Содержимое

Анализ эффективности бюджетных проектировок на примере (федерального, регионального, местного) бюджета за 2 года

Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону – как «Форму образования и расходования денежных средств…»

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Первое чтение проекта бюджета состоялось 18 ноября 2016 года после тщательного рассмотрения проекта бюджета и всех госпрограмм. В проекте бюджета 10 тысяч 690 страниц. Это сам проект бюджета и те материалы, которые, в соответствие с Бюджетным кодексом, должны предоставляться вместе с бюджетом – эти материалы составляют половину этого объема. Это основные направления бюджетной политики, налоговой политики, расчеты доходов, перечень полномочий, которые передаются регионам, прогноз Социально-экономического развития и целый ряд других документов, без которых невозможно тщательное рассмотрение бюджета.

Несмотря на последовательное сокращение углеводородного экспорта, сальдо счета внешнеторговых операций все равно осталось позитивным. Причиной тут послужило сокращение импорта – из-за падения и государственных инвестиций, и частных инвестиций, и просто реальных доходов домохозяйств.

Экономика России в 2016 году продолжает постепенно сжиматься, но медленно и без эксцессов. Индекс промышленного производства в среднем по 2016 году составит, вероятно, примерно 97–98% к 2015 году, несмотря на то, что производство углеводородов выросло в натуральном выражении уже более чем на 3%, а средняя цена на нефть в 2016 году обещает быть лишь чуть ниже, чем годом ранее.

На фоне пессимистических ожиданий инвесторов и предпринимателей существенно уменьшился спрос на деньги – остатки средств банков в ЦБ России за девять месяцев 2016 года выросли в два раза (за 2015 год они выросли всего на 19%). При инфляции в районе 6% размер агрегата М2 вырос с начала 2016 года уже на 11%, видимо, за счет вливаний ЦБ в проблемные банки. Денежная база в России продолжает расти быстрее инфляции более восьми лет подряд: только с 2011 года кумулятивная инфляция достигла 50%, в то время как М2 вырос на 85%. Поэтому как минимум некомпетентными выглядят претензии к монетарным властям, что они стерилизуют денежную массу и проводят излишне жесткий монетаристский курс.

Российский бюджет, спланированный снова на три года, не принес никаких новостей о методах управления государством и экономикой. Фактически это просто экстраполяция имеющихся трендов, к которой добавили обычный для Министерства финансов оптимизм. Бюджет исходит из того, что российский ВВП вернется к росту начиная с 2017 года, даже при цене на нефть $40 за баррель.

В натуральном выражении доходы федерального бюджета исторически составляют от 4 млрд до 5 млрд барр. нефти WTI в год (в 2015 году формально они составили 5,33 млрд барр., но здесь сказалось запаздывание в ценообразовании нефти по сравнению со спотовым, в 2016 году этот показатель возвращается на уровень 4,8 млрд барр.). Пока нет никаких причин полагать, что они выйдут за эти пределы и в ближайшие годы.

Правительство полагает, что дефицит в течение всех лет не превысит 3% ВВП в основном за счет появления «дополнительных доходов бюджета», преимущественно от приватизации. Но опыт продажи «Башнефти» и доли в «Роснефти» заставляет скептически относиться к таким прогнозам. Дефицит будет покрыт в основном за счет использования резервных фондов. Правительство также анонсировало планы масштабных заимствований на внутреннем рынке, и 2017 год будет показательным с точки зрения оценки рынком риска такого долга и его стоимости.

Существенно снижаются затраты на оборону. Хотя наши расходы на эту статью бюджета уже в 2016 году были ниже, чем, например, у Саудовской Аравии, в 2019 году по плану они составят $40 млрд – уровень Германии или Японии, на 20% меньше Франции. Формально это говорит о явном отсутствии у руководства России как намерений всерьез воевать, так и опасений относительно внешних угроз. Судя по всему, милитаристский задор пропаганды нужен, чтобы создавать хорошее настроение в обществе, а не для подготовки его к реальной войне. Неформально это говорит о постепенном уменьшении роли лоббистов военно-промышленного комплекса.

Расходы на национальную безопасность практически не растут в 2017 году и далее в реальном выражении сокращаются, достигая к 2019-му примерно уровня 2009 года. Их доля в бюджете немного растет, но это не должно нас обманывать: платежи производятся не долями, а реальными рублями или долларами.

Расходы на образование немного сокращаются номинально и стабилизируются на три года – это будет означать их падение примерно на 20% в реальном выражении. Это сокращение вполне соответствует общему тренду на интенсификацию образовательного процесса. Неудивительно, что правительство, доходы бюджета которого на 99% коррелируют с ценой на нефть, смотрит на образование населения как на статью расходов, которую надо оптимизировать, а не как на, возможно, самые выгодные в современной экономике инвестиции.

Расходы на здравоохранение сокращаются значительно (примерно на уровень 2007 года в реальном выражении), и в 2019 году они будут в реальном выражении еще на 25% ниже.

Все эти сокращения (масштабные – в области ВПК и армии, медицины и образования; застенчивые – в областях, контролируемых ФСБ и МВД) нужны только для одного: чтобы на фоне падающих доходов удержать на приемлемом уровне социальные расходы. Последние в 2017 году растут даже в реальном выражении (впрочем, как и во все предыдущие годы) и стабилизируются в трехлетнем бюджете. Скорее всего, в последующие годы они также будут скорректированы вверх.

Основные характеристики областного бюджета на 2017 – 2019 годы сформированы с учетом обязательств по соблюдению показателей сбалансированности бюджета, принятых Брянской областью в соответствии с заключенными с Минфином России соглашениями.

Несмотря на положительную динамику основных показателей областного бюджета, достигнутую в 2016 году, в 2017 – 2019 годах актуальной остается задача проведения взвешенной бюджетной политики, ограничения роста дефицита бюджета, снижение размера государственного внутреннего долга, а также стимулирование экономического развития и инвестиционной активности. Приоритетом при формировании бюджетных проектировок на 2017 – 2019 годы являлось обеспечение в первоочередном порядке действующих обязательств, оптимизация финансового обеспечения отдельных расходных обязательств.

Основными подходами к планированию бюджетных ассигнований в Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов являются следующие:

1) в качестве объемов бюджетных ассигнований на исполнение действующих обязательств на 2017 – 2019 годы приняты расходы, утвержденные Законом Брянской области от 16 декабря 2015 года № 137-З «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» в первоначальной редакции;

2) объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих обязательств уменьшены по прекращающимся расходным обязательствам ограниченного срока действия;

3) в составе бюджетных ассигнований предусматриваются зарезервированные средства с целью обеспечения участия области в федеральных программах, исполнения «майских» указов Президента России;

4) увеличение объемов бюджетных ассигнований в связи с ростом контингента получателей мер социальной поддержки; корректировка расходов в связи с изменением численности обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Основными целями (приоритетами) бюджетной политики на 2017 – 2019 годы являются:

1) обеспечение сбалансированности бюджетной системы Брянской области в рамках принятых Брянской областью обязательств в соответствии с заключенными с Минфином России соглашениями;

2) финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации, сокращения неэффективных расходов;

3) ограничение принятия новых расходных обязательств областного бюджета, минимизация кредиторской задолженности;

4) безусловное исполнение принятых социальных обязательств перед гражданами с обеспечением принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки;

5) совершенствование нормативного правового регулирования и методологии управления общественными финансами.

Проект бюджета Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов внесен правительством региона в Брянскую областную думу 11 ноября.

Бюджет будущего года запланирован с минимальным дефицитом с учетом ограничений по объему государственного долга.

Параметры проекта документа следующие: объем доходов в 2017 году запланирован в сумме 39 млрд 545 млн рублей, расходы – 39 млрд 580 млн рублей. Таким образом, дефицит составит около 35 млн рублей.

Как сообщается, в структуре доходов основная часть – 23,2 млрд – это собственные доходы. По сравнению с текущим годом, как ожидается, они должны увеличиться на три миллиарда рублей. Наибольший объем расходов бюджета запланирован на отрасли социальной защиты населения (10,7 миллиарда рублей), образования (9,2 миллиарда), здравоохранения (6,0 млрд рублей), включая расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В бюджете по сравнению с текущим годом предусмотрено увеличение расходов на приобретение жилья детям-сиротам (на 40 млн рублей), на лекарственное обеспечение граждан (на 40 млн рублей). Запланированы средства на приобретение машин скорой медицинской помощи (50 млн рублей), обеспечение населения чистой питьевой водой (60 млн рублей).

Отметим, что по сравнению с параметрами бюджета текущего года расходы и доходы выросли: бюджет на 2016 год был утвержден с доходом в 36,9 млн, расходы – в 37,6 млн, дефицит составил 745,7 млн рублей.

Далее рассмотрим прогноз бюджета города Брянска на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Доходы бюджета города Брянска по сравнению с 2015 годом увеличатся на 374,5 млн. рублей или на 7,6 процента в 2018 году и составят 5286,8 млн. рублей. Вместе с тем в 2016 году доходы бюджета уменьшатся на 201,0 млн. рублей или на 4,1 процента по сравнению с 2015 годом и составят 4711,3 млн. рублей.

Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета, снижается по сравнению с 2015 годом на 137,7 млн. рублей или на 9,9 процента в 2018 году и составит 1211,3 млн. рублей. Объем межбюджетных трансфертов в 2016 году снижается на 219,9 млн. рублей или на 16,4 процента по сравнению с 2015 годом и составит 1124,1 млн. рублей.

Проект бюджета города Брянска на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов сформирован, как и в предшествующие периоды, в условиях отсутствия распределения субсидий из областного бюджета.

Предусматривается снижение расходов бюджета города Брянска по сравнению с 2015 годом на 168,7 млн. рублей или на 3,1 процента в 2018 году – расходы составят 5318,9 млн. рублей. Расходы бюджета в 2016 году уменьшатся на 577,5 млн. рублей или на 10,5 процента по сравнению с 2015 годом и составят 4910,1 млн. рублей.

В структуре общего объема расходов бюджета города Брянска первое место занимают расходы, направляемые на образование (2016 год – 62,2%, 2017 год – 60,9%, 2018 год – 60,0%), второе место – расходы на национальную экономику (2016 год – 11,1%, 2017 год – 11,4%, 2018 год – 10,9%), третье место – расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (2016 год – 7,4%, 2017 год – 6,8%, 2018 год – 6,7%).

Структурной особенностью проекта бюджета города Брянска на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов является аналитическое распределение расходов бюджета города Брянска по муниципальным программам города Брянска, приведенное в приложениях к проекту Решения. По сравнению с 2015 годом доля программной части расходов в общих расходах бюджета увеличится с 5,0 процентов до 15,3 процента в 2016, 2017 годах и до 14,8 процента в 2018 году.

Проект бюджета города Брянска на 2016-2018 годы сформирован с дефицитом, который планируется сократить с 198,8 млн. рублей в 2016 году до 32,1 млн. рублей в 2018 году.

В источниках финансирования дефицита бюджета города Брянска предусматриваются существенные внутренние заимствования: в 2016 году в объеме 1363,8 млн. рублей, в 2017 году – 1459,3 млн. рублей, в 2018 году – 1505,5 млн. рублей.

Муниципальный долг увеличится с 1681,9 млн. рублей в 2016 году до 1796,5 млн. рублей в 2018 году. Удельный вес муниципального долга в общем объеме доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений составит 48,1 процента в 2016 году; 47,4 процента в 2017 году; 45,3 процента в 2018 году.

Расходы на обслуживание муниципального долга в 2016 году составят 144,1 млн. рублей. Указанные расходы превысят объем бюджетных ассигнований, направляемых на жилищное хозяйство (118,3 млн. рублей) и сопоставимы с расходами на культуру (136,6 млн. рублей).

Объем платежей на погашение и обслуживание муниципального долга в процентах к общему объему заимствований (коэффициент покрытия) составит в 2016 году 96,0 процентов и в 2017 году – 98,0 процентов. В 2018 году на погашение и обслуживание муниципального долга будет направлено 1576,4 млн. рублей, что составит 104,7 процента объема заимствований.

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных Контрольно-счетной палатой города Брянска, анализ проекта бюджета города Брянска свидетельствуют, что существуют резервы и необходимость повышения эффективности и результативности использования выделяемых бюджетных средств, развития доходного потенциала бюджета города Брянска.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изменениями от 03.11.2013 г.) // СПС Консультант Плюс.
  2. Воронцов, В. Государственный бюджет и государственные долги России / В. Солдаткин. М., 2012. С. 17-21, 51-54, 92.
  3. Павлов А.Г. Современное развитие финансовых систем, как источник проблем управления финансами. М.: Знание, 2014.
  4. Парыгина Е. В. Бюджетная система РФ. М.: Феникс, 2013.
  5. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М.: Юнити, 2010.
  6. Финансы, денежное обращение и кредит. [Текст] / М.В.Романовский, О.В. Врублевская. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 543 с.
  7. Черняк В.З. Экономика в таблицах / В.З. Черняк. М., 2012. С.158 – 159.
  8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Электронные данные – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2015. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main /rosstat/ru/;
  9. Официальный сайт Минфина РФ [электронный ресурс]: – Режим доступа: www.minfin.ru

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.