Содержимое

Налоговый кредит

Под термином «налоговый кредит» подразумевают налоговую льготу, которая предоставляет налогоплательщику возможность перенести установленный срок уплаты сбора на более поздний период. Используя его, компания получает возможность направить дополнительные средства на развитие своего бизнеса [4, с.54].

На рисунке представлены основания предоставления налогового кредита.

Основания предоставления налогового кредита

Рисунок 1 – Основания предоставления налогового кредита

Система налогового кредита образована совокупностью элементов, которые определяют ее эффективность и функционирование. К подобным элементам относят [7, с.132]:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение налогооблагаемой базы;
  • налоговые каникулы – временное освобождение от налога (частичное или полное);
  • отсрочка налоговых платежей либо предоставление рассрочки по их уплате;
  • зачет или возврат налога, который был уплачен в предыдущем периоде;
  • замена налоговой выплаты другим обязательством (например, поставкой в натуральной форме, то есть производимой продукцией).

Налоговый кредит оформляется в письменной форме путем заключения договора с уполномоченными государственными органами. Главным отличием от классического кредита является возможность исключения в некоторых случаях принципа платности (то есть проценты на сумму предоставленного налогового кредита не начисляются). Также при наличии достаточных оснований есть возможность заключения с одним субъектом нескольких договоров налогового кредита.

Налоговый кредит является государственным инструментом регулирования экономики и обычно используется при дефиците государственного бюджета, когда недостаточно прямых источников финансирования для поддержки бизнеса. Такой кредит применяется при различных обстоятельствах. Назовем самые распространенные случаи использования [3, с.54]:

  • сезонный характер деятельности налогоплательщика;
  • риск банкротства юридического лица в случае единовременной выплаты налога либо неудовлетворительное имущественное положение физического лица;
  • убытки налогоплательщика, возникшие в результате катастрофы либо стихийного бедствия;
  • задержка оплаты по договорным обязательствам со стороны государства;
  • перемещение товаров через границу (в случаях, предусмотренных таможенным законодательством страны).

Действующее законодательство различает рассрочку, отсрочку и налоговый инвестиционный кредит. Первые две формы может использовать предприятие, у которого возникли трудности с платежеспособностью. А оформление инвестиционного кредита связано с определенными затратами, которые компания понесет в будущем.

Рассрочку и отсрочку можно оформить на относительно короткое время – от тридцати дней до полугода. Налоговый инвестиционный кредит позволяет перенести сроки платежа максимум до пяти лет.

Но изменение срока платежа не освобождает предприятие от обязанности в конечном итоге уплатить налог. Просто срок платежа переносится на более позднее время.

Действующее законодательство наделяет соответствующей компетенцией такие органы [5, с.65]:

  • министерство финансов;
  • основной финансовый орган отдельного субъекта федерации;
  • сотрудников таможенного комитета;
  • органы, в компетенцию которых входит следить за внесением пошлины;
  • внебюджетные фонды.

Инвестиционный – может быть предоставлен в случаях ведения налогоплательщиком научной деятельности, осуществления инновационных разработок или модернизации производства, выполнения особо важных задач (например, оказание населению социально значимых услуг, выполнение государственного заказа по развитию региона или оборонного заказа). Помимо местных и региональных налогов кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль.

Инвестиционный кредит можно оформить в таких случаях [4, с.112]:

  • если организация обновляет свое производство;
  • компания занимается созданием инновационных продуктов;
  • профилем предприятия является оказание стратегически важных услуг населению;
  • компания занята выполнением заказа, который имеет важное значение для развития региона.

Срок его использования колеблется от одного года до пяти лет. Конкретный период времени, а также сам размер кредита зависит от обстоятельств, которые послужили основанием для его оформления. Но даже самая крупная сумма не может уменьшать размер подлежащего к уплате платежа более чем наполовину.

В отдельных случаях изменение срока платежа сопровождается предоставлением налогоплательщиком обеспечения в форме поручительства или залога имущества. Причем может быть использовано имущество как организации, которая получает налоговый кредит, так и любой другой компании. Имущество, переданное в залог, не может служить объектом других сделок. Оно может храниться у своего законного владельца или у налоговой, но последняя отвечает за его сохранность. По договору поручительства обязанности налогоплательщика, который не смог заплатить налог и пеню, выполняются поручителем. Нужно отметить, что указанные способы обеспечение применяются только по согласию двух сторон.

На законодательном уровне установлен перечень фактов, наличие которых исключает возможность изменения срока уплаты. К ним относятся следующие обстоятельства [2]:

  • начато уголовное дело по обвинению лица в налоговом преступлении, которое предусматривает ответственность за неуплату таможенных или налоговых платежей либо страховых взносов;
  • начато административное дело в связи с совершением лицом налогового проступка или другого нарушения налогового законодательства;
  • имеются обоснованные подозрения, что в результате изменения срока платежа лицо скроет денежные средства или вообще покинет страну.

Нужно отметить, что достаточно часто законодательство о федеральном бюджете вносит дополнительное основание, чтобы отказать в отсрочке или уменьшении суммы платежа. Таким основанием служит несвоевременный возврат в федеральный бюджет денежных средств, которые были предоставлены на определенный период времени. Но поскольку условия налогового кредитования определяются исключительно налоговым законодательством, то положения других нормативных актов не должны применяться.

Одним из спорных вопросов считается определения срока, на протяжении которого действует запрет в отношении моратория на оформление налогового кредита. Согласно закону такой запрет актуален на период существования административного или уголовного дела. Но если в первом случае производство ведется достаточно быстро и дело закрывается после вынесения судом определенного постановления, то в другом случае все обстоит гораздо сложнее. Ведь уголовное дело может быть приостановлено на неопределенное время.

Таким образом, можно сделать вывод, что система налогового кредитования является механизмом государственной поддержки реального сектора экономики, позволяющим дать стимул для развития хозяйствующего субъекта и продвижения государственных целевых программ. Многообразие элементов позволяет применить форму налогового кредита при различных обстоятельствах. Для предприятий существует возможность снижения налоговой нагрузки при возникновении форс-мажорных ситуаций и высвобождения финансовых ресурсов для своих инвестиционных нужд. Для эффективного использования налоговых кредитов необходимо упростить процедуру их получения и расширить области применения.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – № 31. – 03.08.1998. – Ст. 3824.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 07.08.2000. – № 32. – Ст. 3340
  3. Косов М.Е.Налогообложение физических лиц: учеб. пособие для вузов по специальности 080107 «Налоги и налогообложение» / М. Е. Косов, И. В. Осокина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 365 с.
  4. Налоги и налогообложение / Под ред. Л.В. Поповой, И. А. Дрожжиной, Б.Г. Маслова. – М.: Дело и Сервис, 2014. – 271 с.
  5. Налогообложение: планирование, анализ, контроль: учеб. пособие для студентов по специальности «Налоги и налогообложение» / под ред. Л.Е. Голищевой. – М.: КНОРУС, 2015. – 271с.
  6. Пансков, В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб. для вузов / В. Г. Пансков. – М. : Финансы и статистика, 2014. – 494 с.
  7. Скрипниченко В.А.Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов / В.А. Скрипниченко. – СПб.: Питер: БИНФА, 2014. – 463 с.
  8. Ушак Н.В. Теория и история налогообложения: учеб. пособие / Н. В. Ушак. – М.: КНОРУС, 2014. – 328 с.
  9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный документ] // Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn32/ – дата обращения: 27.10.2016г.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.