Содержимое

Местные налоги, экономическая сущность, необходимость и проблемы взимания

Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет около 80%. В Российской Федерации этот показатель значительно ниже и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития.

Проблема местного налогообложения весьма актуальна для российской экономики. Для того чтобы органы местного самоуправления могли
осуществлять свои функции, они должны иметь финансовую базу.
Местные налоги являются одним из источников формирования местных
бюджетов.

К местным налогам относится:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор [6, с.154].

Местные налоги и сборы вводятся на территории поселений, городских
округов и муниципальных районов по решению местных властей. При
этом органы местного самоуправления обязаны ориентироваться на федеральные нормативно-правовые акты, в которых прописан порядок, условия и специфика введения этих обязательных платежей в рамках конкретной территории.

В Российской Федерации доля местных налогов в формировании местных бюджетов незначительна, формирование указанных бюджетов во
многом определяется отчислениями от федеральных налогов (таблица 1).

Анализ данных представленных в таблице 1 показал, что налоговые доходы уменьшились в исследуемом периоде на 6,9%. Однако, поступления
местных налогов в местные бюджеты увеличиваются. Поступления налога
на имущество физических лиц увеличилось с 19808 млн. руб. в 2013 году
до 25688 млн. руб., или на 29,7%.

Таблица 1

Поступления местных налогов в местные бюджеты в РФ в 2013-2015 годах

Наименование 2013 2014 2015 Темп роста 2015 от 2013 , %
млн.

руб.

уд.

вес,%

млн.

руб

уд.

вес,%

млн.

руб

уд.

вес,%

Всего поступило доходов, в т.ч. 1041791 100 943837 100 970326 100 93,1
Земельный налог 137817 13,2 155252 16,4 163753 16,9 118,8
Налог на имущество физических лиц 19808 1,9 23236 2,5 25688 2,6 129,7

Поступления земельного налога увеличились с 137 817млн. руб. в 2013 году до 163 753 млн. руб. в 2015 году или на 18,8 процентов.

Удельный вес земельного налога в налоговых доходах местных бюджетов составлял в 2012 году 13,2%, а в 2015 году увеличился до 16,9 процентов. Удельный вес налога на имущество физических лиц также увеличился с 1,9% в 2013 году до 2,6% в 2015 году. Динамика доли удельного веса местных налогов в налоговых доходах местных бюджетов отображена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика удельного веса местных налогов в налоговых доходах местных бюджетов в 2013-2015годах

Система местных налогов, как и налоговая система в целом, нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с
другой, служить инструментом местной социально-экономической политики
, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения
законов и свободу действий на местах [5, с.154].

Налоговая политика, проводимая муниципальными образованиями, является одним из инструментов достижения экономической устойчивости
муниципального образования. Предоставление налоговой льготы налогоплательщикам будет целесообразным тогда, когда общая сумма налоговых поступлений в местный бюджет после предоставления налоговой льготы будет не меньше суммы налоговых поступлений за тот же период до предоставления льготы.

В России на сегодняшний день не существует единой, научно обоснованной методики оценки эффективности налоговых льгот. Муниципальные образования активно формируют свои системы оценки эффективности налоговых льгот, которые имеют существенные различия, зачастую, носят декларативный характер и не обеспечивают точность оценки. При этом в основном используется оценкам бюджетной и социальной эффективности.

Поэтому необходимо разработать обоснованную методику для оценки
эффективности от предоставления как действующих, так и планируемых к
введению налоговых льгот по местным налогам. Целями проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам должны являться:

– минимизация потерь местных бюджетов, связанных с предоставлением налоговых льгот по местным налогам;

– достижение стабильной производственной, финансово-экономической
деятельности организаций, создание экономических условий для развития
инвестиционной деятельности в муниципальном образовании;

– проведение социальной политики в сфере занятости населения.

Задачи

1. Определить налог НДФЛ за октябрь текущего года, если известно, что оклад работника 30000 рублей, премия за напряженность и сложность работы составляет 12% ежемесячно, надбавка за стаж работы в отрасли – в размере 30% ежемесячно. Работник имеет 2 детей в возрасте до 18 лет.

Решение:

Работник имеет право на социальный вычет в размере 1400*2 =2800 руб.

Определим размер дохода работника = 30000+30000*12%+30000*30%=

=30000+3600+9000=42600 руб.

Налоговая база = 42600-2800=39800 руб.

НДФЛ = 39800*13%=5174 руб.

2. Начислить налог на прибыль к уплате за 1 квартал текущего года, если доходы от оптовой продажи составили 20000 тыс. руб. (без НДС), а расходы следующие (без НДС): Фонд заработной платы – 1500 тыс.руб. (страховые взносы рассчитать по обычной ставке), арендная плата за офисное и складское помещения – 700 тыс. руб, амортизация основных фондов (начислена линейным способом) – 250 тыс. руб., приобретение оборудования с учетом доставки – 16000 тыс. руб. Показать распределение налога между бюджетами разных уровней.

Определим налоговую базу.

Страховые взносы составляют 30% от фонда оплаты труда = 1500*30%=450 тыс.руб.

Общие расходы составят: 1500+450+700+250+16000=18900 тыс.руб.

Налоговая базы = 20000-18900=1100 тыс.руб.

Налог на прибыль = 1100*20%= 220 тыс.руб.

Федеральный бюджет = 1100*2%= 22 тыс.руб.

Региональный бюджет = 1100*18%=198 тыс.руб.

3.Начислить страховые взносы за 1 квартал текущего года (помесячно) и распределить между бюджетополучателями, если фонд оплаты труда составил 550 тыс. руб. за месяц, в том числе сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц 1966 г.р. и старше – 150 тыс. руб., 1967 г.р. и моложе –400тыс. руб. Иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих/пребывающих на территории Российской Федерации, в организации нет. Код тарифа организации- налогоплательщика- 52.

Решение:

Тарифы страховых взносов организаций и ИП, указавших код 52, зависят от величины базы для начисления взносов на одного работника. Тарифы страховых взносов в 2016 году составляют (ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ):

Фонды База, руб. Ставка, %
Пенсионный фонд в пределах 796 000 22
свыше 796 000 10
Фонд социального страхования в пределах 718 000 2,9
свыше 718 000 0
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования независимо от величины 5,1

При этом для лиц старше 1966 года рождения все 22% отчислений идут на страховую часть пенсии, а для лиц моложе 1966 года рождения 6% идут на накопительную часть пенсии, а 16% на страховую часть пенсии.

То есть от 150 тыс.руб. все выплаты пойдут на страховую часть: 150*22%=33 тыс.руб.

От 400 тыр.руб. 6% пойдет на накопительную часть : 400*6%= 24 т.р.

От 400 тыр.руб. 16% пойдет на страховую часть : 400*16%= 64 т.р.

В фонд социального страхования зачисляется 2,9%: 550*2,9%=15,95 тыс.руб.

В федеральный фонд обязательного медицинского страхования зачисляется 3,1%: 550*3,1%=17,05 тыс.руб.

В территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 2%: 550*2%= 11 тыс.руб.

Распределение фонда оплаты труда, тыс.руб.

Месяц Пенсионный фонд ФОМС ФСС
Страховая часть Накопительная часть федеральный территориальный
январь 33

64

24 17,05 11 15,95
февраль 97 24 17,05 11 15,95
март 97 24 17,05 11 15,95

4. Рассчитать НДС к уплате в бюджет за 1 квартал текущего года, если стоимость покупных товаров составила 4500 тыс. руб. с НДС, они реализованы с наценкой 10% (цена приобретения включает НДС), а стоимость выполненных работ – 4500 тыс. руб. с НДС. При выполнении работ использованы материалы на сумму 3400 тыс. руб. с НДС.

Решение:

НДС при покупке товаров = 4500*18/118=686,44 тыс. руб.

Цена продажи составит: 4500*110%=4950 тыс.руб.

НДС с цены продажи = 4950*18/118=755,08 тыс.руб.

НДС с выполненных работ = 4500*18/118=686,44 тыс.руб.

НДС с материалов = 3400*18/118=518,64 тыс.руб.

Тогда сумма НДС к уплате = НДС с цены продажи + НДС с выполненных работ – НДС при покупке товаров-НДС с материалов = 755,08+686,44-686,44-518,64=236,44 тыс.руб.

5. Рассчитать налог на имущество организации к уплате за 1 квартал, если первоначальная стоимость объекта, купленного в декабре прошлого года, на 01.01.2016 года составляет 2000 тыс. руб. без НДС, а объект основных фондов является единственным на балансе компании, относится к 6 амортизационной группе, амортизация начисляется нелинейным способом без использования амортизационных премий с минимально возможным сроком полезного использования, выраженным в месяцах.

Организация находится на территории Брянской области, не имеет льгот по налогу. Код вида имущества – 3. ОКАТО – 15401000000.

Решение:

На территории Брянской области согласно закону «О налоге на имущество» действует налоговая ставка в размере 2,2%.

Для исчисления налога на имущество за квартал нужно определить остаточную стоимость на начало каждого месяца 1 квартала.

Для 6 амортизационной группы размер ежемесячная норма амортизации составляет 1,8%.

На 01.01.2016 года = 2000 тыс.руб.

За январь амортизация составит: 2000*1,8%=36 тыс.руб.

На 01.02.2016 года = 1964 тыс.руб.

За февраль амортизация составит 1964*1,8%= 35,35 тыс.руб.

На 01.03.2016 года стоимость =1964-35,35=1928,65 тыс.руб.

За март амортизация составит: 1928,65*1,8%=34,72 тыс.руб.

На 01.04.2016 года стоимость = 1893,93 тыс.руб.

Тогда средняя стоимость имущества за 1 квартал = (2000+1964+1928,65+1893,93)/4=1946,65 тыс.руб.

Тогда налог на имущество = (1946,65*2,2%)/4=10,71 тыс.руб.

6 .Начислить годовую сумму транспортного налога по автомобилю грузового типа, приобретенному организацией Брянской области в октябре текущего года согласно варианту. Мощность двигателя составляет 200 л.с.

Решение:

В брянской области на 2015-2016 годы для грузовых автомобилей с мощностью 200 л.с ставка составляет 40 руб. на 1 л.с.

Сумма налога = Налоговая ставка*лошадиные силы*кол-во месяцев использования/12.

Сумма налога = 40*200*3/12=2000 руб.

7.При упрощенной системе налогообложения определить более выгодную для предприятия базу, если за год планируется получить общую сумму доходов в размере 45000 тыс. руб., а расходы, поименованные в перечне НК РФ, составляют 18000 тыс. руб. Сумма начисленных и уплаченных страховых взносов за год составляет 1080 тыс. руб.

Решение:

При упрощенной системе налогообложения «доходы» ставка налога составляет 6%, то есть 45000*6%=2700 руб.

При упрощенной системе налогообложения «доходы-расходы» ставка налога составляет 15%, то есть (45000-18000-1080)*15%=3888 руб.

Таки образом, организации выгоднее применять упрощенную систему налогообложения «доходы».

8. На территории г. Брянска общество с ограниченной ответственностью в январе-марте занимается розничной торговлей, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы площадью 100 кв.м. (с продажей ювелирных
изделий), по которому в 2012 г. установлена обязанность исчисления и уплаты ЕНВД в соответствии с данными варианта по таблице. Значения корректирующих коэффициентов принять по данным таблицы (К2) и по нормам текущего года (коэффициент-дефлятор К1 устанавливается на календарный год Министерством экономического развития и торговли РФ (п. 2 распоряжения Правительства РФ от 25.12.2002 № 1834-р). В 2012 году составляет 1,4947 согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 01.11.2011 № 612). За налоговый период начислены страховые взносы – по данным таблицы, 50 тыс. руб., уплачено – 90% взносов. Определить сумму ЕНВД к уплате за 1 квартал текущего года и указать срок его уплаты.

Решение:

ЕНВД = БД*К1*К2*ФП*0,15

БД — базовая доходность.

К1 — коэффициент дефляции, установленный правительством РФ.

К2 — это корректирующий коэффициент. Назначается властями местного самоуправления и по их желанию.

ФП — физические показатели предприятия. Это общее количество единиц измерения, указанных в пункте «базовая доходность». Для предпринимателей в области розничной торговли требуется посчитать квадратные метры, на которых размещена торговая точка (точки), для организаций по оказанию бытовых услуг — это число работников, для автотранспортных предприятий по доставке грузов — количество автотранспорта и т. д. При расчёте единого налога ФП округляются до целых чисел.

0,15 — это 15% от рассчитанного вменённого дохода, которые и надо уплатить в бюджет.

ФП = 100 кв.м.

БД = 1800 руб. (на основании НК)

К1 = 1,4947

К2 = 0,363 (на основании закона Брянской области)

Налоговая база = 1800*100*1,4947*0,363=97663,70 руб.

Тогда ЕНВД за год = 97663,70*0,15=14649,55 руб.

Тогда ЕНВД за 3 месяца = 14649,55/12*3=3663,39 руб.

Размер налога может быть уменьшен на сумму страховых взносов.

Страховые взносы составят 50000*90%=45000, но сумма рассчитанного налога может уменьшена не более чем на 50%, то есть сумма ЕНВД составит 3663,39/2= 1831,70 руб.

Список литературы

  1. Налоговый Кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.98 г. №146-ФЗ
  2. Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая. Федеральный закон от 05.08.00 г.№117-ФЗ
  3. Пансков, В.Г.    Налоги и налоговая система Российской Федерации : учеб. для вузов по специальностям «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет, анализ и аудит» / В. Г. Пансков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2012. – 494 с.
  4. Налогообложение : планирование, анализ, контроль : учеб. пособие для студентов по специальности «Налоги и налогообложение» / А. В. Гвоздикова [и др.] ; под ред. Л.Е. Голищевой. -М.:КНОРУС, 2013. – 271с.
  5. Налоги и налогообложение» / Л. В. Попова, И. А. Дрожжина, Б. Г. Маслов. – М.: Дело и Сервис, 2014. – 271 с.
  6. Скрипниченко В.А.Налоги и налогообложение : [учеб. пособие для вузов] / В. А. Скрипниченко ; Ин-т проф. бухгалтеров и аудиторов России. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер : БИНФА, 2014. – 463 с.
  7. Косов, М.Е.    Налогообложение физических лиц : учеб. пособие для вузов по специальности 080107 «Налоги и налогообложение» / М. Е. Косов, И. В. Осокина. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 365 с.
  8. Ушак, Н.В.    Теория и история налогообложения : учеб. пособие [для вузов] по специальностям «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / Н. В. Ушак. – М. : КНОРУС, 2013. – 328 с.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.