Содержимое

Введение
Интересы имеют универсальное значение в детской жизни. Интерес — естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями. ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Педагогическая практика показывает: прежде чем призвать ребёнка к какой-либо деятельности, необходимо заинтересовать его, и ребёнок будет действовать сам, педагогу останется только руководить и направлять его деятельность. Развитие и укрепление интереса составляют основной закон воспитания и требуют от педагога постепенного насыщения этого интереса в процессе деятельности.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательного интереса. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития ребёнка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребёнок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые являются основой дальнейшего приобретения системы знаний.
Познавательный интерес рассматривается как одна из потребностей индивида (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и др.); избирательная направленность личности (Л.М.Матюшкин, Н.К.Постникова, Г.И.Щукина, и др.); синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (А.Г.Волостникова, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.).
Ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности (Л.И.Божович, В.В.Давыдов и др.); в контексте развития мотивационной сферы личности (Н.Г.Морозова, Н.Ф.Талызина и др.). В работах раскрываются уровни и стадии проявления интересов (Н.Г.Морозова, Г.И.Щукина и др.), факторы, влияющие на становление и развитие познавательных интересов (С.И.Кудинов, A.M.Матюшкин и др.), условия, методы и средства формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста (Ю.Ю.Березина, Н.Г.Морозова, М.Л.Семенова, Г.И.Щукина и др.).
В ФГОС ДО отмечается, что одним из направлений познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, что определяет актуальность данного исследования по проблеме формирования развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
Вышеизложенное позволило выделить следующее противоречие: между актуальностью проблемы формирования познавательных интересов старших дошкольников и недостаточной разработанностью этого процесса в современной педагогической теории и практике.
Названное противоречие подтверждает актуальность данного исследования и предоставляет возможность сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования познавательных интересов у старших дошкольников?
Цель работы: представить программу формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на примере МДОУ ЦРР д/с №48 Истринского муниципального района Московской области.
Объект исследования: формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР д/с №48 Истринского муниципального района Московской области.
Предмет исследования: социальные отношения, объективно возникающие в процессе формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР д/с №48 Истринского муниципального района Московской области.
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при создании следующих условий:
– осуществлен отбор заданий и дидактических игр, соответствующих особенностям познавательных интересов дошкольников;
– в процессе игр и заданий будет стимулироваться активная мыслительная деятельность детей (создание ситуаций для решения познавательных задач, активного поиска ответов, догадок, противоречивых позиций и др.)
– в ходе занятий будет создаваться позитивная эмоциональная атмосфера.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть понятие “познавательные интересы” и охарактеризовать приемы, методы и средства формирования познавательных интересов старших дошкольников.
2. Выделить педагогические условия формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить особенности проявления познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и проверить на практике условия формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий по формированию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР д/с №48 Истринского муниципального района Московской области.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение.
Эмпирические: наблюдение, изучение педагогической документации, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, методы математической обработки, метод наглядного представления результатов).
Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.
На первом этапе, поисково-теоретическом, была определена научная проблема, намечены цели и задачи исследования, изучена и систематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме использования; определена проблема исследования, раскрыто содержание научного и понятийного аппарата.
На втором этапе, экспериментальном, был проведен педагогический эксперимент, состоящий из 3-х этапов — констатирующего, формирующего и контрольного.
На третьем этапе, заключительно-обобщающем, был проведен анализ, обработка и оформление полученных в ходе исследования данных. Осуществлялось оформление выпускной квалификационной работы.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения ЦРР д/с №48 Истринского муниципального района Московской области. В нем приняли участие 22 ребенка в возрасте 5-6 лет.
Структура исследования включает введение, три главы, выводы, заключение, список литературы из 44 источников и приложений.

Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Научные основы формирования познавательных интересов

1.2 Педагогические условия формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

1.3 Критерии оценки эффективности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Научные основы формирования познавательных интересов
Проблема развития познавательного интереса не теряет своей актуальности, поскольку познавательные интересы личности являются условием ее развития (А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, Г.В.Пугач и др.).
Б.Г.Ананьев писал, что обучение и воспитание тогда будут способствовать становлению личности, когда у ребенка будет “пробуждено” исходное, ключевое звено его умственной деятельности — познавательная потребность, которая лежит в основе формирования познавательных интересов человека и является источником его познавательной активности [27, с.42].
По мнению Г.И.Щукиной, необходимо с дошкольного возраста пробуждать у детей познавательные интересы, в основе которых лежат стремления к познанию и самообразованию [24, с.59].
Таким образом, проблема познавательных интересов — одна из основных проблем обучения и воспитания детей. В ней лежат истоки множества вопросов: формирование у дошкольников потребностей в знаниях, обучение их умениям учиться и мыслить, развитие самостоятельности, глубина и прочность полученных знаний, умственное развитие детей в целом.
Как показывают исследования, проблема развития познавательных интересов детей разного возраста находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ребенок проявляет познавательный интерес.
Я.А.Коменский впервые представил познавательный интерес как эмоционально окрашенное внимание, побуждающее стремление ребенка к знаниям. Он предложил рассматривать воспитание и обучение детей на основе интересов как дидактический принцип демократической педагогики для облегчения процесса преподавания [15, с.71].
Дж. Локк неоднократно указывал, что обучение детей должно опираться на интересы, детскую любознательность и любопытство. “Любопытство у детей, — писал Дж. Локк, — есть не что иное, как влечение к знанию…” [12, с.145].
В работах И.Г.Песталоцци интересы представлены связующим звеном между чувственным восприятием ребенком окружающего мира и мышлением, что содействует более глубокому осознанию своих возможностей. В трактовке А. Дистервега интересы признаны необходимым условием любой деятельности, которую можно пробудить новизной, разнообразием материала, другими педагогическими приемами. Ж.-Ж. Руссо писал о непосредственном интересе ребенка как о единственном и естественном двигателе обучения, обеспечивающем точность и прочность усвоения знаний [19, с.22].
И.-Ф. Гербарт, исследуя природу интереса, выделил в нем волевое, деятельное начало, побуждающее перейти от созерцания к осуществлению практического действия, к деятельности. По его мнению, преподавание не только должно стимулировать усвоение нового материала, но и должно побуждать ребенка к дальнейшим занятиям, чтобы полученные знания пробуждали интересы к последующему обучению. Дж.Дьюи видел в интересе условие, обеспечивающее приспособление детей к окружающей среде и их подготовку к жизни. О.Декроли считал основой построения педагогического процесса интересы детей, порождающиеся инстинктами, в связи с чем сущность педагогического процесса заключается в удовлетворении этих детских интересов [19, с.23].
Итак, анализ педагогических воззрений зарубежных ученых показал, что к началу XX века в западную педагогическую теорию проникли идеи развития разносторонних интересов ребенка в качестве главной педагогической цели.
Далее рассмотрим педагогические взгляды на проблему интереса отечественных педагогов.
Проблеме познавательных интересов детей разного возраста, практическим вопросам их формирования и развития посвящено значительное количество исследований российских ученых ХIХ века и начала ХХ века (Е.Н.Водовозова, П.Ф.Каптерев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Л.В.Писарева, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.).
Так, например, К.Д. Ушинский подчеркивал, что в ребенке следует развивать желания и способности самостоятельно, без взрослого приобретать новые знания; вооружить детей средствами получения полезных знаний не только из занятий, уроков и книг, но и из жизненных событий, собственных впечатлений, наблюдений. По выражению К.Д.Ушинского, познавательный интерес — это “интерес, полный мысли” [8, с.12].
В педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина и других психологов категория воспитания сменяется категорией развития, познавательные интересы тесно связываются с психологией, закладывается психологическая основа исследования данной проблемы.
Существенное значение для развития темы познавательных интересов имело исследование Г.И. Щукиной, выполненное в 70-х годах ХХ века. Автором была систематично изложена история исследования этой проблемы и предложены методы воспитания познавательных интересов. После публикации работ Г.И. Щукиной методические исследования других ученых стали особенно интенсивно развиваться.
Данная категория рассматривалась учеными как выражение потребности индивида (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Г.В.Пугач и др.), в аспекте активной умственной и эмоционально-познавательной деятельности (В.Б.Бондаревский, Л.И. Божович, М.А. Данилов, В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова, В.Н.Мясищев, М.Н. Скаткин, В.Д. Шадриков и др.), в контексте развития мотивационной сферы личности (К.Н. Кулюткин, A.К. Маркова, Н.Г. Морозова, И.И.Рыбалко и др.), в связи с избирательной направленностью личности, ее внимания, мыслей и помыслов (Н.Ф.Добрынин, А.М. Матюшкин, Н.К. Постникова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.), а также как синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные и волевые факторы (М.Б. Беляев, А.Г. Волостникова, Т.И. Ерофеева, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Ф.К.Савина, Д.Б.Эльконин и др.) и т.д.
Многие ученые, например, В.Б.Бондаревский, В.М.Мясищев понимали познавательные интересы как сложный комплекс психологических факторов, которые определяют избирательность направления умственной и эмоциональной активности человека, и занимают ведущее место в структуре личности, представляя собой единство выражения и проявления внутренней сущности субъекта и духовных ценностей человеческой культуры [6, 35].
Ф. К. Савина, рассматривая познавательный интерес как интегративное качество личности, давала ему следующее определение: “познавательный интерес — особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний”. Познавательный интерес проявляется и как отношение к окружающей действительности, и как избирательность в поиске информации, и как направленность деятельности, и как эмоционально-познавательное отношение к миру, и как психологическая потребность личности [37, с.44].
Во многих трудах развитие познавательных интересов связывают с любознательностью, вниманием, наблюдательностью, памятью и т.д., то есть интересы предстают как синтез сложных личностных процессов (Л.И. Божович, B.Г. Леонтьев, A.M.Матюшкин, Н.Г. Морозова, А.В. Петровский, Н.К. Постникова, Г.В.Пугач, Г.И. Щукина и др.).
Рассматривая познавательные интересы через призму развития личности, Г.И.Щукина считала, что познавательные интересы отражают уровень активности личности, связаны со всеми психическими процессами, занимают центральное место в структуре направленности личности [24, с.27].
Конкретизируя и одновременно углубляя проблему, исследователи анализировали уровни и степень проявления интересов (Л.И.Божович, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, А.К. Маркова, A.M.Матюшкин, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина и др.), условия и факторы формирования и развития познавательных интересов (Ю.Ю.Березина, Л.И. Вахрушева, А.Ю. Дейкина, Н.В.Елфимова, Е.Э. Кригер, Т.А. Куликова, Г.М. Шемякина, Г.И. Щукина и др.), а также рассмотрели методические аспекты исследования познавательных интересов (Л.И. Божович, Т.Н. Купцова, А.К. Маркова, М.Л. Семенова и др.)
С.Л.Рубинштейн в своих исследованиях установил тесную взаимосвязь познавательных интересов со знаниями. По мнению автора, знания являются основой познавательных интересов, благодаря которым они возникают, и, в то же время, удовлетворение интересов неизбежно приводит к обогащению знаний [17, с.573].
При этом необходимо учитывать, что познавательная деятельность включает не только руководимый педагогом процесс целенаправленного обучения, но и самостоятельное, как правило, стихийное приобретение детьми определенных знаний. Знания, получаемые таким путем, обычно характеризуются недостаточной полнотой и четкостью, недостаточно осознаны, иногда даже искаженно отражают действительность. Однако активность детей при их добывании и приобретении превышает активность во время учебного процесса, руководимого педагогом.
В силу этого, необходима целенаправленная педагогическая деятельность, способствующая формированию и развитию познавательных интересов дошкольников. В соответствии с теорией Д.Б.Эльконина, развитие познавательных интересов осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [25, с.61].
Активность детей в процессе организованной педагогической деятельности, как правило, программируется взрослым, но при этом следует учитывать, что дети с радостью познают и исследуют лишь то, что для них представляет интерес. То есть отношение к информации, которую дети получают — первично, а сама информация — вторична. Следовательно, ведущую роль в организации педагогической деятельности играет мотивация, как один из приемов стимулирования познавательных интересов детей, которые рассматриваются как единство интеллектуальной и мотивационной сферы [15, с.140].
Обращает на себя внимание тот факт, что общим для всех исследований является указание нескольких ведущих факторов в процессе формирования познавательных интересов. Среди них особо выделен внутренний фактор, субъективная характеристика познавательного действия. Носителем познавательных интересов выступает ребенок как целостный субъект познания. Средством пробуждения у детей ситуативного познавательного интереса является использование интереса к определенному познавательному материалу или конкретной деятельности. Внутренней мотивацией является возможность развития индивидуальных склонностей и способностей [22, с.64].
Н.Г.Морозова видела роль познавательных интересов для процесса воспитания и обучения детей в следующем:
– способствуют глубине и прочности знаний;
– развивают и повышают качество умственной деятельности, благотворно влияют на общее развитие детей;
– оказывают влияние на формирование личности детей: определяют их активность в учении, стимулируют формирование способностей, воспитывают творческий подход к разным видам деятельности;
– способствуют повышению общего эмоционального тонуса детей, созданию благоприятного эмоционального фона для протекания всех психических процессов [13, с.119].
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: познавательные интересы формируются, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка-дошкольника. Следует учитывать тот факт, что дошкольники познают и исследуют лишь то, что представляет для них интерес. Формируясь в процессе деятельности, познавательные интересы в то же время влияют на качество этой деятельности. Интерес здесь выступает как мотив, средство и условие достижения цели.

1.2 Педагогические условия формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Процесс формирования познавательных интересов определяется социальным окружением, сферой и характером деятельности дошкольника, особенностями его обучения и воспитания. Этот процесс в первую очередь зависит от семьи ребенка, его педагогов и специальных педагогических условий.
Авторы, исследующие проблемы развития познавательных интересов, существенную роль отводят детской деятельности, в процессе которой происходит проявление, формирование и углубление интересов. Так, например, Н.Г.Морозова первичным и основополагающим моментом в возникновении познавательного интереса видит эмоциональное отношение, без которого интересы не могут ни возникнуть, ни развиться [34, с.15]. Автор считает, что для формирования интересов нужна особым образом организованная деятельность, обладающая следующими характеристиками:
1. Возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка, подача материала должна опираться на прежние представления детей, но вступать в противоречие с прежними представлениями и требовать нового объяснения.
2. Постановка и принятие ребенком задачи для самостоятельного решения, задача становится собственной задачей ребенка, вызывающей желание самостоятельно и во что бы то ни стало добиться её решения.
3. Организация поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительным результатам.
4. Решение задачи.
5. Возникновение новых вопросов и новых задач, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и более стойким [34, с.53].
Однако не всякая деятельность в одинаковой мере способствует познавательному развитию. Есть деятельность, в которой он удовлетворяется и она служит толчком для его развития, а есть деятельность, в которой он едва проявляется. О такого рода деятельности, в большей степени способствующей развитию познавательного интереса, говорили многие исследователи прошлого и настоящего (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Дж.Локк, М.М.Манасеина, П.О.Эфруси, В.Роттенберг, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.). Деятельность, дающая пищу уму, вызывающая активность, максимальное умственное напряжение, расширяет кругозор, ведёт к развитию познавательного интереса. По содержанию она должна носить проблемный характер и должна быть направлена на овладение ребенком способами практического взаимодействия с окружающей средой.
Исследователи проблемы познавательных интересов у дошкольников показывают роль различных средств в их формировании. Л.А.Венгер, Т.И.Ерофеева, С.Н.Николаева, Н.Н.Поддьяков обращают внимание на исследовательские и проблемно-поисковые формы, методы и средства. В исследованиях А.Ю.Дейкиной, О.В.Дыбиной, Л.С.Славиной и др. выделяются такие средства, как художественная и познавательная литература. Работы А.Н.Ганичевой, О.Л.Зверевой, В.И.Мишаниной посвящены возможностям информационной и предметно-развивающей среды детского сада и семьи в развитии дошкольников.
Обратимся к рассмотрению условий, содействующих тому, что познавательные интересы становятся действенной силой формирования личности дошкольника (Ю.Ю.Березина, В.Б.Бондаревский, А.Г.Волостникова, Е.А.Кувалдина, З.А.Михайлова, С.В.Мокеева, Н.Г.Морозова, В.В.Новикова, Ф.К.Савина, М.Л.Семенова, Ю.А.Фролова, Г.И.Щукина и др.).
Л.Н. Толстой писал, что ребенок будет хорошо учиться только тогда, когда он учится с охотой, для чего нужно создавать необходимые условия развития познавательного интереса, а именно:
– естественную, свободную атмосферу, которая вызывает у ребенка подъем душевных сил;
– доступное и занимательное преподавание, которое соответствует опыту ребенка, обеспечивает его эмоциональный подъем и увлеченность;
– бережное отношение к индивидуальности ребенка [5, с.27].
Если говорить об общих требованиях к развивающему обучению, на эффективность которого прямо реагируют познавательные интересы, то, опираясь на опыт прошлого, специальные исследования и передовой педагогический опыт, можно выделить ряд условий, соблюдение которых способствует формированию и укреплению познавательных интересов:
Первым условием является максимальная опора на активную умственную деятельность детей. Благотворной почвой для развития познавательных интересов и возможностей являются ситуации решения познавательных задач, когда дети находятся ситуации мыслительного напряжения, размышлений, активного поиска догадок, в которых нужно разобраться самостоятельно, принять решение, выбрать определенную точку зрения.
Вторым условием, обеспечивающим формирование познавательных интересов, является построение процесса воспитания и обучения на оптимальном уровне развития детей. Исследования Л.С. Выготского, А.И.Янцова, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе, показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не соответствует оптимальному развитию детей. Путь обобщений, поиск закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это тот путь, который способствует более высокому уровню обучения и усвоения знаний, так как опирается на оптимальный уровень развития ребенка. Именно это условие и обеспечивает закрепление и углубление познавательных интересов на основании того, что обучение систематически и оптимальным образом совершенствует деятельность познания [9, с.84].
Третьим важным условием является эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус процесса познания. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и воспитания сопряжена с двумя главными источниками развития ребенка: с деятельностью и общением, которые порождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ребенка. Оба эти источника все время взаимно переплетаются в педагогическом процессе, однако стимулы, поступающие от них, отличаются и по-разному влияют на личность ребенка: одни из них непосредственно влияют на интерес к знаниям и познавательную деятельность, а другие — опосредованно. Это условие связывает весь комплекс педагогических функций — образовательной, развивающей, воспитывающей, и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на познавательные интересы. Из него вытекает и четвертое условие, которое обеспечивает благотворное влияние на познавательные интересы и на личность ребенка в целом.
Четвертое условие — благоприятное общение в педагогическом процессе. Наукой и практикой с достаточной очевидностью доказано, что подлинное мастерство педагога состоит именно в том, чтобы сделать обучение и воспитание для ребенка желанной, необходимой, важной духовной потребностью. И путь к этому лежит через познавательные интересы. В этом отношении педагоги располагают очень большими возможностями. При помощи совместного решения задач, проблемных вопросов воспитатель сплачивает детский коллектив в самой значимой деятельности — познавательной. Педагог в состоянии вызвать сопереживания по поводу успехов и неудач товарища. Педагог должен использовать индивидуальные возможности каждого ребенка для умножения коллективных успехов, создавать многообразные деловые и межличностные отношения. Все это очень значимые инструменты, влияющие на процесс обучения, на формирование познавательных интересов детей [14, с.61].
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для дошкольников в скучные и однообразные занятия. Ведь появление у детей интереса к предмету становится предпосылкой для зарождения более сложной его разновидности — познавательного интереса. А познавательный интерес способствует познавательной активности детей и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательных интересов дошкольников для современного построения процесса подготовки детей к школьному обучению.

1.3 Критерии оценки эффективности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выделить несколько периодизаций развития познавательных интересов.
Например, в исследованиях Л.И.Божович описаны два основных вида познавательных интересов, представляющие, по мнению автора, последовательные фазы их развития. Первый — ситуативный, эпизодический интерес, возникающий к внешним признакам предметов и явлений. Ситуативный интерес, являясь относительно неустойчивым и неглубоким, тем не менее, играет большую роль для дальнейшего углубления познавательных интересов. Второй — личностный интерес, который характеризуется пониманием смысла деятельности, ее значимости для личности и общества [30, с.13].
По мнению В.Б.Бондаревского, этапы развития познавательных интересов таковы: занимательность изложения вызывает любопытство, затем — любознательность и, наконец, пробуждается интерес к предмету, который рождает потребность в знаниях [6, с.79].
В классификации, представленной Г.И.Щукиной, выделены три вида познавательных интересов: ситуативный; устойчивый, активный интерес; личностный интерес, направленность личности. В качестве содержательных компонентов познавательных интересов Г.И.Щукина в своих исследованиях рассматривала эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный и творческий компоненты [23, с.37].

>

Доступа нет, контент закрыт

Глава 2 Исследование особенностей познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на примере МДОУ ЦРР д/с №48 Истринского муниципального района Московской области

Тинькофф All Airlines [credit_cards][status_lead]

2.1 Краткая характеристика организации и методики исследования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Диагностика сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Краткая характеристика организации и методики исследования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения ЦРР д/с №48 Истринского муниципального района Московской области.
Юридический адрес: Россия, Московская область, г.Истра, улица 9-й Гвардейской Дивизии, дом 54-А. Сайт: http://istradou48.ru/
Контактная информация:
Телефон: +7 (49831) 5-19-16, +7 (49831) 5-19-17
E-mail: detsad48@istranet.ru.
Для проведения экспериментальной работы были выбраны воспитанники старшей группы. Группа исследуемых состояла из 22 человек: 13 девочек и 9 мальчиков, которые однородны по возрастному составу (5-6 лет), но имеют различные показатели по уровню развития познавательных интересов.
В ходе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, проведен анализ полученных результатов.
На втором этапе эксперимента проводилась экспериментальная работа, направленная на развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
На контрольном этапе эксперимента была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, проведен анализ полученных результатов, сравнение показателей с результатами констатирующего эксперимента.
Цель эксперимента: выявление уровня сформированности познавательных интересов у старших дошкольников и апробация педагогических условий формирования познавательных интересов старших дошкольников.
Задачи экспериментального исследования:
– подготовить методику изучения познавательного интереса у старших дошкольников;
– разработать систему игр и упражнений, направленную на развитие познавательного интереса старших дошкольников;
– проверить эффективность предложенных мер по развитию познавательного интереса старших дошкольников на практике;
– проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Для исследования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста был проведен эксперимент. За основу эксперимента была взята методика В.С. Юркевич: создание определенной ситуации и наблюдения за детьми [26, с.107].
Для эксперимента был подготовлен комплект заданий: три страницы по два задания на каждой (Приложение 2). Каждое задание имеет один правильный ответ, все задания можно анализировать по принципу — сумел или не сумел ребенок решить задание.
Эксперимент проводился в три этапа: на первом этапе испытуемому предлагали решить любое задание из двух, предложенных на первой странице комплекта; на втором этапе ребенку предлагалось решить любое задание из двух, предложенных на второй странице; на третьем — любое задание с третьей страницы.
После каждого этапа были так называемые паузы, когда испытуемый, как ему казалось, был предоставлен самому себе. Экспериментатор предлагал испытуемому подождать, пока он запишет в протокол результаты проведенной серии. Приблизительно в течение пяти минут экспериментатор всем видом показывал, что занят своими записями, а сам, конечно, следил за испытуемым: что же он будет делать в этот неожиданный “пустой” промежуток. Делать можно было все что угодно, нельзя было только встать и уйти. На столе находились только экспериментальные задания, ничего другого не было и у самого испытуемого. У дошкольника был выбор: либо ничего не делать и ждать, либо (после первого-второго этапа) заглянуть на следующие страницы и посмотреть новые задания, или же выполнить еще одно нерешенное задание. Таким образом, испытуемому все время предоставлялся выбор: выполнить только одно задание, ничего не делать в паузе или заполнять паузу решением заданий.
Эта довольно сложная методика исследования ставила целью обнаружить, как будет вести себя испытуемый в свободной ситуации, никак не ограничиваемый в своем познавательном поведении.
Во время наблюдения за деятельностью старших дошкольников экспериментатор ориентировался на критерии, разработанные Ю.Ю.Березиной (см. Приложение 1):
– интеллектуальный (возникновение познавательных вопросов; обращенность к изучаемому объекту; представления об окружающем);
– эмоционально-волевой (проявление эмоций; активность и самостоятельность; сосредоточенность и внимание);
– процессуальный (исследовательский подход; поиск нестандартных способов решения; обращенность на познавательную деятельность; умение вступать в диалог по поводу познания) [28, с.192-195].
Опираясь на выбранные критерии, в процессе наблюдения фиксировались следующие проявления познавательного интереса старших дошкольников:
1. Общая характеристика познавательного поведения ребенка (слушает исследователя внимательно или отвлекается; выполняя задание, сосредоточен или рассеян).
2. Особенности процесса выполнения задания (ребенок самостоятелен от начала до конца; работает быстро или медленно; увлечен заданием или нет; выполняет его старательно или небрежно; успевает закончить задание или оставляет его незавершенным).
3. Оценка ребенком результатов собственного труда, его реакция на затруднения и неудачи (любуется своей работой, удовлетворен; огорчается, смущается ошибками и недоделками; проявляет равнодушие).
Использование в процессе эксперимента готовых бланков для фиксации исследовательских оценок значительно облегчило процесс обработки и анализа результатов исследования (Приложение 3).
В процессе наблюдения во время проведения эксперимента за каждое проявление познавательной активности ребенка, указанное в регистрационном листе, проставлялся 1 балл.

2.2 Диагностика сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Результаты констатирующего экспериментального исследования представлены в приложении 4 и в таблице 1.

Таблица 1
Поведение детей старшего дошкольного возраста во время эксперимента
Поведение детей во время эксперимента Кол-во детей
(из 22 чел.)
1. Внимательно слушали инструкции 14
2. Самостоятельно выполняли задания 12
3. Были увлечены выполнением заданий 11
4. Выполняли задания внимательно и старательно 11
5. Доводили начатое решение до конца 12
6. Все выполненные задания решили правильно 16
7. В паузах решали задания с той же страницы 5
8. В паузах заглядывали на следующую страницу 7
9. В паузах решали задания со следующей страницы 2
10. Решили более трех заданий 6

Большинство старших дошкольников, принимавших участие в экспериментальном исследовании, не очень охотно принимались за решение новых заданий, отвлекались во время объяснений условий задания, а во время эксперимента переспрашивали и уточняли условия задания, выполняли задание не очень старательно, бросали начатые задания и брались за следующие. Так, например, Виктория К. начала раскрашивать первый шарфик в желтый цвет (т.е. девочка неправильно поняла и начала выполнять задание), бросила работу, даже не закончив закрашивать этот шарфик. Регина сделала ту же ошибку, но третий шарфик (красный) она закрасила полностью. Вместо того чтобы выполнять первые задания со страниц 2 и 3, Александра Л., Иван и Тимур начали выполнять вторые задания с этих страниц. Это неудивительно, так как визуально вторые задания более занимательные для детей. Однако довести до конца второе задание со второй страницы дети так и не смогли, и также не смогли правильно решить второе задание с третьей страницы.
В процессе работы большинство воспитанников старшей группы были равнодушны к заданиям и к экспериментатору, и только некоторые дети спрашивали экспериментатора о том, можно ли им будет взять с собой задания и показать родителям, воспитателю (Вероника, Елизавета, Леонид, Никита). Задания большинство детей выполняли просто из послушания, без интереса и удовольствия.
Только 16 детей из 22 все начатые задания решили правильно.
Любознательность проявили только 7 детей, заглянувших на следующую страницу комплекта заданий. Это были Вероника, Елизавета, Ирина, Леонид, Никита, Святослав, София Ф. 6 их них попытались решить следующие задания, а Святослав только полистал следующие страницы комплекта заданий, вернулся к первой странице и стал ждать следующих инструкций экспериментатора.
5 дошкольников в паузах стали решать задания с той же страницы (Вероника, Ирина, Леонид, Никита, София Ф.), и 2 — со следующей страницы (Вероника и Елизавета).

Доступа нет, контент закрыт

Глава 3 Направления формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на примере МДОУ ЦРР д/с №48 Истринского муниципального района Московской области

3.1 Комплекс рекомендаций по формированию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по формированию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

3.1 Комплекс рекомендаций по формированию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Резюме программы
Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной работы по формированию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, познавательные интересы лежат в основе стремления ребенка к познанию и влияют на эффективность его обучения, успешность умственного и познавательного развития и подготовки его к последующему школьному обучению
Во-вторых, работа по формированию познавательных интересов дошкольников — это работа на опережение. От того, насколько развито у ребенка стремление к познанию, зависит не только его дальнейшая школьная успеваемость, но и благополучие его будущей взрослой жизни, профессиональной и личной самореализации.
Работа по развитию познавательных интересов должна проводиться целенаправленно и систематически — только в этом случае она принесет ощутимый результат. Работа по формированию познавательных интересов старших дошкольников рассчитана на совместную деятельность с детьми в процессе ежедневных программных занятий, что позволяет достичь поставленной цели и образовательных результатов обучающихся посредством использования педагогом большого количества дидактических игр и упражнений, способствующих эмоционально-волевому вовлечению детей в процесс обучения и повышению эффективности формирования познавательных интересов.

Таблица 3
План
мероприятий экспериментальной работы по формированию познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
в МДОУ ЦРР д/с №48 Истринского муниципального района Московской области
на 2016/2017 год
№ п/п Основные мероприятия Сроки
исполнения Ответственные
за исполнение
1 Подготовить и провести первичную диагностику уровня сформированности познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста 23 сентября Воспитатели, педагог-психолог
2 Разработать мероприятия экспериментальной работы, направленной на развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. 30 сентября Методист, воспитатели
3 Обеспечить подбор дидактических игр и упражнений согласно программе обучения и воспитания, направленных на развитие познавательных интересов дошкольников 3 октября Методист, воспитатели
4 Подготовить и провести повторную диагностику уровня сформированности познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста 28 апреля Воспитатели, педагог-психолог
5 Провести совещание об итогах экспериментальной работы, направленной на развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. 16 мая Заведующая

Цель программы — своевременное выявление, преодоление и профилактика недостатков развития познавательных интересов старших дошкольников, осложняющих учебно-познавательную деятельность, а также формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления полноценной познавательной деятельности на последующих этапах обучения.
Задачи программы:
1) формирование познавательных интересов у старших дошкольников;
2) развитие мышления, восприятия, памяти;
3) воспитание познавательной самостоятельности и инициативности.
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Срок реализации программы — 1 год.
Форма и режим занятий
Форма проведения занятий – групповые занятия с индивидуальным подходом. Занятия согласно программе проводятся ежедневно в первой половине дня, их длительность не превышает 20-25 минут.
Занятия проходят в наиболее естественной для старшего дошкольного возраста форме — в игровой, с использованием наглядного игрового и дидактического материала. Детям за одно занятие предлагаются 1-2 игры, и, если занятие не предполагает двигательную активность дошкольников, обязательно проводятся физкультминутки.
В процессе формирующей работы на ежедневных программных занятиях создаются педагогические условия, способствующие развитию познавательных интересов у старших дошкольников:
1. Подобраны дидактические игры и упражнения, соответствующие особенностям познавательных интересов дошкольников, выявленным по итогам констатирующего эксперимента, а именно: не требующие долгого поиска ответа, с доступными для детей инструкциями, с привлекательным стимульным материалом, активизирующие познавательные потребности и любознательность, способствующие развитию произвольного внимания и памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления, самостоятельности.
2. В процессе упражнений и игр стимулируются познавательные интересы и познавательная активность дошкольников путём создания ситуаций для решения познавательных задач, активного поиска ответов, догадок, противоречивых позиций и др.
3. В ходе упражнений и дидактических игр поддерживается позитивная эмоциональная атмосфера, создается зона психологического комфорта и эмоционального благополучия старших дошкольников.
Перечислим некоторые игры и упражнения, применявшиеся нами на формирующем этапе исследования.
Для развития любознательности, познавательных интересов и познавательной активности на занятиях по формированию элементарных математических представлений мы проводили математические игры “Конструктор”, “Необычные шахматы”, “Геометрические фигуры”, “Дорога домой”, “38 попугаев”, “Кто где живет?”.
Отгадывание загадок развивает у детей любознательность и познавательные интересы, образное и логическое мышление, способность к анализу, умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Интересные загадки можно подобрать к любой теме раздела “Ознакомление с окружающим миром” и использовать их, начиная темы или закрепляя пройденный материал. Загадки для детей достаточно легкие, правильные ответы создавали ситуацию успеха, дети слушали внимательно, торопились разгадать и ответить быстрее других, что способствовало возникновению и поддержанию устойчивого интереса к занятию.
Так же к темам этого раздела очень легко подобрать небольшие стихотворения, которые помогают создать “сюрпризный” момент, вызвать у детей интерес к теме и поддерживать его в течение занятия.
Для закрепления у дошкольников представлений об окружающей природе и развития любознательности, мы проводили игры на выделения существенных признаков “Четыре картинки”, “Найди лишнюю картинку”, “Что это?”, “Кто это?”, “Волшебный мешок”, “Угадай, что за птица”, “Угадай, что это за предмет”, “Кто тут живет?”, “Кто как говорит?”.
Также для развития познавательной активности в качестве физкультминуток нами применялись динамические игры с мячиком “Я знаю пять …” (имена мальчиков, девочек, диких животных, домашних животных, птиц, городов, деревьев, цветов, видов транспорта, видов спорта, овощей, фруктов и т.д.).
На развитие познавательного интереса и повышение познавательной активности, направлены дидактические игры “Найди общее слово”, “Найди пару”, которые заключаются в нахождении детьми предметов, объединенных каким-то общим признаком.
Для развития у дошкольников познавательного интереса и познавательных потребностей мы предлагали игру “Нелепицы”, в которой дети должны были определить: может ли на самом деле существовать ситуация, изображенная на картинке.
На занятиях по развитию речи для развития познавательных потребностей и познавательной активности, предлагали детям игры “”Да” и “Нет” не говорить”, “Что общего?”.
Для развития любознательности детям предлагалось исправить заведомо неверное по смыслу предложение, например. Известно, что дети очень любят искать ошибки, допущенные другими, не исключением стали и эти игры, вызвавшие живой интерес наших дошкольников.
На занятиях литературного чтения для повышения интереса и активности детей мы широко применяли русские пословицы и поговорки. Познакомившись с рядом русских народных сказок и научившись осознавать их иносказательный смысл, дети к конкретному произведению подбирали пословицу или поговорку. В качестве другого варианта этого задания детям задавали пословицу или поговорку и им нужно было вспомнить соответствующие сказки.
На развитие познавательных потребностей и любознательности были направлены игры, в которых детям нужно было определить и выстроить последовательность событий. При обучении рассказыванию для повышения у детей интереса мы предлагали игры: “Марафон рассказчиков”, “Угадай-ка!”, “Сочиняем вместе”. “Почини сюжет”, “Монтируем фильм”. Для обучения детей составлению описательных рассказов мы применяли игры: “Посылка от обезьянки”, “Объявление”, “Магазин”.
Для развития у дошкольников познавательного интереса и познавательной активности на занятиях по развитию связной речи мы предлагали детям устную игру “Как это можно использовать?”, которая заключалась в том, что детям нужно было найти и объяснить как можно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Описания некоторых игр и упражнений, применявшихся нами на формирующем этапе исследования, представлены в Приложении 5.
Таким образом, на формирующем этапе данного исследования была проведена целенаправленная работа по развитию у дошкольников старшей группы мышления, памяти, внимания, восприятия средствами дидактической игры, что в свою очередь способствовало развитию познавательной активности, любознательности и познавательного интересов.
Однако мы постоянно помнили, что в стремлении к развитию детей важно не переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольникам интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени. Игровые ситуации с элементами проблемности, характерными для каждой дидактической игры, всегда вызывали интерес у детей, являясь не только интеллектуальной тренировкой, но также и интересно проведенным временем вместе с одногруппниками.
В процессе совместной деятельности мы поощряли усилия детей, оказывали поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивали достигнутые результаты. Все это укрепляло познавательные интересы и любознательность дошкольников.

3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по формированию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
После того, как нами был завершён формирующий эксперимент, было проведено повторное исследование проявления детьми старшего дошкольного возраста познавательных интересов по методике В.С. Юркевич. Для контрольного эксперимента был подготовлен новый комплект заданий (приложение 6).

Доступа нет, контент закрыт


Нетология

Заключение
Актуальность выдвинутой проблемы заключается в том, что интересы имеют универсальное значение в детской жизни. Интерес — естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями. ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Цель нашего исследования заключалась в разработке и апробации педагогических условий развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами был решен ряд задач и сделаны следующие выводы:
1. На основе анализа литературы было раскрыто понятие “познавательные интересы” и охарактеризованы особенности дидактической игры как средства формирования познавательного интереса старших дошкольников. Познавательные интересы — это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.
2. Были выделены педагогические условия формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Первым условием является отбор упражнений и игр, соответствующих особенностям познавательных интересов дошкольников, которые были выявлены по итогам констатирующего эксперимента, а именно: игр, не требующих долгого поиска ответа, с доступными для детей инструкциями, с привлекательным стимульным материалом, активизирующих познавательные потребности и любознательность, способствующих развитию произвольного внимания и памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления, самостоятельности.
Второе условие подразумевало стимулирование в процессе игр и упражнений активной мыслительной деятельности детей путём создания ситуаций для решения познавательных задач, активного поиска ответов, догадок, противоречивых позиций и др.
Третье условие заключалось в поддержке в ходе занятий позитивной эмоциональной атмосферы, в создании зоны психологического комфорта и эмоционального благополучия старших дошкольников.
3. Нами были выявлены особенности проявления познавательных интересов у детей 5-6 лет, воспитанников старшей группы детского сада.
Для исследования особенностей познавательных интересов старших дошкольников использовалась методика В.С.Юркевич и критерии оценки развития познавательных интересов Ю.Ю. Березиной.
Во время исследования дошкольники показали себя пассивными, не проявляли желания узнать что-то новое. Результаты экспериментального исследования показало недостаточное развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста: из 22 дошкольников только у 5 детей высокий уровень проявления познавательных интересов, у 6 детей — средний, у 11 детей — низкий уровень.
4. Выявлена эффективность предложенных условий формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
В течение формирующего эксперимента была проведена работа по развитию познавательных интересов, любознательности, познавательной активности. Основу занятий составляли игры, направленные на развитие мышления, восприятия, внимания, памяти, самостоятельности.
Результаты исследования показали эффективность проведенной нами работы по формированию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста: у 12 дошкольников старшей группы — высокий уровень проявления познавательного интереса; у 10 детей — средний уровень.
Таким образом, цель, которая состояла в изучении формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, достигнута, задачи реализованы, гипотеза доказана.

Список литературы
Законодательно-нормативные документы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) // Российская газета. — 2013. — 25.11 (№ 265).

Монографии, учебники, учебные пособия
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / Под ред. Г.И.Щукиной. — М., 1984. — 176с.
3. Бабкина Н.В. Радость познания: Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников. Книга для учителя. — М.: АРКТИ, 2010. — 78 с.: ил.
4. Березина Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста: автореф. дис…кан.пед.наук: 13.00.02. — М., 2014. — 24 с.
5. Березина Ю.Ю. Семинарские и практические занятия по курсу “Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста”. Пособие для студентов факультетов дошкольной педагогики и психологии. — М.: Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ, 2009. — 60 с.
6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям. — Горький: Приокское книжное издательство. 1968. — 456с.
7. Возрастная и педагогическая психология. / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. — М.: Педагогическое общество России, 2013. — 512 с.
8. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: учебно-методическое пособие. — М.: Академия, 2014. — 75 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. — М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2008. — 671 c.
10. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие / Л.Г.Нисканен, О.А.Шаграева, Е.В.Родина и др.; Под ред. Л.Г.Нисканен. — М.: Академия, 2012. — 208 с.
11. Кудинов С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты. Монография. — Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 2009. — 270 с.
12. Локк Дж. Мысли о воспитании. — М.: Издательский дом “Тиссо”, 2015. — 286 с.
13. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М., 1979. — 120с.
14. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
15. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под редакцией А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М.: Просвещение, 2010. — 246 с.
16. Пугач Г.В. Познавательная активность человека. — М.: Политиздат, 1985. — 96 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2012. — 712 с.
18. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 2009. — 178 с.
19. Семенова М.Л. Педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 — Челябинск, 2006. — 168 с.
20. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. — М.: Академия, 2011. — 288 с.
21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2014. — 272 с.
22. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе — М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
23. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
24. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Просвещение, 1971. — 234 с.
25. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. — Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2007. — 416 с.
26. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 2012. — 136 с.

Статьи
27. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. — С. 41-60.
28. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 8. — С. 192-195.
29. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. // Психология и педагогика игры дошкольника. — М.: Просвещение, 1985. — С. 254–340.
30. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. — М., 1951. — Вып. 36. — С. 39-104.
31. Гафитулин М. Уровни познавательной активности //Технологии творчества. — 2009. — №2. — С.24-28.
32. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 1. — С. 28-32.
33. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика, и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. — 2012. — №4. — С.5-17.
34. Морозова Н.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 73. — С.15-54.
35. Мясищев В.Н. О потребностях как отношениях человека // Ученые записки ЛГУ. Психология. — 1959. — Вып. 16. № 265. — С. 32-40.
36. Рыбалко И.И. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в дошкольном возрасте // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. — С.61-70.
37. Савина Ф.К. Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается (Методологический семинар памяти профессора В.С. Ильина). Вып.4. — Волгоград: Перемена, 2007. — С.44-47.

Интернет-источники
38. Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание. // Философско-психологические проблемы развития образования // http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-151.htm.
39. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. // Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы / Ред.-сост. Г. В. Бурменская. — М.: УМК «Психология». // http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=179432.
40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // http://e-libra.ru/read/114103-deyatelnost-soznanie-lichnost.html.
41. Мокеева С. В., Кувалдина Е. А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. // http://e-koncept.ru/2016/56519.htm.
42. Новикова В.В. Формирование у дошкольников познавательных интересов через развивающие игры с учетом ФГОС ДО. // Научно-методический электронный журнал “Мультиурок”. — 2016. // https://multiurok.ru/files/formirovaniie-u-doshkol-nikov-poznavatiel-nykh-intieriesov-chieriez-razvivaiushchiie-ighry-s-uchietom-fgos-do.html.
43. Тарасова И.Н. Формирование познавательного интереса дошкольников посредством использования игрового занимательного материала на занятиях в ОУ ДОД: Методические рекомендации. — Кемерово, 2013. // http://www.kemcdod.ru/pedagog-pedagogu/tarasova-1.pdf.
44. Фролова Ю. А. Формирование познавательного интереса дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. — Чебоксары: ЦНС “Интерактив плюс”, 2015. — № 4 (7). — С. 151-153. // https://interactive-plus.ru/ru/article/14735/discussion_platform.



Заказать учебную работу

Данный текст представлен в том виде, в котором добавлен его автором. Используйте данный текст в качестве примера или шаблона для своего научного труда. А лучше закажите уникальную работу с высоким процентом уникальности

Проверить уникальность

Внимание плагиат! Будьте осмотрительны. Все тексты перед защитой проходят проверку на плагиат. Перед использованием скачанного материала обязательно проверьте текст на уникальность и повысьте ее, при необходимости

Был ли этот материал полезен для Вас?

Комментирование закрыто.