Введение

Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, особенно человековедческими.

Мечта каждого учителя – научить ученика самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Но, самое главное, чтобы они учились с интересом и удовольствием, чтобы повысилась активность познавательной деятельности учащихся. Большую роль в активизации познавательной деятельности играют методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.

Педагогика вызрела в недрах философии, отпочковалась от последней. Став самостоятельной наукой, педагогика не порывает связи с философией и ее отраслями. Те или иные философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению проблем нравственного, эстетического воспитания.

Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. Все педагогические проблемы имеют психологическое обоснование. Так, проблема умственного воспитания опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; закономерности воспитания раскрываются с учетом психологической теории личности.

Интеграция психологии и педагогики привела к возникновению пограничных отраслей – психопедагогики, педагогической психологии.

Миссия учебных заведений – это обеспечение максимально возможного, всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и психологического благополучия каждого учащегося с особым учетом его личностных особенностей и резервных возможностей.

В основе любой цивилизации лежит образование – передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей.

Цель: охарактеризовать место педагогики в системе наук, а также структуру педагогической науки.

1. Педагогика как наука и практика, их взаимосвязь.

Педагогика как наука представляют собой целостное, структурное, сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов.

При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций.

Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития – в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения [1, с.23].

В юношеском возрасте в жизни молодого человека происходят значительные изменения в системе ценностей. Это вполне закономерный процесс развития личности, который связан с тем, что новые жизненные условия молодого человека, приобретенный им новый социальный статус и новые социальные роли вынуждают человека переосмыслить многие вещи.

Ценностные ориентации представляют собой динамическое образование, которое претерпевает некоторые изменения в процессе обучения и является смыслообразующим свойством личности, выражением ее направленности [6, с.53].

Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека.

Именно ценностные ориентации обуславливают выбор человека определенных способов достижения поставленных целей.

2. Цели, задачи, функции, основные понятия (категории) педагогики

Педагогика не только изучает уже сложившиеся или складывающиеся педагогические системы, но и выводит общие закономерности, признаки и условия, определяющие их как педагогические системы, что позволяет определять, является ли та или иная предлагаемая идея продуманной системой или просто набором слабо взаимосвязанных идей и рекомендаций.

Педагогические системы могут быть в масштабах страны (общества), отдельного образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, деятельности отдельного преподавателя. Широко известны авторские педагогические системы А. С. Макаренко, В. Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского, В. Ф. Шаталова и др. [3, c.43].

Педагогика – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и учащегося. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника.

image004

Рис 1. Структура педагогической науки

На протяжении ХХ века проблема ценностной основы педагогики занимала одно из ведущих мест в развитии отечественного педагогического процесса. Михаил Викторович выделяет два основных подхода к воспитанию ценностных ориентаций личности школьника, каждый из которых содержит серьезные трудности и противоречия.

В первом случае — антронологическом, когда идеал ценностных ориентаций личности заимствуется философской концепции человека и его пытаются осуществить в различных педагогических системах (школа «диалога культур», развивающее обучение, вальдорфская педагогика и т.д.), усилия по воспитанию социально-значимых ценностных ориентаций зачастую являются безуспешными.

Это обусловлено тем, что в современной социокультурной ситтуации, когда отсутствует единая «картина мира», ориентация в формировании ценностных ориентаций личности на ту или иную философскую систему оказывается неэффективной. Во втором подходе — социологическом — понятие «воспитание ценностных ориентаций личности» рассматривается с позиций её социальных функций в обществе. Это затрудняет возможность осуществить связь с современными тенденциями развития культуры и общества. Даже принимая некий идеал личности, педагоги не видят способа его осуществления в реальном воспитательном процессе.

Плодотворная попытка разрешить важнейшую проблему перевода внешних ценностей в ценностные ориентации личности была предпринята Геннадием Николаевичем Сериковым, доктором педагогических наук, профессором Южно-Уральского Государственного Университета, в русле гуманно ориентированной педагогики. Учёный убеждён, что личные ценности развиваются в процессе жизни человека на основе эмоционально-чувственных задатков и сложившихся в обществе социальных ценностей. В сфере образования учащийся соприкасается с качественно иной средой по сравнению с социумом, где акцент делается на претворение в реальность социальных ценностей.

В связи с этим формирующейся личности не только предоставляется информация о содержании идеализированных социально ценных ориентаций, но и принимаются разносторонние меры для их усвоения.

При этом предполагается, что усвоение человеком знаний о социальных ценностях является необходимой предпосылкой развития у него личных ценностей с социально приемлемой ориентацией.

Воспитанник соприкасается с информацией о социальных ценностях в разных планах (историческом и современном, теоретическом, практическом). Усвоение соответствующей информации способствует созреванию его знаний о тех или иных ценностях, об их упорядоченности во взглядах людей разных поколений. Соответствующие знания могут в дальнейшем оказаться ориентиром в поведении развивающейся личности.

Но главное — это побуждать человека к пользованию сложившимися знаниями о ценностных ориентациях в практических делах. Для этого создаются специальные условия, в которых можно воспользоваться знаниями об усвоенных социальных ценностях, чтобы применять их в процессе своей деятельности.
В данной связи современное воспитание должно быть ориентировано на систематическое пользование учащимися всеми усваиваемыми знаниями.

Эмоционально благоприятный фон, сопровождающий соответствующие проявления челом себя, способствует внутреннему приятию ценностей. Тогда-то они и становятся личными.
По мнению Геннадия Николаевича, личные ценности человека в процессах его жизнедеятельности (в том числе и в образовании) тем или иным способом формируются из социальных. Активно проявляя себя в соответствии замыслами гуманно ориентированного образования, человек не только усваивает идеализированные социальные ценности, но и предпринимает попытки руководствоваться ими в созидательных аспектах своей жизнедеятельности.

Тем самым роль собственной значимости, соотнесённая с осуществленном сотрудничеством с другими людьми — участниками образования, растет в глазах человека как личная ценность. Так ценность человека как идеализированная социальная категория может трансформироваться в личную ценностную ориентацию. В гуманно ориентированном воспитании каждый участник этого процесса должен постоянно чувствовать ценностное отношение к нему [1, c.65].

Оно проявляется и в доверии, и в требовательности, и во всемерной поддержке творческих начинаний социально ориентированного и лично востребованного планов.

Предполагается, что в гуманно ориентированном воспитании человек будет адекватно откликаться на заботу о нём, на предоставляемые возможности, на поддержку его позитивных начинаний. Согласно замыслу гуманно ориентированного образования человек призван осуществлять в нем специфический образ жизнедеятельности, в котором проявляются сочетания личного и межличностного, обязанностей и прав, труда и отдыха. Под влиянием такого рода сочетаний социальные ценности постепенно преобразуются в личные.

Причем между личными ценностями устанавливается иерархия. Правомерно ожидать, что упорядочение личных ценностей обусловит вывод на передний план ценность человека как доминанту ценностных ориентации участников гуманно ориентированного воспитания.

По мнению Бориса Тимофеевича Лихачева, профессора, доктора педагогических наук, мораль, будучи внешней по отношению к детской личности социальной духовной силой, обеспечивает приспособление ребенка к условиям общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения. Общественный застой и последующие социальные потрясения, происходящие в обществе, автоматически ведут к разрушению моральных связей между людьми, отбрасыванию моральных норм, замене их лицемерием, к утрате людьми моральности и к духовной опустошенности.

Вот почему моральное воспитание, просвещение, не дающее устойчивого педагогического результата, не может быть конечной, абсолютной целью общественного воздействия на человека. Оно лишь этап к формированию главного в личности: к выращиванию, развитию в ней внутреннего глубинного духовно-нравственного начала.
Нравственность в отличие от морали представляет собой сложное социально- психологическое образование.

Она образуется из глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений, самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность как состояние обуславливает поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает устоять против негативных внешних воздействий и противодействий. Служение внутренним нравственным убеждениям, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе.
С позиций такого понимания сущности нравственности подлинно нравственнен не тот, кто не переступает официальных норм морали, а тот, кто верен нравственным принципам, преодолевает ради их утверждения самого себя и внешние препятствия.

Главная беда современного образования в России и мире, по его мнению, – потеря любознательности, и миссия системы повышения квалификации и Московского института открытого образования в частности – научить преподавателя школы новому пониманию проблем образования.

3. Педагогика как система наук о воспитании и образовании

Педагогическая наука использует материалы и данные других наук для решения задач воспитания и образования на основе строгого отбора и выявления границ их применения. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание.

Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения.

Педагогика — это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.

Словарные значения рассматривают термин «образование» как существительное от глагола «образовывать» в смысле «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое.

Слово «воспитание» произносят каждый день в школе, детском саду, институте, да и просто дома ежедневно десятки раз.
В связи с этим возникает вопрос и проблема, у всех ли педагогов- учителей и родителей есть представление о том, что такое воспитание и, конечно же, как надо воспитывать?

Наилучший результат приносит сочетание всех форм воспитания, т.е. комплексное использование форм воспитания. Поэтому планировать необходимо не только отдельные воспитательные мероприятия, но и ряд вариантов совместной деятельности педагогов и воспитанников, которые будут составлять систему разнообразных форм организации воспитательного процесса.

В теории педагогики насчитывается огромное количество методов и приемов, что закономерно требует их определенной систематизации и классификации. Как известно, отношения личности включают в себя:

– эмоционально-чувственную сферу (потребности, мотивы, интересы);

– рациональную сферу (знания, убеждения);

– поступки, поведение, деятельность.

По данным основаниям подход к классификации методов разработан Т.А. Стефановской. Автор отмечает, что совокупность методов воспитания образует их систему, они применяются через организацию деятельности, в процессе которой воздействуют:

– на чувства (поощрение, наказание, соревнование);

– на сознание (объяснение, рассказ, работа с книгой);

– на поведение (подражание, педагогическое требование, упражнение).

Традиционен в отечественной теории педагогики и потому более известен подход (Н.И. Болдырев, Т.А. Ильина, Г.И. Щукина, Т.Е. Конникова, В.М. Коротков, В.А. Сластенин и другие)

Можно сказать, что воспитание – это педагогическое воздействие на ребенка, для того, чтобы привить ему определенные личностные качества.
В этом случае ребенок выступает объектом воспитания.
А можно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей, двух равноправных субъектов воспитательного процесса.

Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук наук отражена на рисунке 2.

image002

Рис 2.. Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук

В последние десятилетия большую помощь педагогической науке оказывает социология, которая изучает различные стороны общественной жизни.

Анатомия и физиология – основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе. Научные знания о высшей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей. Те же знания являются основополагающими при разработке режима жизни детей, организации различных видов деятельности, исследовании принципов оформления предметно-материальной среды в образовательных учреждениях, особенно тех, которые предназначены для детей раннего и дошкольного возраста. [4, c.43].

Заметна и связь педагогики с экономическими науками, которые и определяют условия развития всей системы образования.

Новые возможности для развития педагогики открылись с появлением быстро развивающейся области знания, получившей название науки управления.

Заключение

На сегодняшний день резко встаёт проблема о значимости и функциях семьи и школы в воспитании школьников.

Трудности, характерные черты обучения детей обретают особенную значимость и сосредоточивают на себя внимание.

Реализуя комплексный проект модернизации и все новшества, не только достаточно существенно меняют сами организационные основы системы образования с целью повышения ее общедоступности и достижения современного качества, но и, с неизбежностью, сопровождаются теми или иными инновационными рисками.

Очевидно, что психологическая безопасность тех или иных новшеств может рассматриваться как один из критериев их целесообразности, исходя из принципа природосообразности образования.

Психологическое благополучие и здоровье всех участников образовательного процесса — та очевидная задача, которая не может оспариваться ни сторонниками, ни противниками любых инноваций.

Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности.

Список использованной литературы

  1. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. –М.,2013.
  2. А.С.Метелягина. Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. – М., 2011.
  3. Актуальные проблемы функционирования и развития инновационных воспитательных систем: Межвузовский сборник научных трудов; [В.В. Полукаров, Е.А. Стародубов ]. – Пенза.,2011.
  4. Бабайцева В.Ю. Личностно – ориентированная подготовка будущих учителей к воспитательной работе // Онтологический подход к развитию личности. – М., 2011.
  5. Богуславский С.Р. Реальность воспитательной системы. // Творческий мир воспитания. – М., 2011.
  6. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы: [Характеристики форм воспитательной работы в школе и рекомендации по их проведению] // Воспитание школьников. – 2011.
  7. Дерябко С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2010.
  8. Миронова Г.В. Инновационные подходы к организации воспитательной работы// Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования. Уфа, 2011
  9. Педагогические технологии в практике обучения и воспитания: Учебно –методическое пособие // Л. А. Мосунова, Л.Г. Юнгблюд. Киров. 2001.
  10. Полукаров В.В. Клубная деятельность в воспитательной системе школы // Актуальные проблемы функционирования и развития инновационных воспитательных систем. – Пенза, 2011.
  11. Системный подход в воспитании и развитии поликультурной личности студентов в условиях этнокультурного образовательного пространства. // Материалы областной научно – практической конференции. Караганда,2011.

 

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Доступа нет, контент закрыт

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.