Содержимое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования дипломной работы базируется на выявлении проблематики развития малых и средних предприятий России, которая в последнее время стала более существенно освещаться как со стороны государства, а также исследователей и ученых. Однако необходимо отметить, что в ряде случаев оценка положения в данной области носит поверхностный характер и отражает лишь проблему с позиции влияния на малый и средний бизнес внешних и внутренних факторов. Несмотря на все проблемы в данной области государство помогает и способствует развитию малого и среднего бизнеса, тем самым дает помощь в их решении. При этом внимание не уделено таким важным аспектам, как перспективы поиска и применения внутренних резервов, которыми располагают малые и средние предприятия для использования их для повышения эффективности ведения бизнеса. Актуальность подтверждается  тем, что малые предприятия играют решающую роль в развитии конкуренции, удовлетворении спроса на товары и услуги, сдерживании роста безработицы, внедрении новых технологий, подъеме отсталых регионов. Проблема эффективности деятельности  всегда занимала важное место среди актуальных проблем экономической науки. Заинтересованность возникает на разных уровнях управления экономикой — от владельцев частного предприятия до руководителей государства. Для успешного открытия и дальнейшего процветания необходимо проанализировать множество факторов влияющих на малый бизнес. По итогам сущности и содержания процесса создания предприятия, анализа рынка парикмахерских услуг, анализа возможностей учредителя, рекомендаций по организации создания малого предприятия, проведении маркетингового исследования и признание бизнеса рентабельным будет разработан проект по созданию предприятия в сфере услуг.

Актуальность темы обусловлена тем, что разработка и реализация проектов в сфере предоставления образовательных услуг  имеет собственную специфику, в подобных проектах помимо технико-экономического обоснования эффективности, обычно представляется и обоснование социальной эффективности. Социальная эффективность есть решение важных культурных задач современности – эстетическое воспитание детей, в том числе, с детей с ограниченными возможностями здоровья, их успешная интеграция в социум, а также эстетическое воспитание молодежи.

Предметом представленного исследования являются, таким образом, социально-экономические отношения, объективно возникающие в процессе создания предприятия в сфере образования.

Объект исследования – деятельность предприятий в сфере образования.

Цель исследования: разработка проекта создания предприятия в сфере услуг на примере ООО «Пионер».

Поставленная цель предопределила следующие основные задачи исследования:

– определить назначение бизнес-плана в сфере образования в современных условиях;

– рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана для нового предприятия;

– изучить систему показателей оценки проекта;

– провести анализ конкурентной среды;

– провести анализ внешней среды;

– рассмотреть предпосылки к разработке проекта;

– составить резюме проекта;

– описать содержание проекта;

– оценить социально-экономическую эффективность проекта.

Методологическую базу составили следующие методы: вертикальный, горизонтальный, сравнительного анализа, функциональный, выборочный, метод познания и другие методы исследования.

Многие теоретические и практические вопросы разработки бизнес-планов рассмотрены в работах российских и зарубежных авторов (Баринов В.А., Волков А.,          Грашина М., Мелкумов Я.С., Дриго М.Ф.  и др.).

Теоретическое значение дипломного исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации ориентированы на широкое применение методики составления бизнес-плана предприятия.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ней итоги исследования доведены до уровня методических рекомендаций, которые можно применять при составлении проекта создания предприятия в сфере образования.

Методы исследования: аналитический метод, метод расчета показателей, метод группировки, метод сопоставления и сравнения.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1                           Назначение проекта в сфере образования в современных условиях

Проект – это замысел (проблема), средства и технология ее реализации.  Любой проект проходит ряд фаз (этапов, стадий) и чтобы успешно провести проект через все фазы, им нужно управлять.

Чтобы понять теорию управления проектами, необходимо определить ее ключевые категории: проект и управление проектами. До недавнего времени в нашей стране и за рубежом под проектом понимался комплект чертежей, в которых отражались объемно-планировочные, конструктивные, организационные, технологические и другие решения в разных областях промышленности и производства. В большей мере это касалось строительных проектов. Известны названия:

  • технический проект;
  • рабочий проект;
  • проект организации строительства (ПОС);
  • проект производства работ (ППР) и некоторые другие.

Все перечисленное мы будем называть проектно-сметной документацией (ПСД).

В настоящее время отсутствует единый подход к понятию «проект» как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Под проектом могут пониматься любые виды идей и действий, которые характеризуются конкретной целью; временем начала и окончания работ; финансовыми ограничениями и потреблением различного вида ресурсов.

Часто проект трактуется как неповторяющееся мероприятие, однако в последнее время проектный подход применяется также к процессам, в основе которых лежит непрерывное производство.

В отдельных определениях акцентируется уникальность создаваемого продукта, но, с нашей точки зрения, это относится к характеристикам проекта. Он может быть уникальным, а может быть совершенно обычным, но непохожим на другие и только в этом его уникальность. Очень осторожно следует относиться к определению проекта как «ограниченного во времени действия», потому что существуют проекты, не ограниченные тем временим, в котором проживают одно или несколько поколений[1]. Проекты могут длиться веками, и время их реализации может не совпадать с ранее планировавшимся, при этом они, безусловно, имеют начало и конец.

В некоторых определениях присутствуют количественные или качественные показатели: материально-технические, финансовые, временные, трудозатратные и др., но они характеризуют результаты реализации этапов проекта. Таким образом, для изучения дисциплины «управление проектами» сначала необходимо дать определение самого «проекта», затем – определение «реализации проекта» и после этого – «результата» и, наконец, – определить понятие «управление проектом».

Как видно из представленных определений, под проектом понимается некоторое действие (мероприятие), в то же самое время проект является и продуктом, который можно купить или продать. В этих подходах отражается дуалистическая природа понятия «проект», которую необходимо принимать во внимание при изучении данной дисциплины.

Проанализировав основные составляющие проектов, можно сформулировать наиболее всеобъемлющее определение проекта.

Проект (project) – это идея и действия по ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата.

Реализация проекта – это комплекс мер, дел и действий, направленных на достижение целей проекта.

Результат – созданный продукт, услуга, соответствующая требованиям, указанным в проекте.

Существуют также различные толкования термина «управление проектами».

Согласно PM BoK, управление проектами – это процесс применения знаний, навыков, методов, средств и технологий к проектной деятельности с целью воплощения замыслов участников проекта.

Энтони Уокер определяет управление проектами как планирование, координацию и контроль проекта с позиций его завершения (и ввода в действие) от лица заказчика и с учетом его целей в единицах полезности, предназначения, качества, сроков реализации и затрат; установление взаимосвязи между ресурсами, координацию и контроль участников проекта, их персонального вклада в общий результат, а также оценку и выбор альтернатив ради наибольшего удовлетворения потребностей заказчика.

Гарольд Оберлендер считает управление проектами искусством и умением скоординировать людей, оборудование, материалы, деньги и последовательность работ по реализации проекта во времени и в рамках утвержденной стоимости.

По мнению В. Д. Шапиро, управление проектами – это синтетическая дисциплина, объединяющая специальные и надпрофессиональные знания[2].

Таким образом, для различных людей управление проектами может означать разные вещи: науку, искусство, творчество и управление действиями. Однако в любом проекте большая часть времени управляющего тратится на организацию взаимодействия между участниками проекта. В процессе переговоров определяются проблемы, возникающие при реализации проекта и их возможные решения. Именно люди являются наиболее ценным ресурсом при управлении проектами. Они генерируют идеи, выявляют и решают проблемы, выполняют все необходимые работы.

Иногда термины «реализация проекта» и «управление проектом» употребляются как синонимы, хотя на самом деле это не так.

В предлагаемом определении мы постарались выделить основные моменты, присущие управлению проектами в различных сферах деятельности.

Управление проектом (project management) – это управление процессом его реализации. В свою очередь, реализация проекта – это комплекс мер, дел и действий, направленных на достижение целей проекта.

Проекты могут различаться по сфере предложения, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и другим характеристикам.

Этапом зарождения проекта является возникновение идеи (замысла) о возможности что-то сделать и получить какой-либо результат. В процессе проработки идея принимает конкретные очертания в виде целей проекта.

Достижение целей проекта характеризуется тремя основными показателями: качеством; временем; издержками.

Совокупность целей обычно подчинена определенной иерархии приоритетов: 1-й уровень – генеральная цель проекта (миссия); 2-й – необходимые цели проекта; 3-й – желаемые цели проекта.

Генеральная цель проекта (main objective), или миссия (mission) – это основная. Часто используется метод мозгового штурма: приглашаются представители поставщиков, подрядчиков, консалтинговых компаний и в процессе совместной работы формируется единое рабочее направление.

Необходимые цели проекта (required project goals) представляют собой промежуточные цели различных этапов управления проектами. В отдельных случаях они могут изменяться и дополняться в процессе реализации проекта.

Желаемые цели проекта (desired project goals) – это цели, которые не обязательны для успешной его реализации, однако некоторые участники проекта хотят и могут их достичь при определенных условиях.

Все цели проекта можно разделить на явные (указанные в официальных документах) и неявные (конфиденциальные или даже нелегальные, которые формально нигде не записываются, но которым следуют в процессе управления проектом).

В ходе реализации проекта под влиянием изменений в его окружении или в зависимости от получаемых промежуточных результатов цели проекта могут изменяться. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный процесс, в котором анализируются сложившаяся ситуация, тенденции и при необходимости осуществляется корректировка[3].

Следующей важной составляющей управления проектами является стратегия проекта (project strategy), в которой определяются процессы, действия и результаты достижения целей и миссии проекта.

Процесс создания стратегии проекта состоит из следующих этапов:

  1. Анализ ситуации (стратегий завершенных проектов-аналогов, а также факторов внешней и внутренней среды).
  2. Оценка альтернатив и окончательный выбор стратегии (соответствие стратегии проекта целям долгосрочного развития предприятия; согласование целей и возможностей участников проекта; учет интересов сторон, не принимающих непосредственного участия в проекте, но на которые проект может оказывать прямое воздействие).
  3. Реализация и контроль стратегии проекта (исполнение стратегии всеми участниками проекта, а также ее корректировка в зависимости от изменившихся условий и целей хозяйствования).

Часто требуется специальный механизм координации исполнения проекта, для чего в организационной структуре предприятия формируют координирующий орган.

Среди современных подходов к управлению проектами можно выделить подход, основанный на внутреннем развитии проектов; подход, основанный на высокой интеграции различных сторон управления проектами; моделирование развития управления проектами и маркетинговый подход к управлению проектами.

Для удобства анализа и синтеза проектов, а также системы управления проектами их можно классифицировать по различным критериям (рис. 1.1):

Рис. 1.1  Классификация проектов

 

Современные проекты почти всегда имеют смешанный характер.

Принято выделять социальный и культурологический, а также технический и технологический аспекты управления проектами (рис. 1.2).

Рациональное сочетание этих аспектов определяет результат и экономические показатели проекта. Обычно управляющие проектом уделяют больше внимания техническим и технологическим аспектам[4]. Это неверно, так как социальные и культурологические аспекты играют значительную роль не только в реализации проектов, но и в текущей деятельности любого предприятия.

 

 

Рис. 1.2  Аспекты управления проектами

 

Группа взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями выполнения, называется программой (programm).

Программа может быть представлена как совокупность проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами, временем выполнения, технологией, организацией и др. Выполнение отдельного проекта в составе программы может не давать ощутимого результата, в то время как осуществление всей программы обеспечивает максимальную эффективность.

 

1.2 Критерии оценки эффективности проекта создания предприятия в сфере образования

 

Эффективная реализация проекта подразумевает последовательное (иногда параллельное) выполнение всех процессов управления проектами. Наилучшим образом данная работа организована в проектно-ориентированных предприя­тиях.

Управление проектом можно представить через системную модель, на которой показаны область взаимодействия участников, команды проекта; фазы жизненного цикла, процессы и функции управления проектом, а также времен­ные параметры планирования и управления.

Рассматривая процессы управления проектами, подчеркнем важную роль в успешном достижении целей проекта процессов инициации, разработки и пла­нирования. Именно здесь закладывается будущая эффективность проекта, кото­рая достигается по завершении всех остальных процессов.

Эффективность проекта является одним из решающих критериев для принятия решения о его реализации, причем не только на начальном этапе, но и в процессе выполнения основных работ. Если, например, в процессе реализации проекта изменились условия хозяйствования и дальнейшее производство работ невыгодно предприятию, можно приостановить проект независимо от суммы вложенных средств

В отличие от бизнес-плана, который имеет практически всегда 10 – 11 основных разделов, расположенных в определенной последовательности изложения, технико-экономическое обоснование может быть сокращено и реализовано в двух основных вариантах (таблица 1.1).

 

 

 

Таблица 1.1

Варианты технико-экономического обоснования, которые могут являться самостоятельным разделом проекта

Вариант технико-экономического обоснования Содержание технико-экономического обоснования
Вариант № 1 «Сокращенное обоснование при создании новых товаров, работ, услуг на действующем предприятии» 1. реальное состояние предприятия;

2. анализ рынка и оценка производственных мощностей предприятия;

3. техническая документация по продукту;

4. положение дел с трудовыми ресурсами;

5. организационные и накладные расходы предприятия;

6. оценка длительности реализации плана создания и продвижения продукта;

7. анализ финансовой привлекательности и экономической обоснованности предложений.

Вариант № 2 «Расширенное обоснование при создании новых видов бизнеса, а также новых и/или наукоемких товаров, работ, услуг» 1. суть предлагаемого проекта, представление основ проекта и принципов его воплощения;

2. обзор рынка, изложение результатов различных исследований с целью изучения спроса на продукт;

3. технологические и инженерные аспекты проекта:

а) описание процесса производства;

б) доказательства необходимости приобретения нового оборудования или модернизации старого;

в) сравнение нового продукта с действующими стандартами качества;

г) обзор сильных и слабых сторон нового товара или услуги;

3. финансовые и экономические показатели, включающие в себя:

а) предполагаемые и необходимые инвестиции в проект;

б) предполагаемые внутренние и внешние финансовые источники;

в) производственные издержки;

4. оценка эффективности и окупаемости продвигаемого проекта, гарантия возврата внешних заимствований;

5. восприимчивость предлагаемого нового продукта к существующим на рынках рискам;

6. общая оценка эффективности возможного внешнего заимствования.

Кроме этого, технико-экономическое обоснование может являться самостоятельным разделом в бизнес-плане.

Рассмотрев основополагающие аспекты и понятия, имеющие значение для бизнес-планирования и принятия бизнес-решений на основе технико-экономического обоснования создания новых предприятий (видов бизнеса), далее необходимо перейти к классификации методов оценки вложений средств в их создания.

Методология обоснования эффективности созданного проекта базируется на триаде методов, представленных на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 Триада методов обоснования эффективности проекта

 

Стоит отметить, что динамические методы обоснования эффективности проекта позволяют учесть влияние уровня инфляции и риски при реализации проекта. Методика оценки экономической эффективности проекта, основанного на динамических методах, представлена в таблице 1.2[5].

 

 

 

Таблица 1.2

Методика обоснования эффективности проекта, основанного на динамических методах

Показатель Формула Обозначения значений для расчета показателя Критерий показателей
Чистая приведенная стоимость (чистый дисконтированный доход) NPV Dt – доходы  t-го периода

Kt – единовременные затраты  t-го периода

n – количество периодов реализации проекта

r – ставка дисконтирования

если NPV> 0, то проект принимается, иначе его следует отклонить
Внутренняя норма доходности IRR ra – ставка дисконта при которой NPV больше нуля

rb – ставка дисконта при которой NPV  меньше нуля

NPVa – чистая настоящая стоимость при ставке ra

NPVb – чистая настоящая стоимость при ставке rb

если IRR>r то проект принимается, иначе его следует отклонить
Дисконтированный срок окупаемости DPP CF– денежный поток t-го периода

К – суммарные затраты на проект

r – ставка дисконтирования

если DPP≤ t, проект принимается, иначе его следует отклонить
Индекс рентабельности проекта PI отношение суммарного дисконтированного дохода к суммарным дисконтированным затратам если PI> 1, то проект принимается, иначе его следует отклонить
Рентабельность проекта RI индекс доходности соотнесенный со сроком реализации проекта если значение RI положительное, проект принимается, иначе его следует отклонить

 

В рамках оценки, основанной на динамических методах, обычно рассчитывают следующие показатели[6]: чистый дисконтированный доход (ЧДД, NPV); внутреннюю норму доходности; индекс доходности; рентабельность инвестиций в проект; период окупаемости.

Оценка рентабельности проекта является модификацией от индекса рентабельности, соотнесенного с периодом реализации проекта и выраженного в процентах. Основой смысл этапа оценки рентабельности проекта заключается в определении уровня отдачи инвестиций, вложенный в проект. Т.е. в определении уровня доходов, генерируемых проектом. Рентабельность проекта должна быть положительная, при прочих равных условиях (положительное значение NPV, IRR ˃ ставки дисконтирования, PI ˃ 1) предпочтение отдается проекту,  у которого показатель рентабельности наибольший.

Периодом окупаемости (Payback Period – РР) называется ин­тервал времени от начального момента до момента окупаемости проекта создания нового предприятия или вида бизнеса[7]. Начальным моментом обычно является начало первого шага или начало операционной деятельности.

Точность расчетов по методу РР в большей степени зависит от частоты определения срока жизни проекта на интервалы плани­рования. Риск также оценивается весьма приблизительно.

Использование всех указанных этапов (динамических методов) обоснования экономической эффективности проекта в совокупности дает итоговую системную оценку инвестиционной привлекательности того или иного проекта создания новых видов бизнеса.

Таким образом, критерии, применяемые при осуществлении анализа инвестиционных вложений проекта создания предприятия в сфере образования, классифицируются на две группы по следующему признаку – учитывается временной параметр, либо нет (рис. 1.4).

Рисунок 1.4. Критерии, используемые при оценке эффективности проекта создания предприятия в сфере образования[8]

 

 

 

2  АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК К РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Анализ рынка образовательных услуг

 

Поскольку проект представляет собой план создания Курсов иностранных языков, проведем анализ рынка образовательных услуг именно в данном сегменте.

Прежде чем начать рассматривать конкурентную среду рассмотрим текущее состояние потребительского рынка. В настоящее время вновь нарастающие тенденции международного кризиса диктуют свои условия жизнедеятельности, как граждан и предприятий, так и экономики государства в целом.

Кризисные явления в экономике 2008-2009 гг. оказали негативное влияние на структуру мирового рынка. Однако, начиная с 2010 года, рынок услуг по организации курсов иностранных языков для населения стал демонстрировать постепенный возврат на докризисный уровень. В ближайшие годы спрос на услуги обучения иностранным языкам в России будет только расти.

Растущий потребительский спрос на иностранные языки толкает игроков рынка на активное развитие и расширение спектра своих услуг, охват новых целевых потребительских сегментов, работу в родственных и смежных видах бизнеса. В столице до сих пор есть место для выхода новых языковых проектов самого разных форматов и концепций.

По рекламным объявлениям можно заметить, что языковые курсы в крупных городах имеются в большом количестве. Практически везде клиентам предложат изучение английского, французского, немецкого языков. А ведь общее число языков мира – около пяти тысяч.

В Калининграде 90 % Курсов иностранных языков именно имеют лицензии. Ее не так сложно получить, в основном требования санэпидемнадзора не такие жесткие, как для торговли и иных видов деятельности связанные с оказанием услуг населению.

Самый популярный для изучения язык является английский, такой курс присутствует во всех школах, кроме узкоспециализированных моноязыковых курсов итальянского, французского, немецкого и др.

Следующий за английским – немецкий, затем французский. В Калининграде в последние годы стал особенно популярен итальянский язык.

Согласно оценкам экспертов отрасли, треть работающих в России курсов предлагает потребителю только курсы английского языка. Еще одна треть школ предлагает ассортимент от 2 до 6 иностранных языков. 8% школ предлагает от 10 иностранных языков к изучению.

Самая массовая аудитория на курсах – это взрослые работающие люди от 18 до 35 лет, представители среднего класса, семейные с достаточным уровнем дохода на одного члена семьи.

Детские и подростковые программы представлены в 24 и 70% курсовых школ. Корпоративные клиенты составляют важным сегментом работы для любых Курсов иностранных языков.

Популярность языков среди слушателей школ и курсов в целом по России сложилась следующим образом:

  • английский язык (82%);
  • немецкий (7%);
  • французский (2%);
  • итальянский (2%);
  • испанский (2%);
  • японский (0,6%);
  • китайский (3,0%).

В настоящее время китайский язык набирает обороты популярности среди слушателей в связи с ростом активности русско-китайских отношений.

Ассортимент предложения услуг по языкам изучения в России складывается следующим образом:

– общий курс (General);

– деловой иностранный (Business);

– подготовка к международным экзаменам;

– предложение программ для корпоративных клиентов;

– предложение дополнительных услуг и программ.

В Российской Федерации по регионам действует структурированная ценовая политика для школ и курсов иностранных языков:

– ценовая политика международных и межрегиональных проектов в России;

– ценовая политика городских сетей;

– ценовая политика локальных городских школ;

– сравнение стоимости обучения в регионах;

– ценовая политика московских школ.

Потребительский спрос на изучение иностранных языков складывается из следующих возрастных и социальных категорий слушателей:

– дети (с 4 до 12 лет);

– подростки (13 – 18 лет);

– молодые специалисты и студенты-старшекурсники;

– взрослые профессионалы;

– руководители и предприниматели;

– корпоративные клиенты.

Данные об объеме платных услуг населению по видам представлены в

таблице 1.

Таблица 1

Объем платных услуг населению по видам, млрд. руб.

Услуги 2013 2014 2015 Изменение 2015 к 2013, %
1 2 3 4 5
Платные услуги 5916,6 6024,4 6147,2 103,90

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5
системы образования 368,9 388,2 397,1 107,64
прочие виды платных

услуг

302,1 331,8 339,8 112,48

 

Из данных таблицы 1 видно, что объем платных услуг, предоставляемых населению, увеличился на 3,90%, платные услуги системы образования выросли на 7,64% за анализируемый период 2013-2015 гг.

Данные по изменению индексов физического объема платных образовательных услуг населению представлены в таблице 2.

Таблица 2

Индексы физического объема платных услуг населению по видам (в процентах к предыдущему году)

Услуги 2012 2013 2014 2015
1 2 3 4 5
Все оказанные услуги 99,87 101,88 101,82 102,04
системы образования 98,81 103,17 105,23 102,29

 

Данные об объеме платных образовательных услуг на душу населения

представлены в таблице 3.

Таблица 3

Объем платных услуг на душу населения по видам (рублей)

Услуги 2012 2013 2014 2015
1 2 3 4 5
Все оказанные услуги 33937,8 34745,1 37524,7 40414,1
системы образования 2285,0 2301,2 2501,4 2674,0
другие услуги 1068,7 1136,8 1226,6 1303,9

 

Согласно данным Росстата, в 2015 году услугами языковых школ интересовалось 53% населения Москвы в возрасте от 18 до 60 лет, из них женский пол представляет 60,81%, а мужской – 39,19%.

По возрастным категориям укрупнено заинтересованная аудитория разделилась следующим образом:

– от 25 до 34 лет – 65,3%;

– от 18 до 24 лет — 21,7%;

– от 35 до 44 лет – 7,1%;

– старше 45 лет – 5,9%.

Требования работодателей к владению сотрудниками компаний иностранными языками растут. Повышаются требования и к уровню владения иностранным языком абитуриентов вузов. Такая ситуация способствует росту спроса на устройство специалистов различных категорий, а также будущих абитуриентов на посещение занятий в учебных центрах по изучению иностранных языков. Продолжительность курсов варьируется от двух недель до пяти лет. Долгосрочное обучение, как правило, состоит из нескольких самостоятельных программ, каждая из которых длится от 2 до 6 месяцев.

Таким образом, на сегодняшний день образовательные услуги, а именно курсы иностранных языков, являются остаточно популярными среди населения.

 

2.2. Анализ конкурентной среды

 

Основные конкуренты ООО «Пионер» на сегодняшний день – это «Интеллигенt Plus» и «Юнисити».

Проанализируем имидж фирм-конкурентов: 0 баллов – наиболее слабые позиции по анализируемому фактору конкурентоспособности; до 5 баллов – господствующие позиции на рынке.

Данные сведены в таблицу 4.

Таблица 4

Анализ фирм конкурентов

Факторы конкурентоспособности Фирма Главные конкуренты
ООО «Пионер» «Интеллигенt Plus» «Юнисити»
1 2 3 4
1. Услуги      
1.1. качество предоставления услуг 4 3 5
1.2. технико-экономические показатели 4 4 4
1.3. привлекательность организации для потребителей 3 2 2
2. Стоимость      
2.1. продажная 5 4 4
2.2. процент скидки со стоимости услуги 5 3 3
2.3. сроки уплаты 5 4 5
3. Каналы сбыта      
3.1. формы сбыта:      
– прямой канал сбыта 4 5 5
3.2. уровень охвата рынка 3 2 2
4. Продвижение услуг на рынках      
4.1. рекламная кампания:      
– для потребителей 4 4 5
4.2. индивидуальная реализация продукции      
– стимулирование потребителей 5 4 5
4.3. телевизионный маркетинг 4 2 4
4.4. реализация продукции с помощью средств массовой информации 4 3 5
Общее количество баллов: 50 40 49

 

Согласно таблице 1, ООО «Пионер» находится на первом месте по общему количеству баллов, однако необходимо отметить, что любое сравнение не идеально и проведенное исследование также не совершенно. Анализ был проведен без абсолютного знания всех сторон конкурентов. Конкуренты планируют увеличить долю рынка и повысить качество оказания услуг.

Далее проведем исследование сильных и слабых сторон фирмы в конкурентной борьбе, данные занесем в таблицу 2. В указанной таблице сделаем отметку по каждой группе показателей, чтобы дать оценку позиции компании по отношению к существующим конкурентам.

Для определения позиции предприятия на рынке будут применяться пять граф, при этом:

– Позиция 1 – лучше, чем любое предприятие на рынке. Несомненный лидер в рассматриваемой отрасли.

– Позиция 2 – выше среднего уровня. Показатели деятельно­сти предприятия довольно стабильные и устойчивые.

– Позиция 3 – средний уровень. Абсолютное соответствие отраслевым стандар­там. Стабильные позиции на рассматриваемом рынке.

– Позиция 4 – необходимо подумать о совершенствовании своих позиций на рынке. Существует повод для беспокойства. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности предприятия.

– Позиция 5 – положение крайне тревожное. Позиции на рынке должны быть улуч­шены самым решительным образом. Организация попала в кризисную ситуацию. Состав показателей может быть скорректирован в зависимости от определенных условий.

Таблица 5

Сильные и слабые стороны предприятия

Группы показателей 1 2 3 4 5
1. Финансовая деятельность          
1. Состав активов организации        
2. Инвестиционные ресурсы        
3. Движение денежной массы        
4. Уровень реализации услуг        
5. Новые инвестиции        
2. Производственная деятельность          
1. Возможность реализации новых направлений деятельности        
2. Наличие квалифицированного персонала        
3. Уровень производительности труда работников        
4. Уровень объема продаж на одну рабочую единицу        
5. Уровень объема продаж на единицу вложений капитала        
6. Организация рабочего времени и труда        

Продолжение таблицы 5

Группы показателей 1 2 3 4 5
3. Организация и управление          
1. Структура персонала        
2. Эффективность коммуникационного процесса        
3. Эффективность управления организацией, наличие компетентного руководства        
4. Текучесть управленческого персонала        
5. Информационная активность организации        
4. Маркетинговая деятельность          
1. Занимая доля рынка        
2. Степень привлекательности услуг на рынке        
3. Уровень сервиса для потребителей        
4. Стоимость услуг        
5. Количество потребителей услуг        
5. Персонал          
1. Численность персонала организации        
2. Менеджеры среднего уровня        
3. Менеджеры высшего уровня        
4. Расходы на повышении квалификации сотрудников организации        
5. Текучесть кадров        

 

Как мы видим из оценки рыночной позиции, ООО «Пионер»  занимает неплохое место на рынке. Предприятие способно конкурировать.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что компании следует сконцентрировать внимание на тех моментах, по которым у рассматриваемой организации более низкая позиция (доля рынка, эффективность управления организацией, наличие компетентного руководства, численность персонала организации), а также не забывать укреплять и достигнутые позиции.

2.2. Оценка предпосылок создания учебного центра

 

Основным преимуществом центра, который планируется создать в рамках проекта, является полная авторизация курсов, высокая квалификация тренерского состава, положительный имидж.

Проведение SWOT-анализа поможет получить более полное представление о преимуществах создания учебного центра.

Целью проведения внутреннего стратегического анализа является выявление перспектив, которыми располагает компания для осуществления своей деятельности, и преград к этому.

Таблица 6

SWOT-анализ ООО «Пионер»

  Возможности Угрозы
1. Рост общего уровня покупательной способности

2. Выход на новые рынки

3. Рост рынка образовательных услуг

4. Подготовка компетентных кадров

5. Повышение доходов потребителей  услуг

1. Повышение уровня конкуренции

2. Рост налогов

3. Экономический кризис

 

Сильная сторона 1. Экономия увеличится в связи с расширением рынка

2. Модернизация уже имеющихся навыков

3. Расширение номенклатуры услуг

4. Снижение издержек

1. Совершенствование услуг

2. Использование навыков управленцев в прогнозировании и планировании

 

1. Опыт, знания, умение работы на рынке образовательных услуг

2. Значительный опыт персонала

3. Широкий перечень и качество услуг

4. Стабильный спрос на услуги

 

Слабая сторона 1. Применение кредитной политики

2. Разработка мероприятий по привлечению квалифицированных кадров

3. Выработка стратегии

4. Привлечение инвестиций

5. Переподготовка кадров

1. Установление эффективных внутренних и внешних коммуникаций

2. Расширение бизнеса за счет качества услуг

3. Стратегия с учетом информации о конкурентах

1. Неполная авторизация курсов

2. Недостаточно объективный взгляд на собственное положение на рынке

3. Неудовлетворительная работа отдела маркетинга

4. Отсутствие четкой стратегии

5. Отсутствие финансирования

 

Проранжируем выбранные факторы методом прямого ранжирования, обосновывая ранг каждого фактора с точки зрения его влияния на объект исследования. Ранжирование факторов будем проводить по убыванию значимости факторов, т.е. 1 – наименее значимый фактор, 2 – более значимый фактор и т.д.

На основании ранжирования определим вес каждого фактора путем умножения ранга на его цену. Кроме того, каждому фактору выставим оценку по пятибалльной шкале в зависимости от степени выраженности данного фактора (Ai). Параметрический индекс представляет собой произведение оценки каждого фактора и его веса (Pi = Wi * Ai).

Таблица 7

Ранжирование и оценка анализируемых факторов

Фактор Ранг Цена ранга Вес фактора (Wi) Оценка фактора (Ai) Параметрический индекс (Pi)
1 2 3 4 5 6
1. Сильные стороны
1. Опыт, знания, умение работы на рынке образовательных услуг 2 0,1 0,2 4 0,8
2. Значительный опыт персонала 1 0,1 0,1 5 0,5
3. Широкий перечень и качество услуг 4 0,1 0,4 3 1,2
4. Стабильный спрос на услуги 3 0,1 0,3 4 1,2
      ΣWi = 1,0   ΣPi = 3,7
2. Слабые стороны
1. Неполная авторизация курсов 3 0,1 0,3 2 0,6
2. Недостаточно объективный взгляд на собственное положение на рынке 1 0,1 0,1 3 0,3
3. Неудовлетворительная работа отдела маркетинга 4 0,1 0,4 2 0,8
4. Отсутствие четкой стратегии 5 0,1 0,5 1 0,5
5. Отсутствие финансирования 2 0,1 0,2 3 0,6
      ΣWi = 1,0   ΣPi = 2,8
3. Возможности

 

Продолжение таблицы 7

1 2 3 4 5 6
1. Рост общего уровня покупательной способности 3 0,1 0,3 2 0,6
2. Выход на новые рынки 1 0,1 0,1 3 0,3
3. Рост рынка образовательных услуг 4 0,1 0,4 2 0,8
4. Подготовка компетентных кадров 5 0,1 0,5 3 1,5
5. Повышение доходов потребителей  услуг 2 0,1 0,2 3 0,6
      ΣWi = 1,0   ΣPi = 3,8
4. Угрозы          
1. Повышение уровня конкуренции

 

2 0,1 0,2 4 0,8
2. Рост налогов 1 0,1 0,1 5 0,5
3. Экономический кризис 3 0,1 0,3 4 1,2
      ΣWi = 1,0   ΣPi = 2,5

 

Таким образом, к слабым сторонам предприятия можно отнести: неполную авторизацию курсов, недостаточно объективный взгляд на собственное положение на рынке, отсутствие четкой стратегии.

Таблица 8

PEST-анализ ООО «Пионер»

Социальные факторы

 

1. Доходы населения

2. Репутация предприятия

3. Мнение потребителей о надежности компании

4. Рекламная деятельность

Общее влияние этих факторов значительно, на сегодня сохраняется положительная тенденция

Технологические факторы

 

1. Применение иных заменяющих технологий

 

 

 

Влияния технологически факторов незначительны

 

 

 

Продолжение таблицы 8

Экономические факторы

 

1. Сезонность продаж

2. Уход потребителя

3. Рост инфляции

4. Экономический кризис

Экономические факторы существенно влияют на деятельность предприятия

Политические факторы

 

1. Влияние изменений законодательства

 

 

 

Политические факторы существенно влияют на деятельность

 

Проранжируем указанные факторы.

Таблица 9

Ранжирование и оценка анализируемых факторов

Фактор Ранг Цена ранга Вес фактора (Wi) Оценка фактора (Ai) Параметрический индекс (Pi)
1. Социальные факторы
1. Доходы населения

Компании

2 0,1 0,2 3 0,6
2. Репутация предприятия 1 0,1 0,1 3 0,3
3. Мнение потребителей о надежности 4 0,1 0,4 2 0,8
4. Рекламная деятельность 3 0,1 0,3 2 0,6
      ΣWi = 1,0   ΣPi = 2,3
2. Технологические факторы
1. Применение иных заменяющих технологий 4 0,1 1 2 2
      ΣWi = 1,0   ΣPi = 2
3. Экономические факторы
1. Сезонность продаж 4 0,1 0,4 5 2,0
2. Уход потребителя 3 0,1 0,3 4 1,2
3. Рост инфляции 2 0,1 0,2 4 0,8
4. Экономический кризис 1 0,1 0,1 3 0,3
      ΣWi = 1,0   ΣPi = 4,3
4. Политические факторы
1. Влияние изменений законодательства 3 0,1 1 3 3
      ΣWi = 1,0   ΣPi = 3

Таким образом, экономические и политические факторы могут оказать значительное влияние на деятельность ООО «Пионер».

Таким образом, курсы иностранных языков как бизнес являются высокодоходным и перспективным при грамотной организации производства, несмотря на ужесточившиеся условия деятельности на рынке. Число граждан, желающих изучать иностранный язык, всегда постоянно. Данный рынок имеет достаточный потенциал, поскольку реклама должна способствовать повышению спроса на услуги. Следовательно, количество клиентов, желающих изучать иностранные языки, есть всегда, остается только их привлечь в компанию. Актуальности данной тенденции в настоящее время придает экономический кризис, когда знание английского или другого языка повышает заработную плату до 35%. Курсы иностранных языков при условии достаточности инвестиций, принесут высокий доход и окупят организацию учебного процесса. Следовательно, проект будет прибыльным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ  ООО «ПИОНЕР»

3.1 Резюме проекта

 

Проект представляет собой создание предприятия ООО «Пионер».

Цели и задачи проекта:

– создание высокорентабельного предприятия;

– получение прибыли;

– удовлетворение потребительского рынка в желании изучать иностранные языки.

Миссия проекта: разработка предприятия по предоставлению услуг изучения иностранных языков с целью удовлетворения потребностей населения, а также извлечения прибыли.

Команда проекта состоит из руководителя проекта, менеджер проекта, экономист, маркетолог.

Характер предприятия: предприятие по предоставлению услуг изучения иностранных языков.

Первоначальные затраты: 11000000 руб.

Кредитные средства: 5400000 руб.

Сроки окупаемости: 2 года.

В планах организации Курсов иностранных языков предполагается:

– набрать группы учащихся посредством организации системы сайтов и приема телефонных звонков;

– учащиеся обычно разбивают на 3 группы: с 10 до 13 лет, с 14 до 17 лет, с 17 до 22 лет;

– занятия разбиваются на группы: «А» – 3 раза в неделю по 3 часа, для «Б» – каждый день по 3 часа, для «В» – 3 раза в неделю по 3 часа;

– установить срок обучения для групп;

– определить вопрос покупки учебников для групп;

– решить вопрос о коммуникативной методике обучения;

– определить стоимость обучения. Стоимость зависит от общего количества часов за курс обучения;

– направления языков: европейские.

Для организации работы курсов необходимо:

– покупка помещения;

– закупить учебники по соответствующим дисциплинам;

– оборудовать кабинеты соответствующими плакатами и символикой, телевизорами;

– оборудовать приемную и классы мебелью, телефонами, ксероксом, компьютерами:

– провести рекламную компанию: потребуются плакаты, которые нужно разместить в общественных местах, издать буклеты для раздачи ученикам в школах, дать красивую рекламу в местных газетах.

Курсы иностранных языков предназначены для изучения иностранных языков детьми, подростками, абитуриентами, студентами, работающими гражданами и всеми желающими изучать иностранные языки. Также курсы будут организованы для иностранных граждан, которые желают изучать русский язык.

Разработаем тематические курсы изучения языков:

  1. Иностранный язык для туристических поездок. Этот курс разрабатывается для тех, кто собирается выехать за рубеж. Учащимися должны быть приобретены базовые знания по грамматике, фонетике, лексике, необходимые для общения в возможных реальных ситуациях, возникающих в другой стране. В курсе обязательно должны быть использованы ситуативно-ролевые игры на различные темы: аэропорт; таможня; гостиница; ресторан; встречи и знакомства; шопинг; банк.
  2. Курс иностранного языка для работы в туристическом, гостиничном и ресторанном бизнесе. Данный курс специально разрабатывается для работников сферы обслуживания. Курс должен формировать необходимые коммуникативные навыки и умения для работы с клиентами, и включать большое количество ситуативно-ролевых упражнений для их отработки. Также программа должна предусматривать обучение письменной речи для ведения корреспонденции и отчетности в данной сфере и основы ведения телефонных переговоров.
  3. Курс иностранного языка для юристов. Данная программа должна рассматривать различные аспекты юридической деятельности, такие как составление контрактов, земельное законодательство, судебные разбирательства и прочее с учетом их специфики в разных странах.
  4. Курс иностранного языка для технических целей: программа для инженеров, специалистов промышленных предприятий, механиков по обслуживанию автомобилей и оборудования и представителей других технических специальностей.
  5. US English для Work&Travel: такой курс специально обычно разрабатывается для тех, кто собирается поехать в США с целью получения опыта работы и языковой практики. Преподаватель курса должен иметь опыт путешествий в Америку по студенческим программам, чтобы уметь компетентно ответить на интересующие студентов вопросы и объяснить специфику реальной жизни. Курс должен предполагать изучение и систематизацию как грамматических правил и пополнение лексического запаса, так и большого объема разговорной практики.
  6. Группа общения: такой курс предназначен для тех, кто уже хорошо владеет иностранным языком и хотел бы поддерживать свой уровень. Такого рода языковые тренинги помогают преодолеть психологический барьер общения на иностранном языке и активизировать разговорные навыки. Темы для занятий обычно подбираются с учетом пожеланий учащихся.
  7. Программы по подготовке сдаче экзаменов (IELTS, FCE, TOEFL): Для обучения и выезда на постоянное место жительства заграницу необходимо сдать экзамены на сертификат, подтверждающий уровень владения иностранным языком. Подготовка к экзамену – комплексный процесс. При хорошем знании иностранного языка необходима специальная подготовка, в том числе психологическая. Это и знакомство с заданиями экзамена, и систематизация знаний, и отработка навыка рассчитывать время и учитывать слова. Даже умение правильно заполнить бланки ответов очень важно и требует некоторой отработки. Обучение, как правило, ведется по индивидуальной программе.
  8. Деловой английский язык. В основу бизнес-курса «Деловой английский язык» положены материалы Oxford University Press, Business Basics, Business Objectives, Business Opportunities, Business Options.
  9. Бизнес-курс: иными словами «Деловой английский язык», который должен включать в себя изучение различных направлений в бизнесе: PR, маркетинг, реклама, менеджмент и т.д., построен, как полный курс делового английского языка. Бизнес английский должен обеспечивать системное освоение основных грамматических структур и языковых навыков. Подходит тем, кто уже работает или хочет найти работу в сфере международного бизнеса. В основе курса английского языка должны лежать только свежие материалы, которые должны обеспечивать хорошую языковую практику, с использованием тем, непосредственно связанных с бизнесом, например:

1) Знакомство. Работа. Обязанности. Биография.

2) Деловые переговоры по телефону. Деловая переписка. Деловое письмо.

3) Презентация компании. Структура. Текущие проекты.

4) Описание товара или услуги.

5) История компании. Отчет о проделанной работе.

6) Деловые контакты. Бизнес-ланчи.

7) Собрания. Обсуждение корпоративных проектов.

8) Составление делового распорядка. Оформление факсов и электронной почты и т.д.

По окончании бизнес-курса «Деловой английский язык» выпускник должен уметь вести переговоры на английском языке, владеть общей бизнес-терминологией, заключать контракты, работать с деловой документацией, составлять деловое письмо на английском языке т.д.

Первые три месяца работы необходимо создавать базу учеников, которые приведут за собой поток желающих учиться только на этих Курсах и ни на каких больше. Разыскивать учеников нужно на западных форумах и тематических досках объявлений. Там можно и дать объявления и, а также не поскупиться и на российские ресурсы, поскольку иностранцы приезжают учиться и работать в Россию регулярно, и совершенствование языка может понадобиться потенциальным клиентам в любой момент.

Главный вопрос, который должен быть основой успеха предприятия – это вопрос преподавательского состава. Для ведения успешной работы курсов вполне будет достаточно четырех преподавателей по английскому языку разных уровней, двух преподавателей итальянского языка, двух преподавателей испанского и немецкого языка, одного преподавателя французского языка.

Занятость можно обеспечить и летом на минимальную заработную плату: индивидуалы, группы взрослых продолжающих летом обучение, можно попробовать сделать что-то вроде летнего языкового клуба. Также летом нужно рассмотреть оплату отпуска по среднему и нагрузку преподавателей до 50 %., чтобы они могли вести интенсивные летние курсы и др.

Также нужно разработать систему тестирования, как преподавателей, так и студентов, чтобы тест определял уровень знаний студента, чтобы понять какой уровень должен начать изучать тот или иной студент.

Языковые курсы отличаются от языковых школ гибким графиком процесса преподавания.

 

 

3.2 Содержание проекта

 

Рассмотрим этапы реализации проекта (табл. 10) и построим диаграмму (рис. 7).

Таблица 10

Этапы проекта создания предприятия ООО «Пионер»

Этап проекта Начало Длительность Конец
Регистрация предприятия

и получение лицензии

на деятельность

29.12.2016 1 17.03.2017
Получение кредита 30.12.2016 11 09.01.2017
Аренда помещения 13.01.2017 9 21.01.2017
Ремонт помещения 16.01.2017 15 30.01.2017
Покупка оборудования 16.01.2017 30 14.02.2017
Оборудование помещения 03.02.2017 12 14.02.2017
Покупка учебников 09.02.2017 12 20.02.2017
Найм персонала 23.02.2017 1 23.02.2017
Обучение персонала 24.02.2017 4 27.02.2017
Рекламная кампания 02.03.2017 10 11.03.2017
Итоговый отчет 09.03.2017 3 11.03.2017
Итоговое собрание 17.03.2017 1 17.03.2017

 

Рисунок 7. Диаграмма Ганта[9]

Для оценки риска необходимо составить перечень рисков и определить удельный вес каждого риска во всей их совокупности.

Оценку значений рисков проводят эксперты.

Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень первичных рисков по всем стадиям проекта, и им предлагается оценить вероятность их наступления, руководствуясь следующей системой оценок:

  • 0 – риск рассматривается как несущественный;
  • 25 – риск, скорее всего, не реализуется;
  • 50 – о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;
  • 75 – риск, скорее всего, проявится;
  • 100 – риск наверняка реализуется.

Таблица 11

Определение весов рисков проекта

Простые риски Эксперты Средняя

Vi

Прио-

ритет Pi

Вес

Wi

Оценка

Ii

Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Подготовительная стадия 0
1 Нехватка денежных средств на приобретение  основных средств 0 0 0 0 2 0,055 0
Функционирование
Финансово-экономические: 24,64
2 Неустойчивость потребительского спроса 25 25 50 33,33 1 0,1 3,33
3 Новая конкуренция на рынке услуг в сфере образования 25 25 50 33,33 1 0,1 3,33
4 Уменьшение стоимости на услуги 50 25 50 41,67 3 0,01 0,42
5 Увеличение налоговых платежей 50 50 25 41,67 1 0,1 4,2
6 Низкая платежеспособность потенциальных заказчиков 25 25 50 33,33 1 0,1 3,33

 

Продолжение таблицы 11

1 2 3 4 5 6 7 8 9
7 Изменения в области законодательства 75 50 75 66,67 1 0,1 6,7
8 Падение спроса 25 25 50 33,33 1 0,1 3,33
Социальные: 7,30
9 Текучесть кадров 25 0 50 23,33 2 0,055 1,28
10 Предпочтения потребителей 25 25 0 16,67 2 0,055 0,91
11 Недостаточная квалификация преподавателей 25 25 0 16,67 2 0,055 0,91
12 Имидж организации 50 50 25 41,67 1 0,1 4,2
Технические: 0,17
13 Появление модернизированного программного обеспечения для изучения иностранных языков 0 25 25 16,66 3 0,01 0,17
Прочие риски:
14 Хищение имущества 25 25 0 16,67 2 0,055 0,91
Суммарный риск проекта 33,02

 

Суммарный риск проекта составил 33 %, то есть вероятность его реализации составляет 67%.

Рассмотрим наиболее значимые риски проекта.

Таблица 12

Наиболее значимые риски проекта

Риски проекта Уровень риска
Изменения в области законодательства 6,7
Увеличение налоговых платежей 4,2
Имидж организации 4,2
Всего 15,1

 

Таким образом, можно назвать значимые риски проекта: изменения в области законодательства, увеличение налоговых платежей, имидж организации.

Для минимизации этих рисков необходимо отслеживать изменения в области законодательства, в том числе налогового.

Имидж организации характеризует степень ее привлекательности и формирует деловую репутацию фирмы. Поэтому в процессе работы необходимо следить за качеством производимых программ.

Действие перечисленных рисков можно ограничить путем строгой проверки финансового положения и репутации будущего оптового клиента.

При составлении программы реализации услуг предприятия будет рассматриваться самый низкий порог рентабельности оказания услуг Курсов. Рассмотрим план объемов предоставления и полной реализации услуг Курсов иностранных языков (табл. 13).

Таблица 13

Стоимость услуг, в месяц

Наименование

вида услуги

Объем

производства

и реализации

в месяц

(слушателей)

Цена Выручка от

реализации (руб.)

Английский

Язык

От 70

слушателей

От 500 рублей за 1 ак. Час От 805000
Немецкий и французский языки

 

От 40

слушателей

От 600 рублей за 1 ак. Час От 552000
Итальянский и испанский языки От 30

слушателей

От 600 рублей за 1 ак. Час От 414000

 

Основным оборудованием для обеспечения Курсов иностранных языков являются:

– оборудование для классов: парты и стулья (Приложение 1);

– доска для наглядности подачи информации (Приложение 2);

– оборудование для работы преподавателя (Приложение 3);

– мебель для оборудования кабинета персонала (Приложение 4);

– компьютеры для оборудования офиса (Приложение 5);

– оборудование для средств связи на предприятии (Приложение 6).

Техническая оснащенность Курсов иностранных языков должна быть такой, чтобы способствовать росту производительности, отвечать технике безопасности, соответствовать репутации и заложенной в маркетинговую политику предприятия стратегии долгосрочных инвестиционных вложений.

Именно поэтому предприятие необходимо снабдить высокоэффективным, надежным оборудованием, способным обезопасить данный вид бизнеса от негативного влияния внешней среды.

Рассчитаем первоначальные инвестиционные затраты.

Таблица 14

Первоначальные затраты

Статьи расходов Сумма, руб.
Регистрация предприятия 10000
Получение лицензии 70000
Покупка помещения 80 кв. м. 9000000
Ремонт помещения 1000000
Приобретение оборудования 240000
Расходы на рекламу 660000
Прочие расходы 20000
Всего затрат 11000000
Из них:  
собственные средства 5600000
кредитные средства 5400000

 

Для  реализации проекта фирма планирует получить кредит в размере 5400000 руб. сроком на 3 года, годовая процентная ставка 16 %, платежи будут производиться ежемесячно равными платежами. Остальное – за счет собственных средств.

Таблица 15

Платежи за кредит

Период Погашение основного долга Начисление процентов

 

Ежемесячный платеж

 

Остаток основного долга

 

1 2 3 4 5
янв.17 150 000,00 24 000,00 174 000,00 5 226 000,00
фев.17 150 000,00 24 000,00 174 000,00 5 052 000,00
мар.17 150 000,00 24 000,00 174 000,00 4 878 000,00
апр. 17 150 000,00 24 000,00 174 000,00 4 704 000,00
май.17 150 000,00 24 000,00 174 000,00 4 530 000,00
июн.17 150 000,00 24 000,00 174 000,00 4 356 000,00
июл.17 150 000,00 24 000,00 174 000,00 4 182 000,00
авг.17 150 000,00 24 000,00 174 000,00 4 008 000,00
сен.17 150 000,00 24 000,00 174 000,00 3 834 000,00
окт.17 150 000,00 24 000,00 174 000,00 3 660 000,00
ноя.17 150 000,00 24 000,00 174 000,00 3 486 000,00

Продолжение таблицы 15

1 2 3 4 5
дек.17 150 000,00 24 000,00 174 000,00 3 312 000,00
1 квартал 2018 450000,00 72000,00 522000,00 2790000,00
2 квартал 2018 450000,00 72000,00 522000,00 2268000,00
3 квартал 2018 450000,00 72000,00 522000,00 1746000,00
4 квартал 2018 450000,00 72000,00 522000,00 1224000,00
1 полугодие 2019 900000,00 144000,00 1044000,00 180000,00
2 полугодие 2019 900000,00 144000,00 1044000,00 0,00
Итого: 5400000,00 864000,00    

 

Погашение основного долга – 150 000,00 руб. в месяц.

Начисление процентов – 24 000,00 руб. в месяц.

Общая сумма выплат – 6264000 руб.

Расходы на реализацию проекта за 2017-2021 гг. представлены в табл. 16.

Таблица 16

Расходы на реализацию проекта за 2017-2021 гг.

Наименование затрат 2017 2018 2019 2020 2021
1. Первоначальные затраты, в т.ч. 11000000        
Покупка помещения 80 кв. м. 9000000        
Ремонт помещения 1000000        
Приобретение оборудования 240000        
Расходы на рекламу 660000        
Прочие расходы 100000        
2. Проценты по кредиту 288000 288000 288000    
3. Зарплата 5400000 5940000 6534000 7187400 7906140
4. Социальные отчисления с заработной платы 1620000 1782000 1960200 2156220 2371842
5. Текущие затраты 200000 534600 588060 646866 711553
6. Прочие затраты 100000 160380 176418 194060 213466
Итого 18608000 8704980 9546678 10184546 11203000

 

Прогноз продаж 2017-2021 годов основан на:

– анализе спроса потребителей продуктов Курсов иностранных языков;

– анализе рынка предоставления услуг предприятий «Курсы иностранного языка»;

– на общих выводах о состоянии рынка предоставления услуг «Курсы иностранного языка».

При составлении программы реализации услуг предприятия будет рассматриваться самый низкий порог рентабельности оказания услуг Курсов. Рассмотрим план объемов предоставления и полной реализации услуг Курсов иностранных языков.

Таблица 17

Объем продаж в денежном выражении на 2017-2021 гг.

Наименование услуг 2017 2018 2019 2020 2021
1. Английский

язык

9660000 10626000 11688600 12857460 14143206
2. Немецкий и французский языки 6624000 7286400 8015040 8816544 9698198
2. Испанский и итальянский языки 4968000 5464800 6011280 6612408 7273649
Итого 21252000 23377200 25714920 28286412 31115053

 

При сохранении тенденций развития данного рынка, а именно прирост объемов рынка услуг иностранных языков и потребления в размере от 10% в год, предприятие достигнет роста объемов реализации до 31 млн. рублей в год и более.

Баланс денежных доходов и поступлений представлен в табл. 18.

Таблица 18

Баланс денежных доходов и поступлений

Наименование 2017 2018 2019 2020 2021
1 2 3 4 5 6
1. Средства на начало 412560 227289 9339544 28475590 67980772
2. Доход: 21252000 23377200 25714920 28286412 31115053
3. Расход: 21849831 12270994 13469293 14499422 15949364
3.1 Инвестиции 11000000        
3.2 Сумма текущих затрат 7320000 8416980 9258678 10011746 10995640

Продолжение таблицы 18

1 2 3 4 5 6
3.3  проценты по кредиту 288000 288000 288000 172800 207360
3.4 Налоговые платежи, включаемые в цену 3241831 3566014 3922615 4314876 4746364
а) НДС 3241831 3566014 3922615 4314876 4746364
4. Валовая прибыль -597831 11106206 12245627 13786990 15165689
5. Налоговые и другие платежи из прибыли 2221241 2449125 2757398 3033138
6. Чистая прибыль -597831 8884965 9796502 11029592 12132551
7. Денежный поток -597831 8884965 9796502 11029592 12132551
8. Средства на конец -185271 9112255 19136046 39505182 80113323

 

Прогнозируемая чистая прибыль проекта в 2021 году – 12132551 тыс. руб.

 

3.3 Оценка социально-экономической эффективности проекта

 

Рассчитаем эффективность инвестиционного проекта.

Таблица 19

Показатели эффективности инвестиционного проекта

Период времени (t), лет Начальные инвестиционные затраты (-) и чистые денежные потоки (+,-), руб. Множитель дисконтирования при ставке 20% Текущая стоимость проектных денежных потоков, руб. Текущая стоимость нарастающим итогом, руб.
0 -11000000 1 -11000000 -11000000
1 -597831 0,847 -506362 -11506362
2 8884965 0,718 6379405 -5126957
3 9796502 0,609 5966070 839112
4 11029592 0,516 5691269 6530381
5 12132551 0,437 5301925 11832306
NPV= 11 832 306 X X X
PI= 1,08 X X X
DPP= 1,81 X X X

Для проекта PI = 1,08, т.е. проект инвестиционно привлекателен для вложения, так как сможет обеспечить дополнительную отдачу капитала, т.к. PI > 1.

Дисконтированный срок окупаемости (DPP) определяет период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестированием проекта, покрываются суммарными доходами от его реализации.

Для проекта DPP = 1,81 лет. Как видно из расчета, дисконтирование увеличило срок окупаемости проекта, однако его инвестиционная привлекательность значительно не уменьшилась.

В табл. 17 показана матрица ответственности рассматриваемого проекта курсов иностранных языков ООО «Пионер». Роли в примере указывают вид участия подразделения в работе:

О – ответственный исполнитель;

И – исполнитель;

П – приемка работ;

К – консультации.

Таблица 20

Матрица ответственности проекта ООО «Пионер»

Результат Управляющий проектом Специалист по планированию Ответственные за поставки Экономист
1 2 3 4 5
Управление проектом О И    
Устав проекта О И К К
План управления проектом   И К К
Определение содержания   К К К
Иерархическая структура работ О      
Базовое расписание О К К  
Бюджет       О
Оргструктура проекта и ее роли О      
Матрица ответственности О И К И

 

Продолжение таблицы 20

1 2 3 4 5
Обучение проектной команды О      
Проектная среда О И И  
Матрица коммуникации   И    
Управление проблемами О И И  
Отчетность о статусе проекта О И   О
Сопровождение работ О И И И
Завершение проекта П И    

 

Анализ эффективности показателей инвестиционного проекта показывает, что проект следует принять к реализации.

Проведенное исследование показало, что такой вид бизнеса, как создание Курсов иностранных языков является прибыльным и перспективным. Одно из главных условия его функционирования является наличие выгодного месторасположения курсов, удобного помещения, высококвалифицированного педагогического и обслуживающего персонала, что связано с объективными экономическо-финансовыми событиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В первой главе было рассмотрено назначение бизнес-плана в сфере образования в современных условиях.

Инвестиционная деятельность предполагает осуществление вложения инвестиций (инвестирование) и комплекс практических операций по реализации инвестиций. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов реализовывается в форме капитальных вложений.

Бизнес-план в сфере образования предусматривает решение таких стоящих перед компанией вопросов, как оценка его текущего состояния, анализ сильных и слабых сторон предпринимательской деятельности, формулирование целей деятельности на планируемый период.

Из всего разнообразия динамических методов анализа эффективности проекта создания предприятия в сфере образования более популярными и часто используемыми на практике являются метод оценки внутренней нормы рентабельности проекта и метод оценки чистого приведенного дохода от реализации проекта.

Во второй главе был проведен анализ предпосылок к разработке проекта создания предприятия в сфере образования.

В Калининграде 90 % Курсов иностранных языков именно имеют лицензии. Ее не так сложно получить, в основном требования санэпидемнадзора не такие жесткие, как для торговли и иных видов деятельности связанные с оказанием услуг населению.

Самый популярный для изучения язык является английский, такой курс присутствует во всех школах, кроме узкоспециализированных моноязыковых курсов итальянского, французского, немецкого и др. Следующий за английским – немецкий, затем французский. В Калининграде в последние годы стал особенно популярен итальянский язык.

Главные конкуренты ООО «Пионер» на сегодняшний день – это «Интеллигенt Plus» и «Юнисити». ООО «Пионер» находится на первом месте по общему количеству баллов, однако необходимо отметить, что любое сравнение не идеально и проведенное исследование также не совершенно. Анализ был проведен без абсолютного знания всех сторон конкурентов. Конкуренты планируют увеличить долю рынка и повысить качество оказания услуг.

ООО «Пионер»  занимает неплохое место на рынке. Предприятие способно конкурировать.

К слабым сторонам предприятия можно отнести: неполную авторизацию курсов, недостаточно объективный взгляд на собственное положение на рынке, отсутствие четкой стратегии.

PEST-анализ ООО «Пионер» показал, что наибольшее  влияние на деятельность предприятия оказывают экономические и политические факторы.

В третьей главе был разработан проект создания  ООО «Пионер».

Первоначальные затраты проекта составляют 11000000 руб., из них собственные средства составили 5600000 руб., кредитные средства –  5400000 руб.

Для проекта PI = 1,08, т.е. проект инвестиционно привлекателен для вложения, так как сможет обеспечить дополнительную отдачу капитала, т.к. PI > 1.

Срок окупаемости проекта составляет 1,81 лет.

Анализ эффективности показателей инвестиционного проекта показывает, что проект следует принять к реализации.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Александрова А.В. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Александрова, С.А. Курашова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320 c.
  2. Аскинадзи В.М. Инвестиции: Учебник для бакалавров / В.М. Аскинадзи, В.Ф. Максимова. – М.: Юрайт, 2014. – 422 с.
  3. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. – М.: Форум, 2013. – 256 c.
  4. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 285 c.
  5. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 365 c.
  6. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 260 c.
  7. Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 816 с.
  8. Блау С.Л. Инвестиционный анализ. Учебник для бакалавров. Гриф МО РФ / С.Л. Блау. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 256 с.
  9. Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. – М.: КноРус, 2013. – 232 c.
  10. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д. И. Валигурский. – 2-е изд.; перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 518 с.
  11. Васильева Л.С.. Финансовый анализ: учебник для вузов. – 3-е изд., стереотип. – М.:КНОРУС,2014.-804 с.
  12. Вахрушина М. А. Управленческий анализ: вопросы теории, практика проведения : монография / М.А. Вахрушина. – М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2014. – 144 с.
  13. Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 256 c.
  14. Волков А. Инвестиционные проекты. От планирования до реализации / А. Волков. – М.: Вершина, 2013. – 256 с.
  15. Герасимов Б.И. Организация планирования на предприятии: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: Форум, 2013. – 240 c.
  16. Голдратт Элия М. Цель. Процесс непрерывного улучшения / Элия М. Голдратт, Джеф Кокс. – Минск: Попурри, 2014. – 400 с.
  17. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / В.А. Горемыкин. – М.: Юрайт, 2013. – 696 c.
  18. Горфинкель В.Я. Бизнес-планирование / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2015. – 296 с.
  19. Грашина М. Основы управления проектами / М. Грашина, В. Дункан. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.
  20. Дриго М.Ф. Методология оценки экономической эффективности инвестиционных решений// Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – С. 18-24.
  21. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. – М.: Дашков и К, 2013. – 431 с.
  22. Жуков Б.М. Маркетинг: Учебное пособие / Б.М. Жуков, А.А. Романов, В.П. Басенко. – М.: Дашков и К, 2014. – 440 с.
  23. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2013. – 528 c.
  24. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2013. – 375 c.
  25. Зуб А.Т. Управление проектами: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2015. – 424 с.
  26. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Л.Л. Игонина; Под ред. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2012. – 480 с.
  27. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебное пособие для вузов / А. И. Ильин.-8-е изд., стереотип.- М.: Новое знание, 2014.-667 с.
  28. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ: Учебное пособие / Т.С. Колмыкова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 204 c.
  29. Курлыкова А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 176 c.
  30. Липсиц И. В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 320с.
  31. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. – М.: Юрайт, 2013. – 507 c.
  32. Лукичева Л.И. Управленческие решения: учебник / Л.И. Лукичева. – М.: ОМЕГА-Л, 2014. – 383 с.
  33. Лысенко Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.
  34. Ляско А.К. Стратегический менеджмент: Современный учебник / А.К. Ляско. – М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. – 488 c.
  35. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций: Учебное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 288 c.
  36. Мелкумов Я.С. Инвестиционный анализ. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 176с.
  37. Орлова Е. Бизнес-план. Методика составления и анализ типовых ошибок / Е. Орлова. – М.: Омега-Л, 2016. – 176с.
  38. Отарашвили З. А. Принятие выгодных финансовых решений, критерии и алгоритмы / Отарашвили З. А., Павлова О. А. М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. – 48 с.
  39. Портных В.В. Стратегия бизнеса / В.В. Портных. – М.: Дашков и К, 2015. – 275 с.
  40. Сатаев А.М. Азбука бизнес-планирования: учебное пособие / А.М. Сатаев. М.: Юриспруденция. – М, 2013. – 127 с.
  41. Склярова Ю.М. Инвестиции: Учебник / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров, Л.А. Латышева. – М.: Феникс, 2015. – 617 с.

Интернет-источники

  1. Официальный сайт Росстата // gks.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Парта и стул для оборудования классов

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Мебель для оборудования кабинета персонала

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Компьютерное оборудование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

[1]  Бондаренко И.А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России 2020 // Российское предпринимательство. – 2011. – № 9 Вып. 2 (192). – c.89. Изд. «Правда».

 

[2] Шведова М.Ф. Структура государственной поддержки малого бизнеса: теоретический аспект системного подхода // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9 (часть 1). – с. 135. Изд. «Айрис-пресс».

[3] Колесников Н. А. Бизнес план. с.156. Издательство: Финансы и статистика. Год 2011.

 

[4] Иродова Е.Е., Шеянова Н.В. Динамика развития малых предприятий по регионам России // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2011. – №4. – С. 21. Изд. «Бизнес».

 

[5]Развитие институтов поддержки малого предпринимательства в экономике России  – Москва, 2012. – 165 с. Изд. «Бином».

 

[6]Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2011. – С. 488

[7]Савченко Н.Н. Технико-экономический анализ проектных решений. Учебник для ВУЗов. – М.: Экзамен, 2012. – С. 84

[8] Волков А. Инвестиционные проекты. От планирования до реализации / А. Волков. – М.: Вершина, 2013. – С. 88.

[9] Составлено автором

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.