Содержимое

Введение

В экономических отношениях любой страны финансы занимают особое место. Главная финансовая специфика это то, что они постоянно выступают в денежной форме, а также имеют распределительный характер, показывают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

В настоящее время виды финансовых отношений претерпевают обстоятельные изменения. Установление рынка и предпринимательства в Российской Федерации предполагало не только минимизацию государственного вмешательства в экономику, но и приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, а также развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей организаций, финансовое оживление народного хозяйства, создание соответствующей системы финансовых отношений. Также, организации и их участие в сфере финансовых отношений, показывают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей и уровней народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятия являются формой предпринимательской деятельности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях нестабильной экономической среды, введенных санкциях и эмбарго, высокой инфляции, непредсказуемой налоговой, бюджетной и денежно кредитной политики государства значительная часть предприятий вынуждена проводить политику выживания, т.е. ограничиваться решением текущих, краткосрочных финансовых проблем. Однако рыночная ситуация требует разработки финансовой политики на будущее, т.е. финансовой стратегии.

Целью данной работы является исследование сущности деятельности исполнительных органов власти в области финансов.

Задачами данной курсовой работы является:

– рассмотреть формы и методы финансового регулирования. Финансовый контроль;

– выявить особенности системы органов управления финансами;

-проанализировать эффективность финансового контроля;

– определить эффективность и контроль за использование бюджетных средств;

– рассмотреть исполнение бюджета за 2017 г.

Предметом данного исследования выступают ряд вопросов, касающихся финансовой стабильности страны – формирование и реализация финансового контроля.

Объектом выступает исполнительная власть, осуществляющая контроль в сфере финансов РФ.

Для написания данной работы были использованы учебная литература и справочники, экономические статьи из журналов и газет, а также ряд нормативных документов и ресурсы Интернет.

Аналитическая часть работы имеет практический, а главное наглядный характер благодаря построению таблиц с помощью прикладного пакета Microsoft Excel.

Глава 1. Полномочия органов исполнительной власти в сфере финансов

1.1 Формы и методы финансового регулирования. Финансовый контроль

1.2 Система органов управления финансами

 

Финансовый контроль – это основа управления финансовой системой, основной задачей которой является отслеживание правильности осуществления финансовых сделок в процессе финансовых отношений и выявления нарушений, с целью предупреждения дисфункции финансовой системы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ ст.265, существует определенный перечень видов государственного (муниципального) финансового контроля:

  • Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
  • Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
  • Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
  • Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
  • Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности. [2, с.65]

В свою очередь формы финансового контроля имеют следующую классификацию:

1) время проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий;

2) субъекты контроля – президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный аудиторский;

3) объекты контроля – бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой [11, с.110].

В финансовой теории выделяют – обязательный (внешний), инициативный (внутренний) финансовый контроль.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе законодательства Российской Федерации и проводится по следующим положениям::

  • в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных органов власти за исполнение бюджета по итогам за год;
  • по решению компетентных государственных органов.

Так например это можно отнести, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, к налоговым проверкам, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчётности предприятий и организаций и т.д. Инициативный (внутренний) контроль не является следствием финансового законодательства, но выступает неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Под методами финансового контроля понимают приемы, способы, средства его осуществления. Проведение методов финансового контроля, как правило, всегда планируется. Систему методов финансового контроля составляют: аудит, ревизия, проверка, анализ финансово – хозяйственной деятельности.

Аудит – независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия построенная на основе проверки соблюдения правил и порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности всех сторон хозяйственной деятельности предприятия.

Ревизия – наиболее качественный метод последующего контроля, целью которой является – изучить, с помощью специальных приемов документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций.

Тематическая проверка (обследование), отличается от ревизии тем, что проводится по определенному перечню вопросов или по одной теме с помощью ознакомления на месте с отдельными участками (сторонами) хозяйственной и финансовой деятельности.

Счетная проверка отчетности – контроль правильности и адекватности бухгалтерских отчетов и балансов. Это одна из последующего контроля, осуществляемого планомерно финансовыми органами, которые контролируют расчеты предприятий и производственных объединений по платежам из прибыли.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово – бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение – является постоянным контролем со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

 

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2. Анализ эффективности деятельности исполнительных органов власти в области финансового контроля

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Эффективность финансового контроля

2.2 Эффективность и контроль за использование бюджетных средств

Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений. Наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного финансового контроля является необходимым условием существования сильного демократического государства и важным фактором государственного строительства. Происходящие на современном этапе в России процессы укрепления государственности объективно связаны с необходимостью повышения в них роли государственного финансового контроля. Однако на пути к этому существует ряд препятствий. Одним из них и, вероятно, наиболее серьёзным является отсутствие соответствующей реалиям правовой и методологической базы государственного финансового контроля [1, с. 39].

Следствием этого становится проблема чёткости используемого в теории и практике понятийного аппарата, что приводит к определённому недопониманию и двусмысленности. Речь идёт о смешении таких понятий как «государственный финансовый контроль», «внешний государственный финансовый контроль», «внутренний государственный финансовый контроль». В последнее время ситуация усугубляется ещё и попыткой внедрения нового, нетрадиционного для России понятия «государственный аудит», которое заимствовано из зарубежного опыта.

Тем не менее, как утверждает Председатель Счётной палаты РФ С.В. Степашин, оно призвано помочь «избавиться от путаницы с многочисленными “контролями”» [2]. Обратимся к проблеме разграничения указанных понятий, акцентируя при этом внимание на выделении сущностных черт государственного аудита. Наиболее общим среди названных является понятие «государственного финансового контроля», под которым понимается регулируемая правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющая своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов [3, c. 333].

Государственный финансовый контроль является одной из функций управления, представляющей систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта для оценки обоснованности и эффективности принятых финансово-управленческих решений, выявления возможных отклонений с целью принятия корректирующих мер [4]. По мнению Ю.М. Воронина, государственный финансовый контроль осуществляется в двух формах – внутренний и внешний контроль [1, с. 70]. Однако не все исследователи согласны с такой концепцией. Так, В.А. Двуреченских, Е.А. Чегринец и Ю.А. Чернавин отстаивают подход, согласно которому методологически недопустимо объединять под единым наименованием (государственный финансовый контроль) явления, отличающиеся по своим объектам, субъектам и результатам. Они предлагают использовать понятие «государственный финансовый контроль» вместо термина «внутренний государственный финансовый контроль», а понятие «государственный аудит» вместо термина «внешний государственный финансовый контроль» [5, с. 218].

Различные авторы по-разному подходят к классификации форм государственного финансового контроля. Так, если в основу этой классификации закладывать характер связи контролирующей и контролируемой организации, то к внутреннему контролю относится проверка, осуществляемая ведомственным органом контроля, подразделением, специально созданным в самом аппарате того или иного органа государственной власти или иной государственной организации. С.А. Агапцов различает контроль внутренний и внешний «с точки зрения принадлежности контрольных функций… Службы внутреннего контроля создаются внутри отдельных ведомств и организаций, в то время как внешние контрольные службы не являются частью организационной структуры проверяемых учреждений» [6, с. 11]. В.М. Родионова и В.И. Шлейников считают, что внутренний финансовый контроль – это «независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, проводимой им в собственных интересах. Внутренний контроль подчиняется создавшему его руководителю…» [7, с. 25].

По мнению В.В. Бурцева, внешний контроль осуществляется контрольным органом, внешним по отношению к данному органу власти, ведомству, организации и не входящим в его структуру (например, проверка налоговой службой любого другого министерства или ведомства) [8, c. 81]. Несмотря на то, что каждый из этих исследователей по-своему подошёл к определению понятий «внутреннего» и «внешнего» государственного финансового контроля, все они отмечают факт, обосновывающий несостоятельность внутреннего государственного финансового контроля и необходимость существования дополнительного – внешнего контроля. Данный факт заключается в том, что внутренний контроль не может быть в полной мере независимым, так как его субъекты включены в структуру либо ведомственной сети, либо отдельной организации и подчиняются руководству своей организации. В связи с этим, нельзя согласиться с рядом авторов, которые критикуют применение слов «внутренний» и «внешний» для обозначения форм контроля [1, с. 74; 5, с. 219]. «Внутренний» в данном случае означает внутрисистемный контроль, то есть находящийся внутри структуры исполнительной власти, в то время как внешний контроль не входит в неё и является внешним по отношению к контролируемым исполнительным органам институтом, не связанным сними и, как следствие, независимым. Этот внешний государственный финансовый контроль и принято в последнее время именовать «государственным аудитом». Государственный аудит в правовом демократическом государстве играет важнейшую роль. Демократия как форма правления предусматривает контроль со стороны народа (как методами прямой демократии, так и опосредованно при помощи избранных народом представителей) не только за принятием решений, но и за их исполнением. Контроль является одной из институциональных форм такого политического института современной представительной демократии, как доступ к альтернативным источникам информации [9, с. 85].

Доступа нет, контент закрыт

2.3 Исполнение бюджета за 2017 г.

Основной частью экономической системы является финансовая политика, которая направлена на эффективное использование финансовых ресурсов государства, а также установление контроля за некоторыми экономическими процессами, оказывающими непосредственное влияние на государственный бюджет, финансовую систему, и на всю социально-экономическую сферу в целом.

Таблица 1 – Исполнение консолидированного бюджета российской федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов млрд. рублей

  Доходы Расходы Профицит, дефицит (-)
2017г.
Январь 1726,3 981,1 745,2
Январь-февраль 3579,8 3373,5 206,3
I квартал 5960,4 5432,0 528,4
Январь-апрель 8498,3 7778,7 719,7
Январь-май 10572,3 9519,8 1052,6
I полугодие 12671,2 11583,6 1087,6
Январь-июль 15108,2 13720,4 1387,8
Январь-август 17143,4 15631,6 1511,7
Январь-сентябрь 19221,4 17679,1 1542,3
Год 26371,1 27216,0 -844,9
2017г.
 Январь 1661,5 1833,3 -171,7
Январь-февраль 3403,0 4237,1 -834,1

 

Оценкой эффективности служит отчет об исполнении государственного бюджета и его структура, что позволить отследить сильные и слабые стороны в финансовом планировании и регулировании.

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение

Комплексное государственное воздействие на финансовые потоки в производственной сфере – это важная необходимость в финансовом управлении, начиная с подготовительно-информационной стадии и кончая заключительно-финансовой стадией, на которой решаются принципиальные вопросы распределения полученной прибыли, в целях поддержки предпринимательской инициативы и обеспечения расширенного воспроизводства.
В данной работе осуществлен анализ финансовых процессов с разных аспектов. В теоретической части работы приведены научные факты, подтверждающие актуальность и значимость выбранной темы в реальном времени, т.к. финансовая политика – это сложный механизм, ведения, систематизации, распределения и контроля за финансовой системой страны, рассматривающийся с разных сторон.
Функции и права в сфере государственного финансового контроля Министерство финансов РФ осуществляет через свои структурные подразделения: Департамент финансового контроля и аудита, Главное управление федерального казначей¬ства, а также контрольно-ревизионные органы Министерства фи¬нансов РФ в субъектах РФ.
Территориальные контрольно-ревизионные органы осущест¬вляют последующий финансовый контроль на территории соот¬ветствующего субъекта РФ:
а) контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государ¬ственных внебюджетных фондов;
б) проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности ор¬ганизаций любых форм собственности по мотивированным пос¬тановлениям правоохранительных органов;
в) контролируют своевременное устранение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управле¬нием организаций, а также возмещение ими причиненного ущер¬ба и т.д.
Структурным подразделением центрального аппарата Минфи¬на России является Главное управление федерального казначей¬ства. Оно возглавляет систему органов федерального казначейст¬ва, которая складывается из органов казначейства в субъектах РФ, а также в городах, районах и районах в городах. Одной из главных задач органов федерального казначейства является: контроль за исполнением федерального бюджета, а также за поступлением и использованием внебюджетных феде¬ральных средств.
Министерство по налогам и сборам, а также подчиненные ему налоговые органы на уровне субъектов РФ также являются органами специальной компетенции, осуществляющими госу¬дарственный финансовый контроль.
Правом контролировать соблюдение на¬логового законодательства и по результатам составлять акты на¬логовой проверки обладают таможенные органы.
Финансовый контроль органов исполнительной власти специ¬альной компетенции имеет место и в системе ведомств и называ-етсяведомственным финансовым контролем.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют минис¬терства, ведомства, в отношении подчиненных им организаций. Как правило, для этого в министерствах и ведомствах создаются специальные контрольно-ревизионные отделы, управления или группы. Вся контрольная деятельность министерств и ведомств в отношении подчиненных; организаций проходит под началом руководителя министерства и ведомства, а в ряде случаев и Пра¬вительства РФ.
Государственный финансовый контроль осуществляют банки, когда наделены государством властными полномочиями в сфере государственных финансов.

Список литературы

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // http://base. consultant.ru.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 29.11.2014 N 383-ФЗ (в последней редакции) // http://base. consultant.ru.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 1.09.2014. № 51-ФЗ (в последней редакции) // http://base. consultant.ru.
Книги изданные под фамилией авторов
4. Бурцева С.А. Статистика финансов [Текст]: учебник/ Бурцева С.А. – Электрон. текстовые данные. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 288 c
5. Грязнова А.Г. Финансы [Текс]: учебник/ Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. – Электрон. текстовые данные. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 496 c.
6. Кабанцева Н.Г. Финансы [Текст]: учебное пособие/ Кабанцева Н.Г. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. – 296 c.
7. Кривов В.Д. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебное пособие/ Кривов В.Д., Мамедова Н.А. – Электрон. текстовые данные. – М.: Евразийский открытый институт, 2015. – 392 c.
8. Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Тект]: учебное пособие/ Кузнецова Е.И. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 687 c
9. Марченко С.В., Дмитриева И.Е., Коломиец Л.Г., Голубина Ж.И. Актуальные проблемы финансов [Текст] учебное пособие для студентов вузов / под редакцией С.В. Марченко. Пятигорск, 2014. – 336 с.
10. Международные финансы. Часть 1 [Текст]: учебник/ И.З. Ярыгина [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М.: Прометей, 2016. – 194 c.
11. Молокова Е.И. Бюджетирование в системе управления финансами организации [Текст]: монография/ Молокова Е.И., Толмачев А.В. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 160 c.
12. Николаева Т.П. Теория финансов [Текст]: учебное пособие/ Николаева Т.П. – Электрон. текстовые данные. – М.: Евразийский открытый институт, 2016. – 424 c.
13. Нешитой А.С. Финансы [Текст]: учебник/ Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2016. – 525 c.
14. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник/ Нешитой А.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2015. – 640 c.
15. Новикова М.В. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебное пособие/ Новикова М.В. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Научная книга, 2015. – 159 c.
16. Полякова Е.В. Финансы и кредит [Текст]: учебное пособие/ Полякова Е.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Экзамен, 2015. – 72 c.
Электронные ресурсы
17. Молчан А.С. Антикризисное управление финансами [Электронный ресурс] / Молчан А.С., Хашева З.М. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15414
18. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс]: учебник/ Подъяблонская Л.М. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15345
19. Финансы и финансовый рынок [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.Е. Кобринский [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20175
20. Черская Р.В. Финансы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Черская Р.В. – Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13913.



Соблюдайте авторские права

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Не сдавайте скачанную работу

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.