Содержимое

                                                            

Введение

Рыночные отношения во всех отраслях экономики развиваются так, что вызвали необходимость в применении маркетинга в образовании. Перед рынком образовательных услуг встала принципиально новая задача: нужна новая, научно обоснованная деятельность  в оказании образовательных услуг. Такой деятельностью является маркетинг [8, с. 23-24].

Актуальность выбранной темы заключается в том, что совершенствование системы маркетинга образовательных услуг необходимо для достижения целей конкретной организации и повышения эффективности использования имеющихся в ее распоряжении ресурсов.

Цель исследования –  обобщение и систематизация теоретических и практических аспектов организации системы маркетинга в сфере образовательных услуг и  разработка практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности образовательного учреждения.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

– изучить особенности системы маркетинга образовательных услуг;

– провести всесторонний анализ системы маркетинга в муниципальном дошкольном  образовательном учреждении детский сад № 13 «Улыбка»;

– разработать и обосновать мероприятия по совершенствованию системы маркетинга образовательных услуг в  муниципальном дошкольном образовательном  учреждении детский сад № 13 «Улыбка».

Объект исследования –  муниципальное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 13 «Улыбка» – небольшая организация с одной разновозрастной группой детей с 1г. до 7 лет, с персоналом 13 человек. В учреждении есть все необходимое для работы в современных условиях и дальнейшего развития.

Предмет исследования – маркетинг образовательных услуг и мероприятия по его совершенствованию.

Методы исследования: системный,  традиционный анализ документов, наблюдение, опрос, SWOT-анализ, экспертные оценки,  статистические методы обработки информации.

В первой  главе рассматриваются теоретико-методологические основы современной  системы маркетинга образовательных  учреждений.

Вторая глава  посвящена  анализу системы маркетинга в  муниципальном дошкольном образовательном  учреждении детский сад № 13 «Улыбка», в ходе проведения которого были выявлены как сильные стороны его деятельности, так и недостатки, препятствующие дальнейшему развитию.

В третьей  главе  представлены конкретные практические предложения по совершенствованию системы маркетинга  в  муниципальном дошкольном образовательном  учреждении детский сад № 13 «Улыбка».

В заключении подведены итоги исследования по теме «Совершенствование системы маркетинга в сфере образовательных услуг»  в  муниципальном дошкольном образовательном  учреждении детский сад № 13 «Улыбка».

Практическая значимость исследования  состоит в разработке обоснованных мероприятий по повышению эффективности системы маркетинга образовательного учреждения детский сад № 13 «Улыбка», результаты которого могут быть применены и в других учреждениях сферы образовательных услуг.

 

 

 

Глава 1.Теоретико-методологические аспекты построения системы маркетинга в сфере образовательных услуг

1.1 Сущность и особенности разработки системы маркетинга образовательных учреждений

Возникновение в России рынка образовательных услуг и продуктов поставило перед субъектами, оказывающими образовательные услуги и производящими образовательные продукты, принципиально новую задачу: внедрять научно обоснованный метод управления образованием. Таким методом является маркетинг [18, с.154].

Главное в маркетинге – двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей. С другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Исходя из этого, маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена [18, с.155].

Маркетинг в образовании играет в экономике тройную роль:

1) особая значимость образования в экономическом развитии. Современные технологии задают верхний предел экономического развития общества. Однако их распространение зависит от системы и уровня образованности населения. Следовательно, маркетинг связан с распространением передовых идей образования;

2) развитие образования как отрасли экономики в целом и каждого образовательного учреждения  в отдельности. Чем шире ассортимент образовательных услуг и продуктов, чем выше их качество и доступность, тем выше уровень жизни общества. Следовательно, развитие системы образования напрямую зависит от применяемых инструментов маркетинга;

3) образовательные учреждения содержатся на средства бюджетов и средства, получаемые путем взимания платы за образовательные услуги.  Ограниченность бюджетов в условиях переходной экономики и определяет развитие маркетинга платных образовательных услуг.

Специфичность маркетинга в сфере образования в первую очередь связана со специфичностью основного продукта системы образования – образовательной услуги. Образовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные (государство) потребности.

Образовательные услуги,  обладают пятью основными характеристиками, которые влияют на разработку маркетинговых программ: неосязаемость, неотделимость, непостоянство качества, недолговечность и отсутствие владения.

Неосязаемость услуги означает, что ее нельзя продемонстрировать. Из-за  отсутствия осязаемых характеристик услуги до ее покупки степень неопределенности приобретения увеличивается. Чтобы ее сократить, покупатели ищут отзывы о качестве услуг, знакомятся с мнениями предшествующих потребителей услуг. В образовании это образовательные стандарты, учебные планы и программы, информация о методах, формах и условиях оказания услуг, документы об образовании, сертификаты, лицензии, аттестаты, дипломы [19, с.2].

Неотделимость услуги означает, что ее нельзя отделить от источника, независимо от того, представляется услуга человеком или машиной. Вследствие того, что при производстве услуги всегда присутствует ее потребитель, взаимодействие с поставщиком (преподавателем) является особым аспектом маркетинга услуг. Второй характерной особенностью неотделимости услуг является присутствие и участие в процессе их предоставления других потребителей. Следовательно, задачей производителя услуги является обеспечение того, чтобы одни потребители образовательных услуг не препятствовали получению качественного образования другими потребителями.

Непостоянство качества услуги означает, что ее качество может очень сильно изменяться в зависимости от того, кто, когда, где и как ее представляет. Качество услуги, тем более образовательной, очень трудно поддается контролю. Услуга,  предоставляемая одним образовательным учреждением,   отличается индивидуальностью. Администрация  для плодотворной и образовательного учреждения должна постоянно проверять качество учебного процесса  путем анкетирования и мониторинга уровня успеваемости [5, с.3].

Недолговечность услуги означает, что ее нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Недолговечность не представляет особых проблем, если спрос на нее довольно устойчивый. Но  если спрос колеблется, то образовательное учреждение сталкивается с проблемами (например, с проблемой численности детей, обслуживающего персонала).

Особенностями, присущими только образовательным услугам, являются: относительная длительность исполнения; отсроченность выявления результативности оказания услуг; сезонность или дискретная периодичность оказания услуг; зависимость услуг от места их оказания и места проживания обучающихся; усиление потребности в образовательных услугах по мере удовлетворения данной потребности [5, с.23].

Одним из происходящих в системе образования изменений является расширение применения системы маркетингового управления в деятельности субъектов системы образования.

В настоящее время основная идея системы  маркетинга  в сфере образовательных услуг состоит в приоритете рыночных взаимодействий над внутренними  данной организации: все новое  должно приближаться  к высокому  качеству работы образовательного учреждения.

Система маркетинга опирается на производственно-бытовую ориентацию  образовательного учреждения.

Для улучшения услуг и системы маркетинга в образовательном учреждении  может помочь сравнительный анализ производственной и маркетинговой систем управления, представленной в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Производственная и маркетинговая система управления в дошкольном образовательном учреждении

Характеристики Производственная система Маркетинговая система
 1.Образовательные услуги и продукты оказываются только те услуги, которые традиционны для данного образовательного учреждения и реализуются образовательные продукты, которые предложены вышестоящими органами системы образования оказываются услуги, которые пользуются спросом на рынке; разрабатываются образовательные продукты, удовлетворяющие конкретные потребности
 2.Ассортимент образовательных услуг и продуктов ассортимент узок и традиционен, медленно обновляется; сами образовательные процессы и технологии оказываемых услуг негибки, трудно переналаживаемы ассортимент услуг и продуктов широк и интенсивно обновляется с учетом требований клиентов и общества; процессы и технологии оказания услуг гибки и переналаживаемы
3.Коммуникации реклама и другие формы коммуникации  с потребителями и возможными посредниками не развиты коммуникационная деятельность ведется активно, направлена на конкретные целевые группы потребителей и возможных посредников; продвижение и сбыт децентрализованы
4.Научно–педагогические исследования мало связаны с образовательными потребностями и

особенностями конкретных групп потенциальных потребителей услуг

исследования ведутся как по профилю образовательного учреждения, так и в сфере прогнозных исследований под конъюнктуру рынка
5. Функции

управления

функции руководства коммерческими и PR-отношениями образовательного учреждения с другими участниками рынка часто возлагаются на сотрудников, далеких от основного профиля деятельности образовательного учреждения в организационной структуре учреждения формируется подразделение или вводится должность специалиста по образовательному маркетингу, курирующее имиджевые вопросы и коммерческие успехи образовательного учреждения, обладающее полномочиями контролировать и эффективно обеспечивать выполнение своих рекомендаций

 

Для перехода к  системе маркетинга необходимо предусмотреть и реализовать следующие мероприятия:

1) обсуждение проблем образовательного учреждения на научно-практической конференции руководителей и педагогического персонала «Маркетинг в образовательном учреждении: теория и практика, опыт реализации образовательных стратегий»;

2) обновить нормативно-правовые документы и экономические механизмы развития маркетинговой деятельности образовательного учреждения (внедрение системы маркетинговой информации, разработка и реализация систем развития рынка образовательных услуг и продуктов и продвижения образовательного учреждения на рынке);

3) информировать образовательное сообщество о применяемой методологии и технологиях управления маркетинговой деятельностью с целью формирования целей субъектов управления образованием в русле маркетинговой стратегии и субъектов педагогической системы;

4) выработать и осуществлять коммуникационную политику образовательного учреждения, обеспечивающую формирование благоприятной внешней среды, способствующую реализацию долгосрочных целей образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и продуктов;

5) отработать алгоритмы маркетингового обоснования принятия решений по развитию образовательного учреждения и рынка его услуг.

Выделяют функции маркетинговой деятельности в виде пяти блоков комплексных функций и ряда подфункций маркетинга применительно к системе образования.

Таблица 1.2

Функции маркетинговой деятельности

Функции Содержание функций
Аналитическая изучение внешней среды образовательного учреждения,

изучение рынка образовательных услуг и продуктов, изучение потребителей образовательных услуг и продуктов,

изучение структуры учебного заведения,

изучение структуры образовательных услуг,

анализ внутренней среды образовательного учреждения.

Образовательная организация разработки и внедрения новых образовательных программ,

организация учебно-методического обеспечения,

создание лабораторно-материальной базы,

управление качеством и конкурентоспособностью образовательных программ и услуг (мониторинг качества образования).

Сбытовая организация системы движения образовательных услуг и продуктов,

организация обучения,

проведение целенаправленной политики развития образовательных услуг     и продуктов,

проведение ценовой политики,

организация сервиса по оказанию образовательных услуг.

Формирующая формирование спроса на образовательные услуги  и продукты,

стимулирование по реализации образовательных услуг и продуктов.

Управления и контроля

 

организация стратегического и оперативного планирования в образовательном учреждении,

информационное обеспечение управления маркетингом,

коммуникативная подфункция маркетинга,

организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ в образовательном учреждении).

 

Новые условия предоставления образовательных услуг вызвали одновременно и необходимость перестройки всей работы образовательных учреждений. [17, с.58] .

Вывод: в настоящее время появилась острая необходимость внедрения в сферу образования  системы маркетингового подхода. В сложившейся ситуации победить в конкурентной борьбе и занять достойное место на рынке могут те образовательные  учреждения, которые используют инструменты маркетинга: изучают спрос и предложение, формируют и предлагают индивидуальные для данного образовательного учреждения  образовательные услуги и продукты, предлагают соответствующие  цены.

 

 

1.2 Функционирование  системы маркетинга в дошкольном образовательном учреждении

Проблема развития маркетинга в системе дошкольного образования является актуальной в научном и практическом аспектах [12, с.15].

С.А. Езопова предлагает структуру маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения, которая раскрывает этапы организации маркетинговой деятельности в детском саду:

  1. Мотивирующий этап – создание нормативно-правовой базы для оказания дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении, учреждение маркетинговой службы, проведение маркетингового исследования для изучения маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения.
  2. Аналитико-прогностический этап – анализ рыночных возможностей детского сада: создание системы маркетинговой информации; анализ результатов маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды детского сада, отбор целевых рынков детского сада: сегментирование рынка образовательных услуг, выбор целевых сегментов, на которые дошкольное учреждение будет ориентироваться и позиционирование услуг на рынке.
  3. Организационный этап – создание комплекса маркетинга детского сада: ассортиментная политика предложенных услуг, определение цен на услуги,  организация продвижения услуг .

4.Координационно-корректирующий – управление маркетинговой деятельностью дошкольного образовательного учреждения: работа с педагогическим коллективом и потребителями образовательных услуг.

5.Рефлексивно-оценочный этап – оценка деятельности маркетинговой службы, анализ достигнутых результатов.

Специфичность организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении можно рассмотреть, исследуя следующие особенности:

– образовательная услуга,

– финансирование образовательного учреждения,

– потребители образовательных услуг,

– маркетинговая среда образовательного учреждения,

–  конкуренты на рынке образовательных услуг.

Услуга – это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой, и которая в основном не осязаема и не приводит к овладению чем-либо [15, с.142].

Образовательные  услуги обладают  характерными особенностями: услуги нельзя увидеть до тех пор, пока они не будут приобретены; услуги распространяются без посредников, предоставляются и потребляются одновременно и не могут долго храниться; качество услуг может меняться в зависимости от степени востребованности и взаимодействия между продавцом и покупателем; образовательную услугу невозможно сохранить.

Специфичность услуг дошкольного образовательного учреждения заключается также в том, что затраты на его деятельность в рамках базовых, основных услуг частично компенсируются из бюджета, частично оплачиваются родителями.

Финансирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется по одной из трех моделей: бюджетное, долевое, внебюджетное [15, с.144].

Модель бюджетного финансирования осуществляется на основе нормативов  и подразделяется на основное и дополнительное финансирование.

В зависимости от типа образовательного учреждения расчет нормативов включает различные соотношения двух ведущих показателей: фонда оплаты труда и фонда материальной обеспеченности. Фонд оплаты труда включает расходы на заработную плату и единый социальный налог на нее в расчете на одного воспитанника. Фонд материального обеспечения включает учебные расходы, текущие хозяйственные расходы, оплату услуг связи в расчете на одного воспитанника.

Факторы психологического порядка обуславливают мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношение родителей при выборе дошкольного образовательного учреждения.

Факторы, влияющие на успешность реализации  системы маркетинга дошкольного образовательного учреждения  составляют маркетинговую среду образовательного учреждения. Маркетинговая среда состоит из макро – и микросреды [12, с.110].

Маркетинговая макросреда включает в себя глобальные факторы (политико-правовой, экономический, социально-демографический, культурный, научно-технический, экологический), определяющие деятельность дошкольного образовательного учреждения и состояние микросреды.

Следует отметить, что отдельно взятый детский сад не может повлиять на изменения в макросреде, но при определении дальнейшей стратегии развития детского сада  необходимо учитывать состояние макросреды и прогнозы ее развития.

Маркетинговая микросреда дошкольного образовательного учреждения состоит из факторов, окружающих данный детский сад и оказывающих непосредственное влияние на его деятельность. К ним относятся  поставщики, маркетинговые посредники, контактные аудитории, конкуренты и потребители. Таким образом, деятельность детского сада может оказывать влияние на состояние факторов маркетинговой микросреды [11, с.12].

Поставщиками являются организации и частные лица, обеспечивающие дошкольное образовательное учреждение ресурсами, необходимыми для оказания услуг потребителям: продуктовые базы; фирмы, в которых закупаются игрушки, пособия и т.д.; педагогические вузы и педагогические колледжи, готовящие специалистов для системы дошкольного образования, и т.д.

Контактные аудитории – группы, проявляющие интерес к дошкольному образовательному учреждению и оказывающие влияние на его деятельность. Контактная аудитория может либо способствовать (благожелательные аудитории), либо противодействовать (нежелательные аудитории) усилиям детского сада.

К ним относятся:

– организации, предприятия, частные лица, которые могут обеспечить дополнительное финансирование деятельности детского сада;

– средства массовой информации, освещающие деятельность дошкольного образовательного учреждения, тем самым привлекая или отталкивая потребителей;

– местные контактные аудитории, включающие жителей микрорайона, работников поликлиники, школы, домов детского творчества, с которыми сотрудничает детский сад;

– внутренние контактные аудитории, состоящие из работников детского сада.

Определение перспектив развития отрасли, в которой функционирует дошкольное образовательное учреждения, и его конкурентной позиции на рынке образовательных услуг определяет изучение конкурентной ситуации.

Конкуренты– организации или частные лица, предоставляемые услуги, аналогичные тем, которые предлагает дошкольное образовательное учреждение, и направленные на удовлетворение схожих потребностей [2, с.87].

В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг дошкольное образовательное учреждение может занимать определенную позицию: лидер, претендент, последователь, дополняющий. Лидером является признанное, доминирующее на определенном географическом, демографическом или другом рынке образовательное учреждение. Позиция лидера отражает широкий масштаб и высокое качество работы. Тем не менее, лидер борется за сохранение ведущей позиции путем совершенствования  и обновления предоставляемых услуг, заключения соглашения с конкурентами, приглашения на работу лучших специалистов, взаимодействия с окружением.

Претендентами называются организации, которые борются за лидерские позиции. Они пытаются расширить занимаемую рыночную долю, повысить спрос на свои услуги посредством быстрого реагирования на изменения запросов родителей,  увеличить долю их активнoгo  продвижения.

Последователи (ведомые) – это учебные заведения, старающиеся удержаться на своем рынке. Они придерживаются стратегии, выбранной лидером, не принимая рискованных решений, касающихся преобразования их деятельности.

Дополняющие – дошкольные образовательные учреждения, действующие в рыночной нише и обслуживающие рыночные сегменты, которые другие сады-конкуренты не занимают или не приняли в расчет.

Грамотное построение системы маркетинга в дошкольном образовательном учреждении  обеспечит позитивное общественное мнение о дошкольном учреждении, в соответствии с концепцией, обеспечит данной организации увеличение  социального и  экономического эффекта деятельности, спрос на ее услуги.

Следует также заключить, что система маркетинга дошкольного образовательного учреждения –  необходимая и важнейшая часть его деятельности. Детские сады, не осознавшие этой необходимости и не включившиеся активно в систему  маркетинга, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и не смогут сохранять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Поэтому в работе

муниципального дошкольного образовательного  учреждения детский сад № 13 «Улыбка» необходимо учитывать следующие моменты.

1.Маркетинговый подход в образовательном учреждении – это совокупность способов обращения с маркетинговой деятельностью, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и коллектива образовательного учреждения.

  1. Система маркетинга в сфере образования имеет дело со всеми категориями его объектов: это статус самого образовательного учреждения (маркетинг организаций) и реноме его преподавателей (маркетинг личностей); маркетинг товаров (материальных), куда входят не только товары, являющиеся для образования инвестиционными (учебное оборудование, аппаратура и т.п.),  но и товары – продукты практической деятельности образовательного учреждения, его персонала и обучающихся.

Вместе с тем ясно, что маркетинг в образовании – это преимущественно маркетинг образовательных услуг.

  1. Процесс управления системой маркетинга в образовательном учреждении должен включать следующие процедуры:

– анализ рыночных возможностей образовательного учреждения,

– выбор целевого рынка данного образовательного учреждения,

– разработка комплекса маркетинга образовательного учреждения,

– обеспечение эффективного выполнения маркетинговых мероприятий.

4.Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав:

– построение организационной структуры управления маркетингом,

– набор маркетологов надлежащей квалификации,

– создание условий для эффективной работы маркетологов.

 

 

 

Глава 2. Анализ системы маркетинга муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №13  «Улыбка»

2.1.  Организационно – правовая и экономическая характеристика образовательного учреждения

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Улыбка»  функционирует с 1982 года.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Улыбка» является не коммерческой организацией.

Юридический и фактический адрес: 606877 Нижегородская область, Ветлужский район, село Новопокровское, ул. Ленинская 2.

Организационно – правовая форма – учреждение.

Тип  – дошкольная образовательная организация.

Учредителем и собственником закрепленного имущества за дошкольным образовательным учреждением  является  администрация Ветлужского муниципального района.

На первом этаже находятся пищеблок, складские помещения. На втором этаже расположена приемная, туалетная комната, спальня, группа, музыкальный зал, методический кабинет, кабинет заведующего.

На территории имеется игровая площадка, оформленная в соответствии с программными и возрастными требованиями, имеется общая  спортивная площадка со спортивным оборудованием. Разбиты цветники, где дети реализуют своё общение с природой.

Оснащение музыкального зала соответствует санитарно – гигиеническим нормам, площадь музыкального зала достаточна для реализации образовательных задач. Оформление зала осуществлено в соответствии с эстетическими требованиями к данной части предметно – образовательной среды детского сада. Оборудование музыкального зала оснащено в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации образовательной работы.

В Учреждении созданы удовлетворительные материально – техничес-кие условия для функционирования Учреждения и реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Для безопасного пребывания детей в детском саду имеется:

  1. Кнопка тревожной сигнализации.

2.Установлены камеры видео наблюдения

  1. Организация связи – телефон, определитель номера.
  2. Организация пропускного режима – звонок, кодовый замок.
  3. Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре.

6.Установлена система ПАК «Стрелец-Мониторинг»

  1. Имеются первичные средства пожаротушения – огнетушители.
  2. Имеется пожарная декларация.
  3. Разработан план эвакуации с инструкцией, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.
  4. Разработана инструкция по действиям должностных лиц учреждений при угрозе или проведении террористического акта.

11.Имеется паспорт антитеррористической защищенности.

12.Пост охраны в ночное время и выходные дни: в штате детского сада 1 ставка сторожа.

Режим работы детского сада: с 7.30 до 18.00 часов.

Детский сад имеет бессрочную лицензию. Сейчас это малокомплектный детский сад с одной разновозрастной  группой из 28 детей, в которой воспитываются дети от 1года до 3 лет.

Детский сад осуществляет свою деятельность в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, которая разработана на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).

Основными партнерами в реализации педагогического процесса в детском саду являются родители воспитанников, отношения с которыми выстраиваются на договорной основе.

Взаимодействие  с родителями выстраивается на позициях союзников,

единомышленников, активных участников обучения и воспитания детей.

В детском саду «Улыбка» имеются коллегиальные органы управления: общее собрание работников, педагогический совет.

В целях учета мнения родителей (законных представителей) воспитанников и педагогических работников по вопросам управления и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) воспитанников  в дошкольном образовательном учреждении  создан совет родителей (законных представителей) воспитанников.

Предметом и основными целями деятельности  является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня).

Представленное ниже исследование экономических показателей деятельности проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 13 «Улыбка»  села  Новопокровского, Ветлужского района, Нижегородской области.

Организационная структура учреждения представлена на рис. 2.1.

 

Рисунок 2.1. Организационная структура детского сада № 13 «Улыбка»

В  детском саду № 13 «Улыбка»  организован линейный тип организационной структуры.

Сущность  данной организационной структуры заключается в  том, что

заведующий  является главным и ответственным руководителем учреждения, которому подчиняются все подразделения детского сада.

Основные экономические показатели деятельности  детского сада №13

«Улыбка»  показаны в динамике в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Основные экономические показатели деятельности

детского сада №13  «Улыбка»

 

 

 

Показатели

 

 

2015   2016 Отклонение

абсолютное (+/-)

тыс. руб. Процент выполнения плана % тыс. руб. Процент выполнения плана % тыс. руб. Отклонение  %

(+/-)

Всего доходов и поступлений 28 974 100 9060 100 68,73 +19914
Общие расходы 24732 85,35 5118 56,49 79,3 -19614
Выручка от реализации 4242 14,64 3942 43,5 7,07 -300
Затраты на производство и сбыт продукции (услуг),

всего в т.ч.

987 3,4 858 9,47 13,07 -129
Управленческие расходы 897 3,09 791 8,73 11,81 -106
Прибыль (убыток) до налогообложения 34 0,11 36 0,39 5,88 2
Чистая прибыль 3277 11,31 3102 34,23 5,34 -175

После проведенного анализа можно сделать следующие выводы: выручка от реализации услуг детского сада  снизилась на 7,07 % в 2016 году по сравнению с 2015 г., что говорит о том, что  количество детей, посещающих детский сад, снизилось.

Прибыль от продаж во время анализируемого периода, также снизилась на 25,55%., это говорит об уменьшении издержек при реализации услуг и снижение  объемов предоставляемых  услуг.

Рассматривая деятельность детского сада за период 2015-2016 гг., видно, что положение по всем показателям незначительно ухудшилось. Расходы также, снизились, но это особо не повлияло на общую картину деятельности детского сада №13 «Улыбка».  Незначительное  снижение чистой прибыли, все  равно, также подтверждает благоприятное финансовое состояние учреждения. Чистая  прибыль детского сада снизилась на 5,34% за анализируемый период,   но данное снижение объясняется также снижением количества детей,  посещаемых детский сад.

 

2.2 Исследование структуры системы маркетинга  образовательного учреждения

Структура  системы  маркетинга включает следующие основные этапы:

– анализ внутренней (микро) среды учреждения;

– анализ внешней (макро) среды;

– выводы для планирования дальнейшей стратегии развития системы маркетинга образовательного учреждения.

В ходе работы были проанализированы и оформлены выводы в виде таблиц и рисунков.

Структура процентного  соотношения  возрастного состава воспитанников детского сада  № 13 «Улыбка» показана на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. Структура  возрастного состава на 01.09.2016 г.

Из них детей в возрасте:

от 1 года до 3 лет –  12 детей,

от 3 до 4 лет – 4 ребенка,

от 4 до 5 лет – 5 детей,

от 5 до 6 лет – 3 ребенка,

от 6 до 7 лет включительно – 4 ребенка.

Структура процентного  соотношения  воспитанников детского сада  № 13 «Улыбка» по половому признаку показана на рисунке 2.3. .

Рисунок 2.3. Структура состава воспитанников по половому признаку на 01.09.2016 г.

Девочки – 19, мальчики – 9.

В детском саду имеется преемственность поколений.

Структура процентного  соотношения  воспитанников детского сада  № 13 «Улыбка» по количеству детей по порядку рождения в семье показана на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4. Структура соотношения  воспитанников по порядку рождения в семье на 01.09.2016 г.

На рисунке видно, что  первых  воспитанников  детского сада  по порядку рождения в семье – 6 детей, вторых – 12 детей, третьих – 5 детей, четвертых – 3ребенка, пятых  – 2 ребенка.

Дети, воспитанники детского сада «Улыбка» принадлежат к разным социальным слоям населения.

Структура процентного соотношения социального статуса семей воспитанников показана на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5. Структура социального статуса воспитанников на 01.09. 2016 г.

Воспитанников  из семей рабочих – 22, госслужащих – 3, безработных  – 3.

Структура процентного соотношения возрастного ценза родителей показана на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6. Структура возрастного ценза родителей на 01.09. 2016 г.

Анализ возрастного ценза показал, что среди родителей  6 человек – до 25 лет; 38 – родители, возраст которых от 25 до 35 лет: 12 – родители, возраст которых достиг от 35 до 45 лет.

Структура  процентного соотношения состава семей воспитанников показана на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7. Структура состава семей воспитанников на 01.09.2016 г.

Большинство детей (18) воспитывается в полных семьях, 5 детей – в многодетных семьях, 5 детей – из социально-незащищенных семей (воспитываются одинокими матерями).

Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса

Процентное соотношение состава педагогического коллектива дошкольного учреждения «Улыбка»  на 2016-2017 учебный год показан на рисунке 2.8.

Рисунок 2.8. Структура педагогического  коллектива на 01.09.2016 г.

Педагогический коллектив,  обеспечивающий процесс развития и воспитания детей, состоит из 3 сотрудников: 1 (33 %) – среднее педагогическое специальное образование, 2 (67%) – высшее педагогическое. Педагоги дошкольного учреждения систематически повышают свою квалификацию:  в течение 5 лет – 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации.

Современные требования к качеству дошкольного образования требуют от педагогов высокого уровня профессионально – педагогической компетентности.  Педагогический коллектив стабилен по своему составу.

Анализ квалификации педагогов представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Показатели аттестации педагогов

Учебный год Высшая кв. категория Первая кв. категория Вторая кв. категория/ соответствие/ Без категории
2013-14 2 1  
2014-15 2 1  
2015-16 2 1  

Возрастные показатели педагогов и специалистов, участников образовательного процесса показаны в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Учебный год Возраст до 30 лет Возраст от 30 лет до 50 лет Возраст

старше 50 лет

2013-14 1 1 1
2014-15 1 1 1
2015-16 1 1 1

 

Показатели педагогов по стажу педагогической деятельности показаны в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Учебный год Пед. стаж до 10 лет (кол-во) Пед. стаж от 10 лет до 20 лет (кол-во) Пед. стаж выше 20 лет (кол-во)
2013-14 1 1 1
2014-15 1 0 2
2015-16 1 0 2

 

Существенную помощь в осуществлении образовательного процесса оказывают младшие воспитатели –  2 штатные единицы.

Педагоги представляют накопленный педагогический опыт на методических мероприятиях на уровне района, постоянно участвуют  в педагогических конкурсах, где занимают призовые места.

Дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» финансируется  за счет местного бюджета, областной субвенции, средств

родителей воспитанников.

Суммы, запланированные на 2015-2016 г. и потраченные за счет средств местного бюджета, отражены в таблице 2.5.

 

 

Таблица 2.5

Расход бюджетных средств

Наименование расхода        Расход,

тыс.руб.

Оплата труда 2491,6
Услуги связи (абонентская плата за телефон, интернет) 12,6
Транспортные услуги 23,3
Коммунальные услуги 138,8
Услуги по содержанию имущества 201,3
Прочие затраты 413,6
Питание детей мест.  бюджет 426,0
Инвестиции, направленные на приобретение основных фондов 234.8
Итого 3707,2

 

Для формулирования перечня направлений развития образовательного учреждения, который стал основой для разработки стратегических документов, в исследовании применялась технология SWOT – анализа, где сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом), представлены в таблицах  2.6. и 2.7.

Таблица 2.6

Анализ внутренней среды детского сада № 13 «Улыбка»

Внутренняя среда организации
Сильные стороны Слабые стороны
 – накопленный широкий практический опыт образовательной и оздоровительной деятельности

– высокая рейтинговая оценка деятельности образовательного учреждения в системе дошкольного образования Ветлужского района

– стабильный показатель здоровых детей, выпускаемых в школу

– благожелательная репутация образовательного учреждения в социуме, яркий и позитивный имидж, наличие наград

– широкий спектр предоставляемых услуг (образовательные, оздоровительные, консультационные)

– постоянный состав педагогического коллектива

– разнообразие творческих связей с различными организациями и учреждениями села, города

– востребованность и удовлетворённость предлагаемыми услугами родителями

– благоприятный психологический климат

– результативность участия воспитанников и сотрудников в мероприятиях различного уровня

– трансляция педагогического опыта.

недостаточное количество разработок инновационных технологий в образовательном процессе

– большая наполняемость разновозрастной группы, не соответствующая предельной наполняемости

– отсутствие в штате необходимого количества ставок узких специалистов по работе с детьми

– малоактивная позиция родителей в воспитательно-образовательном процессе, связанная с дефицитом времени.

 

Таблица 2.7

Анализ внешней среды

Возможности внешней среды Действия по использованию сильных сторон и внешних возможностей
-привлечение внимания общества и органов государственной власти к проблемам детского сада и дошкольного образования;

-сохранение и развитие системы повышения квалификации педагогических работников;

-совершенствование системы управления ДОУ по обеспечению адекватной реакции на динамично изменяющиеся потребности общества;

-поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования;

-стимулирование труда педагогов, внедряющих инновационные программы дошкольного образования;

-расширение возможностей профессиональной самореализации .

расширить спектр предоставляемых услуг;

-повысить качество дошкольного образования.

 

Угрозы внешней среды Действия по использованию сильных сторон для преодоления внешних угроз
-эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов;

-сокращение численности воспитанников в перспективе;

-нестабильная экономическая ситуация в стране, сопряжённая с негативными тенденциями в функционировании институтов семьи;

-приток в педагогический коллектив воспитателей без специального (профильного) образования.

-информированность потребителей о высоком качестве продукции (реклама в СМИ);

-участие в выставках, конкурсах;

-увеличение конкурентоспособности учреждения (привлечение узких специалистов на договорной основе).

 

 

Таким образом, SWOT-анализ потенциала развития дошкольного образовательного учреждения детский сад «Улыбка»  позволяет предположить, что в настоящее время учреждение располагает мощными образовательными ресурсами, способными удовлетворить запрос на получение качественных образовательных услуг и продукта, востребованного родителями и широким социумом.

Итоги  SWOT-анализа  работы дошкольного образовательного учреждения: педагогический коллектив готов к апробации и внедрению в образовательный процесс  инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования. В детском саду «Улыбка»  созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов.  Выстроена система работы с родителями по социально-личностному развитию дошкольников. Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной деятельности воспитанников является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования в соответствии с запросами родителей.

 

 

2.3. Оценка элементов комплекса «маркетинг- микс» образовательного учреждения

РRODUCT (продукт).

Без достойного, нужного потребителю продукта никакого разговора о его сбыте и быть не может. В условиях все более возрастающей конкуренции необходимо нахождение определенной ниши, которая на рынке до сих пор не занята, либо производство такого товара, который превосходил бы аналогичные по каким-либо параметрам. Поэтому уже на этапе выхода на рынок и подготовки для разработки нового продукта необходимы определенные усилия для изучения состояния данного сегмента рынка, изучение потребительского спроса и предпочтений.

В данной области продуктом будет являться оказание услуг, направленных на:

– охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

–обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

– воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

– взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

– оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития их детей.

В соответствии с целями и задачами деятельности Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

– воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 11 месяцев до 7 лет;

– содержание детей в период их пребывания в учреждении.

РRICE (цена).

Содержание ребенка в учреждении детский сад № 13 «Улыбка» в месяц оценивается в 14900руб.:

– четырёх разовое питание (завтрак, витаминный стол, обед, ужин);

– медицинские услуги (прививки, витамины, мази);

– услуги по содержанию учреждения;

– зарплата педагогов, обслуживающего персонала.

Также в данном учебном заведении распространяются льготы по оплате за  детский сад для следующих лиц:

– мать –  одиночка либо отец – одиночка;

– многодетная семья (от 2 – 5 детей);

– опекуны.

Для процветания на рынке и получения прибыли от производимых или продаваемых товаров и услуг можно пойти двумя путями: либо продавать дорого и немного (но тогда должна быть выбрана наиболее обеспеченная группа потребителей, а продукт должен отвечать всем необходимым требованиям – по качеству, дизайну, престижности и т.д.), либо продавать дешевле и много, за счет чего и будет увеличиваться оборот и объем желанной прибыли. Наше учреждение не может оказывать дополнительные платные услуги, так как не имеет лицензии на данный вид деятельности.

Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала оказываются бесплатно.

PLACE (место)

Место нахождения Учреждения: Россия, Нижегородская область, Ветлужский район, село Новопокровское. Благоприятное расположение детского учреждения в центре села,  рядом с фельдшерско-акушерским пунктом, школы, библиотеки, дома культуры. Дети проводят игровую деятельность только на территории детского сада № 13 «Улыбка», если погода неблагоприятная для прогулок, дети проводят игровую деятельность в помещении, где оборудование ориентировано на развитие физических, мыслительных, двигательных процессов детей.

PROMOTION (продвижение)

Детский сад № 13 «Улыбка» идет на встречу населению , т. к детский сад является маленькой ступенью социализации будущего поколения. Имеется  собственный сайт, в котором указана вся информация о деятельности учреждения.

Сайт позволяет родителям быть в курсе происходящего в садике, отслеживать учебный процесс своего малыша. Родители могут вносить свои пожелания, что, по их мнению, стоило бы изменить , либо предложить свои услуги в качестве младшего воспитателя, воспитателя. Можно оставлять свои вопросы, на которые администрация с удовольствием ответит. На сайте размещены телефоны администрации садика, управления образования, министерства образования Нижегородской области.

Кратко базисную  модель: маркетинг микс 4P на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №13 «Улыбка» можно представить на рисунке 2.8.

РRODUCT                                                                                                                                      PRICE

Охрана жизни детей, воспитание их,   Содержание 1 ребенка в  детском

 

образование                                           саду «Улыбка» составляет   14 900 р.

 

PROMOTION                                                                                  PLASE

Официальный сайт                                         Россия, Нижегородская область,

муниципального   дошкольного             Ветлужский район,

образовательного   учреждения               село Новопокровское

детский сад «13 «Улыбка»                  ул. Ленинская д. 2

 

 

Рисунок 2.8. Базисная модель на примере детского сада№ 13 «Улыбка»

 

Проанализировав базисную модель 4р” маркетинг-микс” в детском саду № 13 ” Улыбка”, можно сделать вывод, что детский сад не отстает от  развития предоставления образовательных услуг.  Учреждение работает в условиях, которые диктует время, повышая тем самым,  качество и престиж предоставляемых  образовательных услуг.

В Устав муниципального дошкольного учреждения детский сад № 13 «Улыбка», включен пункт в котором прописано, что в детском саду могут предоставляться платные образовательные услуги, но после проведения комплекса мероприятий и разработки нормативно-правовых документов (Приложение 1).

 

 

 

Глава3. Совершенствование системы маркетинга муниципального дошкольного  образовательного учреждения детский сад №13 «Улыбка»

3.1 Обоснование корректировки комплекса «маркетинг-микс» образовательного учреждения

Доступность качественного образования для всех слоев общества, развитие образовательного рынка позволяют даже в небольшом сельском дошкольном образовательном  учреждении  использовать систему маркетинга для улучшения работы.

С целью совершенствования системы воспитания и подготовки детей к школе, посещающих дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Улыбка»,  был проведен всесторонний анализ работы данного образовательного учреждения с учетом всех возможностей. Руководством, воспитателями и родителями  был сделан вывод о необходимости  усовершенствования работы детского сада с учетом современных требований.

В основу этого решения были положены результаты  совместной работы педагогического коллектива и родителей воспитанников детского сада «Улыбка».  По желанию родителей началась работа по внедрению в работу детского сада системы маркетинга.  Чтобы конкретно и правильно определить  внедрение платных дополнительных услуг в работу детского сада была вначале проведена анкета по выявлению мнения родителей. Им было предложено ответить на несколько вопросов (Приложение 2).

По результатам анкетирования были сделаны выводы:

  1. выявлен спрос на дополнительные образовательные услуги;
  2. определен педагогический потенциал для реализации дополнительных образовательных услуг;
  3. сформирован перечень, намечаемых к реализации платных услуг;
  4. проанализированы цены на выбранные родителями дополнительные образовательные услуги.

В работе детского сада №13 «Улыбка» на примере комплекса 4Р ощущается необходимость добавить схему маркетинга следующими трактовками:

–  5Р  PROCESS (процесс).

Доработать и более активно применять в работе:
– 6Р   PHYSICAL PREMISES/SURROUND (окружающая среда);

– 7Р   PR, PUBLICITY (связи с общественностью)  создает  положительную репутацию продукту и организации в целом.

Введение дополнительных образовательных платных услуг

 

Поставщики продуктов питания,

обслуживающие организации

Социум,  окружающие объекты социальной сферы

Рисунок 3.1. Корректировка  модели «маркетинг-микс»

для  детского сада№ 13 «Улыбка»

Расширение комплекса 4р «маркетинг-микс» образовательного учреждения до трактовки  7 р «маркетинг-микс»  будет способствовать активизации работы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад№13 «Улыбка» и  расширит положительную репутацию детского сада. Внедрение дополнительных платных услуг даст возможность поднять имидж и улучшить финансовое состояние учреждения.

 

 

 

3.2 Рекомендации и мероприятия по совершенствованию системы маркетинга муниципального образовательного учреждения

Целью создания системы платных дополнительных образовательных  услуг в дошкольном учреждении  является обеспечение вариативности образования.

Первоочередными задачами являются:

– удовлетворение родительского спроса на дополнительные платные услуги;

– формирование ресурсного обеспечения; реализация новых подходов к созданию развивающей среды;

– создание правовой базы развития платных услуг;

– расширение возможностей финансирования учреждения за счет привлечения денежных средств;

– разработка содержания  программ дополнительного образования детей с включением рабочих программ художественной, социально-педагогической тематикой;

– привлечение финансовых средств, для улучшения материальной базы дошкольного учреждения;

– удовлетворение потребности детей в занятиях по интересам.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, особенно к первой ее ступени – дошкольному образованию.

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении – неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительных образовательных услуг. Именно в этой сфере для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в учебно-воспитательном процессе.[5, c. 233-240].

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию. А главное – в условиях дополнительного образования развивается творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу.

Введение  дополнительных платных образовательных услуг это   привлечение внебюджетных средств, что является   дополнительным источником финансирования деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Для руководителя образовательного учреждения новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки. Встаёт вопрос подбора кадров соответствующей квалификации. Кадровую проблему можно решить, подойдя к этому вопросу со стороны потенциальных возможностей педагога, увидеть лучшее в его работе, помочь сконцентрировать свои знания в методических разработках и перспективных планах.  Побудить желание получить дополнительную квалификацию на курсах повышения квалификации для востребованных дополнительных услуг. Только тогда руководитель может быть уверен, что дополнительная платная услуга обеспечена кадрами, а значит, оценена родителями и востребована. Детский сад № 13 «Улыбка» на основании Устава имеет право организовывать и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе и на договорной основе: различные кружки по обучению, развитию речи, художественному творчеству, танцам и т.д.

В связи с развитием и совершенствованием образовательных услуг в учреждении возникла идея внедрения дополнительных образовательных услуг в виде платных кружков по тематике:

«Подготовка к школе» и кружок «Учимся рисовать»

Подготовка к оказанию дополнительных платных образовательных услуг в образовательном учреждении осуществляется  поэтапно:

– изучение нормативно – правовой базы;

– выявление спроса на услуги дополнительного платного образования;

– решение организационных вопросов;

– разработка пакета документов (положение, приказы, сметы, договоры и др.)

– оформление документов и материалов по контролю и мониторингу качества предоставления услуг.

После изучения  нормативно-правовой базы, планируется   изучение потребностей семей в организации дополнительных платных образовательных услуг:

– проведем анкетирование родителей (законных представителей);

– установим перечень дополнительных платных образовательных услуг и определим предполагаемый контингент детей;

– решение об организации платных дополнительных образовательных услуг в детском саду вынесем на родительское собрание.

Следующим этапом работы будет составление списков воспитанников по различным направлениям деятельности и подбор педагогов дополнительного образования.  В нашем  учреждении состав педагогических кадров стабилен и уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, поэтому дополнительные платные образовательные услуги будут оказывать наши сотрудники по разработанным программам и утвержденными на педагогическом совете.

Следующий основной этап – это разработка пакета документов. Для организации дополнительных платных образовательных услуг в детском саду «Улыбка» должны будут разработаны следующие документы:

– Положение о дополнительных платных образовательных услугах;

–договор с родителями (законными представителями) об оказании дополнительных платных образовательных услуг;

– приказ «Об организации дополнительных платных образовательных услуг»;

– сметы доходов и расходов, калькуляция себестоимости дополнительных платных образовательных услуг;

– учебный план услуг на учебный год;

– договор с педагогами гражданско-правового характера;

– график работы педагогов;

– список детей, посещающих кружки;

–табель посещаемости детей.

Одним из важных этапов организации дополнительных платных образовательных услуг является мониторинг качества оказания услуг, отслеживание результатов дополнительного образования. С этой целью педагогами, оказывающими платные услуги, должно будет проводиться диагностическое обследование знаний, умений и навыков детей, посещающих платные кружки, на начало и конец учебного года. Заведующий детским садом возьмет под контроль предоставление услуг, будет следить за количеством и посещаемостью проводимых занятий.

Также одним из важных моментов при организации дополнительного образования является создание открытой системы информирования родителей, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление информации. Сотрудничество с родителями (законными представителями) по оказанию платных услуг проводится через разнообразные формы работы: индивидуальные консультации, проведение отчетных занятий, родительских собраний, выставок работ продуктивной деятельности. Ежемесячно родители  получают акт выполненных работ и квитанции за дополнительные платные образовательные услуги, которые оплачивают через банк. Распределение полученных средств  осуществляется согласно составленной смете. Таким образом, оказание платных образовательных услуг позволяет привлечь внебюджетные средства, укрепить материально-техническую базу, повысить заработную плату педагогов.  Организация дополнительных платных образовательных услуг способствует наиболее полному удовлетворению образовательных потребностей родителей,  созданию необходимых условий для дополнительного развития  индивидуальных способностей и базовых компетенций ребенка, улучшению качественного состава педагогических кадров, укреплению материально-технической базы детского сада и повышению его статуса и конкурентоспособности.

Впервые внедряя платные дополнительные услуги, заведующему необходимо ознакомиться со всеми нормативами в этом вопросе. Обновленные правила по оказанию платных образовательных услуг утверждены 15 августа 2013 года Постановлением Правительства № 706. Также стоит обратить внимание на ФЗ “Об образовании в РФ”, закон “О защите прав потребителей”, “О некоммерческих организациях”, Гражданский Кодекс РФ и другие документы, имеющее отношение к платным услугам в детских садах. Внимательное изучение нормативно-правовых основ позволит руководителю максимально грамотно прописать стратегию по организации платных дополнительных услуг в дошкольном учреждении.

Цель внедрения платных услуг в детском саду № 13 «Улыбка»  – это в первую очередь совершенствование стратегии развития дошкольного учреждения  на перспективу, повышение имиджа дошкольного учреждения.

Задачи, стоящие перед коллективом детского сада и его руководством, нужно решать комплексно: это разработка системы мероприятий по изучению потребностей родителей, повышение профессионального мастерства педагогов, сотрудничество с социумом села в новых  условиях.

В качестве рекламы продвижения новых образовательных услуг, с целью формирования положительного общественного мнения у родителей, поддержания имиджа дошкольного учреждения, привлечения детей в кружки использование различных способов рекламы:

–оформление  рекламных стендов;

–проведение    публичной    защиты    педагогических    идей,    разработок,

программ;

–творческие отчёты перед родителями;

–организация методических  семинаров различного уровня.

Изучив спрос на услуги и проведя анализ  законодательной базы вопроса, необходимо продумать конкретные шаги по реализации проекта. Важно заранее продумать и решить все организационные вопросы: расписание занятий, как будет происходить сбор средств, подготовить стендовую информацию для родителей.

В завершении подготовительного этапа  решение о введении платных услуг закрепляется документально:

– приказ заведующего (желательно, чтобы в документе было отражено: участники, ответственные лица, преподаватели, режим работы, план и расписание дополнительных платных услуг;

– локальные акты, учебный план, инструкции и программы;

– штатное расписание;

– смета расходов и доходов по новой деятельности;

– договор на оказание услуг (в нем необходимо отразить название и форму занятий, количество и время проведения, а также их стоимость и др.)

Стоит помнить, что получение платных образовательных услуг является добровольным и осуществляется только по желанию родителей и детей. Поэтому, подготавливая пакет документов, стоит получить согласие клиентов на услуги в форме заявления. Также важным моментом является грамотное оформление информации об этом виде деятельности на стендах в группах детском саду  № 13 «Улыбка» и на сайте в Интернете.

Финансирование услуг может осуществляться напрямую через родителей или через иные формы оплаты. Так, некоторые сады практикуют участие фондов. Добровольные пожертвования и вклады в деятельность фонда строго регламентируются. Родители обязательно должны знать целевое назначение отдаваемых ими средств. Как правило, все накопленные средства идут на развитие сада в целом,  оплату дополнительных занятий в дошкольном образовательном учреждении, а также на стимулирование работы педагогов.  Естественно, планируются  проверки.

Таким образом, дополнительные платные образовательные  услуги в дошкольном образовательном учреждении являются востребованными, но в связи с небольшим количеством потребителей прибыль на первых порах будет меньше предполагаемой. Стоит помнить и об ответственности, вовремя решать  возникающие вопросы. Всю ответственность за организацию системы платных услуг в детском саду несет заведующий. Для организации платных услуг в  детском  саду № 13 «Улыбка» разрабатывается план организации платных дополнительных услуг.

План мероприятий по реализации модели организации платных дополнительных образовательных услуг в  детском саду № 13 «Улыбка» показан в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Мероприятия по реализации платных дополнительных

образовательных услуг в  детском саду № 13 «Улыбка»

Содержание

работы

Предполагаемые действия Сроки Ответственные
Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования Предусмотреть организацию работы кружков различной направленности в детском саду «Улыбка» с 2016 года

по 2017 года

заведующий
   
Создание условий для повышения качества дополнительных образовательных услуг Разработать модель организации дополнительных образовательных услуг с учетом приоритетных направлений проекта современной модели образования. до 2016 года заведующий,

воспитатели

Разработать  программу дополнительного  образования; произвести отбор методических пособий, отвечающих современным требованиям, ожидаемым результатам и специфике дошкольного образования. 2016 год с постоянным обновлением заведующий, воспитатели
Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов по организации  дополнительного образования Организовать проведение мастер-классов, обучающих семинаров, проблемных курсов по реализации программ дополнительного образования различной направленности. 2016 год с постоянным обновлением заведующий, воспитатели
Изучить, обобщить и распространить результативный педагогический опыт  педагогов  дополнительного образования 2016 год с постоянным обновлением заведующий, воспитатели
Образовательный  потенциал семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства детского сада  с учреждениями образования, культуры Провести маркетинговые исследования по определению социального заказа родителей на дополнительные образовательные услуги 2016 год заведующий воспитатели
Организовать ежегодное анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности качеством оказываемых образовательных услуг ежегодно заведующий, воспитатели
Предусмотреть оказание педагогами дополнительного образования консультативной помощи родителям детей, не посещающими детский сад «Улыбка». 2016/2017 учебный год заведующий
Совершенствование управления  в организации дополнительных    образовательных услуг Обновить нормативно-правовую базу по оказанию дополнительных образовательных услуг, ориентирующую дошкольные образовательные учреждения на достижение новых результатов, в том числе, нормативно-правовому обеспечению социального партнерства и взаимодействия ежегодно заведующий
Обеспечить регулярное информирование потребителей и общественности информацией о деятельности по организации дополнительных образовательных услуг. ежегодно заведующий
Организовать рекламу оказываемых  детскому саду «Улыбка» дополнительных образовательных услуг с использованием ее разнообразных видов. ежегодно заведующий, воспитатели

После согласования плана с педагогическим советом, утверждения заведующим можно начать процесс практической работы организации внедрения платных услуг в деятельность дошкольного учреждения.

Планируется проведение  родительского собрания по вопросам образовательной деятельности, анкетирование на более востребованные занятия и подготовка всех необходимых документов.

Социальный запрос на услугу после опроса на собрании и анкетирования дал результат востребованности на новые услуги, показанный в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Востребованность на дополнительные платные услуги

Услуга

(название дополнительных занятий и кружков)

Желания  родителей Решения по выбору услуг
«Подготовка к школе» 50% Одобрено родителями
«Учимся рисовать» 36% Одобрено родителями
«Лепка» 14%  

По таблице виден результат пожеланий родителей на оказание платных услуг для детей, посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка». Опираясь на мнение родителей, разработаем положение о платных услугах, составим рабочую программу, подготовим все нормативно-правовые акты и просчитаем стоимость и  конечный финансовый результат.

По результатам исследования и принятым на общем родительском собрании данным, согласовав с учредителем и администрацией, можно принять решение об оказании  двух   платных дополнительных услуг: «Подготовка к школе», «Учимся рисовать».

На следующем этапе составлена  калькуляция расчетов на предоставляемые услуги.

 

Проведя  исследование совершенствования системы маркетинга на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад№ 13  «Улыбка», можно сделать выводы, что для более эффективной работы учреждения   нужно расширить круг  организаций, от которых зависит бесперебойное снабжение  продуктами питания, игрушками, оборудованием, работать с теми у кого выгоднее цены, но качество не уступает более дорогим поставщикам.

Улучшить совместную работу и  работать на перспективу развития с социумом: больше проводить совместных мероприятий со школой, библиотекой, музеем, для ознакомления с работой детского сада и продвижения на рынке услуг и повышения имиджа.

В ходе исследования мероприятий по введению платных дополнительных услуг в детском саду № 13 ” Улыбка” получены следующие результаты:

1.Проведенное анкетирование показало, что родители заинтересованы в дополнительных образовательных услугах, цены приемлемы, как для более обеспеченной категории покупателей услуги, так и для среднего  покупателя.

2.Материально – техническая база соответствует всем нормам, для проведения кружков на платной основе. Дополнительные затраты  минимальны.

  1. Педагоги согласны пройти дополнительные курсы повышения квалификации для проведения платных кружков, по тематике выявленной в ходе опроса родителей т.к. заинтересованы в развитии , продвижении и финансовой поддержке не только себя, но и детского сада.

Из анализа проведенных расчетов можно сделать вывод, что для данного детского сада финансовая выгода от оказания дополнительных платных услуг будет минимальна,  но для стратегического развития детского сада, введение платных образовательных услуг необходимо.

 

 

Заключение

Теоретические и экспериментальные итоги проведенной работы представлены следующими результатами.

Выявлено, что использование системы маркетинга в образовательном учреждении актуально, т.к. способствует «завоеванию» потребителя посредством оказания дифференцированных образовательных услуг, профессиональному росту педагогов, мотивированных на качество образовательного процесса. Это значительно улучшит качество и расширит ассортимент образовательных услуг и потребностей, позволит удовлетворить разнообразные запросы родителей.

Дано определение «маркетингового подхода», как явления сложного, многопланового и динамичного. Это процесс планирования и воплощения замысла, продвижение и реализацию образовательных идей, товаров и услуг удовлетворяющего цели отдельных лиц образовательного процесса, заключающийся в прогнозировании потребностей и в удовлетворении этих потребностей путем предложения соответствующих образовательных услуг. Главной идеей является ориентация на потребителя.

Показана эффективность системы маркетинга для разработки стратегии развития детского сада  №13 «Улыбка».

Представлены этапы маркетингового подхода, через реализацию маркетингового исследования образовательной деятельности детского сада  №13 «Улыбка».

Проанализировав результаты SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны в развитии детского сада  №13 «Улыбка», возникшие проблемы и предполагаемые риски.

Разработан план маркетинговых мероприятий, который позволит руководителю  разработать модель организации маркетинга в детском саду  №13 «Улыбка» и определить содержание системы маркетинга в учреждении.

Выявлена потребность в применение системы маркетингового подхода в развитии детского сада  №13 «Улыбка» и решении вытекающих из этого проблем:

– разработка инновационных технологий в образовательном процессе для дошкольных образовательных учреждений по ФГОС;

– введение в образовательный процесс платных услуг

–привлечение родителей к сотрудничеству для организации образовательного процесса детского сада  №13 «Улыбка».

Таким образом, результаты теоретического анализа и экспериментальной работы позволяют утверждать, что в целом решены поставленные задачи исследования.

Следует отметить, что при организации маркетинговой подхода в дошкольном образовательном учреждении следует учитывать специфику образовательных услуг дошкольного учреждения, модели финансирования дошкольного образовательного учреждения, поведение потребителей образовательных услуг детского сада, специфику маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения и конкурентную политику на рынке образовательных услуг.

В заключении отметим, что система маркетинга в образовании  набирает темпы развития, применяются современные технологии, инновации.

На сегодняшний день в большинстве организаций для эффективного управления маркетинговой деятельностью создаются отделы маркетинга, на работу приглашаются маркетологи. В дошкольных образовательных учреждениях, чаще из-за ограниченного финансирования, обозначенные маркетинговые функции реализует заведующий, старший воспитатель и педагоги.

Анализ и исследование маркетинговой деятельности муниципального дошкольного учреждения детский сад № 13 «Улыбка» показал, что учреждение работает на основании Федерального закона об образовании, разработанной основной образовательной программе. Образовательные услуги оказываются квалифицированными педагогами, материально-техническая база на должном уровне, предметно-развивающая среда соответствует ФГОС.

Детский сад №13 «Улыбка» – дошкольное образовательное учреждение,  основанное на современной системе обучения и инновационных технология.

На сегодняшний день имидж муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №13 «Улыбка»  получился следующим: в районном рейтинге детских дошкольных учреждений данный садик не занимает первых мест.

Но для более высокого имиджа детского сада и перспективного развития необходимо

– проводить больше опросов, из которых можно узнать о желаниях родителей (законных представителей)

– необходимо повышать известность, можно распространять рекламные листовки и брошюры, заметки в газеты, которые будут давать информацию о деятельности детского сада.

–  изменить внешние атрибуты: оформить соответствующим образом

вывеску садика. Её должно быть видно издалека, она должна бросаться в глаза.

Проведя  исследование совершенствования  системы маркетинга  на примере муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 13 « Улыбка» сделан  вывод:  стабильный доход от дополнительно предоставляемых услуг более выгоден для крупных детских садов.

Выбранная тема интересна продавцу и покупателю предоставляемых услуг. Рассмотрев теорию и проведя анализ маркетинга конкретной организации, сделан  вывод, что дополнительные платные услуги по образовательной деятельности востребованы в учреждении, поэтому разработан план мероприятий для совершенствования маркетинга в детском саду № 13 «Улыбка», в основе которого лежит проект на введение в образовательную деятельность дополнительных услуг.

Изучив данную тему,  был сделан вывод, что для детского сада все вопросы актуальны и будут использованы в дальнейшей работе, хотя  исследования  в практической части дипломной работы показали, что эффективность прибыли  от платных образовательных услуг в исследуемом учреждении минимальна.

Вывод: данная стратегия развития подходит для более крупных детских дошкольных образовательных учреждений, с большим количеством контингента  потребляемых услуг. Все предпосылки применить проведенные разработки для работы в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 13 « Улыбка» присутствуют, поэтому использование дополнительных платных образовательных услуг не исключено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Правовая база «Консультант плюс».
  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 05.07.2001г. № 505. // Правовая база «Консультант плюс»
  5. Борушко Н. В. Маркетинговые коммуникации / Н. В. Борушко. – Минск: БГТУ, 2014. – 306 с.
  6. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. – М.: Бизнес Букс, 2014. – 536 с.
  7. Василенок В. Л., Кургузова Е. Я. Конкуренция на рынке образовательных услуг // Экономика и экологический менеджменты. – 2015. № 1. – С. 13-17.
  8. Еремин В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.
  9. Исакова О.Е. Маркетинг в дошкольном учреждении:  первые шаги в конкурентоспособное образовательное пространство [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/03/28/marketing-v-doshkolnom-uchrezhdenii-pervye-shagi-v (дата обращения: 15.11.2016).
  10. Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие по спец. “Маркетинг” / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА– М, 2015. – 437 с.
  11. Кеннеди Д. Секретное оружие маркетолога: найдите ваше уникальное преимущество, превратите его в мощное рекламное сообщение и донесите до правильных клиентов / Дэн Кеннеди; [пер. с англ. А.Яковенко]. – М.: ГИППО, 2015. – 203 c.
  12. Коновалова И.А., Газаева Ф.М. развитие маркетинга в сфере образования // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 11(31). – Новосибирск: СибАК, 2015. С. 234-237.
  13. Костюк Ю.В. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/313-1-0-44392 (дата обращения: 16.11.2016).
  14. Котлер Ф., Основы маркетинга- 4-е европейское издание  /Филипп Котлер – М.: Вильямс, 2014. – 943 с.
  15. Котляров И. Д., Комплекс маркетинга: попытка критического анализа // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). – 2016. – № 4. С. 14-17.
  16. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. М.: Издательский дом «Вильямс», 2014.
  1. Липсиц И.В., Дымшиц М.Н. Основы маркетинга: учебник / И.В Липсиц., М.Н. Дымшиц. – М.: Геотар-Медиа, 2014. – 208 с.
  2. Матакова И.В. Коучинг-сессия для педагогов “Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста” [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedsovet.su/dou/48070 (дата обращения: 16.11.2016).
  3. Орлова Д. Маркетинг детского сада [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://www.nb-forum.ru/business/advices/marketing-detckogo-sada.html (дата обращения: 15.11.2016).
  4. Панкрухин А.П., Основы маркетинга в сфере образования. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2014. – 419 с.
  1. Полозова Е.В. Маркетинговая деятельность в дошкольном учреждении // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. – № 4. С. 15-18.
  1. Попов Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. – 2014. – № 6 – С. 43-49.
  1. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. – 454 с.
  1. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mcpg.ru/cgi-bin/rus/tour/article.cgi?art=1010403 (дата обращения: 11.11.2016).
  2. Синяева И.М., Маркетинг: теория и практика / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. – М.: Юрайт, 2014. – 652 с.
  1. Шевченко Д.А., Маркетинг образовательных услуг: стратегия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shevm.blogspot.ru/2011/04/blog-post_252.html (дата обращения: 13.11.2016).Стрижов А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. М.: 2014. – №3. – С. 44-49.
  1. Шевченко Д.А. Маркетинговые стратегии ценообразования (на опыте отдела маркетинга и рекламы) // Практический маркетинг. – № 68. 10, 2015. С. 34-36.
  1. Шоу Р., Меррик Д. Прибыльный маркетинг. Окупается ли ваш маркетинг? – К.: CompanionGroup, 2015. – 496 с.

 

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.