Содержимое

 

 

 

Введение

 

Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.

На основе логистических подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур – у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности конечных результатов хозяйственной деятельности за счет экономии и прибыли от логистических операций и услуг. Таким образом, вопросы исследования и анализа процесса разработки логистической системы на предприятии являются очень актуальными. В связи с актуальностью тема исследования разработки и анализа логистической системы на предприятии взята в качестве цели в данной работе.

Целью работы является исследование разработки и анализа логистической системы на примере ТОО «Control Union Central Asia».

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1) рассмотреть сущность виды логистических систем

2) выявить процесс формирования логистических систем

3) изучить организационно-правовую характеристику ТОО «Control Union Central Asia».

4) рассмотреть номенклатуру и объем товарооборота, а также материально технические ресурсы организации.

Структура дипломной работы состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

Глава 1. Теоретические основы логистической системы управления производственной логистикой

1.1 Экономическая сущность, принципы и функции производственной логистики

 

Логистика – часть экономической науки и область деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Первоначально логистику определяли как:

– новое направление в организации движения грузов;

– теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;

– совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

– интеграция процессов производства и транспортировки;

– процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

– производственная инфраструктура;

– форма управления физическим распределением продукта;

– эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

– наука о рациональной организации производства и распределения;

– новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками.

В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т.е. как: многостадийный хозяйственный процесс, включающий:

– складирование готовой продукции у предприятий-изготовителей;

– перевозку товаров, перегрузку их с одного вида транспорта на другой при смешанных перевозках;

– складирование и хранение товаров в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;

– разгрузку, приемку товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли;

– систему управления, объединяющую:

– управляющую систему (подразделения аппарата управления предприятий-поставщиков и потребителей, коммерческо-посреднические, торговые и транспортные организации, координирующие органы государственного управления);

– управляемую систему, т.е. отдельные логистические объекты (склады, транспортные средства и др.) и потоки;

– экономическую науку, основанную на экономике, планировании и организации материально-технического снабжения. Связана с экономикой транспорта и экономикой торговли.

Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Логистика – это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими.

Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистическая система – совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии (тактики).

Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но конкретизированными применительно к задачам логистики.

 

Рис.1 Целостность и членимость.

 

Целостность и членимость. Элементы логистической системы должны работать как единое целое для реализации потенциальной способности к объединению и совместной работе.

Взаимосвязанность элементов. Между элементами логистической системы существует вполне определенные связи как организационного (в том числе договорного) характера, так и технологические и производственные, более значимые, чем элементы, оказавшиеся вне этой системы.

Организованность совокупности элементов. Потенциальные возможности элементов логистической системы образовывать взаимосвязи и объединяться в единое целое воплощаются в реальной системе, если к этим элементам будут применены определенные организующие воздействия, направленные на достижение целостности.

Интегративные качества. Это свойство заключается в том, что логистическая система, как единое целое, проявляет качества, которыми элементы материальных и информационных потоков, объединяемых в логистическую систему, по отдельности не обладают. Для этого свойства есть емкое выражение: эффект суммы превышает сумму эффектов.

Сложность. Сложность логистической системы характеризуется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев); многофакторный характер взаимодействия между отдельными элементами; содержание функций, выполняемых системой; структура организованного управления; воздействие на систему неопределенного числа стохастических факторов внешней среды.

Иерархичность. Подчиненность элементов более низкого уровня (порядка, ранга) элементам более высокого уровня, что касается линейного или функционального логистического управления.

Эмерджентность (целостность). Свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемое только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами.

Структурированность. Предполагает наличие определенной организации структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления и обеспечивающих ее декомпозицию.

Главная цель логистики – вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место в требуемое время с минимальными издержками.

Выделяют три функции логистики:

1) интегрирующая – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;

2) организующая – обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;

3) управляющая – поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.

Совокупность логистических функций и цели определяют сущность логистики. Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками. Предметом логистики как науки является изучение организационно-экономических отношений в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции. Логистика как научная дисциплина исследует общие свойства, законы и закономерности создания логистических систем. Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками. Принципы логистики представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем.

 

Рис.2. Функционирование логистических систем.

 

1.2 Теоретические основы управления запасами в производственной логистике

 

При управлении запасами любого товара следует ответить на два вопроса: когда пополнять запас и, каков должен быть размер заказа на пополнение. Сложность системы снабжения, так или иначе, связана с вопросами о том, сколько заказывать и когда заказывать.

Для решения этих вопросов существуют две основные системы управления запасами:

– с фиксированным размером заказа;

– с фиксированным интервалом между заказами (с постоянным уровнем запаса).

Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем.

Система с фиксированным размером заказа (классическая). В этой системе размер заказа является постоянной величиной, и повторный заказ подается при уменьшении наличных запасов до определенного критического уровня – точки заказа.

Эта система основана на выборе такого размера партии, который минимизировал бы общие издержки управления запасами. Последние состоят из издержек выполнения заказа и издержек хранения запасов.

Примем С0– издержки выполнения заказа, q– размер партии, тогда издержки выполнения заказа на единицу товара составят С0/q.

Для определения годовых затрат выполнения заказа издержки выполнения заказа, приходящиеся на единицу товара, необходимо умножить на количество товара S, реализованного за год.

 

                          С0 /q*S/                                                         (1)

 

Издержки хранения запасов включают расходы, связанные с физическим содержанием товаров на складе, и возможные проценты на капитал, вложенный в запасы. Эти издержки выражаются в процентах от закупочной цены за определенное время. Если Си – закупочная цена единицы товара, i– издержки хранения, выраженные как доля этой цены, то C и i– годовые издержки хранения товара.

Издержки хранения определяются средним уровнем запасов. При постоянной интенсивности сбыта годовые издержки хранения запасов составляют.

(2)

Общие издержки управления партией материальных запасов – это сумма издержек выполнения заказа и издержек хранения запасов.

Значение размера партии, минимизирующее годовые издержки управления запасами, называется наиболее экономичным размером заказа и обозначается qom.

Например:

Оптимальный размер партии можно определить исходя из общих годовых издержек по формуле Уилсона.

 

(3)

Точку заказа в этом случае можно определить по формуле:

(4)

где:

J– наличные запасы;

B– резервный запас;

t– время;

– средний уровень запасов;

P– точка заказа;

I– момент подачи заказа;

L –время доставки заказа в сутки;

Sd– средний ожидаемый сбыт

q– размер заказа.

Средний уровень запасов для этой модели составит:

(5)

Система с фиксированным уровнем запаса наиболее эффективно может быть применима для поставки и потребления запасов со следующими характеристиками:

– высокая удельная стоимость снабжения;

– высокие издержки хранения запасов;

– высокие издержки в случае отсутствия запасов к моменту их потребления;

– труднопредсказуемый (случайный) характер потребления материалов в производственном процессе.

Система управления запасами с фиксированным интервалом между ними.

Эта система более эффективна в следующих случаях:

– если она применяется для контроля над малоценными материальными запасами;

– затраты на хранение запасов относительно невелики;

– имеется относительно постоянный уровень производственного потребления материальных ресурсов;

– применяются скидки с закупочной цены материальных ресурсов.

В системе с фиксированным интервалом между заказами заказ на поставку очередной партии материальных ресурсов поступает на предприятие в строго фиксированный интервал времени. Его размер должен быть пересчитан таким образом, чтобы поступивший заказ пополнил запас до максимально желаемого уровня. При этом оптимальный размер заказа (партии поставки) в работе системы непосредственно не используется, но позволяет рассчитать эффективный интервал времени между заказами.

Интервал времени между заказами можно рассчитывать по следующей формуле:

(6)

 

I– интервал времени между заказами, дней (часов);

Т – число рабочих дней в периоде поставок;

Q ОПТ– оптимальный размер заказа, шт.;

Р – потребность в материальном ресурсе.

Сбои в поставках могут быть связаны:

  • с задержкой в поставке;
  • преждевременной поставкой;
  • неполной поставкой;
  • поставкой завышенного объема.

Сбои не отражаются системой с фиксированным интервалом времени между заказами, т.е. эта система не ориентирована на учет сбоев в поставках. В ней не предусмотрены параметры, которые при возникновении сбоев поддерживают систему в бездифицитном состоянии. Именно поэтому объем заказываемой партии должен учитывать интенсивность потребления материальных запасов, чтобы не допустить их дефицита.

В системе с фиксированным интервалом времени между поставками регулирующими (постоянными) параметрами являются максимальный уровень, до которого осуществляется пополнение запаса и интервал времени между заказами: варьирующим параметром является величина партии поставки.

Исходными данными для расчета параметров системы являются:

  • потребность в заказываемом материале;
  • интервал времени между заказами;
  • время поставки;
  • число рабочих дней в периоде;
  • возможная задержка в поставках.

Вывод: Основное преимущество этой системы заключается в отсутствии необходимости в постоянном контроле запасов на складе. Основные недостатки: высокий уровень максимально желаемого запаса и повышение затрат на содержание складов и запасов.

 

1.3 Организация построения производственных логистических систем

 

Для выполнения целей и задач логистики в рамках предприятия выстраивают логистические системы.

Некоторые экономисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с поставкой материалов, логистику, связанную с производством продукции, логистику, связанную с распределением продукции, и т. д.

Однако, исходя из необходимости системного подхода к управлению фирмой, все перечисленные виды логистики являются лишь функциональными областями логистики фирмы. Поэтому выделяют различные уровни построения логистических систем. Так, логистические системы в подсистемах снабжения, производства, сбыта, складирования и др. называют микрологистическими системами. В свою очередь, микрологистические системы должны быть интегрированы в единую логистическую систему предприятия. Такое соединение происходит путем построения логистических цепей. [5, с.63]

Логистическая цепь – линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, дилеров, перевозчиков, складов и т. п.), осуществляющих последовательно по ходу технологического процесса логистические операции по товародвижению и доведению материальных потоков от одной логистической системы до другой или конечного потребителя. При формировании логистической цепи отдается предпочтение модульному принципу управления на всех уровнях с достаточной самостоятельностью модулей. От модульного принципа построения отдельных рабочих мест и их групп переходят к модульному формированию производственных, транспортных, складских подсистем, целых производств и групп предприятий.

 

 

 

Рис.3 Организация построения логических систем

 

В основе развития организационных структур, построенных на базе логистической цепи, лежит синергический эффект. Это эффект взаимного усиления связей подсистем в системе, который при совместных действиях достигает величины, большей чем сумма эффектов отдельных подсистем при автономных действиях. Наибольшее распространение в мировой практике получила логистическая концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT). Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов, когда японская компания «Toyotamotor», а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять микрологистическую систему KANBAN (что в переводе с японского означает «карта»). Микрологистическая система KANBAN представляет собой систему организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующего страховых запасов. Сущность системы KANBAN заключается в том, что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем. Таким образом, в отличие от традиционного подхода к производству структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, а оптимизирует работу в пределах заказа подразделения фирмы, осуществляющего операции на последующей стадии производственно-технологического цикла.

Средством передачи информации в системе является специальная карточка KANBAN в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей (комплектующих, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки, в то время как в карточке производственного заказа – количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем производственном участке. Таким образом, карточки KANBAN несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции. Практическое использование системы KANBAN, а затем ее модифицированных версий позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции; сократить логистический цикл, существенно повысив тем самым оборачиваемость оборотного капитала фирм; снизить себестоимость продукции, практически исключить страховые запасы и значительно уменьшить объем незавершенного производства. Анализ мирового опыта применения микрологистической системы KANBAN машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные – на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества готовой продукции.

Название концепции JIT несколько позже дали американцы, также использовавшие указанный подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции «точно в срок» было потенциальное исключение запасов материалов, комплектующих и полуфабрикатов в незавершенном производстве, в процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место (на сборочной линии – конвейере) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При такой постановке минимизировались текущие и исключались страховые запасы, что приводило к высвобождению значительных денежных средств фирмы. [34, с.126]

Подобная синхронизация есть не что иное, как координация двух базисных логистических функций – снабжения и производственного менеджмента. В дальнейшем эта концепция была успешно применена и в системах сбыта готовой продукции. Таким образом, концепция «точно в срок» – это современная концепция построения логистической системы в производстве, снабжении и сбыте, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов. В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность (не раньше, не позже), что исключает излишние запасы, как в производстве, так и в сбыте. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно производственной программы.

Логистическая концепция «точно в срок» характеризуется следующими основными чертами:

– минимальными (близкими к нулю) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

– короткими производственными циклами;

– небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);

– взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;

– эффективной информационной поддержкой;

– высоким качеством готовой продукции.

Внедрение концепции «точно в срок», как правило, улучшает качество готовой продукции и услуг, минимизирует уровень запасов и может в принципе изменить фирменный стиль менеджмента и имидж фирмы.

Логистические системы, использующие принципы концепции «точно в срок», являются «тянущими» системами (pullsystems), в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит, когда их количество достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются» по логистическим цепям от поставщиков до потребителей. В концепции «точно в срок» ведущую роль играет спрос, определяющий дальнейшее движение ресурсов по всем каналам.

 

 

Глава 2. Анализ логистической системы производственного предприятия ТОО «Control Union Central Asia»

2.1. Характеристика предприятия ТОО «Control Union Central Asia»

 

ТОО «Control Union Central Asia» основано в 1998 году, относится к отрасли машиностроения. Действует на основании Устава.

– проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

– разработка, изготовление, испытание автотранспортных средств с улучшенными потребительскими свойствами и специального назначения, запасных частей к ним, технологического и инженерного оборудования, оснастки, инструмента;

– восстановление и ремонт всех групп сложностей автомобильной, тракторной, прицепной и прочей техники;

– разработка, технологическая подготовка производства и внедрение технологий, проектная и собственная коммерческая деятельность;

– проведение технических, технико-экономических, финансовых, правовых и иных экспертиз и консультаций, информационное обслуживание;

– производство продукции производственно-технического назначения;

– оптовая и розничная торговля, торгово-закупочная, посредническая деятельность в том числе транспортными средствами и запасными частями к ним;

– оказание бытовых, транспортных услуг, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;

С 2014 года, когда произошли резкие изменения в основном бизнесе и в целом на предприятии, компания доказала, что она настойчиво ориентирована на успех, что наглядно подтверждается динамикой продаж предприятия. Начав с относительно ограниченного портфеля продукции, предприятие постепенно вводило их новые виды, которые характеризовались усложняющейся технологией, которая применялась при производстве.

С 2014 года предприятие является абсолютно самостоятельным в планировании деятельности и принятии решений всех уровней и независимым от каких бы то ни было государственных ведомств. Поскольку размер организации относительно невелик, она может быть достаточно восприимчива к предложениям по улучшению и, поскольку она обладает гибкостью, результаты проведенных мероприятий будут более видимыми.

Несмотря на достаточно сильные положительные черты, такие как уверенная рыночная ориентация, гибкость, направленность персонала и руководства на результат и успех, профессионализм персонала, сочетающего опыт со способностью воспринимать новшества и т. д., предприятие имеет некоторые проблемные “зоны”, которые видны при первом приближении. Здесь необходимо отметить следующие аспекты:

  1. Управленческие функции четко не определены, они слишком сконцентрированы, что приводит к крайней перегруженности управления текущими вопросами и к низкому уровню делегирования полномочий среднему уровню управления; [11, с.54]
  2. В компании нет политики управления персоналом, которая бы базировалась на стратегических потребностях организации.
  3. В настоящее время в компании нет структурного маркетингового подразделения; хоть определенные маркетинговые функции и выполняются разными работниками, эта работа не носит систематического характера и не является ведущей в организации;
  4. Значительная неиспользуемая площадь, производственная инфраструктура;
  5. Отсутствие системного подхода в финансово-экономическом планировании, в составлении отчетности;
  6. Не разработана система основных финансово-экономических показателей для управленческих информационных потоков.

ТОО «Control Union Central Asia» не имеет полноценной, соответствующей требованиям менеджмента системы управленческого учета. В частности, отсутствует определение стратегической задачи предприятия и ее последующее описание через систему контрольных финансово-экономических показателей. Эти показатели выступали бы индикаторами текущего состояния выполнения стратегической задачи.

 

2.2. Исследование эффективности системы управления производственной логистики в ТОО «Control Union Central Asia»

 

Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей.

В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения.

Согласно данным баланса выручка от продажи товаров за минусом НДС, акцизов и прочих обязательных платежей равна 236 201 тыс. руб. и 246933 тыс. руб. за 2014 и 2013 годы соответственно.

МЕ 2013 = 127 681/ 246933 = 0,517

МЕ 2014 =149 232/ 236201 = 0,632

Таким образом, можно сделать вывод, что в отчетном году предприятие снизило удельный вес продукции с высоким уровнем материалоемкости. Наблюдается неэкономное использование сырья и материалов, вследствие чего материалоемкость возросла на 1,15 %.

Данный вывод иллюстрирует изменение (а точнее снижение) материалоотдачи:

МО 2013 = 246933 / 127 681= 1,93

МО 2014 = 236201/ 149 232= 1,58

Согласно данным баланса себестоимость продукции в отчетном периоде равна 196 722, в прошлом периоде – 197 043 тыс. руб. Тогда удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции:

Ум 2013 = 127 681/ 197 043= 0,648 или 64,8 %

Ум 2014 =149 232/ 196 722= 0,759 или 75,9 %

Как видно из расчетов, удельных вес материальных затрат в себестоимости продукции существенно увеличился – на 11,1 %. Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости поиска путей улучшения обеспеченности материальными ресурсами, их нормирования и расходования в процессе производства.

Показатели обеспеченности предприятия оборотными средствами

 

Таблица 1

Структура оборотных активов предприятия

Оборотные активы Код строки 01.01.13 01.01.14 01.01.15
Запасы 210 37 683 43 829 49 975
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16) 211 15 523 16 913 34 813
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44) 213 2 612 4 158 8 704
готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41) 214 18 376 21 215 3 768
товары отгруженные (45) 215
расходы будущих периодов (31) 216 941 1 273 2 690
прочие запасы и затраты 217 231 270
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) 220 3 017 7 942 1 769
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 835 590 455
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) в том числе: 240 9 646 28 638 35 516
покупатели и заказчики (62, 76, 82) 241 5 160 17 015 20 039
векселя к получению (62) 242
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) 243 133 3 168 2 085
авансы выданныe (61) 245 1 957 5 012 4 174
прочие дебиторы 246 2 396 3 443 9 218
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82) 250 0 1 077 0
Денежные средства 260 634 7 212 481
в том числе: касса (50) 261 38 85 27
расчетные счета (51) 262 347 232 408
валютные счета (52) 263 249 6 895 46
прочие денежные средства (55, 56, 57) 264
Итого оборотных средств 290 51 815 89 288 88 196

 

В структуре оборотных средств к концу года преобладают запасы – 56,7%, на дебиторскую задолженность приходится 40,7%, НДС – 2,0%, денежные средства – 0,5 %, краткосрочные финансовые обязательства – 0,44%.

 

Таблица 2

Структура оборотных активов предприятия

 

Оборотные активы 01.01.14 Доля в % 01.01.15 Доля в % Изме-нение
Запасы 43 829 49,1% 49 975 56,7% 6 146
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16) 16 913 18,9% 34 813 39,5% 17 900
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44) 4 158 4,7% 8 704 9,9% 4 546
готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41) 21 215 23,8% 3 768 4,3% -17 447
товары отгруженные (45)
расходы будущих периодов (31) 1 273 1,4% 2 690 3,1% 1 417
прочие запасы и затраты 270 0,3% -270
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) 7 942 8,9% 1 769 2,0% -6 173
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 590 0,7% 455 0,5% -135
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) в том числе: 28 638 32,1% 35 516 40,3% 6 878
покупатели и заказчики (62, 76, 82) 17 015 19,1% 20 039 22,7% 3 024
векселя к получению (62)
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) 3 168 3,5% 2 085 2,4% -1 083
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)
авансы выданныe (61) 5 012 5,6% 4 174 4,7% -838
прочие дебиторы 3 443 3,9% 9 218 10,5% 5 775
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82) 1 077 1,2% 0 -1 077
Денежные средства 7 212 8,1% 481 0,5% -6 731
в том числе: касса (50) 85 0,1% 27 0,03% -58
расчетные счета (51) 232 0,3% 408 0,5% 176
валютные счета (52) 6 895 7,7% 46 0,1% -6 849
прочие денежные средства (55, 56, 57)
Итого оборотных средств 89 288 100% 88 196 100 %

 

В текущем периоде наблюдается уменьшение оборотных средств, однако, крайне незначительное. Существенно изменилась их структура. Прежде всего, резко уменьшилась доля денежных средств в структуре оборотных средств предприятия: изменение составило 6 731 тыс. руб., в результате чего их доля в общем объеме оборотных средств сократилась с 8,1 % до 0,5 %. Данные баланса показывают, что такое уменьшение величины денежных средств связано с расходованием за отчетный период средств на валютных счетах предприятия: они сократились на 6 849 тыс. руб. и их доля в общем объеме оборотных средств упала с 7,7 % до 0,1 %. Таким образом, денежные средства в иностранной валюте были израсходованы почти полностью.

Также в отчетном периоде наблюдается рост дебиторской задолженности: на конец 2014 года она составила 35 971тыс. руб., увеличившись на 6 878 тыс. руб. и ее с ее доля в общем объеме оборотных средств увеличилась с 32,1% до 40,3% в отчетном периоде.

Рост дебиторской задолженности вызван ростом задолженности покупателей готовой продукции, которая увеличилась на 3 024 тыс. руб., а также существенным ростом прочей дебиторской задолженности.

Объем производственных запасов возрос на 6 146 тыс. руб. (или на 7,6%), причем существенно изменилась их структура. Резко возросла доля сырья и материалов – с 17,9 % до 39,5 % в общем объеме оборотных средств (или на 17 900 тыс. руб.). При этом существенно сократились запасы готовой продукция на складе, которая за отчетный год уменьшилась с 21 215 тыс. руб. до 3 768 0 тыс. руб. Доля сырья и материалов, напротив, уменьшилась на 2 039 тыс. руб. и на конец года составила 2 318 тыс. руб.

Доля НДС с 8,9 % до 2,0% (на 6 173 тыс. руб.)

Создавшееся положение свидетельствует о том, что, учитывая рост материальных запасов и сокращение готовой продукции на складе организация на конец года имеет проблемы с производством продукции.

  1. Коэффициент обеспеченности оборотными средствами (К14) вычисляется путем деления оборотных активов организации на среднемесячную выручку и характеризует объем оборотных активов, выраженный в среднемесячных доходах организации, а также их оборачиваемость. Данный показатель оценивает скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы. Показатель дополняется коэффициентами оборотных средств в производстве и в расчетах, значения которых характеризуют структуру оборотных активов организации.

К14 = Оборотные активы/ К1,

где К1 – среднемесячная выручка.

Среднемесячная выручка рассчитывается, как отношение выручки, полученной организацией за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде. [9, с.45]

К1 = Валовая выручка организации по оплате / Т,

где Т – кол-во месяцев в рассматриваемом отчетном периоде

Среднемесячная выручка вычисляется по валовой выручке, включающей выручку от реализации за отчетный период (по оплате), НДС, акцизы и другие обязательные платежи. Она характеризует объем доходов организации за рассматриваемый период и определяет основной финансовый ресурс организации, который используется для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе для исполнения обязательств перед фискальной системой государства, другими организациями, своими работниками. Среднемесячная выручка, рассматриваемая в сравнении с аналогичными показателями других организаций, характеризует масштаб бизнеса организации.

Согласно данным отчета о прибылях и убытках за 2014 год валовая выручка предприятия за отчетный период равна 236 201 тыс. руб. Тогда среднемесячная выручка предприятия равна:

К1 2013 = 246 933 /12 = 20577,75 тыс. руб.

К1 2014 = 236 201 / 12 = 19683,42 тыс. руб.

Тогда коэффициент обеспеченности предприятия оборотными средствами равен:

К14 2013 = 89288 / 20577,75 = 4,34

К14 2014 = 88196 / 19683,42 = 4,48

Как показал анализ, обеспеченность оборотными средствами у предприятия высока, причем в отчетном периоде она несколько повысилась.

  1. Собственный капитал в обороте (К11) вычисляется, как разность между собственным капиталом организации и ее внеоборотными активами.

К11 = Собственный капитал – Внеоборотные активы

Наличие собственного капитала в обороте (собственных оборотных средств) является одним из важных показателей финансовой устойчивости организации. Отсутствие собственного капитала в обороте организации свидетельствует о том, что все оборотные средства организации, а также, возможно, часть внеоборотных активов (в случае отрицательного значения показателя) сформированы за счет заемных средств (источников).

К11 2013 = 50 669 – 14 840 = 35 829 тыс. руб.

К11 2014 = 56 132 – 14 171= 41 961 тыс. руб.

Наличие собственного капитала в обороте предприятия говорит о том, что предприятие мало использует заемный капитал и ее деятельность в основном ведется на собственные средства.

  1. Доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) (К12) рассчитывается, как отношение собственных средств в обороте ко всей величине оборотных средств.

К12 = (Собственный капитал – Внеоборотные активы) / /Оборотные средства

Показатель характеризует соотношение собственных и заемных оборотных средств и определяет степень обеспеченности хозяйственной деятельности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости.

К12 2013 = (50 669 – 14 840)/ 89 288= 0,401 или 40,1 %

К12 2014 = (56 132 – 14 171)/ 88 196= 0,470 или 47 %

Доля собственного капитала в оборотных средствах достаточно высока и составляет 47 %.

  1. Коэффициент автономии (финансовой независимости) (К13) вычисляется, как частное от деления собственного капитала на сумму активов организации.

К13 = Собственный капитал / (Внеоборотные активы + Оборотные активы)

Коэффициент автономии, или финансовой независимости определяется отношением стоимости капитала и резервов организации, очищенных от убытков, к сумме средств организации в виде внеоборотных и оборотных активов. Данный показатель определяет долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала (обеспечиваются собственными источниками формирования). Оставшаяся доля активов покрывается за счет заемных средств. Показатель характеризует соотношение собственного и заемного капитала организации.

К13 2013 = 50 669 / (14 840 + 89 288) = 0,487 или 48,7 %

К13 2014 = 56 132 / (14 171 + 88 196) = 0,548 или 54,8 %

  1. Коэффициент оборотных средств в производстве (К15) вычисляется, как отношение стоимости оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке. Оборотные средства в производстве определяются, как средства в запасах с учетом НДС минус стоимость товаров отгруженных.

К15 = ((Средства в запасах + Сумма НДС) – Стоимость товаров отгруженных)/К1,

где К1 – среднемесячная выручка.

Коэффициент оборотных средств в производстве характеризует оборачиваемость товарно-материальных запасов организации. Значения данного показателя определяются отраслевой спецификой производства, характеризуют эффективность производственной и маркетинговой деятельности организации.

К15 2013 = ((43 829 + 7 942) – 0) / 20577,75 = 2,52

К15 2014 = ((49 975+ 1 769) – 0) / 19683,42 = 2,63

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов вырос с 2,52 до 2,63, увеличение числа оборотов произошло преимущественно за счет роста запасов. То, что коэффициент оборачиваемости активов значительно больше единицы – позитивный момент, свидетельствует о быстрой оборачиваемости капитала, вложенного в активы. [15, с.87]

  1. Коэффициент оборотных средств в расчетах (К16) вычисляется, как отношение стоимости оборотных средств за вычетом оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке.

К16 = (Оборотные активы – Средства в запасах – Сумма НДС +

+ Стоимость товаров отгруженных )/К1,

где К1 – среднемесячная выручка.

Коэффициент оборотных средств в расчетах определяет скорость обращения оборотных активов организации, не участвующих в непосредственном производстве. Показатель характеризует, в первую очередь, средние сроки расчетов с организацией за отгруженную, но еще не оплаченную продукцию, то есть определяет средние сроки, на которые выведены из процесса производства оборотные средства, находящиеся в расчетах.

Кроме того, коэффициент оборотных средств в расчетах показывает, насколько ликвидной является продукция, выпускаемая организацией, и насколько эффективно организованы взаимоотношения организации с потребителями продукции. Он отражает эффективность политики организации с точки зрения сбора оплаты по продажам, осуществленным в кредит. Рассматриваемый показатель характеризует вероятность возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности и ее списания в результате непоступления платежей, т.е. степень коммерческого риска.

Возрастание данного показателя требует восполнения оборотных средств организации за счет новых заимствований и приводит к снижению платежеспособности организации.

К16 2013 = (89 288 – 43 829 – 7942 + 0) / 20577,75 = 1,82

К16 2014 = (88 196 – 49 975 – 1769 + 0) / 19683,42 =1,85

  1. Рентабельность оборотного капитала (К17) вычисляется, как частное от деления прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и всех отвлечений, на сумму оборотных средств.

К17 = Чистая прибыль предприятия / Оборотные активы

Данный показатель отражает эффективность использования оборотного капитала организации. Он определяет, сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы.

  1. Оборачиваемость оборотных средств – продолжительность одного оборота в днях, определяется по формуле:

(7; 8)

L 2013 = (((51815 +89288)/2)/ 246933) * 360 = 102,9 дня

L 2014 = (((89288+88196)/2) / 236 201)* 360 = 135,3 дня

Как следует из расчета, по сравнению с предыдущим годом продолжительность оборота оборотных активов увеличилась на 32,4 дня. Это означает, что средства, вложенные в анализируемом периоде в оборотные активы, проходят цикл и снова принимают денежную форму на 32,4 дня дольше, чем в предыдущем году.

В результате потребовались дополнительные средства для продолжения производственной деятельности хотя бы на уровне прошлого года.

Коэффициент оборачиваемости (в оборотах):

(9)

L 2013 = 246933 / ((51815 +89288)/2) = 3,5 оборотов

L 2014 = 236 201 /((89288+88196)/2) = 2,7 оборотов

Таким образом, в прошлом году на 1 руб. оборотных средств приходилось 3,5 руб. реализованной продукции, а в отчетном году 2,7 руб., т.е. произошло уменьшение числа оборотов (на 0,8). Это негативная тенденция.

В структуре оборотных средств значительный удельный вес занимают товарно-материальные и сбытовые запасы. Поэтому сокращение товарно-материальных запасов до оптимальных размеров будет способствовать повышению рентабельности, поскольку, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие при данном размере прибыли, тем меньше рентабельность.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств является центральной экономической проблемой материально-технического снабжения. Ее решение позволит не только увеличить материальные ресурсы для полного удовлетворения предприятий, но и улучшить экономические показатели их работы. [23, с.34]

Одной из важнейших задач материально-технического снабжения является своевременность обеспечения предприятий и организаций необходимыми им материальными ресурсами. При этом под своевременностью подразумевается поставка всех разновидностей материальных ресурсов непосредственно к местам потребления в установленные сроки и необходимого качества.

Нарушение сроков поставок материалов ведет к невыполнению планов производства и реализации продукции.

Нормирование оборотных средств в производственных запасах

Норматив производственных запасов в днях запаса (Нпз) складывается из норматива текущего запаса, подготовительного и страхового и может быть определен по формуле

 

(10)

Qсут – среднесуточное потребление материалов;

Nтз – норма текущего запаса, дн.;

Nпз – норма подготовительного запаса, дн.;

Nстр – норма страхового запаса, дн.

Норматив производственных запасов (ФПЗ) рассчитывается по формуле:

(11)

NПЗ    – норматив производственных запасов в днях запаса;

СПЗ    – однодневный расход производственных запасов

На основании данных бухгалтерской отчетности материальные затраты за  год составили (таблица 3) :

Показатели 1 кв. 2 кв. В среднем за месяц
1 2 3 4=(2+3)/6
Материальные затраты, тыс. руб. 54 746 61 766 19 419

 

Однодневный расход производственных запасов (СПЗ) составляет:

Норматив производственных запасов в днях запаса (NПЗ) рассчитывается по формуле:

(11)

NТЕК  – норма текущего запаса, дн.;

NСТР  – норма страхового запаса, дн.;

NПОДГ – норма подготовительного (технологического) запаса, дн.

Текущий запас (NТЕК) необходим для обеспечения бесперебойного хода производства на предприятии в период между очередными поставками. Норма текущего запаса принимается равной половине среднего интервала между двумя очередными поставками.

 

Таблица 4. Интервалы между поставками по данным складского учета

 

№ п/п Наименование Цикл поставки № п/п Наименование Цикл поставки
1 2 3 4 5 6
1 Полипластавто 160 101 ПХР 53
2 Промсталь 160 102 ЧП Лебедев А. К. 53
3 ПромТех 160 103 ТВМ 53
4 Руссталь 160 104 Фрактал 53
5 Союз г. Дзержинский 160 105 ЧП Гагулин В.В. 53
6 Сталь-сервис 160 106 ФМС-плюс 53
7 ТД “ХЗНМ” 160 107 Пинотекс 53
8 Светлов 160 108 Тэкникал Консалтинг 53
9 Ижсталь 160 109 Мотор-Супер 53
10 Апогей-Самара 160 110 Номатекс 53
11 БЕ ИП АВТОВАЗ 160 111 САК 53
12 Заречье 160 112 Импульс ЗАО 40
13 Самараметалл 160 113 Авиакор-авиационный завод 40
14 Металлоцентр 160 114 ЧП Семушкин Ю.В. 40
15 МТП АВТОВАЗ 160 115 Адэр 40
16 ОПП ДTР “АвтоВАЗ” 160 116 Кардан 40
17 Подшипник-Интер 160 117 ЧП Пашкевич Э. В. 40
1 2 3 4 5 6
18 Химфорум 160 118 Волга-сталь 40
19 Череповецкий СтЗ 160 119 ОПТИМА 40
20 Феликс 80 120 ЧП Юнусов Р.М. 40
21 ЧП Фокеев Г. Б. 80 121 Гипос ром 40
22 ИнМаш 80 122 Элект 40
23 РосКомплект 80 123 Униформа 32
24 Росинпром 80 124 АРС-Центр 32
25 Ресурсконтракт 80 125 ДААЗ 32
26 Русский проект 80 126 Авиатехавто 32
27 Мегапласт 80 127 Турбо-авто 32
28 Раклон 80 128 Диск 32
29 Крюкова Л.С. 80 129 Строй-Сервис 32
30 Пять соток 80 130 ЧП Резников Е. В. 32
31 Июль 80 131 Дилор 27
32 КА-2 80 132 ЧП Фролов Н.А. 27
33 Инжектор спец 80 133 ЧП Вишневский О. Л. 27
34 Завод Автосвет 80 134 Гамма-авто 27
35 Корвет.Т 80 135 ЧП Сенотов А.Ю. 27
36 ЧП Мелихова И. В. 80 136 Волжская компания 27
37 ЛЕНОКС 80 137 Кливер 23
38 Тандем 80 138 Тольятти 23
39 ЭТМ 80 139 Слик 20
40 Управление малой механизации 80 140 Вентол 20
41 ЭЛЕКТРОПРИБОР 80 141 ЧП Антонова М. И. 18
42 УАЗ-комплект 80 142 ЧП Шильцов Ю.А. 18
43 Тюльпан 80 143 ЧП Хованских А. Н. 18
44 Альянс-Авто 80 144 Баумаркет 16
45 АСОМИ 80 145 МИР-авто 16
46 Тольятти-Сенатор 80 146 ТРЭКОЛ 16
47 Бромеко 80 147 Спецодежда 15
48 Веха автокомплекс 80 148 Автоснабтехника 15
49 Тема-Плюс 80 149 Фаянс 15
50 Санфа 80 150 ЧП Рогочов 15
51 Сферасервис 80 151 Лана 13
52 СК-Холдинг 80 152 Интра плюс 13
53 ЧП Зуев С. П. 80 153 Магистраль 13
54 Саратовстекло 80 154 Контакт 12
55 Свидетелев В.С. 80 155 Успех опт 11
56 Метэкспо 80 156 Курганмашзавод 11
57 СДК 80 157 ЧП Левошин С.В. 11
58 Новаторские технологии 80 158 Ойл-центр 11
59 ВолгаПромМаркет 80 159 ТТС 10
60 ДВК 80 160 Синапс 10
61 Гельветика-Самара 80 161 Авиастар-СП 9
62 ЧП Винокуров С. А. 80 162 ЧП Хапёрский С.Б. 9
63 Стандартпласт-Иваново 80 163 Галвест 8
64 Стройизоляция 80 164 МКФ 7
65 Эй-Джи-Эй Авто 53 165 АвтоВАЗагрегат 7
1 2 3 4 5 6
66 Витал 53 166 Промкриоген 6
67 ЧП Шералиев К.П. 53 167 ЧП Шумилов М.А. 6
68 Аква-Инвест 53 168 УГС 6
69 ВолгаСпецСнаб 53 169 Фрост 5
70 МеталлПро 53 170 Автопласт 4
71 Эластомер 53 171 АвтоВАЗ” СКП 3
72 ЧП Платонов А.В. 53 172 Топаз-10 2
73 Юсупов Р.И. 53 173 АВТОВАЗ ЦСК ГЦЗЧ 1
74 Энал 122 174 Балкан 61
75 ЧП Зуев А.А. 122 175 Веха автокомплекс 61
76 ЧП Мелихова И. В. 122 176 Турбо-авто 52
77 ЧП Качалкин В. Д. 122 177 Кастер 52
78 Сеан-Издат 122 178 Канцона Трейд 52
79 Техника для дома 122 179 ТИХАН 52
80 Все для вас 122 180 Риком принт 46
81 Техпром-Электро 122 181 Санэл Технолоджи 46
82 Импульс ООО 122 182 ЧП Резников Е. В. 41
83 Эдем 122 183 Гарт-С 41
84 Контур 122 184 Норман 37
85 ЧП Данчик 122 185 ЧП Рязанова В.К. 33
86 Фаянс 122 186 Адэр 30
87 Пальмира Трэйд 122 187 Баумаркет 30
88 Электросвет 91 188 Лана 28
89 Корст 91 189 Тольятти-Сенатор 28
90 ЭТМ 91 190 Рем-Альт 26
91 Самвен-Тольятти 91 191 Сервис-плюс 24
92 Балкан-ЛТД 91 192 ЧП Шумилов М.А. 24
93 Балкан-ТехСервис 91 193 ЧП Потапов А.В. 23
94 Светлана Л 73 194 ЧП Чернова Т. Ю. 23
95 ТРЭК 73 195 Светснаб 21
96 Сферасервис 73 196 Тюльпан 19
97 ЧП Дюринг В.Д. 73 197 Успех опт 18
98 Тема-Плюс 73 198 Кайман 17
99 Сервис-Т 73 199 ИнструмСнаб 11
100 Пять соток 61 200 Аверс 10
9 870 2 785

 

Всего 200 поставщиков с общим циклом поставки 12 655 дней

Средний интервал между поставками составляет: 12 655/200/2 = 32 дня, что является нормой текущего запаса (NТЕК).

Страховой запас (NСТР) предусмотрен для предупреждения последствий связанных со сбоями в снабжении. Норма страхового запаса устанавливается в 30% от нормы текущего запаса.

NСТР = NТЕК*30% = 32*30% = 10 дней.

Подготовительный (технологический) запас (NПОДГ) создается на сырье и материалы, требующие соответствующей дополнительной подготовки: сушка, сортировка, раскрой, комплектация и т.п. Норма подготовительного запаса определяется с учетом конкретных условий производства и включает в себя время на прием, разгрузку, оформление документов и подготовку к дальнейшему использованию сырья, материалов и комплектующих. NПОДГ = 1 день.

Норматив производственных запасов в днях запаса

NПЗ = NТЕК + NСТР + NПОДГ = 32+10+1 = 43 дня.

Норматив производственных запасов

ПЗ) = NПЗ * СПЗ = 647 * 43 = 27 821 тыс. рублей.

Анализ методов определения текущей составляющей производственного запаса и страховой составляющей производственного запаса показывает отсутствие единства в методических подходах к расчету норм производственного запаса. Так, например, Б. Федорчук в определении текущей составляющей предлагал дополнительно взвешивать интервалы по соответствующим объемам поставок, что позволяет учесть неравномерность поставок по объемам. Н. Фасоляк рекомендует, кроме того, дополнительно учитывать в текущей составляющей отклонения вариаций нормообразующих факторов от их средних значений.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование системы управления производственной логистикой

3.1 Разработка предложений по совершенствованию управления производственной логистикой

 

Контроль за состоянием запасов – техническое средство реализации политики управления материальными запасами. В процедуру контроля запасов входят учет наличия запасов, регулярное отслеживание приходов/расходов. Эти операции особенно эффективно могут выполняться с использованием автоматизированных систем управления.

Определение точки заказа, расчет размера заказа и контроль за данными показателями с использованием математических моделей управления запасами практически невозможно осуществлять вручную, без использования информационных систем. Использование информационной системы ERP-класса на сегодня является неотъемлемой частью системы управления производственными и материальными запасами предприятия.

Хорошая ERP-система это не только повышение уровня управляемости бизнеса, прозрачность бизнес-процессов, качественный учет, улучшение качества обслуживания клиентов и т.д. Помимо всего прочего ERP-система должна давать и конкретный экономический эффект. Управление и снижение уровня производственных и складских запасов предприятия — это одна из главных задач, которая должна быть решена при внедрении ERP-системы.

Мы предлагаем конкретный, работающий метод управления товарными запасами на предприятии и снижения складских запасов, правильное использование которого позволит вам значительно улучшить показатели оборачиваемости товара, снизить запасы и, как следствие, высвободить оборотные средства. Наша технология позволит не только избежать затоваривания складов, но и избежать отсутствия на складе необходимого товара.

Основная причина увеличенных складских запасов состоит в том, что при осуществлении закупок, никто не задумывается над тем, сколько нужно купить товара, какого и главное когда. Решение именно этих вопросов — залог успеха при решении задачи оптимизации складских запасов.

Грамотно осуществленная оптимизация складских запасов позволяет сократить объем товаров, хранящихся на складе до 50% и увеличить, таким образом оборачиваемость товара, освободить оборотные средства, снизить зависимость компании от кредитов. [16, с.81]

Прежде чем начать использовать систему планирования закупок необходимо провести категоризацию ассортимента, так называемую ABC XYZ категоризацию. Это позволит понять, наличие на складе каких товарных позиций наиболее важно. ABC — это категоризация по прибыльности товара. XYZ — по оборотам. Таким образом, каждая товарная позиция будет обладать определенным сочетанием категорий (AX, AY, BX и т.д.). Наличие на складе позиций, приносящих наибольшую прибыль, и обеспечивающих наибольший оборот является обязательным и желательно избежать перебоев с поставками этих товарных позиций. Товарные позиции, приносящие минимальную прибыль и минимальные обороты вообще можно закупать только «под заказ».

После проведения категоризации задаем страховые запасы на каждую категорию товаров. Задавать страховые запасы можно не только на категории AX,AY и т.д., но и на любую другую группу товаров, которую вы можете сформировать произвольно. Это одна из основных особенностей нашей системы, вам не нужно определять параметры планирования для каждой товарной позиции, как это делается во многих других системах. Установка всех параметров планирования для каждой отдельно взятой позиции делает использование такой системы практически нереальным, когда речь идет о количестве наименований в десятки тысяч позиций. Для удобства страховые запасы можно задавать не в количестве, а в днях продаж. В этой ситуации система сама будет постоянно переводить дни в единицы учета, поэтому при повышении спроса вам не нужно менять страховые запасы, они увеличатся автоматически, то же самое произойдет при снижении спроса.

Для планирования графика поставок у каждого поставщика должно быть указано время исполнения заказа (ВИЗ), которое говорит о том, сколько дней проходит от момента заказа груза до момента его отправки от поставщика и от момента его отправки от поставщика до поступления к вам на склад. При этом ВИЗ должен быть указан для каждого вида транспорта, поскольку один и тот же поставщик морем везет этот товар 120 дней, а самолетом 2 дня. [18, с.89]

При планировании поставок система учитывает текущие поставки, при этом учитываются различные стадии поставок (груз только заказан, отправлен, в пути), которые влияют на формирование плановых поставок.

Система обладает инструментом средневзвешенного прогноза, который позволяет наиболее точно спрогнозировать спрос, учитывая самые последние тенденции продаж. Весь период продаж мы делим на сегменты, каждый из которых имеет «вес» для прогноза. Чем «свежее» продажи, тем больше они «весят» при построении тренда. Таким образом, мы учитываем рост или падение спроса, сезонные факторы и т.д. Также, наш алгоритм позволяет сгладить внесистемные скачки или падения продаж.

Теперь система может достаточно точно спланировать закупки.

3.2 Обоснования для внедрения разработанных предложений

 

Обоснование предложений по совершенствованию состоит из технической и экономической частей. В технической части обоснования рассматривается производственные результаты внедрения предложений по совершенствованию, такие, как улучшение качества продукции, ускорение процессов, уменьшение их трудоемкости, уменьшение простоев работников и оборудования, повышение информированности менеджеров. В результате внедрения информационной системы 1С: Предприятие в фирме РПТех менеджеры будут получать информацию о расходах по каждому клиенту и его прибыльности. Это позволит оперативно определять наиболее и наименее выгодных клиентов и вовремя принимать обоснованные решения по работе с ними, по цене товара и возможностям отсрочки платежей. Анализ и прогноз динамики изменения доходности и прибыльности клиентов необходимы для рационального решения вопросов по сохранению клиентов. Считается, что удерживать имеющихся прибыльных клиентов выгоднее, чем добывать новых клиентов. Последнее является более дорогостоящим мероприятием, чем сохранение существующих клиентов, которые могут быть потенциальными покупателями продукции в будущем и служить рекомендацией для других клиентов. В целом внедрение предложений по совершенствованию бизнес-процессов и менеджмента позволит уменьшить расходы на свою деятельность, увеличить количество клиентов и среднюю прибыль на одного клиента. [14, с.75]

Для определения количественных данных, характеризующих производственную эффективность предложений, необходимо, чтобы в фирме функционировала информационная система, осуществляющая всесторонний учет и контроль операционных процессов закупки, производства, доставки, продажи и обслуживания клиентов. Так как такая система еще только намечена для внедрения, и учитывая, что имеют место разные субъективные трудности сбора необходимых данных, то техническое обоснование будет базироваться на приблизительных данных по производственной эффективности предложений.

В экономической части обоснования рассчитываются экономические показатели эффективности этих предложений. На этом этапе происходит переход от оценки их производственной и рыночной эффективности к показателям экономической эффективности. Результатом сокращения простоев может быть увеличение объемов производства и, соответственно, увеличения прибыли. Уменьшение доплат в результате сокращения простоев и сверхурочных работ приводит к экономии расходов. Кроме того, источником экономической эффективности может быть также снижение непроизводительных расходов, вызванных изготовлением бракованных изделий, штрафами и т.п. С другой стороны, нужно учесть, что для реализации предлагаемых изменений потребуются расходы на приобретение и внедрение технических и информационно- программных средств. Обеспечение их эксплуатации связано с дополнительными текущими расходами (зарплата работников сектора развития, затраты на обслуживание технических средств, оплата услуг за работу в сети Интернет и т. д.).
Имеются статический и динамический методы экономического обоснования предложений. В статическом методе определяется срок окупаемости и коэффициент рентабельности вложений. Срок окупаемости Ток – это количество интервалов времени, необходимых для возмещения инвестиционных расходов С за счет получаемого дохода С* от реализации предложений по совершенствованию системы за один принятый для расчетов период времени (год, квартал). Его величина определяется распределением суммы расходов на ожидаемую среднюю сумму доходов за период.

Коэффициент рентабельности вложений является величиной, обратной сроку окупаемости.

Он показывает, какая удельная часть инвестиционных расходов возмещается в виде дохода за один принятый для расчетов период времени, иначе говоря, сколько гривен будет давать в виде получаемого дохода каждая гривна расходов. Для принятия решений его сравнивают с приемлемым значением.

В динамическом методе для интервалов времени Т={1,2,…,1} определяются будущие денежные потоки затрат на реализацию проектных предложений и доходов от них, обеспечивающих возврат инвестиционных вложений. Рассчитываются показатели чистой текущей стоимости С*т в результате реализации предложений и внутренней ставки доходности кВ, а также коэффициент рентабельности кР. Дополнительно может определяться и период окупаемости вложений. При этом осуществляется дисконтирование сумм денежного потока доходов, т.е. их уменьшение с учетом стоимости вложенного капитала в соответствии со ставкой дисконта. Эта ставка определяет уровень прибыли, приемлемый для инвестора при вложении средств с учетом рисков, связанных с ожидаемыми темпами инфляции и возможными колебаниями курсов валют.

Чистая текущая стоимость Смт равна разности накопленных по определенным интервалам времени сумм дисконтированных доходов от реализации предложений и сумм расходов, включающих в себя одноразовые расходы в объеме инвестиций и дополнительные текущие расходы.

Значения показателя изменяются по времени. Вначале они
отрицательные, через некоторое количество интервалов они становятся равными нулю (момент наступления окупаемости), а затем становятся положительными. Предложения по совершенствованию будут считаться приемлемыми, если при стоимости капитала к, задаваемой инвестором, величина чистой текущей стоимости Ст станет положительной за заданное количество интервалов времени Ток (срок окупаемости), когда сумма доходов станет равной сумме расходов. Это будет означать, что инвестиции в реализацию предложений окупились за это время.

Ставка доходности должна учитывать ожидаемую инфляцию, которая уменьшает реальную стоимость доходов и инвестиций. В условиях неопределенности и при большом объеме инвестиций желательно также в договоре инвестора с фирмой учитывать вероятность влияния тех или иных событий на изменение величины ожидаемых денежных потоков, например, возможные колебания курсов валют.

 

Заключение

 

Изучение такой актуальной науки, как логистика на сегодняшний день, весьма важно. Так как логистика дает реальные ответы на необходимые вопросы о перемещениях товарно-материальных ценностей, их оптимизации, распределение запасов и многое другое, необходимое для здорового существования организации. А также открывает новые возможности, обусловленные повышением эффективности функционирования материалопроводящих систем.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Логистика – это взгляд на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. По сути, область применения логистики настолько специфична и нова, что в настоящий момент специалисты данной профессии на рынке труда испытывают большие трудности.

В настоящее время можно отметить и более широкий подход к логистике, который кроме вышеназванного включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса движения товаров. В этом случае многие функции маркетинга переходят к логистике.

Контроль за состоянием запасов – техническое средство реализации политики управления материальными запасами. В процедуру контроля запасов входят учет наличия запасов, регулярное отслеживание приходов/расходов. Эти операции особенно эффективно могут выполняться с использованием автоматизированных систем управления.

На основании изученного материала, я считаю необходимым автоматизировать процесс логистики.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Сивчик Л. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия с учетом нового плана счетов – 2014. – № 4. – С.40-45
  2. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник для студентов экон. спец вузов. / Под общ. ред. Л.И. Кравченко.- 2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Новые знания, 2013. – 383с.
  3. Волгин В.В. Логистика хранения товаров // Практическое пособие – М.: ИТК «Дашков и К», 2014.
  4. Волгин В.В. Склад. Логистика, управление, анализ. – М.: ИТК «Дашков и К», 2012,- 281 с.
  5. Волгин В.В. Логистика приёмки и отгрузки товаров. – М.: ИТК «Дашков и К», 2012,- 407 с.
  6. Дыбская В.В. Логистика для практиков. — М.: ИПТИЛ ВИНИТИ РАН, 2012.
  7. Власов К.Ю. Некоторые практические аспекты реализации системы «точно в срок». Сборник тезисов выступлений II международного логистического форума. – М:. Координационный совет по логистике, 2015.
  8. Бутвина Е.В. Международная политика DHL в области логистики // Сборник тезисов выступлений II международного логистического форума. – М.: Координационный совет по логистике. 2014.
  9. Шишко В.А. Как организовать евросклад. Сборник тезисов выступлений II международного логистического форума. – М.: Координационный совет по логистике, 2013
  10. Розанова Н.М. Экономический анализ фирмы и рынка. – М.: Издательство: Юнити, 2015. – 279 с.
  11. Русак Н.А., Русак В.А. Основы финансового анализа. Мн.: Высшая школа, 2014. – 486 с.
  12. Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению “Бухгалт. учет, анализ и аудит” и др. эконом. специальностям / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2015. – 688 с.
  13. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013.
  14. Словарь-справочник для деловых людей / Под ред. Градова А.П., Кузина Б.И. – СПб.: Специальная литература, 2011. – 510 с.
  15. Смирницкий Е.К. Экономические показатели бизнеса. М.: Экзамен, 2016. – 512 с.
  16. Термины и понятия рыночной экономики / Под ред. В.В. Федцов, В.В. Федцов; Ин-т рус. предпринимательства. – М.: Дашков и К°, 2012 – 508с.
  17. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. – М. ИНФРА-М, 2015. – 246 с.
  18. Томпсон-мл., Артур А., Стрикленд III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2016. – 928 с.
  19. Куров А.Л. Диверсификация предприятия // Новосибирск, 2014. – 150с.
  20. Куров А.Л. Диверсификация предприятия // Новосибирск, 2014. – 150с.
  21. Финансы организаций (предприятий): учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям / [Колчина Нина Васильевна и др.]; под ред. Н.В. Колчиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2016 – 368 с.
  22. Чабанов В.Е. Экономика XXI века, или Третий путь развития. – СПб.: Издательство: BHV-Петербург, 2013. – 736 с.
  23. Чиркова М.Б. Анализ хозяйственной деятельности организации: сборник заданий и тестов. – М.: Издательство: Эксмо, 2014. – 160 с.
  24. Чеботаев А.А. Логистика. Логистические технологии. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2012.
  25. Цагарейшвкли А.С. Подъемнотранспортное оборудование. 2015. №З.
  26. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе. – М.: ИНФРА-М, 2012.
  27. Саркисов С.В. Управление логистикой. – М.: Бизнесшкола “ИнтелСинтез”, 2014.
  28. Савин В.И. Склады. – М.: Дело и Сервис, 2015.
  29. Разработка и оформление конструкторской документации РЭА: Справочное пособие / Э.Т.Романычева [и др.] – М.: Радио и связь, 2012.
  30. Радионов Р. А.,.Радионов А.Р. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия. – М.: Дело и сервис, 2014.
  31. Погрузка и разгрузка. Справочник грузменеджера. М.: ИТК «Дашков и К», 2015.
  32. Протасов С. Склад и Техника. 2009.№ З.

Приложения

Организация построения логических систем

 
Приложение 2

Структура оборотных активов предприятия

Оборотные активы Код строки 01.01.13 01.01.14 01.01.15
Запасы 210 37 683 43 829 49 975
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16) 211 15 523 16 913 34 813
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44) 213 2 612 4 158 8 704
готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41) 214 18 376 21 215 3 768
товары отгруженные (45) 215
расходы будущих периодов (31) 216 941 1 273 2 690
прочие запасы и затраты 217 231 270
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) 220 3 017 7 942 1 769
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 835 590 455
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) в том числе: 240 9 646 28 638 35 516
покупатели и заказчики (62, 76, 82) 241 5 160 17 015 20 039
векселя к получению (62) 242
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) 243 133 3 168 2 085
авансы выданныe (61) 245 1 957 5 012 4 174
прочие дебиторы 246 2 396 3 443 9 218
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82) 250 0 1 077 0
Денежные средства 260 634 7 212 481
в том числе: касса (50) 261 38 85 27
расчетные счета (51) 262 347 232 408
валютные счета (52) 263 249 6 895 46
прочие денежные средства (55, 56, 57) 264
Итого оборотных средств 290 51 815 89 288 88 196

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.