Содержимое

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Преувеличенное внимание к проблемам групповой деятельности стало заметной чертой российской психологии на рубеже ХХ-ХХI веков. Субъектно-деятельностная концепция С.Л.Рубинштейна, развитая в дальнейшем К.А. Абульхановой, А.Л.Журавлевым, А.В. Петровским и другими, дополненная положениями представителей иных школ и направлений отечественной психологии, занимает сегодня ведущее место в ее методологическом фундаменте.

Однако необходимо констатировать, что по степени и глубине проработки проблематика коллектива значительно уступает исследованиям субъекта в его традиционном понимании, т.е. как отдельного человека. В последние десятилетие отмечается резкое снижение психологов к исследованию данной темы. Так, в последние время не было опубликовано не одной статьи, в которой бы рассматривались вопросы групповой сплоченности в трудовых коллективах.

Процесс развития коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого – целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности. В социальной психологии процесс развития малой группы изучается через нравственную направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к какой-либо деятельности в едином трудовом коллективе.

Степень разработанности темы: Обобщение целого ряда отечественных и зарубежных исследований показывает, что феномен сплоченности проявляется во многих видах профессиональной деятельности, при этом в качестве индикаторов сплоченности выделяют: мотивационные и побудительные основы, ценностно-ориентационное единство, эмоциональная привязанность и взаимная привлекательность членов группы, статусно-ролевые позиции. (Г.М. Андреева, И.П. Волков, А.Л. Журавлев, А.В. Петровский, Н.П. Фетискини др.)

Актуальность и теоретическая значимость проблемы групповой сплоченности и успешного взаимодействия в трудовом коллективе позволяет нам определить методологический аппарат исследования.

Цель исследования: изучение взаимосвязи индекса групповой сплоченности коллектива со стилем межличностного взаимодействия, психологическим климатом в группе и социометрическими статусами сотрудников коллектива как слагаемыми успешного взаимодействия в трудовом коллективе.

Объект исследования: групповая сплоченность трудового коллектива.

Предмет исследования: групповая сплоченность как фактор успешного взаимодействия в трудовом коллективе ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского» и его филиала.

Гипотеза исследования: предполагаем, что групповая сплоченность трудового коллектива связана со стилем межличностного взаимодействия, психологическим климатом в группе и социометрическими статусами сотрудников коллектива. В частности, высокая групповая сплоченность коррелирует с коллегиальным и деловым стилями межличностного взаимодействия, с благоприятным психологическим климатом в группе и благоприятными социометрическими статусами членов коллектива.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме исследования.
  2. В соответствии с выдвинутой гипотезой разработать программу эмпирического исследования.
  3. Установить индекс групповой сплоченности исследуемого коллектива.
  4. Определить стиль межличностного взаимодействия сотрудников коллектива.
  5. Установить степень благоприятности психологического климата в реальном трудовом коллективе.
  6. Выявить социометрические статусы испытуемых сотрудников.
  7. Установить наличие и характер взаимосвязи групповой сплоченности как степени приверженности к группе ее членов коллектива со стилем межличностного взаимодействия, с психологическим климатом коллектива и социометрическими статусами его членов как слагаемых успешного взаимодействия в трудовом коллективе.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие психодиагностические методики:

  1. Методика определение индекса групповой сплоченности К.Э.Сишора;

2.Методика определения опосредованной групповой сплоченности (В.С.Ивашкин, В.В. Онуфриева);

3.Методика определения стиля межличностного взаимодействия (С.В.Максимов, Ю.А.Лобейко);

  1. Определение психологического климата в группе (Л.Н.Лутошкин);
  2. Социометрическая методика (разработана Дж.Морено).

В исследовании принимали участие сотрудники педагогического состава коллектива ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского»и его филиала в количестве 40 человек.

База исследования – ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского» и филиал ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского».

Практическая значимость исследования. Полученные нами результаты исследования могут иметь практическое значение в работе руководителей среднего и высшего звена, администрации и руководителей организаций всех уровней, а также в психологическом консультировании по вопросам управления коллективом.

Структура работы: работа содержит введение и заключение, две главы, выводы по работе, состоит из 7 параграфов, списка использованных источников и 11 приложений.

I. Теоретические основы исследования групповой сплоченности как фактора успешного взаимодействия в трудовом коллективе

1.1. Методологические проблемы исследования групповой сплоченности

1.2. Роль групповой сплоченности в деятельности и обучении

1.3. Влияние групповой сплоченности на успешность взаимодействия коллектива

Начало систематического изучения групповой сплоченности имеет отношение к имени Л. Фестингера, когда он провел первое специальное исследование в этом направлении. Феномен групповой сплоченности был исследован на основе частоты и прочности коммуникативных связей в группе [3, 43].

Буквально сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней». «Сила» истолковывалась как привлекательность группы для индивида [43]. Это заявление обретет доказательство в трудах Д. Картрайта, где групповая сплоченность характеризуется совпадением формальных и неформальных структур коммуникации в различных видах учебной и профессиональной деятельности[37, с.76].

Проблема групповой сплоченности имеет значительную научную традицию в рамках социометрических тенденций, которые основаны на понимании группы как системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

Метод социометрии применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых группах, функционирующих не менее шести месяцев [9, 45]. Термин «социометрия» ввел американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено, которым в 30-е годы XX века была разработана специальная социометрическая теория, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе имеет важное значение для изменения отношения в целом социальной системы [45].

Морено считал, что психическое здоровье индивида и его психологический комфорт зависит от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Он считал необходимым определить положение личности в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы [9].

Создатели метода социометрического предложили специальный «индекс групповой сплоченности», который рассчитывался как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. «Индекс групповой сплоченности» есть строго формальная характеристика малой группы [45].

В зарубежной социальной психологии была разработана программа исследования сплоченности в рамках концепции «согласия» Т. Ньюкома. Он предложил новую идею сходных ориентаций членов группы и их «согласие» в отношении некоторых критических значений [36, 50].

К. Левин назвал сплоченность как универсальное поле сил, вырабатывающее у участников чувство принадлежности к группе и желание остаться. В сплоченной группе формируются типичные отношения, задающиеся ролями членов группы, их идейными компонентами, сформированными по поведенческим стратегиям. Это в сочетании придает особую атмосферу отношениям, которая является более гармоничной, чем больше согласия можно найти в ценностях членов группы [43].

В зарубежной психологии накоплен значительный опыт в проведении опытно-экспериментальной работы по определению групповой сплоченности и идентификации группового единства [7]. Наиболее известными являются исследования Б.М. Пивовар, В. Гарднер, в которых особое значение придается характеру групповых целей. Оперативные цели группы – это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели – соответствуют индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от конструкции и целей членов группы [43].

Логичный и последовательный подход к исследованию сплоченности как к самому главному интегратору группы проявляется в совместной деятельность ее членов. Процесс формирования группы и ее дальнейшего развития происходит как процесс все большего сплочения этой группы, но не на основе повышения только ее эмоциональной привлекательности, а на основе возрастающего включения индивидов в процесс совместной деятельности [37,43].

Понятия совместимости и сплоченности представляют различные аспекты характеристики группы. Совместимость членов группы означает, что группа имеет потенциал для обеспечения реализации группой его функций, члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность группы означает, что эта группа не просто вероятно существует, но и сочетается оптимальным образом, в ней достигается особая степень развития отношений, при которой все члены группы в наибольшей степени разделяют цели и ценности групповой деятельности. Это отличие сплоченности и совместимости приводит нас к пониманию феномена сплоченности в рамках принципа деятельности[43].

В отечественной психологии новейшие принципы исследования сплоченности разработаны А. В. Петровским [27]. В своих работах он указывает, что изучение сплоченности группы с помощью социометрии является одним из способов, благодаря которому можно увидеть скрытые от непосредственного наблюдателя взаимосвязи в системе межличностных отношений в группе [27]. На основе традиционного подхода к изучению феномена сплоченности А. В. Петровского была создана единая концепция, названная автором «стратометрической концепцией групповой активности».

Основная ее идея заключается в том, что всю структуру малой группы можно изобразить из трех «страт»: внешний уровень групповой структуры, где представлены непосредственные эмоциональные межличностные отношения, т. е. то, что традиционно измерялось социометрией; второй слой представляет собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство», которое характеризуется посредничеством отношений по совместной деятельности, отражением совпадения для членов группы ценностных ориентаций, связанных с процессом совместной деятельности.

Третий слой отношений группы является самым глубинным, и для того, чтобы его достичь индивиду необходимо как можно больше включаться в деятельность группы, сотрудничая с ней. И именно на этом уровне каждый член группы начинает стремиться к достижению цели деятельности группы, так как начинают ее понимать. То есть мотив выбора на этом уровне соответствует принятию общих ценностей. Этот третий слой отношений назвали «ядром» групповой структуры[22, 37, 43].

Рассмотренные нами три слоя групповых структур могут характеризоваться как три уровня развития групповой сплоченности. Первый уровень сплоченности характеризуется наличием эмоциональных контактов. Второй уровень уже характеризуется небольшим сплочением группы, что проявляется в том, что начинают совпадать ценности в процессе совместной деятельности. Ну а третий уровень характеризуется еще большей сплоченностью группы, что проявляется в том, что группа и каждый ее член разделяют общую поставленную перед группой цель. [37, 43].

>

Доступа нет, контент закрыт

II. Эмпирическое исследование групповой сплоченности как фактора успешного взаимодействия в трудовом коллективе

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1. Организация, цель, гипотеза, задачи эмпирического исследования

2.2. Методики эмпирического исследования

2.3. Результаты эмпирического исследования

2.4. Анализ результатов эмпирического исследования

 

В исследовании принимали участие сотрудники педагогического состава коллектива ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского» и его филиала в количестве 40 человек. Средний возраст испытуемых 30-40 лет, в том числе 8 женщин и 12 мужчин колледжа, а также 15 женщин и 5 мужчин его филиала.

База исследования – ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского» и филиал ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского».

Цель исследования: изучение взаимосвязи индекса групповой сплоченности коллектива со стилем межличностного взаимодействия, психологическим климатом в группе и социометрическими статусами сотрудников коллектива как слагаемыми успешного взаимодействия в трудовом коллективе.

Объект исследования: групповая сплоченность трудового коллектива.

Предмет исследования: групповая сплоченность как фактор успешного взаимодействия в трудовом коллективе ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского» и его филиала.

Гипотеза исследования: предполагаем, что групповая сплоченность трудового коллектива связана со стилем межличностного взаимодействия, психологическим климатом в группе и социометрическими статусами сотрудников коллектива. В частности, высокая групповая сплоченность коррелирует с коллегиальным и деловым стилями межличностного взаимодействия, с благоприятным психологическим климатом в группе и благоприятными социометрическими статусами членов коллектива.

Задачи исследования:

  1. В соответствии с выдвинутой гипотезой разработать программу эмпирического исследования.
  2. Установить индекс групповой сплоченности исследуемого коллектива.

3.Определить стиль межличностного взаимодействия сотрудников коллектива.

4.Установить степень благоприятности психологического климата в реальном трудовом коллективе.

5.Выявить социометрические статусы испытуемых сотрудников.

  1. Установить наличие и характер взаимосвязи групповой сплоченности как степени приверженности к группе ее членов коллектива со стилем межличностного взаимодействия, с психологическим климатом коллектива и социометрическими статусами его членов как слагаемых успешного взаимодействия в трудовом коллективе.

Контроль статистической значимости полученных результатов исследования реализовался при помощи компьютерной программы STATISTICA 6.0. Для вскрытия взаимосвязи нами использовался непараметрический коэффициент ранговой корреляции Спирмена (ρ). Он был предпочтен нами в силу чувствительности к наличию различий в небольших выборках (минимальное n=5), а также из-за отсутствия необходимости проводить добавочную проверку на нормальность распределения данных.

 

2.2. Методики эмпирического исследования

  1. Методика определение индекса групповой сплоченности К.Э.Сишора [45]

Групповая сплоченность – очень существенный параметр, представляющий уровень сплоченность группы в целом и напрямую влияющая на успешность групповой деятельности организации. Он может быть установлен с помощью расчета соответствующих социометрических индексов, или же с помощью данной методики, которая содержит 5 вопросов с несколькими вариантами ответов для каждого. Ответы расшифрованы в соответствии с оценками, приведенными в скобках значениями (максимальная сумма – 19 баллов, наименьший – 5).

На основании полученных результатов выделяют следующие уровни групповой сплоченности: 15,1 баллов и выше – высокая; 11,6 – 15 балла – выше средней; 7- 11,5 – средняя; 4 – 6,9 – ниже средней; 4 и ниже – низкая (Приложение 1).

  1. Методика определения опосредованной групповой сплоченности (В.С.Ивашкин, В.В. Онуфриева)[45]

Эта методика предназначена для изучения групповой сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности. В качестве стимульного материала взяты деловые, моральные и эмоциональные качества (3х7), отражающие ценностные ориентации групп. Методика может быть применена для исследования производственных коллективов. Испытуемым предлагается выбрать из списка 5 качеств, которые онисчитают наиболее важными для человека как члена коллектива.

Подсчитать общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5. Вычислить процент выборов, приходящихся на эмоциональные, профессиональные и моральные качества (Д, М, Э) (Приложение 2).

  1. Методика определения стиля межличностного взаимодействия (С.В.Максимов, Ю.А.Лобейко)[45]

Данная методика предназначена не столько для определения общеизвестных стилей взаимодействия и руководства, сколько для определения уровня активности-пассивности в межличностном взаимодействии.

В каждой группе максимально можно набрать 25 баллов.

  • 20 и более балловсвидетельствуют о том, что опрашиваемый является приверженцем стиля 1 (директивный), 2 (коллегиальный), 3 (невмешательство) или 4 (деловой).
  • Если в какой-то группе набрано 12-14 баллов, значит, опрашиваемый склонен иногда проявлять данный стиль взаимодействия.
  • Общий показатель (по всему опроснику) в 70-80 балловуказывает на устремленность к взаимодействию с людьми.
  • Показатель в 30 – 40 балловхарактеризует пассивность личности в групповой деятельности(Приложение 3)
  1. Определение психологического климата в группе (Л.Н.Лутошкин) [45]

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к важным событиям жизни. Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные моменты. В зависимости от полученной средней оценки можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить социально-психологический климат.

1 тип – 5,5 – 7 баллов – благоприятный, устойчивый тип. Группа показывает баланс деловых и эмоциональных взаимоотношений, есть ядро коллектива, нет явных или скрытых группировок, негативно относящихся друг к другу, многие в группе удовлетворены своей профессией.

2 тип – на 4,6 – 5,4 балла – неустойчивый тип. Выявлена нестабильность социально – психологический климата, вызванная противоречиями между деловой и эмоциональной связями между поведением активных сотрудников и тех, кто не разделяет общественного мнения.

Тип 3 – 3,8 – 4,5 очки – проблемный тип. Существуют противоречия, как в бизнесе, так и в межличностных отношениях, что может повлиять на сплоченность коллективных явных и неявных групп.

4 Тип – 1 – 3, 7 баллов–отрицательный тип. Крайне неблагоприятная ситуация в коллективе, межличностные отношения, конфликты и нарушения среди сотрудников, снижение эффективности (Приложение 4)

 

  1. Социометрическая методика (разработана Дж.Морено)[45]

Социометрический метод измерений или социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии – известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

В результате социометрического опроса строится карта (протокол наблюдения). Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует количеству критериев. Матрица выбора служит основой для социометрического анализа.

На основе данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы: «звезды» – 5 и более выборов, «предпочитаемые» – 3-4 выбора; «принятые» 1-2; «отвергаемые» – 0 отрицательных выборов или выборов вообще(Приложение 5).

 

2.3. Результаты эмпирического исследования

Результаты исследования индекса групповой сплоченности исследуемого коллектива приведены в Приложении 6 и отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования индекса групповой сплоченности К.Э.Сишора (в %)

Доступа нет, контент закрыт

Выводы

В результате проведения эмпирического исследования групповой сплоченности как фактора успешного взаимодействия коллектива организации были сделаны следующие выводы:

  1. Исследуемый нами трудовой коллектив отличается единством мнений, убеждений, традиций, позитивным характером межличностных отношений, настроений и др., а также единством и сплоченностью практической деятельности.
  2. В исследуемом нами трудовом коллективе преобладают коллегиальный и деловой стили межличностного взаимодействия и устремленность сотрудников этого коллектива на взаимодействие с людьми.

 

 

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сплоченность группы имеет особое значение, так как она является одной из основных характеристик группы.

Сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге. Следует отметить, что чем выше единство мнений членов коллектива по, тем или иным вопросам, от которых на практике зависит проявление сверхнормативной активности, тем большей активности следует ожидать от членов данного коллектива.

Необходимо, чтобы каждый в группе научился понимать, оценивать ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции коллег. В сплоченном коллективе каждому его члену на первый план приходится ставить не личные, а общественные цели.

Следует отметить, традиционно принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Кроме того, зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов определяется тем, насколько принятые нормы поведения в группе нацелены на достижение высоких результатов ее работы.

Таким образом, руководители организацией, учреждений и т.д. должны позаботиться не только о сплоченности групп, но и о выработке таких норм поведения, которые в максимальной степени способствовали бы обеспечению их эффективной работы.

Теоретический обзор научной литературы по проблеме исследования показал, что феномен сплоченности с позиций групповой динамики связан с сохранением группового членства, уменьшением числа уходов из группы;
усилением влияния, оказываемого группой на отдельных индивидов; возрастанием участия каждого в жизни группы; ростом индивидуальной адаптации к группе и переживанием чувства личной безопасности.

Для достижения эффективных результатов совместной деятельности необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом. Если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов работы, то успешное взаимодействие группы обеспечивает и успешность деятельности организации.

Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом успешность групповой деятельности. Деятельность малой группы может быть исследована на различных уровнях. Производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель успешности. Другой показатель – это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Проблема удовлетворенности имеет другую сторону – как проблема групповой сплоченности коллектива, т.е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности.

В связи с этим целью нашего исследования было изучение групповой сплоченности как фактора успешного взаимодействия в трудовом коллективе.

В исследовании принимали участие сотрудники педагогического состава коллектива ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского» в количестве 40 человек. База исследования – ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского» и филиал ГБПОУ «Брянский строительный колледж им. Н.Е. Жуковского».

В ходе исследования нами было установлено, что в исследуемом нами трудовом педагогическом коллективе выявлена высокая групповая сплоченность, как через индекс групповой сплоченности, так и через значимость деловых, моральных и эмоциональных качеств сотрудников коллектива, отражающих ценностные ориентации этой группы.

При этом сотрудникам исследуемого коллектива присущи коллегиальный и деловой стили межличностного взаимодействия и устремленность к взаимодействию с людьми.

Большинство сотрудников исследуемого трудового коллектива оценивают степень благоприятности психологического климата как высокую. В коллективе проявляется баланс делового и эмоционального отношения, сформировано активное, деловое ядро коллектива, отсутствуют явные или скрытые группировки, негативное отношение друг к другу, многие в группе удовлетворены своей профессией.

Также в исследуемом трудовом коллективе выявлены различные группы с разным социометрическим статусом в межличностных отношениях их членов. В исследуемой выборке половина сотрудников имеют социометрический статус «звезды» и «предпочитаемые», тогда как социометрический статус «принятые» выявлен нами у большинства же сотрудников из оставшегося числа испытуемых, а социометрический статус «отвергаемые» – только у десятой части сотрудников коллектива от общего числа испытуемых.

Проверка на статистическую значимость результатов исследования взаимосвязи групповой сплоченности и слагаемых успешного взаимодействия в трудовом коллективе показала наличие статистически значимой взаимосвязи между групповой сплоченностью коллектива и стилем межличностного взаимодействия (при р> 0,05), а также наличие статистически значимых взаимосвязей между групповой сплоченностью коллектива и психологическим климатом и социометрическим статусом членов коллектива (при р > 0,05).

Результаты нашего исследования позволили сформулировать следующие психологические рекомендации по повышению сплоченности коллективов и успешного взаимодействия:

1) Психологическое состояние каждого сотрудника связано со степенью дружественности сотрудников трудовых коллективов. Степень успешности работы членов коллективов и формирование их личности как профессионалов носит зависимый характер от степени сплоченности. В сплочении коллектива ведущая роль принадлежит руководителю.

2) Формирование трудовых коллективов – это ежедневная, кропотливая и ответственная работа, в которой авторитет руководителей чрезвычайно значителен.

3) С целью выявления явных, скрытых и негативных лидеров конкретных трудовых коллективов необходимо проводить тестирование в коллективах.

4) В планах работ ввести большее число мероприятий, направленных на сплочение коллективов.

5) В трудовых коллективах необходимо поддерживать комфортный и благоприятный психологический климат, разрешать вспыхивающие конфликты оптимальными методами.

6) Следует избегать проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным сотрудникам коллективов со стороны руководителей.

7) Работа по сплочению коллективов должна быть ежедневной и планомерной, не должна носить эпизодический характер.

8) Особое внимание следует уделить «отвергнутым» сотрудникам коллективов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

  1. Аистов, А.В., Ларин А.В., Леонова Л.А.Неформальная занятость и удовлетворенность жизнью: эмпирический анализ с учетом эндогенности / А.В. Аистов, А.В. Ларин, Л.А. Леонова// Прикладная эконометрика / Applied Econometrics.– М.: Синергия.— 2012. — №2.— С. 17-36.
  2. Анцупов, А.Я. Социально-психологическая оценка персонала [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Анцупов А.Я., Ковалев В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 391 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15464.html.— ЭБС «IPRbooks»
  3. Афанасьева, Е.А. Психология общения. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19277.html.— ЭБС «IPRbooks»
  4. Афанасьева, Е.А. Психология общения. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19278.html.— ЭБС «IPRbooks»
  5. Бардасова, Э.В. Теория организации и организационное поведение [Электронный ресурс]: учебное пособие для слушателей магистратуры/ Бардасова Э.В., Сергеева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2013.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63478.html.— ЭБС «IPRbooks»
  6. Барлас, Т.В. Психологический практикум для начинающих [Электронный ресурс]/ Барлас Т.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2014.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51944.html.— ЭБС «IPRbooks»
  7. Васильева, И.В. Организационно-психологическая диагностика. Учебное пособие / И.В.Васильева. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 137 с.
  8. Вахрушев, В.Д. Методы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вахрушев В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2014.— 199 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46820.html.— ЭБС «IPRbooks»
  9. Взаимоотношения исследовательской и практической психологии [Электронный ресурс]/ О.А. Артемьева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2015.— 576 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51911.html.— ЭБС «IPRbooks»
  10. Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Головачев А.С.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20082.html.— ЭБС «IPRbooks»
  11. Гурьянова, Т.Н. Социально-психологическая компетенция и этика психосоциального работника [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Гурьянова Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016.— 180 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62007.html.— ЭБС «IPRbooks»
  12. Гусева, Т.И. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гусева Т.И., Катарьян Т.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6330.html.— ЭБС «IPRbooks»
  13. Дацко, В.Н. Теория организации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дацко В.Н.— Электрон. текстовые данные.— Химки: Российская международная академия туризма, 2013.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30158.html.— ЭБС «IPRbooks»
  14. Джонсон Роберт Удовлетворенность. Путь к истинному счастью / Р.Джонсон, Джерри М. Рул. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. – 144 с.
  15. Дзанагова, Т.Я. Организации труда персонала [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дзанагова Т.Я.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015.— 149 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63242.html.— ЭБС «IPRbooks»
  16. Журавлев, А.Л. Социально-психологическое пространство личности [Электронный ресурс]/ Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2012.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15647.html.— ЭБС «IPRbooks»
  17. Журавлева, Н.А. Психология социальных изменений [Электронный ресурс]: ценностный подход/ Журавлева Н.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2013.— 528 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32148.html.— ЭБС «IPRbooks»
  18. Захарова, Л.Н. Основы психологического консультирования организаций [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Л.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2013.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9104.html.— ЭБС «IPRbooks»
  19. Ли Болмэн Рефрейминг организации [Электронный ресурс]: компания как фабрика, семья, джунгли и храм/ Ли Болмэн, ТерренсДил— Электрон. текстовые данные.— М.: Альпина Паблишер, 2016.— 625 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41350.html.— ЭБС «IPRbooks»
  20. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Линде Н.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2013.— 272 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8876.html.— ЭБС «IPRbooks»
  21. Лукиянчук, И.Н. Человек и его потребности. Сервисология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.Н.Лукиянчук. – М.: Академия, 2012.
  22. Милорадова, Н.Г. Поведение людей в организации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Милорадова Н.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 168 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20023.html.— ЭБС «IPRbooks»
  23. Морев, М.В.Удовлетворенность жизнью и уровень счастья: взгляд социолога / М.В.Морев. – М.: ИСЭРТ РАН,2016. – 170 с.
  24. Мумладзе, Р.Г. Социально-трудовые отношения [Электронный ресурс]: сущность и реализация в процессе управленческой деятельности. Монография/ Мумладзе Р.Г., Афонин И.Д., Смирнов В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Русайнс, 2016.— 131 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61662.html.— ЭБС «IPRbooks»
  25. Оценка организации (предприятия, бизнеса) [Электронный ресурс]: учебник/ А.Н. Асаул [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Институт проблем экономического возрождения, 2014.— 480 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18461.html.— ЭБС «IPRbooks»
  26. Паничкина, Г.Г. Адаптация в коллективе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Паничкина Г.Г., Мазилкина Е.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/770.html.— ЭБС «IPRbooks»
  27. Петровский, А.В. Естественнонаучные основы психологии [Электронный ресурс]/ Петровский А.В., Узунова Н.С., Узунов В.В.— Электрон. текстовые данные.— Симферополь: Университет экономики и управления, 2016.— 40 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54704.html.— ЭБС «IPRbooks»
  28. Попов, А.А. Общий менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Попов А.А., Попов Д.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2016.— 567 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42931.html.— ЭБС «IPRbooks»
  29. Психодиагностика и психологический практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Смирнов М.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014.— 218 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32796.html.— ЭБС «IPRbooks»
  30. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: хрестоматия/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2012.— 800 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14646.html.— ЭБС «IPRbooks»
  31. Психология управления в организации [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ О.С Карымова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 286 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54148.html.— ЭБС «IPRbooks»
  32. Развитие потенциала сотрудников [Электронный ресурс]: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации/ С. Иванова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Альпина Паблишер, 2014.— 288 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22839.html.— ЭБС «IPRbooks»
  33. Розберг Гэри, Розберг Барбара Что нужно ей? Что нужно ему? / Г.Розберг. – М.: Триада, 2015. – 288 с.
  34. Романов, К.М. Психологическая культура личности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Романов К.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2015.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51941.html.— ЭБС «IPRbooks»
  35. Романова, Е.В. Психология управления. На пути к руководящей должности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Романова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015.— 136 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30786.html.— ЭБС «IPRbooks»
  36. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ А.Н. Сухов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 615 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8573.html.— ЭБС «IPRbooks»
  37. Социальное взаимодействие в учебной и профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.Д. Ишков [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017.— 129 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60774.html.— ЭБС «IPRbooks»
  38. Старовойтенко, Е.Б. Персонология. Жизнь личности в культуре [Электронный ресурс]: монография/ Старовойтенко Е.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36469.html.— ЭБС «IPRbooks»
  39. Столяренко. А.М. Психология менеджмента (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организаций», «Управление персоналом» и «Психология»/ Столяренко А.М., Амаглобели Н.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 455 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52638.html.— ЭБС «IPRbooks»
  40. Субботина, Л.Ю.Психологическая защита и стресс / Л.Ю.Субботина. – М.:Институт Прикладной Психологии “Гуманитарный Центр”, 2013. – 300 с.
  41. Тараненко, О.Н. Теория организации [Электронный ресурс]: практикум/ Тараненко О.Н., Боровикова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015.— 157 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62874.html.— ЭБС «IPRbooks»
  42. Тимофейчева, В.А. Особенности формирования психологического климата в педагогическом коллективе колледжа [Электронный ресурс]: монография/ Тимофейчева В.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 115 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17769.html.— ЭБС «IPRbooks»
  43. Тужикова, Е.С. Социально-психологические особенности групп [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Тужикова Е.С.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51701.html.— ЭБС «IPRbooks»
  44. Управление персоналом на предприятии. Социально-психологические проблемы [Электронный ресурс]: тренинг персонала. Учебное пособие/ М.К. Беляев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, 2014.— 212 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26239.html.— ЭБС «IPRbooks»
  45. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 390 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18340.html.— ЭБС «IPRbooks»
  46. Фролов, Ю.В. Теория организации и организационное поведение. Часть I. Методология организации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фролов Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2012.— 124 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26631.html.— ЭБС «IPRbooks»
  47. Харитонова, Е.В. Психология социально-профессиональной востребованности личности [Электронный ресурс]/ Харитонова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2014.— 416 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32147.html.— ЭБС «IPRbooks»
  48. Харламенкова, Н.Е. Психологическая сепарация [Электронный ресурс]: подходы, проблемы, механизмы/ Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2015.— 368 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51943.html.— ЭБС «IPRbooks»
  49. Хохлова, В.В. Педагогическое взаимодействие в информационном обществе [Электронный ресурс]: монография/ Хохлова В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 238 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21550.html.— ЭБС «IPRbooks»
  50. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход [Электронный ресурс]: учебник/ Хьюстон М., Штрёбе В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 622 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16459.html.— ЭБС «IPRbooks»
  51. Шмакова, А.В. Общий психологический практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шмакова А.В.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 76 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51464.html.— ЭБС «IPRbooks»
  52. Эд Кэтмелл Корпорация гениев Как управлять командой творческих людей[Электронный ресурс] / Эд Кэтмелл, Эми Уоллес— Электрон. текстовые данные.— М.: Альпина Паблишер, 2016.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43558.html.— ЭБС «IPRbooks»

 

 

 



Соблюдайте авторские права

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Не сдавайте скачанную работу

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.