Содержимое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социально-экономические изменения в обществе, повлекли за собой, в последнее время, увеличение количества рабочих мест с не благоприятными условиями труда. В связи с этим особенно актуальной для современной теории и практики высшего профессионального образования становиться проблема развития направленности студентов, в большей степени инженерных специальностей, на безопасную профессиональную деятельность и на формирование личности безопасного типа. В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой и техносферой, но и с людьми, образующими социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытом и знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей. С конца XIX в., непрерывно развиваются техносфера и социальная среда, о чем свидетельствуют всевозрастающая доля преобразованных человеком территорий земной поверхности, демографический взрыв и урбанизация населения. В XXI веке перед человечеством необратимо встали задачи повышения уровня безопасности своего существования в условиях техносферы. Это привело к необходимости распознавать, оценивать прогнозировать опасности, действующие на человека, а также обеспечивать безопасные условия его жизни и деятельности, создавая малоопасные компоненты техносферы и применяя защитную технику.

В настоящее время все больше внимания уделяется проектированию именно в социальной сфере, используя термин, который еще, вероятно, не успел себя дискредитировать. Термин «проект» устойчиво вошел в современный лексикон социальных работников, как неотъемлемая часть социальной работы, хотя в русском языке «проект» означает замысел, план сооружения или устройства, предварительные текст того или иного документа, прототип какого либо объекта.[1] Изначально, понятие проект стали употреблять общественные организации, деятельность которых не регламентируется рамками ведомственных инструкций. Общественные организации реагировали на самые острые социальные проблемы, и именно эти действия стали называться проектами.

Социально-экономические и общественно-политические процессы, которые происходят в настоящее время в России, привели к серьезным изменениям и в общественных институтах воспитания. Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее известные для нас институты воспитания — это семья и школа. Формально на них лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка.[2]

В настоящее время институт воспитания в России пришел в упадок, когда в других странах пытаются отойти от традиционных методов воспитания. Пропаганда традиционного уклада жизни порой приводит к непреднамеренному внедрению в процесс воспитания. В наших же школах дети очень подвергаются насилию не только со стороны сверстников, но и со стороны учителей. К сожалению, внушительный процент родителей применяют насильственные методы воспитания детей. В этом случае мы рискуем получить антисоциальных людей впоследствии, которым не просто «плевать» на чужую безопасность, но они и всячески подвергают ее угрозе.

Не зря выше делался большой акцент на развитие не только в социальной среде, но и в техносфере. Нельзя забывать, что необходимо проводить проекты по повышению личностной безопасности не только с детьми, но и с взрослыми, в том числе пожилыми, людьми.

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является процесс социального проектирования.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе разработки социального проекта по повышению уровня личностной безопасности.

Цель данной выпускной квалификационной работы – рассмотреть теоретические основы и разработать социальный проект практических мероприятий по повышению уровня личностной безопасности граждан.

Логика исследования, а также его цель предопределяет постановку следующих задач:

  • Рассмотреть теоретические основы разработки социальных проектов;
  • Проанализировать предпосылки к разработке социального проекта по повышению уровня личностной безопасности граждан;
  • Разработать социальный проект по повышению уровня личностной безопасности граждан и оценить его эффективность;

Структура дипломной работы подчинена целям и задачам исследования. Она состоит из введения трех глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе представлены теоретические основы разработки социальных проектов. Во второй проведен анализ предпосылок к разработке социального проекта. В третьей главе разработан социальный проект по повышению уровня личностной безопасности граждан. В заключении обобщены выводы и предложения по результатам исследования.

Теоретическо – методической базой исследования послужили труды: Аверина А.Н, Богданова В.В., Мазура И.И., Немова Р.С., Прихожана И.А.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

1.1.         Сущность и классификация проектов

Современная концепция управления проектом базируется на понятии «проект», который выступает не только как объект управления, обладающий специфическими чертами, но и как базовое свойство управления проектом.

По трактовке В. Богданова: «проект – временная деятельность, предпринятая для создания уникального продукта или услуги». То есть любая работа, в результате которой создается уникальный продукт (или типовой продукт уникальным путем) и имеющая четкие сроки исполнения».[3]

По трактовке И.И. Мазура: «проект – это что-либо, что задумывается или планируется, например большое предприятие».[4]

Проект – некий бизнес процесс, который имеет свойство повторяться.[5]

Дав такое определение, можно и не согласиться, ведь именно бизнес процесс – некое повторяющееся действие. Поэтому, следует рассмотреть, в чем же заключается различие этих двух понятий (табл.1.1).

Таблица 1.1

Характеристика проектов и бизнес процессов

Проект Бизнес процесс
1.Временный процесс. Определено начало и конец 1.Непрерывный процесс. Повторение одинаковых действий
2.Уникальность результата 2.Одинаковый результат
3.Нет должностных инструкций 3.Есть должностные инструкции

Проанализировав данной таблицы, формируется вывод, что понятия «проект» и «бизнес процесс»  – это разные вещи. Если создается что-либо новое, то это –  проект, а если дело нацелено на получение одного и того же результата, то это – бизнес процесс.

Это лишь неполный перечень всех понятий. В некоторой степени рассмотрев, что же такое проект,  необходимо уделить внимание особенностям управления проектами.

Управление проектами – своего рода некая дисциплина, в которой рассматриваются конкретные и профессиональные знания.

В свою очередь, К. Грей приводит следующее определение: «управление проектом – это хороший способ решать разнообразные проблемы, в том числе и социальные».[6]

А ведь действительно, сюда можно отнести такие проекты как помощь пострадавшим при ураганах, землетрясениях, цунами.

Однако, если рассматривать проект как дисциплину, то она смогла сформироваться благодаря подлинному интересу людей, которым, в свою очередь интересно знать что и как происходит, какие закономерности нужно изучать. Поэтому, можно выделить следующую методологию, которая позволяет в настоящем времени управлять проектами:

  1. определение проектных целей и их четкое обоснование;
  2. выявить структуру, а именно какие задачи нужно решить в первую очередь и утвердить основные этапы для работы;
  3. нахождение всех возможных источников финансирования;
  4. определить команду проекта;
  5. заключение с командой контрактов;
  6. определить сроки проекта и необходимые ресурсы;
  7. рассчитать бюджет проекта;
  8. выявление рисков;
  9. обеспечение контроля над выполнением проекта.

Исходя из перечисленных методов, можно уже сформировать более общее и конкретное понятие для вида деятельности «Управление проектом», основываясь на трактовке И. Мазура.

Управление проектом – искусство организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленное на эффективное достижение его целей, путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.[7]

Разобравшись с сущностью проекта, следующий вопрос, который нужно рассмотреть – классификация.

В настоящее время выделяют следующую классификацию проектов

  1. по сроку реализации;
  2. по уровню сложности;
  3. по принадлежности к предприятию;
  4. по уровню организации;
  5. по типу проектов;
  6. по объему финансирования;
  7. по цели проекта;
  8. по географическим признакам.

Рассмотрим подробнее.

По сроку реализации проекты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочный проект – проект, кроторый осуществляется менее чем за 1 год. К ним можно отнести, к примеру, любую ИП организацию (салоны красоты, бары, общепит и тд.).

Среднесрочный проект – проект, который осуществляется в период от одного до пяти лет. К таким проектам можно отнести программу, одобренную Европейской комиссией, добровольной службы в армии.

Долгосрочный проект – проект, на осуществление которого требуется как минимум 5 лет и больше. Примером является возведение сооружений для проведения Олимпийских игр в Сочи.

По уровню сложности выделяют виды:

  • простой – не требует существенных финансовых затрат и ресурсов;
  • организационно-сложный – выявляет проблемы в каких-либо подразделениях организации;
  • технически-сложный – необходимость в профессиональном и дорогом оборудовании;
  • ресурсно-сложный – требует более крупных затрат на нематериальные ресурсы;
  • комплексно-сложный – объединяет в себе все проблемы вышеперечисленных видов.

По принадлежности к предприятию выявляют внутренние и внешние.

К внутренним относят реорганизацию каких-либо подразделений и тд., а внешние – к примеру, проблемы с конкурентами.

По уровню организации можно дать следующую характеристику:

  • корпоративная – вопросы по проектам решают учредители, акционеры и генеральные директора компаний;
  • бизнес – ответственность возлагается на топ-менеджеров;
  • функциональная – руководители функциональных подразделений;
  • операционная – руководители операционных подразделений.

По типу проектов выделяют локальные и корпоративные.

Локальный проект – вся разработка проекта происходит на одном уровне организации, а корпоративный – претворение работы в жизнь происходит на двух и более уровнях организации.

По объемам финансирования определяется, сколько денежных средств должно быть у фирмы для того, чтобы довести проектную деятельность до конца:

  • малый – объем финансирования до 10 млн. руб.;
  • средний – объем финансирования от 10 до 100 млн. руб.;
  • крупный – объем финансирования от 100 млн. руб.

По целям проектной деятельности выделяют: маркетинговые, образовательные, чрезвычайные, инновационные, антикризисные и тд.

И по географическому признаку подразделяют на:

  • муниципальные – проект осуществляется в рамках одного города;
  • региональные – проект осуществляется в рамках двух и более городов;
  • международные – проект осуществляется в рамках двух и более стран.

Типы проектов бывают следующими:

  • организационные;
  • социальные;
  • экономические;
  • технические;
  • смешанные.

В данной дипломной работе будет рассмотрен именно социальный проект.

1.2.         Особенности разработки и управления социальными проектами

Назначение любого социального проекта – изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование представляет собой разновидность инновационной деятельности. В тысячи проектов, в конечном счете, пробивает себе дорогу историческая необходимость, и они таковы, каковыми их создает данное время – но не само по себе, а через деятельность инициатора проекта и тех, кто становится участниками его осуществления. Таким образом, личность автора проекта, проектная культура и проектная методология его команды придают индивидуальные черты каждому проекту на всем протяжении его реализации – от появления замысла до проявления отдаленных последствий.

Технологию подготовки проекта подразумевает решение таких задач, как осознание сути проекта самими авторами и представление проекта потенциальным участникам его осуществления (инвесторам, спонсорам, органам государственной власти, общественным объединениям и т. д.).[8]

Социальное проектирование – термин, который в России стал употребляться относительно недавно – с 70-80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве.[9]

В 2011 году Курбатов В.И. дал определение социальному проектированию, которое и по сей день остается актуальным. И так, социальное проектирование – это процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.[10]

Социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность, и которое оно намеревается преодолеть.

В зависимости от содержания поставленных целей и задач выделяют базовые и частные технологии социального проектирования. Базовые технологии образуют общую основу в проектировании социальных объектов, а частные технологии применяются в отдельных случаях воздействия на социальный объект.

При проектировании технологических процессов необходимо учитывать особенности функционирования и развития социального объекта. Управление реализацией социального проекта должно учитывать возможные естественные изменения социального объекта. В противном случае искусственное преобразование социального объекта может прийти в противоречие с естественными процессами преобразования социального объекта.

Проектирование технологии социальных преобразований должно учитывать различные уровни анализа социального объекта.

При этом можно использовать типологию систем действия, разработанную Т. Парсонсом. Он различает четыре системы действия: систему поведения организма, личностную систему, социальную систему и культурную систему. Данные системы действия оказывают взаимное влияние друг на друга. Преобразование одной из систем действия сказывается на функционировании остальных систем действия. Поэтому при проектировании изменений в одной из вышеуказанных систем действия следует учитывать последствия данных изменений для других систем действия.

Разработка и реализация проекта преобразования социальной системы оказывает влияние на состояние системы поведения организма, личностной системы и культурной системы. Следовательно, при проектировании изменений в социальной системе необходимо учитывать влияние процессов, происходящих в системе поведения организма, в личностной системе и культурной системе. В системе поведения организма должно быть обеспечено протекание физиологических процессов.

Процесс управления проектом сопровождает весь жизненный цикл проекта – концепцию, разработку, реализацию и завершение. В управлении проектом И. А.Прихожан выделяет четыре ключевые задачи [11]:

  1. Формулирование задач. Инициативная группа принимает решение о запуске проекта, проанализировав социальную проблему, на решение которой будет направлен проект. Формулируется цель проекта, его задачи, оцениваются имеющиеся ресурсы.
  2. Планирование. Инициативная группа осуществляет предварительные работы над проектом: составляется программа мероприятий, сроки реализации, формируется бюджет, приглашаются партнеры, выбираются участники и ответственные за каждое мероприятие.
  3. Управление. Ключевой момент управления проектом. В течение всего периода работ над проектом руководитель проекта держит его под контролем при помощи соответствующих инструментов управления. Для этого постоянно следует определять актуальные данные и сопоставлять их с данными планирования.
  4. Контроль. Служит для регулярного установления баланса между отдельными аспектами осуществления проекта. Руководитель проекта имеет возможность корректирующего вмешательства в случае развития проекта в нежелательном направлении.

Можно заметить, что все эти четыре задачи схожи с пятью функциями менеджмента: контроль, организация, регулирование, планирование, мотивация, что доказывает, что менеджмент и управление проектами не просто взаимосвязаны, но и дополняют друг друга

Л.Н. Боронина и З. В. Сенчук выделяют следующие функциональные области управления проектами [12]:

  • Управление замыслом проекта – инициирование, планирование замысла, разработка стратегии проекта, ее уточнение и контроль; осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта руководителем проекта.
  • Управление интеграцией (содержанием) проекта – его планирование, разработка целевой структуры; осуществляется на первых фазах жизненного цикла руководителем проекта.
  • Управление временем – планирование работ, их последовательности и продолжительности, составление расписания и графика; осуществляется на первых фазах жизненного цикла проекта руководителем и его инициативной группой в соответствии с расписанием учебных занятий и производственных практик.
  • Управление финансами (стоимостью проекта) – разработка сметы и бюджета проекта и контроль стоимости; осуществляется на этапе разработки проекта руководителем или ответственным лицом.
  • Управление качеством – планирование и контроль качества проектных работ и продуктов проекта; осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта руководителем путем анализа отчетов ответственных лиц за определенные мероприятия, экспертных заключений партнеров и участников проекта.
  • Управление командой – эффективное использования человеческих ресурсов; осуществляется на всех жизненных циклах проекта руководителем.
  • Управление коммуникациями проекта – планирование коммуникаций, распределение информации, предоставление отчетности; осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта руководителем и ответственными лицами через личное общение, организационные собрания, социальные сети.
  • Управление рисками – идентификация и менеджмент рисков проекта.
  • Управление обеспечением проекта – процессы, требуемые для получения товаров и услуг для реализации проекта извне; осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта руководителем.[13]

 

1.3.         Личная безопасность граждан как объект исследования

Безопасность человека и гражданина проявляется во всех сферах общественных отношений, значимых для существования и развития личности, и выходит за рамки областей повышенной опасности.[14] Это требует серьезного научного подхода к анализу проблем теории и практики обеспечения прав и свобод индивида в Российской Федерации через категорию безопасности, включая изучение действующей нормативно-правовой базы. Сегодня многими учеными продолжается активное исследование различных аспектов реализации конституционных прав и свобод личности. В научно-практической литературе все больше внимания уделяется вопросам социально-экономических прав (прав «второго поколения»). Это закономерный процесс отхода от либерально-индивидуалистического подхода к субъективным правам. Между тем, проблема реализации и защиты, личных прав и свобод человека и гражданина, формирующих сферу личной безопасности, по-прежнему остается не менее актуальной.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на своей территории и находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Для того чтобы разработать проект по повышению уровня личностной безопасности необходимо выделить основные факторы, воздействующие на личностную безопасность.

Виды личностной безопасности:

  1. Информационная безопасность (безопасность личных данных, коммуникаций),
  2. Психологическая безопасность (отсутствие негативных факторов разрушительно воздействующих на психику человека и выводящие его из состояния спокойствия),
  3. Физическая безопасность (физическое отсутствие угрожающих факторов),
  4. Экономическая безопасность (показатель благосостояния и стабильности в обществе)
  5. Социальная безопасность (предполагает устойчивое развитие социума, функция воспроизводство человеческого рода)
  6. Экологическая безопасность (совокупность процессов, состояний действий, обеспечивающая экологический баланс не приводящий к жизненно важным ущербам )
  7. Трудовая безопасность (состояние деятельности, при которой исключено проявление опасностей) [15]

Таким образом, социальное проектирование является одним из наиболее актуальных направлений в практике социальной работы.

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК К РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН

2.1.         Личностная безопасность как объект социального проектирования

Анализ показывает, что на данный момент времени  к наиболее часто нарушаемым можно отнести шесть видов безопасности: информационная, ментальная, психологическая, экологическая, трудовая и социальная безопасность.

  • Информационная безопасность – то состояние и условие жизни личности, при которой реализуются ее права и свободы. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К жизненно важным интересам личности относятся: соблюдение и реализацию конституционных прав на поиск, получение, производство и распространение информации; связанные с реализацией права граждан на неприкосновенность частной жизни; использование информации в целях духовного, физического, интеллектуального развития; защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации. Информационная безопасность является одной из проблем, с которой столкнулось современное общество в процессе массового использования автоматизированных средств ее обработки. Проблема информационной безопасности обусловлена возрастающей ролью информации в общественной жизни. Информация имеет непосредственное отношение к процессам управления и познания, обеспечивающим такие качества систем, как устойчивость и выживаемость. Информационная безопасность человека – состояние защищенности информации, обеспечивающей жизненно важные интересы человека (витальные, физические, психологические, репродуктивные, интеллектуальные). Здесь следует понимать не только защиту информации, но и защиту человека от определенной информации, и доступ к необходимой информации.

В 2014 году аналитическим центром «Открытые системы» проведено масштабное исследование на тему причин «легкой кражи» личных данных через смартфоны и другие электронные устройства. Насколько всем известно, сейчас в век информационных технологий, всю важную (почти) информацию можно найти у человека в телефоне: пароли, номера карт, номера телефонов, важные адреса и разнообразные фото и видео материалы.

 

Рис. 2.1. Причины утечки данных граждан[16]

 

Как видно из рис. 2.1. основной причиной утечки данных является утеря или кража носителя. В данном случае все предельно ясно, при неосторожном обращении со своим устройством и хранением на нем важных данных любой человек рискует не только само устройство, но и важные данные.

Вторым критерием выделяется ошибка в обращении с данными. Очень часто бывает так, что пользователь сам, не задумываясь о последствиях, расточительски выкладывает важную информацию в сеть тем самым рискуя что мошенники могут ей воспользоваться в корыстных целях.

Третьим по значимости выделяется критерий внешний атаки который подразумевает намеренное вторжение в чужую собственность (в данном случае телефон) для кражи важной информации

Действия инсайдера занимают четвертое место, поскольку очень часто из-за ошибки человека, имеющего доступ к важной или конфиденциальной информации и несерьезно к ней относящейся, бывает так, что данные могут быть известны широкой публике.

  • Психологическая безопасность – это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.

Важно установить, какие психологические раздражители могут быть и как они непосредственно влияют на человека.

Для начала необходимо проанализировать значение слова раздражитель. Для этого мы обратились к толковому словарю русского язык Ушакова, где сказано, что «раздражитель – то, что воздействует на организм, вызывая какую-нибудь реакцию, раздражение». На основании определения мы подчеркиваем, что любое неблагоприятное воздействие на нашу психику, несущее раздражение является психологическим раздражителем.

Автором ВКР в ходе написания работы было организованно и проведено панельное исследование. Метод исследования – анкетный опрос. Объем выборки – 50 человек (студенты МУ им.С.Ю. Витте, обычные горожане). Погрешность не превысила 2.5%. Результаты исследования позволяют выделить наиболее актуальные на сегодняшний день психологические раздражители, такие как:

  1. Посторонний шум,
  2. Окружающие люди,
  3. Плохое самочувствие или проблемы со здоровьем,
  4. Недосказанность и т.д.

Важно отметить, что психологические раздражители, в общем, по-разному на нас влияют. В некоторых ситуациях они не несут никакого ущерба ни нам, ни нашему здоровью, просто омрачают нам настроение и бесследно исчезают, но в других же случаях некоторые психологические расстройства в совокупности и/или поодиночке могут привести к психическому расстройству.

По статистике ВОЗ в Европейском регионе на сегодняшний день около 15% населения страдает психическими расстройствами разного характера. Исследования проводились во всех странах в разных возрастных категориях и социальных слоях. Эта цифра по данным аналитиков постоянно растет и к 2025 году может вырасти вдвое, если не предпринимать меры по нейтрализации угроз личностной психологической безопасности.

На ранних стадиях расстройств находится более трети населения. Это так называемая зона риска, которую нужно уже сегодня пытаться образумить и начать заниматься своим внутренним миром. Во многих случаях может помочь психоаналитик в Москве, но иногда даже помощь врачей может оказаться лишней, когда человек уже не понимает, что с ним происходит и теряет контроль над своим сознанием.

Таким образом, одной из важных предпосылок, актуализирующих необходимость социального проектирования в выбранной нами сфере, являются следующие эмпирические данные(результаты исследований ВОЗ, МЗ РФ, личные исследования автора ВКР) :

– 450 миллионов человек во всем мире страдают расстройствами психики разных степеней;

– 10% из этих 450 млн. – люди преклонного возраста;

– психические или поведенческие расстройства есть хотя бы у одного человека из каждой 4-й семьи на планете;

– люди, которые болеют депрессией, заканчивают жизнь в 15-20% случаев суицидом;

– 1% всего населения Земли страдает шизофренией, в 33% случаев это заболевание начало развиваться в подростковом возрасте;

– умственная отсталость или психические нарушения встречаются у 5% детей в развивающихся странах и у 0,5% детей в развитых странах;

– сразу в нескольких странах европейского региона продолжительность жизни сократилась 10 лет, как результат в большей степени повышением стрессовых ситуаций и психических расстройств;

– каждый из 4-х подростков имеет психическое заболевание или отклонение в психическом здоровье;

Особую тревогу вызывает тот факт, что очень большое количество психологических расстройств наблюдается у детей и подростков. Это наблюдение заставляет задуматься и одновременно образует вопрос: «А откуда у детей могут появиться невротические проблемы?»

В данном вопросе мы обращаемся к отцу основателю психоанализа  Зигмунду Фрейду. В своем труде «Исследование истерии»  и статьях «О воспоминаниях детства и воспоминаниях, служащих прикрытием», «Анализ фобии пятилетнего мальчика» и др., Фрейд не однократно подчеркивал и обращал внимание, что все комплексы, фобии и, по большей части, проблемы идут из детства. В своем труде «Психология масс и анализ человеческого «Я»  он провел исследование отношений отдельных людей к окружающим его людям, в том числе семье, где еще раз вывел формулу, что отношение ко всему формируется непосредственно в детстве. И если данный взгляд или проблему не искоренить на ранних стадиях, то она может появиться в более сложной форме только уже в более взрослом возрасте.

  • Физическая безопасность – отражает биологическую потребность человека в защите организма от внешних посягательств на целостность его структуры и специфический обмен веществ. Она позволяет человеку чувствовать себя комфортно в любых условиях, в любом обществе. Её достижение является главной задачей каждой отдельно взятой личности, общества в целом, государства и всего мирового сообщества.[17]

К сожалению, нарушение данного вида личностной безопасности является не менее актуальной темой. Нападения на улице, теракты в общественных местах, падение различных предметов с высоты – все это является нарушением физической безопасности граждан.

  • Экономическая безопасность – это состояниезащищенности экономических и социальных интересов граждан.

Анализ показывает, что для обеспечения экономической безопасности граждан необходимо разработать и ввести ряд мер для улучшения таких мер, нацеленных на обеспечение жизни граждан как:

  1. Медицинское обслуживание,
  2. Защита личных сбережений,
  3. Пенсионное обеспечение и д.р.

Основная роль в механизме по обеспечению экономической безопасности личности отводится государству, которое дополняет усилия граждан и общественных организаций, защищает всех индивидуумов, все социальные группы, общество в целом. Но, к большому сожалению, никаких дополнительных мер по улучшению экономической защищенности не принимается. На данный момент уровень пенсий в Москве составляет округленно 13т.р. ( социальная пенсия 8,5 т.р, военная пенсия 21,2 т.р, пенсия для коренных пенсионеров 14,5 т.р., обычная пенсия 11,4 т.р.)[18] Большой проблемой в данном отношении является и то, что повышаются коммунальные платежи, пенсии не индексируются(а если индексируются, то это совсем не ощущается) и помимо этого в апреле сократили размер прожиточного минимума, что еще раз подчеркивает тот факт, что не каждый человек имеет возможность платить за жизненно необходимые меры, улучшающие жизнь граждан. Данный фактор еще раз подчеркивает актуальность и необходимость разработки социального проекта.

Экономическая безопасность личности обеспечивается при наличии устойчивой системы экономической безопасности, которая предполагает формирование эффективной социально-экономической политики государства.

Социальная безопасность – это совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений.

В нашем государстве социальные гарантии безопасности личности являются конституционными гарантиями. Так, В Конституции РФ (1993 г.) социальная защищенность выражается в социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), а также в поддержании достойного уровня жизни граждан, обладающих правом на жилье, медицинскую помощь и охрану здоровья, благоприятную окружающую среду (ст. 40-42). Эти конституционные нормы сформулированы в соответствии со ст. 22 Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.).[19]

Несмотря на все выше сказанное хотелось бы отметить, что социальная безопасность в России характеризуется очень большим количеством актуальных проблем, которые не позволяют назвать наше общество социально-безопасным: обострение криминальной обстановки в обществе, деформация социальной мобильности[20],  существующая бедность, малая помощь и/или ее отсутствие социально-незащищенным слоям населения и многодетным семьям, помощь детям с разными видами заболеваний и сиротам и т.д.

  • Экологическая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду, а также от стихийных бедствий и катастроф.

Наиболее емко и точно сложившаяся экологическая ситуация в России представлена в «Научных основах стратегии устойчивого развития Российской Федерации»[21]. Авторы этого научного труда справедливо подчеркивают, что по степени природной среды, выражающейся сочетанием и пространственным соотношением экологической ситуации разной степени остроты, выделяются семь ступеней (рангов) экологической напряженности – от очень низкой до очень высокой. В районах первого, второго и третьего рангов преобладают площади, на которых экологические проблемы в традиционном их понимании не имеют места.

В районах четвертого и пятого рангов преобладают площади с умеренно острыми экологическими ситуациями, хотя для районов пятого ранга уже существенно возрастает доля территорий с острыми экологическими ситуациями. Для районов, относящихся к шестому рангу, характерно почти равное соотношение территорий с острыми и умеренно острыми экологическими ситуациями. В районах седьмого ранга преобладают площади с острыми и очень острыми ситуациями.

  • Трудовая безопасность (или охрана труда) – система сохранения жизни и здоровья наемных работников и приравненных к ним лиц в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия[22].

Проблема трудовой безопасности была актуальна во все времена, применяя разный образ. Возвращаясь к Всеобщей Декларации прав человека, мы можем заметить, что статья 23 и 24 посвящены именно трудовой деятельности.

«Статья 23 Всеобщей декларации прав человека

  1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
  2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
  3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
  4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24 Всеобщей декларации прав человека

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.[23]»

В данное время и в СМИ, и от многих своих знакомых, и от родителей мы можем или могли слышать о том, что в связи с какими-то проблемами: задерживаются зарплаты, что обещанный отпуск, который был положен по законодательству, переносится на неопределенный срок или что не был оплачен больничный. Многие люди, которые знают свои права, скажут на это, что это нарушение трудового законодательства или трудового договора.

Но бывает так, что в силу того, что возраст человека приближен к пенсионному, работа близко к дому (особенно актуально матерей-одиночек), человек без высшего образования или платят конкурентоспособную зарплату, человек вынужден смириться с данными нарушениями и продолжать работать.

 

2.2.         Сегментирование и потенциальная целевая аудитория проекта

Сегмент рынка – это его часть, образованная по критериям потребительского предпочтения, или совокупность потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.[24]

Для того, что определить подходящий сегмент для нашего проекта, на который будут направлены все организованные мероприятия необходимо еще раз выделить основные проблемы, с которыми сталкивается человек и которые неблагоприятно влияют на его личностную безопасность.

Как было выделено в первой главе основные проблемы,  с которыми сталкивается человек  это:

  1. Информационная утечка данных,
  2. Психологическое воздействие,
  3. Отсутствие защиты и посягание на нее,
  4. Ухудшение благосостояния,
  5. Поддержка и помощь социально не защищенным слоям населения,
  6. Нарушение экологического баланса,
  7. Наличие всевозможных проблем, мешающих работе и влияющих на здоровье сотрудника и др.

Теперь подробно проанализируем к какому «возрастному порогу» относится та или иная проблема.

С проблемой информационной утечки данных сталкивался, наверное, каждый человек. Выше были рассмотрены причины утечки данных, но проанализировать причины и рассмотрев различные случае утечки (в том числе на собственном опыте), был сделан главный вывод: что основными жертвами от утечки данных становятся люди, которые пользуются мобильными телефонами, оформляют различного вида карты (банковские, скидочные и т.д.) и рассточительски оставляя свои данные на всяких мнительных сайтах и листовках.

Исходя из результатов наблюдения, можно сделать вывод, что чаще всего с нарушения личностной безопасности сталкиваются люди в пожилом возрасте.

С проблемой психологического воздействия на человека все намного сложнее. К  сожалению, многие люди даже не подозревают, что наносят, своего рода, травму окружающего его человеку тем или иным поступком. В данной ситуации никто не «застрахован» от такого нарушения безопасности, поэтому люди, подвергающиеся нарушением безопасности это люди в возрасте от 3 лет (поскольку именно в этом возрасте ребенку приходит ясность мышления и формируется психика).

Проблема социальной незащищенности особенно актуальна в наше время. К сожалению, с течением времени процент социально незащищенных людей не сокращается. Все это связано с ухудшением финансово-экономической стабильности семей, повышением цен на товары первой необходимости, увеличением цен на лекарства и т.д., но этого вопроса мы позже коснемся подробнее, поскольку она нуждается в более подробном рассмотрении и подходит для всех категорий граждан.

Помимо финансовой составляющей социальных проблем нельзя забывать, что есть очень много проблем связано с безработицей, проблемой численности населения, бедности очень большого процента населения, социального неравенства, а так же распространением наркотических веществ в массы (особенно в детскую и подростковую среды).

Несмотря на строгость требований научного стиля, автор данной ВКР не может не привести здесь цитату из работ известного писателя А.Ф. Давидович, который говорил что, «Чем больше ракет охраняет мир, тем он беззащитнее». Проблема экологической безопасности с каждым годом все острее и острее встает перед жителями планеты: вырубка лесов, загрязнение воздуха, загрязнение вод и почвы, уничтожение заповедных зон, браконьерство, радиоактивное загрязнение – все это не бесследно проходит для нашей планеты и, впоследствии,  и для нас. Для решения этих проблем нужно незамедлительно применить кардинальные меры не только со стороны государства, но и со стороны всех граждан. Эта проблема касается всех людей планеты.

 

2.3.         Анализ предпосылок к разработке социального проекта по повышению уровня личностной безопасности

Всякое социальное действие, а социальное проектирование есть модель социального действия и практическая реализация этого действия, должно иметь объективные предпосылки, которые делают это действие необходимым, т.е. социально значимым. Необходимо выделять следующие предпосылки социального проектирования[25]:

  1. Общественная потребность в целенаправленном изменении и развитии тех ищи иных социальных систем или социальных объектов, их свойств или взаимоотношений.
  2. Социальная необходимость в преодолении стихийного развития социальных процессов и обеспечение их направленности в область удовлетворения социальных потребностей.
  3. Потребность в реализации социального творчества,
  4. Социальная необходимость в планомерном, предсказуемом, прогнозируемом и управляемом развитии социальных систем и процессов.
  5. Потребность в создании динамичных социальных систем, которые характеризуются сбалансированностью отношений внутри самой системы и гармонизацией отношений с другими системами.
  6. Ориентация на оптимальные формы бытия социальной системы, её эффективности, рациональности.
  7. Социальная потребность в реализации конструктивного характера социальных процессов.
  8. Социальная потребность в снижении уровня социальной деструкции, уровня социальной энтропии, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности.

На основе предпосылок к социальному проектированию мы можем окончательно обозначить предпосылки к разработке социального проекта по повышению уровня личностной безопасности граждан, а именно:

  1. Нехватка знаний у детей и взрослых техники безопасности,
  2. Помощь в социализации людям с ограниченными возможностями,
  3. Помощь и работа пожилым людям,
  4. Помощь в тяжелых ситуациях,
  5. Оказание психологической бесплатной помощи населению,

 

 

 

 

 

Глава 3. ПРОЕКТ «УЧЕБКА PRO 2.0»

3.1.         Резюме проекта

Проект «УчебкаPRO» существует с августа 2016 года. Данный проект был создан двумя студентами разных учебных заведений и, предполагалось, что данный проект будет заниматься только обучающей стороной первой медицинской помощи. Спустя буквально несколько месяцев в проекте было уже больше 10 абсолютно разных человек: студенты, медики, спасатели, МЧС-ники. Это были как студенты, так и настоящие мастера своего дела. Они все были абсолютно разные, но связывало их одно – желание помогать людям.

На основе результатов анализа, проведенного в главе 2, а также опыта реализации проекта «УчебкаPRO» считаем целесообразным разработать социальный проект по повышению уровня личностной безопасности граждан и назвать его «УчебкаPRO 2.0».

Основная цель:  Сформулировать условия для повышения уровня личностной безопасности заинтересованных граждан посредством их вовлечения в учебно-тренинговые и иные программы и мероприятия в сроки до 1 сентября 2017 года, с потенциальным охватом не менее 100 человек.

Миссия проекта: Мы, ответственно подходя к своим обязанностям, разрабатываем и внедряем реальные практические инструменты, способствующие повышению уровня личностной безопасности людей.

Ориентировочные сроки реализации проекта: 01.07.2017г. –  01.09.2017г.

Для более наглядного представления проекта предлагается классифицировать проект (табл. 3.1):

Таблица 3.1.

Классификация проекта

Классификационный признак Вид проекта
Вид проекта Социальный с коммерческой направленностью
Инициатива проведения Внутренние и внешние проекты
Длительность проекта Краткосрочный
Сложность сложный
Уникальность нетрадиционные

 

Планируется создать платформу на основе, которой будут проходить различные мероприятия, в том числе выездные, для обучения первой медицинской помощи, помощи в трудных психологических ситуациях и адаптации в экстремальных ситуациях.

Состав команды проекта:

  1. Дюмин Алексей – ответственный за организационную составляющую проекта, руководитель модуля «МЧС» (спасательный модуль), руководитель проекта,
  2. Пахомова Дарья – ответственная за рекламу, активист, помощник руководителя проекта,
  3. Соловьева Анастасия – руководитель модуля «психология», координатор по мероприятиям,
  4. Муравьева Мария – руководитель модуля «медицина»,
  5. Табаков Глеб – активист модуля «МЧС»,
  6. Митюк Александра – специалист модуля «психология» и «медицина»,
  7. Заславская Кристина – специалист модуля «МЧС»,
  8. Милованов Андрей –специалист профиля «МЧС»,
  9. Павловский Андрей – специалист модуля «МЧС»,
  10. Лала Сара – ответственная за сайт, специалист модуля «медицина»,
  11. Саулина Людмила – специалист модуля «МЧС»,
  12. Ярополова Любовь – активист модуля «медицина»,
  13. Агейченкова Елена – активист модуля «психология»,
  14. Саввинова Сандара – активист модуля «психология»,
  15. Киршбаум Вероника – активист модуля «медицина»
  16. Ахламова Ксения – активист модуля «психология»,
  17. Глебездина Ольга – редактор сайта, активист,
  18. Тюрин Виктор – активист, ответственный за инвентарь и транспортировку.

Состав команды социального проекта по повышению уровня личностной безопасности сформирован на основе ролевого (функционального) метода формирования команды, поскольку каждый член проектной команды отвечает за реализацию своего функционала.

Вся команда проекта, как можно заметить, делиться на 3 основные подгруппы (подразделения): медицина, психология и МЧС (спасательный модуль). Все это сделано для лучшего усвоения и донесения информации и для отчетливого разделения специфической помощи гражданам.

На сколько всем известно, личностная безопасность человека не может формироваться без поддержки государства. В этот момент государство должно проводить такие мероприятия как:

  • поддержание финансового состояния семей (особенно многодетных),
  • создание и формирование различными ведомостями и другими организациями, занимающимися хранением личных данных граждан, тяжело взламываемой базы,
  • создание экологически чистого пространства (или стремление в создании),
  • формирование нормативных норм для обеспечения безопасного труда сотрудников и установить наказания в случаях их невыполнения и др.

На основе проведенного анализа можно выделить следующие прогнозируемые риски проекта. (табл.3.2.)

Таблица 3.2.

Риски проекта и метод их нейтрализации

Риск Метод
1.                  Коммерческий – характеризуется нехваткой денежных средств для реализации мероприятий проекта Резервирования
2.                  Утраты управляемости проектом – смена кадрового состава, нехватка сотрудников. Диверсификации
3.                  Причинение ущерба здоровью сотрудникам проекта Страхование ответственности

 

Социальные проекты имеют огромное количество рисков неблагоприятно влияющих и подавляющих существование проекта. Для оперативного устранения риска необходимо проводить постоянные мониторинги слабых сторон проекта, подвергающихся постоянным рискам и иметь финансовую «подушку».

 

3.2.         Мероприятия проекта

Безусловно говоря о повышении уровня личностной безопасности нельзя перекладывать всю ответственность на государство, обвиняя его в том, что оно полностью не выполняет своих обязательств. Как говорится в старой русской пословице «Каждый человек кузнец своего счастья», и, если он не будет прикладывать усилия для формирования соответствующего уровня своей безопасности, то здесь ему никто ничем не сможет помочь. В данном отношении государство выступает, своего рода, посредником.

Одна из основных целей проекта заключается в том, чтобы ознакомить и научить людей сохранять свою личностную безопасность (а в процессе обучения ее повысить), с помощью проводимых тренингов и мероприятий, а так же отстаивать свои права, если кто-то посягается на их безопасность.

Основными мероприятиями, проводимыми в ходе реализации проекта, будут:

  1. Обучение первой медицинской помощи,
  2. Работа с пожилыми людьми (помощь по хозяйству, проведение бесед об участившихся случаях обмана),
  3. Работа с людьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию,
  4. Проведение «разряжающих» (отвлекающих от проблем) мастер-классов,
  5. Обучение и ознакомление как себя вести в экстремальных ситуациях (если на вас напали, если вы попали в катастрофу и т.д.),
  6. Знакомство с информационной безопасностью и предупреждение об опасности ее не соблюдения,
  7. Консультация в трудовых вопросах (что делать и как бороться, если не соблюдаются трудовые нормы и трудовой договор),
  8. Поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения,
  9. Проведение тренингов на тему защиты окружающей среды и для чего это нужно,
  10. Формирование единого «канала» для удаленной психологической помощи.

Для разработки социального проекта по повышению уровня личностной безопасности граждан необходимо составить и определить этапы формирования проекта и рассчитать необходимое время для его реализации и, в ходе, провести оптимизацию процессов.(табл. 3.3.) Была поставлена задача: разработать проект до 1 сентября 2017 года, поскольку это самое оптимальное время для оказания помощи и формирования поддержки граждан.

Таблица 3.3.

Этапы проекта

Процессы Время (дни)
1 Изучение проблем личностной безопасности 5
2 Формулировка проблем 3
3 Определение цели и задач социального проекта 2
4 Составление детального плана работы 4
5 Составление программ для каждого сектора оказания помощи и обучению 7
6 Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана 6
7 Определение и распределение обязанностей среди группы 1
8 Определение необходимых ресурсов 4
9 Поиск финансирования 10
10 Разработка системы оценки эффективности работы над проектом 3
11 Обучение членов команды проекта необходимым навыкам и умениям 7
12 Разработка программы по продвижению и пиару проекта 6
13 Привлечение волонтеров (добровольцев) 7
14 Создание сайта 5
15 Запуск проекта 1

 

Построим диаграмму Ганта. Для этого нам понадобится соответствующее программное обеспечение – программа Microsoft Office Project.

С помощью рисунка 3.2. мы можем наглядно увидеть, что при последовательном выполнении этапов разрабатываемого проекта мы не укладываемся в указанный срок, а именно до 1 сентября 2017 года. При последовательном выполнении этапов окончание проекта планируется на 07 сентября 2017 года (рис.3.1.), что 7 дней или неделю позже, чем запланированно.

Рисунок 3.1. Список процессов

 

Рисунок 3.2. График при последовательном выполнении задач (диаграмма Ганта)

Как говорилось выше при последовательном выполнении процессов проект не может быть окончен в установленные сроки. Для расчета и оптимизации времени проекта был построен график CPM. (Рис. 3.3.)

Рисунок 3.3. Оптимизированные процессы проекта

 

Для нахождения оптимизированного пути и расчета минимального времени проекта необходимо посчитать количество путей, которые ведут из начала графика в конец и рассчитываем продолжительность каждого пути.

  1. «1», «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10», «12», «13», «15» / 5+3+2+4+7+1+4+3+6+7+1=43 рабочих дня,
  2. «1», «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10», «12», «14», «15» / 5+3+2+4+7+1+4+3+6+5+1=41 рабочий день,
  3. «1», «2», «3», «4», «5», «7», «9», «10», «12», «13», «15» / 5+3+2+4+7+1+10+3+6+7+1=49 рабочих дней,
  4. «1», «2», «3», «4», «5», «7», «9», «10», «12», «14», «15» / 5+3+2+4+7+1+10+3+6+5+1=47 рабочих дней,
  5. «1», «2», «3», «4», «6», «7», «9», «10», «12», «13», «15» / 5+3+2+4+6+1+10+3+6+7+1=48 рабочих дней,
  6. ««1», «2», «3», «4», «6», «7», «8», «10», «12», «14», «15» / 5+3+2+4+6+1+4+3+6+5+1=40 рабочих дней,
  7. «1», «2», «3», «4», «6», «7», «9», «10», «12», «13», «15» / 5+3+2+4+6+1+10+3+6+7+1=48 рабочих дня,
  8. «1», «2», «3», «4», «6», «7», «9», «10», «12», «14», «15» / 5+3+2+4+6+1+10+3+6+5+1=46 рабочих дней

Благодаря построению и расчету путей автором ВКР был выявлен критический путь, а именно 49 рабочих дней. После выявления критического пути была снова построена диаграмма Ганта для наглядного изображения календарного плана проекта (рис.3.4 и рис.3.5) .

В этом случае предлагается провести оптимизацию процессов с помощью запараллеливания некоторых процессов. Как мы можем увидеть на рисунке 3.4. и  3.5. несколько процессов, а именно процессы 2 и 3, 5 и 6, 8 и 9, 10 и 11, 13 и 14, были выполнены параллейно, что сократило время.

После оптимизации процессов окончание разработки проекта планируется на 14 августа 2017 года (рис. 3.4.). Данная тенденция оценивается позитивно, поскольку это сокращает планируемы срок разработки социального проекта на 16 дней и это на 23 выигрышнее, чем было до оптимизации.

Рисунок 3.4. Список после оптимизации (список процессов)

Рисунок 3.5. График после оптимизации (диаграмма Ганта)

 

В результате, можно увидеть, что срок сократился до нужно нам. Благодаря этому прослеживается явная экономия времени.

 

3.3.         Оценка эффективности проекта

Разрабатываемый проект является социальным, поэтому оценить экономическую эффективность невозможно. При определении критериев и показателей оценки социальных проектов в качестве основных ориентиром служат общие признаки социальных благ и события, подтверждающие их получение. Например, для демонстрации значимости социального проекта могут быть использованы признаки улучшения соблюдения прав человека, события, характеризующие улучшение выполнения определенных социальных норм.[26]

Для оценки эффективности разработки социального проекта планируется использовать такие методы как:

  1. Метод Дельфи,
  2. Массовый социологический опрос,
  3. Анализ альтернативной стоимости.

Метод Дельфи. Вначале, независимо друг от друга, эксперты в письменной форме излагают свое мнение по поводу оцениваемого проекта. Перед каждым последующим этапом экспертам сообщают об итоговой оценке предыдущего тура. Экспертам необходимо раздать все оценки других экспертов или же ознакомить их с обобщенным вариантом оценки. После этого мы вновь просим экспертов провести оценку проекта, при этом можно снабдить их перечнем уточняющих вопросов. На следующих этапах экспертам сообщают о том, по каким пунктам их оценки совпадают, а по каким они расходятся, просят рассмотреть возможность уточнения последней группы оценок. Обычно ограничиваются тремя-пятью этапами, но оно может быть увеличено для согласования оценок по всем выбранным критериям и показателям. Использование данного метода достаточно сложно и оно требует особой внимательности еще на стадии отбора экспертов. Но главное преимущество данного метода заключается в том, что появляется возможность получения развернутых и объективных результатов.

В ходе использования данного метода автором настоящей ВКР была сформирована экспертная группа из 6 человек, где:

  1. Начальник части МЧС района Братеево – Роликов С.В.,
  2. Сотрудник службы безопасности (с 20-летним стажем) – Алексич О.Е.
  3. Фельдшер скорой помощи – Глазунова Ю.М,
  4. Сотрудник службы «Телефон доверия» – Гаврикова М.И.,
  5. Волонтер (студент) – Миронова Д.А.,
  6. Руководитель проекта «УчебкаPRO» – Дюмин А.Г.

Все эксперты были поделены на 2 группы по 3 человека. В ходе проведения этапов оценки были выдвинуты на рассмотрение следующие вопросы, которые оценивали по шкале от 1 до 10, где 1 – нет/не имеет значения, 10 – да/имеет значение (табл. 3.4.) :

Таблица 3.4.

Дневник экспертных оценок

  Роликов С.В. Алексич О.Е. Глазунова Ю.М. Гаврикова М.И. Миронова Д.А. Дюмин А.Г. Итоговая оценка:
1. Есть в обществе проблемы с обеспечением личностной безопасности?  

80

 

80

 

70

 

80

 

100

 

100

8,5
2.                  Проводит государство программы для улучшения уровня безопасности граждан?  

80

60 70 70 40 80 6,7
3.                  Считаете ли Вы эффективными мероприятия, проводящиеся государством для обеспечения уровня безопасности граждан? 80 60 50 70 40 70 6,1
4.                  Зависит ли безопасность граждан от государства? 90 90 80 90 100 70 8,6
5.                  Нужны ли социальные проекты для поддержки и повышения уровня личностной безопасности граждан? 100 100 100 100 100 100 10
6.                  Будет ли социальный проект эффективен в повышении уровня личностной безопасности? 90 80 90 90 100 100 9,2
7.                  Считаете ли Вы программу по повышению уровня личностной безопасности социального проекта «УчебкаPRO 2.0» интересной? 90 90 70 80 90 100 8,7
8.                  Считаете ли Вы программу по повышению уровня личностной безопасности социального проекта «УчебкаPRO 2.0» эффективной? 80 80 80 90 80 90 8,3
9.                  На Ваш взгляд, полностью ли раскрыл проект «УчебкаPRO 2.0» проблему личностной безопасности? 90 80 80 70 80 90 8,2
10.              Эффективен ли проект «УчебкаPRO 2.0» в повышении уровня личностной безопасности? (есть ли смысл его внедрять/открывать?) 100 100 100 100 100 100 10

 

На основе проведенного анализа  можно сделать вывод, что все эксперты, состоящие в группе оценки, определили, что есть необходимость создания социального проекта. Была выделена проблема, что проводится мало мероприятий со стороны государства или, как отметил самый юный эксперт волонтер Миронова Дарья, о большей части мероприятий ни сами люди не эксперты просто не знают.

Поэтому после проведения четырехчасового анализа и обсуждения был сделан вывод, что содержание данного проекта действительно способно сформировать эффективный инструментарий для повышения уровня личностной безопасности граждан.

Еще одним методом, который использовался для оценки эффективности разрабатываемого проекта, стал массовый анкетный опрос. Опрос прошли 58 человек, которым предлагалось ознакомиться с содержанием и планами разрабатываемого проекта, а также ответить хотелось бы им принять участие в мероприятиях по повышению уровня личностной безопасности и какие мероприятия, проводимые «УчебкойPRO 2.0», самые эффективные по повышению личностной безопасности.

По результатам опроса, проведенного на территории Московского университета им. С.Ю. Вите, а так же во время проведения ежегодных игр на Поклонной горе «Зарница», были получены следующие данные (Рис.3.5. и 3.6.):

Рис. 3.5. Процент желающих принять участие в мероприятиях по повышению уровня личностной безопасности из общего числа опрошенных

 

Рис. 3.6. Оценка граждан по эффективности мероприятий по повышению уровня личностной безопасности

 

Как следует из результатов опроса очень большое количество людей хочет принять участие и получить навыки по повышению уровня личностной безопасности, что еще раз доказывает, что проект эффективен. Единственное, наблюдается тенденция на основе опроса, что малые процент людей хочет обучаться личностной безопасности на основе лекций, поскольку считают это «скучным и легко забываемым процессом». Очень большой процент опрошенных отметил, что обучать таким навыкам лучше со школы, что дало возможность организаторам проекта задуматься о проведении обучающих мероприятиях в школах.

Поскольку неоднократно было отмечено, что проект на данный момент является не финансированным и все средства, вложенные в него это средства его участников, предлагается повысить его эффективность с помощью такого метода, как альтернативная стоимость. Например, 4-х дневное обучение первой медицинской помощи у фонда «Красный крест» стоит около 30-40 тысяч рублей. Мы будем предлагать такую же программу с квалифицированными специалистами, проходящую 3-4 дня где-то в Подмосковье, всего за 15-18 тысяч рублей. Плюс проект будет предлагать некоторые расслабляющие тренинги, например как украсить свою обложку паспорта и т.д., которые будут проходить за символическую стоимость 500р, причем будет делаться скидка студентам в размере 50%. Как показал предыдущий опыт на тренинге «Как реагировать на стресс» и «Ловец снов» есть очень много желающих посетить тренинг и научиться чему-то новому. Первый тренинг посетили 13 человек, второй 17.

Благодаря введению некоторых маленьких коммерческих тренингов и обучений, проект обеспечивает себя небольшой финансовой поддержкой для поддержания большого социального проекта по повышению уровня личностной безопасности граждан.

 

 

 

Заключение

В настоящее время социальный проект представляет собой некий вид деятельности, который создает «путь» к взаимопонимаю между бизнесом и властью, бизнесом и обществом, что призвано способствовать становлению цивилизованного социально-развитого общества в России.

Как говорится во второй статье Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[27].

Безусловно, говоря о личностной безопасности граждан, самым эффективным аппаратом для ее повышения будет  государство. Именно государство должно обеспечивать гражданам своей страны физическую безопасность, помогать установить экономическую стабильность,  должно формировать и контролировать основу безопасных отношений между работником и работодателем и, немало важный пункт, поддерживать и охранять окружающую среду. Но как говорилось ранее, нельзя перекладывать ответственность на одно государство.

Любой человек должен прикладывать усилия для того чтобы формировать и поддерживать свою личностную безопасность. Разумеется, если взрослый человек не работает очень долгое время, то нельзя обвинять государство в отсутствии поддержки или если, например, человек ходит на тайский бокс и осознано позволяет отрабатывать на себе удары, то нельзя опять же обвинить государство в том, что не была защищена личная безопасность гражданина. Но, конечно же, бывают и другие случаи.

В нашей стране есть такие  слои населения, которые нуждаются в поддержке, а та поддержка, которая оказывается им государством, либо ничтожно мала, либо вообще, к сожалению отсутствует. Речь идет об многодетных семьях, сиротах, инвалидах, ветеранах и пенсионерах. Эти люди нуждаются в повышенном внимании не только со стороны государства, но и со стороны общества, но, к сожалению, как показывает практика, очень малому проценту людей есть дело до других.

Разработка социального проекта по повышению уровня личностной безопасности граждан является как никогда актуальной и необходимой разработкой. Как говорилось выше, повышение уровня личностной безопасности будет проходить на базе проекта «УчебкаPRO 2.0». Основными мерами повышения уровня личностной безопасности будут:

  1. Помощь нуждающимся или социально незащищенным слоям населения,
  2. Обеспечение бесплатной поддержкой и консультациями людям, попавшим в тяжелую ситуацию, связанную с нарушением личностной безопасности,
  3. Проведение бесплатных тренингов и чтение лекции о том, как сформировать, сохранить и защитить свою безопасность.

На основе вышеперечисленных мероприятий планируется привлечь молодежь, которая будет оказывать огромный вклад на добровольной основе в поддержание идеи проекта, а в перспективе формировать социально ответственное общество, поддерживающее и повышающее не только личностную безопасность, но и групповую.

Предполагаемая дата начала разработки социального проекта по повышению уровня личностной безопасности граждан «УчебкаPRO 2.0.»: 01 июля 2017 г. Предполагаемая дата окончания проекта: 14 августа 2017 г. Расчетная длительность проекта составит 1 месяц 14 дней.

Состав команды социального проекта:

– директор проекта, руководитель модуля МЧС Дюмин А.;

– руководитель модуля психология Соловьева А.;

– руководитель модуля медицина Муравьева М.;

– маркетолог Лала С.

Список используемых источников и литературы

Законодательно-нормативные документы

  1. Всеобщая декларация прав человека [статья 23,24] 1948г.
  2. Конституция Российской Федерации” (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N -ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) статья 2
  3. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) [N 197-ФЗ статья 209// Основные понятия], от 07.2016
  4. Федеральный закон “О безопасности” [N 390-ФЗ] от 28.12.2010

 

Учебные пособия

  1. Аверин А.Н., Социальная защита отдельных категорий населения. – М.: РАГС, 2012. – 124 с.
  2. Афонин А.М., Управление проектами: Учебное пособие / А.М. Афонин, Ю.Н. Царегородцев, С.А. Петрова. – М.: Форум, 2010. – 184 c.
  3. Берестова Л.И., Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. – М.: Проспект, – 118 с.
  4. Богданов В.В., Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом / Вадим Богданов. — М. : Манн, Иванов и Фербер, — 247 с.
  5. Гостева С.Р. Экологическая безопасность России и устойчивое развитие. Вестник ТГТУ. Том 16. № 3, 2010. -718 с.
  6. Грабовенко Н.В., Крикунова С.Т.Социология: модульный курс.Учебное пособие. – Луганск: ЛНАУ, 2009. – 374 с.
  7. Гультяев, А.К. MS Project 2007 Управление проектами / А.К. Гультяев. – СПб.: Корона-Век, 2012. – 480 c.
  8. Зерчанинова Т.Е. Социальное проектирование организации: методология и практика монография. – Екатеринбург: УрАГС, 2009. – 156 с.
  9. Курбатов В.И, Курбатова О.В., Социальное проектирование. Ростов н/Д., 2011. – 416 с.
  10. Луков В.А., Социальное проектирование 8-е изд., учеб. пособие./Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2011 -240 с.
  11. Мазур И.И., Управление проектами: Учеб.пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» /И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; Под общ. Ред. И.И. Мазура. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2012. – 150 с.
  12. Михайлова Л.А., Безопасность жизнедеятельности, 2-е издание. Издательство Питер, 2013 – 464 с.
  13. Немов Р.С., Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:Просвещение, 2015. – 496 с.
  14. Никифоров, Л.Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Л.Л. Никифоров, В.В. Персиянов. – М.: Дашков и К, 2015. – 496 c.
  15. Попов Ю.И., Управление проектами : Учеб. пособие для вузов / Попов Ю.И., Яковенко О.В. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 208 с.
  16. Прихожан И.А., Управление социальным проектом: практикум для некоммерческих организаций / Волгогр. ин-т гражданского общества, Центр гражданского образования. Волгоград :Принт, 2009. – 232 с.
  17. Русанов С.Н., лекция «Безопасность личности, общества и государства», ГБОУ ВПО Московский Государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова, 2014. – 195 с.
  18. Холостова, Е.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. – М.: Дашков и К, 2016. – 456 c.

 

Периодические издания

  1. Войцеховский С.Н. О понятии и систематике социальных технологий // Социальные технологии и современное общество: Сб. науч. трудов. СПб. 2009. № 6. с.11.
  2. Розин В.М., Мышление в контексте современности // Общественные науки и современность. 2011. №5. с.6.
  3. Щедрин Н.В., Меры безопасности: развитие теории, отличительные признаки и классификация // Правоведение. 2012. № 27. с. 22.

 

Интернет – источники

  1. Алексеев А.Н., Ведров Е.С., Петухов Д.В., Маркетинговые исследования. Часть 2. Издательство: Московский университет им. С.Ю. Витте, Электронная Библиотека МУ им. С.Ю. Витте, 2010 год [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://online.muiv.ru/media/lib/books/marketingovyie-issledovaniya-ch2/xbook196/book/index/index.html
  2. Безопасность личности классификация, 2011. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://manecco.com/bezopasnost/21/vidi-bezopasnosti-lichnosti/
  3. Бородатая М.Н., Ершова Н.Н. Управление инновационной проектной деятельностью: учебно-методическое пособие. Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2014. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://librarynew.gpntb.ru/cgi-bin/irbis64r_simplesite/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=3020&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%8F,%20%D0%9C.%20%D0%9D.
  4. Все для чайников. Как работать с Microsoft Project [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://forkettle.ru/vidioteka/programmy/ofisnye-programmy/146-programmy-ot-majkrosoft/project-dlya-chajnikov/vebinar-novye-otchety-v-microsoft-project-2013/1448-kak-rabotat-s-microsoft-project-2013
  5. Зыкова И.В., Ходырева Е.А. Особенности управления социальным проектом в образовательном учреждении (на примере социального проекта «Подари радость детям») // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56458.htm
  6. Москва 2017, Минимальная пенсия в Москве, 2016. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://moscow-2017.su/socialka/minimalnaya-pensiya-v-moskve/
  7. Открытые системы, Утечки из-за разгильдяйства, 2014. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.osp.ru/news/2012/0926/13014974/
  8. Охрана труда. Информационный ресурс. Безопасность общества и личности. 2014. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ohrana-bgd.ru/bgdobsh/bgdobsh1_25.html
  9. Угрозы безопасности личности, проблемы и факторы. 2013. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://manecco.com/bezopasnost/21/faktori-bezopasnosti-lichnosti-kyltyra-psihologiya/
  10. Языки программирования, Критерии и методы оценки социальных проектов, 2013. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://life-prog.ru/1_5781_kriterii-i-metodi-otsenki-sotsialnih-proektov.html

 

Иностранная литература

                    

  1. Clifford F. Gray. Erik W. Larson Project management: the managerial proces / Oregon State University.− Publisher: McGraw-Hill/Irwin; 4th edition – 2011. – 608 p.
  2. Martin P., Tate K. project Management /Published by John Wiley & Sons, Inc.- 2008. – 263 p.

[1] Войцеховский С.Н. О понятии и систематике социальных технологий. Учебное пособие – СПб: Нева, 2009. – с. 38

[2] Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов. — М.:Просвещение, 2015. – с. 24

[3]Богданов, В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. Учебное пособие — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — С. 19.

[4]Мазур И. И. Управление проектами. Учебное пособие – М.: Омега-Л, 2012. – С. 12.

[5]Мартин П., Тейт К. Управление проектами. Учебное пособие / Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2010. – С. 17.

[6]Клиффорд Ф- Грей, Эрик У. Ларсон Управление  проектами:  Практическое  руководство. Учебное пособие /  Пер  с англ— М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. — С. 10

[7]Мазур И. И. Управление проектами. Учеб.пособие – М.: Омега-Л, 2012. – С. 19.

[8] Луков В.А. Социальное проектирование 8-е изд. Учеб. пособие – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2011. – с. 43

[9] Розин В.М. Мышление в контексте современности // Общественные науки и современность. 2011. № 5. С. 56

[10] Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – с. 113

[11] Прихожан, И.А. Управление социальным проектом: практикум для некоммерческих организаций. Учебник для ВУЗов. – Волгоград: Принт, 2009.- с. 77.

[12] Бородатая М.Н., Ершова Н.Н. Управление инновационной проектной деятельность. Учебно-методическое пособие – Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2014 – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://librarynew.gpntb.ru/cgi-bin/irbis64r_simplesite/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=fullwebr&C21COM=S&S21CNR=3020&S21P01=0&S21P02=1&S21P03=A=&S21STR=%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%8F,%20%D0%9C.%20%D0%9D.

[13] Зыкова И.В., Ходырева Е.А. Особенности управления социальным проектом в образовательном учреждении (на примере социального проекта «Подари радость детям»). Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. – С. 21–23. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56458.htm

[14] Щедрин Н. В. Меры безопасности: развитие теории, отличительные признаки и классификация. Учебник для ВУЗов – М.: Правоведение. 2012. – с. 93.

[15] Безопасность личности классификация, 2011 – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://manecco.com/bezopasnost/21/vidi-bezopasnosti-lichnosti/

[16] Открытые системы, Утечки из-за разгильдяйства, 2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.osp.ru/news/2012/0926/13014974/

 

[17] Русанов С.Н. Безопасность личности, общества и государства. Учебник для ВУЗов – М.: ГБОУ ВПО Московский Государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова, 2014. – с. 68

[18] Москва 2017, Минимальная пенсия в Москве, 2016 – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://moscow-2017.su/socialka/minimalnaya-pensiya-v-moskve/

[19] Аверин А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения. Учебнное пособие – М.: РАГС, 2012. – с. 54

[20] Грабовенко Н.В., Крикунова С.Т. Социология: модульный курс. Учебное пособие. – Луганск: ЛНАУ, 2009. – с. 69

[21]  Мазур И.И., Чумаков А.Н., Глобалистика. Учебник – М.: Радуга, 2013. – с. 112

[22] Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 03.07.2016 N 197-ФЗ, статья 209

[23] Всеобщая декларация прав человека статья 23,24 – 1948г.

[24] Алексеев А.Н., Ведров Е.С., Петухов Д.В., Маркетинговые исследования. Часть 2. Издательство: Московский университет им. С.Ю. Витте, Электронная Библиотека МУ им. С.Ю. Витте, 2010 год [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://online.muiv.ru/media/lib/books/marketingovyie-issledovaniya-ch2/xbook196/book/index/index.html

[25] В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. Социальное проектирование. Учебное пособие – Ростов н/Д: Флинта, 2011г. – с.131

[26] Языки программирования, Критерии и методы оценки социальных проектов, 2013 – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://life-prog.ru/1_5781_kriterii-i-metodi-otsenki-sotsialnih-proektov.html

[27] Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N -ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) статья 2

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.