Содержимое

Введение

Классификация цен в зависимости от условий поставки и продажи товаров занимает особое место, так как она широко применяется не только на внутренних, но и на внешних рынках, в практике международной торговли.В основе классификации лежат способы и порядок включения транспортных расходов в цену продукции в зависимости от того, кто (покупатель или продавец) берет на себя их оплату и в каком объеме. Термин «франкирование» применяется при оплате перевозки груза от производителя к потребителю.

Доставка товаров от продавца к покупателю является важным звеном при совершении сделок купли-продажи. При этом доставка может быть организована как транспортом сторонней транспортной организации, так и транспортом либо продавца, либо покупателя. Однако вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется доставка, расходы по транспортировке несет та сторона, на которую договором купли-продажи (поставки) возложены такие расходы.

Транспортные расходы – это дополнительные затраты для организации, за счет которой они осуществляются. Поэтому в ряде случаев такие затраты могут быть учтены при формировании цен.

В контрольной работе рассмотрим порядок формирования цен с учетом условий франкировки субъектами хозяйствования, осуществляющими различные виды деятельности.

Франкирование цен

Система франкирования – комплексное использование разных вариантов включения транспортных расходов в цену товара.

Термин «франко» показывает, до какого пункта транспортные расходы включаются фирмой в цену товара (итал. «франко»-свободный)

Система франкирования лежит в основе группировки цен с учетом базисных условий.

Базисные условия поставки – условия, определяющие обязанности продавца и покупателя по доставке товаров и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

Основным международным документом, содержащим толкование базисных условий поставки, является перечень международных правил «Инкотермс-2000» ( International commercial terms).

Транспортные расходы продавца могут включать расходы по подготовке товаров к отгрузке (упаковка и маркировка, контрольный отбор проб, проверка количества и качества), оплату перевозки товара от пункта отправления до промежуточных пунктов погрузки, оплату расходов по погрузке, основной перевозке груза, экспортной и импортной таможенной очистке груза, страхование.

Зависимости от доли расходов на доставку продукции (погрузочно-разгрузочные работы, транспортные, страхование), которые включаются в цену, они делятся по различным видам франко. Термин «франко» буквально означает «свободный», а о коммерческой деятельности трактуется как «свободный от оплаты». Поэтому тот или иной вид франко, предоставленный цене, указывает, до какого пункта на пути продвижения товара к потребителю транспортные расходы несет поставщик. Эти расходы по продвижению товара, до указанного места входят в состав цены будут компенсированы поставщику покупателем после оплаты стоимости приобретенной продукции.

Франкирования цен широко используется как во внутренней, так и в международной торговле.

Для определения распределения прав и обязанностей сторон по транспортировке продукции существуют 6 видов цен «франко».

Международная система франкирования при морских перевозках грузов включает в себя следующие виды цен:

Цена «франко-завод» (ЕXW, ex works)

+ оплата поставщиком всех расходов до порта с выгрузкой груза на причале перед судном (доставка до порта назначения, в порту – перевалка, складирование, портовые сборы, дополнительные расходы (связь)

+ экспортные пошлины

= цена «франко вдоль борта судна» (FAS, free along side ship)

+ расходы по погрузке товара с причала на борт судна

= цена «франко-борт» (FOB, free on board,)

+ расходы до порта назначения (морской фрахт)

= цена «стоимость и фрахт» (CFR, cost and freight,)

+ страхование от риска гибели и порчи товаров при перевозке

= цена «стоимость, страхование и фрахт» (CIF, cost,insurance, freight)

+ оформление документов, позволяющих получить товар с судна

=цена «поставка с судна в порту назначения» (DES,delivered ex ship)

+ стоимость выгрузки

= цена «поставка с пристани» (DEQ, delivered ex quay)

+ импортная пошлина

+ оплата всех расходов по доставке товаров потребителю

= цена «поставка с оплатой пошлины » (DDP, delivered duty paid,)

Международная система франкирования при перевозках по железной дороге состоит из следующих видов цен:

Цена изготовителя «франко-завод» (ЕXW)

+ доставка от завода до станции отправления

+ экспортные пошлины

= Цена «франко-перевозчик» ( FCA, free carrier)

+ стоимость погрузки в вагон

= Цена «перевозка оплачена до…» ( CPT,carriage paid to…)

+ cтрахование

= Цена « перевозка и страхование оплачены до…» ( CIP, carriage and insurance paid to…)

+ все расходы по доставке товара до государственной границы

=Цена «поставка до границы в поименованном пункте» (DAF, delivered at frontier)

+ оплата всех расходов по доставке товаров потребителю

= цена «поставка с оплатой пошлины » (DDP, delivered duty paid,)

Формирование цен по базисным условиям, принятое в России:

Цены «франко – отправления» – цены, которые включают транспортные расходы до пункта начала основной транспортировки груза (уголь от шахты до ж.д. станции).

К ним относятся:

– франко- склад поставщика

– + расходы по поставке продукции на станцию отправления

= франко-станция отправления

+ расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления

=франко-вагон станция отправления

Цены «франко-назначения» – цены, включающие расходы до пункта назначения, вплоть до пункта потребления.

К ним относятся:

франко- вагон станция отправления

+ расходы по транспортировке груза до станции назначения

=франко-вагон станция назначения

+ расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения

= франко-станция назначения

+ расходы по доставке продукции от станции назначения до склада потребителя

= франко-склад потребителя.

Транспортный  фактор оказывает большое влияние  на формирование внешнеторговых цен. Однако типовые условия поставки продукции по-разному регламентируются законодательством разных стран. Стороны, заключающие международные контракты, не всегда осведомлены о подобных нюансах. Для того чтобы устранить этот недостаток внешнеторговой деятельности, Международная торговая палата в 1936 г. ввела в действие перечень международных правил торговли «Инттермс1936» (базисные условия поставки – БУП), в которых, в частности, оговаривались единые условия транспортировки товаров и обязанности продавца и покупателя при распределении между ними транспортных и других расходов.

В «Инкотермс 2010» выделены четыре группы видов контрактов. В основу этой классификации положены следующие принципы:

– определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара;

– увеличение обязанностей продавца.

Выделяют следующие термины базисных условий поставок и какой вид термина следует использовать для определенного вида транспорта.

EXW –  Ex works (франка-завод) – продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (на заводе, фабрике, складе).

Продавец не отвечает за: погрузку товара на транспортное средство; таможенную пошлину по этому товару для экспорта.

Покупатель  несет все расходы и риски, связанные с перевозкой товара от предприятия-продавца к месту назначения. Таким образом, этот способ установления цены предусматривает минимальные расходы и риски продавца.

FCA ~ Free carrier (франка-перевозчик). В обязанности продавца входит установление цены товара, прошедшего таможенную очистку, указанной покупателем перевозчику до названного места. Выбор места поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, то продавец за отгрузку товара ответственности не несет.

FAS ~ Free alongside ship (франке вдоль борта судна). Продавец считается выполнившим свои обязательства, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или лихтерах в указанном порту отгрузки. С этого момента все расходы и риски потерь или повреждения товара должен нести покупатель. На продавца возлагаются обязанности по таможенной очистке товара для экспорта.

Покупатель  должен: заключить договор перевозки, т. е. зафрахтовать судно; внести провозную плату; заблаговременно известить продавца о месте подачи груза; погрузить товар на судно.

FOB –  Free on board (франко-борт). Продавец считается выполнившим свои обязательства, когда товар перешел через поручни судна в назначенном порту отгрузки. На продавца возлагаются обязанности: по таможенной очистке товара для экспорта; передаче документов, включая коносамент, покупателю.

Покупатель  обязан: зафрахтовать судно; известить  продавца: о названии судна; месте  погрузки; дате поставки.

CFR –  Cost and freight (стоимость и фрахт). Продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для поставки товара в названный порт назначения, однако риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара,переходят с продавца на покупателя. На продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. При этом расходы по выгрузке товара в порту назначения несет покупатель.

CIF – Cost, insurance and freight (стоимость, страхование и фрахт)

Продавец выполнил поставку, когда товар перешел  через поручни судна в порту  отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы  и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят от продавца к покупателю. На продавца возлагается также приобретение морского страхования в пользу покупателя против риска и повреждения товара во время перевозки. Продавец должен заключить договор страхования и оплатить взносы.

СРТ – Carnage paid to (фрахт (перевозка) оплачены до).

Продавец обязан: заключить за свой счет договор перевозки товара до согласованного с покупателем пункта в месте назначения и оплатить провозную плату перевозчику; передать товар первому перевозчику; оплатить фрахт и нести все расходы по погрузке товара и любые издержки при выгрузке товара в пункте назначения; предоставить покупателю транспортный документ (коносамент, накладную или расписку перевозчика), выданный перевозчиком; выполнить и оплатить таможенные процедуры для ввоза товара; получить экспортную лицензию за свой счет.
Покупатель  обязан своевременно указать выбранный  пункт назначения и нести риски в процессе транспортировки. Риск гибели или повреждения товара переходит от продавца к покупателю при передаче товара распоряжение первого перевозчика.

DAT – Поставка в месте назначения… (название терминала) – продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в указанное место. У продавца нет обязанности перед покупателем по заключению договора страхования.
Данное условие поставки используется с 1 января 2011 вместо DEQ
DAP – Поставка на терминале (…название терминала) – продавец осуществляет поставку, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале в указанном порту или в месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале в поименованном порту или в месте назначения. «Терминалом» считается любое место, закрытое или открытое: причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиакарго-терминал.
Данное условие  поставки используется с 1 января 2011 г. вместо DAF, DES и DDU

DDP –  Delivered duty paid (поставка с уплатой пошлины). Данные условия предусматривают максимальные обязанности продавца, который должен предоставить: товар в распоряжение покупателя в указанном месте назначения в стране-импортере в срок, обусловленный в договоре, и передать покупателю документ (складское или транспортное свидетельство), чтобы покупатель мог принять товар; лицензию или разрешение на импорт и нести расходы при уплате импортных пошлин или налогов, подлежащих уплате в месте назначения на момент вывоза товара; обязан за свой счет и на свой риск заключить договор перевозки товара и нести все транспортные расходы до пункта назначения.

В свою очередь  покупатель обязан принять поставку товара, как, только продавец передаст товар в указанном месте назначения. Риск случайной гибели или порчи  товара переходит от продавца к покупателю с момента передачи товара в его  распоряжение в пункте назначения.

Самыми низкими по уровню ценами из перечисленных и наиболее выгодными предприятию-производителю, являются цены франко- склад поставщика, а самыми высокими – франко-склад покупателя и определенным образом выгодные для покупателя. Под выгодностью в данном случае понимается не отвлечение дополнительных средств на транспортировку и трата времени, которой сопровождается организация поставки товара. В любом случае расходы по доставке продукции несет покупатель, только в первом случае (франко-склад поставщика) они не включаются в цену, а во втором (франко-склад покупателя) они в полном объеме войдут в отпускную цену предприятия-поставщика. Помимо вышеуказанных причин, включение транспортных расходов в цену приводит к повышению ее уровня, косвенные налоги и неналоговые платежи пропорционально увеличивают ее размеры, что может сделать данную продукцию неконкурентоспособной.

Использования того или иного вида франко-цен обуславливается:

1. особенностями продукции, ее химическими и физическими характеристиками;

2. сложившимися торговыми традициями по поставке данного вида товара.

Так, например, на сложно-техническую продукцию и продукцию химической промышленности обычно используются франко-станция отправления, франко-склад поставщика. На виды продукции, которые используюся в промышленности, строительстве в качестве сырья, материалов, топлива применяются цены франко-станция назначения.

Наиболее часто используемым является условие франко-станция назначения. Поставщик выбирает определенную станцию в качестве базисного пункта и устанавливает одну цену для всех близко расположенных покупателей. В данную цену включаются усредненные транспортные расходы по доставке продукции, сложившиеся в предшествующий период времени (в процентах к отпускной цене).

Задача 1

На основе приведённых данных (таблица) необходимо рассчитать статьи калькуляции себестоимости и цену единицы продукции.

Исходные данные для расчёта:

№ п/п Наименование статей Условные

обозначения

Значения

показателя

1 Сырьё и материалы, руб. См 123 005
2 Вспомогательные материалы, руб. Св 6 466
3 Электроэнергия на технологические цели, руб. Сэ 426
4 Основная зарплата производственных рабочих, руб. Зр 16 192
5 Отчисления на основную зарплату, % Ротч 35,6
6 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, % к основной зарплате рабочих Рсод 40
7 Общехозяйственные расходы, % к основной зарплате рабочих Робщ 180
8 Коммерческие расходы, % к производственной себестоимости Рком 20
9 Рентабельность, % к полной себестоимости Рс 20
10 Налог на добавленную стоимость, % Рндс 18

Решение

Для начала найдем статьи расходов:

Отчисления на основную зарплату = 16192*35,6% = 5764,4 руб.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования = 16 192*40% = 6476,8 руб.

Общехозяйственные расходы = 16 192*180% = 29 145,6 руб.

Найдем производственную себестоимость:

Производственная себестоимость = См + Св + Сэ+ Зр + Ротч + Рсод + Робщ =123 005+6 466+426+16 192+5 764,4+6 476,8+29 145,6 = 187 476 руб.

Коммерческие расходы (Рком) = 187476*20% = 37495,16 руб.

Полная себестоимость = Производственная себестоимость + Рком = 187476+37495,16 = 224971 руб.

Рентабельность = Прибыль / Себестоимость

0,20 = х/224 971

Прибыль = 44994,19 руб.

Выручка = Прибыль + Себестоимость = 44 994,19 + 224971 = 269 965 руб.

НДС = 269 965*18% = 48 594 руб.

Все рассчитанные данные сведем в таблицу и найдем полную себестоимость

№ п/п Наименование статей Условные

обозначения

Значения

показателя

Статьи расходов, руб.
1 Сырьё и материалы, руб. См 123 005 123 005
2 Вспомогательные материалы, руб. Св 6 466 6 466
3 Электроэнергия на технологические цели, руб. Сэ 426 426
4 Основная зарплата производственных рабочих, руб. Зр 16 192 16 192
5 Отчисления на основную зарплату, руб. Ротч 35,6 5764,4
6 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, руб Рсод 40 6476,8
7 Общехозяйственные расходы, руб Робщ 180 29145,6
8 Производственная себестоимость, руб. (1-7) 187 476
9 Коммерческие расходы, руб ком 20 34 495,16
10 Полная себестоимость, руб. (п.8+п.9) 224 971
11 Прибыль, руб. 44 994,19
12 Выручка, руб. 269 965
13 Налог на добавленную стоимость, руб. ндс 48 594

Задача 2

Розничная цена единицы товара равна 10 тыс. руб.; себестоимость – 5 тыс. руб., в том числе стоимость закупаемых сырья и материалов – 3 тыс. руб.; торговая надбавка составляет 20%, ставка акциза – 30%, ставка НДС – 18%.

Определите сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет производителем от реализации единицы товара, и его долю в розничной цене.

Решение

Так как известна розничная цена, найдем торговую надбавку: 10 000 – 10 000 /1,2 = 1 666,7 руб.;

Найдем НДС в торговой надбавке: 1666,7 * 0,1525 = 254,2 руб.;

Найдем отпускную цену с НДС: 10000 – 1666,7 = 8333,3 руб.;

Найдем НДС в отпускной цене: 8333,3 – 8333,3 / 1,18 = 1271,2 руб.;

Найдем отпускную цену без НДС: 8333,3 – 1271,2 = 7062,1 руб.;

Найдем акциз в отпускной цене без НДС: 7062,1 – 7062,1 / 1,3 = 1629,7 руб.;

Найдем оптовую цену: 7062,1 – 1629,7 = 5432,4 руб.;

Найдем прибыль: 5432,4 – 5000 = 432,4 руб.

Найдем сумму НДС к уплате в бюджет: 254,2 + 1271,2 = 1525,4 руб.

Заключение

Система франкирования – комплексное использование разных вариантов включения транспортных расходов в цену товара.

Система франкирования лежит в основе группировки цен с учетом базисных условий. Франкирования цен широко используется как во внутренней, так и в международной торговле.

Для определения распределения прав и обязанностей сторон по транспортировке продукции существуют 6 видов цен «франко».

Виды цен «франко» условно подразделяются на две группы:

1 группа: цены, тяготеющие к местам производства или отправки продукции:

– франко – склад поставщика;

– франко – станция отправления;

– франко – транспортное средство станция отправления.

2 группа: цены, тяготеющие к местам потребления или доставки продукции:

– франко – транспортное средство станция назначения;

– франко – станция назначения;

– франко – склад покупателя.

Использования того или иного вида франко-цен обуславливается:

1. особенностями продукции, ее химическими и физическими характеристиками;

2. сложившимися торговыми традициями по поставке данного вида товара.

Список литературы

  1. Беседина В.Н., Волкова Е.Е., Ценообразование – М.: Экономистъ, 2012. – 141 с.
  2. Горина Г. А. Ценообразование; Юнити-Дана – Москва, 2015. – 128c.
  3. Грищенко И. И., Кожухова Г. Н., Кузьменко В. Л., Тишковская Т. М. Маркетинг и ценообразование. Практикум; Издательство Гревцова – Москва, 2013. – 176 c.
  4. Гумба Х. М., Ермолаев Е. Е., Уварова С. С. Ценообразование и сметное дело в строительстве; Юрайт – Москва, 2011. – 432 c.
  5. Диденко Н.И., Основы внешне экономической деятельности в России – СПб.: Питер, 2014. – 560 с.
  6. Емельянова Т. В., Бабушкина Е. П., Приходько В. В., Скорик Н. Я., Тишковская Т. М. Ценообразование в организации. Практикум; Вышэйшая школа – Москва, 2011. – 336 c.
  7. Куликов А. Л. Цены и ценообразование. – М.: Норма, 2014. – 345с.
  8. Рыбалкин В.Е., Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 605 с.
  9. Салимжанова И.К. Цены и ценообразование: Учебник для вузов.- М.: ЗАО «Финстатинформ», 2012. – 304 с.
  10. Слепов В.А. Ценообразование: Учебное пособие – 2-е изд.,испр. – М.: ИДФБК – ПРЕСС, 2015. – 152 с.
  11. Смитиенко Б.М., Международные экономические отношения – М.: ИНФРА-М, 2015. – 512 с.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.