узнали об автошколе, в которой планируете или уже обучались? Реклама в газете и сети интернет 25%
От друзей, знакомых 56%
Другой источник 19%

Из данных таблицы видно, что большинство опрошенных при выборе автошколы считают главным критерием местонахождение. Так же важным является советы друзей и знакомых.
Стоимость обучения является менее важными критериями в выборе автошколы. Это можно объяснить тем, что стоимость обучения кандидатов вводители приблизительно ровная в районе 30 000 рублей, которая включает в себя:
– расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, используемых в
процессе оказания услуг;
– расходы на оплату труда персоналу, непосредственно участвующих в процессе оказания услуги;
– суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе оказания услуг;
– суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в процессе оказания услуг;
– все расходы, связанные с арендой помещений и автодрома;
– коммунальные платежи;
-расходы на автострахование;
– расходы на ремонт основных средств;
– расходы на поддержание автодрома в пригодном состоянии;
– информационные и консультационные расходы;
– все расходы на канцелярские и хозяйственные принадлежности, используемые в процессе оказания услуг.
На данный момент автошкола «Автомобилист» использует в качестве методов продвижения только рекламный блок в газете «ВДВ-вторник, четверг» и этот же рекламный блок в ежегодных справочниках города.
НОЧУДО «Автомобилист» ведет подготовку по следующим профессиональным программам подготовки кандидатов в водители:
– Водитель транспортных средств категории «А»;
– Водитель транспортных средств категории «А1»;
– Водитель транспортных средств категории «М»;
– Водитель транспортных средств категории «В»;
– Водитель транспортных средств категорий «А» и «В»;
– Водитель транспортных средств категории «С»;
– Водитель транспортных средств категорий «В» и «С»;
– Водитель транспортных средств категории «D»;
– Переподготовка водителей транспортных средств с категории «В» на «С»;
– Переподготовка водителей транспортных средств с категории «В» на «D»;
Программы дополнительного образования:
– Перевозка опасных грузов на автомобильном транспорте (ДОПОГ);
– Безопасность движение на автомобильном транспорте (БДД-48Ч.);
– Безопасность движения на автомобильном транспорте (БДД-20Ч.);
– Педагогические основы деятельности мастера производственного обучения вождению;
– Водитель – наставник.
Все сотрудники НОЧУДО «Автомобилист» квалифицированные специалисты. Мастера практического обучения вождению имеют:
– образование не менее средне технического;
– удостоверения мастера практического обучения вождению;
– возраст мастеров не менее 23 лет;
– водительский стаж более 5 лет.
Ежегодно проходят повышение квалификации, по окончанию обучения получают свидетельство о повышении квалификации. Так же ежегодно проходят медицинскую комиссию, после чего получают медицинскую справку о допуске к управлению транспортным средством.
Ежеквартально заместитель директора и механик проводят лекции с мастерами практического обучения вождению на знание правил дорожного движения и изучения изменений учебных маршрутов.
Преподаватели теоритических дисциплин имеют образование не ниже средне – технического, стаж работы в сфере образования не менее 10 лет, отсутствие судимости, что подтверждается справкой из органов УВД по месту регистрации сотрудника. Преподаватели так же имеют дипломы и удостоверения по прохождению курсов « преподаватель безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте».
Процесс расписания занятий по обучению составляется с пожеланиями абитуриентов на общем собрании в начале обучения. Занятия по практическому обучению вождения транспортного средства, так же определяется по желанию абитуриента. Время работы мастеров практического обучения вождению с 8.00 до 19.00. Практическое вождение длится 1,5 часа. Во время занятия инструктор находится рядом с учащимся в учебном автомобиле на пассажирском сиденье. Все автомобили оборудованы дублирующими педалями, видеорегистраторами согласно требованиям Госавтоинспекции.
Оценивая то, насколько услуга по обучению востребована,было выявлено4 основных образовательных учреждения дополнительного образования, которые в свою очередь выпустили за 2014 год 1060 человек, из которых практически половина подготовлена автошколой «Автомобилист».
Проведя некоторый анализ, оценивая внешнюю и внутреннюю среду автошколы, мы получили следующий результат: анализ основных финансово-экономических показателей показал, что по данным отчетности за 2014 и 2015 гг. выручка за год выросла с 12 796 тыс. руб. до 16 932 тыс. руб. Себестоимость так же выросла с 11 993 тыс. руб. до 15 693 тыс. руб., однако чистая прибыль уменьшилась с 1332 тыс. руб. до 1004 тыс. руб. Можно сделать вывод, что учреждение работает стабильно. Идет хоть и маленькое, но увеличение выручки.
Был проведен SWOT – анализ образовательного учреждения, он показал, что фирма имеет как сильные, так и слабые стороны. Отсюда следует, что нужно использовать сильные стороны организации для того что бы, получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.Учреждению необходимо постоянно анализировать собственную деятельность и деятельность конкурентов, по возможности увеличивая бюджет маркетинга, работая над маркетинговыми планами.
Был проведен PEST анализ. В нем представлены объективные факторы внешней среды. Анализ показал, что политические факторы несут отрицательное воздействие на автошколу, а вот социальные благоприятны.
В результате проведенного анализа комплекса маркетинга НОЧУДО «Автомобилист» были выявлены следующие недостатки:
– Завышенная цена на обучение;
-Плохо развита система продвижения (отсутствие системы скидок, отсутствие рекламы в социальных сетях);
– Недостаточное количество профессиональных программ подготовки.

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА НОЧУДО «АВТОМОБИЛИСТ»
3.1 Мероприятия по совершенствованию комплекса маркетинга в НОЧУДО «Автомобилист»

Мероприятия по совершенствованию элемента «Цена»:
Поскольку в среднем по Сергиево-Посадскому району стоимость на обучение водителей транспортных средств категории «В» составляет 30 000 рублей, у нас есть возможность немного скорректировать цену на обучение благодаря следующим мероприятиям:
1.По статистическим данным в среднем на одном практическом занятии мастер ПОВ с абитуриентом выкатывают на учебном автомобиле 30 километров. Всего в среднем в месяц у одного мастера на бензин выходит 18 900 рублей, стоимость 1литра бензина – 35 рублей.
Автошколе предлагается сотрудничество с сетью заправочных станций «ПетроПосад». Они изготовили бонусные карты, которые выдаются каждому мастеру практического обучения кандидатов в водители. Они будут заправлять на заправочных станциях «ПетроПосад» в течение года обусловленного по договору между организациями. Общая скидка в год с такой карты составит 14%.
Следовательно, получим, что в год на заправку одного автомобиля уходит 226 800 рублей, но со скидкой в 14% получится экономия 31 752 рубля, благодаря которой мы можем снизить цену на обучение.
Предположим, что выручка от данного проекта увеличится на 2%.
2. Система скидок с персонализацией для студентов очного отделения. Стоимость скидки составит 5%. Поскольку, в НОЧУДО «Автомобилист» обучается большое количество студентов, потому что возраст получения водительского удостоверения 18 лет. А студенты в большей части не работают, а учатся, они не имеют материального дохода, нужно войти в положение студентов и предоставить скидку на обучение. И рассрочку платежей за обучение по месяцам. Для получения скидки необходимо при заключении договора на обучение, предъявить студенческий билет очного отделения.
Таким образом, можно привлечь большое количество потенциальных клиентов, повысить конкурентоспособность.
При реализации данного проекта предположим, что выручка увеличится на 2%.
Мероприятия по совершенствованию элемента «Продукт»:
1. У автошколы есть возможность открыть курсы обучения вождению в экстремальных условиях, поскольку есть свободное оборудованное помещение, не используемое для обучения основных учащихся на категории:А, В, С, Д, так же есть квалифицированный персонал и оборудованный автодром, масштабы которого позволят выделить место и оборудовать его для практических занятий.
Курс экстремального вождения включает в себя:
1. Спецкурс по безопасности дорожного движения;
2. Освоение техники скоростного руления на тренажерах;
3.Прохождение препятствий и проезд неровностей;
4. Уход от столкновения;
5. Отработка навыков управления транспортным средством на скользкой дороге;
6. Отработка навыков выполнения поворотов, и др.
Первый этап в специализированном классе: курс теоретических аспектов 3 раза в неделю по 3 часа в вечернее время. Второй этап на автодроме: 10 дней по 1,5 часа на автодроме с квалифицированным инструктором.
Предположим, что от реализации предложенного мероприятия прибыль увеличится на 2%.
2. В связи с новымадминистративным регламентом по приему экзаменов в РЭО ГИБДДвступает в силу новый порядок проведения экзаменов направо управления транспортными средствами. Теперь автошкола сможет позволить себе обучение кандидатов в водители на категории «ВЕ» и СЕ» (прицепы к легковым и грузовым автомобилям). Автошкол, которые обучают на данные категории в районе, нет.
Общие затраты на ремонтные работы:
– Покрытие и дорожная разметка – 100 000 рублей;
– Фишки и конусы 40 000 рублей;
– Светофор – 50 000 рублей;
– Прочие расходы – 10 000 рублей;
– Затраты на заработную плату рабочим – 100 000 рублей.
Итого затраты на переоборудование автодрома составит – 300 000 рублей.
Курс обучения на категорию «ВЕ» и «СЕ» будет включать в себя:
– теоретический курс правил дорожного движения;
– отработку упражнений на автодроме на автомобиле с мастером практического обучения вождению;
– выезд с инструктором в город, для отработки навыков в реальных дорожных условиях;
– подготовка к квалификационному экзамену в РЭО ОГИБДД.
Предположим, что выручка увеличится на 2 %.
3. Приобретение нового оборудования:
– автотренажер, имитирующий легковой автомобиль (для начального обучения категории В);
– проектор, для показа DVD фильмов с реальными дорожными ситуациями.
Общая стоимость 127 000 рублей.
Так же установка 3000 рублей.
Предположим, что благодаря новому оборудованию прибыль автошколы увеличится на 1%.
Практика доказывает, что при выборе автошколы абитуриенты стараются выбирать более современные технологии в обучении, обучаться по новым методикам, следовательно, количество клиентов будет возрастать, что существенно отразится на прибыли предприятия
Следовательно, большая часть абитуриентов, которые захотят обучиться на вождение автомобиля с прицепом придут на обучение в «Автомобилист».
Мероприятия по совершенствованию элемента «Продвижение»:
1.Поскольку Хотьково небольшой город, в нем есть одна центральная площадь, на которой стоит большой светодиодный экран. Он позволяет размещать видеоинформацию, добавляя зрелищности даже короткому рекламному сообщению. Реклама на экране очень красочная, которую невозможно не заметить, тем более на единственной площади в городе через которую проходят тысячи людей каждый день.
Экран транслирует качественные изображения круглосуточно, при дневном и ночном свете, снеге, дожде или ярком солнце. Система управления данным экраном позволяет быстро исправить рекламные сообщения, внести изменения в информацию в рекламном сообщении, что немало важно. Среди клиентов числятся самые крупные организации города, торговые центры, новостные порталы района, газеты и т.д. Кроме этого, экран подходит для размещения промо-акций, когда рекламодателю надо быстро донести до клиента необходимую информацию.
Данный экран будет привлекать большое количество клиентов. Реклама будет транслироваться раз в час каждый день с 06.00 до 21.00, ролик длинной 20 секунд данной рекламы будет стоить 20 рублей. Следовательно, в месяц реклама на данном светодиодном экране обойдется в 9000 рублей.
При реализации данного проекта предположим, что выручка увеличится на 2%. Следовательно, чем известнее станет школа, тем больше будет объем реализации и как следствие прибыль предприятия.
2.Автошкола «Автомобилист» за долгие годы существования зарекомендовала себя с лучшей стороны. И имеет много организаций партнеров. Одной из таких стал Спорт Комплекс «ОЛИМП», расположенный в центре города Хотьково, на главной улице.
Спорткомплекс посещает большое количество граждан и даже гостей городаот 3 до 70 лет. Некоторые приезжают специально в спорткомплекс из таких городов как Сергиев Посад, Пушкино и т.д.
Для привлечения новой аудитории можно предоставить держателям клубной карты спорткомплекса «ОЛИМП» скидку на обучение в размере 5%.
Разработать совместно со спорткомплексом совместные визитки, листовки разместить их на рекламных площадка спорткомплекса, специальных плакатах в холе спортзала. Срок рекламной компании составит 6 месяцев.
Предположим, что выручка увеличится на 2%.
3. Развитие интернет индустрии привело, к тому, что одним из факторов успеха современных организаций стало наличие эффективных интернет ресурсов, способных приносить прибыль.
В связи с тем, что большая часть целевой аудитории автошколы это молодые люди, одним из мероприятий по совершенствованию продвижения может стать создание сообщества в социальной сети «ВКонтакте», которая обладает миллионной аудиторией по всему миру. Пользователи легче и быстрее находят информацию необходимую им. Продвижение группы приводит к тому, что повышается посещаемость ресурса.
Создание группы не требует больших материальных затрат и привлечения профессиональных специалистов. Группу можно создать и следить за ее содержанием самостоятельно, необходимо только зарегистрироваться на сайте с помощью электронного адреса автошколы. Далее администратор автошколы уже будет самостоятельно обновлять ресурсы необходимой информацией.
В группе можно разместить всю необходимые данные: фотографии реальных обучающихся во время занятий, фото автодрома, всех учебных классов, штат сотрудников, руководителей, поместить всю необходимую информацию по сдаче экзаменов, времени занятий, контактную информацию, составить форму обратной связи, отзывы обучающихся.
Предположим, что прибыль увеличится на 2%.
4. Предлагается так же провести «пиар-акцию», по выходным и праздничным дням утром все инструктора за рулем автомобилей должны колонной проезжать по центральным улицам города. Это займет не более 15 минут. Автомобили расклеены в фирменном стиле с контактной информацией автошколы адресом и телефонами и адресами в сети интернет. Такого в городе нет, следовательно, привлечет большое внимание и узнаваемость, следовательно чем известнее автошкола, тем больше потенциальных клиентов.
Данный проект не требует финансовых сложений, зато в будущем принесет нам прибыль.
Практическая значимость заключается в том, что реализация пиар методов способствует информированию потенциальных клиентов о компании и ее деятельности, созданию положительного образа организации, повышению рейтинга фирма и др.
Предположим, что благодаря данной акции прибыль организации увеличится на 1 %.
Таблица 3.1

Мероприятия по совершенствованию комплекса маркетинга

Мероприятия Стоимость затрат Ответственное лицо Эффективность мероприятия
Система скидок для студентов очного отделения Не требует материальных затрат Администратор, бухгалтерия Увеличение доходов учреждения без серьезных вложений, повышение конкурентоспособности
Договор с заправочной станцией на предоставление скидки на поставку топлива
Затраты на изготовление бонусных карт
20 000 рублей Администратор Снижение стоимости на обучение, повышение конкуренто-способности
Открытие курсов экстремального вождения Затраты на заработную плату преподава-телей Зам. директора
Приток мужской аудитории, увеличение доходов учреждения без серьезных вложений, повышение конкурентоспособности

Открытие курсов по обучению на категории «ВЕ» и «СЕ» 300 000 рублей Зам. директора,
методист
Привлечение новых и старых клиентов к новой услуге, увеличение доходов предприятия
Покупка нового оборудования 130 000 рублей Методист,
бухгалтер,
администратор Привлечение новых клиентов к уже существующей услуге
Светодиодный щит 9000 рублей в месяц Администратор Увеличение объема реализации, увеличение узнаваемости фирмы, увеличение прибыли
Предоставле-ние скидки для держателей карт спорт-комплекса «ОЛИМП» Затраты на изготовление визиток и листовки и плакаты
50 000 рублей Администратор Привлечение новой аудитории, увеличение узнаваемости фирмы,
увеличение доходов учреждения без серьезных вложений
Создание группы в социальных сетях Затраты на рекламу в социальной сети, от 200 рублей Администратор Создание положительного образа,
повышение рейтинга,
повышение прибыли
Пиар-акция Не требует финансовых вложений Мастера ПОВ,
Механик,
Администратор Способствует информированию потенциальных клиентов о компании,
создание положительного образа,
повышение рейтинга
Благодаря вышеперечисленным мероприятиям можно спрогнозировать, что выручка НОЧУДО «Автомобилист» увеличится на 16% в 2 прогнозных года.

3.2 Прогнозирование и оценка эффективности предложенных мероприятий

Рассчитаем прогнозные значения финансовых показателей НОЧУДО «Автомобилист». Для этого составим прогнозные результаты с учетом всех предложенных мероприятий. Прогноз будет строиться на том, что доходы от основной деятельности останутся прежними, а изменения будут связаны с вышеперечисленными мероприятиями, благодаря которым показатели увеличатся на 16 %.
Таблица 3.2
Прогнозируемые результаты деятельности автошколы «Автомобилист»

Показатели 2014г. 2015г. 2016г.
(прог-ноз) 2017г.
(прог-
ноз) Изменения, +/-
2015-2016гг. Изменения, +/-2016-2017гг.
Выручка от реализации, (тыс. руб.) 12796 16932 19641 22784 2709 3143
Себестоимость, (тыс. руб.) 11993 15693 18203 21116 2510 2913
Прибыль от реализации, (тыс. руб.) 893 1239 1437 1667 198 230
Прибыль до налогообложения, (тыс. руб.) 1332 1004 1164 1350 160 186
Чистая прибыль, (тыс. руб.) 1332 1004 1164 1350 160 186
Рентабельность продаж,(%) 10,4 5,9 5,9 5,9 5,9 5,9

Следовательно, в прогнозном периоде автошкола увеличит величину чистой прибыли с 1004 тыс. руб. до 1350 тыс. руб. Это произошло за счет следующего: выручка предприятия увеличилась на 5852 тыс. руб., а себестоимость на 5423 тыс. руб. В результате чего прибыль до налогообложения повысилась на 346 тыс. руб. Таким образом, расходы останутся на прежнем уровне, а чистая прибыль повысится на 346 тыс. руб.
В результате реализации мероприятий рентабельность за два прогнозных года увеличится на 11,8%, что является положительной динамикой для предприятия. Появившиеся резервы можно направить на развитие организации, совершенствование комплекса маркетинга, стимулирование работников и так далее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время можно утверждать, что проблема совершенствования маркетинга является актуальной как для крупных, так и для мелких предприятий.
В ходе дипломной работы были рассмотрены теоритические аспекты комплекса маркетинга, специфика организации маркетинговой деятельности в сфере образовательных услуг. Так можно сказать, что в организациях дополнительного образования большое внимание уделяется продвижению и реализации услуг.
Далее был проведен анализ деятельности НОЧУДО «Автомобилист», организационная структура, финансово-экономический анализ, рассмотрен комплекс маркетинга в организации.
Проведя SWOT-анализ автошколы «Автомобилист», были выявлены как сильные, так и слабые стороны организации. Отсюда следует, нужно использовать сильные стороны организации для того что бы, получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.
За счет появившихся возможностей можно попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Автошколе «Автомобилист» необходимо использовать более продуктивные способы продвижения. Так же автошкола хорошо закрепила свои позиции по обучению на легковые автомобили, автошколе было предложено организовать дополнительные услуги по обучению кандидатов в водители, поскольку есть возможности для обучения кандидатов в водители по дополнительным программам, оборудованный автодром и квалифицированный персонал.
Проанализировав портрет целевой аудитории, выяснили, на кого стоит делать упор. Привлекать внимание к своему предприятию. Какие дополнительные услуги ввести.
Анализ деятельности автошколы «Автомобилист» показал, что руководству фирмы есть над чем подумать по укреплению позиций комплекса маркетинга.
Предоставление дополнительных услуг, совершенствование медиа продуктов для обучения привлечет большее количество клиентов, что позволит повысить конкурентоспособность, увеличить прибыль предприятия и получить дальнейшее развитие деятельности.
Необходимо обратить внимание на активизацию рекламной деятельности. Её важность объясняется тем, что она может оказать влияние на степень информированности клиентов автошколы, как об имеющихся услугах, так и привлечение клиентов к новому виду услуг предоставляемых автошколой. В целом, улучшение финансовых показателей, повышение деловой активности, финансовой устойчивости, благоприятным образом отразится на развитии автошколы «Автомобилист» в дальнейшем.
Таким образом, цель, поставленная в работе достигнута, задачи – выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые акты
1. Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании»1996 . № 12.
2.Федеральный Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения»1995.№ 196.
3. Федеральный Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» 1997. № 7.
4.Налоговый кодекс Российской Федерации2016. Ст. № 149.
5.Налоговый кодекс Российской Федерации 2016.Ст. № 117.
II. Монографии и учебные пособия
6. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. 4-е издание. – СПб.: Вектор, 2012. – 448с.
7. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций – Мн.: БГТУ, 2012. – 381с.
8. Брассингтон Ф. Основы маркетинга / под общ.ред. Ф. Брассингтон, С. Петтитт. – М.: Бизнес Букс, 2014.– 768 с.
9.Васильев Г.А. Рекламный маркетинг: учебное пособие /под общ.ред. Г.А. Васильев, В.А. Поляков. – М.: ИНФРА-М, 2013.- 276 с.
10.Данько Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник / под общ.ред. Т.П. Данько, М.П. Голубев. – М.: ИНФРА-М, 2013. -334 с.
11. Ильичева И. В. Маркетинговые технологии: учеб.пособие – Ульяновск : УлГТУ, 2012.-158 с.
12.Кива А.А.Организация образовательных учреждений по подготовке водителей автотранспортных средств:метод.рекомендации/ под общ. ред.Кива А.А.,Агаркова Н.Г., Карташова Е.В. – М. : ИРПО, 2015.-318 с.
13.Когденко, В. Г. Экономический анализ: учеб.пособие 2-е изд.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 399 с.
14.Кузнецова Л.В. Основы маркетинга: учеб.пособие /под общ. ред. КузнецоваЛ.В., Ю.Ю. Черкасова. – М.: ИНФРА-М, 2013. -139 с.
15. КотлерФ.Маркетинг, менеджмент: пер. с англ./КотлерФ.К.Келлер – СПб.: Питер,2014. -816 с.
16. КотлерФ. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс: пер. с англ./КотлерФ.,К. Л. КеллерСПб.: Питер, 2012.- 480 с.
17. Котлер Ф. Основы маркетинга. 5-е изд., пер. с англ. / Ф. Котлер, А. Гари. – М.: Вильямс, 2015.- 1200 с.
18.Лебедева, О.А. Маркетинговые исследования рынка: учебник / ЛебедеваО.А., Н.И. Лыгина. – М.: ИД ФОРУМ, 2013. – 192 с.
19. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: учеб.пособие 8-е изд- М.: Дашков и Ко, 2016.- 156 с.
20.Панкрухин А.П. «Маркетинг образовательных услуг», М.: Интерпракс, 2013.- 239 с.
21.ПанкрухинА. П. «Маркетинг»: учебник 6-е изд./М.:ОМЕГА-Л – 2013.- 656 с.
22. ПашкусН.А.Маркетинг образовательных услуг. / под общ. ред. Пашкус Н.А.,В.Ю. Пашкус -Спб.: ООО «Книжный дом», 2014.- 112 с.
23.Рожков И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге – М.: Русайнс, 2014.-196 с.
24.Савчук Г.А. Управление маркетингом на предприятии: учеб.пособие /Савчук Г.А., Мокерова Ю.В. – Урал федер. ун-т.- Екатеринбург, 2014.-112 с.
25.Соловьев Б. А. Маркетинг: учебник / под общ.ред. Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М.: Инфра-М, 2013.- 336 с.
26.ЯкобсонА.Я. Маркетинг: общий курс: учеб.пособие / под общ. ред.ЯкобсонА.Я, Н.Я. Колюжновая— М.: ОМЕГА-Л. 2016. – 476 с.
III. Интернет-ресурсы
27. Энциклопедия маркетолога [Электронный ресурс]. Электрон.дан.
[М., 1998-2017.]. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru(дата обращения 25.12.2016).
28. НОЧУДО «Автомобилист» [Электронный ресурс]. Электрон.
дан. [М., 2011-2017.]. Режим доступа:https://1avtomobilist.ru(дата обращения 20.12.2016).

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.