Содержимое

Введение

Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и научно-технический прогресс, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.

В современной России серьезной проблемой является установление эффективных методов экономического регулирования. Между тем с самого начала экономических реформ стали применяться такие методы государственного регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики. Мы знаем, что спрос и предложение определяют цену товара и количество проданного товара, как воздействуют на спрос и предложение и, следовательно, изменяют равновесную цену и равновесный объем различные события. Еще одна сторона регулирования цен – регулирование цен на продукцию монополиста. На конкурентом рынке государственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам.

Взаимодействие между частномонополистическим и государственным регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных сдвигов, необходимых для дальнейшего экономического развития.

Внешнеторговая деятельность представляет собой особую разновидность предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Косвенное государственное регулирование внутренних и внешнеторговых цен

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методы формирования цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых странах разрабатывается государственными органами при помощи общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение.

Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют за ними и контроль [2, c. 109].

Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий, воздействовать на цену таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Прежде всего, следует отметить, что либерализация цен повышает роль государств в осуществлении политики ценообразования. Она заключается в воздействии на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической помощи, разработке правовых норм и законов о ценообразовании.

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить [1, c. 114]:

– инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита,

– резкого подорожания сырья и топлива,

– монополизма производителей.

Так же государственное регулирование должно способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентированной на внедрение достижений научно технического прогресса. Важной задачей при этом является получение определенных социальных результатов. Например, поддержание прожиточного минимума в оптимальном количестве товаров первой необходимости.

Меры воздействия государства на производителей могут быть как прямыми (установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение) [7, c. 127].

На способы и методы государственного регулирования – цен оказывают влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении труда.

Теперь рассмотрим, с помощью, каких методов осуществляется государственное регулирование цен в отдельных странах.

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и на косвенные методы.

При помощи прямых методов государство воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. При помощи косвенных методов государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень.

Косвенное регулирование цен – это вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, которые способствуют товарному расширению на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Косвенное регулирование – это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

К методам косвенного государственного регулирования цен относят:

  1. Проведение государственных закупок;
  2. Установление налогов и налоговых ставок;
  3. Регулирование денежного обращения и кредита;
  4. Регулирование государственных расходов;
  5. Политику государственных инвестиций;
  6. Установление норм амортизации;
  7. Регулирование валютного курса.

Данными мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования воздействуют на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.

Технически косвенное государственное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, введения в действие соответствующего налогового законодательства, за счет субсидирования и дотаций из бюджета, а также через заключение органами власти с юридическими и физическими лицами соответствующих договоров [5, c. 93].

Прямые методы контроля над ценами, как правило, сочетаются с косвенными методами. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными методами государственного регулирования.

В случае отхода государства от участия в формировании цен разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.

Однако, при чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

Таким образом, косвенное регулирование – регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них.

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов [3, c. 112]:

  • мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
  • регулированием доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
  • использованием совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
  • регулированием налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Косвенное регулирование со стороны государства проводится с применением конкретных рыночных рычагов: учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов (минимальный уровень оплаты труда), валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами [6, c. 137]:

  • создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;
  • разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственного бюджета;
  • государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий;
  • выполнение государственными органами роли производителей и потребителей отдельных видов товаров и услуг. Например, производство и продажа, а значит и цены военной техники полностью находятся под контролем государства.

Задача 1

Исходя из приведенных данных, рассчитайте и внесите в таблицу следующее:

  1. Маржинальную прибыль.
  2. Эффект производственного рычага.

Данные расчеты осуществляются по двум предприятиям (А и Б) для базисного периода, для условий роста и снижения выручки от реализации.

Сопоставьте результаты по предприятиям А и Б и сделайте выводы.

Показатель Предприятие А Предприятие Б
Выручка от продаж, в % к базисному периоду 100 110 95 100 110 95
Выручка от продаж, тыс. руб. 2000 2000
Постоянные расходы, тыс. руб. 350 700
Переменные расходы, тыс. руб. 800 800
Маржинальная прибыль, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб.
Эффект производственного рычага
Темп роста (снижения) прибыли

Решение

Для начала заполним таблицу

№ п/п Показатель Предприятие А Предприятие Б
1 Выручка от продаж, в % к базисному периоду 100 110 95 100 110 95
2 Выручка от продаж, тыс. руб. 2000 =2000*110%/100% =2200 =2000*95%/ 100=1900 2000 2200 1900
3 Постоянные расходы, тыс. руб. 350 350 350 700 700 700
4 Переменные расходы, тыс. руб. 800 =800*110%/100%=880 =800*95/100 = 760 800 880 760
5 Маржинальная прибыль, тыс. руб. (п.2 – п.4) 1200 1320 1140 1200 1320 1140
6 Прибыль, тыс. руб.(п.5 – п. 3) 850 970 790 500 620 440
7 Эффект производственного рычага (п.5/п.6) 1,412 1,361 1,443 2,4 2,129 2,591
8 Темп роста (снижения) прибыли 114,12 92,94 124,0 88,00

Темп роста (снижения) прибыли – показатель, характеризующий изменение прибыли за отчетный период по сравнению с базисным:

Троб *100%

где, Тр –темп роста прибыли;

По – балансовая прибыль за отчетный период;

Пб – балансовая прибыль за базисный период.

Рассчитаем темп роста (снижения) прибыли:

а) предприятие А:

– при увеличении выручки от продаж на 10% темп роста прибыли составит: Тр=970/850 * 100%= 114,12%

– при снижении выручки от продаж на 5% темп снижения прибыли составит: Тр=790/850 * 100%= 92,94%.

а) предприятие Б:

– при увеличении выручки от продаж на 10% темп роста прибыли составит: Тр=620/500 * 100%= 124,00%

– при снижении выручки от продаж на 5% темп снижения прибыли составит: Тр=440/500 * 100%= 88,00%.

Итак, эффект производственного рычага значителен на предприятии Б, где высока доля постоянных затрат по отношению к переменным. Так как предприятие Б по сравнению с предприятием А имеет более высокий уровень операционного рычага, то его прибыль очень чувствительна к изменениям в объеме продаж и незначительное изменение объема продаж приводит к значительному изменению прибыли. Любое изменение выручки влечет за собой изменение прибыли в пропорциях. При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли. ЭПР непосредственным образом показывает величину производственного (предпринимательского) риска, связанного с данным предприятием. Чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше и предпринимательский риск, связанный с данным предприятием.[1, с. 125]

Задача 2

Себестоимость бутылки отечественного пива емкостью 0,5 л составляет 13 руб., а прибыль предприятия-изготовителя составляет 30% к себестоимости. Акциз специфический, 3 руб. с 1 литра.

Пиво поступает в магазин через оптовую базу, надбавка которой составляет 3%.

Торговая надбавка – 25%.

Определите розничную цену одной бутылки пива и составьте структуру розничной цены.

Решение

Оптовая (отпускная) цена изготовителя формируется на стадии изготовления товара. Она включает в себя затраты на производство и реализацию товара (себестоимость) и прибыль изготовителя. В нашей задаче, себестоимость составляет 13 руб., а прибыль — 13 * 30% / 100% = 3,9 руб.

Отсюда оптовая цена изготовителя равна 13 + 3,9 = 16,9 руб.

Так как пиво является подакцизным, то при включении в состав оптовой (отпускной) цены изготовителя вначале рассчитывается (включается) акциз, а затем НДС.

Итак, оптовая (отпускная) цена изготовителя будет рассчитываться по следующей схеме:

К оптовой цене изготовителя добавляется акциз: 3 руб. * 0,5 л. = 1,5 руб.:

16,9 + 1,5 = 18,4 (руб.).

Рассчитаем величину НДС: 18,4 * 18% / 100% = 3,312 (руб.).

К полученной отпускной цене предприятия-производителя с учетом акциза добавляется величина НДС: 18,4 + 3,312 = 21,712 (руб.).

Оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка предназначена для покрытия издержек обращения и формирования прибыли предприятия оптовой торговли. Определяем сумму оптовой надбавки:

18,4 * 3% / 100% = 0,552 (руб.).

Рассчитываем сумму налога на добавленную стоимость, включаемую в цену в оптовом звене:

(18,4 + 0,552) * 18% / 100% = 3,41136 (руб.).

Оптовая цена закупки равна: 18,4 + 3,41136 = 21,81136 (руб.).

Сумма НДС, включаемая в цену и уплачиваемая в бюджет, – разные величины: в цену включается сумма налога, рассчитанного по формуле

,

где Цприобр.безНДС – цена, по которой приобретен товар (отпускная или цена закупки другого оптового предприятия) без налога на добавленную стоимость, руб.;

Он – сумма оптовой (снабженческо-сбытовой) надбавки, руб.;

Ст – ставка налога на добавленную стоимость, %,

НДСопт – сумма налога на добавленную стоимость, включаемая в цену в оптовом звене, руб., а в бюджет уплачивается разница между полученным и уплаченным налогом.

В нашем примере: получено 3,41136 руб., уплачено при покупке товара 3,312 руб., следовательно, уплате в бюджет подлежит 0,09936 (3,41136-3,312) руб.

Оптовая цена составляет: 18,4 + 0,552 + 3,41136 = 22,36336 руб.

Сумма торговой надбавки равна: (18,4+0,552)*25%/100 % = 4,738 руб.

Сумма НДС, включаемая в цену в розничной торговли составит:

(18,4+0,552+ 4,738) * 18% / 100% = 4,2642 руб.

Розничная цена составляет: 18,4 + 0,552 +4,738 + 4,2642 = 27,9542 руб.

В бюджет предприятие розничной торговли уплатит сумму налога, равную: 4,2642 – 3,41136 = 0,85284 руб.

Состав и структура розничной цены представлены в таблице 1.

Таблица 1 Состав и структура розничной цены

Элементы цены Руб. %
Себестоимость 13,0 46,50
Прибыль 3,9 13,96
Косвенный налог (Акциз) 1,5 5,37
Косвенный налог (НДС) 4,2642 15,25
Снабженческо-сбытовая надбавка 0,552 1,97
Торговая надбавка 4,738 16,95
Розничная цена 27,9542 100

Заключение

Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования  – оптимизация темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям международных организаций.

Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие фонды.

Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Список литературы

  1. Авдокушин Е.Ф., Международные экономические отношения – М.: Экнонмист, 2014. – 366 с.
  2. Бабин Э.П., Исаченко Т.М., Внешне экономическая политика – М.: Экономика, 2011. – 560 с.
  3. Горина Г. А. Ценообразование; Юнити-Дана – Москва, 2015. – 128c.
  4. Грищенко И. И., Кожухова Г. Н., Кузьменко В. Л., Тишковская Т. М. Маркетинг и ценообразование. Практикум; Издательство Гревцова – Москва, 2013. – 176 c.
  5. Гумба Х. М., Ермолаев Е. Е., Уварова С. С. Ценообразование и сметное дело в строительстве; Юрайт – Москва, 2011. – 432 c.
  6. Долан Р.Дж., Саймон Г., Эффективное ценообразование – М.: Экзамен, 2015. – 416 с.
  7. Емельянова Т. В., Бабушкина Е. П., Приходько В. В., Скорик Н. Я., Тишковская Т. М. Ценообразование в организации. Практикум; Вышэйшая школа – Москва, 2011. – 336 c.
  8. Кушник И. В. Ценообразование. – М.: Дело, 2015. – 641 с.
  9. Лысова Н.А., Чернева Л.Ф., Управление ценами – М.: КноРус, 2016. – 200 с.
  10. Маховикова Г.А., Желтякова И.А., Пузыня Н.Ю., Цены и ценообразование – СПб.: Питер, 2013. – 176 с.
  11. Салимжанова И.К. Цены и ценообразование: Учебник для вузов.- М.: ЗАО «Финстатинформ», 2012. – 304 с.
  12. Слепов В.А. Ценообразование: Учебное пособие – 2-е изд.,испр. – М.: ИДФБК – ПРЕСС, 2015. – 152 с.
  13. Шуляк П.Н. Ценообразование – М.: Дашков и Кº, 2015. – 192 с.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.